Перспективы развития умных городов в арктических регионах России Prospects for the development of smart cities in the arctic regions of Russia
Ь Л МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 332.1 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10723
Работа выполнена в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — докторов наук МД-402.2019.6
Панасейкина Вероника Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ «Кубанский государственный университет», г. Краснодар Panaseikina V.S.,
candidate of economic sciences, associate professor, Kuban State University, [email protected] Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки механизма реализации задач, закрепленных в Указе Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», а также «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г» в части развития подходов и инструментов внедрения проекта «Умный город» в опорных арктических регионах России.
Summary. The relevance of the study is due to the need to develop a mechanism for implementing the tasks enshrined in the Decree of the President of the Russian Federation of March 5, 2020 N 164 «On the Fundamentals of State Policy of the Russian Federation in the Arctic for the Period up to 2035», as well as «Fundamentals of State Policy in the Field of Environmental Development of the Russian Federation for the period up to 2030 "in terms of developing approaches and tools for implementing the" Smart City "project in the key Arctic regions of Russia.
Ключевые слова: традиционное природопользование, коренные народы, «умный город», экологическая безопасность, арктические регионы.
Keywords: traditional nature management, indigenous peoples, «smart city», environmental safety, arctic regions.
В настоящее время российская Арктика является местом реализации международных и отечественных фундаментальных и прикладных исследований в области проблем устойчивого развития нашей планеты, изменения климата, сохранения биологического разнообразия, безопасности, разведки и добычи полезных ископаемых, культуры северных народов и т.д
Однако существует ряд ограничивающих факторов, которые объективно сужают спектр возможностей комплексного развития территорий, несмотря на их огромный потенциал, а именно неразвитость транспортной инфраструктуры, значительная отдаленность населенных пунктов между собой и по отношению к промышленно развитым центрам, практически отсутствующая современная социальная и коммунальная инфраструктура в сельской местности, и как следствие значительный отток оттуда населения, ухудшение здоровья населения, сокращение территорий традиционного природопользования. В этой связи растущие потребности в модернизации инфраструктуры, обновлении объектов жилищно-коммунального хозяйства, развитии инфраструктурных проектов, в том числе социального характера и многих других сферах требуют более активного развития партнерских отношений государства и частного бизнеса.
В соответствии с Указом Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются:
- обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
- сохранение Арктики как территории мира, стабильного и взаимовыгодного партнерства;
- обеспечение высокого качества жизни и благосостояния населения Арктической зоны Российской Федерации;
- развитие Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование в целях ускорения экономического роста Российской Федерации;
- развитие Северного морского пути в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации Российской Федерации;
- охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации [1].
В таблице представлены основные задачи в сфере экономического инфраструктурного развития Арктической зоны.
Т^блшв — Эаллчи гиулрспгнной иолшшя в сфере экономического н инфраструктурного рачштм ЛркппккоП эоны [1]
и
Задачи в сфере экономического развития Арктической зоны_
государственная поддержка
ПрСДПрЯНН3Т«ЯККОЙ ДезГКДЬНОСТН.. » том чдгдр поддержка субъектов малого ы среднего предпринимательства в. целях создания привлекательных условий для осуществления частных шгветтшнн н обеспечения нх экономической
эффективности;
- расширение участия частных инвесторов в реализации ннвестнщюннык проектов на арктическом шельфе при сохранении со стороны государства контроля 1-а нх реализаин е и; ннфрас трузстур н ое обустройство N с к игральнов их центров.. яогнеппбекн свяшшых с Северным морским: путем:;
на ранг не окне за счет государственных н чветныд иивестиинй теьгнМ КОЯОТО-разведочных работ прн освосвиш месторождений >тлеводородного сырья н твердых полезных не копаемых:
стимулирование ротработки
тру дно нзвл е кае-мых зап а сов
углев одородного сырья. повьолиення коэффнинентой нефти И ша.
глубокой переработки нефти,, производства, сжиженного природного газа н
создание условий для повышения эффективности освоения н добычи: (вылова) полных он о логических ресурсов,
стимулирование производства рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью и развития аквакультурьа;
интенсификация лесовосстановленкя, стимулирование (шнти .лесной
инфраструктуры н глубокой переработки лесных ресурсов;
стн>г.лнрованнс местного производства, сельскохозяйственного сырья н
про д ово льс твня;
развитие круиз нот о, этнического, экологического и промышленного тт.-ритма;
сохранение н развитие традиционных отраслей: хозяйствования, народных промыслов н ремесел, с п осооств}"к>шнх обеспечению занятости ее развитию самозанятостн ,тиц, отаоешцшьея к на.ючнсленным народом.
- обеспечение доступа лип, относящихся к мпочнеленныя народам, к природным ресурсам, нг&окодюсУм для ведения традиционного образа лзпнн и осуществления традиционной хозяйственной деятельности;
развЕггне механизмов участия: л ни, относящихся к малочисленны?.! народам„ и их уполномоченных представителей в принятии ртшгний по вопросам ос уще-ствл сивая промышленной
деятельности в местах нх традиционного проживания и традиционной хозяйственной, д опель н ос тн;
приведение системы среднего
профессионального и высшего образования в Арктической зоне Российской ФедсронЕсн в соответствие с прогнозом потребности в квалнфилированных кадрах;
оказание г осл-дарственной поддерл.ки э ко и омич ее кн актн в и о л г>" нас е ленню Рос-снн. готовом]," к переезду (пересе л сеевею) в Арктическую зону Российской Федерации я, целях ос ч'ш ее тел ення трудовой деятельности.
Задачи в сфере инфраструктурного развития Арктической зоны
- формирование ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов ш составе, необходимом н достаточном дтя обеспечения круглогоднчжого, безопасного, бесперебойного и экономически эффективного судоходства в акваториях Северного морского пути а .других морских трншортпк коридоров;
создание системы контроля та о tw-c пе ч гнием бе зо п ас нос та су доходе тгв а, управлением транспортными потоками в районах интенсивного движения судов в Арктической тоне Российской Федерации, в том числе реализация комплекса мер- по г ндромет е орол опп ее к ouv, и а в i ir яцн о и но м\г и гидрографическому обеспсченваю.
создание эффективной системы предупреждения И л и квид а»i ни
(минное из ал ни) поел едств бен аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на всей протяжеввностн Северного морского пути и лругиэс морских транспортных коршоров,
- строительство и модернизация морских портов в акваториях Северного морского пути и других морских граи с п ор т них коридоров.
- расширение возможностей судоходства по рекам Арктической зоны Российской Федерации, включая проведение дн оу глуб нт слышл. р а So т, оО устройство портов и портопунктов;
строительство жюияяояорояялях
магистралей, ооеспечивакчшия вывоз продгл.' д гии из регионов европейской и азиатской частей страны по Северному морскому пути,
расширение сети аэропортов и посадочных площадок:.
- обе с печ е ни е транспортной доступности населенных пунктов, не нмеюшнх связи с сетью автомобильных дорог общего пользования;
- ралЕнтне системы н средств постояланого комплексного космического моЕЕЕТгоринга Арктики незавнеттых от иностранных технологий и средств информационного обеспечения;
совершенствование им фор^лим онно-кеммукик au но ни ой ни ф рас тру кту р ы,
позволяющей оказыватть услуги связи населению и хозяйствующим субьектам на »сей территории Арктической зоны Российской Федерации, в том числе прокладка п одв одных в о л о ко ино -
оптических лшшй связи по трассе Северного морского пути.
развитие системы энергоснабжения, модер ни з ацня об ьект ов л окально й
генерации, расширение нспельловаиия во то б но вля е м ых ист очнньо в э и е р г н н, сжиженного природного газа н меслпното топлива
В 2018 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства был запущен проект «Умный город», а с 2019 года он стал осуществляться в рамках Программы «Цифровая экономика» и национального проекта «Жилье и городская среда». В проекте участвуют 177 городов РФ, находящихся, в том числе, и в Арктике. В 2019 году началась реализация проекта «Умные города Мурманской области» [2]. Тестовой площадкой для опробования новых технологий стал город-спутник Кольской АЭС Полярные Зори, в котором с 2019 года начал работать аппаратно-программный комплекс «Безопасный город». В состав комплекса входят различные цифровые сервисы по электронному голосованию по общегородским вопросам или по управлению сферой ЖКХ. Одним из таких сервисов является интерактивная карта Полярных Зорь, на которой обозначены «проблемные» городские объекты.
аблнца 2 - Объем инновационных товаров, работ, услуг (млн. руб.)
2016 2017 2018
Арктическая зона Российской Федерации 29.9 27.2 23.5
Таблица 3 - Затраты на информационные п коммуникационные технолопш(млрд. руб,)
2017 2015
Арктическая зона Российской Федерации И 402.5 52 236.6
Российская Федерация 4 166 998,7 4 516 276,4
С 2019 года программа «Умный город» работает и в Якутске. Она объединяет в себе более 100 различных сервисов и технологий: энергоэффективные технологии, цифровую инфраструктуру города, системы безопасности, онлайн-мониторинг систем ЖКХ и телекоммуникации [3]. Таблица 4 - Затрата на технологические пнноващш (млн. руб.)
2017 2018
Арктическая зона Российской Федерации 7 890.3 20 779.9
В настоящее время для арктических регионов важным направлением является внедрение интеллектуальных систем экологической безопасности.
Основными экологическими проблемами арктических регионов являются:
- загрязнение окружающей среды;
- деградация земель и нарушение условий землепользования;
- негативные последствия глобальных изменений климата;
- ухудшение среды обитания и условий традиционного природопользования;
- изменение биоразнообразия и сокращение запасов биоресурсов [4].
Основными мерами по реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации являются:
- установление особых режимов природопользования и охраны окружающей природной среды, включая мониторинг ее загрязнения;
- рекультивация природных ландшафтов, утилизация токсичных промышленных отходов, обеспечение химической безопасности, в первую очередь в местах компактного проживания населения.
Рисунок 1 - Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану и рациональное использование природных ресурсов по направлениям природоохранной деятельности по сухопутным территориям Арктической зоньт РФ за 2018 год (тыс. руб.) [5]
Крайне острой для арктической зоны является проблема утилизации промышленных отходов, в огромном количестве накапливающихся вокруг промышленных предприятий. Из-за особенностей циркуляции воздушных масс в Арктике загрязняющие вещества, газовые и аэрозольные примеси скапливаются в ее атмосфере. Основные угрозы экологического характера в Арктической зоне России увеличение загрязнения и деградация компонентов природной среды в условиях растущей антропогенной нагрузки, накопление отходов; высокие риски и затраты при освоении природных ресурсов; глобальные климатические изменения и их влияние на зону распространения вечной
мерзлоты, развитие опасных гидрометеорологических, ледовых и других природных процессов, увеличение риска и ущерба от этих процессов.
Одной из первостепенной задачей для внедрения интеллектуальных систем экологической безопасности является автоматизация системы управления обращения с твердыми коммунальными отходами.
Так, внедрение автоматизированной информационной системы управления обращения с отходами, позволяющей оптимизировать маршруты движения специализированной техники для обеспечения эффективного использования ресурсов при сборе и вывозе отходов, а также обеспечение контроля за передвижением и работой специализированной техники в онлайн - режиме позволит обеспечить бесперебойную работу по вывозу твердых коммунальных отходов.
Также, требуется организация взаимодействия региональных и муниципальных органов власти, регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов, перевозчиков отходов и полигонов захоронения, которая в свою очередь будет способствовать повышению эффективности деятельности регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов, прозрачности деятельности по сбору, вывозу и захоронению твердых коммунальных отходов.
В результате реализации проекта «Умный город» возможно:
- привлечь инвестиции в экономику арктических регионов;
- развить новые отрасли экономики;
- развить социальную и инженерную инфраструктуру.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73606526/
2. Иванова С.А., Карагулян Е.А. Применение концепции умного устойчивого города в решении проблем пространственного развития Арктической зоны России // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 5. — С. 797-816. doi: 10.18334/ce.14.5.109383
3. Майоров М. Умные города в Арктике: необходимость и перспективы развития // https://goarctic.ru/society/umnye-goroda-v-arktike-neobkhodimost-i-perspektivy-razvitiya/
4. Седова Н.Б., Кочемасова Е.Ю. Экологические проблемы Арктики и их социально-экономические последствия // ЭКО. - 2017. - №5. С.160-171