Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЮМЕНСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: НАУЧНЫЙ ОБЗОР'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЮМЕНСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: НАУЧНЫЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокина Анна Борисовна, Конев Юрий Михайлович, Гаврин Александр Сергеевич

Показано, что современные процессы в развитии российского и регионального образования имеют объективное основание, которое заключается в различиях становления и развития систем образования в разных регионах России (Башкортостан, Тюменская область). Обнаружено, что спецификой современного этапа постиндустриального общества является процесс становления информационной цивилизации, в связи с чем в системе образования важнейшей становится дистанционная форма вузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фокина Анна Борисовна, Конев Юрий Михайлович, Гаврин Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTSOF SCIENCE AND EDUCATIONIN THE TYUMEN REGION: REVIEW OFRESEARCH

It is shown that current trends in the development of Russian education-globalization, on the one hand, and regionalization on the other hand-have an objective basis in the form of real differences of formation and development of education systems indifferent regions of Russia. It was revealed that the specifics of the current stage of post-industrial society is a process of becoming an information civilization. In this context, the education system becomes critical distance form of higher education. In this context, the education system becomes critical distance form of higher education.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЮМЕНСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: НАУЧНЫЙ ОБЗОР»

УДК 316.3

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЮМЕНСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: НАУЧНЫЙ ОБЗОР

PROSPECTSOF SCIENCE AND EDUCATIONIN THE TYUMEN REGION: REVIEW OFRESEARCH

А. Б. Фокина, Ю. М. Конев, А. С. Гаврин

А. B. Fokina, Yu. M. Konev, A. S. Gavrin

Ключевые слова: российское образование; глобализация; системы образования; формы обучения;

высшее образование Key words: еducation; globalization; education; forms of education; higher education

Показано, что современные процессы в развитии российского и регионального образования имеют объективное основание, которое заключается в различиях становления и развития систем образования в разных регионах России (Башкортостан, Тюменская область). Обнаружено, что спецификой современного этапа постиндустриального общества является процесс становления информационной цивилизации, в связи с чем в системе образования важнейшей становится дистанционная форма вузовского образования.

It is shown that current trends in the development of Russian education-globalization, on the one hand, and regionalization on the other hand-have an objective basis in the form of real differences of formation and development of education systems indifferent regions of Russia. It was revealed that the specifics of the current stage of post-industrial society is a process of becoming an information civilization. In this context, the education system becomes critical distance form of higher education. In this context, the education system becomes critical distance form of higher education.

Современные тенденции в развитии российского образования — глобализация, с одной стороны и регионализация с другой стороны — имеют объективное основание в виде действительных различий становления и развития систем образования в разных регионах России [1—5]. Высшее образование Бахтизин Р. Н., Шаммазов А. М. рассматривают как экономическое благо, обладающее полезностью с точки зрения его потребителей и требующее затрат на свое производство. Как и любое другое благо, оно предлагается в экономической системе, и в отношении его имеется определенный спрос. Особенностью этого блага является то, что оно может рассматриваться как смешанное общественное благо. С одной стороны, увеличение числа потребителей этого блага не влечет за собой значительного снижения полезности, доставляемой каждому из них. Высшее образование как экономическое благо обладает свойством относительного несоперничества (неконкурентности) в потреблении. С другой стороны, потребители могут быть ограничены в доступе к потреблению этого блага, то есть в получении высшего образования. С этой точки зрения высшее образование обладает некоторыми характеристиками частных благ. Вторая особенность высшего образования как экономического блага состоит в том, что оно имеет высокие положительные внешние эффекты с точки зрения развития экономической системы. Высокий уровень человеческого капитала в экономике, связанный с хорошо развитой системой высшего образования в стране, как правило, положительно коррелирует с высокими темпами экономического роста, общим уровнем экономического и социального развития общества [6-10].

Спецификой современного этапа постиндустриального общества является процесс становления информационной цивилизации. Кононова Т. М., Горева О. М. отмечают, что в системе образования важнейшей становится дистанционная форма вузовского образования. Заочная форма обучения, по их мнению, предоставила возможность получать образование вне формальной обстановки образовательных учреждений. Обучение на протяжении всей жизни играет большую роль в движении общества к знанию (например, «университет третьего возраста»), благодаря которому пенсионеры имеют возможность получить то образование, какое хотят, обучаясь тем предметам, какие представляют для них интерес [11].

При этом задачи исследования регионализации систем образования требуют, по мнению Гаврилюк В. В., решения таких вопросов: каково влияние государственной образовательной политики на формирование системы образования региона; существовал ли особый социальный заказ для систем образования на уровне региона; можно ли говорить об отличии педагогических парадигм на уровне региона; как учитывались в различные периоды развития системы образования региона образовательные потребности населения и др. [2]. Важный аспект, по мнению Шаммазова А. М., Бахтизина Р. Н., связан и с направлением образовательной деятельности вуза. Многие технические вузы, в том числе и нефтяные, пытаются адаптироваться к условиям рыночной экономики [9, 12, 13]. Например, в Республике Башкортостан проводятся исследования по разработке методов и средств интеграции пространственных данных (ПД) на основе геопорталов. По результатам исследований необходимо: а) выполнить анализ имеющихся пространственных данных; б) провести формализованное описание базовых и специализированных ПД в виде ме-

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 4, 2015

таданных; в) создать механизм интеграции и поиска данных; г) разработать геосервисы для некоторых функций обработки ПД. [12, 13].

На региональном уровне рассматриваются и вопросы планирования деятельности профессорско-преподавательского состава (ППС) на основе плана работы кафедры на учебный год по реализации образовательной, научно-инновационной деятельности с учетом достижения рейтинговых и аккредитацион-ных показателей вуза. Все запланированные работы для ППС предложено разделить на 4 группы: А — по достижению рейтинговых показателей (контрольные показатели, включая аккредитационные); В — по реализации образовательной деятельности (обновления УМК; проведение (составление билетов и проверка работ) контрольных, тестирования, олимпиад всех уровней; проведение методических семинаров и научно-технических конференций на уровне кафедры, организация профессиональных ориентационных работ); С — работы по повышению квалификации; Б — другие виды работ [6, 10].

В своих исследованиях Кудрявцев А. Н. затрагивает проблемы образовательной деятельности военных вузов. Он полагает, что процесс социализации людей, проходящих службу в Вооруженных силах Российской Федерации, имеет ряд специфических особенностей. В процессе обучения курсант осваивает новые социальные роли и статусы, во время непосредственной службы офицеру постоянно приходится переезжать, меняя физическое и социальное окружение. Наиболее сложный период в жизни офицера приходится на первые годы службы после окончания военного училища, именно в это время происходит становление молодого человека в коллективе. На этом этапе у молодого офицера в результате изменения характера деятельности происходят изменения в психике, носящие неоднозначный характер и различную направленность [14].

Шемякина И. Е. предлагает в военных вузах развивать технологии самообразования у курсантов. Под ними она рассматривает системный комплекс, состоящий из содержательного и процессуального компонента, где содержательный компонент реализуется через преобразованные учебно-методические комплексы, учебные программы. Дневник самообразования, являющийся средством и результатом развития компетенции самообразования у курсантов, которые направлены на актуализацию самостоятельной работы; процессуальный компонент представлены этапностью и включением анкет, тестов, тренинга, обучающего навыкам самообразования курсанта, что является основой проектирования учебно-профессиональной деятельности [15].

Одна из главных задач высшего образования, как считает Алиев В. В., это развитие субъектного потенциала молодых людей, их социализация как полноправных участников происходящих в обществе процессов, в том числе и самого образовательного процесса. По его мнению, субъектная компетенция — это компетенция, несущая в себе характеристики, которые соответствуют личности как субъекту деятельности. Об этих характеристиках говорилось выше [16].

Говоря о тенденциях регионализации в развитии современного российского образования, следует исходить из утвердившегося в социологии представления о нем как о системе, обладающей социально-пространственной общностью организации населения. Отличаясь своеобразием природных условий, сложившейся специализацией производства, определенным уровнем развития производительных сил, производственной инфраструктуры, регионы характеризуются спецификой социальной структуры и инфраструктуры, а также образа жизни населения [2].

Существовали различия в уровне образования по округам и югу области. Это касается и уровня образования представителей коренных малочисленных народов Севера, возможностей получения образования в национальных школах, подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. Значительное число работ данной проблематике посвятила Н. Г. Хайруллина [3, 4, 15].

В заключение отметим, что регионализация образования в последние десятилетия начинает ослабевать. При перераспределении полномочий между центром и регионами последние принимают функции прогнозирования и управления развитием высшего и среднего профессионального образования, исходя из потребностей региональных рынков труда [1, 4, 10]. Выявленные тенденции требуют разработки научно обоснованной региональной политики в сфере образования. Она позволит сохранить единство российского образовательного пространства. Для подготовки специалистов массовых профессий и решения задач региона следует использовать демографический, интеллектуальный и финансовый потенциал для удовлетворения потребностей реального сектора экономики региона и образовательные запросы его населения.

Список литературы

1. Моор С. М., Фокина А. Б. Позитивный опыт развития дистанционного образования за рубежом // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2012. -№ 3. - С. 99-103.

2. Россия — Тюмень: векторы евразийского развития. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. - 324 с.

3. Современный менеджмент и инновационная, научно-техническая политика. - SaintLouis, MO: «Publishing House Science Innovation Center». - 2013.

4. Социально-гуманитарные проблемы современности: личность и общество. Книга 2: монография / Н. Г. Хайруллина, А. К. Мос-катова, А. Г. Недосекина и др. - Saint-Louis, MO, USA: Publishing House Science and Innovation Center, 2013.

5. Факторы устойчивого развития регионов России: монография / Л. Х. Абазова, А. А. Авдеева, Е.В. Бобровская и др. / Под общ. ред. С. С. Чернова. - Книга 17. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014.

6. Бахтизин Р. Н., Баулин О. А., Галиакбарова Э. В., Грачев Д. И. Планирование, рейтинговая оценка и стимулирование деятельности профессорско-преподавательского состава по реализации плана работ кафедры для достижения аккредитационных показателей высшего учебного заведения // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. - 2014. -№ 2. - С. 451-477.

7. Бахтизин Р. Н., Баширова Э. М., Миронова И. С. Разработка системы автоматизированного управления техническим состоянием технологического оборудования нефтегазовых производств // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. - 2011. -№ 4.-С. 27-31.

8. Бахтизин Р. Н., Валиахметов Р. М., Галин Р. А., Хилажева Г. Ф., Илишева Н. К. Современные демографические процессы в республике Башкортостан // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. - 2012. - Т. 17. -N° 4. - С. 5-16.

9. Вайндорф-Сысоев М. Е., Бахтизин Р. Н., Фаткуллин Н. Ю., Шамшович В. Ф., Мусина Д. Р. Современные подходы к организации электронного обучения в вузе / монография. - М., 2014.

10. Процессы, системы менеджмента качества высшего, среднего и начального профессионального образования, и инструменты управления ими / К. Э. Писаренко [и др.]; под ред. Р. Н. Бахтизина. - Уфа: Уфимский гос. нефтяной технический ун-т, 2007.

11. Кононова Т. М., Горева О. М. Формирование и развитие дистанционного образования: этапность и историческая детерминация // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2015. -N° 2. - С. 112-113.

12. Бахтизин Р. Н., Павлов С. В., Павлов А. С., Сайфутдинова Г. М. Создание инфраструктуры пространственных данных Республики Башкортостан на основе геоинформационных технологий / Под общей редакцией А. М. Шаммазова. - Уфа, 2008.

13. Бахтизин Р. Н., Павлов С. В., Павлов А. С. Научно-образовательный геопортал как интегрирующая среда для объединения научной пространственной информации о территории республики Башкортостан // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. -2011.-Т. 16.-№4.-С. 36-42.

14. Кудрявцев А. Н. Профессиональная адаптация выпускника военного вуза // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2015. -№ 2. - С. 113-117.

15. Шемякина И. Е. Образовательная среда военного вуза и ее изменения // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2015. -№ 2. - С. 120-123.

16. Алиев В. В. Формирование социальной субъектности студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2015. -N° 2. - С.103-107.

17. Хайруллина Н. Г. Социальные аспекты устойчивого развития Тюменской области // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. -N° 3 (42). - С. 74-80.

Сведения об авторах

Фокина Анна Борисовна, соискатель кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», г. Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень, тел. 8(3452)256925, e-mail: fannabor@bk.ru

Конев Юрий Михайлович, д. с. н., профессор, ведущий научный сотрудник кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89199534069

Гаврин Александр Сергеевич, д. с. н., профессор кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)208456

Fokina А. B., applicant of the chair «Marketing and Municipal Government», Tyumen State Oil & Gas University, phone: 8(3452)256925, e-mail: fannabor@bk.ru

Konev Yu. M., Doctor of Sciences in Sociology, senior scientific worker of the chair «Marketing and Municipal Government», Tyumen State Oil & Gas University, phone: 89199534069

Gavrin A. S. Doctor of Sociology, professor of the chair «Marketing and municipal management», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)208456

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.