Научная статья на тему 'Перспективы развития туризма в регионах Северо-Кавказского федерального округа'

Перспективы развития туризма в регионах Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лапекина А. И.

Экономическое развитие социума, распределение производительных сил, активизация жизненных процессов и реализация экономического, духовного и интеллектуального потенциала человека, в наибольшей степени подвержены воздействию природно-географической среды как совокупности природных факторов и ресурсов. Природные ресурсы влияют на экономическое развитие общества и на качество жизни населения; они рассматриваются в качестве источника сырьевого материала и предмета деятельности человека, располагающего рядом определенных характеристик, необходимых для жизнедеятельности и производственного развития и имеющих ключевые особенности, определенные физико-химическими свойствами и возможностями совокупного использования. Благоприятные и неблагоприятные природные условия определяют жизнедеятельность человека, трудовую способность, уклад жизни, рекреационные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Лапекина А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития туризма в регионах Северо-Кавказского федерального округа»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

© Лапекина А.И.*

Кисловодский филиал Московского государственного института индустрии туризма им. Ю.А. Сенкевича, г, Кисловодск

Экономическое развитие социума, распределение производительных сил, активизация жизненных процессов и реализация экономического, духовного и интеллектуального потенциала человека, в наибольшей степени подвержены воздействию природно-географической среды как совокупности природных факторов и ресурсов. Природные ресурсы влияют на экономическое развитие общества и на качество жизни населения; они рассматриваются в качестве источника сырьевого материала и предмета деятельности человека, располагающего рядом определенных характеристик, необходимых для жизнедеятельности и производственного развития и имеющих ключевые особенности, определенные физико-химическими свойствами и возможностями совокупного использования. Благоприятные и неблагоприятные природные условия определяют жизнедеятельность человека, трудовую способность, уклад жизни, рекреационные возможности.

В этой связи теоретической базой и непременным условием динамичного регионального развития является теория и практика формирования конкурентных преимуществ, в рамках чего к первостепенным целям относят следующие целевые ориентиры [1]:

- увеличение конкурентоспособности региона за счёт рационального использования ресурсной базы и внедрения новых технологий;

- сокращение затрат и улучшение качества услуг за счет внедрения механизмов интеграции;

- повышение занятости населения региона;

- мотивация интересов субъектов региональной экономической системы и т.д.

К условиям, оказывающим благотворное влияние на формирование конкурентных преимуществ в регионе, относят:

- увеличение отраслевой дифференциации;

- рост объемов инвестиций в приоритетные отрасли экономики региона;

- повышение уровня соответствия производственной структуры региона инновационным технологиям;

- оптимизация региональных экономических процессов и повышение степени их координации;

* Старший преподаватель, кандидат экономических наук.

- повышение внутреннего и внешнего спроса на продукцию и услуги региона и др.

При этом показатели конкурентоспособности регионов могут быть разделены на основные и вспомогательные. К основным показателям относятся те, которые наиболее полно отражают тот или иной элемент производительных сил или характер его использования. Вспомогательными можно считать элементы использования производительных сил, характеризующие конкурентоспособность экономики региона. В суммарном эквиваленте анализ территориальной конкурентоспособности предполагает существование и расходование в обязательном порядке ограниченного количества факторов, характеризующих индивидуальное, конкурентное лидерство и место в конкурентной борьбе [2].

Структура показателей региональной конкурентоспособности представляет собой отображение объекта реальности с соответствующими ему свойствами и отношениями в определенной схеме. Определение системы коэффициентов региональной конкурентоспособности и ее свойств является доступным и предполагает различную детализацию и объяснения. Главным для этой системы является сохранение единства, содержащегося в тех связях, которые зарождаются и развиваются между отдельными элементами производительных сил на данной территории. В этом случае появляется необходимость в применении оценок, характеризующих процессы распада экономического пространства региона или критичность отдельных территорий. Конкурентоспособность региона определяется присутствием конкурентных отраслей или их сегментов, а также способностью региональных органов власти формировать условия для создания и сохранения конкурентных преимуществ в определенных сферах экономики.

Россия обладает колоссальным природно-ресурсным потенциалом, обеспечивающим необходимые объемы для внутреннего потребления и экспорта. Страна занимает одно из первых мест в мире по запасам природного газа, каменного угля, цветных и драгоценных металлов, земельных угодий, речных и лесных ресурсов. К уникальным районам Российской Федерации по географическому расположению, природным ископаемым, потенциалу развития промышленной, сельскохозяйственной, курортно-оздоровительной и туристской сфер, относят Северо-Кавказский федеральный округ. Общефедеральные тренды, интересные сами по себе в эпоху смены социально-экономических парадигм, крайне значимы и не всегда однозначно преломляются в уникальном по своим демографическим, этническим, интеллектуальным, социально-экономическим и другим особенностям Северо-Кавказском федеральном округе.

Особый статус СКФО придают его неоспоримые конкурентные преимущества: социально-экономическое развитие в интересах государства, трудовые ресурсы и качество жизни населения; инвестиционные потоки; гео-

графическое положение и наличие природно-ресурсного потенциала; обеспечение рационального использования санаторно-оздоровительных факторов, комплексное решение задач охраны и рационального использования природной среды, ресурсного биопотенциала территории.

Формирование конкурентных позиций невозможно без проведения целевой политики, направленной на увеличение объемов инвестиций. Инвестиционная деятельность Северо-Кавказского федерального округа обусловлена формированием и исполнением бюджета, в том числе и консолидированного, планирование которого определяет как успехи, так и ошибки региональной политики.

Рассматривая субъекты Северо-Кавказского федерального округа с его природно-ресурсным потенциалом, можно сделать вывод, что данному макрорегиону, в первую очередь, необходима государственная поддержка в области поддержания экологии и инфраструктуры. Для формирования и последующей реализации конкурентных преимуществ СКФО необходимо:

- создать законодательно-укрепленный пласт для развития ресурсных кластеров на территории муниципальных образований и районов;

- обеспечить информационно-технический и научный рост регионов СКФО;

- создать межрегиональный ресурсный центр;

- привлечь иностранных инвесторов для создания совместных проектов по использованию природных ресурсов с применением новых технологий и управления и др.

Таким образом, в Северо-Кавказском федеральном округе сформированы реальные предпосылки для завоевания прочных конкурентных позиций за счет имеющегося природно-ресурсного потенциала, агроклиматических условий, приоритетных отраслей сферы туризма, промышленности, электроэнергетического комплекса, оптовой и розничной торговли.

Среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа наиболее динамичными характеристиками социально-экономического развития обладает Ставропольский край.

Развитие конкурентных преимуществ Ставрополья должно стать общегосударственной целью с учетом демографических, национальных особенностей, а также природно-климатических факторов, текущего состояния и ресурсного потенциала. В данном направлении важная по значению роль отводится неисчерпаемым и наиболее высокорентабельным ресурсам. Другая задача - развитие агропромышленного комплекса, рациональное использование земельных угодий и привлечение инвесторов в сельское хозяйство. Региональная поддержка сельского хозяйства дает положительный социальный эффект, уменьшая отток населения из сельской местности, снижая уровень безработицы. Далее следуют задачи по оздоровлению окружающей среды. К ним относят: улучшение состояния целостной системы природных

ресурсов, под которым понимают совокупность элементов, обладающую стабильной экологической устойчивостью, способную погашать возникающие отрицательные изменения под воздействием негативных факторов.

Для региона, как участника конкурентной борьбы, завоевание конкурентных позиций означает не только возможность развития, но и право занимать лидирующее место в административной системе государства.

Для обеспечения устойчивого развития Ставропольского края необходима система эффективного регионального менеджмента, направленная на формирование и развитие конкурентных преимуществ. Решение проблемы формирования и развития конкурентных преимуществ в хозяйственном комплексе Ставропольского края невозможно без финансовой поддержки государства, источником которого выступают бюджетные и внебюджетные поступления. Регулирующая деятельность региональных органов власти должна обеспечиваться посредством принятия организационно-управленческих, экономических и правовых решений, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие экономической системы региона.

Система эффективного регионального менеджмента, направленная на формирование и развитие конкурентных преимуществ, должна быть направлена на максимальное удовлетворение нужд населения за счет достижения оптимальной пропорции распределения ресурсов между хозяйственными комплексами и сферами экономики, подходящей их объему и структуре общественных потребностей.

В системе выделено структурное взаимодействие функциональных составляющих, позволяющее преобразовывать системную взаимосвязь в зависимости от улучшающихся внешних и внутренних факторов. Она состоит из совокупности связей, выражающих поведение системы в целом и ее подсистем.

Эффективное развитие Ставропольского края направлено на уменьшение числа убыточных производителей и оптимизацию налогооблагаемой базы прибыльных предприятий, что даст возможность повысить показатели доходной части бюджета края. Профицитное исполнение бюджета способствует формированию дополнительных программ по охране окружающей среды. При реализации экологической политики региональные органы власти должны усилить контроль за состоянием окружающей среды, внедряя новые технологии в сферу производства и утилизации отходов. Вследствие воздействия человеческой деятельности на среду обитания в крае происходит значительное потребление биоресурсов: минерально -сырьевых, земельных и водных, а также увеличивается экологическая опасность. Эффективное использование природно-ресурсного потенциала и охрана окружающей среды является одной из важнейших задач обеспечения расширенного воспроизводства экономики региона.

Антикризисное управление социально-экономической системы любого уровня (будь то отраслевые или территориальные комплексы, их совокуп-

ности и сочетания, а также составляющие их единицы) находит свое регламентирующее и документарное воплощение в системных программных материалах, выступающих в данном случае в качестве стратегии антикризисного управления. Именно последняя призвана осуществить конкретные мероприятия по достижению устойчивого развития, подразумевающего в контексте антикризисной стратегии под собой недопущение возможных кризисов и снижение потенциальных опасностей, несущих внешними форс-мажорными обстоятельствами.

Следует отметить отсутствие в современной научной литературе единого представления о самой сущности антикризисного управления. Так, в настоящее время мы имеем дело со следующими различающимися между собой (иногда незначительно, иногда весьма принципиально) подходами:

1. равнозначность антикризисного управления и банкротства территории или предприятия;

2. равнозначность антикризисного управления и управления традиционными средствами и методами (в тактическом и стратегическом горизонтах);

3. равнозначность антикризисного управления и профилактики кризисного состояния рассматриваемого субъекта;

4. равнозначность антикризисного управления и управлением по выводу субъекта экономики из кризисной ситуации;

5. равнозначность антикризисного управления и государственного регулирования в процессе социально-экономического кризиса с резким сокращением полномочий или спектра возможных действий при экстремальной экономической ситуации.

В качестве подэтапов разработки и реализации стратегии антикризисного управления могут служить следующие:

1. определение цели, задач, критериев и индексов развития, свидетельствующих о степени достижения поставленных целей;

2. разработка, развитие и воплощение на практике методического инструментария антикризисных процессов;

3. внесение изменений в региональное, муниципальное законодательство, а также нормативные регламенты отраслей и конкретных предприятий (в качестве примера может служить адаптация системы менеджмента качества под антикризисные мероприятия или придание ей данной направленности);

4. отработка вопросов информационно-аналитического обмена между участниками (субъектами) стратегии антикризисного управления;

5. переквалификация и повышение квалификация, а также совершенствование образовательного блока в направлении антикризисного управления.

В обобщенном виде при этом решаются следующие задачи:

- стабильное и устойчивое развитие социальной сферы на базе повышения благосостояния населения (повышение уровня жизни, рост реальных доходов и платежеспособного спроса населения);

- реализация системных рыночных институциональных преобразований;

- увеличение финансовых ресурсов подконтрольной территории;

- принятие и осуществление оптимальной бюджетной политики;

- формирование благоприятного инвестиционного климата;

- стабилизация состояния потребительского рынка региона;

- оптимальное по эффективности использование имеющихся природных ресурсов.

При этом важнейшими задачами антикризисной стратегии должны стать:

- стабилизация функционирования социальной сферы, базирующаяся на макроэкономических показателях уровня жизни населения, реальных доходов, а, соответственно, и платежеспособного спроса;

- осуществление требуемых институциональных преобразований, необходимых для реализации данной стратегии;

- осуществление реальной бюджетной политики в масштабе субъекта федерации, или финансовой в масштабе отрасли и предприятия;

- активизация инвестиционнопривлекающей деятельности, формирование инвестиционноблагоприятных условий, мотивация инвестиционной активности;

- стабилизация состояния макро- и мезоэкономических показателей;

- обеспечение устойчивого развития и оптимальных лимитов потребления исчерпаемых природных ресурсов.

Следует отметить, что антикризисное управление включает в себя социально-экономические, функциональные, организационно-экономические и институциональные аспекты сущностного содержания.

Таким образом, анализ исследовательских подходов и выявление наиболее оптимальных для конкретных условий социально-экономического развития региона, отрасли или предприятия позволил рассмотреть теоретические аспекты разработки адресных стратегий антикризисного управления, которые могут быть ценными и востребованными при текущем и стратегическом планировании, направленном на недопущение кризисных ситуаций, а также для нивелирования негативных процессов уже наступившего кризиса.

Таким образом, Северо-Кавказский федеральный округ, обладающий уникальным географическим положением и многообразием природных и трудовых ресурсов, развитой инфраструктурой, должен стать одним из «локомотивов» развития социально-экономической сферы (в том числе туризма и рекреации) не только самого макрорегиона, но и всей Российской Федерации.

Список литературы:

1. Новоселова Н.Н., Попова А.И. Роль и значение природно-ресурсного потенциала в обеспечении устойчивого развития региона// Сб. научно-исследовательских работ «Наука и образование на рубеже тысячелетий». Вып. 1. -М.: Учлитвуз, 2009. - 22 с.

2. Новоселова Н.Н., Попова А.И. Ресурсное обеспечение конкурентных преимуществ региона // Сб. научно-исследовательских работ «Наука и образование на рубеже тысячелетий». Вып. 1. - М.: Учлитвуз, 2010. - 24 с.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЗДАНИЯ ЛИЗИНГОВОЙ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА РОССИЯ - БЕЛОРУССИЯ - КАЗАХСТАН1

© Никитина М.Ю.*

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

В течение многих лет транспортная инфраструктура развивалась без должной координации между отдельными видами транспорта и развитием производительных сил, что вело к прямым потерям от реализации несвоевременных, слабо увязанных между собой и неэффективных проектов. Создание таможенно-логистических центров в приграничных регионах особо актуально в условиях таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Национальная экономика в последние годы развивались во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.

В октябре-декабре 2008 года, когда мировой экономический кризис серьезно отразился на российской экономике, Правительство начало реализацию антикризисных мер [5]. Рассмотрев основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации, можно говорить об актуальности становления в Белгородской области новой лизинговой компании. Ее создание позволит привлечь дополнительные рабочие места и будет способствовать вовлечению к работе молодых специалистов в сфере лизинга.

Выбор специфики проекта обусловлен тем, что меры антикризисной программы правительства РФ, а следовательно, и бюджетное финансирование,

1 Работа выполнена в рамках дополнительного внутривузовского конкурса на соискание грантов для реализации краткосрочных проектов по направлениям развития науки, технологий и техники «Инициатива» в НИУ «БелГУ».

* Ассистент кафедры Финансов и кредита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.