Научная статья на тему 'Перспективы развития транзитного потенциала Евразийского экономического союза'

Перспективы развития транзитного потенциала Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ГРУЗОПОТОК / THE EURASIAN ECONOMIC UNION / TRANSIT POTENTIAL / TRANSPORT CORRIDOR / ECONOMIC INTEGRATION / FREIGHT TRAFFIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Высоцкая В.

В статье рассмотрена роль и особенности развития транзитного потенциала стран Евразийского экономического союза. Обозначены основные преимущества стран Евразийского экономического союза среди передвижения транспорта, товаров, услуг по территории ЕАЭС. Достаточно разветвлённая транспортная сеть ЕАЭС даёт возможность обеспечивать транзитные грузопотоки в сообщениях между Востоком, Западом, а также странами Юго-Западной Азии. В рамках перспективы развития транзитного потенциала выступает Республика Казахстан, занимая выгодную территориальную позицию.The article considers the role and features of the development of the transit potential of the Eurasian Economic Union countries. The main advantages of the countries of the Eurasian Economic Union among the movement of transport, goods, and services across the territory of the EES are identified. A sufficiently ramified transport network of the EES makes it possible to provide transit freight traffic in communications between the East, the West, and also the countries of South-West Asia. In the framework of the prospects for the development of transit potential, the Republic of Kazakhstan is taking a favorable territorial position.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Высоцкая В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития транзитного потенциала Евразийского экономического союза»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЕВРАЗИЙСКОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В. Высоцкая, магистрант

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10394

Аннотация. В статье рассмотрена роль и особенности развития транзитного потенциала стран Евразийского экономического союза. Обозначены основные преимущества стран Евразийского экономического союза среди передвижения транспорта, товаров, услуг по территории ЕАЭС. Достаточно разветвлённая транспортная сеть ЕАЭС даёт возможность обеспечивать транзитные грузопотоки в сообщениях между Востоком, Западом, а также странами Юго-Западной Азии. В рамках перспективы развития транзитного потенциала выступает Республика Казахстан, занимая выгодную территориальную позицию.

Ключевые слова: ЕАЭС, транзитный потенциал, транспортный коридор, экономическая интеграция, грузопоток.

В настоящее время создание евразийского экономического союза между странами Участниками набирает обороты в развитии и показывает качественный подъем экономики стран ЕАЭС, в условиях глобальной конкуренции.

Имеющийся транзитный потенциал стран ЕАЭС отображает эффективное использование в формировании евразийских транспортных коридоров. В свою очередь это способствует благополучному развитию инфраструктуры на всем Евразийском континенте.

По всей территории ЕАЭС пролегают важнейшие международные транспортные коридоры в составе железных дорог, автомобильных дорог, а также внутренних водных путей и воздушных трасс.

Рассмотрим более подробно систематизацию транспортных коридоров, которые проходят через территорию стран ЕАЭС. Страны ЕАЭС проводят большую работу по координации транспортной политики, так как лежит большая ответственность по обеспечению экономической интеграции. Также большое значение уделяется развитию единого транспортного пространства.

Транспортная система стран ЕАЭС может обеспечивать кратчайшие связи между Азией и Европой. Если рассматривать эту связь, можно понять, что интеграция способствует значительному росту объемов

транзитных перевозок, а также большей возможности влияния на развитие всех стран Евразийской части.

Для развития транзитных коридоров особую роль играет географическое местоположение стран ЕАЭС. Так как Китай и Европа формируют основной транзитный грузопоток. В контексте рассмотрения транзитного потенциала стран ЕАЭС настоящие исходные данные не ограничиваются рынками Евросоюза и Китая.

Достаточно разветвлённая транспортная сеть ЕАЭС даёт возможность обеспечивать транзитные грузопотоки в сообщениях между Востоком, Западом, а также странами Юго-Западной Азии.

Можно отметить, что Северный морской путь даёт возможность соединять страны Юго-Восточной Азии, а также Евросоюза. Коридор Север - Юг, стыковые пункты Достык и Хоргос.

Главной задачей ЕАЭС является обеспечение увеличения транзитного грузопотока между Китаем и Европой, который будет проходить сухопутным маршрутом через территорию всего Союза. Транзитный маршрут из КНР в ЕС по территории Союза более быстрый, если сравнивать морской маршрут, и более дешевый, чем использование воздушного транспорта из Китая в Европу. Можно отметить, что

часть грузопотока выгоднее перевозить через евразийский транзитный коридор.

Китайское правительство прикладывает огромные усилия по развитию своих регионов, такого проекта как «Один пояс -один путь». Построение такого типа отношений между Китаем и ЕАЭС очень важны для формирования большого Евразийского партнёрства. Таким образом, благоприятные условия действуют на Республику Казахстан, так как государство стало транзитным для грузопотока, что эффективно сказывается на увеличении количества контейнеров, на транспортном маршруте, связывающем Азию, Европу, Север - Юг.

Хотелось бы отметить, что одним из важнейших документов, подписанных в Пекине в сентябре 2019 года, стал Меморандум о взаимопонимании между Казахстаном и Китаем о реализации плана сотрудничества по сопряжению новой экономической политики «Нурлы жол» и строительства Экономического пояса Шёлкового пути. Данная инициатива выгодна как для Казахстана, так и для всех стран-участников ЕАЭС.

С 31 января 2020 года вступило в силу Распоряжение Евразийского межправительственного совета «О формировании экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза».

Изучив Распоряжение, можно понять, что формирование экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС способствует решению поставленных задач в области эффективности использования нажитого транспортно-логистического потенциала Союза, также транзитного потенциала. Формирование евразийской цифровой транспортной экосистемы можно принять, как первый этап встраивания в глобальные цифровые транспортные коридоры.

Это даст возможность сократить время в пути при грузопотоке. Также можно будет добиться снижения простоев транспорта и административных издержек. На основании внедрения цифровых технологий, изменится подход к моделям управления.

Концепция экосистемы способствует осуществлению снижения временных и административных затрат перевозчика, а также увеличению скорости оборачиваемости груза. Практическая реализация экосистемы цифровых транспортных коридоров увеличит пропускную способность международного транспортного коридора ЕАЭС.

На сегодняшний день 82% общего объема грузопотока ЕАЭС приходится на автомобильный транспорт. Прогнозируется, что с 2022 года, за счёт реализации концепции экосистемы цифровых транспортных коридоров на международных транс-портно-логистических перевозках годовой пробег вырастет примерно на 20%, благодаря снижению непроизводственных простоев транспортных средств. Данная концепция актуальна как для государства, так и для представителей бизнеса.

Прогнозируется, что благодаря возможности создания экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС снизится цена на то самое транспортное звено, для конечной продукции. Будет это в диапазоне с нынешних 20% до 12-15%. В тоже время, как перевозка по железнодорожной дороге по маршруту КНР - ЕАЭС - ЕС могла бы сократиться на 11 часов.

Проект планируется осуществить в три этапа до 2025 года. Среди прочего планируется подготовка нормативной базы, техническое проектирование национальных и наднациональных сегментов, реализация пилотных проектов, разработка стандартов и модернизация существующей информационной базы. Запуск пилотных проектов предполагается реализовать позднее. На Совете ЕЭК, с участием вице-премьеров стран Союза, планируется их рассмотрение.

Таким образом, рассмотрев все аспекты развития транспортного потенциала стран ЕАЭС, можно сделать вывод, что в процессе развития между странами ЕАЭС определенно появляется конкуренция. В настоящее время лидером по уровню развития можно выделить Казахстан. По объемам транзита и по развитию транспортно-логистической инфраструктуре страна занимает выгодную позицию. Руководство

республики Казахстан осуществляет зна- совокупности, как и удачное географиче-чимые для дальнейшего развития меры по ское положение, Казахстан выигрывает на объемам инвестиций в строительство фоне других стран ЕАЭС. Поэтому, все транспортно-логистической инфраструк- это, дает большой толчок к реализации туры. Уделяется большое внимание опти- внешней политики. На данном этапе со-мизации транзитных маршрутов. Государ- храняя позицию удачного управления пе-ство рассматривает не только логистику ревозками и потенциалом транспортно-сухопутным транспортом, но и стремится логистического транзита. включить мультимодальные перевозки. В

Библиографический список

1. Алексеенкова Е.С. Перспективы развития проекта ЕАЭС к 2025 году / Е.С. Алексеенкова, И.С. Глотова, А.В. Девятков и др. // Российский совет по международным делам. - М.: НП РСМД, 2017. - 92 с.

2. Винокуров Е.Ю. Экономика ЕАЭС: повестка дня / Е.Ю. Винокуров, Т.В. Цукарев // Евразийская экономическая интеграция. - 2015. - №4 (29). - С. 7-21.

3. КокаревК.А. Шёлковый путь - стратегия развития современного Китая // Один пояс - один путь: ведущая стратегия внутренней и внешней политики Китая / Под ред. К.А. Кокарева. - М.: РИСИ, 2016. - С. 75.

4. Лузянин С.Г. Экономический пояс Шёлкового пути: модель 2015 года / С.Г. Лузянин, С.Л. Сазонов // Обозреватель-ОЬвегуег. - 2015. - №5. - С. 35-46.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF TRANSIT POTENTIAL OF THE

EURASIAN ECONOMIC UNION

V. Vyssotskaya, Graduate Student

St. Petersburg State University of Economics

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article considers the role and features of the development of the transit potential of the Eurasian Economic Union countries. The main advantages of the countries of the Eurasian Economic Union among the movement of transport, goods, and services across the territory of the EES are identified. A sufficiently ramified transport network of the EES makes it possible to provide transit freight traffic in communications between the East, the West, and also the countries of South-West Asia. In the framework of the prospects for the development of transit potential, the Republic of Kazakhstan is taking a favorable territorial position.

Keywords: The Eurasian Economic Union, transit potential, transport corridor, economic integration, freight traffic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.