Научная статья на тему 'Перспективы развития сверхзвуковых самолетов'

Перспективы развития сверхзвуковых самолетов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
720
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЛЕТ / PLANE / СВЕРХЗВУКОВОЙ / SUPERSONIC / AIRBUS / ZEHST / AERION / AS2 / LOCKHEED MARTIN / N+2 / С-21 / АВИАЦИЯ / AVIATION / S-21

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Никитевич Н.В., Ромушкин А.Ю., Лукасов В.В.

Раскрывается тема развития сверхзвуковых самолетов нового поколения, говорят о трудностях, возникающих при их проектировании, представляют характеристики проектов, делают сравнительный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SUPERSONIC PLANES

In work authors open a subject of development of supersonic planes of new generation, speak about the difficulties arising at their design submit characteristics of projects, do the comparative analysis.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития сверхзвуковых самолетов»

УДК 629.7.01

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СВЕРХЗВУКОВЫХ САМОЛЕТОВ

Н. В. Никитевич, А. Ю. Ромушкин Научный руководитель - В. В. Лукасов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: nikolai.taishet@mail.ru

Раскрывается тема развития сверхзвуковых самолетов нового поколения, говорят о трудностях, возникающих при их проектировании, представляют характеристики проектов, делают сравнительный анализ.

Ключевые слова: самолет, сверхзвуковой, Airbus, Zehst, Aerion, AS2, Lockheed Martin, N+2, С-21, авиация.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SUPERSONIC PLANES

N. V. Nikitevich, A. Yu. Romushkin Научный руководитель - V. V. Lukasov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: nikolai.taishet@mail.ru

In work authors open a subject of development of supersonic planes of new generation, speak about the difficulties arising at their design submit characteristics of projects, do the comparative analysis.

Keywords: plane, supersonic, Airbus, Zehst, Aerion, AS2, Lockheed Martin, N+2, S-21, aviation.

В истории сверхзвуковой гражданской авиации было создано всего два летательных аппарата -это советский самолет «Ту-144» и англо-французский «Конкорд». Причем первый полет совершил советский лайнер 31 декабря 1968 года. Правда, через два месяца в небо поднялся и «Конкорд».

«Ту-144» выполнял рейсы в течение 4 лет (1975-1978 гг.), тогда как «Конкорд» эксплуатировался British Airlines и Air France в течение 27 лет (до 2003 года). Причиной прекращения рейсовых полетов «Ту-144» стала катастрофа одного самолета «Ту-144» на авиасалоне в Ле-Бурже (Франция) во время показательного полета а также коммерческие факторы. Заполняемость рейсов оказалась низкой, и не только из-за дороговизны билетов, но и из-за менее комфортного, хоть и быстрого полета [1].

Первое поколение сверхзвуковой авиации закончилось с прекращением полетов «Ту-144» и «Конкорд». Но идея создания сверхзвуковых самолетов остается актуальной, тем более, что сейчас это позволяет научно-технический процесс. В связи с этим некоторые страны приступили к разработке сверхзвуковых самолетов второго поколения. Однако существует еще ряд трудностей, которые сдерживают их создание:

1. Разработка конструкции летательного аппарата, способной выполнять полет на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях с возможностью посадки со скоростью не превышающей 200 км/ч.

2. Разработка, создание двигателей с тягой, позволяющей развивать сверхзвуковую скорость с минимальным расходом топлива.

3. Создание аэродромной сети, позволяющей производить взлет и посадку сверхзвуковых самолетов.

4. Разработка материалов, значительно снижающих стоимость самолета.

5. Уменьшение массы летательного аппарата.

6. Уменьшение шума в аэропортах при взлете и посадке.

7. Разработка эффективного и экономичного топлива.

Секция «Эксплуатацияи надежность авиационной техники»

В настоящее время разработкой сверхзвуковых гражданских самолетов второго поколения занимаются: Россия, Япония, США и Европа.

Европейская авиастроительная компания «Airbus» представила проект сверхзвукового пассажирского самолета под названием «Zehst». По задумке разработчиков, при взлете и наборе высоты он будет использовать биотопливо, а в стратосфере переходить на ракетное горючее. Самолет сможет перевозить от 50 до 100 пассажиров из Парижа в Токио всего за 2,5 часа, а из Нью-Йорка в Париж -за 1,5 часа [2].

Американские компании «Lockheed Martin» и «Aerion» обещают создать сверхзвуковые авиалайнеры «N+2» и «Aerion AS2» соответственно. «N+2» будет вмещать до 80 пассажиров. Для стабильности полета и более плавного преодоления звукового барьера самолет оснастят тремя реактивными двигателями, расположенными в разных плоскостях. Также будет внедрена инновационная система подавления шума, что позволит летать в максимальной тишине и комфорте.

В отличие от «N+2», «Aerion AS2» - это двенадцати местный самолет для чартерных бизнес-перевозок, в облике которого главное внимание на себя обращает прямое крыло, трапецеидальной формы [3].

Специалисты японского агентства космических исследований создали опытный образец гиперзвукового пассажирского самолета, который пока еще не имеет названия. За счет оптимальной аэродинамической формы, рассчитанной на суперкомпьютере и проверенной в аэродинамической трубе, использования специальных двигателей, уровень шума, издаваемый двигателями значительно ниже, чем был у «Конкорда» [4].

В России разработкой самолета, который мог бы летать со сверхзвуковой скоростью, активно занималась компания «Сухой», которая представила проект самолета бизнес-класса «С-21» с тремя двух-контурными турбореактивными двигателями Ал-363 с тягой до 9100 кг каждый, разработанными в НПО «Сатурн» и английской фирмой «Роллс-Ройс». Это будут надежные двигатели, соответствующие международным требованиям. Также на данный момент центральный аэрогидродинамический институт ведет работы для пополнения научно-технического задела по тематике сверхзвуковых пассажирских и деловых самолетов нового поколения [5].

Предполагаемые характеристики сверхзвуковых самолетов представлены в таблице.

Предполагаемые характеристики сверхзвуковых самолетов

Россия Япония США Европа

С-21 * N+2 Aerion AS2 Airbus Zehst

Пассажировместимость, чел. 6-10 50 80 8-12 50-100

Скорость, км/ч 2 025 5 000 1 960 1 960 5 029

Высота полета, м 15 500-18 500 * * * 32 000

Длина, м 38,6 * * 41,33 80

Масса, кг 51 800 * * 40 823 *

* - данные, которых нет в свободном доступе.

Исходя из вышеперечисленных характеристик, можно сделать вывод, что самым быстрым и пассажировместимым из разрабатываемых сверхзвуковых самолетов является европейский «Airbus Zehst». Японский самолет не уступает ему по скорости, но проигрывает в пассажировместимости, точно так же как и американскому «N+2». Русский «С-21» и американский «Aerion AS2» - это самые маленькие из представленных сверхзвуковых самолетов. Они примерно схожи по всем характеристикам, кроме массы. Масса «С-21» на 11 тонн больше, чем у «Aerion AS2», следовательно, «С-21» будет иметь больший запас топлива, что дает возможность выполнять полеты на большую дальность.

Библиографические ссылки

1. Эра сверхзвуковых пассажирских самолетов [Электронный ресурс] // Авиация России как на ладони - последние события, технологии и история авиации. URL: http://www.poletim.net/history/jera-sverkhzvukovykh-passazhirskikh-samoletov (дата обращения: 07.04.2015).

2. Airbus представил проект пассажирского сверхзвукового самолета [Электронный ресурс] : Общество // РосБизнесКонсалтинг. URL: http://top.rbc.ru/society/20/06/2011/601402.shtml (дата обращения: 07.04.2015).

3. Сверхзвуковой самолет N+2: от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса за два с половиной часа [Электронный ресурс] : Интернет и технологии // Новости Online.ua. URL: http://news.online.ua/ 675262/sverhzvukovoy-samolet-n-plus-2-ot-nyu-yorka-do-los-andzhelesa-za-dva-s-polovinoy-chasa-4-foto (дата обращения: 07.04.2015).

4. Скрипин В. Сверхзвуковой самолет нового поколения родом из Японии [Электронный ресурс] // Новости высоких технологий. URL: http:hi-news.ru/technology/sverxzvukovoj-samolet-novogo-pokoleniya-rodom-iz-yaponii.html (дата обращения: 07.04.2015).

5. Сверхзвуковые и очень пассажирские [Электронный ресурс]. URL: http://www.testpilot.ru/ review/sst2.htm (дата обращения: 07.04.2015).

© Никитевич Н. В., Ромушкин А. Ю., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.