Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Морское страхование / перевозки / страховой полис / страховые компании / страхователи / выгодоприобретатель / страховой случай / застрахованные лица / страховщики / страховые продукты / Marine insurance / transportation / insurance policy / insurance companies / policyholders / beneficiary / insured event / insured persons / insurers / insurance products

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивлиев Павел Валентинович

В данной статье подробно рассматривается объективная необходимость развития судостроительной сферы отечественной экономики посредством использования такого финансового механизма как страхование. Подробно анализируются актуальные проблемы страхового рынка морских перевозок в исследуемой отрасли на сегодняшний день. Предлагаются наиболее актуальные решения вышеназванных проблем. Рассматриваются перспективы, которые получит народное хозяйство и граждане в целом в случае успешного развития страхования в сфере морских перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF MARINE TRANSPORT INSURANCE IN MODERN RUSSIA

This article examines in detail the objective need to develop the shipbuilding sector of the domestic economy through the use of such a financial mechanism as insurance. The current problems of the maritime insurance market in the industry under study today are analyzed in detail. The most relevant solutions to the above problems are proposed. The prospects that the national economy and citizens as a whole will receive in the event of successful development of insurance in the field of maritime transportation are considered.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_11 _203

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF MARINE TRANSPORT INSURANCE

IN MODERN RUSSIA

ИВЛИЕВ Павел Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса

Академии ФСИН России.

390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1.

E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

IVLIEV Pavel Valentinovich,

PhD in Law, Associate Professor of the Institute for the Department of Civil Law and Process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st.Sennaya, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье подробно рассматривается объективная необходимость развития судостроительной сферы отечественной экономики посредством использования такого финансового механизма как страхование. Подробно анализируются актуальные проблемы страхового рынка морских перевозок в исследуемой отрасли на сегодняшний день. Предлагаются наиболее актуальные решения вышеназванных проблем. Рассматриваются перспективы, которые получит народное хозяйство и граждане в целом в случае успешного развития страхования в сфере морских перевозок.

Abstract: This article examines in detail the objective need to develop the shipbuilding sector of the domestic economy through the use of such a financial mechanism as insurance. The current problems of the maritime insurance market in the industry under study today are analyzed in detail. The most relevant solutions to the above problems are proposed. The prospects that the national economy and citizens as a whole will receive in the event of successful development of insurance in the field of maritime transportation are considered.

Ключевые слова: Морское страхование, перевозки, страховой полис, страховые компании, страхователи, выгодоприобретатель, страховой случай, застрахованные лица, страховщики, страховые продукты.

Keywords: Marine insurance, transportation, insurance policy, insurance companies, policyholders, beneficiary, insured event, insured persons, insurers, insurance products.

Для цитирования: Ивлиев П.В. Перспективы развития страхования морских перевозок в современной России // Аграрное и земельное право. 2023. № 11(227). С. 203-205. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_203.

For citation: Ivliev P.V. Prospects for the development of marine transport insurance in modern Russia // Agrarian and Land Law. 2023. No. 11(227). pp. 203-205. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_203.

Статья поступила в редакцию: 03.11.2023

Введение. Развитие страхования морских перевозок в России имеет большую актуальность в современных условиях. Речь идет о том, что за последнее время увеличилось применение морского транспорта и вырос объемов морских перевозок внутри страны и за ее пределами. Более того необходимо отметить, что если будет и дальше нарастать развитие стратегического партнерства со странами Юго-восточной Азии и в первую очередь с Китаем и как следствие потенциальное развитие северного морского пути, то количество грузоперевозок с использованием морских судов будет только возрастать. С увеличением объемов грузоперевозок по морю возрастает риск утраты и повреждения грузов, а также риск возникновения различных аварийных ситуаций во время перевозки. Поэтому страхование морских перевозок становится все более востребованным как средство защиты интересов компаний-перевозчиков и их клиентов. Кроме того, развитие страхования морских перевозок способствует стабилизации рынка морского транспорта, повышению безопасности перевозок, и улучшению условий работы для компаний, занимающихся морскими перевозками.

Цель исследования. Целью настоящего исследования является выявление актуальных проблем развития морского страхования в современной России. Также необходимо выявить основные пути развития и законодательства и иных аспектов в исследуемой сфере с целью выработки эффективных механизмов совершенствования страхования морских грузоперевозок.

Методы исследования. В данном исследовании применяется описательный и перспективный методы. Посредством описательного метода изучается, и анализируются проблемные вопросы применения такого финансового инструментария как страхование в целях развития экономики России. А посредством перспективного метода предлагаются эффективные пути и способы решения проблем в исследуемой сфере.

Для того чтобы раскрыть полностью настоящую тему необходимо сформулировать определение понятию страхования. Отечественное законодательство предоставляет легальное определение страхования. Так, под страхованием можно понимать отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков[3].

Морское страхование играет важную роль в мировой экономике, обеспечивая защиту интересов судовладельцев, грузовладельцев, то есть страхователей, выгодоприобретателей, застрахованных и других участников морских перевозок. С развитием международной торговли и экспансией морских перевозок, перспективы развития страхования морских перевозок становятся все более важными.

Необходимо отметить, что хорошо развитая судостроительная промышленность сама по себе является наимощнейшим локомотивом

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 11(227)

развития не только макроэкономических показателей народного хозяйства страны, но и является залогом формирования принципиально важных компетенций для укрепления безопасности и суверенитета государства и общества на международной арене. Так, например, для строительства крупного судна необходимы знания по своей сути во всех сферах культуры общества. Производства корпуса, двигателя, винтов сложнейшего оборудования, а если речь идет о военном корабле, то ещё и наукоемкого вооружения свидетельствует о наличие в государстве огромного количества производственных мощностей, научно-технического потенциала, энергетики, высокой занятости населения и много других факторов позволяющих с уверенностью говорить об эффективном и поступательном развитии страны на годы вперед. Если же допустить деградацию судостроительной промышленности в России по любой причине, то экономические, социальные и иные потери от этой траты будут колоссальными. Одним из наиболее эффективных способов поддержки морских перевозок будет являться такой финансовый инструментарий как страхование.

Необходимо отметить, что одним из ключевых факторов, влияющих на дальнейшее развитие страхования морских перевозок, является рост мировой экономики и объема грузоперевозок. С увеличением объема торговли между странами, увеличивается и риск утраты или повреждения груза во время морской перевозки. Практика показывает, что крупные контейнеровозы периодически теряют определенное количество груза, перемещаясь из порта в порт. В этом контексте, спрос на страхование морских перевозок будет расти, поскольку судовладельцы и грузовладельцы будут стремиться защитить свои интересы и минимизировать риски.

Кроме того, с развитием технологий и информационных систем, страховые компании смогут предложить более инновационные и эффективные продукты, а также улучшить процессы подписания договоров и урегулирования убытков. Это позволит улучшить качество обслуживания клиентов и повысить уровень доверия к страхованию морских перевозок.

Еще одним важным направлением развития страхования морских перевозок является разработка новых видов страхования, таких как страхование от ущерба в окружающей среде или страхование от террористических актов. С увеличением глобальных вызовов, таких как изменение климата и угрозы терроризма, это становится все более важным для защиты интересов участников морских перевозок. Ведь как известно одной из причин зверства сомалийских пиратов как раз-таки являлось движение в том регионе большого количества дизельных судов, которые загрязняли окружающую среду.

В целом, перспективы развития страхования морских перевозок остаются очень обнадеживающими. С ростом мировой экономики, улучшением технологий и разработкой новых видов страхования, страховые компании смогут успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и удовлетворить потребности клиентов.

В пользу эффективности и во многом эксклюзивности и как следствие исключительности применения страховых механизмов в области морских перевозок, свидетельствует такой факт как дополнительное привлечение новых инвесторов, что будет способствовать морской торговли в России. Ведь если отечественные компании, осуществляющие морские перевозки смогут предложить надежную систему страхования, то желающих вкладываться в Россию будет все больше и больше.

Также необходимо отметить, что страховые компании, осуществляющие оценку рисков и страхование морских перевозок, будут стимулировать компании-перевозчики к соблюдению высоких стандартов безопасности и качества. Это может снизить количество аварий и потерь грузов, а также повысить доверие клиентов к российским перевозчикам. Более того развитие страхования морских перевозок будет способствовать развитию страхового рынка в России. Морское страхование является одним из наиболее перспективных сегментов страхового рынка, и его развитие может привлечь новых игроков и инвестиции в отрасль. Это может способствовать улучшению конкуренции на рынке и как следствие повышению качества страховых услуг.

Кроме того, в судостроительной отрасли существует необходимость в страховании ответственности. Владельцы судов и судостроительные компании несут ответственность за возможные ущербы, причиненные третьим лицам в результате деятельности судов. Страхование ответственности может покрыть расходы по возмещению ущерба и судебные издержки в случае возникновения споров.

Также необходимо отметить, что развитие страхования в судостроительной отрасли может способствовать улучшению безопасности и качества судостроительных работ. Компании, страхующие свою деятельность, заинтересованы в минимизации рисков и улучшении условий труда, что приводит к повышению профессионального уровня работников и улучшению технических характеристик судов.

Вместе с тем, развитие страхования в судостроительной отрасли способствует устойчивости и конкурентоспособности компаний. Покрывая свои риски страхованием, судостроительные компании могут более уверенно вкладывать средства в развитие своего бизнеса, привлекать инвесторов и партнёров, а также предоставлять более выгодные условия для клиентов.

Но помимо однозначных преимуществ и выгод, которые имеют место быть в случае успешного развития страхования морских перевозок, существуют и достаточно серьезные трудности, о которых речь пойдет ниже. Для того чтобы инструментарий страхования заработал на полную мощь, необходимо решить ряд серьезных проблем, которые имеют место быть в отечественной действительности^].

Первая проблема - высокая стоимость морского страхования. Стоимость страховых полисов для морских перевозок может быть значительно выше, чем для других видов страхования. Это связано с высокими рисками, которые сопутствуют перевозке грузов по морю, такими как утеря или повреждение груза, аварии судов, пиратство и другие непредвиденные обстоятельства. Высокая стоимость страхования может стать серьезным финансовым бременем для компаний, осуществляющих морские перевозки, и может оттолкнуть некоторых клиентов от приобретения полисов. Решение данной проблемы можно найти в международной системе сотрудничества и обмена информацией о потенциальных опасностях, что в свою очередь позволит снизить потенциальные риски.

Вторая проблема - ограниченное покрытие страховых случаев. В некоторых случаях, страховые полисы могут иметь ограничения и

исключения, которые не позволяют полностью покрыть потери, связанные с морскими перевозками. Например, страховой полис может не покрывать утерю или повреждение груза в результате неправильной упаковки или недостаточного обслуживания судна. Это может привести к ситуации, когда клиенты не получают полную компенсацию за ущерб, понесенный в результате морской перевозки. Это создает недоверие со стороны клиентов и отталкивает их от использования страховых услуг. Необходимо установить четкие правила и нормы, регулирующие деятельность страховых компаний, а также создать механизмы защиты прав клиентов.

Третья проблема - сложность оценки рисков и стоимости страхования. Морские перевозки связаны с большим количеством факторов, которые могут повлиять на риски и стоимость страхования, таких как погодные условия, географические особенности, политическая ситуация и другие. Оценка этих факторов и определение стоимости страхования может быть сложной задачей для страховых компаний. Кроме того, изменения в международной торговле и глобальной экономике могут значительно влиять на риски и стоимость страхования, что создает дополнительные трудности для страховых компаний. Решение этой проблемы можно найти в полномасштабном использовании новых технологий, таких как блокчейн и соответствующего программного обеспечения, в целях сбора данных о рисках и улучшения процессов подсчета страховых тарифов.

Четвертая проблема - недостаточная стандартизация и регулирование морского страхования. В отличие от авиа или автомобильного страхования, морское страхование не имеет единой системы стандартов и правил. Это может приводить к разнообразию условий и требований в различных полисах, что затрудняет сравнение и выбор страховых продуктов для клиентов. Кроме того, некоторые страны имеют свои собственные правила и нормы в отношении морского страхования, что создает дополнительные сложности для международных перевозчиков. Решение данной проблематики можно найти в том, что страховые компании могут и должны развивать новые продукты и услуги, направленные на защиту от современных угроз, таких как кибератаки. Это может включить в себя страхование от потерь, связанных с кибербезопасностью, и разработку стандартов безопасности для судов и портов.

Пятая проблема - недостаток информации и образования о морском страховании. Многие клиенты и компании не имеют достаточной информации о возможностях и преимуществах морского страхования. Отсутствие образовательных программ и информационных кампаний может привести к тому, что клиенты не будут осознавать необходимость страхования и не будут получать защиту от финансовых рисков, связанных с морскими перевозками. Решение этой проблемы можно найти в дополнительной информированности всех участников договора страхования груза и в частности самого страхователя, которому достаточно сложно разобраться с тонкостями страхования.

Все вышеназванные проблемы сильно тормозят развития института страхования в нашем государстве[1].

Заключение. Подводя итог всему вышесказанному можно с уверенностью утверждать, что развитие страхования в морской отрасли является не только архи перспективным с точки зрения инвестиционной привлекательности и финансовых выгод, для бюджета страны и для страховщиков, но что самое главное это необходимо для поддержания критических компетенций, суверенитета государства на международной арене и в целом престижа. В случае эффективного решения вышеназванных проблем России получит огромное количество преимуществ и выгод в экономического развитии по сравнению с другими государствами, в силу своего географического положения. Таким образом, развитие страхования морских перевозок в России актуально и имеет большое значение для обеспечения безопасности и устойчивости морского транспорта в стране.

Библиография:

1. Ананьева Е.О., Ивлиев П.В. «Актуальные проблемы правового регулирования рынка страхования в современной России» // Евразийский юридический журнал. 2023. № 7 (182). С: 135-137.

2. Ивлиев П.В. «Страхование как способ развития сельского хозяйства в современной России» // Аграрное и земельное право. 2023. № 9 (225). С: 83-85.

3. Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

References:

1. Ananyeva E.O., Ivliev P.V. "Current problems of legal régulation of the insurance market in modern Russia" // Eurasian Legal Journal, No. 7 (182), 2023, P: 135-137.

2. Ivliev P.V. "Insurance as a way to develop agriculture in modern Russia" // Agrarian and Land Law, No. 9 (225), 2023, pp. 83-85.

3. Law of the Russian Federation of November 27, 1992 No. 4015-1 "On the organization of insurance business in the Russian Federation."

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.