экономические науки
Пашковская Маргарита Васильевна ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТАРТАПОВ ...
УДК 33:378.147.
DOI: 10.26140/anie-2020-0901-0063
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТАРТАПОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
© 2020
SPIN: 2786-5470 AuthorlD: 610079 ResearcherlD: H-9271-2017 ORCID: 0000-0003-4242-420X ScopusID: 57193243206
Пашковская Маргарита Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономической теории и мировой экономики.
Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (125190, Россия, Москва, Ленинградский проспект, 80, корпус Г, e-mail: [email protected] Аннотация. В статье рассматриваются направления развития образовательных стартапов, которые находясь на стыке двух областей — образования и информационных технологий — выступают средством и стимулом революционных перемен в высшем образовании. Эти изменения обусловлены взрывным развитием информационных технологий, которые в последние два-три десятилетия уже существенным образом трансформировали многие сферы экономики и общественной жизни. Важность развития стартапов в высшем образовании обусловлено необходимостью ускорения преобразований в сфере образования в современных условиях, когда уровень и качество образования определяет экономическое развитие страны и ее конкурентоспособность на мировом рынке. Следует отметить, что большая часть образовательных стартапов развивается именно в области информационных технологий Edtech, создавая новые способы хранения и доставки информации, разрабатывая новые софты и системы коллективной работы и прочие медиа и сервисы в данной сфере. Безусловно, развитие образовательных технологий - это магистральное направление развития современного образования. Однако существенной проблемой современного высшего образования является его отставание от запросов рынка труда, медленная реакция на структурные изменения рынка труда, недостаточная клиентоориентированность высшего образования. В этих условиях представляется перспективной рассматриваемая в статье идея «образования полного цикла».
Ключевые слова: образовательный стартап, Edutech (Edtech), экосистема образования, образование «полного цикла» (full-stack образование), образовательные технологии, высшее образование, цифровая сфера, образовательные акселераторы.
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF STARTUP IN HIGHER EDUCATION
© 2020
Pashkovskaya Margarita Vasilievna, Candidate of Economics, associate Professor, Department of Economics and World Economy Moscow University for Industry and Finance "Synergy" (125190, Russia, Moscow, Leningradskiy Prospect, 80, Building G, e-mail: [email protected]) Abstract. The article discusses the prospects for the development of educational startups, which, being at the junction of two areas — education and information technologies — act as a means and an incentive for revolutionary changes in higher education. These changes are due to the explosive development of information technologies, which in the past two or three decades have already significantly transformed many areas of the economy and public life. The importance of developing start-ups in higher education is determined by the need to accelerate transformations in the field of education in modern conditions, when the level and quality of education determines the economic development of a country and its competitiveness on the world market. The article discusses the directions of development of educational startups, which, at the junction of two areas - education and information technology - act as a means and stimulus of revolutionary changes in higher education. These changes are due to the explosive development of information technology, which over the past two or three decades has already significantly transformed many areas of the economy and public life. The importance of developing startups in higher education is due to the need to accelerate transformations in the field of education in modern conditions, when the level and quality of education determines the country's economic development and its competitiveness in the world market. It should be noted that the majority of educational startups are developing precisely in the field of information technology Edtech, creating new ways of storing and delivering information, developing new software and teamwork systems and other media and services in this field. Undoubtedly, the development of educational technologies is the main direction of the development of modern education. However, a significant problem of modern higher education is its lagging behind labor market demands, a slow reaction to structural changes in the labor market, and insufficient customer focus on higher education. Under these conditions, the idea of " full-stack education" considered in the article seems promising.
Keywords: educational startup, Edtech (Edutech), education ecosystem, full-cycle education, full-stack education, educational technologies, higher education, digital sphere, educational accelerators
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с научными и практическими задачами. Основным трендом современного образования является цифровая революция. Однако сфера образования оказалась одной из последних, куда пришла цифровая революция. Важной формой интеграции образования в цифровую экономику стали образовательные стартапы.
Бум образовательных стартапов в мире, по мнению специалистов, пришелся на 2012 год, когда компании Coursera, Udemy и Udacity, ставшие в настоящее время широко известными компаниями Edtech (Edutech, Education Technology), привлекли в сферу образования первые крупные венчурные инвестиции. А уже в 2015 г. общий объем инвестиций в этот сектор составлял более
2,2 млрд. долл. [1].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Несмотря на существование в экономической литературе многочисленных определений, нисколько не утратила своей актуальности известная трактовка стартапа, данная Стивом Бланком, основателем восьми успешных стартапов: «Стартап — это временная структура, которая занимается поисками масштабируемой, воспроизводимой, рентабельной бизнес-модели» [2,с.20] .
Эрик Рис, создатель методологии предпринимательства «экономичный стартап», полагает, что, поскольку,
Pashkovskaya Margarita Vasilievna
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF STARTUP ..
economic sceinces
стартапом может быть любая организация, создающая новый продукт или услугу в условиях высокой неопределённости [3,с.23-32]. Это означает, что такой подход может быть применим и к стартапам в области образования и высшего образования, в частности. Стартапы идентифицируют «узкие» места системы образования и на основе новейших технологий и современных подходов к организации образовательного процесса, разрабатывают новые продукты для решения выявленных проблем.
Изначально образовательные стартапы развивались преимущественно в сфере информационных технологий. В настоящее время к стартапам образования эксперты относят самые разнообразные инновации в сфере Edtech: хранилища информации, видеохостинги, блоги, интерактивные платформы, софты, системы управления обучением, социальные сети, системы коллективной работы исследователей и прочие медиа в данной сфере [4]. В настоящее время системные исследования, посвященные проблемам образовательных стартапов крайне ограничены, а большая часть информации по проблемам развития стартапов в образовании посвящена именно технологическим инновациям [5,6].
Более того, развитие стартапов в высшем образовании идет по всем направлениям: создание динамичного контента в цифровой среде, способы его доставки, разработка системы оценивания промежуточных и финальных результатов обучения, разработка инструментария собственно цифровой среды (VR, AR, геймификация, LMS и т.п.), развитие системы кредитования и трудоустройства студентов.
Формирование целей статьи (постановка задания). Поскольку стартапы уже внедрились практически во все сферы высшего образования — от обучения, включая оценку результатов обучения и выдачу дипломов, до финансирования обучения и трудоустройства выпускников — представляется обоснованным мнение, что дальнейшее развитие стартапов в образовании целесообразно развернуть в сторону так называемых образовательных проектов full- stack или образования «под ключ» (образования «полного цикла»).
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Идея необходимости разработки «образования полного цикла» связана с общемировой проблемой: работодателю в настоящее время нужен выпускник, не просто получивший качественное образование, а конкретные навыки, опыт, умения, соответствующие требованиям работодателя в конкретной сфере, для конкретного проекта или вида деятельности. В то же время мировая статистика свидетельствует, что реально подготовленными к трудовому процессу оказываются менее половины выпускников учебных заведений. Уровень безработицы среди молодежи до 25 лет выше среднего уровня безработицы во всех странах мира [7]. А в России, например, по специальности трудоустраивается лишь две трети выпускников. При этом 91% работодателей недовольны их навыками [8]. Поэтому очевидно, что высшее образование должно основываться на потребностях общества и бизнеса, а представителям бизнеса и государства, которые и формируют запрос на специалистов, необходимо напрямую контактировать и с вузами и со студентами: консультировать их по конкретным программам, предоставлять им для разработки свои реальные проекты и т. д. [9].
Так, Райн Крейг, управляющий директор университета Ventures, одного из лучших стартапов в области full- stack образования, приводит слова автора книги «Startup College» М. Фишбейна, который полагает, что «полноценная образовательная компания может вообще не выглядеть как школа. Она может выглядеть как работодатель, как кредитор, как школа и/или рекрутер, все в одном». Ведь главной целью высшего образования является предоставление студенту таких
образовательных услуг, которые затем позволят ему получить лучшую работу. То есть получение работы, трудоустройство выпускника — это вершина «образования полного цикла» [10].
На основе подхода Р.Крейга [11] основными принципами такого «образования полного цикла» (или по терминологии М.Фишбейна «полного образования») можно назвать:
- создание и предоставление высококачественного и высокотехнологичного образовательного продукта, ориентированного на конкретного студента и на потребности конкретного работодателя. Основа такого продукта — получение практических навыков благодаря активному вовлечению в образовательный процесс специалистов-практиков.
- разработка и реализация дифференцированных бизнес-моделей образовательного кредитования студентов непосредственно образовательной организацией;
- вовлечение работодателей в образовательный процесс в различных формах, начиная от проведения мастер-классов, консультаций, наставничества, коучинга до привлечения студентов к выполнению практических проектов компании-работодателя и, в итоге, до конечного трудоустройства.
Похожая идея была высказана и заместителем министра образования и науки РФ В. Кагановым: «На самом деле образованию нужны не стартапы, а готовые комплексные решения, которые позволяют справиться с задачами «под ключ». А это по силам только крупным объединениям. Это значит, что в интересах стартапов и крупного бизнеса — объединяться» [12].
В настоящее время довольно не просто найти показательные примеры стартапов высшего образования в формате full-stack. Хотя первые попытки в этой области уже предпринимаются, но они пока не позволяют сделать какие-либо существенные выводы и обобщения. В частности, речь идет о Grace Hopper Fullstack Академии в США. Академия готовит специалистов в области программирования. Ее преподавателями являются специалисты, работающие в сфере программирования и имеющие богатый практический опыт [13]. Для реализации Академией обязательств по трудоустройству выпускников, в течение завершающих 6 недель обучения, со студентами работают эксперты по трудоустройству. Эксперты помогают выпускникам в составлении резюме, организуют интервью с работодателями, проводят консультации по вопросам карьеры и трудоустройства, а также ярмарки вакансий. Об эффективности такой программы можно судить по конкретным результатам: так, в 2017 г. были трудоустроены на полный рабочий день 77,3% выпускников чикагского и 67,9% нью-йоркского отделений Академии [14].
Очевидно, что стартап «образования полного цикла» — это очень сложный проект экосистемы образования, требующий скоординированной деятельности всех его участников. Представляется перспективным при развитии «образования под ключ» использование отраслевых акселераторов по аналогии с финансовой сферой. Акселераторы в сфере образования уже активно функционируют, оказывая образовательным стартапам организационную, финансовую, техническую и юридическую поддержку (в России, например, это ФРИИ — Фонд развития интернет-инициатив). В контексте нового подхода к образованию в цифровой сфере акселераторы могли бы взять на себя и координационную функцию в рамках государственно-частного партнерства.
Важность координационной функции акселераторов при создании стартапов full-stack образования обусловлена в первую очередь необходимостью взаимодействия нескольких сфер: высшего образования, финансов, информационных технологий, бизнеса и государственного управления. Следует отметить, что при таком взаимодействии проблемы начинают возникать уже на начальном этапе разработки образовательных проектов. Так,
262
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 1(30)
экономические науки
Пашковская Маргарита Васильевна ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТАРТАПОВ ...
например, специалисты высшей школы способны под- Статья поступила в редакцию 25.12.2019 готовить качественный образовательный продукт, од- Статья принята к публикации 27.02.2020 нако он, по применяемым технологиям, будет уступать продукту, созданному IT-специалистами. Проблема усугубляется тем, что менталитет большинства преподавателей и студентов до сих пор остается довольно консервативным при недостаточном общем уровне IT
— грамотности. В то же время продукт разработок IT-специалистов зачастую не учитывает особенности и содержание образовательного процесса, а также уровень средней компьютерной подготовки потребителей этого продукта. Более того, степень проникновения онлайн-технологий в российское образование к концу 2016 года составляла лишь 1,1% в денежном выражении, что ниже среднемировых значений почти в три раза [15], хотя к 2021 году она должна вырасти до 2,6%
Следует отметить, что высокий уровень консерватизма в отношении образования в цифровой среде присущ и работодателям. Кроме того в силу разных обстоятельств (коммерческая тайна, недоверие к уровню подготовленности студентов и т.п.) работодатели оказываются не готовы к конструктивному сотрудничеству по привлечению студентов в производственный процесс, к участию студентов в разработке реальных бизнес-проектов.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, развитие стартапов «образования полного цикла» нуждается в дальнейшем мониторинге в целях анализа возникающих проблем. В то же время представляется, что в развитии образовательных стартапов перспективным направлением может стать появление образовательного акселератора в форме государственно-частного партнерства, ориентированного на реализацию совместных интересов государства, бизнеса, высшего образования и потребителей образовательных услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Калюжный М. Как развивается рынок образовательных технологий по всему миру. Обзор инвестиционного аналитика ФРИИ. — режим доступа: https://vc.ru/flood/22078-edutech-investments (дата обращения 25.09.2019)
2. Бланк С., Дорф Б. Стартап: Настольная книга основателя / Стив Бланк, Боб Дорф; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2013.
— 616с.
3. Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 256с.
4. Струкова П. Стартапы в образовании. Китайский опыт реализации инновационных проектов образовательного сектора. // Магазета, 17.11.2015. (дата обращения 25.09.2019)
5. Смирнов Е .Проблемы стартапов в современном образовании. — режим доступа: https://newtonew.com/higher/startups-problems-edcrunch-2015 (дата обращения 25.10.2019)
6. Гончарова О., Сенаторова О. Российский бизнес инвестирует в образовательные стартапы.//Ведомости, 20.02.2017. — режим доступа: https://www.vedomosti.ru (дата обращения 25.09.2019)
7. Тимошенко Т. Россия: Почему миллионы выпускников работают не по специальности? //Russia today 09.03.2018. — режим доступа: https://russian.eurasianet.org (дата обращения 25.09.2019)
8. Аналитическое агентство World Education Agency. — режим доступа: http://www.education-world.co.uk (дата обращения 25.09.2019)
9. Власова О. Похороны высшего образования: как должны измениться вузы, чтобы снова стать нужными. — режим доступа: https://theoryandpractice. ru/posts/16148-pokhorony-vysshego-obrazo-vaniya-kak-dolzhny-izmenitsya-vuzy-chtoby-snova-stat-nuzhnymi (дата обращения 25.09.2019)
10. Ryan Craig. The full-stack higher education company. Available at: https://www.forbes.com/sites/ryancraig/2015/05/26/the-full-stack-high-er-education-company (дата обращения 25.09.2019) (InEng.)
11. Ryan Craig. The full-stack higher education company. Available at: https://www.forbes.com/sites/ryancraig/2015/05/26/the-full-stack-high-er-education-company (дата обращения 25.09.2019) (InEng.)
12. ТолкачеваЕ.Проблемы стартапов в современном образовании.
— режим доступа: https://newtonew.com/higher/startups-problems-ed-crunch-2015 (дата обращения 2.09.2019)
13. Site of FullstackAcademy. Available at: https://www.fullstackacad-emy.com/educational-structure (дата обращения 25.09.2019) (InEng.)
14. Site of Fullstack Academy. Available at: https://static.spacecrafted. com/ (дата обращения 04.02.2019) (In Eng.)
15. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. — режим доступа: https://edumarket. digital (дата обращения 25.09.2019)