Научная статья на тему 'Перспективы развития средств информатизации и мониторинга процессов сопровождения технической эксплуатации авиационной техники в задачах государственного контроля летной годности воздушных судов гражданской авиации'

Перспективы развития средств информатизации и мониторинга процессов сопровождения технической эксплуатации авиационной техники в задачах государственного контроля летной годности воздушных судов гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
229
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИАС МЛГ ВС / ЛЁТНАЯ ГОДНОСТЬ / AIRWORTHINESS / ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / INFORMATION SYSTEM / SUPERVISORY CONTROL

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кирпичев Игорь Геннадьевич, Петров Дмитрий Владимирович

Рассматриваются перспективные разработки программных средств автоматизации процесса инспекционного контроля воздушных судов (ВС) и других задач сопровождения эксплуатации авиационной техники в рамках Информационно-аналитической системы мониторинга летной годности воздушных судов (ИАС МЛГ ВС) [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кирпичев Игорь Геннадьевич, Петров Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCED DEVELOPMENT OF SOFTWARE FOR MONITORING OF PROCESSES OF AIRCRAFT MAINTENANCE IN APPLICATION TO SOLVING TASKS OF THE GOVERNMENT SUPERVISION OVER CIVIL AIRCRAFT AIRWORTHINESS

The article is about advanced development of aircraft inspection monitoring software and other software that solving aircraft maintenance tasks within the framework of Information Analysis System for Aircraft Airworthiness Monitoring.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития средств информатизации и мониторинга процессов сопровождения технической эксплуатации авиационной техники в задачах государственного контроля летной годности воздушных судов гражданской авиации»

2012

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 175

УДК 629.7.017.1

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И МОНИТОРИНГА ПРОЦЕССОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В ЗАДАЧАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

И.Г. КИРПИЧЕВ, Д.В. ПЕТРОВ

Рассматриваются перспективные разработки программных средств автоматизации процесса инспекционного контроля воздушных судов (ВС) и других задач сопровождения эксплуатации авиационной техники в рамках Информационно-аналитической системы мониторинга летной годности воздушных судов (ИАС МЛГ ВС) [1].

Ключевые слова: ИАС МЛГ ВС, лётная годность, инспекционный контроль, информационные системы.

Введение

Инспекционный контроль ВС - одно из направлений деятельности авиационной власти в части поддержания летной годности ВС. Инспекционный контроль организует и проводит уполномоченный орган в области гражданской авиации - Росавиация - или его территориальный орган, выдавший сертификат летной годности, при необходимости привлекая к работе по инспекционному контролю сторонние организации - центры по сертификации экземпляров ВС.

С 2009 года, в рамках Информационно-аналитической системы мониторинга летной годности воздушных судов (ИАС МЛГ ВС), проводятся работы по обеспечению информационной поддержки деятельности авиационной администрации центрального аппарата и межрегиональных территориальных управлений Росавиации по организации и проведению инспекционного контроля по оценке их летной годности. Для этих целей был разработан программный модуль (ПМ) "Надзор", который решает ряд задач:

• накопление, обработка и мониторинг данных по составу парка ВС и их ресурсному состоянию;

• мониторинг аутентичности ВС и их компонентов;

• сбор и обработка информации о состоянии работ по сертификации экземпляров ВС;

• автоматизированное создание сертификатов летной годности и их централизованное хранение;

• сбор и обработка информации о состоянии работ по инспекционным проверкам экземпляров ВС;

• подготовка аналитических справок, материалов по ИАС МЛГ ВС и других необходимых выходных документов по составу и состоянию парка ВС;

• доступ в Центральную нормативно-методическую библиотеку гражданской авиации;

• взаимодействие с Центральной базой данных (ЦБД) посредством интерфейса обмена информацией в целях получения актуальной информации о состоянии авиационной техники и правилах ее технической эксплуатации, переданной в ЦБД всеми участниками единого информационного пространства.

Основная часть

На данный момент функционал ПМ "Надзор" позволяет частично автоматизировать процесс сертификации и инспекционного контроля ВС. На рис. 1 представлена перспективная схема движения информации при использовании ПМ "Надзор". Жирными стрелками обозначено то, что уже реализовано в ПМ "Надзор".

На рис. 1 видно, что ПМ "Надзор" разработан не полностью. Для полной автоматизации процесса инспекционного контроля необходимо создание новых программных средств и доработка уже имеющихся. К основным недостаткам стоит отнести:

• не автоматизирована работа авиакомпаний в процессе сертификации и инспекционном контроле ВС;

• информация в ПМ "Надзор" является лишь ознакомительной и не заменяет документооборот на бумажных носителях.

Полная автоматизация процесса инспекционного контроля позволит:

• повысить объективность информации о ресурсном и техническом состояниях ВС;

• перейти от дискретного метода контроля к непрерывному (онлайн-контроль);

• сократить время, затрачиваемое на сертификацию ВС.

Рис. 1. Перспективная схема движения информации в ПМ "Надзор"

Эксплуатант является основным участником процесса сертификации экземпляра ВС. Он является источником информации о ресурсном и техническом состоянии ВС. Эксплуатант начинает процесс сертификации подачей заявки в межрегиональное территориальное управление (МТУ) Росавиации и тем самым создает первый документ, входящий в состав дела ВС, участвует в документообороте при сертификации ВС и завершает его получением сертификата летной годности ВС.

По завершении срока действия сертификата эксплуатант готовит ВС и соответствующие для него документы для повторной сертификации. При этом часть документов, попадающих в новое дело, остаются неизменными с предыдущей сертификации данного ВС. Например: схема раскраски и аварийно-спасательной маркировки, удостоверение по шуму на местности, разрешение на бортовые радиостанции, подтверждения регистрации АРМ и другие. Возникает избыточность информации и увеличивается время на подготовку документов к сертификации ВС.

Разработка программного комплекса для автоматизации работы авиакомпаний в процессе сертификации ВС, в составе ПМ "Надзор", позволит эксплуатанту обмениваться информацией между всеми участниками процесса инспекционного контроля через Интернет, накапливать и хранить документы по сертификации ВС в электронном виде, пользоваться ресурсами ЦБД ИАС МЛГ ВС.

В современном мире все чаще встречаются программные решения, реализованные на веб-технологиях - веб-приложения [2], в котором клиентом выступает браузер, а сервером - вебсервер. Логика веб-приложения распределена между сервером и клиентом, хранение данных осуществляется на сервере, обмен информацией происходит по сети Интернет.

При разработке ПК для авиакомпаний встанет вопрос о его внедрении, поддержке и обновлении. Использование веб-технологий решит все эти вопросы благодаря централизованному хранению программного обеспечения.

Также веб-приложения имеют ряд других преимуществ по сравнению с традиционными приложениями:

• нет зависимости от определенной операционной системы;

• меньшая подверженность вирусному заражению;

• после загрузки информации на сервер она сразу же доступна для всех участников инспекционного контроля.

Централизованное хранение данных повысит актуальность хранимой информации, а современные средства резервного копирования на сервере ИАС МЛГ ВС как программные, так и аппаратные повысят надежность системы.

Хранение данных в ЦБД позволит просматривать ранее введенные документы в систему всем участникам процесса сертификации ВС. При этом аутентификация и авторизация пользователей ограничит доступ к базе данных и функционалу системы до необходимого уровня данного пользователя.

С появлением технологии Веб 2.0 изменилась и подача информации посетителям сайтов. В разработке сайта появилась возможность использования интерактивных медиа-блоков, что позволило создавать веб-приложения, по функционалу не уступающие клиентским инсталляционным пакетам. Веб 2.0 основываются на технологии AJAX, которая, в отличие от Adobe Flash Silverlight или JavaFX, гарантирует работоспособность ПМ в любом браузере без необходимости установки каких-либо дополнений (плагинов). При этом загружаемый в браузеры пользователей код приложения состоит из файлов трёх типов:

• HTML (Hyper Text Markup Language) - разметка веб-страницы, описывающая все элементы управления и всплывающие окна;

• JavaScript - выполняемый в браузере программный код;

• CSS (Cascading Style Sheet) - оформление элементов страницы (шрифт, цвет, отступы).

Данные технологии поддерживают практически все современные браузеры на различных

операционных системах: Windows, Mac Os, Linux, IOs, Android и др. Таким образом, для пользования ПМ "Надзор" потребуется любой компьютер или мобильное устройство с доступом в Интернет, будь то стационарный компьютер, ноутбук, планшетный компьютер, современный мобильный телефон.

Многие пользователи используют в своих локальных сетях межсетевые экраны и прокси-серверы, блокирующие трафик, передаваемый по определенным портам. При использовании Веб 2.0 весь трафик передается через сеть Интернет по протоколам Http и Https. Эти протоколы используют для передачи данных 80, 443 порты, которые не блокируются межсетевыми экранами, так как являются базовыми для веб-сайтов.

На рис. 2 представлена схема реализации ПМ "Надзор" при использовании технологии Веб 2.0.

Рис. 2. Схема реализации ПМ "Надзор" на технологии Веб 2.0

Но разработка нового ПК лишь даст возможность ознакомиться с информацией до ее поступления в бумажном виде, т.к. отсканированные бумаги являются только копиями и не имеют статуса документов. Для того чтобы полностью заменить бумажные носители электронными, необходимо использовать электронные подписи на документах.

Электронная подпись (ЭП) [3] - реквизит электронного документа, позволяющий установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования ЭП и проверить принадлежность подписи владельцу сертификата ключа ЭП. Значение реквизита получается в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭП.

Электронная подпись предназначена для идентификации лица, подписавшего электронный документ. Кроме этого, использование электронной подписи позволяет осуществить:

• контроль целостности передаваемого документа: при любом случайном или преднамеренном изменении документа подпись станет недействительной, потому что вычислена она на основании исходного состояния документа и соответствует лишь ему;

• защиту от изменений (подделки) документа: гарантия выявления подделки при контроле целостности делает подделывание нецелесообразным в большинстве случаев;

• невозможность отказа от авторства. Так как создать корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он должен быть известен только владельцу, то владелец не может отказаться от своей подписи под документом;

• доказательное подтверждение авторства документа. Так как создать корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он должен быть известен только владельцу, то владелец пары ключей может доказать своё авторство подписи под документом.

Применение электронной подписи позволит передавать электронные документы в процессах сертификации ВС, инспекционного контроля и др. между всеми участниками этих процес-

сов с подтверждением их подлинности, что на данный момент происходит с помощью обмена бумажными документами.

Заключение

Для автоматизации процессов сопровождения технической эксплуатации авиационной техники, таких как сертификация воздушных судов, инспекционные проверки и др. необходимо развитие Информационно-аналитической системы мониторинга летной годности воздушных судов в следующих направлениях:

• расширение функционала системы путем разработки программного комплекса для эксплуатантов;

• применение веб-технологий при разработке новых программных комплексов и при переводе действующих на новую платформу;

• использование электронных подписей на электронных документах с целью замены бумажных носителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кирпичев И.Г., Кулешов А.А., Шапкин В.С. Основы построения и функциональности развития информационно-аналитической системы мониторинга жизненного цикла компонентов воздушных судов. - М.: ГосНИИ ГА, 2008.

2. Википедия. Веб-приложения: Шр://ги.'тк1рей1а.огдМ1к1/Веб-приложение ГОСТ Р 34.10-2001. Информационная технология. Криптографическая защита информации.

3. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи. - Взамен ГОСТ Р 34.10-94. - Введ. с 2002-07-01. - М.: Госстандарт России, 2001.

ADVANCED DEVELOPMENT OF SOFTWARE FOR MONITORING OF PROCESSES OF AIRCRAFT MAINTENANCE IN APPLICATION TO SOLVING TASKS OF THE GOVERNMENT SUPERVISION OVER CIVIL AIRCRAFT AIRWORTHINESS

Kirpichev I.G., Petrov D.V.

The article is about advanced development of aircraft inspection monitoring software and other software that solving aircraft maintenance tasks within the framework of Information Analysis System for Aircraft Airworthiness Monitoring.

Key words: airworthiness, supervisory control, information system.

Сведения об авторах

Кирпичев Игорь Геннадьевич, 1960 г.р., окончил МИИГА (1986), доктор технических наук, заместитель генерального директора - директор Информационно-аналитического центра ГосНИИ ГА, эксперт Межгосударственного авиационного комитета, автор более 40 научных работ, область научных интересов - информационные системы, сопровождение технической эксплуатации авиационной техники.

Петров Дмитрий Владимирович, 1987 г.р., окончил МАИ (2010), инженер Информационно-аналитического центра ГосНИИ ГА, автор 3 научных работ, область научных интересов - информационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.