Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / САМОЗАНЯТОСТЬ / ТРУД / БЕЗРАБОТИЦА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мещерякова А.Б.

В целях реализации мер государственной социальной политики Министерство труда и социальной защиты осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, деятельность этого органа неразрывно связана не только с мерами защиты определённых социальных слоёв населения, но также и с предоставлением гражданам нашей страны возможностей к труду. В особенности эти меры касаются молодых граждан и лиц, стремящихся к самостоятельной занятости. Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым создан в целях реализации на территории муниципального образования городской округ Керчь государственных полномочий в области социальной политики. За три последних года Администрацией г. Керчь достигнуты высокие темпы роста по таким направлениям деятельности, как увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. населения, прирост показателя составил 11,04 %, что в сумме составило 37 единиц. В статье предложены перспективные направления развитии социальной политики республики Крым, базирующиеся на расширении возможностей привлечения самозанятых к ведущей отрасли республики - туризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL POLICY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

In order to implement state social policy measures, the Ministry of Labor and Social Protection coordinates and controls the activities of the Federal Service for Labor and Employment, which is under its jurisdiction, the activities of this body are inextricably linked not only with measures to protect certain social strata of the population, but also with providing citizens with our countries of job opportunities. In particular, these measures concern young citizens and persons seeking self-employment. The Department of Labor and Social Protection of the Population of the Administration of the city of Kerch of the Republic of Crimea was created in order to implement state powers in the field of social policy in the territory of the municipality of the city district of Kerch. Over the past three years, the Administration of the city of Kerch has achieved high growth rates in such areas of activity as an increase in the number of small and medium-sized businesses per 10 thousand people, the growth rate was 11.04 %, which in total amounted to 37 units. The article proposes promising directions for the development of the social policy of the Republic of Crimea, based on expanding the possibilities of attracting the self-employed to the leading industry of the republic - tourism.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

References:

1. Gorpinchenko, K. N. The impact of economic sanctions on the development of agriculture in the Russian Federation / K. N. Gorpinchenko, A.M. Lyakhovetsky, B. I. Pavlishin // Vector of Economics. 2019. No. 3 (33). p. 45.

2. Gorpinchenko, K.N. The impact of the economic crisis on lending to agriculture of the Krasnodar Territory / K.N. Gorpinchenko, A.M. Lyakhovetsky, O.N. Nesterenko // Trends in the development of science and education. 2019. No. 50-4. pp. 53-59.

3. Zhminko A.E. Aspects of cognitive modeling of the labor market / A.E. Zhminko, G.V. Gorelova, A.M. Lyakhovetsky // [Text] Kybernetika. - 2013. - No. 9. - p. 26.

4. Katsko I. A. Strategy and tools of indicative planning and management of regional development/And. A Katsko, P.Y. Velichko, V.I. Pertsukhov.//Proceedings of the Kuban State Agrarian University. 2015. No. 52. pp. 46-52.

5. Katsko, I. A. Information support of the management process of socio-economic systems: monograph / Edited by G. V. Gorelova. -Krasnodar, 2008. -421 p.

6. Lyakhovetskiy A.M. Factors and reserves of labor productivity growth // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. - 2017. - No. 69. - pp. 62-66.

7. Models and methods of applied research systems (workshop): textbook. stipend/Edited by A. I. Trublin, I. A. Katsko. -Krasnodar: KubGAU, 2014. -449 p.

8. Models and methods of applied research systems (workshop): textbook. stipend/Edited by A. I. Trublin, I. A. Katsko. -Krasnodar: KubGAU, 2014. -449 p.

9. Panchenko V.I., Lyakhovetsky A.M. Statistics of reproduction and migration of the population of the Krasnodar territory // In the collection: Topical issues of the development of socio-economic systems Collection of articles of the Interuniversity scientific and practical conference. 2019. pp. 123-127.

EDN: SMJDNI

А.Б. Мещерякова - к.э.н., доцент, Академия маркетинга и социально-информационных технологий, Краснодар, Россия, 1980_allaal@maiLru,

A.B. Meshcheryakova - candidate of economics, associate professor, Academy of Marketing and Social Information Technologies, Krasnodar, Russia.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL POLICY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

Аннотация. В целях реализации мер государственной социальной политики Министерство труда и социальной защиты осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, деятельность этого органа неразрывно связана не только с мерами защиты определённых социальных слоёв населения, но также и с предоставлением гражданам нашей страны возможностей к труду. В особенности эти меры касаются молодых граждан и лиц, стремящихся к самостоятельной занятости. Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым создан в целях реализации на территории муниципального образования городской округ Керчь государственных полномочий в области социальной политики. За три последних года Администрацией г. Керчь достигнуты высокие темпы роста по таким направлениям деятельности, как увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. населения, прирост показателя составил 11,04 %, что в сумме составило 37 единиц. В статье предложены перспективные направления развитии социальной политики республики Крым, базирующиеся на расширении возможностей привлечения самозанятых к ведущей отрасли республики - туризму.

Abstract. In order to implement state social policy measures, the Ministry of Labor and Social Protection coordinates and controls the activities of the Federal Service for Labor and Employment, which is under its jurisdiction, the activities of this body are inextricably linked not only with measures to protect certain social strata of the population, but also with providing citizens with our countries of job opportunities. In particular, these measures concern young citizens and persons seeking self-employment. The Department of Labor and Social Protection of the Population of the Administration of the city of Kerch of the Republic of Crimea was created in order to implement state powers in the field of social policy in the territory of the municipality of the city district of Kerch. Over the past three years, the Administration of the city of Kerch has achieved high growth rates in such areas of activity as an increase in the number of small and medium-sized businesses per 10 thousand people, the growth rate was 11.04 %, which in total amounted to 37 units. The article proposes promising directions for the development of the social policy of the Republic of Crimea, based on expanding the possibilities of attracting the self-employed to the leading industry of the republic - tourism.

Ключевые слова: социальная политика, самозанятость, труд, безработица, предпринимательство, туризм.

Keywords: social policy, self-employment, labor, unemployment, entrepreneurship, tourism.

Введение

Учитывая сложную ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день на рынке труда муниципальных образований республики Крым, считаем возможным предложение по созданию центров поддержки самозанятых посредством предоставления им коворкинг-центров для развития творческих способностей и деловых навыков. Подобная практика является успешной и показала себя с положительной стороны в Краснодарском крае. Участие в коворкинге позволит самозанятым, работающим в сфере предоставления туристических и экскурсионных услуг развивать свои бизнес-навыки, трудовую культуру, позволит почувствовать приобщение к миру интеллектуального труда и высокого уровня ответственности перед законом и клиентами.

Предложенные мероприятия потребуют определённых затрат как в финансовом, так и в организационном плане, однако, эффект от предложений не заставит себя ждать. Практика внедрения подобных коворкинг-центров в других регионах нашей страны, а также иностранный опыт свидетельствуют о росте заинтересованных граждан в получении навыков ведения бизнеса, соблюдения налогового законодательства в своей предпринимательской деятельности, создание глубоких партнёрских связей среди подобных предпринимательских структур.

Материал и методы исследования

Для обоснования предлагаемых мероприятий осуществим оценку перспектив роста числа самозанятых в муниципальном образовании г. Керчь на основе анализа динамики показателей, характеризующих этот тренд в целом по России, Южном федеральном округе и Республике Крым за последние годы. Показатели составлены на основе данных Федеральной службы государственной статистики о самозанятости в стране и регионах РФ.

В таблице 1 представлен о количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» плановый и фактически достигнутый показатель к 2021 г. Расчёт коэффициента результативности мер социальной политики в области труда (по показателям самозанятости) рассчитан исходя из методики, рассмотренной в теоретическом разделе работы как отношение фактически достигнутого показателя к плановому. Так, по показателю «Доля граждан, направленных на профессиональное обучение, в численности граждан, признанных в установленном порядке безработными» фактический показатель превысил плановый и составил 1,32.

Таблица 1 - Соотнесение плановых и фактических показателей по количеству самозанятых в России на конец 2021 г. [1]

Показатель План Факт Коэффициент достижения показателя

Доля граждан, направленных на профессиональное обучение, в численности граждан, признанных в установленном порядке безработными, % 12 15,8 1,32

Доля завершивших профессиональное обучение, получивших дополнительное профессиональное образование, в общей численности зарегистрированных в отчетном периоде безработных инвалидов, % 7,5 5,3 0,71

Численность граждан, получивших государственную услугу по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, чел. 1670 496 0,30

Доля безработных граждан, получивших государственную услугу по самозанятости, в численности граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в отчетном периоде, % 1,5 4,5 3,00

Доля открывших собственное дело, в общей численности зарегистрированных в отчетном периоде безработных граждан, % 1,5 1,4 0,93

Численность безработных граждан, получивших государственную услугу по самозанятости, % 332 142 0,43

По показателю «Численность граждан, получивших государственную услугу по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию» фактический показатель превысил плановый в три раза. Эти два факта подтверждают востребованность услуг, связанных с дополнительным образованием, обучением граждан, решивших стать самозанятыми. Однако, по ряду причин, о сущности которых сложно судить лишь по цифрам, лишь 30 % граж-

дан закончили своё обучение по тем направлениям, которые были ими выбраны в качестве интересных. А вот инвалидов, которые закончили обучение, значительно большее количество, показатель по данному направлению достигнут на 70 %. Тем не менее, доля граждан, открывших собственное дело составило 1,4 %, что вплотную приближается к плановому показателю в 1,5 %.

Численность безработных граждан, получивших услугу по направлению «самозанятость» изначально планировалась на уровне 332 %, а фактически составила 142, что лишь на 43 % является выполнением плана. Это можно объяснить страхом начинать собственное дело, возможно, отсутствия рядом единомышленников, которые могут поддержать в трудную минуту, дать ценный совет, поделиться опытом. Таким образом, создание коворкинг-центров не только оправдано с точки зрения обмена опытом, но также и с точки зрения психологической помощи начинающим собственный бизнес гражданам.

О том, что рост спроса на самозанятость растёт ускоренными темпами свидетельствуют цифры статистики. Так, согласно представленной на рисунке 1 гистограмме, за период январь-март 2021 и тот же сравнительный период январь-март 2022 года наблюдается рост количества самозанятых по Южному Федеральному округу в 2,6 раза, по республике Крым в 3 раза, а по г. Севастополю в 3,2 раза.

Экстраполируя полученные данные на г. Керчь, как муниципальное образование, входящее в состав Республики Крым и Южного федерального округа, можно смело говорить о такой же тенденции, а именно, заинтересованности граждан в создании своего бизнеса.

6(10 000 400 000 200 000 0

465 749

177 054

15 967 3 508 48 596 ,1 243

□ Южный Федеральный округ

П Республика Крым город Севастополь

январь-март 2021 г.

январь-март 2022 г.

Рисунок 1 - Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», чел. [2]

Ведущей отраслью, в которой может реализовать себя гражданин, получивший статус самозанятого - это туристическая и рекреационная отрасль. В этом случае социальный и экономический эффект для муниципальных образований Республики Крым будет выражаться не только в повышении качества оказываемых на рынке туристических услуг (гиды, экскурсоводы и т.п.), но также и в росте уровня собираемого налога на профессиональный доход и снижении денежных средств, ежегодно направляемых на выплату пособий по безработице.

Далее обратим внимание на гистограмму 2, отражающую данные о количестве вновь созданных и действующих субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых в РФ, совершивших значимые действия во всех информационных системах в рамках национального проекта и улучшивших показатели выручки и (или) численности занятых.

Рисунок 2 - Количество вновь созданных и действующих субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых в РФ, совершивших значимые действия во всех информационных системах, ед. [1]

За период с 2019 по 2020 гг. количество новых и действующих субъектов малого бизнеса, включая самозанятых выросло в 1,3 раза, что еще раз подтверждает высокий спрос на подобный способ труда.

- ГН)Я-|

-6^?- -й^?- -

2021 г. январь 2022 г. февраль 2022 г. март 2022 г.

Рисунок 3 - Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и получивших меры поддержки в Республике Крым, тыс. чел.[1]

Как показывает график, представленный на рисунке 3 с конца 2021 года по март 2022 года количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус в качестве самозанятого и получившие меры поддержки в Республике Крым выросло более, чем в 10 раз, что свидетельствует о широких возможностях, предоставляемых государством и региональными органами власти мер социальной политики, связанной с трудом и занятостью. Об этом свидетельствует и гистограмма, представленная на рисунке 4.

3,23 4,31 4,31 5,05 6,85 М<1

да " ■Ш ■

март июнь | сентябрь 2019 декабрь март июнь сентябрь 2020 декабрь

Рисунок 4 - Количество субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамках федерального проекта в Республике Крым, тыс. чел. [2]

Данные, приведенные на рисунке 4 показывают, что количество субъектов малого и среднего бизнеса, получившие поддержку в рамках федерального проекта в Республике Крым растет с высочайшей скоростью: с марта 2019 года по декабрь 2020 их количество выросло более, чем в 6 раз.

Далее изучим сведения о количестве самозанятых граждан в Южном федеральном округе по данным, представленным в аналитической таблице 2.

Таблица 2 - Сведения о количестве самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в Южном федеральном округе в 2021 г., чел. [1]

Наименование субъекта Российской Федерации Всего в том числе:

физические лица, чел. уд. вес.% индивидуальные предприниматели, чел. уд. вес, %

Южный федеральный округ 492782 463789 94,12 28993 5,88

Республика Адыгея 8623 8203 95,13 420 4,87

Республика Калмыкия 4413 4021 91,12 392 8,88

Краснодарский край 197712 185140 93,64 12572 6,36

Сириус 13 13 100,00 0 0,00

Астраханская область 24680 23487 95,17 1193 4,83

Волгоградская область 64193 61191 95,32 3002 4,68

Ростовская область 128841 120950 93,88 7891 6,12

Республика Крым 52303 49582 94,80 2721 5,20

Севастополь 12004 11202 93,32 802 6,68

Таблица содержит сведения о количестве человек, зафиксировавших свой статус в качестве самозанятого в регионах Южного федерального округа, а также расчет удельного веса, распределяющего доли физических лиц и индивидуальных предпринимателей в общей численности самозанятых, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Как показано в таблице 2, численность граждан, зафиксировавших свой статус самозанятого посредством применения специального налогового режима НПД в Южном федеральном округе составило в 2021 году 492782 чел., при этом более 94 % это физиче-

ские лица и менее 6 % - индивидуальные предприниматели.

Однозначная тенденция наблюдается по всем регионам, входящим в ЮФО, в том числе и в Республике Крым, где из 52303 человек, зафиксировавших свой статус самозанятого 94,8 % являются физическими лицами и лишь 5,2 % - индивидуальные предприниматели.

Поскольку большая часть самозанятых - физические лица, они нуждаются в неких центрах, местах сбора, где они могли бы обмениваться информацией, работать в деловой обстановке, чувствовать поддержку и в тоже время, конкуренцию. Зачастую у обычных людей нет денег на то, чтобы снять собственный офис и, тем более, бизнес-центр для проведения деловых встреч, поиска и анализа информации, подготовки к проектам, встречам с инвесторами и пр. Эту работу граждане проводят дома, где они отвлекаются на домашние дела, параллельно занимаются с детьми, другими членами семьи. Это, конечно, никак не настраивает на деловой лад и существенно снижает бизнес-активность. В связи с этим нами предлагается открытие в г. Керчь коворкинг-центра на базе службы занятости населения как хорошую альтернативу собственному офису.

Работа в коворкингах формирует бизнес-сообщество, и такое общение в итоге может привести к новым креативным идеям и решениям, к созданию интересных кейсов и проектов. На базе такого муниципального коворкинга также могут проводиться образовательные мероприятия, презентации и семинары, что параллельно позволяет достичь целей, связанных с повышением финансовой и рыночной грамотности граждан, стремящихся получить или уже получивших статус самозанятого. Рабочие места в коворкинге следует оборудовать всей необходимой мебелью, каждому коворкеру необходимо предоставить доступ к высокоскоростному интернету и возможность пользоваться оргтехникой (принтером, сканером, копировальным аппаратом, МФУ и пр.). Наличие компьютерной техники на рабочем месте зависит от политики коворкинга. В некоторых центрах предоставляются в аренду компьютеры, ноутбуки и нетбуки, но эта услуга не является востребованной, поскольку чаще всего ковор-керы приносят необходимую технику с собой.

Предлагается открыть коворкинг-центр как минимум на 30 рабочих мест и конференц-зала вместимостью до 100 человек, при этом стоимость оборудования и ремонта составит порядка 2,4 млн руб. Смета расходов представлена в таблице 3. При этом смета не является окончательной, поскольку в зависимости от состояния помещения, которое администрация муниципального образования способна предоставить для открытия коворкинг-центра зависит стоимость его ремонта.

Как показывает представленная в таблице 3 смета затрат, для открытия коворкинг-центра потребуется порядка 2,4 млн руб. При этом помещение должно находиться в собственности муниципалитета с тем, чтоб не нести дополнительные расходы по его аренде.

Таблица 3 - Смета расходов на оборудование коворкинг-центра, тыс. руб.

Статья расходов Затраты

Ремонт помещения 450

Мебель для конференц-зала (стулья, столы и пр.) 280

Мебель для работы коворкеров (столы, стулья, кресла, шкафчики с замком) 175

Мебель для лаундж-зоны 158

Офисная техника (модем, компьютеры, сканер, принтер, проектор с экраном, плазменная панель, магнитная доска с маркерами) 1100

Расходные материалы и средства гигиены 60

Кухонная техника (кулер, кофемашина, тостер, микроволновка, мини-холодильник) 90

Предметы интерьера 40

Итого: 2353

Предлагается работать коворкерам на следующих условиях - аренда рабочего места -бесплатно с необходимостью внесения залога в размере 5 тыс. руб. в случае, если посетитель или его приглашенные нанесут какой-либо материальный ущерб. Также необходимо составить договор, который следует заключать с коворкерами на проведение деловых встреч, пре-

зентаций, круглых столов и прочих мероприятий. Следует определить график работы ковор-кинг-центра и заранее расписывать свободное время и время, когда те или иные места заняты. Предлагается аренду конференц-зала с оборудованием коворкерам оплачивать, но по минимальной стоимости (100-200 руб. за каждого приглашенного) с необходимостью внесения залога 30-50 тыс. руб. При этом с коворкером следует также заключать договор на каждую аренду конференц-зала. Договора предлагается заключать в электронном виде посредством приложения, которое также можно отдать на разработку самозанятым в области 1Т.

Выводы (заключение)

В качестве результатов мер социальной политики в области труда и занятости населения при реализации предложенных выше мероприятий, муниципальное образование может получить социальный и экономический эффекты, суть которых представлена на рисунке 5.

Основным составляющим экономической и социальной эффективности коворкинга станет, разумеется, льготный доступ самозанятых к деловой инфраструктуре, которая присутствует в любом бизнес-центре. При этом граждане будут нести материальную ответственность за использование мебели, техники и оборудования в коворкинг-центре, это будет являться гарантией того, что в центре сохранится спокойная и деловая атмосфера, а инфраструктура останется в рабочем состоянии. Такие условия, несомненно, привлекут граждан к более активным и решительным действиям, материальному обеспечению себя и своих близких посредством самостоятельной работы на рынке труда.

Инфраструктурная поддержка, оказание

информационно-консультационных и образовательных услут самозанятым гражданам (центрами компетенций) в

оффлайн и онлайн форматах

_^_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством обеспечения предоставления комплекса информационно- консультационных и образовательных услуг в оффлайн и онлайн форматах

Предоставляется в пользование

на правах аренды производственные и офисные площади в помещениях (в том числе в бизнес- инкубаторах и

коворкингах), оснащенных необходимым оборудованием)

Предоставляются комплексные услуги по обеспечению доступа к сервисам по размещению продукции,товаров, работ (услуг) на коммерческих электронных площадках

11редоставление самозанятым гражданам на льготных условиях рабочие места в государственных и

частных производственных и офисных площадях V

Обеспечение получениеясервисов и услуг по продвижению продукции, товаров, работ и услуг самозанятых граждан на льготных условиях

Рисунок 2 - Составляющие социального и экономического эффекта предложенных мероприятий по реализации социальной политики в области самозанятости

Помощь, которую будут оказывать в таких современных центрах привлечёт и молодое поколение, которое всегда отличалось смелостью и амбициозностью. Согласно экспертной оценке, в результате создания такого центра планируется достигнуть следующих результатов (таблица 4).

Поясним расчёты, осуществленные в таблице 4. Среднесписочная численность работников организаций осталась неизменной и соответствует данным, представленным в таблице 2.8 (21354 чел.), так же как и численность работников, имеющих статус безработного по состоянию на конец 2021 г. (1336 чел.). Далее нами на основании экспертного мнения и, ориентируясь на подобные практики в других регионах России, сделано предположение, что в результате открытия коворкинга при центре занятости г. Керчь число лиц, решившихся зарегистрироваться в статусе самозанятого составит 42 человека. Эти люди сменят статус «безработный» на статус «самозанятый» и, следовательно, количество зарегистрированных безработных станет 1294 чел.

Далее был осуществлен расчёт суммы, выплачиваемого пособия по безработице гражданам, стоящим на учёте в службе занятости населения г. Керчь. При расчёте было учтено, что в среднем гражданин получает порядка 7130 руб., при этом средний период поиска работы составляет около полугода (6 месяцев).

Таблица 4 - Экономический эффект от внедрения предлагаемых мероприятий по стимулированию самозанятости в МО к. Керчь Республики Крым путём открытия коворкинг-центра

Показатель 2021 г. После мероприятия Абсолютное отклонение (+,-)

Среднесписочная численность работников организаций, тыс. чел. 21354 21354 0

из них имеют статус безработного, чел. 1336 1294 -42

Экспертная оценка выплаченного пособия по безработице с учетом среднего уровня пособия в размере 7130 руб., тыс. руб. 57154,08 55357,32 -1796,76

Затраты на создание и оборудование коворкинг-центра, тыс. руб. - 2353 2353

Прогнозная величина собираемого налога НПД (4%) со среднего дохода 34 тыс. в месяц с каждого самозанятого, получившего данный статус и снявшийся с учета как безработный, тыс. руб. - 685,44 685,44

Общая сумма дохода от внедрения предлагаемых мероприятий, тыс. руб. 2482,20

Экономический эффект от внедрения мероприятия 129,20

Экономическая эффективность мероприятия, % 5,49

Срок окупаемости проекта, мес. 18,21

Следовательно, умножив размер среднего пособия на количество граждан стоящих на учёте в службе занятости г. Керчь и рассчитав эту сумму на 6 месяцев мы получили размер полугодового пособия до и после внедрения мероприятий. Экономия, которую может получить муниципальное образование г. Керчь в результате сокращения числа граждан, стоящих на учёте в статусе безработного составит 1796,76 тыс. руб. В таблицу 4 включены затраты на создание и оборудования коворкинг-центра, которые были рассмотрены в таблице 3 как размер инвестиционных вложений в проект. Прогнозная годовая величина собираемого налога НПД (4 %) со среднего дохода 34 тыс. в месяц с каждого самозанятого, получившего данный статус и снявшийся с учета как безработный рассчитана исходя из ставки налога, размера дохода и предполагаемого количества вновь зарегистрированных самозанятых (42 чел). В год эта сумма составит 685,44 тыс. руб.

Таким образом, предполагаемый доход от внедрения мероприятий включает сумму экономии величины пособия по безработице (1796,76 тыс. руб.) и прогнозную величину годового дохода НПД (685,44 тыс. руб.), и составит 2482,2 тыс. руб. Экономический эффект предлагаемых мероприятий рассчитан как разница между полученным доходом (2482,2 тыс. руб.) и понесёнными затратами (2353 тыс. руб.) и составил 129,2 тыс. руб. Экономическая эффективность (рентабельность) мероприятия рассчитана как отношение полученной чистой прибыли от проекта (129,2 тыс. руб.) к затратам на его осуществление (2353 тыс. руб.) и умноженной на 100 %. Таким образом, рентабельность проекта составила 5,49 %. Также нами рассчитан срок окупаемости предложенных мероприятий как отношение затрат к чистой прибыли, он составил 18 месяцев (1,5 года).

Таким образом, проведенные расчёты показывают, что предложенные в работе мероприятия по повышению эффективности социальной политики в муниципальном образовании г. Керчь эффективны как с экономической, так и с социальной точек зрения. Разумеется, государственное (муниципальное) управление нельзя рассматривать только как экономический проект; полученные расчёты говорят о довольно низкой экономической эффективности предложений. Однако, в перспективе подобные практики социально-психологической поддержки граждан, нуждающихся в государственной помощи, несут стратегический, а не локальный и не тактический характер.

Источники:

1. Самозанятость в РФ [Электронный ресурс]. URL: .https://www. fedstat.ru/indicators/search?searchText =самозанят (дата обращения 28.04.2022).

2. Рынок труда в республике Крым [Электронный ресурс]. URL: https://czrk.ru/o-rynke-truda/3194-rynok-truda-respubliki-krym-v-yanvare-marte-2022-goda.html (дата обращения 20.04.2022).

3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов https://www.economy.gov.ru/material/file/d7f5f5dea44bda4c30d42aac04cc1fca/prognoz_

socialno_ekonom_razvitiya_rf_2022-2024.pdf [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/22599/ (дата обращения 24.04.2022).

4. Агабекян Р.Л., Голуб И.Н. Направления государственного регулирования в инновационных отраслях экономики // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 1-3. С. 15-18. References:

1. Self-employment in the Russian Federation [Electronic resource]. URL: .https://www. fedstat.ru/indicators/ search?searchText = self-employed (accessed 04/28/2022).

2. The labor market in the Republic of Crimea [Electronic resource]. URL: https://czrk.ru/o-rynke-truda/3194-rynok-truda-respubliki-krym-v-yanvare-marte-2022-goda.html (accessed 04/20/2022).

3. Forecast of the socio-economic development of the Russian Federation for 2022 and for the planned period of 2023 and 2024 https://www.economy.gov.ru/material/file/d7f5f5dea44bda4c30d42aac04cc1fca/prognoz_socialno _ekonom_razvitiya_rf_2022-2024.pdf [Electronic resource] . URL: http://government.ru/docs/22599/ (accessed 24.04.2022).

4. Agabekyan R.L., Golub I.N. Directions of state regulation in innovative sectors of the economy // Economic Bulletin of the Rostov State University. 2008. V. 6. No. 1-3. pp. 15-18.

EDN: SIBWKS

А.Б. Мещерякова - к.э.н., доцент, Академия маркетинга и социально-информационных технологий, Краснодар, Россия, 1980_allaal@maiLru,

A.B. Meshcheryakova - candidate of economics, associate professor, Academy of Marketing and Social Information Technologies, Krasnodar, Russia.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Г. КЕРЧЬ ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF THE SOCIAL POLICY OF THE CITY OF KERTCH

Аннотация. Современная ситуация в нашей стране складывается таким образом, что на первый план выступает социальная политика государства, призванная обеспечить гражданам достойную жизнь, защиту своих прав и свобод, возможность реализации способностей, а также поддержку граждан, которые в силу сложившихся обстоятельств попали в сложные жизненные условия. Основными направлениями реализации мер социальной политики в России являются демография, борьба с бедностью, поддержка граждан с ограниченными физическими возможностями здоровья, социальная защита населения нашей страны, труд и занятость, пенсионной социальное страхование. Меры социальной политики касаются всех граждан России и направлены на реализацию государственных программ и нормативно-правовому регулированию соответствующих направлений деятельности.

Проводником государственной социальной политики является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. На региональном (муниципальном) уровне меры социальной политики реализуют соответствующие департаменты при администрациях муниципальных образований.

Объектом исследования выступают конкретные меры социальной политики, реализуемые в муниципальном образовании г. Керчь с позиции их эффективности.

Abstract. The current situation is developing in such a way that the social policy of the state comes to the fore, designed to provide the citizens of our country with a decent life, protection of their rights and freedoms, the opportunity to realize their abilities, as well as support for citizens who, due to the circumstances found themselves in difficult living conditions. The main directions of the implementation of social policy measures in Russia are demography, the fight against poverty, support for citizens with disabilities, social protection of the population of our country, labor and employment, pension social insurance. Social policy measures concern all citizens of Russia and are aimed at the implementation of state programs and the legal regulation of relevant areas of activity.

The conductor of the state social policy is the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. At the regional (municipal) level, social policy measures are implemented by the relevant departments under the administrations of municipalities.

The object of the study is specific measures of social policy implemented in the municipality of Kerch from the standpoint of their effectiveness.

Ключевые слова: социальная политика, индикаторы достижения целей, демография, безработица, социальная защита, труд, занятость.

Keywords: social policy, targets achievement indicators, demography, unemployment, social protection, labor, employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.