Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
424
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
социальный предприниматель / качество личности / интернальность / экстернальность / мотивация / social entrepreneur / personality quality / internality / externality / motivation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Светлана Викторовна

В статье исследуются отдельные аспекты развития социального предпринимательства в России. Выявляются отличительные особенности успешных социальных предпринимателей и определяется достаточный и необходимый перечень «нужных вещей» – матрицы научных дисциплин. Приводятся результаты социологического исследования с целью определения качества личности ряда субъектов предпринимательской деятельности в Омском регионе по индикатору уровня их интернальностиэкстернальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

The article examines certain aspects of the development of social entrepreneurship in Russia. The distinctive features of successful social entrepreneurs are revealed and a sufficient and necessary list of “necessary things” the matrix of scientific disciplines is determined. The results of a sociological study are presented in order to determine the personality quality of a number of business entities in the Omsk region according to the indicator of the level of their internality externality.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

G©4 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ^D

DOI 10.24412/2076-1503-2021 -2-163-169 КУЗНЕЦОВА Светлана Викторовна,

старший преподаватель кафедры «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело» Омского государственного технического университета,

e-mail: lanagvo@ramber.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Аннотация. В статье исследуются отдельные аспекты развития социального предпринимательства в России. Выявляются отличительные особенности успешных социальных предпринимателей и определяется достаточный и необходимый перечень «нужных вещей» - матрицы научных дисциплин. Приводятся результаты социологического исследования с целью определения качества личности ряда субъектов предпринимательской деятельности в Омском регионе по индикатору уровня их интернальности - экстерналь-ности.

Ключевые слова: социальный предприниматель, качество личности, интерналь-ность, экстернальность, мотивация.

KUZNETSOVA Svetlana Viktorovna,

Senior Lecturer

Department of State, Municipal Administration and Customs,

Omsk State Technical University

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

Annotation. The article examines certain aspects of the development of social entrepreneur-ship in Russia. The distinctive features of successful social entrepreneurs are revealed and a sufficient and necessary list of "necessary things" - the matrix of scientific disciplines - is determined. The results of a sociological study are presented in order to determine the personality quality of a number of business entities in the Omsk region according to the indicator of the level of their internality - externality.

Key words: social entrepreneur, personality quality, internality, externality, motivation.

Введение

Целью представленной работы является определение особых ключевых качеств личности социального предпринимателя, в совокупности представляющих его модель, долженствующую соответствовать модели его рабочего места по реализации социальных проектов.

Социальное предпринимательство, представленное его многообразными моделями и спецификациями, это искусство конструировать и использовать различные инновационно-нормативные комбинации различного рода ресурсов для решения или ослабления (смягчения) остроты реально существующих социальным проблем, оказавшихся как «пятном невнимания» телеоло-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

гических механизмов рынка и государства, так и следствием порождаемых или отрицательных экстерналий (провалов) [5; 7].

Субъекты социального предпринимательства играют роль агентов, катализаторов перемен, усовершенствования социальной сферы благодаря незаурядным принципам их поведения:

- принимают на себя миссию по созданию и поддержке социальной ценности (а не только индивидуальной ценности);

- находятся в непрекращающемся поиске и реализации новых возможностей для достижения этой миссии;

- вовлечены в непрерывные процессы инновации, адаптации и обучения;

- действуют решительно, не ограничивая себя только теми ресурсами, что есть в данный момент;

- демонстрируют высочайшую ответственность по отношению к своим клиентам и за результаты совей деятельности.

Это идеализированное определение Г. Диза, в конце 1990-х гг. директора Центра развития социального предпринимательства Дьюкского Университета (США), поскольку лидеры социального сектора буду всегда соответствовать разным характеристикам и в разной пропорции. И чем больше человек будет удовлетворять всем этим условиям, тем более он будет отвечать модели социального предпринимателя [6]. Это, по сути, модель рабочего места социального предпринимателя.

Стало быть, наиболее отличительным вариантом повышения результативности функционирования социальных организаций является совмещение, наложение друг на друга две модели: модели рабочего места социального предпринимателя, т.е. основных его «требований» к его поведению - деятельности, к тому, что он должен делать для реализации своего социального проекта, и модели реального социального предпринимателя, т.е. уровня его общей культуры, способностей, компетентности, специфических качеств, побуждающих его к предпринимательской деятельности и обеспечивающих эффективное выполнение предпринимательских функций. Чем больше модель социального предпринимателя соответствует модели - требованиям сферы социального предпринимательства, тем с большим энтузиазмом и уверенностью в достижении успехов он трудится [1; 4; 10; 14].

Необходимо изучение реальных личностей, причастных к социальному предпринимательству, из действий которых и зависит успешность избранного ими дела. Только на основе всестороннего «сканирования» потенциала, качества личности, степени ее соответствия специфическому роду деятельности можно исключить ошибки при первоначальном включении (допуске) соискателей в эту сферу деятельности [6].

Обратимся в самом начале к тем уже обобществленным, но не совсем удачным (некорректным) социологическим исследованиям, ориентированным на выявление особых психогенетических и нравственных характеристик субъектов социального предпринимательства.

В последнее время стали очень модными так называемые «занимательные» социологические исследования «в целях определения набора типовых (отличающих) характеристик субъекта социального предпринимательства региона, выполненное самими субъектами социального

предпринимательства [3, с. 17]. Ну а коль скоро субъектам доверили само исследование, то «они отмечены высоким уровнем социального доверия, обладают лучшими нравственными качествами и предрасположены к общественной солидарности, стремятся к эффективности своего дела и уверены в значительности действий, склонны к инновациям и творчеству, выражают готовность к самоорганизации и работе с властью [3, с. 23].

В Великом Новгороде социальные предприниматели утвердительно ответили на вопросы о наличии у них миссии, ясной цели деятельности. Но более того, они - субъекты предпринимательской деятельности абсолютно уверены в том, что правильно, а что нет. Иначе и быть не может при абсолютной идентификации обозначенных выше моделей.

Занимательна еще одна когорта портретистов, портретных живописцев, представивших результаты исследования - «Социальный предприниматель со РФ: автопортрет - 2018», посвя-щённого изучению ценностей и мотивации деятельности современного российского социального предпринимателя, а также определению набора типовых самохарактеристик по социальным предпринимателям [11, с. 3].

Выявлено, что в целом у респондентов фиксируется особое понимание предназначение бизнеса - не только как источника и получении прибыли (вообще-то девиз, руководящая идея социального предпринимателя - социальная отдача на первом месте, прибыль - на втором, к тому же реинвестируемая на развитие деятельности).

Если в их предыдущем исследовании «Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики» [11] авторы выявили существенное отличие социальных предпринимателей от «обычных», связанное с большим присутствием в их декларируемых принципах деятельности гуманистических ценностных ориентаций, социальной ответственности, важности общественной активности, склонности к деятельности, направленной на решение социальных проблем, то в настоящем ставилась задача сравнения (по декларируемым ценностям) социальных предпринимателей не с их коллегами из традиционного бизнеса, а с российским населением в целом» [15] (а не замахнуться ли им на Шекспира с итоговым объемом выборочной совокупности, составившим всего 155 респондентов за минусом 18, не признавшихся в социальном предпринимательстве). Заимствуя цитату английской поэтессы Элизабет Барретт Браунинг, можно сказать, что их стремления превышают их возможности (Their reach exceeds their grasp).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Да и корректно ли сравнение характерных качественных признаков зарождающихся в определенном смысле особого, уже эмпирически фиксируемого социального слоя, группы людей, объединённых общим социальным признаком - лучшие способности и квалификация, включая образование и личностные качества, с качественными признаками среднестатистического россиянина. Реальным лидерам социального предпринимательства присущи уже многие признаки-характеристики меритократов-терпеливость, доброта, стремление к справедливости, к порядку, любви и тишине, готовность оказывать помощь нуждающимся, стремление ко всему новому-прогрессивному и т.д. Все эти личностные качества - суть явленческие формы («знаки») реализации основного закона социологии, впервые сформулированного О. Контом: «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель» (это своего рода нормативная модель - как должно быть в цивилизованном обществе).).

Следовало бы отметить и эвристическую составляющую рассматриваемого исследования - читатель обретает новые знания, например, по «аффирмативному бизнесу», по «импактинвести-рованию», по новой семантике, новому значению слова «амбивалентность, этимология, происхождение которого связано с именем швейцарского профессора, психиатра Э. Блэйлера (автора учения о шизофрении), которое (слово) означает одновременно два противоположных чувства, которые вызывает тот или иной объект (любовь и ненависть, удовольствие и неудовольствие), но не «неоднозначность», как полагают авторы исследования.

Согласно О. Конту в новом позитивном (реальном, полезном, положительном) обществе будут классы предпринимателей всех родов деятельности («управленцев») и рабочих. Обязанностью предпринимателей, их «необходимой социальной функцией» [2] является обеспечение надлежащего уровня жизни рабочим, их социальную защиту, формирование рабочих мест. О. Конт полагал, что в основе прогресса лежит интеллектуальное и моральное совершенствование личности (а не развитие производительных сил, экономики, как утверждал К. Маркс) на основе проведения социальных реформ, направленных на изменение межличностных отношений, на интеллектуально - нравственную трансформацию общественного сознания. О. Конт не был замечен в «узком филистерском (обывательском) мировоззрении, а потому не мог «выкидывать всяких вывертов», в которых его обвинял Маркс [9 с. 382]. Не могли творцы (Маркс и Энгельс не употребляли сам термин « социология» ввиду того, что он напрямую ассоциировался с Контом) «

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

единственно верного учения» оставлять незамеченными своих оппонентов, концептуально подрывающих его основы.

О. Конт, так же, как и К. Маркс был материалистом, развил идею Сен-Симона, т.н. трех стадий интеллектуальной эволюции человечества, определяющих, в конечном итоге, все развитие общества. Для К. Маркса же был характерен т.н. экономический детерминизм, в соответствии с которым и прогресс, и регресс общества обусловливается исключительно динамикой экономического базиса общества, но не его надстройкой. Умозрительная экономическая теория К. Маркса в своих прогнозах о движущих самих человечества оказалось более ошибочной, нежели социология О. Конта, превратившаяся в эмпирическую науку, что было обусловлено потребностями общественной практики), основанную на наблюдениях. Социология в современном мире занимает одно из центральных мест в системе общественных наук.

Социологическая теория нуждаются в эмпирической проверке своих положений, прогнозов, а эмпирические исследования испытывают нужду в обобщающей теории, характеризующейся единством конструктивных и критических функций.

Однако остановимся на мыслях свойства нравственно - психологического, имея в виду гипотетическое определение важнейших личностных качеств социального предпринимателя, ценность которого для других в значительной степени обусловлена непохожестью на них, занятых искусством конструирования и использования различного рода ресурсов для решения или ослабления (смягчения) остроты временно существующих социальных проблем. Реальные субъекты социального предпринимательства, определяемого нами как искусство в широком смысле слова [5], творчески формируют особую трудовую реальность, требующую искусства: целеполагания, мышления, интуиции, наблюдательности, оптимизма, находчивости, предвидения, рефлексии, вежливости, заботливости, эрудированно-

сти, сдержанности (тактичности), мастерства, справедливости, умения пользоваться улыбкой, доброжелательности и радушия.

Социальный предприниматель, как философ науки о социальном предпринимательстве, по определению обязан знать и использовать многое о немногом, пренебрегая знаниями «ненужных вещей» (Гельвеций). Ему необходимы знания: законов диалектики, основного закона социологии, социологии, психогенетики, культуры, искусства, экономической теории, экономики труда, математической статистики.

Обозначенные выше важнейшие, особые качества и необходимые знания социального

предпринимательства подчерпнуты из трудов основоположника теории предпринимательства, ирландского учёного Ричарда Кантильона, основоположника социологии О. Конта, родоначальника политической экономии А. Смита, К. Маркса, Ж.-Б. Сэя, Б. Драйтона, Ж. Кларка, П. Друкера, М. Янга, Й. Шумпетера, Г. Диза, Г. Стивенсона, а также из трудов русских философов В.С Соловьева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина (о нравственных нормах и правилах в сфере предпринимательской деятельности), А. С. Макаренко.

Вот что писал А.С. Макаренко, руководящий в 20-30- е гг. прошлого столетия трудовой колонией для несовершеннолетних и трудовой детской коммуной им. Ф.Э. Дзержинского, - «предприниматель должен быть большим настоящим человеком, способным проектировать и достигать лучшее в человеке» [8].

Все возрастающий спрос на таких людей обусловливает объективную необходимость их производства, чем впервые был обеспокоен основоположник французской политической экономики и, к тому же, реальный «промышленный предприниматель Жан-Батист Сэй, глубоко убежденный в том, что для развития предпринимательства требуется формирование определенного типа личности, характеризующейся особыми экономическими и нравственными качествами, продуцировать которые необходимо всем народам [13, с. 55-56]. Но для этого необходимо мони-торить личностные характеристики потенциальных (соискателей) и реальных субъектов социального предпринимательства, т.е. и на « входе» в эту сферу деятельности, и в границах ее функционирования.

Одной из важных интегральных характеристик самосознания, вызывающих чувство ответственности, готовность к активности, является качество личности, получившее название локуса контроля (locus of contro [12; 16]. Локус контроля - это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты деятельности собственным способностям и усилиям, либо внешним силам (других людей, судьбы и т.д.).

Локус контроля универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми человеку приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в случае достижений. И в различных областях социальной жизни, являющейся, безусловно, трудовой.

Существует два крайних типа локуса контроля - интернальный и экстернальный. В первом случае человек убеждён, что происходящие с ним события зависят от его личностных качеств и являются закономерным итогом его собственной

деятельности. Во втором случае человек убеждён, что все его успехи и неудачи - это результат внешних сил (везения, случайности, давления окружения, других людей и т.д.). Любой индивид занимает определённую позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса контроля.

Рассмотрим шкалы локуса контроля.

A. Общая интернальность - Ио. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, чувствуют собственную ответственность за эти события и за то, как складываются их жизнь в целом. Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действия других людей.

Б. Интернальность достижений - Ид. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

B. Интернальность неудач - Ин. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинить самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый склонен испытывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Г. Интернальность в семейных отношениях -Ис. Высокие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события семейной жизни. Низкий показатель указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнёров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

Д. Интернальность производственных отношений - Ип. Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

ственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своём продвижении и т.д. Низкий показатель указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам -руководству, коллегам по работе, везению-невезению.

Е. Интегральность межличностных отношений - Им. Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает себя способным контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывает к себе уважение и симпатию. Низкий показатель, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения, и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнёров.

Ж. Интернальность в отношении здоровья-болезни - Из. Высокие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий, Человек с низким показателем считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придёт в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Назначение теста - диагностика парциальных позиций интернальности-экстернальности личности социального предпринимателя.

Оценивая уровень интернальности - экстер-нальности с помощью специально разработанного опросник, Дж. Роттер (американский психолог, автор теории научения и теории локуса) и другие исследователи показали, что преобладание экстернального локуса контроля чаще сочетается с такими качествами как конформность, т.е. уступчивое, зависимое поведение, неуверенность в себе, тревожность. Люди с преобладанием

интернальности отличаются более высокой активностью, независимостью и самостоятельностью, они более уверены в себе, имеют более высокую самооценку и проявляют более высокую ответственность за свое поведение. Результаты исследования подтвердили также связь интернальности с мотивацией достижения успеха. Эти данные легли в основу гипотезы о том, что предприниматели характеризуются более высоким уровнем интернальности, чем профессионалы - не предприниматели, например, менеджеры. Результаты ряда эмпирических исследований подтвердили эту гипотезу.

В отечественных психологических исследованиях для диагностики локуса контроля наиболее широко используется тест Д. Роттера в адаптации Е. Бажина [12].

Тест Д. Роттера необходимо использовать и в Омской области, вошедшей в десятку регионов-лидеров по количеству социальных предпринимателей, и в пятерку по критерию инновацион-ности.

В этой связи уместным следует полагать скромное пилотное исследование автора с целью изучения возможности проведения более широкого социологического исследования, выходящего за рамки тестирования по локусу контроля ограниченного числа респондентов.

Методической основой исследования, являлось тестирование в онлайн - режиме. В результате общего (без адресного) приглашения к участию со ссылками на онлайн - тест через социальные сети, откликнулось 12 субъектов предпринимательства Омского региона.

Предмет исследования ограничивался выявлением уровня интернальности субъектов социального предпринимательства по школам локуса контроля

Таблица 1

Показатели уровня интернальности по шкалам локуса контроля

Интернальность Уровни (в баллах)

Высокий Низкий Средний

Общая 10 6 7

Достижений 9 7 8

Неудач 7 5 6

В семейных отношениях 6 4 7

В производственных отношениях 8 5 7

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

В межличностных отношениях 10 7 8

В отношении здоровья -болезни 9 5 6

Таблица составлена автором по результатам тестирования.

Отчетливо выраженное преобладание мотивации достижений над мотивацией избегания неудач является достаточным основанием для утверждения о том, что в нашу «разработку» попали наиболее успешные социальные предприниматели Омского региона.

Определение локуса контроля, а также его мониторинг, анализ и пересмотр, корригирование ранее сложившихся отношений к происходящему с каждым субъектом социального предпринимательства является мощным инструментом для их (субъектов) саморазвития, усовершенствования (Л. Толстой) своей личности. Продвинутый социальный предприниматель - это тот, который точно знает, с помощью каких усилий и средств, возможно вывести свое предприятие на траекторию устойчивого и эффективного развития.

Заключение

Общий вывод сводится к утверждению о том, что достижение высокой эффективности функционирования социальных предприятий является функцией одного из важнейших аргументов (условий), а именно, особенных качеств личности субъектов предпринимательской деятельности, генерирующих их стремление к достижению желаемого - упорядоченного, аккуратного, ответственного, старательного, планомерного и настойчивого.

В этой специфической и благородной сфере деятельности (по преобразованию и самого человека, и среды его обитания) должны работать индивиды, постоянно работающие над собой, с неиссякаемой тягой к знаниям по преобразованию окружающей среды и самого себя.

Фабула статьи (в части определения качества личности субъектов социального предпринимательства в Омском регионе), по своей инструментальной функции является прологом, обращением к сообществу социальных предпринимателей и соответствующих органов власти, ответственных за развитие этого сектора экономики, подготавливающим и подталкивающим их на проведение более широкого исследования, в том числе основательных социологических исследований по всему комплексу назревших в нем проблем. Чтобы действовать с каким-либо шансами на успешное развитие сферы социального

предпринимательства, необходимо его всестороннее изучение.

Список литературы:

[1] Ковальчук В.К. Малое предпринимательство в сельской местности (на примере Центрального федерального округа) // Представительная власть-XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2020. № 3 (178). - С. 31-36.

[2] Конт О. Общий обзор позитивизма. - 2-е изд. - М.: Книжный дом ««Либроком», 2011. -256 с.

[3] Костенко Н.В., Никифорова Е.П., Новго-родчина: «Портрет» социального предпринимателя [Электронный ресурс] // BENEFICIUM. 2019. № 1 (30). - С. 17-25. - URL: https://doi.org/10,34680/ beneficium (дата обращения 15.01.2021).

[4] Косьмин А.Д., Косьмина Е.А., Марышева В.А. Малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации: компаративный анализ трендов и результативности. М.: Креативная экономика, 2018. - 266 с.

[5] Кузнецова С.В. О гибридном телеологическом механизме социума // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 12. - С. 3601-3612.

[6] Кузнецова С.В. Проблемы распределения «зон» ответственности между государством и реальными социальными предпринимателями за развитие предпринимательства в социальной сфере // Экономика и предпринимательство. 2020. № 12 (125). - С. 1487-1491.

[7] Кузнецова С.В. Социальное предпринимательство и опыт его государственной поддержки в Омской области // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 2. - С. 539-558.

[8] Макаренко А.С. Сборник.- М.: Учпедгиз, 1963. - 215 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Маркс К. Письмо Людвигу Кугельману в Ганновер. 13 XII. 1870 // Маркс К., Энгельс Ф. / Соч. 2-е изд. Т. 33. - С. 382 .

[10] Осипов Е.М., Халиков М.С. Социальное партнерство как новый тип социальных отношений // Коммуникология. 2018. Т. 6. № 6. - С. 24-34.

[11] Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики. Итоговый аналитический отчет [Электронный ресурс]. Циркон, 2013. - URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/e4e/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

Portret_SP_Otchet.pdf (дата обращения 15.01.2021).

[12] Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2001. - 224 с.

[13] Сэй Ж.Б. Трактат по политической экономии / Сэй Ж.Б. Экономические софизмы; Экономические гармонии / Бастиа Ф.; [Вступ. ст. и коммент. сост. М. К. Бункиной и А. М. Семенова]. - М.: Дело, 2000. - 229 с.

[14] Халиков М.С. Бизнес как творческий процесс // Аграрное и земельное право. 2015. № 5 (125). - С. 73-77.

[15] Ценности и мотивы деятельности российских предпринимателей. Краткий аналитический отчет по результатам исследования [Электронный ресурс] Циркон, «Social Business Group», 2018. - URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/4e7/ socialnyj_predprinimatel_2018_avtoportret.pdf (дата обращения 15.01.2021).

[16] Rotter J. Social Learning and Clinical Psychology, 1954.

Spisok literatury:

[1] Koval'chuk V.K. Maloe predprinimatel'stvo v sel'skoj mestnosti (na primere Central'nogo feder-al'nogo okruga) // Predstavitel'naya vlast'-XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy. 2020. № 3 (178). - S. 31-36.

[2] Kont O. Obshchij obzor pozitivizma. - 2-e izd. - M.: Knizhnyj dom ««Librokom», 2011. -256 s.

[3] Kostenko N.V., Nikiforova E.P., Novgorod-china: «Portret» social'nogo predprinimatelya [Elek-tronnyj resurs] // BENEFICIUM. 2019. № 1 (30). - S. 17-25. - URL: https://doi.org/10,34680/beneficium (data obrashcheniya 15.01.2021).

[4] Kos'min A.D., Kos'mina E.A., Marysheva V.A. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossijskoj Federacii: komparativnyj analiz trendov i rezul'ta-tivnosti. M.: Kreativnaya ekonomika, 2018. - 266 s.

[5] Kuznecova S.V. O gibridnom teleologich-eskom mekhanizme sociuma // Kreativnaya ekonomika. 2020. T. 14. № 12. - S. 3601-3612.

[6] Kuznecova S.V. Problemy raspredeleniya «zon» otvetstvennosti mezhdu gosudarstvom i real'nymi social'nymi predprinimatelyami za razvitie predprinimatel'stva v social'noj sfere // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2020. № 12 (125). - S. 14871491.

[7] Kuznecova S.V. Social'noe predprinimatel'stvo i opyt ego gosudarstvennoj podderzhki v Omskoj oblasti // Kreativnaya ekonomika. 2021. T. 15. № 2. - S. 539-558.

[8] Makarenko A.S. Sbornik.- M.: Uchpedgiz, 1963. - 215 s.

[9] Marks K. Pis'mo Lyudvigu Kugel'manu v Gannover. 13 XII. 1870 // Marks K., Engel's F. / Soch. 2-e izd. T. 33. - S. 382 .

[10] Osipov E.M., Halikov M.S. Social'noe part-nerstvo kak novyj tip social'nyh otnoshenij // Kommu-nikologiya. 2018. T. 6. № 6. - S. 24-34.

[11] Portret social'nogo predprinimatelya: kly-uchevye harakteristiki. Itogovyj analiticheskij otchet [Elektronnyj resurs]. Cirkon, 2013. - URL: http:// www.zircon.ru/upload/iblock/e4e/Portret_SP_Otchet. pdf (data obrashcheniya 15.01.2021).

[12] Rean A.A. Prakticheskaya psihodiagnos-tika lichnosti: Uchebnoe posobie. - SPb.: Izd-vo SPb. gos. un-ta, 2001. - 224 s.

[13] Sej Zh.B. Traktat po politicheskoj ekonomii / Sej ZH.B. Ekonomicheskie sofizmy; Ekonomich-eskie garmonii / Bastia F.; [Vstup. st. i komment. sost. M. K. Bunkinoj i A. M. Semenova]. - M.: Delo, 2000.

- 229 s.

[14] Halikov M.S. Biznes kak tvorcheskij process // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2015. № 5 (125).

- S.73-77.

[15] Cennosti i motivy deyatel'nosti rossijskih predprinimatelej. Kratkij analiticheskij otchet po rezul'tatam issledovaniya [Elektronnyj resurs] Cirkon, «Social Business Group», 2018. - URL: http://www. zircon.ru/upload/iblock/4e7/socialnyj_predprinima-tel_2018_avtoportret.pdf (data obrashcheniya 15.01.2021).

[16] Rotter J. Social Learning and Clinical Psychology, 1954.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.