Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
248
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ / BRYANSK OBLAST / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INVESTMENT PROJECT / РЕГИОН / REGION / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / SOCIO-ECONOMIC POTENTIAL / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / ECONOMIC SAFETY OF THE REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кулагина Н.А., Благодер Т.П.

В статье раскрыта роль регионов в обеспечении экономической безопасности государства и защиты национальных интересов. Рассматриваются теоретические аспекты и исследован уровень социально-экономического потенциала Брянской области. Обоснована необходимость восстановления объектов культурного наследия Брянской области как важнейшего условия развития туристического кластера в системе экономической безопасности региона, а также представлен прогноз основных показателей социально-экономического потенциала Брянского региона в результате реализации инвестиционного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE SOCIO-ECONOMIC POTENTIAL OF THE REGION AS A BASIS FOR PROVIDING ITS ECONOMIC SAFETY

The article reveals the role of regions in ensuring economic security and protecting national interests. Discusses the theoretical aspects and investigated the level of socio-economic potential of Bryansk region, the necessity of restoration of objects of cultural heritage of the Bryansk region as a key condition for the development of the tourism cluster in the system of economic security of the region and also presents a forecast of the main indicators of socio-economic potential of Bryansk region as a result of implementation of the investment project.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 338.24(1-2)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Н. А. Кулагина, Т. П. Благодер

Брянский государственный инженерно-технологический университет

Поступила в редакцию 10 февраля 2018 г.

Аннотация: в статье раскрыта роль регионов в обеспечении экономической безопасности государства и защиты национальных интересов. Рассматриваются теоретические аспекты и исследован уровень социально-экономического потенциала Брянской области. Обоснована необходимость восстановления объектов культурного наследия Брянской области как важнейшего условия развития туристического кластера в системе экономической безопасности региона, а также представлен прогноз основных показателей социально-экономического потенциала Брянского региона в результате реализации инвестиционного проекта.

Ключевые слова: Брянская область, инвестиционный проект, регион, социально-экономический потенциал, экономическая безопасность региона.

Abstract: the article reveals the role of regions in ensuring economic security and protecting national interests. Discusses the theoretical aspects and investigated the level of socio-economic potential of Bryansk region, the necessity ofrestoration ofobjects ofcultural heritage ofthe Bryansk region as a key condition for the development of the tourism cluster in the system of economic security of the region and also presents a forecast of the main indicators of socio-economic potential of Bryansk region as a result of implementation of the investment project.

Key words: Bryansk oblast, investment project, region, socio-economic potential, economic safety of the region.

Современное состояние экономики России и ее дальнейшее поступательное развитие зависят от четко расставленных стратегических национальных интересов, имеющих прямую зависимость от баланса отношений на мировой арене. Поэтому проблема обеспечения национальной безопасности России приобретает новые контуры, что требует поиск новых инструментов для ее решения из-за постоянного нарастания влияния внутренних и внешних угроз.

Важнейшей стратегической целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является такое состояние экономики, которое характеризуется устойчивыми темпами роста производства конкурентоспособной продукции, созданием высокопроизводительных рабочих мест, способствующее повышению уровня и качества жизни населения и устойчивое к влиянию дестабилизирующих факторов различного уровня действия.

Указанная выше цель предполагает решение целого комплекса взаимосвязанных задач, одной из которых является обеспечение экономической

© Кулагина Н. А., Благодер Т. П., 2018

безопасности регионов России [1], а также «выбор приоритетного направления социально-экономического и пространственного развития», как отмечает проф. А. И. Татаркин [2].

Основой программ обеспечения экономической безопасности регионов является развитие социально-экономического потенциала, имеющего сложную структуру (рис. 1) и характеризующегося определенными трудностями при исчислении комплексной оценки в целях стратегического прогнозирования. В частности, понятие «социально-экономическое развитие региона» включает в себя такую трудно измеримую субстанцию, как культура жизни населения. Положительная динамика экономического развития региона возможна лишь при условии обогащения культурой жизни населения данного региона.

Социально-экономическое развитие региона имеет положительную динамику в тех случаях, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей.

Проблематике и поиску инструментов повышения экономической безопасности в контексте функционирования отдельных регионов уделяется всё больше внимания в трудах современных экономистов и практиков. В частности, рассматриваются методологические подходы к оценке регионального потенциала [3]; раскрываются особенности их функционирования в условиях импортоза-мещения [4], выстраиваются гипотезы относительно методологии оценки образа желаемого будущего регионов [5], предлагаются подходы к выбору стратегических альтернатив развития [6].

Исходным базисом при этом является комплексный анализ сильных и слабых сторон, поиск альтернатив дальнейшего развития и совершенствование механизма управления слабыми сторонами, которые являются угрозами экономической безопасности регионов [7].

Социально-экономический потенциал Брянской области определяет место региона в террито-

риальном разделении труда, обеспечивает конкурентоспособность выпускаемых в регионе товаров и услуг и, как известно, дает большие возможности для своего комплексного развития.

На основе методики оценки социально-экономического потенциала, предложенной А. А. Блях-маном [8], были получены следующие качественные характеристики (рис. 2).

Как видим, уровень социально-экономического потенциала Брянской области в 2016 г. составляет 1,46 долей единиц. Это говорит о том, что данный уровень по шкале находится в пределах значений от 0,9 до 1,6 долей единиц и оценивается как низкий.

Для качественной оценки рассчитанного уровня социально-экономического потенциала Брянской области необходимо сравнить его значение в контексте функционирования других регионов Центрального федерального округа (табл. 1).

Элементы

I порядка

Элементы

II порядка

Рис. 1. Элементы социально-экономического потенциала региона

Рис. 2. Расчет уровня социально-экономического потенциала Брянского региона

Т а б л и ц а 1

Значения уровней социально-экономических потенциалов регионов Центрального федерального округа, долей единиц [9]

№ п/п Регион Уровень экономиче ского потенциала Уровень социального потенциала Уровень социально-экономического потенциала % в общем потенциале по всему округу

1 Белгородская область 3,62 1,45 2,54 3,75

2 Брянская область 2,08 0,83 1,46 2,15

3 Владимирская область 2,43 0,97 1,7 2,51

4 Воронежская область 3,54 1,4 2,5 3,67

5 Ивановская область 1,46 0,58 1,02 1,51

6 Калужская область 2,28 0,91 1,6 2,36

7 Костромская область 1,21 0,48 0,85 1,25

8 Курская область 2,58 1,03 1,81 2,67

9 Липецкая область 2,4 0,96 1,69 2,49

10 Московская область 10,9 4,36 7,67 11,32

11 Орловская область 1,58 0,63 1,1 1,63

12 Рязанская область 2,07 0,82 1,45 2,14

13 Смоленская область 1,89 0,76 1,33 1,96

14 Тамбовская область 1,68 0,67 1,18 1,75

15 Тульская область 2,95 1,18 2,07 3,06

16 Ярославская область 2,58 1,03 1,81 2,68

17 г. Москва 51,16 20,41 35,91 53,03

Среднее значение по регионам 5,67 2,26 3,98 100

Как видим, в общей доле социально-экономического потенциала по Центральному федеральному округу лидируют г. Москва, Московская область (они имеют наиболее высокие ранги по всем составляющим), а также Белгородская, Воронежская и Тульская области. Далее наиболее высокое положение среди сравниваемых регионов ЦФО по интегральному показателю занимают Брянская, Владимирская, Калужская, Курская, Липецкая, Рязанская области, а наиболее низкие - Костромская, Ивановская, Орловская и Тамбовская области.

Для исследования социально-экономической эффективности развития регионов Центрального федерального округа интегральный показатель был разделен на экономическую и социальную составляющие. Построенная матрица социально-экономических потенциалов по регионам в 2016 г. (рис. 3) наглядно показывает развитие каждого из них в целом по округу.

Таким образом, проведя межрегиональный анализ состояния социально-экономического потенци-

ала среди субъектов ЦФО, можно сделать вывод о том, что Брянскую область можно отнести к регионам-аутсайдерам. Поэтому необходимо разработать направления повышения эффективности использования социально-экономической компоненты безопасности региона с учетом стратегии развития Брянской области, фундаментом которых выступают количественные и качественные изменения.

Одним из направлений развития социально-экономического потенциала Брянской области следует назвать сферу туризма, так как регион имеет уникальное местоположение на стыке трех государств: России, Украины, Белоруссии.

На территории Брянской области сконцентрировано большое количество ценных памятников истории и культуры. Многие из этих объектов уникальны и могут быть отнесены к выдающимся сокровищам культуры. По состоянию на сентябрь 2016 г. в списке памятников истории и культуры Брянской области насчитывается 3196 объектов культурного наследия (рис. 4).

1,6 1,4

л

^ 1 V н О

,Ц 0,8

! 0,6 л

(3 0,4 0,2 0

11

Бр облас

14Ф

2

12

0,5

1,5 2 2,5 3 3,5

Экономический потенциал, долей ед.

Области:

1 - Белгородская

2 - Брянская

3 - Владимирская

4 - Воронежская

5 - Ивановская

6 - Калужская

7 - Костромская

8 - Курская

9 - Липецкая

10 - Московская

11 - Орловская

12 - Рязанская

13 - Смоленская

14 - Тамбовская

15 - Тульская

16 - Ярославская

17 - г. Москва

Рис. 3. Матрица уровней социально-экономических потенциалов регионов ЦФО за 2016 г.

4

7

0

1

4

1941

2000

¡? 1000

81

_1174_

п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

объекты объекты вновь

федерального культурного выявленные

значения наследия

0

Рис. 4. Количество объектов культурного наследия в регионе [10]

В настоящее время в регионе сложился ряд туристских маршрутов для гостей, интересующихся Брянской стариной: Свенский монастырь, Красный Рог, Овстуг, Вщиж, Воскресенский собор в Почепе, Успенский собор в Мглине, исторические города Трубчевск, Карачев, Дятьково. В области действуют 65 гостиниц и аналогичных средств размещения, 16 лечебно-оздоровительных учреждений, 16 загородных оздоровительных лагерей. В туристских организациях и гостиничных хозяйствах области работает свыше 4,5 тысячи человек. Увеличивается количество ресторанов, кафе и иных предприятий общественного питания.

В области насчитывается 13 музеев, созданных в городах и районах Брянщины: Брянском, Мглинском и др., музеи этнографии, народных ремесел: с. Отрадное (Брянский район), г. Севск, с. Высокое (Мглинский район), пос. Комаричи, с. Брасово (Брасовский район), картинные галереи: г. Унеча, с. Юдиново (Погарский район), Брасовский район [10].

Изменение величины потока туристов, посещающих объекты культурного наследия Брянской области, представлено на рис. 5.

В сфере культуры Брянщины продолжается работа по восстановлению, консервации и реставрации объектов, имеющих признаки историко-культурного наследия. Проведен капитальный ремонт Брянского областного театра драмы, государственного краеведческого музея, здания художественного отделения Брянского областного колледжа музыкального и изобразительного искусства, музея Дятьковского хрусталя, Брянского областного театра юного зрителя, театра кукол, киноконцертного зала «Дружба» [11].

В Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года [12] определено, что в целях дальнейшего развития турист-

ско-рекреационного сектора экономики потребуется расширение сферы услуг турпредприятий, создание уникальных туристических предложений, а также повышение качества сервиса и медицинского обслуживания в оздоровительных и профилактических программах, необходимых для улучшения здоровья жителей области.

К уникальному туристическому предложению следует отнести музей-усадьбу А. К. Толстого в с. Красный Рог Почепского района Брянской области, инвестиционный проект реконструкции которого был разработан учеными Брянского государственного инженерно-технологического университета по заказу Правительства Брянской области.

Целью инвестиционного проекта являлась реконструкция музея-усадьбы А. К. Толстого в селе Красный Рог: расположение усадебных построек, дорожно-тропиночной сети, газонов, цветников, максимальное сохранение старовозрастных деревьев и восстановление утраченных деревьев мемориального периода, воссоздание утраченных открытых ландшафтов пейзажного парка.

Концепция восстановления объекта культурного наследия основывается на следующих базовых положениях.

1. Усадьба возрождается как подлинно памятник историко-культурного наследия, реализующий музейную, исследовательскую и просветительскую функции.

2. За основу предложения принимается период существования усадьбы при А. К. Толстом, когда все усадебные постройки были деревянными.

3. В предложениях возрождения усадьбы строго дифференцируются объекты реставрации, реконструкции и восстановительного строительства. Обосновывается концепция воссоздания объектов усадьбы и ландшафтного парка на разные временные периоды ее жизни.

годы

Рис. 5. Динамика увеличения туристского потока в Брянской области

Реализуя положение концепции возрождения усадьбы, основанное на том, что усадьба должна возродиться как подлинно памятник историко-культурного наследия, реализующий музейную, исследовательскую и просветительскую функции, эти строения будут восстановлены в прежних габаритах и могут быть предъявлены как объекты культурного наследия эпохи А. К. Толстого.

Воссоздаваемый объект расположен на северо-восточной окраине с. Красный Рог, территория частично свободна от застройки, северная ее часть застроена (действующий музей-усадьба А. К. Толстого с прилегающей инфраструктурой).

Земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий и объектов. Размещение на земельном участке Музея-усадьбы А. К. Толстого не противоречит разрешенному использованию участка, а именно для эксплуатации объекта культурного наследия народов Российской Федерации.

Финансовым планом предусматриваются доходы от проведения платных мероприятий в музее-усадьбе: экскурсии, выставки, свадьбы, профессиональная фото- и видеосъемка, велопрокат, продажа сувениров. Рассчитанные основные показатели оценки эффективности проекта рекон-

струкции дают возможность получить положительный чистый дисконтированный доход (8,1 млн руб.), индекс доходности, который больше единицы (1,12), и внутреннюю норму доходности (19 %). Срок окупаемости составляет 4,5 года.

При развитии туристического комплекса предполагается повышение возможностей гостиничных услуг по обеспечению туристов, возрождение культурных ценностей, развитие самой инфраструктуры, увеличение занятости и соответственно снижение безработицы, увеличение доходов бюджетов и, как следствие, рост средней заработной платы.

Следствием реализации инвестиционного проекта реконструкции музея-усадьбы и мероприятий по развитию социально-экономической сферы прогнозируется значительное увеличение социально-экономических показателей (табл. 2).

В результате проведенного расчета индексов социально-экономического потенциала Брянского региона в 2018 г. уровень экономического потенциала региона составил 3,98, уровень социального потенциала региона - 1,04.

Общий показатель прогнозного уровня социально-экономического потенциала Брянской области в 2018 г. составит 2,51 ед., что значительно превышает текущее значение показателя.

Т а б л и ц а 2

Прогнозируемые показатели социально-экономического потенциала региона на 2018 г.

№ п/п Наименование показателя Единица измерения Значение Относительное отклонение 2016/2017

2016 г. 2018 (прогнозное)

1 Экономически активное население тыс. чел. 629,6 645,9 1,03

2 Площадь территории тыс. км2 34,9 34,9 1

3 Показатели развития туризма

3.1 Объем предоставленных туристических услуг млн руб. 525 578 1,1

3.2 Численность работников, занятых в туристических фирмах чел. 320 379 1,18

3.3 Доля учащихся образовательных учреждений, участвующих в туристических мероприятиях % 35 57 1,63

3.4 Количество рекламно-информационных мероприятий, проведенных с целью популяризации туристических услуг ед. 9 38 4,22

3.5 Число участий в выставках, конференциях по вопросам развития туризма ед. 7 36 5,14

4 Доходы от налоговых поступлений млрд руб. 34,1 37,3 1,12

5 Численность постоянного населения тыс. чел. 1224,1 1226,1 1,0002

6 Количество занятого населения из ЭАН тыс. чел. 600,9 654,2 1,03

7 Денежные доходы населения млн руб. 22 688 24 969 1,03

Запланированные мероприятия по развитию туристско-рекреационного комплекса включают в себя перечень взаимосвязанных мер:

- совершенствование маркетинговой стратегии и создание благоприятного имиджа региона;

- разработку нормативных правовых актов, стимулирующих деятельность предприятий тури-стско-рекреационной сферы;

- улучшение инвестиционного климата, привлечение средств на развитие туристской инфраструктуры и объектов современного отдыха, а также оздоровительных учреждений;

- подготовку и привлечение квалифицированных кадров в сферу туризма, в том числе медицинского персонала для специализированных медико-оздоровительных центров.

В последующем для повышения уровня социально-экономического потенциала Брянского региона необходимо учитывать региональную полиЛИТЕРАТУРА

1. Загребнев С. Региональная безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации / С. Загребнев // Власть. - 2010. - № 10. - С. 90-92.

2. Татаркин А. И. Региональная направленность экономической политики Российской Федерации как института пространственного обустройства территорий / А. И. Татаркин // Экономика региона. - 2016. -Т. 12, вып. 1. - С. 9-27.

3. Клименко М. С. Современные методологические подходы к оценке потенциала регионального промышленного развития на примере отдельных субъектов Южного федерального округа / М. С. Клименко // Региональная экономика. Теория и практика. - 2009. -№ 36 (129). - С. 65-70.

4. Нестеренко Ю. Ю. Перспективы безопасного экономического развития региона в аспекте испортоза-мещения (на примере Волгоградской области) / Ю. Ю. Нестеренко // Российское предпринимательство. - 2016. - Том 17. - № 20. - С. 2697-2708.

5. Романова О. А. Образ желаемого будущего экономики индустриального региона : тенденции развития и методология оценки / О. А. Романова, Д. В. Сиротин // Экономика региона. - 2017. - Т. 13, вып. 3. - С. 746-763.

6. Крюков В. А. Современный подход к разработке и выбору стратегических альтернатив развития ресурсных регионов / В. А. Крюков [и др.]. // Экономика региона. - 2017. - Т. 13, вып. 1. - С. 93-105.

7. Рисин И. Е. Стратегический анализ региона (на примере Воронежской области) / И. Е. Рисин, Ю. И. Тре-

тику по обеспечению сохранности объектов культурного наследия [13], а также перспективы включения городов Брянской области (г. Трубчевск, г. Стародуб и т. д.) в реестр исторических городов Российской Федерации.

Таким образом, развитие туристического сектора экономики является внутренним резервом обеспечения роста социально-экономического потенциал Брянской области за счет стимулирования деловой активности экономически активного населения, увеличения доходов от налоговых поступлений, оказания социальной поддержки населению, расширения возможностей для его самореализации, увеличения денежных доходов населения и т. д. В то же время благоприятный инвестиционный климат, развитие культурного и образовательного уровня населения является одним из условий саморазвития и прогресса, что составляет основу экономической безопасности региона.

щевский, И. Н. Петрыкина // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Экономика и управление. - 2016. - № 3. -С. 54-64.

8. Бляхман А. А. Оценка социально-экономического потенциала региона : концептуальные основы, методы, алгоритмы / А. А. Бляхман. - Saarbrucken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 120 с.

9. Муратова Н. А. Социально-экономическое положение Брянской области за 2016 г. : доклад / Н. А. Муратова. - Брянск : Брянскстат, 2016. - 64 с.

10. Алешина И. А. Сохранение объектов историко-культурного наследия как фактор развития социально-экономического потенциала Брянской области / И. А. Алешина, Т. П. Благодер // Инновации в строительстве 2017 : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Брянск : БГИТУ, 2017. - С. 261-270.

11. Официальный туристический портал Брянской области. - Режим доступа: http://turizm-bryansk.ru

12. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года : постановление Администрации Брянской области от 20 июня 2008 г. № 4. - Режим доступа: http://www.lawsrf. ru/region/documents

13. Государственная программа «Развитие культуры и туризма в Брянской области» (2014-2020 годы) / Паспорт государственной программы «Развитие культуры и туризма в Брянской области» (2014-2020 годы). - Режим доступа: http://kultura32.ru/normativnaya-baza

Брянский государственный инженерно-технологический университет

Кулагина Н. А., доктор экономических наук, директор инженерно-экономического института, профессор кафедры государственного управления и финансов

E-mail: Kulaginana2013@yandex.ru Тел.: (4832) 74-05-33

Благодер Т. П., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента E-mail: tblagoder@yandex.ru Тел.: (4832) 74-05-33

Bryansk State Engineering University of Technology

Kulagina N. A., Doctor of Economic Sciences, Director of Engineering and Economics Institute, Professor of the Public Administration and Finance Department

E-mail: Kulaginana2013@yandex.ru Tel.: (4832) 74-05-33

Blagoder T. P., PhD in Economics, Associate Professor of the Economics and Management Department E-mail: tblagoder@yandex.ru Tel.: (4832) 74-05-33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.