© О.Б. Кортелев, В.Г. Голоскоков, А.Н. Александров, 2004
УДК 69.003.12/13
О.Б. Кортелев, В.Г. Голоскоков, А.Н. Александров
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СМЕТНО-НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УГОЛЬНОГО КОМПЛЕКСА СИБИРИ
Семинар № 12
ТЪ настоящее время способы добычи уг-
-Я-М ля осложнены ухудшением горнотехнической обстановки, связанной, главным образом, с уходом горных работ на глубину и «старением» оборудования. В этих условиях, при неизменном уровне техники, технологии и организации горного производства необходимо вовлечение дополнительных материальных, финансовых и людских ресурсов, так как законы рыночных отношений требуют постоянного улучшения качественных и экономических показателей работы угольных предприятий.
Компенсация негативного воздействия изменяющейся горнотехнической обстановки может быть осуществлена за счет строительства и ввода в эксплуатацию новых участков и месторождений с лучшими горнотехническими условиями.
Происходящий в настоящее время в России процесс коренных изменений в экономической системе, связанный с введением в действие новых российских законов (в том числе Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»), определяет необходимость внесения принципиальных изменений в существующую систему сметного нормирования и ценообразования в строительстве.
Особенно актуальна в настоящее время разработка сметно-нормативной базы для определения стоимости строительства объектов угольных комплексов - основных поставщиков сырья для энергетики страны. Это связанно с тем, что современное горное законодательство по безопасности горных и строительных работ, охране окружающей природной среды и соци-ально-экономи-ческой оценке природных ресурсов предъявляет к сметным нормативам повышенные требования. Поэтому, в дополнение к действующим нормативно-правовым и инструктивно-методическим документам при подготовке и принятии решений о развитии предприятий угольной промышленности, строи-
тельстве новых, реконструкции и техническом перевооружении действующих требуется расширенное методическое обеспечение сметнонормативной базы.
Поскольку проектирование и строительство горных предприятий, как правило, имеют важное и многостороннее значение не только для региона, но и для государства, в целом, исключительную роль приобретает экономическая достоверность проектных решений, так как от точности техникоэкономических расчетов зависит эффективность освоения недр и возможные негативные результаты воздействия горных работ на окружающую природную среду.
В новое столетие строительный комплекс России должен был вступить с новыми сметными нормами и ценами 2001 года. С момента принятия постановления Госстроя России о переходе на новые сметные нормы и цены с 01.01.2001 года прошло уже пять лет и, пошел четвертый год задержки намеченного перехода. Госстроем России было принято еще три постановления о завершении перехода и последний срок установлен 1 сентября 2003 года. После стольких лет бездействия со стороны руководства угольной отраслью и Госстроя России разработка большого количества (около 6000) норм для угольного комплекса в установленный срок является нереальной.
Полагаем, что Госстроем России была продекларирована мнимая экономия бюджетных средств. Строительный комплекс России за 3 года задержки перехода на новые нормы и цены (2001, 2002, 2003 гг.) понес заведомо большие финансовые потери, применяя индексы в 30-40 тыс. раз, превышающие базовые цены 1984 года. При этом был дополнительно создан целый комплекс проблем.
Одна из них заключается в том, что до настоящего времени не решен вопрос финанси-
рования разработки сметных норм на горнопроходческие работы.
23 октября 2001 года на Международной конференции «Наукоемкие технологии добычи и переработки полезных ископаемых» (г. Новосибирск) были изложены проблемы создания новой отраслевой сметнонормативной базы для горного комплекса Кузбасса. Раньше при разработке сметнонормативной базы в ценах 1991 года было привлечено 12 ведущих проектных и шахтостроительных организаций угольной отрасли общей численностью около 50 человек.
На конференции было высказано предложение о возможном привлечении к разработке новых сметных норм специалистов институтов «Гипроуголь» и «Сибгипрошахт» (г. Новосибирск), «Кузбассгипрошахт» и «Кузниишахт-строй» (г. Кемерово) и др. Подчеркивалось, что в случае выделения необходимых финансовых средств основная часть работ могла быть выполнена в течении календарного года. Было высказано мнение, что с точки зрения отраслевых и государственных интересов руководство угольной отрасли примет решение о необходимости разработки новых сметных норм и расценок на горнопроходческие работы, определит в ближайшее время исполнителя работ и обеспечит соответствующее финансирование. Но это до сих пор не случилось.
В настоящее время для составления сметной документации применяются следующие нормативные документы:
1. Сборник № 35 единичных расценок на горнопроходческие работы.
2. Сборник № 35 единичных расценок на общешахтные работы.
3. Сборник № 35 единичных расценок на ремонт и поддержание горных выработок.
Кроме того, применяются и укрупненные нормативы:
• Укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС) на прямые застойные затраты.
• Укрупненные расценки (УР) на общешахтные расходы.
В ценах и нормах 1984 года институтом «Сибгипрошахт» для Кузнецкого угольного бассейна была разработана самая обширная номенклатура сметных нормативов по сравнению с другими угольными бассейнами для строительства предприятий угольной промышленности.
В 1992 году была завершена привязка к местным условиям строительства Кузбасса СНиР-91 на горнопроходческие работы (цены и нормы 1991 г.). С 1994 года сметная документация составляется на основании СНиР-91.
Сметно-нормативная база для строительства угольных предприятий постоянно пополняется новыми нормативами и разработками для условий формирования рыночных отношений. В 1995 году были выполнены:
• «Ресурсные нормативы на общешахтные расходы второго периода строительства шахт»;
• «Ввод в действие системы расчетов прогнозных индексов на горнопроходческие работы»;
• «Укрупненные показатели базисной сметной стоимости (УПБСС) горнопроходческих работ»;
• «Укрупненные сметные ресурсные нормы на общешахтные расходы 1 перио-да(УРСН-1) строительства шахт в Кузнецком бассейне.
Последняя работа выполнена на основании анализа сметной документации на общешахтные расходы к проектам шахт, а также на основании ряда нормативных работ, в которых производилось составление смет на общешахтные расходы.
Основная цель этой работы (УРСН-1) - создать на базе сметных норм сборника № 35 (СНиП 4.02-91 раздел IV) для условий рыночной экономики ресурсные и сметные нормативы для определения общешахтных расходов укрупненным способом в базисных ценах 1991 года (а возможно и в любом другом уровне цен).
Разработанные нормы предназначены для определения общешахтных расходов при составлении сметной документации на горнопроходческие работы на стадиях ТЭО, ТЭР и других предпроектных проработок. Нормы по видам работ могут использоваться при расчетах за выполненные работы, учитывая специфику определения их стоимости (смета к рабочим чертежам не составляется) и порядок работы Заказчиком.
Эти нормы также не исключают возможности определения общешахтных расходов более трудоемким, но и более точным способом - путем составления сметы по расценкам сборника № 35 в соответствии с графиком проходки горных выработок, носящими весьма схематический характер.
Нормы разработаны в двух вариантах и представлены в табличной форме:
- в процентах от прямых забойных затрат;
- в ресурсном виде на 1 млн. руб. прямых забойных затрат.
Нормы могут применяться как единые в целом для I периода строительства, так и по отдельным видам работ (проходка вертикальных стволов, их армирование, сооружение приствольных камер и др.).
Нормы являются усредненными, поэтому не подлежат корректировке по конкретным техническим параметрам (вид крепи, коэффициенты крепости пород, глубина стволов и т.д.), которые в проектных проработках однозначно, как правило, не определяются.
При определении общешахтных расходов в текущих ценах рекомендуется пользоваться ресурсными сметными нормами путем пересчета отдельных элементов затрат в текущие.
Разработанные нормы соответствуют требованиям, предъявленным к сметным нормативам, так как в основу их положены технически и экономические обоснованные решения и рациональная технология строительства в проектах щахт-представителей, прошедших экспертизу и утвержденных в установленном порядке. Они также обладают простотой и удобством в применении.
В будущем предстоит разработка новых сметных норм и цен 2001 года на горнопроходческие работы, для которых необходимы:
■ анализ действующей номенклатуры 3700 норм с исключение устаревших;
■ отражение в нормах применения зарубежной и новой отечественной техники;
■ уточнение норм на ремонт и поддержание горных выработок;
■ переработка 420 сметных норм с заменой старого буровзрывного комплекса на новый;
■ разработка сметных норм на производство работ в условиях, опасным по внезапным выбросам угля, газа, горным ударам.
Необходима также разработка и целого ряда специфических сметных нормативов:
• на послеосадочный ремонт;
• на геологообслуживание;
• на маркшейдерские работы;
• на работу в селикозоопасных забоях;
• на подготовку выработок сдаче и др.
До разработки сметных норм требуется
решение некоторых вопросов Госстроем России: присвоение кодов 87 ресурсам, тарификация рабочих, нормирование «прочих машин и материалов».
На разработку полного комплекса норм и территориальных расценок необходимо около 18 месяцев слаженной работы специалистов разных организаций. В результате завершения этой работы будут представлены укрупненные сметные нормы.
В заключение следует отметить следующее. Значительная капиталоемкость и инерционность горного производства, масштабное его воздействие на окружающую среду, невысокие темпы совершенствования технологических схем ставят сегодня под сомнение конкурентоспособность отечественной горнодобывающей промышленности и представляют ее малопривлекательной для инвестиций. Для потенциальных инвесторов и потребителей продукции горных предприятий финансово-
экономические результаты их производственной деятельности в России будут зависеть от содержания таких правовых и экономических условий, которые могли бы быть совместимой со сложившейся международной финансовой и коммерческой практикой.
В этом контексте дальнейшее развитие и совершенствование сметного нормирования и ценообразования для проектирования и строительства предприятий топливно-
энергетического комплекса Сибири - значительный шаг к прекращению спада отечественного производства и приобщению российских горнодобывающих производств к широкой международной конкуренции.
- Коротко об авторах -------------------------------------------------------------------------
Кортелев Олег Борисович - доктор технических наук, гл. научный сотрудник Института горного дела СО РАН;
Голоскоков Василий Григорьевич - кандидат экономических наук, доцент, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет;
Александров Артем Николаевич - аспирант Института горного дела СО РАН.
---- © В.И. Ческидов, А.Н. Александров,
Д.Х. Ильбульдин, 2004