Полковник внутренней службы Д. Г. МАКАРОВ, старший инспектор по особым поручениям управления охраны и конвоирования ФСИН России
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ В РАМКАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Вопросы реформирования охраны учреждений уголовно-исполнительной системы впервые были подняты на заседании Государственного совета Российской Федерации, прошедшем 11 февраля 2009 года в г. Вологде. Тогда Президентом Российской Федерации были поставлены задачи по «модернизации и оптимизации системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов».
Решение руководства страны в отношении данной проблемы нашло свое отражение в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (далее - Концепции УИС). В частности, в подразделе «Обеспечение режима и безопасности» раздела 4 предлагается:
«Создание системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также формирование единой технической политики в области их оснащения комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора, оснащение всех следственных изоляторов и исправительных
учреждений современными интегрированными системами безопасности.
Перевод подразделений охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на прогрессивные способы несения службы, позволяющие выполнять задачи по изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с привлечением оптимальной численности персонала».
С целью продвижения названных положений Концепции УИС разработаны Концепция развития охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года (далее - Концепция охраны) и план по ее реализации. В этих документах предусмотрен ряд последовательных мер по реформированию службы охраны.
С учетом предстоящих изменений структуры, типов и количества учреждений, видов режима отбывания наказания, подходов к организации работы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений Концепцией охраны определены основные направления развития службы, а именно:
уточнение объемов служебных задач по охране в условиях реформирования УИС;
модернизация инженерно-технического оснащения охраняемых объектов;
переход на прогрессивные способы охраны учреждений, создание условий для качественного выполнения служебных задач;
реорганизация структуры подразделений, обеспечивающих безопасность учреждений, совершенствование профессиональной подготовки персонала;
совершенствование системы управления и ведомственного контроля деятельности подразделений, обеспечивающих безопасность учреждений.
В новых условиях основными задачами службы охраны станут охрана периметров учреждений УИС и расположенных на их территории объектов, обеспечение пропускного режима. К дополнительным задачам по-прежнему будут относиться: встречное конвоирование по автомобильным маршрутам на обменные пункты (с обменных пунктов), а также экстренное конвоирование и охрана осужденных, подозреваемых и обвиняемых в период лечения в учреждениях государственных и муниципальных органов здравоохранения. К объектам, которые должны обеспечиваться вооруженной охраной, будут причислены: тюрьмы общего, усиленного и особого режимов; воспитательные центры; лечебные исправительные и лечебно-профилактические учреждения для оказания медицинской помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым; следственные изоляторы.
Модернизация инженерно-технического оборудования учреждений УИС направлена на его совершенствование с применением современных технологий и технических средств обеспечения безопасности. В рамках данной работы предстоит масштабная реконструкция запретных зон охраняемых объектов, контрольно-пропускных пунктов, ряда режимных зданий и помещений. На вооружение подразделений охраны поступят малогабаритные транспортные средства для обеспечения действий резервных групп, специальные автомобили, оснащенные системами видеонаблюдения и дистанционного позиционирования.
В ходе мероприятий по реконструкции изменится облик и содержание запретных зон учреждений. Вместо большого набора ограждений различных видов будут устроены два ограждения (основное и предупредительное), значительно отличающиеся от предыдущих как по высоте, так и по материалу изготовления. Основное ограждение охраняемого объекта выполняется из монолитного железобетона высотой не менее 6 м. В исключительных случаях для устройства полотна основного ограждения могут применяться листы профильного металла. Предупредительное ограждение высотой не менее 5,5 м выполняется из оцинкованной металлической плетеной сетки.
Пространство между ограждениями запретной зоны, полосы местности на подступах к ограждениям будут иметь твердое покрытие и ширину, позволяющую использовать малогабаритные транспортные средства для мобильного передвижения резервных групп.
Запретную зону планируется перекрыть несколькими непрерывными рубежами обнаружения, которые образуются датчиками различного принципа действия. Предусматривается также устройство дополнительных рубежей для исключения побегов, совершаемых путем подкопов, и для раннего выявления лиц, пытающихся приблизиться к запретной зоне. Система тревожной сигнализации будет представлена кнопочными устройствами и индивидуальными радиобрелоками с функцией дистанционного позиционирования. Систему видеонаблюдения оснастят цветными камерами уличного исполнения с функцией детекции движения, которые обеспечат контроль не только за запретной зоной, но и за территорией, прилегающей к ней.
Предполагается также модернизировать пропускной режим в учреждениях. В частности, оборудовать контрольно-пропускные пункты для пропуска людей системами контроля и управления доступом с функцией идентификации личности. В целях профилактики проникновения на территорию учреждений запрещенных предметов в дополнение к стационарным металлодетекторам на КПП предусматривается установить рентгеноскопы для досмотра личных вещей и ручной клади. Смежно с отсекающими тамбурами КПП будут оборудованы помещения, в которых могут храниться вещи персонала учреждения и посетителей. КПП для досмотра транспортных средств и грузов устраиваются в виде шлюзов. В учреждениях, подлежащих перепрофилированию, открытые контрольные площадки предстоит реконструировать в шлюзы, которые оснастят средствами видеонаблюдения. Предусматриваются различные варианты исполнения основных и вспомогательных ворот шлюзов, в том числе секционное. На подступах к ним предполагается установить автоматические противотаранные заграждения. При досмотре транспортных средств, кроме обычных инструментов, будут применяться портативные средства видеодосмотра, позволяющие обеспечивать детальный досмотр труднопро-
сматриваемых мест (обшивка кузова, двигатель, топливные баки и т. д.).
Модернизация комплекса инженерно-технических средств охраны и надзора (ИТСОН) позволит создать условия для оптимизации объемов службы и численности подразделений, обеспечивающих безопасность учреждений УИС и их объектов, изменить тактику действий при выполнении задач по охране и надзору.
Посты управления техническими средствами охраны и надзора (ПУТСО, ПУТСН), видеонаблюдения планируется реорганизовать в центральный пост технического контроля и видеонаблюдения (ЦПТКВ). Он станет ситуационным (командным) центром, на который будет выводиться вся информация о поведении осужденных и других лиц, содержащихся под стражей, а также о качестве выполнения задач, поставленных перед персоналом. С ЦПТКВ предполагается осуществлять руководство дежурной сменой и деятельностью учреждения в целом. При возникновении чрезвычайных обстоятельств, введении в учреждении режима особых условий на базе ЦПТКВ могут быть развернуты оперативный штаб, группа управления учреждения.
Оборудование периметров охраняемых объектов по описанному выше образцу позволит отказаться от выставления часовых на наблюдательных вышках и перейти на охрану способом оперативного дежурства резервной группы. Это подразделение будет вооружено огнестрельным оружием и организационно войдет в состав дежурной смены учреждения. На резервную группу (аналог караула) возлагаются задачи по пресечению попыток побега путем преодоления запретной зоны и отражению нападения на объект, а также профилактика перебросов запрещенных предметов, случаев проникновения на объект, террористических актов и прочего на режимной территории, прилегающей к объекту. Кроме того, на резервную группу возлагаются функции досмотра транспортных средств и грузов, проходящих через шлюз.
С учетом перечисленных задач по охране учреждений УИС, смысл которых состоит в обеспечении физической защиты объекта -как от внутренних, так и от внешних источников опасности, - принято решение отказаться от понятия «линия охраны» и ввести универсальное для силовых структур понятие «гра-
ницы поста». Они будут пролегать следующим образом: внутренняя - по линии предупредительного ограждения, внешняя - по линии основного ограждения. Приближение к границам поста дает право резервной группе дежурной смены принимать меры профилактического (предупредительного) характера, а их пересечение - применять по нарушителю оружие на поражение.
Перечисленные изменения позволят оптимизировать численность персонала, реорганизовать подразделения охраны, надзора и режима. На базе отделов режима, надзора и охраны в учреждениях предполагается создать отделы режима, организационно состоящие из группы управления, отделения надзора, отделения охраны, кинологического отделения (группы). Введение такой структуры позволит объединить под общим руководством службы, обеспечивающие безопасность в учреждениях УИС, ликвидировать проблемы взаимодействия между ними и работать как единый организм. Аналогичные изменения организационно-штатной структуры произойдут и в аппаратах управления территориальных органов ФСИН России.
Новые задачи предстоит решать и кинологической службе. Отказ от использования караульных собак на периметрах учреждений позволит сократить их численность и затраты на содержание. Основные усилия будут сосредоточены на подготовке розыскных и специальных собак для поиска наркотиков, оружия, взрывчатых веществ.
Реформирование охраны коснется также вопросов профессиональной подготовки персонала. В учебных заведениях планируется ввести новую специализацию, предусматривающую обучение сотрудников для выполнения задач как по надзору за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, так и по охране объектов, а также разработать программы подготовки курсантов и слушателей по данной специализации. Намечается внести изменения и в программы подготовки рядового, младшего и старшего начальствующего состава подразделений режима и охраны. В учебных учреждениях предусматривается строительство и оборудование объектов учебно-материальной базы, в том числе городков и классов служебной подготовки, спортивных городков и тиров.
В настоящее время при выполнении задач по охране объектов возникает ряд проблем -
как объективного, так и субъективного характера, - к числу которых относятся:
изношенность инженерных сооружений и конструкций охранного назначения, моральное и физическое устаревание большей части технических средств охраны и надзора;
дисбаланс между численностью персонала охраны и надзора и объемами выполняемых им задач, что приводит к превышению норм служебной нагрузки на личный состав, которые определены трудовым законодательством, снижению бдительности при несении службы;
отсутствие финансирования закупки собак служебных пород и необходимого для них снаряжения, а также создания и развития учебно-материальной базы;
отсутствие должного взаимодействия между службами охраны, надзора и режима.
Эти проблемы оказывают негативное воздействие на обеспечение надежности изоляции осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, безопасности объектов УИС и персонала. Так, за последние три года количество побегов из-под охраны увеличилось более чем в два раза. Перечисленные выше меры по реформированию охраны направлены на устранение недостатков в работе, что, в свою очередь, позволит обеспечить решение главных задач охраны: недопущение побегов, надежную физическую защиту учреждений УИС от внешних источников опасности. ф
во Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7 - 2011 [email protected] www.orfsin.ru
Полковник внутренней службы Ю. А. КРАСНОВ,
заместитель начальника УСПВРО ФСИН России
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В составе ФСИН России до 1 марта 2011 года в 54 субъектах Российской Федерации функционировали 62 воспитательные колонии (ВК), в которых содержалось 3870 осужденных (данные на 01.03.2011) в возрасте от 14 до 19 лет. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 № 323-р 15 воспитательных колоний перепрофилированы в исправительные учреждения для взрослых осужденных женского пола.
С 2007 года, в связи с совершенствованием уголовной политики в отношении несовершеннолетних и сокращением предельного возраста пребывания в воспитательной колонии с 21 года до 19 лет, численность осужденных, содержащихся в ВК, сократилась в 3 раза. Это обстоятельство привело к необходимости пересмотра организации деятельности учреждений для осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, что было учтено при разработке Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепции ФСИН России), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р.
Новые подходы к организации исполнения наказаний в отношении лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, обусловлены изменениями уголовной и уголовно-исполнительной политики в отношении несовершеннолетних, новыми взглядами на цели и средства, последовательным развитием уголовно-исполнительной системы по пути гуманизации процесса исполнения наказаний, достижения международных стандартов содержания осужденных в исправительных учреждениях. При этом на передний план выдвигаются задачи, связанные с реализацией целей исправления и ресоци-ализации несовершеннолетних осужденных.