УДК 336.717
перспективы развития системы рефинансирования россии на современном этапе
а. з. намитулина,
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансов и кредита E-mail: anamitulшa@yandex. ш А. Н. ВАШКЕВИч, кандидат педагогических наук, начальник финансово-экономического факультета, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: avashekevich@yandex. гы Военный университет мО РФ
В статье показана система рефинансирования в России, которая в настоящее время активно развивается. Расширяются спектр и объем операций рефинансирования, оттачивается инструментарий анализа финансового состояния банков-контрагентов. В то же время история развития банковской системы последнего десятилетия наглядно демонстрирует тот факт, что в кризисных ситуациях существующая система рефинансирования кредитных организаций не всегда способна обеспечить ожидаемую эффективность.
Ключевые слова: финансовые ресурсы, рыночная экономика, механизм финансирования.
Ставка рефинансирования Центрального банка РФ должна быть реальным ориентиром для всех участников рынка, тем самым она призвана выступать мощным рычагом экономической политики. Между тем в России ставка рефинансирования прямого влияния на рынок не оказывает [1—4, 6, 7].
Если оценивать в целом, то, несмотря на отмеченные позитивные сдвиги, ситуация в сфере рефинансирования пока далека от желаемой и возможной. Наиболее существенными вопросами в данной сфере, которые нуждаются в оперативном решении, можно считать следующие [8]:
1) незначительная абсолютная и относительная (также в сравнении с другими странами) общая величина средств, выделяемых Банком России на цели рефинансирования (см. таблицу);
2) сохраняющаяся ограниченность инструментов (активов), под которые выдаются кредиты Банка России. Так, по данным на 2010 г., в Ломбардный список Банка России помимо некоторых государственных облигаций РФ, ограниченного числа облигаций ряда субъектов РФ, облигаций самого Банка России входили немногочисленные облигации всего 47 юридических лиц — резидентов РФ, из которых лишь 20 — компании нефинансового сектора экономики;
3) неоправданно тесная связь системы рефинансирования коммерческих банков с интересами Министерства финансов РФ (государственного бюджета) и потребностями обслуживания государственного долга. По состоянию на 2010 г. рыночная стоимость заблокированных кредитными организациями ценных бумаг (кроме тех, что находились в залоге) для обеспечения кредитов Банка России составила 443,6 млрд руб. и увеличилась по сравнению с 2009 г. в 2,3 раза [3]. На начало 2010 г. в структуре портфеля таких бумаг более половины, или 53,4 % составляли облигации РФ, остальную
часть — облигации юридических лиц — резидентов РФ, облигации кредитных организаций, облигации международных финансовых организаций;
4) приспособленность механизмов рефинансирования под ожидания крупнейших коммерческих банков России. Именно они в наибольшей мере пользуются кредитами Центрального банка РФ;
5) дефицит у коммерческих банков таких видов обеспечения, которые Банк России готов принять под свои кредиты (прежде всего ценных бумаг, входящих в Ломбардный список). В силу этого обстоятельства и некоторых других причин рефинансирование остается не доступным для большинства банков;
6) привилегированный доступ отдельных банков, не испытывающих особых проблем с ликвидностью, к средствам рефинансирования, которые они в периоды нестабильности на финансовом рынке превращают в ресурсы для проведения доходных спекулятивных операций путем перепродажи денег, полученных от Центрального банка РФ по одной процентной ставке, другим банкам — по более высоким ставкам. При этом политика крупных привилегированных банков ориентирована на выдачу даже таких межбанковских кредитов только банкам, входящим в список 50 крупнейших (ТОР-50). По отношению к остальным банкам члены ТОР-50 сознательно установили нулевые кредитные лимиты, причем не по требованиям риск-менеджеров.
Одновременно все это означает, что в такие периоды Центральный банк РФ фактически уступает избранным коммерческим банкам свои функции кредитора последней инстанции, что никаким законом не предполагается. Кроме того, такие банки получают неоправданные конкурентные преимущества и искусственно обеспечивают себе повышенную рентабельность, тогда как прочие банки несут дополнительные издержки.
Банк России намерен в течение ближайших лет создать единый механизм рефинансирования кредитных организаций и обеспечить любой фи-
нансово стабильной организации возможность получать внутридневные кредиты, кредиты овернайт и кредиты на срок до года под любой вид обеспечения, входящий в единый пул обеспечения [5, 9]. Предполагается, что в рамках указанного единого механизма банки, являющиеся потенциальными заемщиками, будут заключать с Банком России рамочные соглашения, содержащие общие условия кредитования, и предварительно предоставлять в Банк России (блокировать) имущество в целях последующего получения необходимых им кредитов под залог указанного имущества.
В связи с описанной ситуацией необходимо предложить целый комплекс мер, из которых отметим следующие.
1. Меры, направленные на корректировку существующих инструментов рефинансирования.
1.1. Развитие инструментов ломбардного кредитования:
а) расширить Ломбардный список Банка России за счет включения в него ценных бумаг, эмитируемых финансово устойчивыми регионально значимыми предприятиями. Это могут быть предприятия с долгосрочным рейтингом, характеризующим их финансовое состояние как устойчивое, присвоенным хотя бы одним российским рейтинговым агентством, либо предприятия, ценные бумаги которых прошли листинг на РТС или ММВБ;
б) увеличить сроки ломбардного кредитования.
1.2. Совершенствование инструментов среднесрочного кредитования, предлагаемых Банком России:
а) расширить список организаций, под векселя и кредитные обязательства которых Банк России предоставляет кредиты банкам под залог векселей, прав требований по кредитным договорам организации или поручительства кредитных организаций. В расширенный список можно включить федеральные и региональные предприятия, которым присвоен долгосрочный рейтинг устойчивого финансового
Кредитные операции предоставления ликвидности некоторым центральным банкам в 2010 г., млрд евро
Инструмент рефинансирования ФРС США Зона евро Банк Японии Банк России
Срочные операции* 19 422,4 274 4,5
Ломбардные кредиты 0,2 0,1 0,6 0,1
Внутридневные кредиты 102 260 124,3 2
Итого... 121 682,5 398,9 6,5
* Сделки на фондовом рынке под залог ценных бумаг.
состояния хотя бы одним российским рейтинговым агентством, либо предприятия, ценные бумаги которых прошли листинг на РТС или ММВБ;
б) расширить перечень инструментов среднесрочного рефинансирования через использование механизмов овердрафтного кредитования коммерческих банков.
2. Меры, предусматривающие введение новых элементов в механизмы рефинансирования.
2.1. Расширять спектр активов, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России. Основная проблема, с которой сталкивается большое количество банком при попытке использования инструментов рефинансирования, — отсутствие обеспечения, удовлетворяющего требованиям Банка России. В то же время у большого числа банков имеются вложения в здания, иную коммерческую недвижимость, а также в землю. С учетом этого необходимо искать качественно новые инструменты обеспечения, для чего целесообразно оценить следующие возможные меры:
а) расширить перечень активов, принимаемых Банком России в обеспечение выдаваемых банкам кредитов, за счет акций банка-заемщика;
б) включить в перечень активов, используемых в качестве обеспечения кредитов Банка России, находящиеся на балансах коммерческих банков здания, иную коммерческую недвижимость и земельные участки;
в) ввести в состав обеспечения, необходимого для получения кредита Банка России, ценные бумаги, обеспеченные секьюритизируемыми активами (при условии присвоения как данному выпуску ценных бумаг, так и банку-эмитенту рейтинговых агентств уровня не ниже определенного Банком России).
2.2. Ввести необеспеченное (беззалоговое, бланковое) кредитование на сроки от 1 до 7 дней либо как нормальную банковскую практику, либо как вариант кредитования в чрезвычайных обстоятельствах. Такая практика достаточно широко распространена в мире, в том числе в странах — бывших республиках СССР.
2.3. Расширить перечень активов, включаемых в состав так называемого «единого пула» обеспечения. Здесь можно рассмотреть возможность включения в состав «единого пула» следующих видов активов: акции банка-заемщика; банковская и коммерческая недвижимость; земельные участки; ценные бумаги банков (в том числе банка-заемщика), обеспеченные залогом пула однородных кредитов, недвижимости и земельных участков;
средства ФОРов; драгоценные металлы; ценные бумаги организаций, которым присвоен долгосрочный рейтинг устойчивого финансового состояния хотя бы одним российским рейтинговым агентством, а также которые прошли листинг на РТС или ММВБ, LSE, NYSE.
2.4. Создать долгосрочные целевые инструменты кредитования банков. В этом случае было бы разумно наделить Центральный банк РФ правом стратегического инвестора, что позволило бы ему кредитовать коммерческие банки на срок более 1 года.
2.5. Приступить к развитию механизмов межбанковского кредитования. В целях обеспечения равноправного доступа банков к рынку межбанковского кредитования можно и нужно было бы пойти на следующие шаги:
а) ввести новый инструмент рефинансирования региональных банков субординированный кредит сроком на 7—10 лет, выдаваемый крупным банкам с преимущественно государственным участием в капитале на сумму не более установленной доли размера их капитала;
б) демонополизировать коммерческое рефинансирование, имеющее сегодня «клубный» характер, путем публикации крупнейшими банками с преимущественно государственным участием в капитале открытой оферты, прозрачные критериальные условия которой позволят региональному банку-заемщику самому рассчитать свой лимит кредитования и быть уверенным в том, что ему не откажут в привлечении ресурсов.
Кроме того, необходима публикация указанными крупнейшими банками оферты, содержащей однозначные условия, при которых данные банки готовы выступить в качестве банков-поручителей по кредитам Банка России, а также порядок определения лимита поручительства;
в) официально сформировать коридор процентных ставок на межбанковском рынке, что позволит сократить волатильность ставок на данном рынке и снизить сами ставки межбанковского кредитования, развивать эффективный денежный рынок (как альтернативу валютному рынку), уменьшить возможности крупнейших банков проводить арбитражные операции.
2.6. Расширить функции ставки рефинансирования как инструмент денежной и кредитной политики.
Следует отметить, что в этом аспекте можно дифференцировать значение ставки рефинансиро-
вания для различных видов экономической деятельности (ВЭД). Это позволит Банку России изменять стоимость целевых ресурсов, предоставляемых коммерческим банкам, в зависимости от ВЭД, в котором в дальнейшем эти ресурсы будут размещены. Благодаря данной мере будет создан эффективный механизм перераспределения финансовых ресурсов между ВЭД. Далее необходимо «привязать» стоимость всех инструментов рефинансирования Банка России к каждой ставке рефинансирования ВЭД.
В заключение следует еще раз отметить, что единый механизм рефинансирования кредитных организаций, который Банк России намерен создать в течение ближайших лет, призван обеспечить любой финансово стабильной организации возможность получать внутридневные кредиты, кредиты овернайт и кредиты на срок до года под любой вид обеспечения, входящий в единый пул обеспечения. В процессе работы по созданию единого пула обеспечения возможно изменение требований Банка России к имуществу, принимаемому в обеспечение его кредитов.
Определенные перспективы дальнейшего развития рефинансирования связаны с отладкой такого элемента платежной системы Центрального банка РФ, как система банковских электронных срочных платежей (БЭСП). Данная система создается в соответствии с положением Банка России от 25.04.2007 № 303-П «О системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России». Она предназначена для проведения срочных рублевых платежей Банка России, кредитных организаций (или филиалов), а также клиентов Банка России, не являющихся кредитными организациями (или филиалами). БЭСП призвана обеспечить непрерывные расчеты на валовой основе в режиме реального
времени по мере поступления электронных платежных сообщений за счет средств, находящихся на открытых в Банке России банковских счетах участников БЭСП.
Список литературы
1. О системе обеспечения ликвидности и рефинансирования кредитных организаций России. / В. А. Гамза // Банковское дело. 2008. № 6. С. 26—27.
2. Основные проблемы развития банковской системы / И. С. Велиева, П. А. Самиев // Аудитор. 2008. № 10. С. 41—43.
3. О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг: положение Банка России от 04.08.2003 № 236-П.
4. О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами: положение Банка России от 12.11 2007 № 312-П.
5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 27.06.2002 № 86-ФЗ.
6. Проблемы использования расчетных кредитов Банка России / С. А. Рамазанов // Финансы и кредит. 2008. № 34. С. 23—27.
7. Рефинансирование коммерческих банков и компаний в условиях кризиса / А. Ю. Буркова // Банковское дело. 2009. № 1. С. 88.
8. Рефинансирование кредитных организаций как средство обеспечения стабильности рынка банковских услуг / Е. Б. Лаутс // Финансы и кредит. 2008. № 3. С. 10—14.
9. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) . URL: http://www. cbr. ru.
РЕДИТ
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !
Предлагаемпубликацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость однойпубликации — 8 000рублей (НДСнеоблагается) задве журнальные страницы формата A4.
Тел./факс:(495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru