Научная статья на тему 'Перспективы развития системы рефинансирования России на современном этапе'

Перспективы развития системы рефинансирования России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
421
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Намитулина А.З., Вашкевич А.Н.

В статье показана система рефинансирования в России, которая в настоящее время активно развивается. Расширяется спектр и объем операций рефинансирования, оттачивается инструментарий анализа финансового состояния банков-контрагентов. В то же время история развития банковской системы последнего десятилетия наглядно демонстрирует тот факт, что в кризисных ситуациях существующая система рефинансирования кредитных организаций не всегда способна обеспечить ожидаемую эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития системы рефинансирования России на современном этапе»

УДК 336.717

перспективы развития системы рефинансирования россии на современном этапе

а. з. намитулина,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансов и кредита E-mail: anamitulшa@yandex. ш А. Н. ВАШКЕВИч, кандидат педагогических наук, начальник финансово-экономического факультета, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: avashekevich@yandex. гы Военный университет мО РФ

В статье показана система рефинансирования в России, которая в настоящее время активно развивается. Расширяются спектр и объем операций рефинансирования, оттачивается инструментарий анализа финансового состояния банков-контрагентов. В то же время история развития банковской системы последнего десятилетия наглядно демонстрирует тот факт, что в кризисных ситуациях существующая система рефинансирования кредитных организаций не всегда способна обеспечить ожидаемую эффективность.

Ключевые слова: финансовые ресурсы, рыночная экономика, механизм финансирования.

Ставка рефинансирования Центрального банка РФ должна быть реальным ориентиром для всех участников рынка, тем самым она призвана выступать мощным рычагом экономической политики. Между тем в России ставка рефинансирования прямого влияния на рынок не оказывает [1—4, 6, 7].

Если оценивать в целом, то, несмотря на отмеченные позитивные сдвиги, ситуация в сфере рефинансирования пока далека от желаемой и возможной. Наиболее существенными вопросами в данной сфере, которые нуждаются в оперативном решении, можно считать следующие [8]:

1) незначительная абсолютная и относительная (также в сравнении с другими странами) общая величина средств, выделяемых Банком России на цели рефинансирования (см. таблицу);

2) сохраняющаяся ограниченность инструментов (активов), под которые выдаются кредиты Банка России. Так, по данным на 2010 г., в Ломбардный список Банка России помимо некоторых государственных облигаций РФ, ограниченного числа облигаций ряда субъектов РФ, облигаций самого Банка России входили немногочисленные облигации всего 47 юридических лиц — резидентов РФ, из которых лишь 20 — компании нефинансового сектора экономики;

3) неоправданно тесная связь системы рефинансирования коммерческих банков с интересами Министерства финансов РФ (государственного бюджета) и потребностями обслуживания государственного долга. По состоянию на 2010 г. рыночная стоимость заблокированных кредитными организациями ценных бумаг (кроме тех, что находились в залоге) для обеспечения кредитов Банка России составила 443,6 млрд руб. и увеличилась по сравнению с 2009 г. в 2,3 раза [3]. На начало 2010 г. в структуре портфеля таких бумаг более половины, или 53,4 % составляли облигации РФ, остальную

часть — облигации юридических лиц — резидентов РФ, облигации кредитных организаций, облигации международных финансовых организаций;

4) приспособленность механизмов рефинансирования под ожидания крупнейших коммерческих банков России. Именно они в наибольшей мере пользуются кредитами Центрального банка РФ;

5) дефицит у коммерческих банков таких видов обеспечения, которые Банк России готов принять под свои кредиты (прежде всего ценных бумаг, входящих в Ломбардный список). В силу этого обстоятельства и некоторых других причин рефинансирование остается не доступным для большинства банков;

6) привилегированный доступ отдельных банков, не испытывающих особых проблем с ликвидностью, к средствам рефинансирования, которые они в периоды нестабильности на финансовом рынке превращают в ресурсы для проведения доходных спекулятивных операций путем перепродажи денег, полученных от Центрального банка РФ по одной процентной ставке, другим банкам — по более высоким ставкам. При этом политика крупных привилегированных банков ориентирована на выдачу даже таких межбанковских кредитов только банкам, входящим в список 50 крупнейших (ТОР-50). По отношению к остальным банкам члены ТОР-50 сознательно установили нулевые кредитные лимиты, причем не по требованиям риск-менеджеров.

Одновременно все это означает, что в такие периоды Центральный банк РФ фактически уступает избранным коммерческим банкам свои функции кредитора последней инстанции, что никаким законом не предполагается. Кроме того, такие банки получают неоправданные конкурентные преимущества и искусственно обеспечивают себе повышенную рентабельность, тогда как прочие банки несут дополнительные издержки.

Банк России намерен в течение ближайших лет создать единый механизм рефинансирования кредитных организаций и обеспечить любой фи-

нансово стабильной организации возможность получать внутридневные кредиты, кредиты овернайт и кредиты на срок до года под любой вид обеспечения, входящий в единый пул обеспечения [5, 9]. Предполагается, что в рамках указанного единого механизма банки, являющиеся потенциальными заемщиками, будут заключать с Банком России рамочные соглашения, содержащие общие условия кредитования, и предварительно предоставлять в Банк России (блокировать) имущество в целях последующего получения необходимых им кредитов под залог указанного имущества.

В связи с описанной ситуацией необходимо предложить целый комплекс мер, из которых отметим следующие.

1. Меры, направленные на корректировку существующих инструментов рефинансирования.

1.1. Развитие инструментов ломбардного кредитования:

а) расширить Ломбардный список Банка России за счет включения в него ценных бумаг, эмитируемых финансово устойчивыми регионально значимыми предприятиями. Это могут быть предприятия с долгосрочным рейтингом, характеризующим их финансовое состояние как устойчивое, присвоенным хотя бы одним российским рейтинговым агентством, либо предприятия, ценные бумаги которых прошли листинг на РТС или ММВБ;

б) увеличить сроки ломбардного кредитования.

1.2. Совершенствование инструментов среднесрочного кредитования, предлагаемых Банком России:

а) расширить список организаций, под векселя и кредитные обязательства которых Банк России предоставляет кредиты банкам под залог векселей, прав требований по кредитным договорам организации или поручительства кредитных организаций. В расширенный список можно включить федеральные и региональные предприятия, которым присвоен долгосрочный рейтинг устойчивого финансового

Кредитные операции предоставления ликвидности некоторым центральным банкам в 2010 г., млрд евро

Инструмент рефинансирования ФРС США Зона евро Банк Японии Банк России

Срочные операции* 19 422,4 274 4,5

Ломбардные кредиты 0,2 0,1 0,6 0,1

Внутридневные кредиты 102 260 124,3 2

Итого... 121 682,5 398,9 6,5

* Сделки на фондовом рынке под залог ценных бумаг.

состояния хотя бы одним российским рейтинговым агентством, либо предприятия, ценные бумаги которых прошли листинг на РТС или ММВБ;

б) расширить перечень инструментов среднесрочного рефинансирования через использование механизмов овердрафтного кредитования коммерческих банков.

2. Меры, предусматривающие введение новых элементов в механизмы рефинансирования.

2.1. Расширять спектр активов, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России. Основная проблема, с которой сталкивается большое количество банком при попытке использования инструментов рефинансирования, — отсутствие обеспечения, удовлетворяющего требованиям Банка России. В то же время у большого числа банков имеются вложения в здания, иную коммерческую недвижимость, а также в землю. С учетом этого необходимо искать качественно новые инструменты обеспечения, для чего целесообразно оценить следующие возможные меры:

а) расширить перечень активов, принимаемых Банком России в обеспечение выдаваемых банкам кредитов, за счет акций банка-заемщика;

б) включить в перечень активов, используемых в качестве обеспечения кредитов Банка России, находящиеся на балансах коммерческих банков здания, иную коммерческую недвижимость и земельные участки;

в) ввести в состав обеспечения, необходимого для получения кредита Банка России, ценные бумаги, обеспеченные секьюритизируемыми активами (при условии присвоения как данному выпуску ценных бумаг, так и банку-эмитенту рейтинговых агентств уровня не ниже определенного Банком России).

2.2. Ввести необеспеченное (беззалоговое, бланковое) кредитование на сроки от 1 до 7 дней либо как нормальную банковскую практику, либо как вариант кредитования в чрезвычайных обстоятельствах. Такая практика достаточно широко распространена в мире, в том числе в странах — бывших республиках СССР.

2.3. Расширить перечень активов, включаемых в состав так называемого «единого пула» обеспечения. Здесь можно рассмотреть возможность включения в состав «единого пула» следующих видов активов: акции банка-заемщика; банковская и коммерческая недвижимость; земельные участки; ценные бумаги банков (в том числе банка-заемщика), обеспеченные залогом пула однородных кредитов, недвижимости и земельных участков;

средства ФОРов; драгоценные металлы; ценные бумаги организаций, которым присвоен долгосрочный рейтинг устойчивого финансового состояния хотя бы одним российским рейтинговым агентством, а также которые прошли листинг на РТС или ММВБ, LSE, NYSE.

2.4. Создать долгосрочные целевые инструменты кредитования банков. В этом случае было бы разумно наделить Центральный банк РФ правом стратегического инвестора, что позволило бы ему кредитовать коммерческие банки на срок более 1 года.

2.5. Приступить к развитию механизмов межбанковского кредитования. В целях обеспечения равноправного доступа банков к рынку межбанковского кредитования можно и нужно было бы пойти на следующие шаги:

а) ввести новый инструмент рефинансирования региональных банков субординированный кредит сроком на 7—10 лет, выдаваемый крупным банкам с преимущественно государственным участием в капитале на сумму не более установленной доли размера их капитала;

б) демонополизировать коммерческое рефинансирование, имеющее сегодня «клубный» характер, путем публикации крупнейшими банками с преимущественно государственным участием в капитале открытой оферты, прозрачные критериальные условия которой позволят региональному банку-заемщику самому рассчитать свой лимит кредитования и быть уверенным в том, что ему не откажут в привлечении ресурсов.

Кроме того, необходима публикация указанными крупнейшими банками оферты, содержащей однозначные условия, при которых данные банки готовы выступить в качестве банков-поручителей по кредитам Банка России, а также порядок определения лимита поручительства;

в) официально сформировать коридор процентных ставок на межбанковском рынке, что позволит сократить волатильность ставок на данном рынке и снизить сами ставки межбанковского кредитования, развивать эффективный денежный рынок (как альтернативу валютному рынку), уменьшить возможности крупнейших банков проводить арбитражные операции.

2.6. Расширить функции ставки рефинансирования как инструмент денежной и кредитной политики.

Следует отметить, что в этом аспекте можно дифференцировать значение ставки рефинансиро-

вания для различных видов экономической деятельности (ВЭД). Это позволит Банку России изменять стоимость целевых ресурсов, предоставляемых коммерческим банкам, в зависимости от ВЭД, в котором в дальнейшем эти ресурсы будут размещены. Благодаря данной мере будет создан эффективный механизм перераспределения финансовых ресурсов между ВЭД. Далее необходимо «привязать» стоимость всех инструментов рефинансирования Банка России к каждой ставке рефинансирования ВЭД.

В заключение следует еще раз отметить, что единый механизм рефинансирования кредитных организаций, который Банк России намерен создать в течение ближайших лет, призван обеспечить любой финансово стабильной организации возможность получать внутридневные кредиты, кредиты овернайт и кредиты на срок до года под любой вид обеспечения, входящий в единый пул обеспечения. В процессе работы по созданию единого пула обеспечения возможно изменение требований Банка России к имуществу, принимаемому в обеспечение его кредитов.

Определенные перспективы дальнейшего развития рефинансирования связаны с отладкой такого элемента платежной системы Центрального банка РФ, как система банковских электронных срочных платежей (БЭСП). Данная система создается в соответствии с положением Банка России от 25.04.2007 № 303-П «О системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России». Она предназначена для проведения срочных рублевых платежей Банка России, кредитных организаций (или филиалов), а также клиентов Банка России, не являющихся кредитными организациями (или филиалами). БЭСП призвана обеспечить непрерывные расчеты на валовой основе в режиме реального

времени по мере поступления электронных платежных сообщений за счет средств, находящихся на открытых в Банке России банковских счетах участников БЭСП.

Список литературы

1. О системе обеспечения ликвидности и рефинансирования кредитных организаций России. / В. А. Гамза // Банковское дело. 2008. № 6. С. 26—27.

2. Основные проблемы развития банковской системы / И. С. Велиева, П. А. Самиев // Аудитор. 2008. № 10. С. 41—43.

3. О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг: положение Банка России от 04.08.2003 № 236-П.

4. О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами: положение Банка России от 12.11 2007 № 312-П.

5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 27.06.2002 № 86-ФЗ.

6. Проблемы использования расчетных кредитов Банка России / С. А. Рамазанов // Финансы и кредит. 2008. № 34. С. 23—27.

7. Рефинансирование коммерческих банков и компаний в условиях кризиса / А. Ю. Буркова // Банковское дело. 2009. № 1. С. 88.

8. Рефинансирование кредитных организаций как средство обеспечения стабильности рынка банковских услуг / Е. Б. Лаутс // Финансы и кредит. 2008. № 3. С. 10—14.

9. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) . URL: http://www. cbr. ru.

РЕДИТ

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаемпубликацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость однойпубликации — 8 000рублей (НДСнеоблагается) задве журнальные страницы формата A4.

Тел./факс:(495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.