Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

223
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный контроль / государственное управление / государственная власть / контрольная деятельность / контрольные органы. / state control / state administration / state power / control activities / control bodies.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рассказов Леонид Павлович, Гузеева Марина Геннадьевна

в статье анализируется научная литература и действующее законодательство. Анализируется новый закон о государственном контроле, его эффективность в государственном управлении. Выявлены проблемы и перспективы развития государственного контроля, написаны выводы о действующем законодательстве и его влияние на органы государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рассказов Леонид Павлович, Гузеева Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE STATE CONTROL SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

the article analyzes the scientific literature and the current legislation. The new law on state control and its effectiveness in public administration are analyzed. The problems and prospects of the development of state control are identified, conclusions about the current legislation and its impact on public authorities are written.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ УДК 009

Рассказов Леонид Павлович Rasskazov Leonid Pavlovich

Профессор Professor

Гузеева Марина Геннадьевна Guzeeva Marina Gennadevna

Студент Student

Кубанский государственный аграрный университет Kuban State Agrarian University

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE STATE CONTROL SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация: в статье анализируется научная литература и действующее законодательство. Анализируется новый закон о государственном контроле, его эффективность в государственном управлении. Выявлены проблемы и перспективы развития государственного контроля, написаны выводы о действующем законодательстве и его влияние на органы государственной власти.

Abstract: the article analyzes the scientific literature and the current legislation. The new law on state control and its effectiveness in public administration are analyzed. The problems and prospects of the development of state control are identified, conclusions about the current legislation and its impact on public authorities are written.

Ключевые слова: государственный контроль, государственное управление, государственная власть, контрольная деятельность, контрольные органы.

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Keywords: state control, state administration, state power, control activities, control bodies.

Принимая во внимание современную тенденцию развития контрольной деятельности государства, можно отметить постоянный рост роли контроля в жизни общества и государства. В первую очередь это связано с необходимостью повышения качества и эффективности государственного управления, что впоследствии должно привести к повышению качества жизни в обществе.

Современное законодательство в сфере государственного контроля представляет собой разностороннюю совокупность региональных и федеральных законов. Вместе с Федеральным законом от 26.12.2008 г. №2 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» в действии более ста различных федеральных законов, регулирующих виды деятельности государства в области контроля. [1. с. 15] Часть из этих федеральных законов основывается на базовом законе, остальные регулирует виды, на которых действие данного закона не распространяется.

Нельзя не согласиться с мнением многих ученных, что из сферы действия Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ были исключены порядка восьмидесяти видов государственного контроля. На основе оценок специалистов на начало 2020 года было около двухсот двадцати одного вида государственного контроля, не в счет более пятидесяти различных видов лицензионного контроля. Следовательно, этот федеральный закон распространяется больше чем на половину видов государственного контроля, что не может не вызывать озадаченность практических работников и соответственно теоретиков.

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

За все время действия Федерального закона № 294-ФЗ было внесено большое количество изменений. Большинство изменений оказали негативное влияние на последовательность, логичность и целостность нормативного правового регулирования контрольной деятельности. Возникали противоречия после изменений с общими принципами государственного контроля.

В связи с этим возросла необходимость реформирования сферы контрольной деятельности.

Улучшения контрольной деятельности были связаны:

- с улучшением информационного взаимодействия и повышением открытости органов государства при проверках;

- введение новой рискованной модели контрольной деятельности.

- приостановка плановых проверок субъектов малого предпринимательства.

Для обеспечения прав контролируемых лиц был принят Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», который вступил в силу с 01.07.2021 г. Данный закон сохраняя связь с действующим законодательством содержит множество принципиальных положений, позволяющих увидеть в новой системе взаимоотношения и взаимосвязь контрольных органов и контролируемых лиц. [2 с. 12] Со дня вступления в силу закона заработала система, о которой постоянно говорили в последние годы. Подразумевается существенное сокращение давления на бизнес и сужение границ инспекторов касаемо субъективного усмотрения.

Новый закон отличает его принципиально от действующего законодательства тем, что рассматривает соблюдение, признание и защиту прав всех граждан и организаций (контролируемых лиц) как

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ принципа государственного контроля (ст. 10 закона) и важнейшим образом контрольных органов (ст. 29 закона).

Существенным для соблюдения законных интересов бизнеса является имеющаяся в новом законе перечня видов контрольных мероприятий и правил их поведения. Эти правила и мероприятия не ограничиваются выездными и документарными проверками, они могут осуществляться как выборочный контроль (ст. 69 закона), мониторинговая закупка (ст. 68 закона), выездное обследование (ст. 75 закона), инспекционный визит (ст. 70 закона) и другие. Этот подход сужает значительно способы для административного усмотрения проверяющих органов.

Также закон ориентирован на новые технологии в контрольной деятельности, которые максимально обеспечивают соблюдение прав контролируемых лиц и помогают сузить коррупционную составляющую. Происходит это благодаря исключению некоторых прямых взаимодействий между контрольными органами и подконтрольными лицами. В частности, данные нововведения предусматривают дистанционное взаимодействие сторон, что дает возможность проведения проверок в виде выездной проверки и инспекционного визита дистанционно, с помощью видеосвязи, аудио связи (ст. 56 закона).

В качестве основной формы информационных связей между контрольными органами и контролируемыми лицами новый закон закрепляет электронное взаимодействие. Через Единый портал государственных услуг контрольные органы будут сообщать о своих действиях, доводить свои решения, заверять документы электронной квалифицированной подписью. Также и контролируемые лица будут направлять в адрес контрольных органов свои документы, запрашиваемые контролируемой организацией, включая и жалобы в

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ электронном виде через Единый портал государственных услуг и другие порталы, согласно ст. 21, 40, 43, 98 закона.

Без сомнения, такой порядок действий очень упростит документооборот и повысит оперативность, что очень важно в данное время и для самих как контролирующих, так и контролируемых лиц. [3 с. 5]

Любые действия контрольных органов будут отражаться в этой информационной системе. Организации и граждане смогут отследить правомерность проведения проверок и будут иметь доступ ко всем интересующим их документам и сведениям (ст. 17 закона). Контрольные органы без взаимодействия с контролируемой стороной без лишних временных и финансовых затрат смогут получить информацию о деятельности объекта контроля и оценить с учетом имеющихся данных о полноте и достоверности ими представляемых сведений. [4 с. 451]

Данные нововведения должны привести к уменьшению всех видов контроля со стороны подконтрольных лиц и снижению давления на бизнес. Крайне важным для обеспечения прав представителей бизнеса является правило, что не все решения принимаются по результатам проверки, влияние несет результат любого контрольного мероприятия, если были допущены грубые нарушения требований к организации и осуществлению. (ст. 91 закона).

Следственно, работа в сфере государственного контроля относительно законодательства и в свете нового закона началась. При рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания РФ находится проект, внесенный Правительством РФ федерального закона «О внесении изменений в отдельные акты законодательства в связи с принятием закона «О государственном контроле в РФ».

Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями также проводится работа

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ по приведению утверждаемых или обязательных нормативных требований к осуществлению экономической и предпринимательской деятельности согласно Федеральному закону «Об обязательных требованиях в РФ».

Библиографический список:

1. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 12.12.2008 г.

2. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 24.07.2020 г.

3. Грачева, Е.Ю., Хорина Л.Я. Правовое регулирование бюджетного контроля в Российской Федерации: Курс лекций. - М., 2020. - 176с.

4. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. - 2020. - № 5-1. - С. 450-454.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.