Научная статья на тему 'Перспективы развития сферы туризма'

Перспективы развития сферы туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
30
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чабанюк О. В.

Состояние развития сферы туризма косвенно характеризует статистика въездного туризма. Развитие въездного туризма в РФ представленными в табл. 1 (указано число поездок) [3]. Здесь незаполненные клетки означают отсутствие данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития сферы туризма»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА

© Чабанюк О.В.*

Воскресенский институт туризма - филиал Российской международной академии туризма, г. Воскресенск

Состояние развития сферы туризма косвенно характеризует статистика въездного туризма. Развитие въездного туризма в РФ представленными в табл. 1 (указано число поездок) [3]. Здесь незаполненные клетки означают отсутствие данных. Для наглядности на рис. 1 и рис. 2 приведены графические иллюстрации данных табл. 1, характеризующие соответственно динамику числа поездок в РФ из отдельных стран и суммарное число поездок по всем странам за период 2003-2009 гг.

В приведенной таблице обращают на себя внимание значительное увеличение числа поездок из некоторых стран (Испания, Австрии, Нидерландов и др.). В основном туристы из этих стран посещают нашу страну с культурно--познавательными целями. Однако общее число прибытий иностранных туристов с целью отдыха за период 2003-2009 гг. имело тенденцию к снижению. Незначительный рост (2 %) произошел лишь в 2006 г. В остальные годы происходило снижение прибытий.

Сокращение въездного потока в нашу страну объясняется прежде всего возросшими ценами на товары и услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы из-за уменьшения числа отелей туристического класса, в результате чего произошло существенное удорожание пакета услуг, предлагаемого туристами при их путешествии в Россию.

Таблица 1

Развитие въездного туризма в РФ

Страна 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Германия 288551 351099 313547 328583 345708 332822 333892

Китай 203264 283839 204192 157361 129749 127155 115870

Финляндия 242075 242816 175557 148153 153139 142017 149884

США 125553 181721 156737 224970 172356 185888 183293

Польша 956188 353986 133096 234073 42932 32919 26358

Италия 114443 125397 125310 116000 129950 143493 113495

Латвия 42860 50501 119938 49396 64280 66754 -

Великобритания 90831 115622 118996 124169 130608 142016 150910

Франция 118548 141113 109305 102513 112762 103223 94176

Литва 29984 40652 70445 42662 47253 58383 -

Эстония 53884 74165 64662 65385 46602 45749 -

Украина 236289 84320 62155 24165 49131 80021 -

Испания 39376 51395 60180 53943 79497 105655 95070

Япония 55230 56780 50842 59581 45083 44435 39269

* Доцент кафедры Экономики и управления, кандидат экономических наук.

Продолжение табл. 1

Страна 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Швеция 26256 31892 45813 30967 26000 24918 28315

Южная Корея 31886 44397 43304 42951 48825 47343 35200

Нидерланды 26653 33101 32696 29014 33659 35376 31851

Израиль 23936 26924 30397 27133 31250 32725 46451

Австрия 22583 32404 29095 24370 29835 24789 31383

Швейцария 19244 24369 21343 27415 27134 23827 26247

Норвегия 19892 23672 21215 23729 26136 34270 27856

Бельгия 14969 17475 19945 19263 22707 18472 -

Греция 13658 18735 17558 16942 21742 23036 23380

Дания 15993 21131 17066 18731 20640 19662 -

Австралия 9065 14189 14684 19478 26184 26087 22429

Канада 14809 17432 13483 23547 26660 44238 43642

Турция - - - - 49479 54593 43756

Болгария - - - - 6842 8064 6882

Венгрия - - - - 7591 7329 6585

Египет - - - - 1159 1550 1915

Кипр - - - - 3992 4281 3202

Куба - - - - 759 816 966

Малайзия - - - - 3091 2966 2422

Мальта - - - - 610 953 923

ОАЭ - - - - 937 457 307

Румыния - - - - 2937 4671 3932

Словакия - - - - 3441 3756 2727

Таиланд - - - - 7181 7723 7447

Тунис - - - - 339 328 387

Филиппины - - - - 6404 2179 1469

Хорватия - - - - 3133 3791 3462

Чехия - - - - 14617 14617 10872

ВСЕГО 3 151 915 2 860 802 2 384 626 2 433018 2 213 597 2 295 074 2 100 601

ПРИРОСТ -9,20 % -16,60 % 2 % -9 % 3,70 % -8,50 %

1200000

1000000

1 2 3 4 5 6 7

Рис. 1. Данные по въездному туризму по отдельным странам за период 2003-2009 гг.

3 500 ООО 3 ООО ООО 2 500 ООО

3 2 ООО ООО

Р

ш 1500 000 1 ООО ООО 500 000 О

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Года

Рис. 2. Данные по въездному туризму по всем странам за период 2003-2009 гг.

Следует отметить, что въездной туристский поток составляет около 10 % от общего потока иностранных граждан в Российскую Федерацию. Так, в 2007 г. Общее количество поездок иностранных граждан В РФ по итогам года было равно 22 908 625, а туристский поток составил 2 213 597 чел. Данные о въездном потоке иностранных граждан в Российскую Федерацию представлены в табл. 2. В приведенной таблице включены статистические данные по всем странам, включая страны, из которых в Российскую Федерацию въехало менее ста граждан.

Таблица 2

Въездной поток иностранных граждан в РФ в 2007 г.

Цель Служебная Туризм Частная ПМЖ Транзит Обслуга Итого

Всего 3270312 2213597 15104668 16247 530808 1772993 22908625

Остановимся теперь на выездном туризме, развитие которого в РФ характеризуется статистическими данными, представленными в табл. 3 (указано число тысяч поездок). Здесь незаполненные клетки означают отсутствие данных [1]. Совокупный выездной поток с целью отдыха за период 2002-2009 гг. возрастал до 2008 г. с темпами, превышающими 10 %. Лишь в 2006 г. прирост числа поездок составил 3,5 %. Кризис 2009 г. И аномальная жара в 2010 г. привели к существенному сокращению числа поездок за рубеж.

Обращает внимание постоянное снижение туристского потока в Польшу, что связано с уменьшением числа коммерческих поездок российских граждан в Польшу по туристской визе. Растет число выездов россиян с целью туризма в страны пляжного отдыха: Египет, Болгарию, Турцию, Кипр.

Значительно выросло число посещений россиянами Греции. Продолжает расти популярность Таиланда, Китая. Продолжает оставаться популярным у российских граждан отдых в Финляндии, Франции, Италии, Испании, Австрии, Чехии, Великобритании.

Таблица 3

Развитие выездного туризма в РФ

Страна 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Турция 690,1 1038,6 1445,9 1562,7 1475,6 1923,4 2212,8 1966,7

Египет 239,7 368,4 586,4 695,7 902,8 1255,4 1426,7 1615,4

Китай 617,1 687,5 941 1151,6 1307 1651,8 2059,3 999,2

Финляндия 406,2 327,3 377,1 391,3 562,6 657,1 666,9 556,3

Германия 209 278,1 256 231,1 225,7 231,3 330,3 363,3

Италия 149,7 119 156,1 205,6 245,8 334,1 398,1 336,1

Испания 227,9 168,4 190,9 218,7 246,1 318,6 365,4 296,3

Греция 89,7 91,4 100,3 146,3 198,8 244 349,2 282,3

Таиланд 40,3 54,8 80,5 70,9 144,8 232,3 258,8 233,1

Украина 478,6 841,7 330 292,2 511,7 249,2 309,8 219,5

ОАЭ 172,6 145,8 175,2 166,7 173,9 207,2 228,1 214,3

Чехия 46,5 51,4 104,8 125,0 136,2 178 227 213,9

Болгария 55,5 73,1 91 121,2 148,3 173,1 207,5 207,4

Франция 87,4 112,2 138,5 174,1 138,6 170,7 229,2 200,1

Кипр 139,2 107,3 104,6 108,1 113,2 150,5 172,4 155,1

Израиль 46,5 26,6 23,6 27,7 23,7 45,3 98,7 134,7

Тунис 22,3 60,1 87,8 90,5 93 129,8 149 123,2

Швейцария 65,7 44,6 42,4 41,3 44,4 57,6 83 106,4

Австрия 24,2 28,8 43,9 50,5 53,4 77 102,1 96,6

Великобритания 39 51,6 66,9 72,3 60,7 79,2 87,3 96,4

Хорватия 44,3 33,5 50,9 58,1 73,6 116,4 119,3 75,4

Латвия 25,9 19 19,3 40,1 32,9 32 46,3 48,7

Литва 128,9 35,6 33,1 44,1 44,6 63,8 77,8 44,2

Польша 635,5 422 322 200,5 169,2 109,1 45,7 38

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мальта 30,5 14,5 16,3 13,8 15,5 17,7 18,8 12,4

Сербия 18,3 12,9 17 33,1 65,8 55,3 54,3 17,3**

Черногория 66,5 84,6 108,1

Япония 17,2 17,6 23 25 23,3 25,3 31,9 23,9

Южная Корея 16,7 16,5 24,1 29,5 28,9 32,6 49,4 58,7

Нидерланды 16,1 16,4 22,8 26,5 24 33 48,6 56

Норвегия 14 17,1 15 15,9 17,7 19 20,7 14

США 12,9 12,9 19,1 21,1 25,2 32,8 56,2 72,4

Венгрия 10,8 12,8 17,1 20,9 21,2 22 31,2 27

Швеция 9,6 14 20,6 22,2 12,3 14,7 20,9 19,5

Эстония 6,6 33 16,1 19,3 71,1 27 76,8 8,2

Куба - - - 8,9 15,9 15,7 22,2 21,7

Доминикана - - - 5 6,5 12,5 30,4 39,2

Индия 4,2 12,5 28,3 35,2 39,6 53,3 64,4 64,1

Иордания - - - 3,5 4,9 9,9 16,4 10,1

ВСЕГО 5051 5679 6557 6785 7753 9369 11314 9555,2

ПРИРОСТ 12,40 % 15,50 % 3,50 % 14,30 % 20,90 % 20,80 % -15,50 %

С целью туризма в страны пляжного отдыха: Египет, Болгарию, Турцию, Кипр. Значительно выросло число посещений россиянами Греции. Продолжает расти популярность Таиланда, Китая. Продолжает оставаться популярным у российских граждан отдых в Финляндии, Франции, Италии, Испании, Австралии, Чехии, Великобритании.

Для наглядности на рис. 3 и рис. 4 приведены графические иллюстрации данных табл. 3, характеризующие соответственно динамике числа поездок российских граждан в отдельные страны и суммарное число поездок по всем странам за период 2002-2009 гг.

Анализ статистики выездного потока показывает, что расширяются туристские предпочтения российских граждан: наряду с традиционным интересом к странам с теплыми морями у россиян все более популярными становятся страны, где пляжный отдых можно совместить с культурно-познавательной программой, а также с лечением.

Следует отметить, что выездной туристский поток составляет менее 30 % от общего числа поездок россиян за рубеж. Так, в 2007 г. Общее число поездок россиян составило 34 285 465, а туристский поток из России был равен 9 368 968 чел. Данные о выездном потоке российских граждан за рубеж в 2007 г. представлены в табл. 4. В приведенной таблице отсутствуют данные по странам, в которые въехало менее ста граждан РФ.

2500

0 -|-,-,-,-,-,-,-,-

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 3. Данные по выездному туризму по отдельным странам за период 2002-2009 гг.

Имеющие место тенденции роста выездного и снижения въездного туризма являются косвенным свидетельством неразвитости сферы туризма в России, неудовлетворительного состояния индустрии туризма в нашей стра-

не. Тем не менее, отметим еще раз, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, что к основным факторам, благоприятствующим развитию в России сферы туризма, относятся большое число культурных и природных достопримечательностей; относительно небольшие стартовые инвестиции; относительно малый срок окупаемости затрат.

12000 10000 8000

с£

Si 6000

-D

ей

4000 2000 О

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 4. Данные по выездному туризму по всем странам за период 2002-2009 гг.

Таблица 4

Выездной поток российских граждан за рубеж в 2007 г.

Цель Служебная Туризм Частная ПМЖ Транзит Обслуга Итого

Всего 2 162 305 9368968 20232192 56986 2455972 9 042 34285465

Разные авторы по-разному оценивают возможности развития туризма в РФ. Приведем результаты анализы перспектив развития сферы туризма, следуя работе [2]. Ее автор подчеркивает, что туризм был, есть и будет явлением социальным, что он выполняет важные социальные функции: оздоровительную, спортивную, эстетическую, познавательную, социально-коммуникативную, эмоционально-психологическую и, наконец, творческую.

В сочетании с социально ориентированными системами санаторно-курортного отдыха и лечения, а также детского отдыха, система туристского обслуживания населения СССР в целом представляла достаточно эффективно действующую общегосударственную систему рекреации.

Социально ориентированная система туристского отдыха, сложившаяся в бывшем СССР с середины 60-х годов и просуществовавшая в неизменном виде до конца 80-х годов, действительно представляла социальные гарантии туристского отдыха. Однако она не являлась в полной мере системой социального туризма, отвечавшей задаче всесторонней помощи малообеспеченным и социально незащищенным слоям и группам населения.

Последствия политического кризиса, вызванного распадом СССР, и связанные с ним экономическая и структурная перестройка, а также глубокий экономический и социальный кризис, не могли не привести к резкому обострению проблем туристской сферы. Произошло снижение как числа туристских гостиниц и туристских баз, так и ещё более значительное сокращение числа обслуженных туристов.

Вместимость туристских учреждений в целом по России сократилась в 1,5 раза. При этом сохранилась и даже обострилась проблема неупорядоченности сети туристских объектов по территории страны, её крайне неравномерное распределение. Так, районы Сибири, Дальнего Востока и особенно Севера, которые имеют достаточно интересные и малоиспользуемые туристские ресурсы, и для населения которых характерна повышенная потребность в отдыхе, не имеют необходимой сети туристских учреждений и даже сократили её за годы кризисного периода. Не используются уникальные местности и ресурсы непосредственно в регионах массового проживания населения. Достаточно сказать, что в России насчитывается более 350 малых и средних исторических городов, которые могли бы стать местными центрами туристского развития.

Однако не более десятка из их числа имеют туристскую инфраструктуру, необходимую для приема туристов.

Список литературы:

1. Квартальнов В.А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 320 с.

2. Олейник О.Н. Состояние внутреннего туризма в современной России // Ломоносовские чтения 2002 г. Аспиранты. Том № 2. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ и М.В. Ломоносова.

3. Статистика выезда из России и въезда в Россию, 2002-2009 гг. туристический бизнес [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://profi.travel. ru/stats.

МЕДИАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СПОСОБ

РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

© Шалунов К.Е.*

Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства, г. Москва

В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство является одной из отраслей, где постоянно возникают конфликтные ситуации между. Так как большинство конфликтов связано с оплатой и качеством

* Аспирант кафедры Коммерции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.