Перспективы развития сепаратизма в Испании Prospects for the development of separatism in Spain
Мовсесян А.С.
Студент 2 курса
Образовательной программы «Международные отношения» Санкт-Петербургский государственный университет
РФ, Санкт-Петербург e-mail: movsesyan21@mail.ru
Movsesyan A.
2nd year student Educational program «International Relations» Saint-Petersburg State University Russian Federation, Saint-Petersburg e-mail: movsesyan21@mail.ru
Аннотация.
В рамках исследования рассматривается юго-западная часть Европейской системы международных отношений. Статья посвящена определению сепаратизма в Испании и научному анализу проблемам, связанным с развитием сепаратизма в регионе. Проводятся параллели между Испанским сепаратизмом и другими сепаратистскими движениями в Европейском регионе. Подчеркиваются их общие черты. Делается акцент на особой форме проявления сепаратизма. Анализируются действия сепаратистского движения. В статье рассмотрена история развития сепаратистских идей в регионе, дается оценка перспективам получения независимости Каталонии, анализируется возможность признания суверенитета региона Испанией и другими акторами международных отношений, отмечается особая экономическая и политическая взаимосвязь Каталонии и Страны Басков с Испанией, определены негативные последствия и риски процесса отделения региона от Испании.
Annotation.
The study examines the south-western part of the European system of international Relations. The article is devoted to the definition of separatism in Spain and the scientific analysis of the problems associated with the development of separatism in the region. Parallels are drawn between Spanish separatism and other separatist movements in the European region. Their common features are emphasized. The emphasis is placed on a special form of separatism. The actions of the separatist movement are analyzed. The article examines the history of the development of separatist ideas in the region, assesses the prospects for independence of Catalonia, analyzes the possibility of recognizing the sovereignty of the region by Spain and other actors of international relations, notes the special economic and political relationship of Catalonia and the Basque Country with Spain, identifies the negative consequences and risks of the process of separation of the region from Spain.
Ключевые слова: международные отношения, сепаратизм, референдум, независимость, Испания, Каталония, Страна Басков, Европа.
Key words: international relations, separatism, referendum, independence, Spain, Catalonia, Basque country,
Europe.
Потребность анализа особенностей конституционного и политического развития Испании обусловлена ходом проблем, с которыми сталкивается эта страна в результате упорных попыток лидеров каталонских националистов добиться отделения от Испании.
Среди стран-членов ЕС сепаратистские тенденции наиболее остро проявляются только в Испании, Великобритании и в несколько меньшей степени - в Бельгии. В ЕС существует только одна страна - Кипр, которая не контролирует собственную конституционно очерченную территорию. Ведь в результате межэтнического конфликта северная часть Кипра (около 37% территории), которая в 1974 г. была оккупирована турецкими войсками, заявила об отделении в форме Турецкой республики Северного Кипра (1983 г.).
В ряде других стран ЕС проблемы этнонациональных меньшинств и связанных с ними движений, претендующих на представительство интересов провинций с неэтническим или смешанным населением,
проявляются прежде всего в форме пропаганды идей политического и экономического партикуляризма. Прекращении вооруженной террористической кампании баскской тайной организации ЕТА (2011 г.) и успешное внедрение процесса мирного урегулирования в Северной Ирландии (в 1998 г.) свидетельствуют о преодолении в Западной Европе этнического экстремизма в насильственно-террористической форме.
Однако движения за отделение Каталонии и Шотландии имеют сугубо политические формы проявления, расшатывают политические системы и конституционный строй Испании и Великобритании, а также составляют вызов стабильности Европейского Союза.
В первые два десятилетия после административно-территориальной реформы в Стране Басков и Каталонии у власти находились умеренные националистические партии - Баскская националистическая партия (БНП) в Стране Басков и «Конвергенция и Союз» в Каталонии. В своей программе БНП выдвигает цель создания единого суверенного государства на территориях, населенных басками, включая соседнюю провинцию Наварра, часть провинций Бургос и Кантабрия, а также французский департамент Атлантические Пиренеи. Впрочем, БНП не предъявляла испанским правительствам экономических претензий, ведь Стране Басков и Наварре удалось сохранить традиционные налоговые льготы (фуэрос), предоставленные еще в средние века. Хотя Страна Басков занимает лишь 2% территории Испании, она обеспечивает 6% ВВП страны. Имеющиеся льготы помогают автономному региону Страна Басков экономить около 2 млрд. евро в год и служат предметом зависти со стороны каталонских националистов. Зато руководство Каталонии, на которую приходится порядка 18,9% ВВП Испании, таких льгот не имеет и обвиняет центральное правительство в том, что он «грабит» Каталонию, перераспределяя налоги в пользу экономически менее развитых территорий. Уместно заметить, что этот лозунг каталонские националисты позаимствовали у итальянской «Северной лиги», которая пропагандирует отделения наиболее развитых областей Северной Италии.
Экономические противоречия существенно усилились в связи с глобальным финансово-экономическим кризисом 2008-2009 гг. и долговым кризисом в ЕС. По состоянию на 2009 г. Каталония перечислила центральному правительству 19,49% бюджетных поступлений, получив от центра 14,3% от общей суммы расходов государственного бюджетную. Впрочем, ее экономика растет медленнее, чем в регионе Сообщество Мадрида и других провинциях. За последние 20 лет темпы роста экономики Мадрида превышали показатели роста экономики Каталонии почти в 5 раз (увеличение ВВП на 15% в Мадриде против 3,2% в Каталонии). Так же, Мадрид и Страна Басков существенно превышают показатели Каталонии и по уровню ВВП на душу населения (в Мадриде этот показатель превышает средний по стране уровень на 8512 евро, а в Стране Басков -на 7159 евро).
Вследствие выдвижения каталонским националистами требования признать право региона на самоопределение в 2012-2017 гг. в Каталонии были проведены три внеочередные избирательные кампании (2012, 2015, 2017 гг.) и две попытки проведения референдума о независимости (2014 и 2017 г.).
Основными событиями в этот период стали:
- принятие парламентом Каталонии Декларации о суверенитете и праве народа Каталонии на самоопределение (23 января 2013 г.);
- консультативный референдум о независимости Каталонии (9 ноября 2014 г.);
- запрещен испанскими властями референдум о независимости Каталонии (1 октября 2017 г.);
- подписание «декларации представителей Каталонии» об отделении каталанский Республики от Испании (10 октября 2017 г.);
- утверждение парламентом Каталонии резолюции о провозглашении независимой республики (27 октября 2017 г.);
- прямое правление испанского правительства (октябрь 2017 - июнь 2018 гг.) и внеочередные парламентские выборы 21 декабря 2017 г. [1].
За это время лидерам автономии ни разу не удалось договориться с правительством и парламентом Испании о разрешении на проведение референдума о самоопределении. Поскольку все попытки провозглашения отделения от Испании откровенно противоречили действующей Конституции государства, это позволяло испанским властям применять к сепаратистам предусмотренные законодательством репрессивные меры, включая уголовным преследованием.
Обострение противоречий между правительством Испании и каталонским националистическими партиями сопровождалось радикализацией их требований. Однако, даже провозгласив Каталонию независимым, суверенным, демократическим, правовым и социальным государством с республиканской формой правления (27 октября 2017 г.), лидер автономного правительства К. Пучдемон и его сторонники все же пытались избежать реальной попытки «одностороннего» провозглашения независимости, и тем больше организации насильственного сопротивления испанским властям. Целесообразно также отметить, что ни одна попытка проведения референдума в Каталонии ни происходила с участием абсолютного большинства зарегистрированных избирателей, ставит под сомнение легитимность их результатов
Испанское правительство выходило из отрицания самой идеи независимости Каталонии. Испанская Конституция не предусматривает права регионов на отделение и определяет государственное устройство как унитарное. Реагируя на акт каталонского парламента о провозглашении независимости, правительство М. Рахоя (Народная партия) ввело в Каталонии прямое правление. Избегая ареста по обвинению в мятеже, беспорядках и злоупотреблении государственными средствами (расходы на подготовку референдума), К. Пучдемон и часть его министров эмигрировали в Бельгию. Однако после внеочередных выборов в парламент Каталонии (21 декабря 2017 г.) сепаратисты опять-таки получили большинство мест и восстановили требование о проведении референдума по вопросу о провозглашении независимости.
Анализ деятельности каталонского сепаратистского движения свидетельствует об уходе его лидеров от прагматических требований. Для оптимальной реализации первоначальных целей национального движения его лидеры должны тяготеть к возобновлению переговоров о расширении автономии, что позволило бы совместить обеспечения потребностей местного сообщества в социокультурной сфере с расширением финансовых полномочий, на манер немецкой практики фиксированных отчислений доли ВВП на общенациональные нужды. В то же время бескомпромиссность лидеров националистических партий в значительной мере объяснялась отказом от переговоров со стороны правительства испанской Народной партии, лидеры которой на протяжении длительного периода пренебрегали возможностями конструктивного диалога с руководством и лидерами автономии в том числе и тогда, когда требования националистов еще не получили непримиримого характера [2].
Целесообразно отметить, что несмотря на максималистский характер выдвинутых его лидерами требований, политическое движение за суверенизацию от Испании остается сугубо ненасильственным политико-культурным и социальным феноменом. С точки зрения целей каталонского сепаратизма, самоопределение Каталонии как отдельной и уникальной нации выступает как догматический политико-идеологический приоритет. Лидеров движения за отделение не останавливает даже осознание таких очевидных фактов, как неизбежность существенных экономических потерь из-за осложнения отношений с ЕС (прямая угроза прекращения пребывания в едином экономическом пространстве ЕС в случае провозглашения независимого государства) и переноса штаб-квартир промышленных и торговых компаний в Мадрид и других регионов Испании. Лидеры каталонских партий, отстаивающих идею независимости Каталонии, пытаются игнорировать
бегство капитала из региона, продолжается. Ведь в целом отток капитала наряду с нежеланием значительной части населения Каталонии поддерживать отделения от Испании загоняют проблему в тупик.
В случае с Каталонией европейские политические институты оказались в сложной ситуации, будучи вынуждены реагировать как на попытки свободного волеизъявления населения региона, так и на меры правительства Испании, который защищал право государства на сохранение территориальной целостности в соответствии с четко очерченных требований Конституции. С одной стороны, право на самоопределение закреплено в Уставе ООН. С другой стороны, в конституциях большинства многосложных государств оно или отсутствует, или ограничено необходимостью согласия правительства и большинства населения всего государства, воплощенного в решениях ее парламента и или общенационального референдума.
Иначе говоря, в государстве федеративного или квазифедеративного типа отделения возможно, если местные власти договорится с общенациональным правительством и парламентом о проведении референдума о независимости одной из провинций или автономных областей, и эти результаты будут соответствующим образом подтверждены и признаны. Такой характер имели референдумы о статусе Квебека (1995 г.) и независимость Шотландии (2014 г.), ведь в обоих случаях по вопросам организации референдума было достигнуто взаимного согласия и в обоих случаях сепаратистам не хватило голосов в поддержку отделения.
Если представить себе ситуацию, что правительства Каталонии раньше или позже удалось провести полноценный референдум и защититься от репрессий со стороны испанских властей через массовую кампанию гражданского неповиновения, новое независимое государство все равно бы постигли значительные трудности, такие как исключение из общего европейского экономического простора и еврозоны, дипломатическая изоляция и даже деформация структуры торговых связей. Независимость требовала создания собственной финансовой системы и внедрения собственной валюты. При этом Мадрид, чтобы предотвратить попытки отделения других территорий, наверное, удался бы санкции и наложения вето на вступление Каталонии в ЕС.
На экспертном уровне высказываются предположения, что в отношении умеренная тактика каталонских сепаратистов в значительной мере обусловлена опасениями, что радикальный сопротивление центральной власти избавит их сочувствие со стороны европейского общественного мнения. Отметим, что применение силовых методов испанской полиции против сторонников каталонского референдума осенью 2017 г. вызвало даже определенные симпатии к участникам сепаратистского движения даже при отсутствии однозначной поддержки в пользу отделения со стороны большинства населения Каталонии [3].
В общем современный европейский политический сепаратизм выступает как сторонник идей европейского федерализма. Его идеологи и активисты надеются на то, что усиление политической интеграции в ЕС позволит ослабить звено государственного управления на уровне национальных государств-членов, или же откроет путь к постепенной суверенизации автономных регионов в рамках европейского интеграционного проекта. Поскольку поддержка тех или иных партий на выборах в органы власти автономных регионов зависит от уровня популярности их идей и лозунгов, программа независимости неизбежно приобретает признаки сложного полит-технологического проекта, включая пропагандой защиты прав и достоинства негосударственной нации, апеллированием к историческому наследию и традициям, представительными оптимистичными расчетами и проектами экономического характера и тому подобное.
В программах современных европейских партий сепаратистской направленности в Каталонии, Стране Басков, Шотландии, Фландрии, «Падании» (Северная Италия) центральным пунктом выступает создание нового независимого государства в составе ЕС. Однако несмотря на то, что современные европейские сепаратисты выступают более последовательными сторонниками европейского проекта, чем правительства значительной части нынешних государств-членов, европейские институты не признают за ними права на самоопределение без
согласия общенациональных правительств и не поощряют к отделению даже в условиях достижения такого согласия. Впрочем, в перспективе определенным вызовом для Европейского Совета и Европейской Комиссии может стать провозглашение независимости Шотландии, если большинство ее населения окажется не довольно результатам договоренностей, регулирующих условия выхода Соединенного Королевства из состава ЕС.
Список используемой литературы
1. Волкова Г. И. Каталонский национализм и проблемы территориальной целостности Испании / Сравнительная политика. - 2019. - № 2 (23). - с. 85-95.
2. Тамарович Ю. А. Движение за независимость: причины и предпосылки сепаратизма / Известия Иркутск государственного университета. - 2019. - № 2 (11). - с. 148-156.
3. Червинка И. М. Перспективы реализации мирного подхода к получению независимости / Вестник. -Серия международные отношения. - 2018. - № 32. - с. 121-127.