5.
Лащенко Н.С. К вопросу о разработке концепции развития сельского туризма (агротуризма) в российской провинции: экономический, социальный и социокультурный аспекты. Папирян Г.А. Маркетинг в туризме. М.: Финансы и статистика, 2016. 158 с.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В КБР
Балатокова М.Х.
Балатокова Марина Хачимовна - студент, кафедра экономики и менеджмента в туризме, Институт экономики и менеджмента в туризме Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик
Аннотация: в этой статье рассматриваются достопримечательности Кабардино-Балкарии, различные пути привлечения туристов и увеличения трудоспособности населения. Ключевые слова: гостиницы, альплагеря, рекреационный комплекс, этнографический маршрут.
Кабардино-Балкария является как всероссийским, так и международным местом отдыха. Здесь действуют туристические базы, альплагеря и комфортабельные гостиницы. Горнолыжные трассы, по многим параметрам даже превосходят трассы Западной Европы, которые известны во всем мире. Минеральные источники и уникальные природные условия способствуют выдвижению рекреационного комплекса на первое место. Так, например, существуют центры лечения астматических заболеваний в горах [1].
Туризм становится важным фактором развития общества. Страны Ближнего Востока на сегодняшний день, их государство стало уделять большое внимание и усилия для развития туризма. Для развития туризма в КБР необходимо создать динамические планы, чтобы достичь высокого развития туризма, так как в КБР имеются специфические основы для организации тур. бизнеса. И самыми основными элементами этого плана являются - расширить и повысить качество предлагаемой рекламы для иностранных туристов, то есть готовить рекламный продукт на языках тех государств, откуда идет основной поток туристов [3].
Республика должна взять под контроль практически все аспекты туристического бизнеса и периодически инвестировать данную сферу, поскольку политическая ситуация достаточно нестабильна следует страховать туристический бизнес и позволять работникам в данной области разрабатывать проекты, позволяющие развивать бизнес как на уровне крупных туроператоров, так и на уровне малого частного предпринимательства.
Для развития туризма необходима поддержка государства и других организаций, работающих в этой сфере.
Особенностью туризма в КБР является то, что он больше ориентирован на индивидуальные туры, чем на какие-то массовые поездки (так как не существует достаточного спроса). Поэтому программа пребывания разрабатывается индивидуально для каждой небольшой группы посетителей, что влечет за собой дополнительные затраты, а значит и повышение цены на туристский продукт со всеми вытекающими последствиями. Это обстоятельство является своеобразным тормозом развития въездного и внутреннего туризма в КБР. Кроме того, существует целый ряд проблем, с которыми сталкиваются как сами туристы, так и туристские организации, негативно отражающиеся на развитии вышеупомянутых видов туризма [2].
Одной из проблем является то, что не только иностранные граждане, но и жители РФ плохо информированы о республике, вследствие этого, нет никакого интереса, посетить ее. Скупые сведения, проникающие о республике посредством СМИ и Интернета, в лучшем случае нейтрально равнодушны, в худшем - эмоционально отрицательны. Развитие въездного и внутреннего туризма должно и может разрушить сложившиеся стереотипы в отношении республики.
Честно говоря, жители республики и сами практически ничего о ней не знают, в то время как она терпеливо ждет, когда ее откроет не кто-либо, а именно местные жители. Действительно, трудно найти хорошие справочники и путеводители, карты, фотоальбомы и тому подобную литературу, тем более на иностранных языках.
Негативным является и то, что недостаточно активное участие принимается в международных выставках и ярмарках, посвященных туризму, а если республика и участвует, то представляемые стенды скромны и малопривлекательны. Как известно участие в
международных выставках и ярмарках содействует продвижению туристского продукта и привлечению туристов, что очень важно для республики.
В КБР немало востребованных достопримечательностей, но привлечению туристов препятствует неразвитая инфраструктура. Оставляет желать лучшего качество дорог, на очень низком уровне организован сервис для владельцев автомобилей.
Актуальным сегодня для правовой поддержки сельского туризма является формирование организационно-хозяйственного механизма его функционирования и государственной поддержки в решении таких вопросов:
1) принятие нормативных документов, которые будут регулировать деятельность разных форм сельского туризма;
2) осуществление мероприятий по поддержке и продвижению сельского туризма на внутреннем и международном туристическом рынке;
3) обеспечение организационной и материальной поддержки со стороны государства нового вида услуг на селе — сельского туризма и агротуризма.
Необходимо лучшее освоение зон Приэльбрусья и зоны рекреации, таких как Чегемские водопады, Голубые озера, Долина Нарзанов, Верхняя Балкария, Верхний Чегем.
Министерство курортов и туризма Кабардино-Балкарской республики должно сосредоточить свои усилия на том, чтобы создать современный конкурентоспособный туристический продукт, который будет привлекать ежегодно в Кабардино-Балкарию сотни тысяч туристов [4].
Перспективным направлением является разработка и внедрение этнографических маршрутов, которая нацелена на ознакомление с историей республики, традициями горских народов и казачества.
Государство должно в большей степени развивать инфраструктуру, содержа при этом места общего пользования, например водогрязелечебница. На данный момент участие бизнеса в развитии тур. комплекса не является эффективным. Понадобятся немалые средства для обновления материально-технической и лечебно-диагностической базы, и приведения сервиса на уровень международных стандартов. Это более 100 млн долларов, так как в бюджете таких средств нет, приходится привлекать инвесторов.
Одно из важнейших условий реализации стратегии - формирование нового имиджа Кабардино-Балкарской республики как успешно развивающегося, надежного и безопасного для продвижения и отдыха региона России.
Сфера туризма должна стать более доходной отраслью экономики Кабардино-Балкарии. Туризм по доходности сравним с нефтедобычей: «При наличии конкурентных преимуществ, которыми располагает Кабардино-Балкария благодаря своим уникальным природным ресурсам, географическому положению и климатическим условиям, туристско-рекреационный комплекс должен стать точкой роста ее экономики. Развитие этой отрасли «потянет» за собой и другие, в том числе сельское хозяйство, промышленность».
Таким образом, проблем еще много, для их решения нужно разработать концепцию развития туристско-рекреационного комплекса, учитывающую каждое уникальное место на карте республики.
Из сказанного можно сделать заключение о том, что Кабардино-Балкария имеет всю специфику для становления туризма как одного из самых важнейших институтов в современной жизни и в будущем. И её важной особенностью являются усилия по привлечению других видов услуг к увеличению роботы в сфере туризма как, например: гостиницы, рестораны, транспорт и т.д.
Список литературы
1. Уланов В.П. Северный Кавказ в пространстве русского дискурса. Махачкала, 2015.
2. Экотуризм на пути в Россию. Редакторы-составители: Е.Ю. Ледовских, Н.В. Моралева,
З. Дроздов. Тула: Гриф и Ке, 2012. 284 с.
3. Экономика современного туризма: Рыночное регулирование. Основы управления и
маркетинг. Бухгалтерский учет и налогообложение. Под ред. Карповой Г.А. М. СП-б., 2016.
310 с.
4. Рамблер. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //www.rambler.ru/ (дата обращения:
04.03.2017).