Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
27
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕЛЬСКИЕ / МНОГОЦЕЛЕВЫЕ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ковалева Ирина Валериевна, Кучеренко Татьяна Викторовна

В статье рассматриваются приоритетные направления развития трансграничных территорий Алтайского края в условиях реализации производственной концепции территориальной локализации. Перспективное развитие локально-производственной специализации приграничных территорий базируется на теории межгосударственного партнерства. Отмечается, что важнейшими вопросами становятся сокращение различий между муниципальными образованиями, увеличение экспорта продуктов и услуг, ритмичное развитие специализированных рынков приграничных территорий. Перспективным направлением развития трансграничных сельских территорий региона с аграрным направлением развития экономики является трансграничная производственная кооперация. Образование трансграничных кооперативов позволит всем вовлеченным регионам иметь конкурентные преимущества. Присутствие таких объединений рассматривается как база для оптимизации комплексного применения и использования направлений трансграничного сотрудничества. Применение данного концептуального подхода будет способствовать интернационализации экономического сотрудничества. Делается вывод, что для обеспечения логистических процессов на территории приграничной зоны целесообразно создание оптимальных каналов сбыта: создание специализированного комплекса - центра многоцелевого назначения (ЦМН), который рассматривается в контексте интегрированной логистики по оказанию услуг различного уровня бизнес-сообществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ковалева Ирина Валериевна, Кучеренко Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS OF THE REGION IN THE CONTEXT OF CROSS-BORDER INDUSTRIAL COOPERATION

The article examines the priority directions of the development of the transboundary territories of the Altai Territory in the context of the implementation of the production concept of territorial localization. The prospective development of local production specialization of border areas is based on the theory of interstate partnership. It is noted that the most important issues are the reduction of differences between municipalities, an increase in the export of products and services, the rhythmic development of specialized markets in border areas. A promising direction for the development of cross-border rural areas of the region with an agrarian direction of economic development is cross-border industrial cooperation. The formation of cross-border cooperatives will allow all the regions involved to have competitive advantages. The presence of such associations is considered as a basis for optimizing the integrated application and use of areas of cross-border cooperation. The application of this conceptual approach will contribute to the internationalization of economic cooperation. It is concluded that in order to ensure logistics processes on the territory of the border zone, it is advisable to create optimal sales channels: the creation of a specialized complex - a multipurpose center (CMN), which is considered in the context of integrated logistics for the provision of services of various levels to the business community.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_3_2_20 УДК 336

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ

Ковалева Ирина Валериевна,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры управления, Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул, Россия, e-mail: irakovaleva20051@rambler.ru

Кучеренко Татьяна Викторовна,

заведующий отделом дополнительного образования, Алтайский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Барнаул, Россия, e-mail: irakovaleva20051@rambler.ru

В статье рассматриваются приоритетные направления развития трансграничных территорий Алтайского края в условиях реализации производственной концепции территориальной локализации. Перспективное развитие локально-производственной специализации приграничных территорий базируется на теории межгосударственного партнерства. Отмечается, что важнейшими вопросами становятся сокращение различий между муниципальными образованиями, увеличение экспорта продуктов и услуг, ритмичное развитие специализированных рынков приграничных территорий. Перспективным направлением развития трансграничных сельских территорий региона с аграрным направлением развития экономики является трансграничная производственная кооперация. Образование трансграничных кооперативов позволит всем вовлеченным регионам иметь конкурентные преимущества. Присутствие таких объединений рассматривается как база для оптимизации комплексного применения и использования направлений трансграничного сотрудничества. Применение данного концептуального подхода будет способствовать интернационализации экономического сотрудничества. Делается вывод, что для обеспечения логистических процессов на территории приграничной зоны целесообразно создание оптимальных каналов сбыта: создание специализированного комплекса - центра многоцелевого назначения (ЦМН), который рассматривается в контексте интегрированной логистики по оказанию услуг различного уровня бизнес-сообществу.

Ключевые слова: территория; специализация; сельские; многоцелевые; логистический комплекс; перспективы.

UDC 336

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS OF THE REGION IN THE CONTEXT OF CROSS-BORDER INDUSTRIAL COOPERATION

Kovaleva Irina Valerievna,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Management, Altai State Agrarian University, Barnaul, Russia, e-mail: irakovaleva20051@rambler.ru

Kucherenko Tatiana Viktorovna,

Head of the Department of Continuing Education, Altai Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Barnaul, Russia, e-mail: irakovaleva20051@rambler.ru

The article examines the priority directions of the development of the transboundary territories of the Altai Territory in the context of the implementation of the production concept of territorial localization. The prospective development of local production specialization of border areas is based on the theory of interstate partnership. It is noted that the most important issues are the reduction of differences between municipalities, an increase in the export of products and services, the rhythmic development of specialized markets in border areas. A promising direction for the development of cross-border rural areas of the region with an agrarian direction of economic development is cross-border industrial cooperation. The formation of cross-border cooperatives will allow all the regions involved to have competitive advantages. The presence of such associations is considered as a basis for optimizing the integrated application and use of areas of cross-border cooperation. The application of this conceptual approach will contribute to the internationalization of economic cooperation. It is concluded that in order to ensure logistics processes on the territory of the border zone, it is advisable to create optimal sales channels: the creation of a specialized complex - a multipurpose center (CMN), which is considered in the context of integrated logistics for the provision of services of various levels to the business community.

Keywords: territory; specialization; rural; multipurpose; logistics complex; perspectives.

Трансграничные территории играют важную роль в социально-экономическом развитии региона.

Логическая схема развития специализации приграничных территорий предполагает определенный алгоритм оптимизации перспектив развития местных рынков как составляющих элементов территории с учетом Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 г. [6]

Использование концептуальных решений в развитии локально-производственной специализации приграничных локальных территорий реализовывается поэтапно (рис. 1).

Вначале целесообразно выделить качественные и количественные показатели сельскохозяйственной и промышленной специализации территории с учетом объема продукции

с применением элементов системного анализа определения потенциальной емкости потребностей стран Ближнего зарубежья.

Второй этап предполагает территориальное зонирование с элементами географического сегментирования на основе специализированных локальных рынков.

Третий и четвертый уровни включают разработку рынков сбыта, производственной диверсификации, реконструкцию элементов инфраструктуры, которые специализируются на сельском хозяйстве.

Пятой и шестой уровни предполагают формирование объемов валового продукта.

Заключительный этап формирует производственную программу продукции (услуг) с учетом локально-производственной специализации приграничных территорий [3; 1].

Рисунок 1 - Алгоритм совершенствования локально-производственной специализации

в приграничных территориях [2; 1]

Основные направления по усовершенствованию сельскохозяйственной и производственной специализации в приграничной зоне представлены на рис. 2.

Стратегические направления развития трансграничных территорий

Рисунок 2 - Основные принципы развития сельскохозяйственной и производственной специализации в приграничной зоне [1]

Для обеспечения логистических процессов при условии усовершенствования

муниципальные органы власти

экономическии институт

сельскохозяйственной и производственной специализации на территории приграничной зоны необходимо создание каналов сбыта. «Центр многоцелевого назначения (ЦМН) - ресурсно-логистический комплекс, оказывающий услуги по управлению и транспортировке ресурсов организации от производителя до конечного потребителя с минимальными расходами. Стратегической задачей ЦМН станет развитие локально-производственной специализации, а также создание условий для эффективного их функционирования» [1; 3]. Особенностью работы центра является осуществление взаимодействия с местными или региональными органами власти [4].

«Безусловно, важным фактором в реализации ЦМН являются инициативы бизнес-структур и поддержка муниципальных властей. Партнерство в данном направлении станет уникальным, способствующим одновременному развитию как локальных территорий, так и специализированных рынков» [4]. «Государственно-частное партнерство (далее ГЧП), муниципально-частное партнерство (далее МЧП) - это договор на определенный период времени, на условиях объединения ресурсов с учетом разделения рисков между органами власти и бизнес-структур, основанное на соглашении о ГЧП, соглашении о МЧП» [10].

Предлагаемый концептуальный подход применения элементов муниципально-част-ного партнерства представлен на рис. 3.

оизнес - структуры

1 1

да нет

политический институт г да 1 1 нет

идеологический институт I да I нет

информационный

институт да нет

оощественныи институт

да

и воспитательный да нет

институт

Создание МЧП в

приграничных да

территориях

Рисунок 3 - Блок-схема создания муниципально-частного партнерства в приграничных территориях [4]

ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

«В обозначенном контексте интеграция будет осуществляться на основе соглашения о МЧП. Обоснованием применения указанного соглашения является то, что объединение ресурсов и распределение рисков будет осуществляться на муниципальном уровне. Стоит заметить, что контроль и координация со стороны государственных органов власти необходима. Это позволит муниципальным органам власти выполнять функцию не только аккумулирования ресурсов, но и создания условий для развития бизнеса, функционирующего в рамках локально-производствен-

ной специализации. Муниципальные органы власти в данном случае выступают посредником в предоставлении ресурсов, которые создают существенные условия для развития бизнеса» [4].

Центр позволит сократить посреднические звенья всех уровней, в том числе и мелких посредников по всем сельскохозяйственным и производственным специализациям. Центр многоцелевого назначения будет функционировать на принципах муниципально-част-ного партнерства (рис. 4).

Бизнес-сообщество

Государственные структуры

Рисунок 4 - Схема муниципально-частного партнерства территориального уровня [4; 3]

Таким образом, регион располагает перспективными направлениями для развития локально-производственной специализации приграничных территорий. Формирование, функционирование рынков определяется объемом спроса и сбыта продукции (услуг) и заключается в поиске баланса между этими величинами. Ориентированность Алтайского края на несырьевой неэнергетический экспорт обусловливает необходимость поиска выгодных международных отношений. По нашему мнению, логичнее и экономичнее приграничным территориям Алтайского края развивать взаимодействие с сопредельными странами, чем с другими дальними районами и центром региона (рис. 5).

Взаимодействие приграничных районов создает «...условия для укрепления инфраструктурного, социально-демографического и экономического развития территории края. Эти принципы взаимодействия позволят региону улучшить интеграции и

взаимосвязи между локальным территориями» [1].

Экономика Алтайского края формируется в условиях несырьевой неэнергетической экспортной ориентации региона. Поэтому в показатель насыщения рынков, специализирующихся на промышленности и сельском хозяйстве, необходимо включить удовлетворение потребностей зарубежных потребителей. Этот показатель будет основываться на реализации сельскохозяйственной и промышленной продукции, включающей в себя предоставление ассортиментного ряда и качественной продукции от региональных товаропроизводителей к зарубежным потребителям.

По нашему мнению, в экономической структуре региона потенциальная емкость рынка будет зависеть от объема экспорта и возможностей рынков, которые специализируются на промышленности и сельском хозяйстве. Планируемый объем экспорта

Новосибирская область

Хабары -Л Ве

рутиха П^крушиу, Камень.на! ТСует!

Кемеровская область

п

фТюме

Ф£ П0 Б город ■ ?2 ФТаоун Блап

авьялое

' «

знс

Тальме1-

^ГМ!

авлои^ =еб^ихаУ\^алмаИка|

¡аринск

(ытмаНово 1овт?371тайЬк ф Гф фКосиЬ > Т°С 1аул Д^дьфШа«

' ФЦелинн

VI

ТоНчи* Эманр^э длейрк

Быст(5

Зшнальнве

Солтон

эолчиха

Родино

нйвочияа ф,Хе?ь-ЧарЦ|шскМП|%:та,1

ьМихаило^ское / 11оНрщлих:

фНовеегюрье_____

Р1 Ы 3 ф Красно шоково фСолрнешно!

^ ку\я Чарыикжое

ииск ¡ойенойе

фКрас^о горское ¿овйтское

'павттоесК

Ь Ф . таискии

Угловскзе ф

01

КАЗАХСТАН

А1

С1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Горняк

С2 " Р2

I

С

фЗмеинй/фск №. пеип

Республика Алтай

Рисунок 5 - Взаимодействие приграничных территорий региона [4]

к 2035 г., по нашим расчетам, составит -1497343,0 тыс. долл. США [5; 9]. В стоимостном выражении прирост на рынке производства продукции составит 20 332 т. (табл. 1).

Реализация обозначенной цели заключалась в постановке обоснованных задач, основанных на новых принципах размещения локальных территорий по региону:

- симметричное распределение экономической активности на каждой локальной территории, увеличение видов труда и количества рабочих мест и повышение доступа к услугам социальной сферы. Указанные мероприятия позволят снизить неравномерность развития локальных территорий в социальном и экономическом уровне;

- образование зон экономического роста по двум ведущим отраслям края (промышленность и агропромышленный комплекс), расположенных на территории объединенных муниципальных районов;

- формирование центров экономического роста, размещенных на территории крупных городов Алтайского края. Такое размещение позволит создать опорные территорий роста экономики и улучшить качества жизни населения;

- переориентация моногородов Алтайского края;

- улучшение качества инженерного и транспортного обустройства территорий края [3; 10]

Таблица 1 - Прогноз объема производства продукции в экономической структуре с учетом роста экспорта из Алтайского края [7; 9]

Показатели 2018 фактически 2035 прогноз Отклонение

произведено в том числе реализовано на экспорт Произведено в том числе реализовано на экспорт

Объем переработки и консервирования рыбы, тонн 10649 589,5 10651,3 591,8 +2,3

Объем производства растительных и животных масел,тонн 239904 25233,4 241242,6 26572 +1338,6

Объем производства продуктов мукомольной и крупяной промышленности, тонн 1535582 82145,7 172573,1 101136,8 +18991,1

В странах с перспективными направле- будет составлять 682 256,5 тыс. долл. США ниями экспортируемой продукции и опти- (расчеты на основе [5; 9]) (рис. 6) мальной логистической доступностью объем

Рисунок 6 - Структура экспорта Алтайского края (проект 2035 г.) [4; 7; 8]

Низкие уровни прироста по сельскохозяйственной и производственной специализации зарубежных стран, с одной стороны, и большие объемы запасов сырья, с другой, вызывают объективную необходимость в обосновании оптимальности перерабатывающих мощностей. В экономико-математической модели был обоснован сценарий использования производственных мощностей с ориентацией на ресурсное обеспечение и

Таким образом, как показывают наши исследования, экономика Алтайского края и стран-экспортеров с логистической доступностью дифференцирована по ряду признаков. Это требует обоснования потребности

экономическую структуру региона, с учетом регионального размещения рынков и особенностей их функционирования, а также специфических особенностей развития региона. Для удовлетворения потребностей зарубежных потребителей из стран-экспортеров с логистической доступностью без учета потребностей жителей Алтайского края следует обеспечить 220350,6 тыс. долл. США продукции на экспорт до 2035 г. (табл. 2).

в сырье для производства основных видов продукции сельского хозяйства и определения оптимального производства продукции в сельскохозяйственной и производственной специализации.

Таблица 2 - Потребность стран-экспортеров с логистической доступностью, тыс. долл. США [3; 7; 8]

Показатели Несырьевые неэнергетические товары Сырье Несырьевые энергетические товары

Узбекистан 31665,2 105,1 130,8

Туркменистан 1680,0 6,5 0,0

Таджикистан 7492,7 201,1 93,5

Казахстан 129582,7 14466,8 25691,7

Афганистан 9234,5

Итог 179655,1 14779,5 25916,0

Всего 220350,6

Список литературы _

1. Ковалева, И. В. Оценка принципов формирования локальных территорий региона / И. В. Ковалева, Т. В. Кучеренко // Modern economy success. - 2019. - № 3. - С. 104-109.

2. Ковалева, И. В. Теоретико-методологический подход к формированию локальных рынков сельских территорий как основополагающей характеристики развития агроориентированного региона / И. В. Ковалева, Т. В. Кучеренко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 4, т. 1-3. - С. 173-177.

3. Ковалева, И. В. Условия развития локальных территорий: теоретический аспект / И. В. Ковалева, Т. В. Кучеренко // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. - 2019. - Вып. 2. - С. 30-36.

4. Кучеренко, Т. В. Муниципально-частное партнерство как условие устойчивого развития локальных территорий и рынков / Т. В. Кучеренко // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 8 (109).

5. Официальный сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания. - URL: http://www.akzs.ru/ (дата обращения: 24.01.2021).

6. Официальный сайт министерства экономического развития Алтайского края. - URL: http://econom22.ru/ (дата обращения: 24.07.2021).

7. Официальный сайт Сибирского таможенного управления. - URL: http://stu.customs.ru/ (дата обращения: 24.01.2021).

8. Официальный сайт Статкомитета СНГ - URL: www.cisstat.com (дата обращения 15.01.2020).

9. Официальный сайт управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. - URL: https://akstat.gks.ru/ (дата обращения: 24.01.2021).

10. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

References _

1. Kovaleva I.V., Kucherenko T.V. Assessment of the principles of formation of local territories of the region, Modern economy success, 2019, no. 3, pp. 104-109.

2. Kovaleva I.V., Kucherenko T.V. Theoretical and methodological approach to the formation of local markets in rural areas as a fundamental characteristic of the development of an agro-oriented region, International Journal of the Humanities and Natural Sciences, 2019, no. 4, vol. 1-3, pp. 173-177.

3. Kovaleva I.V., Kucherenko, T.V. Conditions for the development of local territories: theoretical aspect, Socioeconomic and humanitarian journal of Krasnoyarsk GAU", issue 2, Krasnoyarsk 2019, pp. 30-36.

4. Kucherenko T.V. Municipal-private partnership as a condition for sustainable development of local territories and markets, Economics and Entrepreneurship, 2019, no. 8 (109).

5. Official site of the Altai Regional Legislative Assembly: electron. text. data. Access mode: http://www.akzs.ru/ (date of access: 01.24.2021).

6. Official site of the Ministry of Economic Development of the Altai Territory: electron. text. data. Access mode: http:// econom22.ru/ (date of access: 24.07.2021).

7. Official website of the Siberian Customs Administration: electron. text. data. Access mode: http://stu.customs.ru/ (date of access: 01.24.2021).

8. Official site of the CIS Statistical Committee: electron. text. data. Access mode: www.cisstat.com (date of access 15.01.2020).

9. Official site of the Office of the Federal State Statistics Service for the Altai Territory and the Altai Republic: electron. text. data. Access mode: https://akstat.gks.ru/ (date of access: 01.24.2021).

10. Federal Law on Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation of 13.07.2015 N 224-FZ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.