Научная статья на тему 'Перспективы развития самостоятельной работы студентов в контексте интеграции технологий искусственного интеллекта в иноязычное образование'

Перспективы развития самостоятельной работы студентов в контексте интеграции технологий искусственного интеллекта в иноязычное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Rhema. Рема
Область наук
Ключевые слова
искусственный интеллект / самостоятельное обучение студентов / иностранный язык в вузе / осведомленность студентов о искусственном интеллекте / artificial intelligence / independent learning of students / foreign language at university / student awareness of artificial intelligence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авраменко Анна Петровна, Буланова Екатерина Робертовна

В современном образовании происходят заметные изменения по мере внедрения искусственного интеллекта в процессы обучения. Исследование, представленное в этой статье, направлено на анализ восприятия и использования искусственного интеллекта студентами и преподавателями высших учебных заведений. С помощью опросов мы выяснили, как студенты оценивают свой уровень пользования искусственного интеллекта, а также как они определяют его роль в изучении иностранных языков. Результаты исследования дают более глубокое представление о том, воспринимается ли искусственный интеллект как инструмент для самостоятельного обучения и в какой степени у опрашиваемых есть готовность использовать его для решения своих образовательных задач. В качестве направления для дальнейшего исследования мы видим разработку модели интеграции искусственного интеллекта в самостоятельную работу студентов языкового вуза для формирования индивидуальной образовательной траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авраменко Анна Петровна, Буланова Екатерина Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of student self-study in the context of integrating artificial intelligence technologies into foreign language education

Modern education is undergoing significant changes as artificial intelligence (AI) is introduced into learning processes. The scientific research presented in this article aims to analyze the perception and use of AI by higher education students. Using surveys, we found out how students assess the level of use of AI and its role in learning foreign languages. The study results provide greater insight into whether students perceive AI as a tool for self-directed learning and the extent to which they are willing to use it to solve educational problems. This research has important implications for the development of educational strategies that promote better integration of AI into educational processes and meet the needs of students. As further research, we are going to work out and pilot a model of AI integration into teaching foreign languages to create personal learning path.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития самостоятельной работы студентов в контексте интеграции технологий искусственного интеллекта в иноязычное образование»

Методика

УДК 004.9+378.147.88/.881.111.1 DOI: 10.31862/2500-2953-2024-1-79-91

А.П. Авраменко1, Е.Р. Буланова2

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 119991 г. Москва, Российская Федерация

2 Независимый исследователь,

129090 г. Москва, Российская Федерация

Перспективы развития самостоятельной работы студентов в контексте интеграции технологий искусственного интеллекта в иноязычное образование

В современном образовании происходят заметные изменения по мере внедрения искусственного интеллекта в процессы обучения. Исследование, представленное в этой статье, направлено на анализ восприятия и использования искусственного интеллекта студентами и преподавателями высших учебных заведений. С помощью опросов мы выяснили, как студенты оценивают свой уровень пользования искусственного интеллекта, а также как они определяют его роль в изучении иностранных языков. Результаты исследования дают более глубокое представление о том, воспринимается ли искусственный интеллект как инструмент для самостоятельного обучения и в какой степени у опрашиваемых есть готовность использовать его для решения своих образовательных задач. В качестве направления для дальнейшего исследования мы видим разработку модели интеграции искусственного интеллекта в самостоятельную работу студентов языкового вуза для формирования индивидуальной образовательной траектории.

© Авраменко А.П., Буланова Е.Р., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Ключевые слова: искусственный интеллект, самостоятельное обучение студентов, иностранный язык в вузе, осведомленность студентов о искусственном интеллекте

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Авраменко А.П., Буланова Е.Р. Перспективы развития самостоятельной работы студентов в контексте интеграции технологий искусственного интеллекта в иноязычное образование // Рема. Rhema. 2024. № 1. С. 79-91. DOI: 10.31862/2500-2953-2024-1-79-91

DOI: 10.31862/2500-2953-2024-1-79-91

A. Avramenko, E. Bulanova

1 Lomonosov Moscow State University, Moscow, 119991, Russian Federation

2 Independent researcher, Moscow, 129090, Russian Federation

Prospects for the development of student self-study in the context of integrating artificial intelligence technologies into foreign language education

Modern education is undergoing significant changes as artificial intelligence (AI) is introduced into learning processes. The scientific research presented in this article aims to analyze the perception and use of AI by higher education students. Using surveys, we found out how students assess the level of use of AI and its role in learning foreign languages. The study results provide greater insight into whether students perceive AI as a tool for self-directed learning and the extent to which they are willing to use it to solve educational problems. This research has important implications for ! the development of educational strategies that promote better integration o of AI into educational processes and meet the needs of students. As further 2 research, we are going to work out and pilot a model of AI integration into

1 teaching foreign languages to create personal learning path.

Key words: artificial intelligence, independent learning of students, foreign language at university, student awareness of artificial intelligence

FOR CITATION: Avramenko A. Bulanova E. Prospects for the development of student self-study in the context of integrating artificial intelligence technologies into foreign language education. Rhema. 2024. No. 1. Pp.79-91. (In Rus.) DOI: 10.31862/2500-2953-2024-1-79-91

Введение

В России в XXI в. произошли существенные изменения, привлекшие внимание педагогов к гуманистическому подходу в сфере образования. В результате возникли различные концепции и модели личностно-ори-ентированного образования. Они уделяют особое внимание субъектному опыту учащихся и использованию современных технологий в обучении [Якиманская, 2010, с. 19-29].

Процесс гуманизации учебного процесса и фокус на целостной личности также остаются весьма актуальными в контексте профессионального образования. Этот подход предусматривает изучение индивидуального развития человека на протяжении всего жизненного пути и представляет собой важный методологический аспект для профессионального образования в сфере иностранных языков [Болотский, 2016, с. 824-827].

Самостоятельное обучение играет важную роль в развитии творческих способностей и повышении способности самостоятельно искать и анализировать информацию. Оно не только способствует уверенности в своих силах учащихся, но и развивает проактивное мышление, побуждая студентов брать ответственность за свое образование. Студенты не только учатся работать с большим объемом информации, но также улучшают свои исследовательские навыки, что способствует развитию критического мышления и интеллектуальному росту.

Помимо важности самостоятельного обучения, интеграция искусственного интеллекта в образование в настоящее время представляет собой особую актуальность. В сфере обучения иностранным языкам искусственный интеллект дополняет традиционные методы, что способствует творческому росту как преподавателей, так и студентов. С помощью искусственного интеллекта преподаватели могут обеспечить пер- Ц сонализированный опыт учащихся, открывать новые возможности для ° динамичного и увлекательного обучения языку с помощью создания ^ инклюзивной и адаптивной образовательной среды.

Теоретические основы исследования

Сегодняшние педагогические парадигмы акцентируют внимание на значимости самостоятельной работы студентов. Преподаватели вынуждены уделять особое внимание развитию у студентов навыков самостоятельной работы, что становится неотъемлемой частью обучения [Белякова, Кожушкова, 2017, с. 86-88]. Однако организация этого процесса зависит от множества факторов.

Организационные аспекты, такие как доступность учебных материалов и литературы, а также учебно-лабораторной базы, играют ключевую роль в формировании самостоятельной работы студентов. Эти факторы определяют успешность учебного процесса и влияют на разнообразие возможностей для саморазвития обучающихся. Методические аспекты также имеют большое значение в организации самостоятельной работы студентов.

Эффективная самостоятельная работа студентов зависит от различных организационных и методических условий. К организационным факторам относятся распределение времени, наличие доступа к учебной литературе и использование учебно-лабораторных ресурсов. Методические факторы включают планирование заданий, обучение эффективным методам работы с материалами, разработку индивидуализированных стратегий обучения и управление самостоятельной работой студентов [Солдатов, Солдатова, 2022, с. 101-114]. Это становится важным моментом для студентов в образовательном процессе, т.к. ведущая роль самостоятельной работы в обучении иностранным языкам помогает им активно участвовать в формировании собственного образовательного опыта и развитии навыков критического мышления.

Самостоятельность (автономия) студента в освоении коммуникации на иностранном языке определяется его личной независимостью и ответственностью за постановку целей. Самостоятельная работа студента представляет собой образовательную и познавательную деятельность, которая проявляет его или ее независимость и творческий подход. Цель этой деятельности заключается в развитии и улучшении знаний, навыков и умений в изучении иностранного языка. Она может осуществляться как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, по инициативе студента. Включение студентов в самостоятельную работу в контексте изучения иностранного языка стимулирует их активное участие в процессе обучения и способствует более глубоко-Ц му усвоению языковых навыков и знаний.

о На сегодняшний день существует несколько классификаций само-

^ стоятельной работы в зависимости от фундаментальных характеристик.

1 Давайте кратко рассмотрим наиболее распространенные из них.

По времени выполнения:

1) краткосрочная самостоятельная работа (выполняется непосредственно в аудитории или в процессе подготовки к занятиям и оценивается по текущему или промежуточному контролю);

2) долгосрочная самостоятельная работа (связана с самостоятельным поиском и активной деятельностью студентов, требует более продолжительной подготовки (например, проектная деятельность) и может включать промежуточную и итоговую оценку) [Svirepchuk, 2021, р. 65-69].

По организации действий студентов:

1) индивидуальная работа (самостоятельные действия каждого студента);

2) фронтальная работа (совместные действия всех учащихся в группе под контролем преподавателя);

3) групповая работа (студенты работают в парах или в группах по 3-6 человек) [Чередов, 1997, с. 77].

В зависимости от степени участия преподавателя:

1) лично контролируется учителем;

2) косвенно контролируется учителем (с использованием инструкций, правил и т.д.);

3) не контролируется учителем (по инициативе самих студентов). По месту выполнения:

1) во время аудиторных занятий:

- студенты выполняют стандартные задания из учебника, которые являются обязательными; результаты этих заданий обсуждаются на уроке с преподавателем или проверяются по ключам, и при необходимости преподаватель корректирует этот вид самостоятельной работы;

- определенные задания предлагаются только конкретным студентам, не всей группе; отчет передается преподавателю лично в специально назначенное время; данный вид индивидуальной работы направлен на заполнение личных знаний и навыков;

- студенты самостоятельно усваивают новый материал, для этого преподаватель создает специальные методические задачи, которые требуют активной самостоятельной работы и занимают много времени; например, одним из эффективных методов активизации навыков коммуникации является прослушивание аудиоматериалов и их запись без просмотра текста, многократное прослушивание помогает запоми- Ц нать важные слова и фразы, развивать навыки аудирования и исполь- о зовать идиомы и грамматические конструкции [Аракелова, Багиян, ^

2019, с. 134-140];

2) вне учебного заведения:

- работа по индивидуальному плану; преподаватель предоставляет студентам рекомендации относительно объема материала, который следует освоить в определенный период времени, и помогает им создать индивидуальный график работы, что позволяет студентам работать с материалом на разных уровнях интенсивности в зависимости от своих интересов и способностей;

- работа по собственной инициативе с учетом своих интересов и предпочтений; после этой работы студенты могут провести рефлексию и оценить свой успех, а также определить, как они могут дополнить свои знания и использовать их в различных контекстах, таких как написание докладов, участие в конференциях и дискуссиях; способствует развитию таких качеств, как креативность, целеустремленность и инициативность ^у^Ьюпко, ТхшЬ^а, 2019, р. 89-94; Дубских, 2020, с. 40-43]. Персональные характеристики студентов, такие как усидчивость,

организованность, интерес и желание осваивать иностранный язык, играют важную роль при планировании самостоятельной работы. Уделяя этим аспектам первостепенное внимание, необходимо организовать учебный материал таким образом, чтобы пробудить интерес студентов и стимулировать их желание заниматься языком самостоятельно. Эффективное обучение иностранному языку требует не только работы преподавателя и аудиторных занятий, но также организации самостоятельного обучения и развития у студентов навыков владения языком вне аудитории учебного заведения.

Междисциплинарность является важной образовательной тенденцией, способствующей преодолению постоянно сужающейся специализации современного знания и его фрагментации. Она также подразумевает развитие самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности, формирование метапредметных компетенций, включая личностные, дискурсивные, лингвориторические и профессиональные навыки [Митусова, 2010]. Эти компетенции становятся основой для решения задач как в учебной среде, так и в реальной жизни [Назаренко, 2018]. Важно отметить, что междисциплинарный подход не только обогащает обучение английскому языку, но также способствует углубленному пониманию и изучению искусственного интеллекта, что сегодня является особенно актуальным.

™ Методы исследования

х

о В контексте междисциплинарного подхода в 2022-2023 гг. нами

^ были проведены опросы среди преподавателей иностранных языков

1(192 участника) и студентов разных специальностей (198 респондентов)

российских вузов касательно использования ими технологий искусственного интеллекта в профессиональной и учебной деятельности. Исследование проводилось посредством опроса, проведенного в формах Google. Опрос включал 11 вопросов, затрагивающих ключевые аспекты, связанные с уровнем образования участников и их взглядами на использование искусственного интеллекта в обучении. Первоначальный набор вопросов охватывал демографические детали, такие как принадлежность к университету и факультету, год обучения и академический уровень. Участников также спрашивали об их знакомстве с искусственным интеллектом, частоте и уровне его использования, а также о том, использовали ли они инструменты искусственного интеллекта для изучения иностранных языков. Была собрана дополнительная информация о предполагаемой полезности искусственного интеллекта в изучении языка, убеждениях участников о его потенциальных преимуществах для студентов, их готовности включить искусственный интеллект в свое обучение и количестве времени, затрачиваемого на самообразование в неделю.

Кроме того, опрос включал три вопроса, в которых участники оценивали свое согласие по шкале от 1 до 5. Данные вопросы были направлены на оценку предполагаемого воздействия сервисов искусственного интеллекта, включая их вклад в лучшее понимание материала и повышение эффективности процессов поиска информации.

Целью опроса стало выявление различных точек зрения на использование искусственного интеллекта в образовании, сбор данных как от студентов, так и от преподавателей для дальнейшего обсуждения вопросов интеграции технологий искусственного интеллекта в учебную среду.

Результаты исследования

Поскольку в настоящее время представляется более уместной интеграция больших языковых моделей в курсы по дисциплине «Практика иностранного языка» при самостоятельной работе студентов, то мы начали анкету для студентов с вопроса о количестве времени, выделяемого ими на самостоятельное изучение иностранных языков. Согласно результатам, более 90% студентов российских вузов (в том числе нелингвистических специальностей) отводят от 1 часа времени на самостоятельную работу еженедельно; причем более половины опрашиваемых тратят в среднем более трех часов в неделю на изучение иностранных языков i (от 1 до 3 часов - 32%; от 3 до 5 часов - 19%; более 5 часов - 29%). о

Однако для нас оказался достаточно неожиданным тот факт, что ^ на конец 2023 г. только 44% студентов имели опыт применения

технологий искусственного интеллекта в изучении иностранных языков. Более того, 20% респондентов отметили, что вообще никогда не тестировали искусственный интеллект. Можно предположить, что данные ответы в основном касаются ChatGPT, т.к. из всех подобных приложений именно о нем слышали 94% участников опроса. 2/3 студентов оценивают свой уровень владения технологиями искусственного интеллекта как начальный. Тем не менее, 90% обучающихся вузов хотят освоить его инструменты для решения профессиональных и учебных задач, в том числе 3/4 опрошенных считают, что внедрение искусственного интеллекта в учебный процесс может быть полезным для поиска информации, обеспечения обратной связи и т.д.

Несмотря на то, что 93% преподавателей не рассматривают вероятность замены педагога чат-ботом, 2/3 коллег поддерживают идею интеграции чат-ботов в обучение. С появлением ChatGPT обе тенденции только усилились в связи, с одной стороны, с ограничениями даже одной из самых совершенных больших языковых моделей, с другой -с растущим интересом общества к инструментам обработки и генерации речи. Это подтверждается фактом постепенного признания программ машинного перевода профессиональным сообществом переводчиков чуть ранее (так, более 90% профессиональных переводчиков на сегодняшний день говорят о трансформации профессии в сторону пред-и пост-редактирования текстов нехудожественного жанра для электронного перевода [Авраменко, 2022]).

Нельзя не отметить достаточно низкий уровень владения средствами автоматизированного лингвистического анализа: только 34% педагогов имеют опыт исследовательской работы на базе электронных лингвистических корпусов. Данное положение подтверждает необходимость развития во всех участниках учебного процесса метапредметных навыков в условиях междисциплинарности.

Обсуждение

В последние годы искусственный интеллект стал перспективным инструментом в образовании, предлагая возможности улучшить учебный процесс, оптимизировать административные процессы и предоставить персонализированную поддержку студентам. Приведем результаты трех зарубежных исследований о восприятии искусственного интеллек-

1 та в образовательном секторе для сравнения с данными нашего опроса.

° Первое исследование, проведенное компанией Imagine Learning, пред-

2 ставляет собой опрос педагогов начальной и средней школы с целью

1 оценки их взглядов на использование генеративного искусственного

интеллекта. Результаты показали оптимизм среди респондентов относительно его потенциала сделать образование более доступным, однако многие педагоги выразили чувство неподготовленности к полноценной интеграции искусственного интеллекта в свои классы. Были высказаны опасения относительно этических аспектов и потенциальных негативных последствий для навыков самостоятельной работы учащихся1.

Второе исследование было проведено компанией Ellucian, которые провели опрос в июле-августе 2023 г. среди национальной выборки, состоящей из 1140 руководителей высших учебных заведений (всего в исследовании принимали участие 768 учреждений). Несмотря на признанные преимущества искусственного интеллекта, исследование выявило разрыв между его предполагаемой распространенностью и фактическим использованием отдельными людьми. Было выявлено препятствие в виде опасений по поводу безопасности данных, а также необходимости определенных программ обучения по использованию искусственного интеллекта. Также исследование показало, что около 1/3 исследуемых преподавателей никогда не использовали искусственный интеллект в профессиональных целях. Половина респондентов считает, что искусственный интеллект улучшит студенческий опыт: он сможет поддерживать учащихся на протяжении всего обучения, а также улучшит их успеваемость. Чуть меньше половины респондентов (48%) заявили, что им только предстоит использовать искусственный интеллект в личных и профессиональных целях2.

Третье исследование было проведено IDP в рамках опроса Emerging Futures 4. Исследовались мнения международных студентов по поводу использования искусственного интеллекта при планировании обучения за рубежом. Примерно половина опрошенных говорят, что они использовали или планируют использовать инструменты искусственного интеллекта, которые помогут им выбрать программу и вуз для обучения за границей. Однако значительная часть с осторожностью относится к его повсеместному использованию, особенно при выборе высшего учебного заведения3.

1 Kuykendall K. Survey: Educators see AI as a Beacon for more accessible education. The Journal. 2023, November 01. URL: https://thejournal.com/articles/2023/11/01/survey-educators-see-ai-as-a-beacon-for-more-accessible-education.aspx (access date: 12.12.2023).

2 New Survey: More than 70% of higher education administrators have a favorable view of AI despite low adoption to date. PR Newswire. 2023, October 10. URL: https://www.prnewswire. ro com/news-releases/new-survey-more-than-70-of-higher-education-administrators-have-a- H favorable-view-of-ai-despite-low-adoption-to-date-301952883.html (access date: 12.12.2023). ^

3 Survey reveals students' views on AI in study, search, and admissions. ICEF Monitor. 2023, <d November 29. URL: https://monitor.icef.com/2023/11/survey-reveals-students-views-on-ai-in-study-search-and-admissions/ (access date: 12.12.2023).

Несмотря на различия в выборках и методологиях, все опросы и их выводы схожи между собой по некоторым позициям, что справедливо и для нашего исследования, проведенного в отечественных вузах. К подобным положениям можно отнести опасения респондентов в отношении готовности использования новых технологий, а также этические вопросы, связанные с использованием искусственного интеллекта в образовательных учреждениях. Кроме того, все исследования подчеркивают важность устранения разрыва между предполагаемой распространенностью искусственного интеллекта и фактическим использованием этих технологий в образовательных целях. Также подчеркивается необходимость разработки индивидуализированных программ обучения, руководств по использованию для обеспечения ответственного и эффективного внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс.

Выводы

Результаты проведенных опросов студентов и преподавателей вузов России позволяют сделать несколько ключевых выводов. Во-первых, студенты выделяют значительное время для самостоятельного изучения иностранных языков, что предполагает потенциальную возможность интеграции современных технологий, таких как чат-боты или большие языковые модели, в учебный процесс для улучшения их эффективности. Для более детального понимания студентами данного вопроса нами был разработан межфакультетский курс «Большие языковые модели в гуманитарных исследованиях» (2023), в котором уделяется особое внимание использованию искусственного интеллекта в самостоятельном обучении.

Во-вторых, несмотря на активный интерес студентов к изучению искусственного интеллекта, только небольшая часть из них имела практический опыт применения таких технологий для изучения иностранных языков. Это указывает на необходимость расширения осведомленности студентов о его возможностях в контексте образования. В связи с этим нами были дополнены программы лекционных курсов «Компьютерные технологии в лингвистическом исследовании» и «Цифровой дискурс в поликультурном пространстве» интерактивными практическими заданиями для упрощения студентам вхождения в тему искусственного интеллекта в самостоятельном обучении.

В-третьих, высокий процент студентов, оценивающих свой уровень Ц владения технологиями искусственного интеллекта как начальный, о говорит о потребности в дальнейшем обучении и поддержке студентов ^ в освоении этих инструментов для решения профессиональных и обра-

1зовательных задач.

Четвертый вывод связан с трансформацией информационно-коммуникационного компонента профессиональной компетенции преподавателей. Лишь небольшая доля опрошенных имеет опыт исследовательской работы с использованием технологий искусственного интеллекта, что подчеркивает важность развития метапредмет-ных навыков у преподавателей и студентов для успешной интеграции современных технологий в образовательный процесс. Курс по выбору «Основы обработки естественного языка технологиями искусственного интеллекта» (при поддержке Фонда «Интеллект», 2023) помогает студентам углубиться в практические задачи по изучению искусственного интеллекта для усовершенствования навыков работы и использования более сложных инструментов в самостоятельном обучении.

Таким образом, ключевым условием успешной интеграции искусственного интеллекта нам представляется решение проблемы осведомленности и подготовки как студентов, так и преподавателей к использованию новых технологий в образовательных и профессиональных целях.

Три вышеупомянутых курса представляют собой разный уровень погружения в тему от глубокого в курсе по выбору для бакалавров лингвистического профиля к более общим межфакультетскому курсу для гуманитарных специальностей и соответствующим модулям читаемых нами лекционных курсов в магистратуре. Для более глубокого изучения темы в магистратуре разработан учебный план междисциплинарной магистерской программы «Искусственный интеллект для анализа текстов и генерации речи» (разработана при поддержке Программы развития МГУ). Направлением для дальнейшего исследования представляется разработка комплексной модели интеграции технологий генеративного искусственного интеллекта в курсы «Практики иностранного языка» программ бакалавриата и магистратуры.

Библиографический список / References

Авраменко А.П. Искусственный интеллект в преподавании иностранных языков. М., 2022. [Avramenko A.P. Iskusstvenniy intellekt v prepodovanii inostrannich yazikov [Artificial intelligence in teaching foreign languages]. Moscow, 2022.]

Аракелова, Багиян, 2019 - Аракелова А.Р., Багиян А.Ю. Особенности использования аутентичных материалов в преподавании иностранного языка и формировании профессиональной идентичности студентов // Профессиональные вопросы лингвистики и методики. 2019. No. 12. С. 134-140. [Arakelova A.R., Bagiyan A.Yu. Features of the use of authentic materials in teaching a foreign language and the formation of professional identity of students. Professionalnye 2 voprosy lingvistiki i metodiki. 2019. No. 12. Pp. 134-140. (In Rus.)] i

Белякова, Кожушкова, 2019 - Белякова И.В., Кожушкова Н.В. Самостоя- £ тельная работа как ведущая форма организации учебно-познавательной дея- 2 тельности учащихся на уроке // Научные труды SWorld. 2017. Т. 6. No. 1.

С. 86-88. [Belyakova I.V., Kozhushkova N.V. Independent work as the leading form of organizing educational and cognitive activities of students in the classroom. Nauchnye trudy SWorld. 2017. Vol. 6. No. 1. Pp. 86-88. (In Rus.)]

Болотский, 2016 - Болотский А.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. 2016. No. 12. С. 824-827. [Bolotskiy A.A. Formation of cognitive independence of students as a psychological and pedagogical problem. Molodoy uchenyy. 2016. No. 12. Pp. 824-827. (In Rus.)]

Дубских, 2020 - Дубских А.И. Некоторые аспекты самостоятельной работы в различных формах обучения // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. 2020. № 3. С. 40-43. [Dubskikh A.I. Some aspects of independent work in various forms of training. Organizatsiya samostoyatelnoi raboty studentov po inostrannym yazykam. 2020. No. 3. Pp. 40-43. (In Rus.)]

Митусова, 2010 - Митусова О.А. Инновационный подход к языковому образованию будущего специалиста // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2010. № 2. С. 164-171. [Mitusova O.A. Innovative approach to language education of a future specialist. Izvestiya Yuzhnogo federalnogo universiteta. Filologicheskie nauki. 2010. No. 2. Pp. 164-171. (In Rus.)]

Назаренко, 2018 - Назаренко А.Л. Метапредметные компетенции и «перевернутый класс»: один из вариантов решения задач, поставленных ФГОС? (Опыт применения технологии в курсе «ИКТ в лингводидактике») // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 2. С. 119-127. [Nazarenko A.L. Meta-subject competencies and the "flipped classroom": One of the options for solving the problems set by the Federal State Educational Standard? (Experience of using technology in the course "ICT in linguodidactics"). Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19: Lingvistika i mezhkulturnaya kommunikatsiya. 2018. No. 2. Pp. 119-127. (In Rus.)]

Солдатов, Солдатова, 2022 - Солдатов Б.Г., Солдатова Н.В. Обучение иностранному языку: самостоятельная работа как форма организации познавательной деятельности студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 1. С. 101-114. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-101-114. [Soldatov B.G., Soldatova N.V. Foreign language teaching: Independent work as a form of organizing students' cognitive activity. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2022. No. 1. Pp. 101-114. (In Rus.)]

Сысоев, 2023а - Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 9-33. [Sysoev P.V. Artificial intelligence in education: Awareness, readiness, and practice of applying by instructors of higher school of artificial intelligence technologies in professional го activity. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2023. Vol. 32. No. 10. Pp. 9-33. (In Rus.)] x Сысоев, 2023б - Сысоев П.В. Технологии искусственного интеллекта в обуче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о нии иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 6-16. [Sysoev P.V. Artificial intelligence technologies in foreign language education.

N Inostrannye yazyki v shkole. 2023. No. 3. Pp. 6-16. (In Rus.)]

Чередов, 1997 - Чередов И.М. Процесс обучения: методы, формы: учебное пособие. Омск, 1997. [Cheredov I.M. Protsess obucheniya: metody, formy [The learning process: Methods, forms]. Textbook. Omsk, 1997.]

Якиманская, 2010 - Якиманская И.С. Изучение личности ученика в образовательном процессе // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Т. 3. No. 1. С. 19-29. [Yakimanskaya I.S. Study of the student's personality in the educational process. Teoreticheskaya i eksperimentalnaya psikhologiya. 2010. Vol. 3. No. 1. Pp. 19-29. (In Rus.)]

Lyashenko, Trushkova, 2019 - Lyashenko M.S., Trushkova D.E. Using social networking for independent students' activity in English learning. Organizatsiya samostoyatelnoi raboty studentov po inostrannym yazykam. 2019. No. 2. Pp. 89-94.

Svirepchuk, 2021 - Svirepchuk I.A. Independent work as a form of foreign language teaching. Aktualnye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. 2021. No. 4-7 (72). Pp. 65-69.]

Статья поступила в редакцию 16.01.2024 The article was received on 16.01.2024

Сведения об авторах / About the authors

Авраменко Анна Петровна - кандидат педагогических наук; доцент кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Anna P. Avramenko - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department of Theory of Teaching Foreign Languages of the Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0009-0009-3004-2192 E-mail: avram4ik@gmail.com

Буланова Екатерина Робертовна - магистр лингвистики; независимый исследователь, г. Москва, Российская Федерация

Ekaterina R. Bulanova - MA in Linguistics; independent researcher, Moscow, Russian Federation

E-mail: perfectissima@gmail.com

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи All authors have read and approved the final manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.