Научная статья на тему 'Перспективы развития рынка соков и сокосодержащих напитков в России'

Перспективы развития рынка соков и сокосодержащих напитков в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1410
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК СОКОВ И СОКОСОДЕРЖАЩИХ НАПИТКОВ / ОБЪЕМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ / THE MARKET OF JUICES AND JUICE DRINKS / CONSUMPTION PER CAPITA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева А. А., Зырянова А. А.

Исследован рынок соков и сокосодержащих напитков в России. В качестве главного пути развития рынка соков предложена его консолидация и совершенствование региональных рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Киселева А. А., Зырянова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE OUTLOOK JUICES AND JUICE DRINKS IN RUSSIA

The market of juices and juice Russia was investigated. As the main road of the juice market offered its consolidation and improvement of the regional markets were proposed.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития рынка соков и сокосодержащих напитков в России»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 339.133.017

А.А. Киселева

старший преподаватель, кафедра маркетинга, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»

А.А. Зырянова

студент, специальность «Коммерция (торговое дело)», ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА СОКОВ И СОКОСОДЕРЖАЩИХ НАПИТКОВ В РОССИИ

Аннотация. Исследован рынок соков и сокосодержащих напитков в России. В качестве главного пути развития рынка соков предложена его консолидация и совершенствование региональных рынков.

Ключевые слова: рынок соков и сокосодержащих напитков, объемы потребления на душу населения.

A.A. Kiseleva, Perm State National Research University

A.A. Ziryanova, Perm State Agricultural Academy

FUTURE OUTLOOK JUICES AND JUICE DRINKS IN RUSSIA

Abstract. The market of juices and juice Russia was investigated. As the main road of the juice market offered its consolidation and improvement of the regional markets were proposed.

Key words: the market of juices and juice drinks, the consumption per capita.

На российском рынке безалкогольных напитков, сок находится на третьем месте по объемам потребления после сладких газированных напитков, практически наравне с бутилированной водой. Эксперты отмечают, что российский рынок соков, также, как и другие отрасли экономики, находится под влиянием различных социально-экономических показателей, в том числе уровня инфляции и доходов населения, на развитие отрасли влияет ситуация на рынках сырья и упаковки [1, 2].

В структуре рынка различают несколько категорий продуктов (рис. 1): соки прямого отжима; соки восстановленные; нектары; сокосодержащие напитки, в т.ч. морсы.

В начале 2000-х годов уровень потребления соков на душу населения оставался низким и составлял всего 5 л на человека в среднем по России и около 10 л по Москве. Большая часть соковой продукции потреблялась в крупных городах - Москве и Санкт-Петербурге. К 2003 году показатели потребления по Москве выросли до 20 л /чел. в год, по Санкт-Петербургу - до 15 литров. В среднем по стране, за период 2002-2009 гг. потребление соков на душу населения увеличилось с 10 до 16 литров, по Москве - до 25 литров на человека в год. В 2011 году показатель средне-

60

№ 5 (21) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

душевого потребления соков по стране составил, по разным оценкам, 20-21 л /чел. в год. В Москве эта цифра достигла уровня 37 л (в то время как в регионах средний объем потребления составляет лишь 12 л в год). Таким образом, в России потребление соков на душу населения увеличилось с 5 литров в 2000 году до 21 литра в 2011 году. В Москве этот показатель вырос с 10 до 37 литров. (рис. 2)

Однако российский уровень среднедушевого потребления соков еще далек от показателей ведущих стран (Германии, Великобритании, США), которые составляют 40-50 л на человека в год.

2.1 21 21 20 20

2000 2001 2002 2003 2004 200^ 20о6 200^ 20оЗ 200£ 2010 2011

Рисунок 2 - Потребление на душу населения, Россия, л /чел. 2000-2011 годы

Источник: Позняковский В.М. Рынок соков: современное состояние, тенденции развития / В.М. Позняковский, Д.С. Сяглов, Т.Ф. Киселева // Пиво и напитки. - 2009. - № 6

Объем рынка в стоимостном выражении в 2010 году составил 116,8 млрд рублей, что на 6% больше, чем в 2009 году. Стоимостной объем продаж соков и нектаров растет темпами, намного опережающими темпы роста рынка в натуральном выражении. Опережение обусловлено ростом цены на соковую продукцию: с 2006 по 2010 гг. средняя цена 1 литра сока/нектара выросла на 35,3% - с 35,2 до 47,6 рублей (рис. 3).

Одной из основных тенденций развития рынка соков является его консолидация. Если в 1996 году на рынке можно было насчитать более 200 марок соковой продукции, то сейчас на рынке присутствует лишь около 100 - в масштабах всей страны эта цифра не столь велика.

№ 5 (21) - 2013

61

Проблемы экономики и менеджмента

В настоящее время в России сформировалась мощная национальная соковая промышленность. На сегодняшний день на рынке соковой продукции доминируют 4 компании: «Лебедянский» и «Вимм-Биль-Данн», принадлежащие компании PepsiCo, «Мултон» и «Нидан», принадлежащие компании Coca-Cola.

Рынок безалкогольных напитков России - один из наиболее консолидированных в стране. Суммарная доля двух крупнейших игроков в 2011 году превысила 70% в натуральном выражении (рис. 4).

Таким образом, основой дальнейшего развития рынка соков в России является сосредоточение и перемещение потенциала рынка из российских мегаполисов в регионы, где культура потребления соков еще не настолько развита.

жКиЗ :лк'ч 2duj; июб шхУ? декЯ шлй шлг

Рисунок 3 - Объем рынка в стоимостном выражении, Россия,

2003-2011 гг., млрд руб. [3]

Исходя из структуры потребления соков и сокосодержащих напитков можно также предположить, что будет развиваться низко ценовой сегмент рынка, то есть сегменты сокосодержащих напитков и нектаров.

Список литературы:

1. Позняковский В.М. Рынок соков: современное состояние, тенденции развития / В.М. Позняковский, Д.С. Сяглов, Т.Ф. Киселева // Пиво и напитки. - 2009. - № 6.

2. Пьянкова К.В. Маркетинговые исследования рынков продовольственных товаров / К.В. Пьянкова // Маркетинг. - М., 2010. - № 2.

3. Выявление латентных знаний потребителей как основа маркетинговых исследований рынка продовольствия / Пьянкова К. [и др.] // Предпринимательство. - 2009. -№ 7. - С. 115-120.

62

№ 5 (21) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

4. Пьянкова К.В. Методы и инструменты прогнозирования специализации сельскохозяйственного производства на агропродовольственном рынке региона / К.В. Пьянкова, Е.А. Ясырева // В мире научных открытий. - 2011. - Т. 15, № 3. - С. 193-197.

List of references:

1. Poznyakovsky V.M. The juice market: current state and trends / V.M. Poznyakovsky, D.S. Syaglov, T.F. Kiselev // Beer and napitki. - 2009. - № 6.

2. Pyankova K.V. Marketing research in food / K.V. Pyankova // Marketing. - Moscow, 2010. - № 2.

3. Identification of latent consumer knowledge as a basis for market research food / K.V. Pyankova [et al.] // Entrepreneurship. - 2009. - № 7. - P. 115-120.

4. Pyankova K.V. Methods and tools for forecasting agricultural specialization proizaodstva on agrofood market in the region / K.V. Pyankova, E.A. Yasyreva // In the world of scientific discovery. - 2011. - Т. 15, № 3. - P. 193-197.

№ 5 (21) - 2013

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.