Научная статья на тему 'Перспективы развития рынка информационных технологий в России'

Перспективы развития рынка информационных технологий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2332
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОПАРКИ / РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ / ОФФШОРНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ. / TECHNOLOGY PARKS / IT MARKET / COMPUTER AND INFORMATION SERVICES / SOFTWARE / TELECOMMUNICATIONS CHANNELS / OFFSHORE PROGRAMMING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махортов Е. Г.

По уровню конкурентоспособности отрасли информационных технологий на мировом рынке Россия сегодня входит в число 50 стран-лидеров, считаясь одним из перспективных рынков данного вида технологий в странахВосточной Европы. Основными конкурентными преимуществами России на рассматриваемом рынке являются значительное количество научно-исследовательского персонала в отрасли и хороший уровень развития образовательной системы в данной сфере, развитие сети технопарковых структур и расширение деятельности национальных отраслевых объединений, содействующих как развитию внутреннего рынка, так и поддержке экспорта;близость деловых культур России и стран Западной Европы и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF IT MARKET IN RUSSIA

On the level of IT competitiveness on the global market, Russia is among the first 50 leading countries, and considered as one of the most promising markets of this type of technology in the countries of Eastern Europe. The key competitive advantages of Russia on the market in question are a substantial number of research personnel in the industry and a good level of development of the educational system in this area, developing a network of techno-park structures and the expansion of national industry associations that promote both the development of the domestic market and export support, close business cultures of Russia and countries of Western Europe and the U.S.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития рынка информационных технологий в России»

♦

удк 004:002 е.Г. Махортов

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ

По уровню конкурентоспособности отрасли информационных технологий на мировом рынке Россия сегодня входит в число 50 стран-лидеров, считаясь одним из перспективных рынков данного вида технологий в странах Восточной Европы. Основными конкурентными преимуществами России на рассматриваемом рынке являются значительное количество научно-исследовательского персонала в отрасли и хороший уровень развития образовательной системы в данной сфере, развитие сети технопарковых структур и расширение деятельности национальных отраслевых объединений, содействующих как развитию внутреннего рынка, так и поддержке экспорта; близость деловых культур России и стран Западной Европы и США.

Ключевые слова: технопарки, рынок информационных технологий, компьютерные и информационные услуги, программное обеспечение, телекоммуникационные каналы, оффшорное программирование.

E.G. Makhortov

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF IT MARKET IN RUSSIA

On the level of IT competitiveness on the global market, Russia is among the first 50 leading countries, and considered as one of the most promising markets of this type of technology in the countries of Eastern Europe. The key competitive advantages of Russia on the market in question are a substantial number of research personnel in the industry and a good level of development of the educational system in this area, developing a network of techno-park structures and the expansion of national industry associations that promote both the development of the domestic market and export support, close business cultures of Russia and countries of Western Europe and the U.S.

The key words: technology parks, IT market, computer and information services, software, telecommunications channels, offshore programming.

В ближайшие годы направление и динамика развития рынка информационных технологий будут в первую очередь определяться темпами экономического роста в стране, государственной политикой, ориентированной на стимулирование производства данного вида технологий, а также стратегиями зарубежных ТНК на всех трех основных товарных сегментах рынка. По оценкам Министерства информационных технологий и связи России, в 2010 г объем российского рынка информационных технологий составил около 1 трлн руб., при этом 318 млрд руб. будет составлять экспорт [4].

Государственные меры поддержки отрасли реализуются в основном посредством формирования сети технопарков и снижения уровня налогообложении компаний. Строительство инфраструктуры технопарков в России планируется осуществлять по отраслевому признаку преимущественно вблизи крупных научных и высших учебных заведений. В качестве регионов для их размещения выбраны Московская, Новосибирская, Нижегородская, Калужская, Тюменская области, Республика Татарстан и Санкт-Петербург В 2007 г затраты федерального бюджета на реализацию данного проекта составили 2 млрд руб. Согласно прогнозам Министерства информационных технологий и связи России, в 2011 г 7 первых технопарков произведут продукцию на сумму около 117 млрд руб. [3]. Другой проблемой российского рынка является высокий уровень налогообложения компаний отрасли, что значительно повышает уровень себестоимости создания продукции в таких сегментах рынка, как программное обеспечение и компьютерные и информационные услуги, где основные затраты приходятся на оплату труда сотрудников компаний.

Реализация стратегии зарубежных ТНК, ориентированных на завоевание большей доли российского рын-

ка информационных технологий, а также сохранение «доступа» к высококвалифицированной рабочей силе, будет, с одной стороны, определять уровень качества предлагаемой продукции на рынке, а с другой - побуждать российские компании повышать уровень зарплаты и компенсаций сотрудникам в целях сохранения их на предприятиях.

Согласно аналитическому отчету, подготовленному в 2007 г Некоммерческим Партнерством «РУССОФТ», компании-экспортеры информационных технологий, работающие в первую очередь в области создания программного обеспечения и оказания компьютерных и информационных услуг, сконцентрированы преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Такая тенденция объясняется высоким уровнем развития инфраструктуры (как телекоммуникационной, так и транспортной), что делает данный регион привлекательным и доступным для зарубежных компаний-заказчиков. Такая степень концентрации в указанных регионах компаний, ориентированных на экспорт, привела в возникновению серьезного дефицита кадров и, соответственно, росту заработной платы в отрасли. Ряд компаний в сложившихся условиях предпринимает усилия по открытию филиальной сети в регионах и странах СНГ, но доля их сравнительно невысока - около 20%. При определении региона открытия филиала основное внимание уделяется наличию профильного высшего учебного заведения. Создание филиалов в государствах ближнего зарубежья, в первую очередь Украине и Белоруссии, позволяет решить сразу две проблемы - снизить темпы роста заработной платы и сгладить дефицит квалифицированной рабочей силы. Ряд компаний, экспортирующих компьютерные и информационные услуги в страны СНГ в рамках филиальной сети, осуществляет

не только поставку товаров и услуг информационных технологий, но и параллельно создает локальные центры разработки программного обеспечения.

Таким образом, в странах ближнего зарубежья при создании сети филиалов компании-экспортеры преследуют преимущественно цели облегчения доступа к трудовым ресурсам. Что же касается стран дальнего зарубежья, то здесь главным побудительным мотивом выступает получение доступа на рынки сбыта продукции. Наибольшая часть зарубежных представительств российских компаний отрасли информационных технологий находится в США, Канаде и странах ЕС, преимущественно в Великобритании, Германии и Северной Европе. Большинство российских компаний-экспортеров размещают свои головные офисы в Москве или Санкт-Петербурге, активно работают с потребителями как на внутреннем, так и на внешнем рынке, создавая для этих целей независимые подразделения. Но есть и исключения - компании, которые размещают головные офисы вне территории страны. Одним из таких примеров может служить компания «Parallels», штаб-квартира которой находится в Вашингтоне. Она получает 40 - 50% всех доходов от продаж узкоспециализированного программного обеспечения для автоматизации хостинга и создания технологий виртуализации серверов в Северной Америке [7, с. 48].

При этом необходимо отметить, что, несмотря на то что по уровню развития рынка информационных технологий Россия уступает развитым странам мира, российские компании-экспортеры в последние 5 лет стабильно являются участниками различных рейтингов, входя в число первых 100 в мире.

Одним из основных средств повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке информационных технологий является создание современной нормативно-правовой базы регулирования рынка информационных технологий. Основным направлением на пути реализации данной задачи является совершенствование механизмов защиты интеллектуальной собственности в налоговом, таможенном законодательстве и законодательстве об экспортном контроле.

Важной проблемой, которая должна быть рассмотрена перед принятием условий Соглашения по информационным технологиям, является возможность сокращения поступления средств от таможенных платежей в бюджет. Однако опыт снятия таможенных пошлин в странах, подписавших Соглашение, показывает, что это компенсируется увеличением налоговых поступлений от развития рынка информационных технологий.

В отличие от существующей в мире практики специального стимулирования международной торговли товарами и услугами на рынке информационных технологий, в Российской Федерации не предусмотрено никаких преференций для внешнеэкономической деятельности на данном рынке. Более того, в отношении ввоза и вывоза ряда товаров предусмотрены специальные процедуры получения разрешений. Это также препятствует повышению капитализации российских компаний.

Общей проблемой получения достоверной и комплексной статистической информации по внешнеэкономической деятельности, связанной с информационными технологиями, является отсутствие соответствующей структурированной группы в Товарной номенклатуре

внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), что затрудняет сбор и анализ данных при исследовании конъюнктуры данного рынка.

Серьезным препятствием для развития рынка программного обеспечения является установленное действующим законодательством требование получить разрешения на вывоз коммерческого программного обеспечения от Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД) при Министерстве юстиции РФ.

Такое оформление требуется только при проведении экспортных операций, однако не является реально действующим механизмом при существующей возможности отправки программного обеспечения по телекоммуникационным каналам.

С другой стороны, в практике работы компаний, производящих программное обеспечение по заказам иностранных компаний, оно направляется заказчику по телекоммуникационным каналам, а затем для «юридического оформления факта вывоза» программного обеспечения записывается на материальный носитель (например, компакт-диск) и физически переправляется через таможенную границу Российской Федерации. Данная процедура имеет смысл в связи с предусмотренной ст 98 Таможенного кодекса Российской Федерации нормой, согласно которой экспортируемые товары освобождаются от налогов либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, так как п. 2 ст. 151 Налогового кодекса предусматривает отмену уплаты НДС при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации. Предприниматели, для которых издержки по проведению описанной процедуры превышают разумные пределы, предпочитают отправлять готовый исходный код программы по электронной почте, применяя различные «черные» схемы расчетов с заказчиком, что, во-первых, приводит к уходу «в тень» от контроля налоговых органов как фирм, занимающихся оффшорным программированием, так и разработчиков программного обеспечения, что ведет к недополучению бюджетных средств государством и ставит этих предпринимателей за грань закона.

Возможным решением данной проблемы является отмена таможенных пошлин на программное обеспечение, что представляется оправданным шагом, так как отечественная и зарубежная практика показывает, что в существующих условиях минимального легального экспорта программного обеспечения государство не может рассчитывать на получение таможенных бюджетных средств напрямую в виде таможенных сборов, однако это будет способствовать как легализации бизнеса, связанного с «оффшорным программированием», так и поступлениям в бюджет налогов, являющимся его косвенным следствием.

Другим механизмом государственного регулирования рынка информационных технологий является лицензирование деятельности фирм, которое, по мнению экспертов, несмотря на существенные изменения в законодательстве за последние несколько лет, замедляет развитие рынка информационных технологий, поскольку ограничивает рост иностранных инвестиций в отрасль и усложняет процесс выхода на рынок новых

участников. В ходе лицензирования участники рынка несут определенные издержки на соблюдение требований, являющихся условием присутствия на рынке, издержки на коммуникацию с лицензирующим органом, наконец, издержки на получение лицензий.

Анализируя вопросы лицензирования, необходимо отдельно рассмотреть деятельность, связанную с защитой государственной тайны в сфере информационных технологий. Согласно Федеральному закону «О государственной тайне» допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также проведением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Международный опыт свидетельствует о том, что государственное участие в административном регулировании рынков телекоммуникационных и информационных технологий, по сути, сохранилось только в сфере телекоммуникаций, в иных же сферах (таких как сертификация программ, баз данных, средств шифрования) государство не осуществляет активного вмешательства в виде административного регулирования, и все процедуры контроля (такие как контроль качества) являются добровольными. В то же время в Российской Федерации есть целый пласт проблем в сертификации средств шифрования, средств защиты информации, которые с позиций международного опыта могут восприниматься как неординарные.

Законодательство Российской Федерации в области защиты интеллектуальной собственности состоит из Конституции РФ (ст. 44), международных соглашений, в которых участвует Россия, федеральных законов, среди которых можно выделить Федеральный закон от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», Федеральный закон от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Уголовного кодекса Российской Федерации и др. Но основная проблема заключается в их правоприменении и связана не только с конечными пользователями (физическими лицами), но и с корпоративными заказчиками. Можно выделить два основных типа нарушений, допускаемых корпоративными пользователями. Во-первых, полное нелицензионное использование. Это означает, что у организации нет ни одного законно приобретенного экземпляра данного вида программного обеспечения. Второй тип нарушений - выход за пределы условий использования конкретного экземпляра программы, установленных правообладателем. Здесь наиболее типичный случай - использование программного обеспечения на большем количестве компьютеров, чем это разрешено условиями приобретенной лицензии. Данная ситуация характерна для программного обеспечения, использующегося в многопользовательском режиме, те. более чем на одном рабочем месте. Выходом из сложившейся ситуации может быть ужесточение законодательства, связанного с ответственностью за нарушение прав интеллектуальной собственности, а именно Уголовного кодекса Российской Федерации.

При совершенствовании системы регулирования внешней торговли информационными технологиями и особенно программным обеспечением целесообразно использовать опыт крупнейшего мирового поставщика на данном рынке - США. Во-первых, страна располагает наиболее совершенной и проработанной, по нашему мнению, системой обеспечения национальной безопасности, а, во-вторых, поставленные перед соответствующими государственными учреждениями США и решаемые ими задачи близки к российским проблемам.

Политика США в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, связанной с шифровальными средствами (программным обеспечением), имеет принципиальное отличие от российского подхода к этой проблеме. Она предполагает нераспространение шифровальных средств за пределы США с учетом требований «Вассенарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения» [9] (членами которых являются как Россия, так и США). В России государственный контроль не ограничивается только экспортным контролем, а также распространяется на ввозимые технологии. Ввозимые информационные технологии необходимы для развития внутреннего производства и формирования конкурентоспособного рынка. Таким образом, американская система внешнеторгового регулирования рынка программного обеспечения, ограничивающая экспорт, а не импорт, способствует развитию производства шифровальных средств, в то время как в России происходит закрытие внутреннего рынка для передовых технологий.

В 2000 г. внешнеторговая политика США претерпела изменения. Так, Правила экспортного администрирования (Export Administration Regulations) [8], принятые в этот период, создали условия для осуществления экспорта большей части видов программного обеспечения из США при условии его технической экспертизы и классификации в Бюро экспортного контроля. Основной проблемой внесенных правил является то, что большое число информационных технологий будет по-прежнему подлежать расширенному регулятивному контролю, что негативно влияет на конкурентоспособность американских компаний, специализирующихся на разработке программного обеспечения.

Экспертиза и классификация в Бюро экспортного контроля является обязательной процедурой, которую приходится проходить производителям программного обеспечения при его коммерческой разработке, особенно если планируется его реализация посредством Интернета. Данная процедура ограничивается 30-дневным сроком и имеет своей целью определение, подлежит ли данное программное обеспечение исключению из лицензирования. При этом предусмотрена возможность экспорта программного обеспечения без уведомления Бюро экспортного контроля при соблюдении следующих условий: программное обеспечение должно быть создано с использованием «общественно доступного» исходного кода и являться предметом лицензионного соглашения либо договора купли-продажи.

Таким образом, дальнейшее расширение экспортного потенциала России на рынке информационных технологий тесно связано с решением проблем защиты интеллектуальной собственности, снижением мер административного регулирования отрасли внутри стра-

♦----------------------------------------------

ны. Совершенствование данных механизмов становится одним из ключевых факторов развития внутреннего рынка, роста объемов внешней торговли. При решении вопросов создания максимально эффективной системы внешнеторгового регулирования необходимо рассматривать опыт стран-ведущих поставщиков данного вида технологий на мировой рынок и эффективно использовать уже разработанные модели регулирования в российской практике.

1. Бирюков Е.С. Российская высокотехнологичная модель «новой экономики» // Новая экономика: сущность, достижения, противоречия. М., 2001.

2. Горбатова Н.В. Информационные технологии: виртуальные мифы и политическая реальность России // Гуманитарные технологии и политический процесс в России. СПб., 2001.

3. 2008: стартуют семь российских технопарков. и^: http://www.cnews.rU/news/top/index.shtml72007/1 2/11/ 278951

4. 2010: треть российского ИТ-рынка уйдет за границу. иР1_: http://www.cnews.rU/news/top/index.shtml72007/12/10/ 278741

5. Крылов В.И. Рынок информационных технологий: мировой и российский ответ // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. № 12.

6. Россия: стратегия достоинства: имидж и реальность страны, информационные технологии и кризисные ситуации / под ред. С.Е. Кургиняна, А.П. Ситникова. М., 2001.

7. Самые известные за рубежом российские ИТ-компа-нии // Cnews. 2008. Март.

8. иР1_: http://www.access.gpo.gov/bis/index.html

9. иР1_: http://www.wassenaar.org/publicdocuments/ index.html

удк 338(100) к.А. Пелевина

ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН БРИК

В статье показано, что сейчас все четыре страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) оказывают колоссальное влияние на мировые экономические процессы. Иностранные инвестиции в странах БРИК растут такими же темпами, что и в шести наиболее развитых странах мира. Рассматриваются основные совместные инвестиционные проекты в рамках самой группы. Инвестиционное сотрудничество является одной из наиболее важных и перспективных форм развития экономического сотрудничества между странами БРИК.

Ключевые слова: БРИК, иностранные инвестиции, двусторонние проекты, сотрудничество.

K.A. Pelevina

INVESTMENT COOPERATION OF BRIC COUNTRIES

Article shows that today every country of BRIC (Brazil, Russia, India and China) greatly influences the world economic processes. Foreign investments in BRIC countries have the same rate of growth as developed countries. The article considers the main joint investment projects in the frames of this group of countries. Investment cooperation is the most important and perspective form of development between BRIC countries.

The key words: BRIC, foreign investments, joint investment projects, cooperation.

С 2004 г приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире рос более чем на треть ежегодно и в 2008 г составил 1,7 трлн дол. Увеличение объемов поступающих ПИИ в последние годы было вызвано улучшением ситуации во многих странах с развивающейся и переходной экономикой. Компании из Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) стали ключевыми участниками инвестиционного процесса. Именно они повлияли на изменение мировых потоков инвестиций.

Движущей силой инвестиционных потоков являются инвестиции ведущих транснациональных корпораций (ТНК). Зарубежные активы ТНК превысили 68,7 трлн дол., в том числе у ТНК из развивающихся стран и стран с переходной экономикой - 570 млрд дол. Масштабы участия ТНК развивающихся стран заметно возросли [4, с. 26]. В некоторых отраслях, например в банковском секторе, они стали крупными игроками, а в других, например в секторе добычи и переработки нефти и газа, даже мировыми лидерами.

Согласно рейтингу журнала «Forbes» «2000 крупнейших публичных компаний мира», в 2009 г. в него вошли компании из 62 стран мира (таблица). С 2003 г. число компаний из стран БРИК в рейтинге увеличилось на 145.

Лидер среди развивающихся стран - Китай: число китайских корпораций увеличилось на 78 - до 91 компании.

Общий объем притока ПИИ в страны БРИК достиг 265 млрд дол., что составляет 15% от мирового (без Китая - около 9,2%). Иностранные инвестиции в странах БРИК растут такими же темпами, что и в шести наиболее развитых странах мира, которые постепенно теряют ведущие позиции реципиентов иностранных инвестиций [3].

В связи с финансовым кризисом многие государства переориентировались на инвестиционное сотрудничество с развивающимися странами (в основном БРИК), рынки которых в меньшей степени были подвержены его негативному влиянию, поэтому сейчас наблюдается взаимный рост инвестиций Китая, Индии, России и Бразилии. Двусторонние отношения стран БРИК последовательно развиваются и стимулируют рост товарооборота в рамках самой группы, которая является приоритетным направлением экономических и торговых связей. Переживаемый инвестиционный бум, крупнейший в истории, позволит и в будущем ожидать значительного притока иностранного капитала в стра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.