Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
франчайзинг / Россия / франчайзи / бизнес / франшиза / развитие / перспективы / франчайзер

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петренко Анна Сергеевна, Резниченко Яна Александровна

В данной статье рассмотрено понятие франчайзинга как новой активно развивающейся бизнес-модели. Выявлены основные преимущества и перспективы развития франшиз в России. Также, был проведен анализ основных участников рынка и их предложение. Рассмотрена структура национальных франчайзеров на начало 2023 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ»

УДК 336.6

Петренко Анна Сергеевна, к.э.н., доцент (e-mail: garbuzanna@yandex.ru) Резниченко Яна Александровна, студент (e-mail: reznichenko-yana@bk.ru)

Кубанский государственный технологический университет

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯРЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие франчайзинга как новой активно развивающейся бизнес-модели. Выявлены основные преимущества и перспективы развития франшиз в России. Также, был проведен анализ основных участников рынка и их предложение. Рассмотрена структура национальных франчайзеров на начало 2023года.

Ключевые слова: франчайзинг, Россия, франчайзи, бизнес, франшиза, развитие, перспективы, франчайзер

В наши дни происходит глобальная трансформация экономики России-процесс цифровизации, сопряженный с появлением новых форм ведения и масштабирования бизнеса. Так, все больше компаний расширяют свой бизнес путем продажи франшиз, а предприниматели активно вкладывают свои денежные ресурсы в такую бизнес-модель по ряду преимуществ. Количество национальных предпринимателей-франчайзеров неуклонно растет.

Франчайзинг -это форма ведения бизнеса, при которой франчайзер на основании заключенного договора с франчайзи передает ему право от лица существующего бренда в обмен на роялти и паушальный взнос вести бизнес, используя товарный знак бренда, технологию производства или продажи, стандарты качеств, технологические карты, базу поставщиков, дизайн помещений и т.д. [3,56] .

Многие участники рынка решают инвестировать имеющиеся у них свободные денежные средства в бизнес путем покупки франшиз по ряду их преимуществ, а именно:

1.Разработанные бизнес процессы. Все управляющие, операционные и поддерживающие процессы опробованы франчайзерами и другими фран-чайзи, а также описаны в базе знаний, что минимизирует риски непредвиденных ситуаций и делает ведение бизнеса более легким даже для предпринимателей-новичков, так как даны ответы на большую часть вопросов;

2. Поддержка со стороны собственника товарного знака. На всех этапах развития франшизы франчайзер контролирует и направляет участника коммерческой концессии. Передача информации и контроль за исполнением всех условий договора, в первую очередь, важно для основателя, так как от этого зависит его финансовое положение, а также имидж компании;

3. Потребители продукции и узнаваемость бренда. Благодаря тому, что компания уже имеет постоянных покупателей, существует некоторые время на рынке, для предпринимателя, покупающего право на использование товарного знака, сокращается статья расходов на рекламу и маркетинг;

4. Сохранение юридической самостоятельности;

5.Сокращение времени на поиск поставщиков, построение маркетинговой и ценовой политики, создание концепции бизнес, создание иерархии должностей и регламентация деятельности каждого сотрудника в компании и т. д.;

6.Минимизация рисков.

Рынок франчайзинга в России начал свое формирование в конце 90-х годов прошлого века, но за свое недолгое существование на начало 2023 года уже насчитывает 3249 франшиз. Оборот рынка франчайзинга за 2022 год вырос на 19% до 2,78 трлн. рублей. Рост связан, в том числе с увеличением среднего чека для конечного потребителя практически во всех сферах бизнеса. Число занятых во франчайзинговых сетях увеличилось за 2022 год на 9% до 1,24 млн. сотрудников. [1] На рисунке 1 представлена информация о структуре франшиз в России на начало 2023 года.

■ Общественное питание ■ Розничная торговял непродовольственная

■ Розничная торговля продовольственнаая ■ Производство

■ Услуги бизнесу и наслению Иное

Рисунок 1 -Структура франчайзеров в России по виду бизнеса на начало 2023 г.

Как мы видим из графика большую долю в структуре рынка занимают франшизы, предоставляющие услуги бизнесу и населению (образование, сады, агентства недвижимости, химчистки и клининг, ремонт техники). Примерами таких компаний могут является «1 С:БухОбслуживание», «Этажи», «Pedant.ru», «СДЭК», «Аякс», «Максим» и т.д. На данный момент на территории РФ большинство компаний в области общественного

питания отдают предпочтение распространению своего имени благодаря развитию сетки франшиз, а не с помощью собственного капитала. В основном открываются заведения с объемом первоначальных инвестиций до 4млн руб. и не высоким средним чеком (300-500руб). Так, большую доля занимают кофейни («Cofix», «One Price Coffe», «Здрасьте») и пекарни («Патрик&Мари», «Машенькины пироги», « Настоящая пекарня»).

Примерами активно развивающихся компаний благодаря продажам франшиз с инвестициями более 5 млн руб. является cеть магазинов фиксированных цен «Fix Price», сеть автосервисов «Fit Service», кафе «Papa John's». Инвестиции в открытие точки «Fix Price» — 5,8 млн рублей. Годовая выручка — 70 млн рублей. Годовая прибыль — 19,3 млн рублей. Срок окупаемости — 12 месяцев.

По версии Forbes самой популярной франшизой у предпринимателей является Ozon, под вывеской которого за январь — сентябрь 2022 года открылось 2650 партнерских пунктов выдачи заказов (ПВЗ). На втором месте — сеть продуктовых магазинов «Авокадо», которая приросла 1230 новыми магазинами. Самой невостребованной оказалась франшиза электронного справочника 2GIS — за девять месяцев под этим брендом не было открыто ни одного нового партнерского бизнеса. [2]

Перспективы развития рынка франчайзинга в России:

1.Созадание нормативной базы для регулирования рынка франшиз. На данный момент отсутствуют такие понятия как «франшиза», «франчайзи», «франчайзер» в нормативном поле. Все компании, действующие в рамках рассматриваемой бизнес-модели используют главу 54 ГК РФ «Коммерческая концессия». Также важно упомянуть, что законодательное регулирование важно для всех участников рынка(договора), так как это облегчит процесс судебных разбирательств, имеющих свою специфику из-за новой модели ведения бизнеса;

2. Региональные франчайзи. Крупные города России уже перенасыщены различными магазинами, точками быстрого питания и ресторанами, пунктами выдачи заказов, а в малых городах нет такой концентрации компаний из различных сфер, поэтому существует потенциал масштабирования уже действующих франчайзеров;

3.Развитие финансовых инструментов и банковских продуктов для развития франшиз в РФ;

4. Создание государственной системы поддержки и мотивации компаний в сфере франчайзинга.

5. Появление франчайзеров в новых отраслях национальной экономики.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что рынок франшиз в РФ

активно развивается, на нем появляются новые субъекты, уже действующие франчайзеры передают свой опыт новым предпринимателям, появляются новые рабочие места. Мы видим высокие темпы роста компаний, действующих в рамках соглашений о франшизе. Данная форма ведения

бизнеса является хорошим инструментом для повышения качества предоставляемых товаров и услуг, а значит и благосостояния граждан РФ.

Список литературы

1.Официальный сайт финансово-экономического журнала «Forbes» [Электронный ресурс]: Режим доступа:

https://www.forbes.ru/biznes/480801-ozon-stal-samoj-popularnoj-fransizoj-v-rossii (дата обращения 11.04.2023)

2. Официальный сайт интернет-издания о бизнесе «VC.RU» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://vc.ru/offline/538705-fix-price-dodo-picca-helix-forbes-opublikoval-reyting-samyh-vygodnyh-franshiz-v-rossii-za-2022

3.Финансы: Учебное пособие / В.А.Семидоцкий, Б.О.Хашир, Е.Э.Удовик, Н.Ю.Сухина, Т.А.Литвинюк, А.С.Петренко, Э.М.Баданин, А.А.Якименко - Издательство: Кубанский государственный технологический университет, г.Краснодар, 2018. - 337 с.

УДК 336.6

Петренко Анна Сергеевна, к.э.н., доцент (e-mail: garbuzanna@yandex.ru) Реброва Анастасия Евгеньевна, студент (e-mail: nastya.rebrova.03@bk.ru)

Кубанский государственный технологический университет

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХИКОРПОРАТИВНЫХ ФИНАНСОВ

Аннотация. Возможности формирования и накопления средств для реализации проектов инфраструктурного типа в первую очередь относят к государственным финансам. Свобода предпринимательства в свою очередь позволяет накапливать средства юридическим лицам и транснациональным компаниям.

Ключевые слова: государственные финансы, корпоративные финансы, финансовая политика, субсидии, инвестиционный процесс, капитальные вложения, бюджетные средства

Наметившаяся в последние годы тенденция финансовой политики государства предполагает тесное взаимодействие между различными экономическими категориями и их составляющими, что приводит к обогащению их содержания, синергетическому эффекту совместного использования и минимизации финансовых рисков функционирования.

Одним из ярких примеров такого направления современной государственной финансовой политики в Российской Федерации является взаимо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.