Научная статья на тему 'Перспективы развития рынка беспилотных автомобилей. Маркетинговые, технологические и законодательные барьеры их внедрения'

Перспективы развития рынка беспилотных автомобилей. Маркетинговые, технологические и законодательные барьеры их внедрения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЕ АВТОМОБИЛИ / ИННОВАЦИИ / МАРКЕТИНГОВЫЕ БАРЬЕРЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА БЕСПИЛОТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ / БАРЬЕРЫ ВОСПРИЯТИЯ ИННОВАЦИЙ / DRIVERLESS CARS / INNOVATIONS / MARKETING BARRIERS / PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE DRIVERLESS CAR MARKET / BARRIERS TO INNOVATION PERCEPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бунина В.Н., Никитенко Ю.В.

В статье рассматривается факторы, доказывающие актуальность развития рынка беспилотных автомобилей. Выявляются потенциальные выгоды от внедрения их в обращение. Изучаются барьеры масштабного использования подобных автомобилей, осуществляется систематизация существующих барьеров в соответствии с маркетинговой, технологической и законодательной сторон, а также предлагаются возможные решения по их ликвидации. Анализируется современный рынок и формулируются выводы о перспективах развития рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE DRIVERLESS CAR MARKET. MARKETING, TECHNOLOGICAL AND LEGISLATIVE BARRIERS TO THEIR IMPLEMENTATION

The article considers factors that prove the relevance of the development of the driverless car market. The potential benefits of putting them into circulation are identified. Barriers to large-scale use of such vehicles are being studied, existing barriers are being systematized in accordance with marketing, technological and legislative aspects, and possible solutions to eliminate them are being proposed. The modern market is analyzed and conclusions about the prospects of market development are formulated.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития рынка беспилотных автомобилей. Маркетинговые, технологические и законодательные барьеры их внедрения»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА БЕСПИЛОТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ. МАРКЕТИНГОВЫЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ

ИХ ВНЕДРЕНИЯ

В.Н. Бунина, студент Ю.В. Никитенко, студент

Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

Б01: 10.24411/2411-0450-2020-10586

Аннотация. В статье рассматривается факторы, доказывающие актуальность развития рынка беспилотных автомобилей. Выявляются потенциальные выгоды от внедрения их в обращение. Изучаются барьеры масштабного использования подобных автомобилей, осуществляется систематизация существующих барьеров в соответствии с маркетинговой, технологической и законодательной сторон, а также предлагаются возможные решения по их ликвидации. Анализируется современный рынок и формулируются выводы о перспективах развития рынка.

Ключевые слова. Беспилотные автомобили, инновации, маркетинговые барьеры, перспективы развития рынка беспилотных автомобилей, барьеры восприятия инноваций.

В современном мире практически невозможно представить крупный город, в котором отсутствуют автомобильные пробки. Данная проблема связана не только с ростом плотности потоков транспортных средств, но и главным образом с человеческим фактором. Людям свойственно терять бдительность и делать ошибки. Для устранения этих факторов ученые разных стран усовершенствуют различные технологии, в том числе искусственный интеллект. В настоящее время его возможности позволяют создавать беспилотные автомобили, которые существенно снижают риск ДТП и стабилизируют ситуацию на дорогах в целом. Уже в настоящее время беспилотные автомобили внедряются в жизнь современного человека. Ярким примером становится запуск беспилотных автобусов в Сиднее, который состоялся 26 сентября 2018 года. Что касается России, активными разработками занимаются ГАЗ, создавая беспилотные «Газели», и Яндекс, тес-

тируя легковые беспилотные автомобили на междугородних трассах.

Безусловно внедрение беспилотных автомобилей в перспективе принесет не только социальную, но и экономическую выгоду. Во-первых, запуск машин, обладающих искусственным интеллектом, гарантирует отсутствие аварий, увеличение пропускной способности дорог по причине более рационального использования дорожного полотна, а вследствие этого экономия времени. Во-вторых, с экономической точки зрения уровень цен, затрачиваемых на автоперевозки, снизится за счет экономии на заработной плате водителям и более разумного использования топлива. Очевидно, что в будущем данный вид транспорта станет конкурентным преимуществом.

На данный момент внедрение автоинновации весьма затруднительно. Существующие барьеры можно разделить на 3 категории: технологические, законодательные и маркетинговые.

Таблица 1. Барьеры внедрения беспилотный автомобилей

Технологические Законодательные Маркетинговые

Сущность 1. Сложность внедрения по причине высоких затрат на новое производство. 2. Необходимость анализа ГП для поддержания успешной работы датчиков. 3. Сложность выработки механизма по принятию решений в критических ситуациях, когда авария неизбежна. 4.По причине регулярного обновления системы знаков дорожного движения автопроизводителю необходимо будет обновлять ПО для каждого конкретного региона. 5. Необходимость обеспечения безопасности перевозки грузов. Надежная система защиты. 1. Законодательство стран мира еще не адаптировано под использование данной технологии. 2. Сложность в установлении лица, который будет нести ответственность в случае аварии. 1. Барьер восприятия типа А. Накопленный опыт характеризует продукцию как нежелательную. 2. Сопротивление людей по причине потери рабочих мест. 3. Сложность в разработка абсолютно новой маркетинговой кампании, которая способна заставить людей задуматься о смене привычек. 4. Человеческий фактор, выражающийся в любви к самому процессу вождения, а вследствие и в отказе принятия беспилотных автомобилей.

Возможные пути решения 1. Подсчет окупаемости в долгосрочной перспективе и нахождение инвесторов. 2. Создание датчиков, способных работать в любых погодных условиях. (соответствующие разработки уже существуют). 3. Проведение социологических опросов о принятии решения в критических ситуациях с вариантами действий. Программирование искусственного интеллекта по большинству выбранных ответов (на данный момент применяемая практика). 4. Интеграция производителей и законодательных структур. Использование больших массивов данных. 5. Создание надежной программы, защищающей от ха-керских атак. 1. Разработка и принятие новых законопроектов. 2. Разработка системы положений, описывающей степень виновности различных лиц. 1. Решением перечисленных проблем сможет стать эффективная маркетинговая кампания, которая позволит беспилотным автомобилям более беспрепятственно выйти на мировой рынок.

Кроме представленных в таблице проблем существует и самая актуальная на сегодняшний день - снижение уровня личных доходов людей по всему миру. Именно это может стать наиболее значимым барьером в ближайшее время.

На данный момент основными игроками на рынке беспилотных автомобилей являются ведущие автоконцерны: Tesla, Mercedes-Benz, Audi. Ford и BMW планируют выпустить первые беспилотники уже к 2021 году. Планы по созданию беспи-

лотных машин также анонсировали компании Toyota, Uber (совместно с Volvo), Gett (с Volkswagen Group) и др По прогнозам Frost & Sullivan, массовая коммерциализация производителями таких решений начнется после 2025 года. К этому времени объем продаж автономных машин превысит 40% мирового рынка легковых автомобилей. Рынок беспилотных транспортных средств увеличится с текущих $1,3 до $84 млрд, продажи автономных

автомобилей в абсолютных значениях достигнут 36 млн штук.

Ещё один прогноз исследования - общий рост уровня безопасности на дорогах. Переход на автономные машины только за 10 лет в период между 2035 и 2045 сохранит полмиллиона жизней людей по всему миру (не считая нелетальных травм), а ещё за это десятилетие образуется экономия в 234 миллиарда, которая в противном случае была бы потрачена на общественную безопасность. Кстати, только в США переход на автономный транспорт и отказ от автовладения позволит людям сэкономить $900 млрд в пользу других услуг.

Подводя итог, необходимо сказать, что проектирование беспилотных автомобилей влечет за собой появление и развитие глобальной информационной системы управления дорожным движением. Согласно прогнозу, к 2020 году автопроизводители смогут создать связанную экосистему, в которой транспортное средство будет са-

ное хранилище данных, и получит новые возможности через обновления, доступные для загрузки беспроводным способом. Разработкой такой экосистемы занимаются мировые технологические гиганты: IBM, Intel, Cisco, Google, Amazon и Nokia.

К 2040-му году в крупных городах будет создана полностью беспилотная транспортная инфраструктура, то есть все транспортные средства будут передвигаться без водителей, необходимость в которых исчезнет, сообщает аудиторская компания PricewaterhouseCoopers. По их оценкам, первые подобные автомобили появятся на дорогах уже через 3 года, в 2021-м. Но их автономность будет неполной, водителю придется контролировать процесс езды в отдельных случаях. Спустя еще десятилетие, в 2030-х годах, транспортные средства перестанут нуждаться в человеке. Однако такой прогноз возможен исключительно при решении ряда проблем, связанных с внедрением беспилотных автомобилей.

мостоятельно обучаться, используя облач-

Библиографический список

1. Портер М. Конкуренция / М.Э. Портер [пер. с англ.]. - М.: Вильямс, 2006. - 608 с.

2. Молчанов Н. Н. Маркетинг инноваций: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2014. - 528 с.

3. Беспилотные автомобили (мировой рынок). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Беспилотные_автомобили_(мировой_рынок)#cite_note -1 (Дата обращения 12.05.2020)

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE DRIVERLESS CAR MARKET.

MARKETING, TECHNOLOGICAL AND LEGISLATIVE BARRIERS TO THEIR

IMPLEMENTATION

V.N. Bunina, Student Y.V. Nikitenko, Student St. Petersburg State University (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article considers factors that prove the relevance of the development of the driver-less car market. The potential benefits of putting them into circulation are identified. Barriers to large-scale use of such vehicles are being studied, existing barriers are being systematized in accordance with marketing, technological and legislative aspects, and possible solutions to eliminate them are being proposed. The modern market is analyzed and conclusions about the prospects of market development are formulated.

Keywords: driverless cars, innovations, marketing barriers, prospects for the development of the driverless car market, barriers to innovation perception.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.