О. В. Кудрявцева1, Е. В. Серебренников2
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ В КОНТЕКСТЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА И ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ НИЗКОУГЛЕРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
Статья посвящена анализу перспектив развития российской нефтегазодобывающей отрасли в контексте энергетического перехода и формирования модели низкоуглеродной экономики. В работе рассмотрены основные предпосылки, факторы и тенденции, способствующие трансформации мировой энергетики и вызовы для российской нефтегазодобывающей индустрии на этом фоне. Проведён сравнительный анализ энергетической парадигмы настоящего времени и ее эволюция в ближайшем будущем. Современная энергетическая парадигма характеризуется доминирующим влиянием использования углеводородов, однонаправленностью движения потоков энергии от производителя к потребителю, высокой степенью вертикальной интеграции предложения на энергетическом рынке, слабой энергоэффективностью, одновременностью производства и потребления энергии. Ключевыми факторами развития энергетики будущего времени являются децентрализация производства энергии, его интеллектуализация, рост эффективности и масштабов использования технологий возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности в потреблении. На этом фоне остается неизменным влияние нефтегазодобывающей отрасли для ряда стратегически важных направлений: морской и воздушный транспорт гражданского и военного назначения, энергетика отдаленных и труднодоступных регионов. Авторами сделан вывод о неизменной стратегической значимости российской нефтегазодобывающей отрасли в ближайшие 100-150 лет в конкурентных условиях волатильного рынка и экологических ограничений.
Ключевые слова: нефтегазодобывающий комплекс, экологическая безопасность, энергетический переход, низкоуглеродная экономика, энергоэффективность.
DOI: 10.37930/1990-9780-2022-2-72-137-143 УДК: 330.352
1 Ольга Владимировна Кудрявцева, профессор кафедры экономики и природопользования МГУ им. М.В. Ломоносова (119991, РФ, Москва, Ленинские горы, д.1, стр.46), д-р экон. наук, профессор, е-mail: [email protected]
2 Евгений Владимирович Серебренников, аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова (119991, РФ, Москва, Ленинские горы, д.1, стр. 46), е-mail: [email protected]
Введение
Начиная с 1960-1970-х годов, возник дополнительный фактор влияния на мировую экономику - фактор экологии. Глобализация, урбанизация, рост мирового населения, рост мирового потребления, интенсификация роста производства и транспортных перевозок стали оказывать крайне пагубные эффекты экологического характера.
Колоссальные выбросы углеродов в атмосферу, загрязнение Мирового океана и почв, жесточайшая вырубка лесного покрова, оскудение пахотных земель, опустынивание, нарушение баланса количества, давлений и температур веществ в земной коре (добыча углеводородов, редкоземельных металлов, руд, создающая гигантские полости в земной коре) имеют экспоненциальную динамику роста, сохранение которой в ближайшие десятилетия может привести к глобальной экологической катастрофе необратимого характера, влекущей за собой мощнейшие социальные катаклизмы. Именно поэтому лидеры мирового сообщества стали гораздо чаще выдвигать на повестку дня, дискутировать и принимать меры по недопущению такого развития ситуации посредством введения новых политических и экономических нормативов.
Создание Римского клуба, подписание Киотского протокола и Парижских соглашений, а также разработка модели устойчивого развития ООН в XXI веке и Конвенция Глазго-2021 закрепили декларацию новых целей и внедрение новых установок мирового сообщества в третьем тысячелетии, основанных на формировании новых ценностей с учетом сохранения окружающей среды [1]. В рамках борьбы с изменением климата, сохранением экосистем моря и суши, экологизации городов и производств, в развитых (Западная Европа и Северная Америка - с 1970-х годов) и развивающихся (страны БРИКС - с 1990-х годов) странах вводятся новые фискальные ограничения экологического характера, проводится международная и внутренняя политика по озеленению производств, стремление к так называемой «низкоуглеродной» экономике (минимизация выбросов углерода в атмосферу - нивелирование экологических рисков, в том числе парникового эффекта, повышение температуры земной поверхности при котором даже на несколько градусов может привести к потере 30-50% многообразия флоров и фауны) [2].
Развитие технологий ВИЭ (возобновляемых источников энергии) в ключе парадигмы устойчивого развития бросает мощные вызовы для традиционной экономики углеводородов, однако, в перспективе ближайшего столетия нефтегазодобывающая отрасль, являясь на данный момент доминантой для энергетики, транспорта и мировой логистики, будет оставаться конкурентоспособной.
При малейшем неудовлетворенном спросе на керосин возникнет нарушение цепочек морских поставок, возрастут цены на продовольственные и непродовольственные товары, возникнут макроэкономические риски, стагнация и кризисы - все это является причиной актуализации дальнейших исследований в этой отрасли, в том числе на новых территориях [3].
Целью данного исследования является анализ перспектив развития российской нефтегазодобывающей отрасли в контексте энергетического перехода и формирования модели низкоуглеродной экономики.
Энергетический переход и формирование модели низкоуглеродной экономики
Упомянутые процессы непосредственно влияют на рынок энергетики, трансформируют его. В качестве основных причин трансформации мирового рынка энергоресурсов следует выделить:
1) значительное удешевление технологий использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ, снижение стоимости ветроустановок с 1980 по 2022 в 10 раз, стоимости фотоэлементов в период с 2010 по 2022 - в 2 раза, сближение величин себестоимости электрогенерации при использовании традиционных технологий и ВИЭ);
2) рост децентрализации производства электроэнергии (повышение уровняп локализации источников энергии: местные подстанции, установки, технологии распределенной энергетики, технологии «умный дом», совершенствование систем накопления и преобразования энергии во вторичном цикле);
3) внедрение интеллектуальных систем управления и распространение цифровых сетей (цифровые технологии, автоматика, технологии искусственного интеллекта);
4) новые финансовые инструменты и технологии (блокчейн, смарт-контракт, децентрализованные автономные организации).
В передовых экономиках мира на данный момент реализуются сценарии, трансформирующие энергетический комплекс в энергосистему с распределенными архитектурами [4]. Парадигма энергетического перехода основана на масштабном использовании распределенной возобновляемой энергетики, вовлечении частных инвестиций, формировании децентрализованных рынков, интеллектуализации инфраструктуры и переходе к новой модели потребительского поведения. Энергетическая парадигма настоящего времени характеризуется:
1) подавляющим доминированием энергогенерации на основе углеводородного топлива;
2) лидирующим функционированием на рынке энергоресурсов ВИНК (вертикально-интегрированных нефтегазовых корпораций), в структуру которых входят крупные энергоблоки, месторождения, добывающие и перерабатывающие инфраструктуры);
3) одной направленностью потоков электроэнергии - от источника к потребителю;
4) одновременностью производства и потребления энергии;
5) доминирующей ролью углеводородных видов топлива в промышленности и транспорте.
Энергетическая парадигма завтрашнего дня - ближайшего будущего в рамках концепции энергетического перехода и формирования модели низкоуглеродной экономики характеризуется:
1) расширением использования технологий энергогенерации, основанных на чистых видах энергии (ВИЭ, биотопливо, водородное топливо);
2) децентрализацией производства энергии и рынков;
3) развитием технологий, интеллектуализацией инфраструктур;
4) переходом к новой, активной модели потребительского потребления (совместное накопление и генерация, двойная направленность потоков энергии - от сетей к потребителю и наоборот;
5) ростом эффективности использования энергии, развитием технологий аккумулирования энергии;
6) увеличением доли электрификации и использования биотоплива в транспорте.
Ключевым для российской энергетической отрасли фактором остается растущая
со временем неэффективность, ведущая к повышению тарифов и цен для промышленных и коммерческих потребителей энергии. Очевидно, что отрасль, базирующаяся только на традиционных технологиях, не способна существенно повысить свою эффективность и удовлетворить растущие по качеству и количеству требования потребителей без заметного роста стоимости [5].
В контексте решения задач развития российской нефтегазодобывающей отрасли, вышеуказанные тренды создают серьезные вызовы, от ответных решений зависит во многом дальнейшее благосостояние нашей страны. В развитых и развивающихся странах в ближайшие 15-30 лет ожидается серьезное замещение видов городского транспорта с двигателями внутреннего сгорания на электромобили. Об этом свидетельствуют:
1) современные и вводящиеся программы правительств ряда западных стран по экологизации транспорта и увеличению доли электромобилей (социальные льготы, специальные квоты, бесплатные инфраструктуры - парковки, зарядные станции);
2) текущая динамика роста доли электротранспорта в мире;
3) декларации ряда крупных автопроизводителей о смещении производства в сторону электромобилей и электрогенераторных двигателей (Volvo, Volkswagen, Aston Martin, Renault, Audi и др.).
В секторе частного энергопотребления также наблюдается рост доли генерации с помощью технологий ВИЭ, водородных и биотопливных двигателей. Однако, стоит отметить, что, несмотря на все декларации и зеленые тренды, существует ряд областей использования продуктов углеводородов, которых эти новации не коснулись, и в ближайшее будущее нет оснований считать, что это произойдет, а именно:
1) морской (сухогрузы, баржи, танкеры), воздушный (самолеты, вертолеты) и космический (ракетоносители), а также трансконтинентальный железнодорожный и автодорожный транспорт, на который приходится львиная доля энергопотребления и выбросов, на 99% использует продукты переработки нефти и газа (керосин, бензин, дизельное топливо, мазут);
2) военные технологии и транспорт (морской транспорт - дизельные подводные лодки, эсминцы, ракетоносцы, воздушный транспорт - истребители, бомбардировщики, вертолеты, а также гиперзвуковые трансконтинентальные ядерные ракеты и ракеты малой дальности, сухопутный колесный и гусеничный транспорт);
3) генерация и потребление электроэнергии зон умеренного, континентального, тундры и арктического климата, а также труднодоступных (горных, островных) мест проживания людей (страны Западной и Восточной Европы, Китай, Корея, Япония).
Показателен в данном отношении пример эволюционного развития энергетической отрасли в Японии. После трагической катастрофы на атомной электростанции Фукусима в 2011 году Правительство Японии отказалось от дальнейших разработок программы атомной энергетики, свернув таковую полностью по факту из-за вскрывшихся вероятностных технологических и экологических рисков на фоне высокой сейсмологической активности на Японском архипелаге. Недостаток атомной энергогенерации был замещен качественным (на 25-30%) увеличением объемов импортных закупок каменного угля в Китае для последующей его переработки в сжиженный природный газ и производные углеводородов, выбрав тем самым меньшее негативное влияние на экологию от сжигания углеводородов, чем риски радиационного заражения почв, акватории, вод моря и суши [6].
Таким образом, упомянутого выше ряда причин, небольшого по количеству, но колоссальной важности по качеству и глубине достаточно, чтобы считать нефтегазодобывающую отрасль одной из важнейших артерий экономики нашей страны еще в ближайшие 100-150 лет, а также учитывать ее проблематику: высокую степень выработки запасов углеводородов на отечественных месторождениях Каспийского, Волго-Ураль-ского, Восточно-Сибирского, Охотского бассейнов, повышенный интерес Норвегии, Канады и США к шельфовым месторождениям в последние десятилетия [7].
Усиление роли Северного Морского Пути в мировой торговле, волатильную рыночную конъюнктуру цен на энергоносители, сенсибельную к геополитическим событиям - все эти факторы определяют необходимость движения отечественной нефтегазодобывающей отрасли в Арктику как задачу стратегического значения для экономики России, концепция которой отражена в Указе Президента России «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [8, 9].
Конечно, с развитием новых технологий и, находясь под влиянием парадигмы устойчивого развития, рано или поздно экономика углеводородов изживет себя (как и наступление окончания каменного века не по причине отсутствия более камней). Но в перспективе времени жизни ближайших нескольких поколений данная отрасль, находясь под мощным воздействием иных альтернативных источников энергии, будет оставаться конкурентоспособной. При малейшем неудовлетворенном спросе на керосин возникнет нарушение цепочек поставок морского транспорта, возрастут цены на продовольственные и непродовольственные товары, возникнут макроэкономические риски, стагнация и кризисы - это увеличит вероятность зарождения социальных коллизий вплоть до эскалации гражданских и международных военных конфликтов [10].
Невидимой нитью связаны механизмы функционирования мировой экономики, поэтому сложно одномоментно исключить добычу углеводородов из этого цикла, тем более если она лежит в основе таковой на данный момент исторического развития мирового сообщества.
Под влиянием зеленых трендов рынок традиционных энергоносителей, безусловно, претерпит качественные и количественные изменения: эволюцию баланса мирового спроса и предложения, скачки котировок на рынках физической и «бумажной» нефти. Но, в упомянутых выше временных рамках энергетический переход создаст не больший стохастический хаос, чем текущее положение вещей.
Список литературы
1. Итоги 26-ой международной конференции ООН по климату 13.11.2021. // Официальный сайт «Гринпис». - URL:https://greenpeace-ru.turbopages.org/turbo/greenpeace.ru/s/blogs/ 2021/11/15/cop26-itogi/ (дата обращения: 27.01.2022).
2. Кудрявцева, О. В. Развитие альтернативной энергетики в России в контексте формирования модели низкоуглеродной экономики / О. В. Кудрявцева, Е. Н. Митенкова, О. И. Малико-ва, М. С. Головин // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. — 2019. — № 4. — С. 122-139.
3. Бушуев, В. В. Цены на нефть: анализ, тенденции, прогноз // В. В. Бушуев, А. А. Конопляник, Я.М. Миркин и др. — М.: ИД «Энергия», 2013. — 344 с.
4. Бобылев, С. Н. Цели устойчивого развития // Бюллетень Счетной Палаты Российской Федерации. — 2020. — Т. 6, № 271. — С. 17.
5. Медведева, О. Е. Мировая климатическая повестка: экономические вызовы для России от введения Евросоюзом углеродного налога / О. Е. Медведева, С. В. Соловьева // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2021. — № 2. — С. 39-52.
6. Маликова, О. И. Изменения цен на нефть на мировом рынке: риски и возможности для российской экономики / О. И. Маликова, И. Ю. Ховавко // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. — 2015. — № 1. — С. 106-118.
7. Киушкина, В. И. Стратегии стран Арктического совета. // Арктические стратегии: энергетика, безопасность, экология, климат / В. И. Киушкина, И. А. Родичкин. — 2020. — Т.1. — С. 48-63. — URL:https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_ EneC_RU_Arctic_Vol1.pdf (дата обращения: 04.03.2022).
8. Папенов К. В., Никоноров С. М. Международные аспекты общих и частных проблем освоения Арктики // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения //— 2020. — № 4. — С.69-79.
9. Указ Президента России «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». // Официальный сайт Кремля РФ. — URL:http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/J8FhckYOPAQQfxN6Xlt6ti6 XzpTVAvQy.pdf (дата обращения: 27.01.2022).
10. Ергин, Д. Добыча / Д. Ергин. — М.: Альпина Паблишер, 2020. - 960 с.
References
1. Results of the 26th UN International Climate Conference on 13.11.2021. Official website of Greenpeace. URL:https://greenpeace-ru.turbopages.org/turbo/greenpeace.ru/s/blogs/2021/11/15/ cop26-itogi / (accessed: 27.01.2022).
2. Kudryavtseva O.V., Mitenkova E.N., Malikova O.I., Golovin M.S. (2019) Development of alternative energy in Russia in the context of the formation of a low-carbon economy model. Bulletin of the Moscow University. Series 6: Economics. No. 4. Рр. 122-139.
3. Bushuev V.V., Konoplyanik A.A., Mirkin Ya.M. et al. (2013) Oil prices: analysis, trends, forecast. M.: ID Energy. 344 p.
4. Bobylev S.N. (2020) Sustainable Development Goals. Bulletin of the Accounts Chamber of the Russian Federation. Vol. 6, No. 271. P. 17.
5. Medvedeva O.E., Solovyova S.V. (2021) Mirovaya climaticheskaya povestka: economicheskie viyzovy dlya Rossii ot vvedeniya Evrosouiyzom uglerodnogo naloga. [The world climate agenda: economic challenges for Russia from the introduction of the carbon tax by the European Union. Property relations in the Russian Federation]. No. 2. Рp. 39-52.
6. Malikova O.I., Khovavko I.Y. (2015) Izmeneniya tsen na neft na mirovom riynke: riski i vozmozchnosti dlya rossiiskoi economiki. [Changes in oil prices on the world market: risks and opportunities for the Russian economy. Bulletin of the Russian Humanitarian Scientific Foundation]. No. 1. Рp. 106-118.
7. Kiushkina V.I., Rodichkin I.A. (2020) Strategii stran Arcticheskogo soveta. [Arctic strategies: energy, security, ecology, climate]. Vol.1. Рp. 48-63. URL:https://energy.skolkovo.ru/downloads/ documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_EneC_RU_Arctic_Vol1.pdf (accessed: 04.03.2022).
8. Papenov K.V., Nikonorov S.M. (2020) Mezhdunarodnye aspecty obschih i chastnyh problem osvoeniya Arctiki. [International aspects of general and particular problems of Arctic development. Arctic 2035: topical issues, problems, solutions]. No. 4. Рp. 69-79.
9. Decree of the President of Russia «On the Strategy for the development of the Arctic Zone of the Russian Federation and ensuring national security for the period up to 2035». Official website of the Kremlin of the Russian Federation. URL:http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/J8Fhck YOPAQQfXN6Xlt6ti6XzpTVAvQy.pdf (accessed: 27.01.2022).
10. Yergin. D. The Prize. Moscow. Alpina Publisher, 2020. 960 p.
O. V. Kudryavtseva3, E. V. Serebrennikov4. Prospects for the development of the Russian oil and gas industry in the context of the energy transition and the formation of a low-carbon economy model. The article analyzes the prospects for the development of the Russian oil and gas industry in the context of the energy transition and the formation of a low-carbon economy model. The paper considers the main prerequisites, factors and trends contributing to the transformation of global energy and challenges for the Russian oil and gas industry against this background. A comparative analysis of the energy paradigm of the present time and its evolution in the near future is carried out. The modern energy paradigm is characterized by the dominant influence of the use of hydrocarbons, unidirectional movement of energy flows from producer to consumer, a high degree of vertical integration of supply in the energy market, poor energy efficiency, simultaneous production and consumption of energy. The key factors in the development of the energy of the future are the decentralization of energy production, its intellectualization, the increase in the efficiency and scale of the use of renewable energy technologies, and the increase in energy efficiency in consumption. Against this background, the influence of the oil and gas industry remains unchanged for a number of strategically important areas: sea and air transport for civil and military purposes, energy in remote and hard-to-reach regions. The authors conclude that the strategic importance of the Russian oil and gas industry remains unchanged in the next 100-150 years in the competitive conditions of a volatile market and environmental constraints.
Keywords: oil and gas production complex, environmental safety, energy transition, low-carbon economy, energy efficiency.
3 Olga V. Kudryavtseva, Professor of the Department of Economics and Environmental Management of Lomonosov Moscow State University (119991, Moscow, Leninskie Gory, 1, p.46), Doctor of Economics, Professor, e-mail: [email protected]
4 Evgeny V. Serebrennikov, Postgraduate student of Lomonosov Moscow State University (119991, Russian Federation, Moscow, Leninskie Gory, 1, p.46), e-mail: [email protected]