ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-ЕВРОПЕЙСКОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ
Фадеев А.В., соискатель ГОУДПО ГАСИС
В статье рассмотрены основные направления развития инвестиционного энергетического сотрудничества России и стран Евросоюза на основе энергодиалога с учетом политики России по модернизации и инновационному развитию 'экономики.
Ключевые слова: инвестиционное сотрудничество, энергетика, модернизация.
THE PROSPECTS FOR RUSSIAN-EUROPEAN INVESTMENT COOPERATION IN
THE FIELD OF ENERGY
Fadeev A., the applicant, GOUDPO GASIS
In the article the main directions of development of investment of energy cooperation between Russia and EU countries on the basis of the energy dialogue with Russia on a policy of modernization and innovation development of economy
Keywords: investment cooperation, energy, modernization.
В 2010 году исполнится 10 лет с момента начала функционирования энергодиалога Россия - ЕС. Тем не менее, следует отметить, что на данный момент не всех поставленных целей удалось достичь и не все механизмы энергодиалога были эффективно запущены.
Следует внимательно рассмотреть интересы сторон в процессе функционирования механизмов энергодиалога, а также основные международные проблемы, которые влияют на этот процесс.
Основные экономические интересы ЕС в энергетическом сотрудничестве с Россией концентрируются в основном на обеспечении доступа к ресурсно-сырьевой базе России для участия в ее развитии, а также на надежной транспортировке энергоресурсов на внутренний энергетический рынок ЕС. Это соответствует стратегии ЕС, направленной на укрепление энергетической безопасности, расширение внешних источников поставок энергоресурсов, а также их диверсификацию в целях уменьшения зависимости от поставок из стран Персидского залива. Кроме того, развитие такого сотрудничества с Россией и странами СНГ будет способствовать укреплению политической стабильности отношений между Европой и Азией, что соответствует долгосрочным интересам европейцев.
Что касается интереса России в энергодиалоге, то в политическом плане развитие энергетического сотрудничества России и ЕС будет способствовать, прежде всего, укреплению стабильности на континенте и развитию стратегического партнерства в других областях. Экономическая заинтересованность России в отношении энергетического сотрудничества с ЕС связана с тем, что страны ЕС являются очень емким рынком для сбыта энергоресурсов России, а также поставщиком энергетического оборудования и технологий. Кроме того, ЕС обладает значительными финансовыми и технологическими возможностями, необходимыми для модернизации российского ТЭКа.
Как известно, годом рождения энергодиалога стран ЕС и России принято считать 2000-й год. В октябре 2000 года в Париже на саммите Россия-ЕС было принято решение о начале диалога на регулярной основе между Россией и ЕС в энергетической области в целях придания нового импульса стратегическому партнерству Россия-ЕС и усиления общей энергобезопасности. Тогда же начали формироваться и механизмы взаимодействия. Они включают в себя тематические группы, группу высокого уровня, а также Постоянный совет партнерства России и Евросоюза на уровне министров энергетики. Ежегодно готовятся обобщающие доклады о состоянии энергодиалога для представления на саммитах. Энергетическое сотрудничество нацелено на решение задач «дорожной карты» общего экономического пространства России и ЕС, связанных с вопросами энергоэффективности, энергосбережения, развития возобновляемых и альтернативных источников энергии, а также с устойчивостью, надежностью производства, транспортировки и потребления энергии.
По инициативе руководства Еврокомиссии в 2002-2003 годах неформально прорабатывался вопрос о возможности создания энергетического сообщества Россия-ЕС. К сожалению, на современном
этапе эта инициатива входит в состав нереализованного до сих пор блока задумок.
Механизм консультаций государственных институтов и бизнеса в настоящее время осуществляется в рамках трех тематических групп:
- по энергетическим стратегиям, прогнозам и сценариям;
- развитию рынков и инфраструктуры;
- энергоэффективности.
В ноябре 2009 года в Москве готовится подписание Меморандума о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики в рамках энергодиалога Россия-ЕС. Этот меморандум предусматривает такой инструмент как «механизм раннего предупреждения» (МРП) о возможных нарушениях функционирования энергетических систем, что является прямой реакцией России и ЕС на проблемы транзита российских энергоресурсов через территорию Украины, возникшие зимой 2008 - 2009 гг.
В связи с истечением срока действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), на развитие энергетических статей которого был нацелен энергодиалог, сейчас ведутся переговоры о новом базовом соглашении о стратегическом сотрудничестве России и ЕС в разных областях, в том числе в энергетической сфере. Серьезное внимание будет уделено развитию энергодиалога Россия-ЕС в сфере энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии.
В настоящее время российские и европейские эксперты ведут работу по разработке «дорожной карты» сотрудничества России и ЕС до 2050 года с упором на энергетическую безопасность.
Это, безусловно, носит положительный характер, но, следует отметить, что, по нашему мнению, несмотря на формальное продвижение вперед, происходит торможение сотрудничества в рамках энергодиалога.
Сам энергодиалог не развивается, а ряд реальных крупных проектов, таких как «Северный поток» и «Южный поток» реализуется на основе прямых договоренностей между руководством России и ЕС, а также отдельных европейских стран вне рамок диалога. Оценивая основные проблемы, перспективы и реалии начиная с 2000 года, следует отметить следующее:
- В последние годы заметно усилилась политизация энергодиалога, особенно после расширения ЕС до 27 членов. При этом особое рвение проявляют ряд стран Восточной Европы, которые стали выдвигать политические условия для развития энергодиалога, что существенно затрудняет реализацию на практике энергетического сотрудничества между Россией и ЕС, изначально создаваемого как экономический форум.
- По мере усиления интеграционных процессов в рамках Евросоюза и, опять же его расширения, наблюдается заметная активизация усилий по разработке и реализации единой энергетической политики как внутри ЕС, так и в отношении стран, не входящих в это объединение, а также международных организаций. В то же время совершенно нет четкости в определении общих энергетических интересов ЕС в отношении России. Существуют и явно видны интересы отдельных стран, которые разнятся между собой, что связано с особенностями обеспечения энергетической безопаснос-
ти каждой из них. Крупные страны - члены Евросоюза, входящие в «Большую восьмерку» (Франция, Великобритания, Германия и Италия), разрабатывают и проводят собственную внешнюю энергетическую политику исходя из национальных энергетических интересов, которые в немалой степени определяются особенностями их энергетических комплексов. Такая энергетическая политика каждой из этих стран оказывает существенное влияние на мировую энергетическую политику в целом. Свои отличия имеет также внешняя энергетическая политика Бельгии и Нидерландов, Греции и Австрии, Польши и Чехии, а также других отдельных стран ЕС. И особенно непоследовательна и изменчива энергетическая политика таких стран как Польша и Латвия, что определенно не прибавляет стабильности энергодиалогу России с ЕС. Фактически в настоящее время накоплен практический опыт двустороннего сотрудничества России со многими странами ЕС, а также во взаимодействии напрямую представителей деловых кругов. Вместе с тем есть сложности и в сфере общения деловых кругов. Все энергетические компании Европы имеют свои коммерческие интересы и продолжают оставаться конкурентами. Это было заметно уже на первых этапах энергодиалога, когда европейцы столкнулись с трудностями при определении представителей деловых кругов со своей стороны для работы в тематических группах. В то же время в рамках энергодиалога не был создан механизм взаимодействия между бизнес-сообществами, который бы содействовал наполнению практическим содержанием энергетического сотрудничества между Россией и ЕС.
- Газовые и нефтяные кризисы, возникшие в связи с прерыванием транзита в страны ЕС через территорию Белоруссии и Украины, благополучно преодоленные, тем не менее, обнажили проблемы безопасности транспортировки российских углеводородов в ЕС.
- Создание Энергетического сообщества ЕС и ряда стран Восточной Европы, а также выход России из режима временного применения Договора к Энергетической хартии в очередной раз привлекают внимание к необходимости развития и совершенствования международно-правовой базы энергетического сотрудничества между Россией и ЕС.
- В последние годы, в связи с пробуксовкой энергодиалога Россия - ЕС, усилился азиатский вектор энергетической политики России, особенно в отношениях с КНР и Японией, что привносит свои нюансы в диалог России с Европейским Союзом.
- Как известно руководство России провозгласило основным приоритетом политики государства курс на модернизацию и технологическое развитие российской экономики с акцентом на ТЭК и наиболее энергоемкие отрасли. Одним из главных вопросов этой политики является улучшение ситуации в области энергосбережения и энергоэффективности. При этом, важное значение имеет развитие международного сотрудничества, особенно с ЕС и отдельными европейскими странами. Таким образом, на современном этапе развития российско-европейского инвестиционного сотрудничества в области энергетики происходит адаптация энергодиалога к новым условиям для решения задач формируемого в рамках Общего экономического пространства партнерства для модернизации, с учетом политики России по модернизации и технологическому развитию экономики.
В заключение следует отметить, что, несмотря на имеющиеся проблемы, Россия и ЕС ориентированы на продолжение энергодиалога. Это связано с тем, что Евросоюз и Россия являются взаимозависимыми и взаимодополняемыми партнерами. Энергетическое сотрудничество между Россией и ЕС является одной из основ развития стратегического партнерства между ними не только в экономической, но и в политической сфере, что связано с взаимными интересами в области обеспечения энергетической безопасности, а также экономической и политической стабильности в Европе.
Литература:
1. Постановление Правительства Российской Федерации № 1006 от 13.10.95 г. «Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2010 года», Собрание законодательства РФ, 1995 г., № 39, ст. 4055.
2. Жизнин С.З. Основы энергетической дипломатии, М., МГИ-МО, 2003.
3. www.eur.ru (официальная страница ЕС в России)
4. www.europa.eu.int (официальный сайт Европейского Союза)
5. www.gazexport.ru (официальный сайт ООО «Газэкспорт»).
6. www.gazprom.ru (официальный сайт ОАО «Газпром»).
7. www.kremlin.ru (официальный сайт Президента Российской Федерации)
8. www.mid.ru (официальный сайт МИД России)
9. www.rbc.ru (РосБизнесКонсалтинг).
ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Махалина О.М., к.э.н., доцент Государственного университета управления
В статье представлен анализ организационно-экономического состояния малого и среднего бизнеса, рассматриваются направления и формы программы государственной поддержки для малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, программы государственной поддержки, организационно-экономическое состояние.
ORGANIZATIONAL - ECONOMIC SITUATION AND PROSPECTS FOR SMALL AND
MEDIUM BUSINESS
Makhalina O., Ph.D., Senior Lecturer State University of Management
The article presents an analysis of the organizational-economic status of small and medium-sized businesses, are considered areas and forms of state support programs for small and medium-sized businesses.
Keywords: small and medium-sized businesses, government support programs, organizational and economic condition.
Российский малый и средний бизнес - это 17 тыс. средних и 228 тыс. малых компаний, более 1 млн. микропредприятий, 4 млн. индивидуальных предпринимателей и фермеров.
Начиная с 2009 года Правительству Российской Федерации удалось оздоровить атмосферу, в которой живет и развивается малый и средний бизнес: принят новый закон о проведении контроля предпринимательской деятельности, работа органов внутренних дел введена в специальные процессуальные рамки, расширено участие малого и среднего бизнес в процессе размещения государственного заказа, введено так называемое преимущественное право выкупа арендованных помещений, установлены льготные тарифы за
присоединение к энергосетям, субъектам Федерации делегировано право принимать решение о снижении налоговой ставки, принимаемой при упрощенной системе налогообложения, финансирование федеральной программы поддержки предпринимательства увеличено в этом году более чем в 2,5 раза.
Вместе с тем, внедрение в практику принятых решений препятствуют федеральные и местные чиновники, а полноценное условия для развития бизнеса формируются на местах. Федеральное законодательство должно получать развитие в региональном законодательстве, а не наоборот.
Об этом заявил Председатель Правительства РФ Владимир