Научная статья на тему 'Перспективы развития российско- азербайджанских отношений'

Перспективы развития российско- азербайджанских отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гушер Анатолий

"Азия и Африка сегодня", М., 2004 г., № 1, с. 2-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития российско- азербайджанских отношений»

чения странам, не имеющим в данном регионе своих территорий, -единственная гарантия мирного развития этого уникального региона.

Примечание: количественные и оценочные материалы для данной публикации намеренно брались автором исключительно из общедоступных источников, в первую очередь из специализированных Интернет-сайтов и периодической печати, для того, чтобы подчеркнуть, насколько открыто страны - участники возможного военно-политического противостояния в Прикаспии обозначили свои позиции и как заинтересованные СМИ этих государств готовят почву для оправдания возможного конфликта.

«Астраполит», Астрахань, 2003, № 1(4), с. 61-69.

Анатолий Гушер,

руководитель Центра стратегического развития ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ

15 октября 2003 г. в Азербайджане состоялись президентские выборы. Победу со значительным преимуществом уже в первом туре одержал 40-летний сын патриарха азербайджанской политики, президента Азербайджана Гейдара Алиева Ильхам Алиев. За него было отдано 80% голосов избирателей (почти 2,5 млн.). Выборы прошли при достаточно высокой активности населения. Из общего числа избирателей (4 млн. 377 тыс. человек) в них приняли участие свыше 70%. Такой исход выборов, безусловно, не был случайным. Сегодня уже со всей определенностью можно сказать, что в Азербайджане осуществлен план обеспечения преемственности власти, состоялась династическая передача верховной власти - от отца к сыну. Резкое ухудшение состояния здоровья президента накануне выборов сразу же выдвинуло на первый план вопрос о его преемнике. Опытный и расчетливый политик, Г.Алиев заранее подготовил наиболее приемлемый, по его мнению, вариант его решения на случай возможного внезапного ухода с политической сцены, позволяющий сохранить у власти семейный клан и группирующуюся вокруг него влиятельную политическую и финансово-экономическую элиту. В качестве преемника на президентском посту он видел своего старшего сына Иль-хама, целенаправленно и последовательно продвигая его по служеб-

ной лестнице. Хотя Алиев-младший и не обладает харизмой, авторитетом и опытом политической борьбы своего отца и наблюдатели не предсказывали ему длительного руководства страной, перемещение его из премьерского кресла в президентское можно было считать делом почти обеспеченным. Об этом свидетельствовала и развернутая в стране кампания по его поддержке.

Оппозиционные силы Азербайджана резко отрицательно восприняли назначение И.Алиева премьер-министром и его включение в избирательную кампанию. Но, как считали азербайджанские аналитики, шансов у оппозиции было немного. Оппозиционные лидеры к объединению, похоже, не стремились, да и не готовы были создать единый фронт и выдвинуть единого кандидата. Причина банальна -неуемные амбиции большинства оппозиционных лидеров, каждый из которых считал себя безусловным фаворитом в президентской гонке. Оппозиция упустила время для выбора единого кандидата.

Уникальность этих выборов заключалась в том, что Азербайджан вступал в новую, постгейдаровскую эпоху. По некоторым признакам можно предположить, что западные державы согласились на реализацию династического сценария, заручившись обязательствами со стороны И.Алиева соблюдать основные права человека и обеспечить демократические стандарты при проведении выборов. Это должно было означать, что власть, широко используя сосредоточенные в ее руках финансовые и медийные ресурсы, будет действовать осмотрительно и добиваться победы не массовой подтасовкой бюллетеней и манипуляцией с избирательными протоколами, а посредством применения испытанных политических технологий (повышение зарплат и пенсий, амнистии заключенных и т.д.).

Для Алиевых была весьма важна поддержка главы Духовного управления мусульман Кавказа Аллахшукюра Пашазаде. В предвыборной президентской кампании он использовал лозунг: «Идти против Гейдара Алиева - значит, идти против воли Аллаха!» Анализ складывающейся в Азербайджане предвыборной ситуации показывал, что народ на этих выборах является лишь статистом, не принимая практически никакого участия в предвыборной борьбе. Откровенно прагматичные шаги руководства страны по наследственной передаче власти, казалось, вызвали у населения шокирующий эффект, недоверчивое отношение к выборам как демократическому институту, безразличие к судьбе своей страны. Предвыборная кампания и действия руководства демонстрировали всесилие власти, бессилие оппозиции,

равнодушие населения. На стороне властей в этой избирательной кампании - полный контроль над всеми видами политических ресурсов: финансы, чиновники, власть, пиар-технологии и СМИ.

По свидетельству осведомленных азербайджанских источников, в разработке и реализации плана обеспечения преемственности власти и стабильности в Азербайджане принял участие Вашингтон, который называет эту страну своим стратегическим партнером. Американцы не без основания рассматривают Азербайджан как ключ к сырьевым богатствам Каспия и делают ставку на Алиева как гаранта безопасности их миллиардных инвестиций, вложенных в кавказские нефтяные проекты. В США опасались, что конец эры Г.Алиева может вызвать крах отработанной схемы раздела каспийской нефти. По оценкам специалистов, в разработку и транспортировку нефти и газа здесь ими уже вложено около 5-6 млрд. долл. Ожидается, что в ближайшие три-пять лет инвестиции составят 9 млрд. долл., а основной экспортный трубопровод в Турцию Баку-Тбилиси-Джейхан, строящийся при активном участии американцев, будет готов уже к концу 2004 г. Американцы проявляли повышенное внимание к выборам президента еще и потому, что опасались возможных сбоев или даже остановки механизма принятия решений. Не исключали они и возникновения политического хаоса в случае внезапного ухода Алиева-старшего.

Азербайджан, мусульманская страна, ценен для Вашингтона и как надежный союзник на неспокойном исламском Востоке, который может оказаться весьма полезным с точки зрения обеспечения геополитических интересов, стать опорой Вашингтону в осуществлении его политики в отношении Тегерана. Свою надежность Баку однозначно доказал американцам участием в натовских миротворческих миссиях в Косове и Афганистане и особенно безоговорочной поддержкой военной акции в Ираке, готовностью предоставить свою территорию для размещения объектов американской военной авиации. В Белом доме рассчитывают и на понимание в Баку американских планов укрощения Ирана, отношения с которым у Азербайджана традиционно сложные.

В Тегеране не одобряют военно-политического сближения Баку с Вашингтоном и привлечения американских компаний к разработке нефтяных месторождений в азербайджанском секторе Каспия. Американцы в ходе консультаций по «ситуации в Иране» убеждают бакинское руководство не опасаться осложнений отношений с сосе-

дом, обещая свое покровительство и прогнозируя установление в Тегеране «демократического» режима, который наладит дружеские отношения с Баку.

Гарантию обеспечения безопасности страны режим Алиева видел в дальнейшем сближении с США, в том числе в активизации военного сотрудничества. Он был готов к тому, чтобы вместе с Грузией стать опорным пунктом НАТО и американской политики на Кавказе. Здесь еще до вступления этих стран в НАТО, которое планируется на 2006-2007 гг., может появиться прообраз военной базы американо-натовского образца.

В этой связи становится понятным, почему в ряд приоритетных направлений борьбы с международным терроризмом США включили безопасность экспортных трубопроводов на Южном Кавказе и каким образом планируют ее обеспечивать. Обсуждается вопрос о создании единого командования для руководства всеми спецподразделениями по защите экспортных маршрутов в Азербайджане, Грузии и Турции. Для их охраны планируется задействовать американские радарные системы наблюдения, беспилотные средства разведки. Единое командование будет связано с центрами борьбы с терроризмом в США и НАТО. Техника и вооружение спецназовцев будут соответствовать натовским стандартам. Расходы на эти цели берут на себя США.

В эту стратегическую концепцию логично вписываются обнародованные «Уолл-стрит джорнал» планы США по передислокации в Азербайджан 15 тыс. американских военнослужащих из Германии. Дальнейшим шагом может стать реализация предложения руководителя американского фонда «Наследие» Ариеля Коэна, к рекомендациям которого внимательно относятся в Белом доме. Он считает необходимым «рассмотреть варианты базирования элементов авиации США на Апшеронском полуострове параллельно с сокращением американского присутствия на авиабазе Инджирлик в Турции.

Важностью Азербайджана в геополитических, стратегических и экономических устремлениях США на Кавказе определялось особо заинтересованное отношение Вашингтона к предвыборной ситуации, которая складывалась в этой стране. Американцев вполне устраивали внутри- и внешнеполитический курсы, проводимые Г.Алиевым, его ориентация на развитие политического, экономического и военного сотрудничества с США и НАТО.

Прошедшие в Азербайджане выборы, несмотря на имевшие место нарушения, издержки, опасения и прогнозы, показали, что на-

селение страны проявило завидные активность и заинтересованность в будущем своего государства и в массе своей поддержало И.Алиева и в его лице предложенный его отцом Гейдаром Алиевым курс на сохранение политической стабильности, укрепление государственности, осуществление преобразований во всех сферах общественной и экономической жизни. Это избрание означает признание авторитета Г.Алиева, одобрение проводимой им политики и его поддержку. Иль-хам Алиев получил доверие избирателей и как сторонник курса на продолжение стратегического партнерства с Россией, что решительно поддерживается большинством населения страны.

Итоги голосования показали также, что народ выступил категорически против повторения тех ошибок, которые были допущены бывшим президентом Эльчибеем и его сторонниками, приведшими страну к хаосу и войне, потере пятой части территории и 1 млн. беженцев. Среди тех, кто числился соискателем на пост президента на последних выборах, были и виновники тех собьггий. Для победы И.Алиева были созданы все условия, заложенные еще его отцом. Фигура нового президента вполне устраивала и азербайджанскую элиту. Поражение И.Алиева автоматически означало бы перераспределение контроля над крупным бизнесом, что не отвечало интересам тех кругов, которые стоят у власти.

Выборы продемонстрировали отсутствие в Азербайджане на данный момент конструктивной оппозиции, которая могла бы повести за собой народ, а среди ее лидеров - реальной и явной альтернативы вновь избранному президенту. Оппозиция показала свою слабость и неорганизованность. Авторитет ее руководителей явно не соответствовал ожиданиям населения. Из-за существующих разногласий и амбициозности лидеров от оппозиционных сил им не удалось объединиться и выдвинуть единого кандидата. Возникшие после выборов беспорядки расцениваются политологами как свидетельство бессилия и отчаяния проигравших. Старейшей в стране партии «Мусават» действиями ее лидера Исы Гамбара был нанесен громадный политический урон, дан повод для пропагандистского наступления властей, ареста активистов и безусловного падения ее политического авторитета, поднять который в обозримом будущем будет, по-видимому, непросто. Вместе с тем, как и ожидалось, избрание нового президента потребовало силовой поддержки для восстановления общественного порядка в городе Баку. Силовые структуры продемонстрировали, что

они на стороне нового президента и готовы его поддержать в случае необходимости.

Результаты выборов, несмотря на имевшую место критику, были признаны легитимными, и династическая передача власти от отца к сыну в итоге была поддержана и одобрена во всем мире. Победа И.Алиева вполне устраивала западные страны, и в первую очередь США, вложившие крупные капиталы в нефтяные проекты каспийского сектора Азербайджана. Именно семья Алиевых рассматривается администрацией США в качестве гаранта безопасности миллиардных американских инвестиций. Вместе с тем они были заинтересованы в том, чтобы новый президент был достаточно управляем и послушен. Спровоцированные не без ведома некоторых западных стран беспорядки имели своей целью показать И.Алиеву, что без участия Запада обеспечить в стране необходимую стабильность и порядок ему будет трудно, и таким образом постараться удержать его «на коротком поводке».

И.Алиев, не имеющий большого опыта государственного управления, остается на данный момент достаточно уязвимым политиком, которым, по мнению западных аналитиков, можно манипулировать, отстаивая свои геополитические интересы и в вопросе урегулирования карабахской проблемы, и в сфере использования природных ресурсов Азербайджана. Политическая стабильность в Азербайджане в послегейдаровский период остается источником беспокойства для правительств ряда стран Запада.

Судя по всему, с приходом к власти И.Алиева внешнеполитический и экономический курсы Азербайджана принципиальных изменений не претерпят. Азербайджан по-прежнему будет балансировать на региональных интересах России, США и Турции. Вместе с тем следует отметить, что позитивное внимание России к выборам, стремление российских наблюдателей объективно оценить ход и итоги выборов, теплое поздравление российского президента были положительно восприняты и оценены новым главой государства и азербайджанской общественностью. Были вновь подтверждены ориентация республики на стратегическое партнерство с Россией и курс на расширение многосторонних связей, в том числе политических.

Похоже, обозначились благоприятная тенденция и неплохие перспективы в развитии российско-азербайджанских отношений. Россию ожидает нелегкое противостояние геополитическим планам Соединенных Штатов, наращивающим здесь свое присутствие и

влияние. Используя благоприятные тенденции, наметившиеся после выборов, России следует предпринять усилия для их закрепления, в том числе те политические и экономические рычаги, которые имеются в ее активе. Среди них: вес и влияние Москвы в урегулировании основной внешнеполитической проблемы Азербайджана - карабахской; развитие взаимного товарооборота; сотрудничество в нефтегазовой сфере; решение вопросов по Каспию; совместное использование транспортного коридора «Север-Юг»; активизация разносторонних связей с республикой, в том числе на высшем уровне; использование многочисленной азербайджанской диаспоры, заинтересованной в укреплении отношений Москвы и Баку; активизация традиционных культурных связей между двумя странами.

С приходом к власти И.Алиева у России могут появиться дополнительные возможности для расширения связей с Азербайджаном. Многое в реализации наметившегося положительного потенциала будет зависеть от того, как быстро и целенаправленно Москва выйдет на прямые контакты с новым президентом и его окружением с конкретными предложениями по сотрудничеству.

«Азия и Африка сегодня», М, 2004 г., № 1, с. 2-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.