Научная статья УДК 338.43
DOI: 10.14529/em230305
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ СИСТЕМ
Д.А. Карх, [email protected]
В.Н. Аббазова, [email protected]
М.Н. Школьникова, [email protected]
Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия
Аннотация. Региональные власти ставят перед сельхозпроизводителями задачу по обеспечению продовольственной безопасности региона, расширению объемов и ассортимента выпускаемой продукции местных товаропроизводителей. Однако производители сельскохозяйственной продукции сталкиваются с серьезными проблемами по обеспечению ее сохранности и последующей переработкой, что обусловлено нехваткой мест хранения произведенной продукции и недостаточных мощностей по переработке. Цель данного исследования заключается в оценке текущего состояния агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области и определение перспективных направлений его развития. Рассмотрено состояние агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области, проведен анализ обеспеченности местами хранения сельскохозяйственной продукции, производимой в регионе, изучены наиболее перспективные инвестиционные проекты регионального АПК. Решение поставленных задач позволяет определить направления развития регионального АПК.
Ключевые слова: АПК, оптово-распределительный центр, продовольственная безопасность, логистика, сельскохозяйственная продукция, региональный АПК, потребительский рынок
Для цитирования: Карх Д.А., Аббазова В.Н., Школьникова М.Н. Перспективы развития региональных экономических и продовольственных систем // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2023. Т. 17, № 3. С. 55-65. DOI: 10.14529/em230305
Original article
DOI: 10.14529/em230305
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMIC AND FOOD SYSTEMS
D.A. Karkh, [email protected]
V.N. Abbazova, [email protected]
M.N. Shkolnikova, [email protected]
Ural State Economic University, Yekaterinburg, Russia
Abstract. Regional governments set the task for agricultural product manufacturers to ensure the food security of the region, expand the volume and range of goods produced by local manufacturers. However, agricultural product manufacturers face serious problems in ensuring their safety and subsequent processing due to a lack of storage space for manufactured products and insufficient processing capacity. The purpose of this study is to assess the current state of the agro-industrial complex and the consumer market of the Sverdlovsk region and to identify promising areas for its development. The indicators of the state and development of the agro-industrial complex and the consumer market of the Sverdlovsk region are considered, the analysis of the availability of storage space for agricultural products produced in the region is carried out, the most promising investment projects of the regional agro-industrial complex are studied. The solution of the tasks set makes it possible to determine the directions for the development of the regional agro-industrial complex.
Keywords: agro-industrial complex, wholesale distribution center, food safety, logistics, agricultural products, regional agro-industrial complex, consumer market
For citation: Karkh D.A., Abbazova V.N., Shkolnikova M.N. Prospects for the development of regional economic and food systems. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2023, vol. 17, no. 3, pp. 55-65. (In Russ.). DOI: 10.14529/em230305
© Карх Д.А., Аббазова В.Н., Школьникова М.Н., 2023
Введение
В условиях формирования нового многополярного мира, а также под влиянием санкций и введенных ограничительных мер на импорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции в РФ, одной из наиболее приоритетных задач является политика импортозамещения. При увеличении темпов наращивания объемов производства сельскохозяйственного сырья и продуктов питания регионам приходится использовать как уже имеющиеся складские помещения, так и вводить новые. Государственная поддержка предприятиям АПК предоставляется в виде льготного налогообложения, предоставления субсидий, целевого финансирования. Однако под влиянием внешних условий строительство и технологическое оснащение новых объектов не всегда соответствует заявленным требованиям и завершается в установленные сроки.
Цель данного исследования заключается в оценке текущего состояния агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области и определение перспективных направлений его развития.
Основные задачи исследования:
- рассмотреть показатели состояния и развития агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области;
- провести анализ обеспеченности местами хранения сельскохозяйственной продукции, производимой в регионе;
- изучить наиболее перспективные инвестиционные проекты регионального АПК.
Теория и методы
Решение поставленных задач позволить определить направления развития регионального АПК. В процессе выполнения исследования использованы следующие методы исследования: статистический метод и метод аналитической диагностики показателей обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области.
Вопросы изучения влияния факторов на формирование и развитие ресурсного потенциала регионального АПК отражены в работах авторов Черданцева В.П., Заглядовой М.Х., Исаевой О.В., Анциферовой О.Ю. и многих других ученых.
В работе Черданцева В.П., Заглядовой М.Х. учеными изучено влияние различных факторов на эффективность управления развитием АПК региона, определены направления современного менеджмента АПК [1].
Анциферова О.Ю., Петрова Л.М. рассматривают уровень самообеспечения основными продуктами питания как ключевой критерий продовольственной безопасности страны. В ходе исследования проанализирован уровень самообеспечения основными продуктами питания по федеральным округам Российской Федерации [2].
Исследования авторов Андреевой М.В., Ки-рик О.Б., Борисова А.С., Киреевой М.М., Востро-вой А.П., Урусовой А.Б. направлены на выявление путей повышения уровня продовольственной безопасности на региональном уровне, определение траектории развития агропромышленного комплекса региона [3-5].
В работе Bosak V., NovaCek А., & Slach О. предложено использовать результаты оценки внутренних особенностей инфраструктуры с учетом общих мировых тенденций для достижения более высокого уровня конкурентоспособности промышленного региона [6].
Dëmш"ger в своем исследовании проводит анализ данных об инвестициях в развитие инфраструктуры регионов и показателях экономического роста (на примере провинций Китая) [7].
Создание инженерной и транспортной инфраструктуры, организация фитосанитарного контроля, обеспечение функционирования автоматизированных информационных логистических систем способствует развитию сети оптово-распредели-тельных центров (ОРЦ) для сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции.
ОРЦ позволяет хранить сельскохозяйственную продукцию, произведенную в регионе, длительный срок, что способствует сокращению импорта продукции и сырья в весенний и зимний периоды, стабилизировать цены на рынке, а также поддержать местных производителей. Существующие в регионе на сегодняшний день крупные ОРЦ работают в основном на собственные нужды торговых сетей.
Результаты
Агропромышленный комплекс Свердловской области насчитывает около 300 сельскохозяйственных организаций, 750 фермерских хозяйств и ИП, а также более 800 предприятий, производящих пищевые продукты питания и напитки. По данным статистики, в регионе более 443,3 тыс. граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и другие формы индивидуального хозяйства. Пищевая и перерабатывающая промышленность представлена 11 отраслями и более 20,5 тыс. работающих.
Из данных, приведенных в табл. 1, видно, что в регионе наблюдается снижение производства сельскохозяйственной продукции в виду неблагоприятных погодных условий 2021 года (засуха), низкой урожайности и низкой всхожестью семенного материала.
Одним из наиболее приоритетных направлений деятельности АПК региона является совершенствование системы хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, произведенных в Свердловской области.
Данные, представленные в табл. 2, свидетельствуют о низком уровне самообеспеченности Свердловской области овощами: 34,5 % вследствие сложных климатических условий и ограни-
se
ченности сроков производства продукции; мясом: 53,6 %, прежде всего свининой и говядиной, ввиду низкой конкурентоспособности местных товаропроизводителей по сравнению с производителями из Челябинской и Курганской областей, которые традиционно являются лидерами в производстве данного вида продукции.
В табл. 3 представлены статистические данные о потреблении основных продуктов питания населением Свердловской области за 2017-2021 гг.
Прирост объема сельскохозяйственной продукции 2022 году составил 12,9 %.
По данным министерства АПК и потребительского рынка Свердловской области объем экспорта всей продукции агропромышленного комплекса региона в стоимостном выражении в сопоставимых ценах увеличился на 11,4 % к 2021 году. Увеличение объема экспорта произошло за счет
расширения ассортимента продукции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности для стран ближнего и дальнего зарубежья.
Сельхозтоваропроизводители Свердловской области обеспечены местами хранения картофеля и овощей открытого грунта в объеме более 230 тысяч тонн. Региональные власти ставят перед сельхозпроизводителями задачу по обеспечению продовольственной безопасности региона, расширению объемов и ассортимента выпускаемой продукции местных товаропроизводителей.
Однако увеличение производства сельскохозяйственной продукции сталкивается с серьезной проблемой по обеспечению ее сохранности и последующей переработкой, что обусловлено нехваткой мест хранения произведенной продукции и недостаточных мощностей по переработке. Это приводит к потере до 30 % урожая.
Таблица 1
Производство сельскохозяйственной продукции на территории Свердловской области [8, 9]
Наименование продукции 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Молоко и молокопродукты 717,5 739,6 767,1 807,1 806,1
Мясо и мясопродукты, тыс.тонн 270,1 272,4 273,4 278,2 253,6
Яйца, млн штук 1523,6 1537,4 1572,3 1515,0 1596,3
Картофель, тыс. тонн 594,6 764,8 738,7 687,2 597,2
Овощи, тыс.тонн 179,6 191,7 200,5 179,5 138,1
Таблица 2
Сохранение уровня самообеспечения населения Свердловской области сельскохозяйственной продукцией, произведенной на территории Свердловской области, % [8, 9]
Наименование продукции 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Молоко и молокопродукты 68,7 70,3 73,3 74,4 78,2
Мясо и мясопродукты 57,5 58,0 58,7 55,1 53,6
Яйца 101,6 102,5 101,1 107,1 108,4
Картофель 109,5 101,1 95,7 88,6 83,5
Овощи 42,3 44,0 41,1 33,3 34,5
Наименование продукции 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Мясо и мясопродукты 79 79 79 78 77
Молоко и молокопродукты 239 239 240 242 240
Яйца и яйцепродукты, штук 315 318 318 311 313
Картофель 99 99 99 98 94
Овощи и продовольственные бахчевые культуры 100 101 102 98 94
Фрукты и ягоды 74 77 79 77 74
Сахар 39 39 39 38 37
Хлебные продукты 123 123 122 123 121
Растительное масло 16,5 16,5 16,5 16,6 16,1
Таблица 3
Потребление основных продуктов питания населением Свердловской области за 2017-2021 гг.,
на душу населения в год, кг [8, 9]
Второй проблемой, связанной с сельскохозяйственным производством, является недостаток семенного фонда для расширения производства. Введение ограничительных мер со стороны западных компаний, связанных с селекцией и производством семян, привело к недостатку посадочного материала. В связи с этим Правительством проводится ряд мер, направленных на развитие местного оригинального семеноводства, адаптированного для нужд Урала.
Распространение на территории страны карантинных объектов, связанных с сельскохозяйственными культурами, имеет важное значение для экспортного потенциала регионов. Самый распространенный способ проникновения карантинных вредных организмов на территорию РФ - импорт различных видов сельскохозяйственной продукции, в том числе зараженных семян. Ежегодно в Россию ввозится более 100 тыс. тонн импортного семенного материала. Зараженный семенной материал способен нанести значительный экономический ущерб для сельскохозяйственной отрасли, в части потери урожайности, возникновения дополнительных затрат по очистке семян, расходов на ликвидацию последствий, что приводит к повышению себестоимости продукции.
Обеспечение фитосанитарного благополучия территории РФ, ответственность за качество, безопасность и фитосанитарную сертификацию продовольствия возложены на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Рос-сельхознадзор). По итогам деятельности Федеральной службы в 2022 году во ввозимых в Российскую Федерацию партиях различной подкаран-тинной продукции были обнаружены в семенном материале - 12 видов карантинных объектов из 13 стран. При проведении надзорных мероприятий проконтролировано 132 тыс. партий семян (массой 828 тыс. тонн), из них 1,1 тыс. партий семян (массой 47,5 тыс. тонн) не соответствуют требованиям национальных стандартов. Также были приняты экстренные меры и запрещен ввоз семенного и посадочного материала из 17 зарубежных стран (Израиль, Испания, Италия, Франция и др.) [10].
Развитие селекции растений и семеноводства является одним из национальных интересов государства, обозначенным в Доктрине продовольственной безопасности. Так, для обеспечения про-слеживаемости оборота семенного материала создана Федеральная государственная информацион-
ная система «Семеноводство», позволяющая получать сведения о селекционных достижениях, допущенных к использованию в конкретном регионе, о качестве семенного материала, произведенного на территории РФ, а также об импортируемом материале.
В целях обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей качественным семенным материалом на территории Уральского федерального округа семеноводством сельскохозяйственных культур занимаются Южно-Уральское НИИ садоводства и картофелеводства (Челябинская область) и Уральский научно-исследовательский институт сельского хозяйства - филиал федерального государственного бюджетного научного учреждения «Уральский федеральный аграрный научно-исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук», чьи селекционные достижения отличаются высокой жаростойкостью, выведены в условиях высокой плотности почвы, обладают высокоадаптивными характеристиками для выращивания культур в зонах рискованного земледелия.
Третья проблема - это сбыт продукции, что особенно важно для субъектов малого и среднего бизнеса. Местным производителям практически невозможно представить свою продукции на полках торговых сетей в виду малого объема производства. С целью решения этой проблемы Министерство агропромышленного комплекса организует ярмарки выходного дня, позволяющие населению осуществлять закупку сельскохозяйственной продукции для личных нужд непосредственно от товаропроизводителя. Информация о проведенных ярмарочных мероприятиях отражена в табл. 4.
В течение 2022 года на территории Свердловской области проведено 3365 ярмарок, что на 5 % больше, чем в 2021 году. В том числе проведено 1204 сельскохозяйственных ярмарки, что на 6 % больше, чем в 2021 году.
В регионе продолжается активная работа по строительству овоще- и картофелехранилищ. За период с 2017 по 2021 год хозяйствами области построено и введено мест хранения картофеля и овощей открытого грунта общей емкостью 28,0 тысяч тонн (2017 год - 5,0 тыс. тонн, 2018 год -3,0 тысяч тонн, 2019 год - 13,0 тысяч тонн, 2020 год - 5,0 тысяч тонн, 2021 год - 2,0 тысяч тонн).
Сельскохозяйственные товаропроизводители Свердловской области в 2021 году продолжили
Таблица 4
Количество проведенных ярмарочных мероприятий на территории Свердловской области [9]
Мероприятие 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Всего ярмарок, в т.ч. 2620 3331 2726 2910 3209 3365
Сельскохозяйственные ярмарки 672 679 886 890 1138 1204
Прочие ярмарки 1948 2652 1840 2020 2071 2161
работу по строительству хранилищ для сохранения полученного урожая картофеля и овощей открытого грунта. С вводом в эксплуатацию мощностей по хранению на 2 тыс. тонн обеспеченность к началу 2022 года составила 95,3 % от потребности (на начало 2021 года - 94,5 %) (рис. 1).
Наиболее крупные овощехранилища входят в состав агропромышленных комбинатов, например, агропромышленный комбинат «Белореченский». Комбинат поставляет продукцию во все крупные торговые сети и социальные учреждения. Субсидирование строительства и модернизации овощехранилищ (софинансирование за счет средств федерального и областного бюджетов). Овощехранилища оснащены вентиляцией и системой кондиционирования.
Требования, предъявляемые к современному овощехранилищу:
- Точность работы систем климатического контроля (поддержание температуры и влажности в определенном диапазоне. Для больших объемов продукции необходимо специальное оборудование для овощехранилищ, включающее вентиляцию и искусственный холод).
Вентиляция овощехранилища используется для поддержания необходимых параметров воздуха в помещении, сушки, продолжительного хранения овощей и корнеплодов.
Современное холодильное оборудование для овощехранилищ позволяет охлаждать, замораживать, консервировать, хранить скоропортящиеся фрукты и овощи.
98 96 94 92 90 88 86 84 82 80
94,5
95,3
92,4
87,1
85,9
2017 2018 2019 2020 2021
■ обеспеченность местами хранения (на конец года), % Рис. 1. Обеспеченность местами хранения для картофеля и овощей [9]
Навальное (насыпное) хранение
Контейнерное хранение
Рис. 2. Типы хранения овощей
Источник: http://hps-agro.ru/astrakhan/index/navalnoe-hranenie30.html
- Максимальная автоматизация основных технологических процессов.
- Возможность удаленного контроля и диагностики систем.
- Гибкая настройка работы системы с учетом требований к хранению конкретного продукта.
Хранение сельскохозяйственного сырья осуществляют тремя способами (рис. 2):
- в навал (насыпью на пол);
- в контейнерах или ящиках;
- на стеллажах.
Основные преимущества и недостатки типов хранения овощей представлены в табл. 5.
При организации хранения сельскохозяйственного сырья и продуктов питания контейнерным типом хранения предусмотрена возможность использовать одно и тоже помещение под разные виды продукции, учитывая сезонность, группировать продукцию по температуре и влажности воздуха, для совместного хранения. Удобство загрузки и выгрузки сельскохозяйственной продукции, мониторинг качества и своевременное удаление испорченных овощей обеспечивает сохранность товарных запасов.
Обсуждение и выводы
Оптово-распределительный центр представляет собой комплекс сооружений и оборудования, предназначенного для хранения, доработки, первичной и глубокой переработки, упаковки и реализации сельскохозяйственной продукции. Согласно утвержденному Перечню инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития Свердловской области на 2022-2023 годы одним из перспективных является проект по строительству и эксплуатации Уральского оптово-распределительного центра, позволяющего осуществлять централизованный закуп продукции у сельхозпроизводителей
с последующей реализацией в оптовую сеть. Проект направлен на достижение показателей, определенных Указом Президента РФ № 474: в рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство»: реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года.
Целью инвестиционного проекта является строительство и эксплуатация оптово-распредели-тельного центра (ОРЦ) - комплекса сооружений и оборудования, предназначенного для хранения, доработки, первичной и глубокой переработки, упаковки и реализации сельскохозяйственной
продукции для централизованного закупа продукции у сельхозпроизводителей с последующей реализацией в оптовую сеть.
Территориальное расположение оптово-распределительного центра определено близостью к производителям сельхозпродукции и равноуда-ленностью от региональных центров: Екатеринбурга, Тюмени и Кургана (рис. 3).
Идея создания единого оптово-распредели-тельного центра, объединяющего крупных и малых производителей, а также локальный оптовиков, под влиянием внешних факторов и нестабильной экономической ситуацией претерпела значительные изменения с 2016 года (рис. 4).
Согласно Материалам к совещанию по вопросу реализации инвестиционного проекта «Уральский оптово-распределительный центр по длительному хранению, переработке и оптовой продаже овощей и продуктов питания» [12] на территории Камышловского городского округа от 2016 года, изначально предполагалось строительство в 2 этапа:
1 этап: 1 очередь - организация инфраструктуры комплекса, строительство склада длительного хранения овощей, на 6000 тонн + цех предпро-
Таблица 5
Преимущества и недостатки типов хранения овощей
Навальный тип хранения Контейнерный тип хранения
Преимущества
Более низкая стоимость хранения; Max полная загрузка помещения не требует применения контейнеров, дополнительной тары для хранения продуктов Удобство проведения мониторинга качества продукции, уборка испорченной/поврежденной продукции; Удобство перемещения тары и продукции для хранения; Вентиляция овощехранилища
Недостатки
Высокий процент потерь продукции; затруднен мониторинг качества продукции; особые требования к прочности стен (повышенное боковое давление); дополнительные затраты на приобретение техники по разгрузке продукции Затраты на санитарную обработку контейнеров Высокая стоимость контейнеров, необходимость дополнительных мест для их хранения
дажной подготовки; 2 очередь - овощехранилище 5800 тонн + производство по глубокой переработке овощей и 3 очередь - овощехранилище 11800 тонн.
Рис. 3. Территориальное расположение ОРЦ [11]
2 этап: распределительный центр на 8000 тонн (охлаждаемые помещения от 0 до +10 °С и от -24 до 0 °С объемом хранения до 3000 тонн и неохлаж-даемые помещения (сухой склад) до 5000 тонн).
В настоящее время текущее состояние проекта оценивается положительно: в наличии земельный участок под реализации проекта; разработана проектная документация; получено положительное заключение экспертизы; получены разрешения на строительство на все этапы; получены ТУ на подключение коммуникаций; в наличии коммерческие предложения на все оборудование для при-
емки, переработки, упаковки и складское оборудование и на логистическое ПО.
Планируемый объем инвестиций по проекту составляет 1 937 млн руб., основные параметры проекта отражены в табл. 6.
Реализация проекта будет осуществляться в 6 этапов, начиная с 2023 года (рис. 5).
Овощехранилища № 1-4 предназначены для сортировки и фасовки в сетки для немедленной реализации продукции. Распределительный центр предназначен для приёма, хранения и выдачи товаров, продуктов питания широкой номенклатуры, комплектации товаров к отправке в розничную торговую сеть, а также сдачи в аренду складских помещений независимым арендаторам и использования их по функциональному назначению. Цех переработки предназначен для предпродажной и глубокой переработки овощей (сухая чистка, мойка, полировка, фасовка в сетки и пакеты, очистка, шлифовка, термическая обработка паром, вакуумная упаковка, сублимационная сушка).
Мультитемпературные склады и овощехранилища, входящие в оптово-распределительный центр, будут состоять из морозильных, холодильных и отапливаемых складских площадей, предназначенных для хранения сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, что способствует в свою очередь снижению потерь производителей при хранении до 10 %.
Предлагаемая разработчиками проекта модель функционирования оптово-распределительного склада позволяет производителям сельскохозяйственной продукции снизить издержки на доставку за счет централизованной логистики (рис. 6).
Проект 2016 года Проект 2020 года
Рис. 4. Схема размещения объектов «Уральского ОРЦ» Составлено авторами по [11, 12]
Таблица 6
Основные параметры инвестиционного проекта «Уральский ОРЦ»
Параметр Значение
Сроки реализации проекта Начало реализации Проекта - март 2023 г. Ввод объекта в эксплуатацию - август 2029 г.
Мощность 31 840 тонн
Количество сотрудников 213 человек
Средняя цена продаж 38,52 руб./кг
Средняя цена покупки 11,76 руб./кг
Постоянные затраты 75,14 млн руб. в месяц
Выручка в месяц 231 млн руб.
Система налогообложения ОСНО
Строительно-монтажные работы март 2023 г. - июль 2029 г.
Ввод объекта в эксплуатацию по 1 этапу август 2024 г.
Расчетный период составляет 30 лет (2023-2053 годы)
Осуществленные инвестиции в проект инвестором на 89,3 млн руб.
проектно-сметную документацию и рыночная стои-
мость оценки земельного участка (отчет об оценке № 2561-Р/2022)
Оплата инвестиционных затрат на строительство ОРЦ 1 710,91 млн руб.
Создание маркетплейса 73,488 млн руб.
Оборотный капитал 63,994 млн руб.
Собственный капитал 89,3 млн руб.
Заемный капитал на пополнение оборотных средств 63,994 млн руб.
(денежные средства кредитных организаций и иного финансирования)
Средства концедента 1 784,398 млн руб. на строительство ОРЦ и создание маркетплейса
Источник: https://invest-in-ural.ru/projects/sozdanie-optovo-raspredelitelnogo-tsentra-agroproduktsii-v-g-kamyshlov/
1 ЭТАП
овощехранилище № I (6700 тонн), цех переработки, склад тары, контрольно-пропускной пункт № 1
¥
2 ЭТАП
овощехранилище № 2 (6700 тонн)
3 ЭТАП
овощехранилище № 3 (6700 тонн)
4 ЭТАП
овощехранилище № 4 (6700 тонн)
5 ЭТАП
распределительный центр (5040 тонн), контрольно-пропускной пункт № 2
6 ЭТАП административное здание
Рис. 5. Этапы реализации проекта [11]
Рис. 6. Модель функционирования «Уральский оптово-распределительный центр»
Источник: https://invest-in-ural.ru/projects/sozdanie-optovo-raspredelitelnogo-tsentra-agroproduktsii-v-g-kamyshlov/
Эффективная инфраструктура логистики и дистрибуции способствует повышению качества и безопасности продукции, что является национальным интересом государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период и одним из приоритетных направлений по реализации Доктрины продовольственной безопасности РФ1.
Примером успешной реализации подобного проекта по созданию крупного распределительного центра сельскохозяйственной продукции является строительство Транспортного агро-логистического парка «Уфимский», входящего в перечень приоритетных инвестиционных проектов Башкортостана, с объемом инвестиций 37 млрд руб. В настоящее время выполнено порядка 60 % земляных работ (с июля 2021 г.). Проект парка представляет собой строительство агропромышленного парка и промышленно-логистического парка и подразумевает создание инженерной инфраструктуры, складов, таможенной зоны для работы с импортом и экспортом, развитой сети железнодорожной инфраструктуры. Первую очередь парка запустят в 2023 г. Концепцией парка преду-
1 https://www.minobrnauki.gov.ru/common/upload/library/ 2020/15/Doktrina_prodovolstvennoy_bezopasnosti.pdf
смотрено создание более 2000 рабочих мест (по завершению инвестиционной фазы).
Выводы
Ключевые результаты проекта Уральского ОРЦ окажут влияние на повышение регионального показателя продовольственной безопасности, снижение цен на продовольственную продукцию в Свердловской области, реализацию экспортного потенциала сельского хозяйства Свердловской области, а также на повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса и повышение качества питания и улучшения здоровья населения в регионе.
Реализация проекта позволит обеспечить хранение сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, обеспечить торговые сети и предприятия общественного питания в нужном количестве данным видом продовольствия в течение всего года.
Концепцией проекта предусмотрено создание единой информационной платформы, торговой и платежной системы для всех участников рынка, а также разработка Маркетплейса для организации оптовой торговли между поставщиками и покупателями. Преимуществом создания электронной площадки является предоставление ОРЦ комплекса услуг - мониторинг поставки и гарантия сделки,
логистика, контроль качества и возможность возврата товара, страхование, юридическое и таможенное оформление.
Проект «Уральский оптово-распределитель-ный центр» соответствует целям устойчивого и
сбалансированного пространственного развития РФ, направленного на ускорение темпов экономического роста, технологического развития, а также на обеспечение продовольственной безопасности региона и национальной безопасности страны.
Список литературы
1. Черданцев В.П., Заглядова М.Х. Факторы, влияющие на эффективность управления АПК региона // Фундаментальные исследования. 2015. № 7-2. С. 436-439.
2. Анциферова О.Ю., Петрова Л.М. Уровень самообеспечения основными продуктами питания -ключевой критерий продовольственной безопасности страны // Московский экономический журнал. 2021. № 11.
3. Андреева М. В., Кирик О. Б., Борисова А. С. Повышение уровня продовольственной безопасности региона: кластерный подход // Вестник университет. 2021. № 8. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-8-107-115
4. Киреева М.М., Вострова А.П. Оценка товаропроизводящей инфраструктуры для обеспечения продовольственной безопасности на потребительском рынке региона // МНИЖ. 2021. № 12-4 (114).
5. Урусова А.Б. Инновационное развитие аграрной сферы АПК // Вестник Академии знаний. 2022. № 2 (49).
6. Bosak V., Novacek A., & Slach O. Industrial culture as an asset, barrier and creative challenge for restructuring of old industrial cities: case study of Ostrava (Czechia) // GeoScape. 2018. Vol. 12(1). P. 52-64. DOI: 10.2478/geosc-2018-0006
7. Demurger S. Infrastructure development and economic growth: an explanation for regional disparities in China? // Journal of comparative economics. 2001. Vol. 29, iss. 1. P. 95-117. DOI 10.1006/jcec.2000.1693
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/
9. Официальный сайт Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области. URL: https://mcxso.midural.ru/
10. Официальный сайт Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области. URL: https://66.fsvps.gov.ru/
11. Создание оптово-распределительного центра агропродукции в г. Камышлов // Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области. URL: https://invest-in-ural.ru/projects/sozdanie-optovo-raspredelitelnogo-tsentra-agroproduktsii-v-g-kamyshlov/
12. Официальный сайт администрации Камышловского городского округа. URL: http://gorod-kamyshlov.ru/
References
1. Cherdantsev V.P., Zaglyadova M.Kh. Factors influencing the efficiency of management of the agro-industrial complex of the region. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2015, no. 7-2, pp. 436439. (In Russ.)
2. Antsiferova O.Yu., Petrova L.M. The level of self-sufficiency in basic food products is a key criterion for the country's food security. Moscow Economic Journal, 2021, no. 11. (In Russ.)
3. Andreeva M.V., Kirik O.B., Borisova A.S. Improving the level of food security of the region: cluster approach. Vestnik Universiteta, 2021, no. 8. (In Russ.) DOI: 10.26425/1816-4277-2021-8-107-115
4. Kireeva M.M., Vostrova A.P. Assessment of commodity-producing infrastructure to ensure food security in the consumer market of the region. MNIZH, 2021, no. 12-4 (114). (In Russ.)
5. Urusova A.B. Innovative development of the agricultural sector of the agro-industrial complex. Vestnik Akademii znaniy [Bulletin of the Academy of Knowledge], 2022, no. 2 (49). (In Russ.)
6. Bosák V., Novácek A., & Slach O. Industrial culture as an asset, barrier and creative challenge for restructuring of old industrial cities: case study of Ostrava (Czechia). GeoScape, 2018, vol. 12(1), pp. 52-64. DOI: 10.2478/geosc-2018-0006
7. Démurger S. Infrastructure development and economic growth: an explanation for regional disparities in China? Journal of comparative economics, 2001, vol. 29, iss. 1, pp. 95-117. DOI: 10.1006/jcec.2000.1693
8. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki [Official website of the Federal State Statistics Service]. URL: https://rosstat.gov.ru/
9. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva agropromyshlennogo kompleksa i potrebitel'skogo rynka Sverdlovskoy oblasti [Official website of the Ministry of Agro-Industrial Complex and Consumer Market of the Sverdlovsk Region]. URL: https://mcxso.midural.ru/
10. Ofitsial'nyy sayt Upravleniya Federal'noy sluzhby po veterinarnomu i fitosanitarnomu nadzoru po Sverdlovskoy oblasti [Official website of the Office of the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance in the Sverdlovsk Region]. URL: https://66.fsvps.gov.ru/
11. Sozdanie optovo-raspredelitel'nogo tsentra agroproduktsii v g. Kamyshlov [Creation of a wholesale distribution center for agricultural products in the city of Kamyshlov]. Agentstvo po privlecheniyu investitsiy Sverdlovskoy oblasti [Investment Promotion Agency of the Sverdlovsk Region]. URL: https://invest-in-ural.ru/projects/sozdanie-optovo-raspredelitelnogo-tsentra-agroproduktsii-v-g-kamyshlov/
12. Ofitsial'nyy sayt administratsii Kamyshlovskogo gorodskogo okruga [Official website of the administration of the Kamyshlov city district]. URL: http://gorod-kamyshlov.ru/
Информация об авторах
Карх Дмитрий Андреевич, профессор кафедры логистики и коммерции, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected]
Аббазова Венера Нагимовна, старший преподаватель кафедры управления качеством и экспертизы товаров и услуг, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected]
Школьникова Марина Николаевна, профессор кафедры технологии питания, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected]
Information about the authors
Dmitrii A. Karkh, Professor at the Department of Logistics and Commerce, Ural State Economic University, Yekaterinburg, Russia, [email protected]
Venera N. Abbazova, Senior Lecturer, Department of Quality Management and Expertise of Goods and Services, Ural State Economic University, Yekaterinburg, Russia, [email protected]
Marina N. Shkolnikova, Professor at the Department of Nutrition Technology, Ural State Economic University, Yekaterinburg, Russia, [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.07.2023 The article was submitted 05.07.2023
es