Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Корея / публичная дипломатия / Центральная Азия / перспективы развития / базовый план / Republic of Korea / public diplomacy / Central Asia / development prospects / basic plan

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Н.В. Сенякина

Публичная дипломатия РК в Центральной Азии активно используется Сеулом для продвижения своих национальных интересов. За это время было разработано РК ряд инициатив, таких как «Всеобъемлющая Центрально-азиатская инициатива», «Евразийская инициатива», «Новая северная политика» и другие. В связи с этим возникает необходимость об исследовании перспектив развития публичной дипломатии РК в Центральной Азии. В данной работе анализировались «Базовый план о публичной дипломатии 2022-2027 гг.», где были определены направления развития публичной дипломатии Республики Корея, а также итоговые заявления участников форума «Республика КореяЦентральная Азия», которые могут предоставить актуальное видение будущего публичной дипломатии РК в Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PUBLIC DIPLOMACY OF THE REPUBLIC OF KOREA IN CENTRAL ASIA

The public diplomacy of the Republic of Korea in Central Asia is actively used by Seoul to promote its national interests. During this time, the Republic of Korea has developed a number of initiatives, such as the "Comprehensive Central Asian Initiative", "Eurasian Initiative", "New Northern Policy" and others. In this regard, there is a need to study the prospects for the development of public diplomacy of the Republic of Korea in Central Asia. In this paper, the "Basic Plan on Public Diplomacy 2022-2027" was analyzed, where the directions for the development of public diplomacy of the Republic of Korea were identified, as well as the final statements of the participants of the forum "Republic of Korea-Central Asia", which can provide an up-to-date vision of the future of public diplomacy of the Republic of Korea in Central Asia.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Н.В. Сенякина, магистрант Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-9-1-168-172

Аннотация. Публичная дипломатия РК в Центральной Азии активно используется Сеулом для продвижения своих национальных интересов. За это время было разработано РК ряд инициатив, таких как «Всеобъемлющая Центрально-азиатская инициатива», «Евразийская инициатива», «Новая северная политика» и другие. В связи с этим возникает необходимость об исследовании перспектив развития публичной дипломатии РК в Центральной Азии. В данной работе анализировались «Базовый план о публичной дипломатии 2022-2027 гг.», где были определены направления развития публичной дипломатии Республики Корея, а также итоговые заявления участников форума «Республика Корея-Центральная Азия», которые могут предоставить актуальное видение будущего публичной дипломатии РК в Центральной Азии.

Ключевые слова: Республика Корея, публичная дипломатия, Центральная Азия, перспективы развития, базовый план.

После распада СССР новым суверенным центрально-азиатским республикам необходимо было укрепить свое новое положение, привлекать активно в свою страну инвестиции и повышать благосостояние каждой из республик. Южная Корея признала независимость всех пяти республик и установила с каждой дипломатические отношения в период с 1991 года. Узбекистан и Казахстан стали проводить прагматичную, миролюбивую, внеблоковую политику, искать новых партнеров в лице стран АТР, тем самым продвигая свои национальные интересы на мировой арене. Республика Корея активно зашла на богатый и широкий центральноазиатский рынок с 1990-х гг., реализовывая совместные инвестиционные, инфраструктурные, торговые, политические и культурные проекты в ЦА.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы охарактеризовать публичную дипломатию Республики Корея в странах Центральной Азии, определить ее особенности и перспективы. В данной работе были использованы общенаучные методы, а также был проведен контент-анализ.

Корейская публичная дипломатия выступает эффективным инструментом продвижения своего национального имиджа в

данном регионе. Этому успеху сопутствуют определенные особенности стратегии публичной дипломатии и двусторонних отношений между странами в Центральной Азии. Традиционно Узбекистан и Казахстан являются приоритетными партнерами в регионе для корейского бизнеса. Эти государства обладают богатыми природными ресурсами, рабочей силой, гибкой внешней политикой, благоприятной средой для бизнеса, а также культурными сходствами между РК с Узбекистаном и Казахстаном.

Развитие инструментов публичной дипломатии может находиться под влиянием различных факторов. На сегодняшний день существует множество рисков, связанных с экономическими издержками, санкциями на партнеров и геополитическими перестановками в мире, что может негативно сказаться на бюджете РК. Но в целом говоря о перспективе развития инструментов публичной дипломатии отметим важную роль «Базового плана публичной дипломатии с 2022-2027 гг.», который отражает основные цели и задачи для РК, в рамках публичной дипломатии, в том числе и в регионе Центральной Азии.

В перспективе, правительство РК видит необходимость в наращивании бюджета на

культурную и научную дипломатию, продвижение «Халлю» за рубежом. Второй план отражает стремление Кореи стать центром научно-технического центра в Азии; продвижение идей мира на Корейском полуострове; укрепление международных связей с ветеранами и их потомками в Корейской войне; приглашать страны на участие в международных многосторонних саммитах; продвигать идеи демократизации; разрабатывать цифровой контент образования, курсов по корейскому языку, а также материал для более глубокого понимания Кореи в мире; укреплять сети для многостороннего интерактивного культурного обмена; внедрять корейский язык в качестве второго или третьего языка в школах и университета в других странах, а также расширять глобальные бизнес сети и продвигать отечественную экосистему стартапов.

Знакомство и распространение корейской культуры включает в себя такие мероприятия, как Дни корейской культуры, Неделя Кореи, Корейский фестиваль, а также создание «Евразийской молодежной академии» для молодежи в Центральной Азии и др. На современном этапе развития взаимоотношений Республика Корея рассматривается странами Центральной Азии как надежный, ответственный и выгодный партнер в рамках политико-экономического сотрудничеств. Корейская публичная дипломатия является многосторонней, и ее культурная экспансия не представляет собой угрозы для местного населения, так как одной из особенности культурно-гуманитарного сотрудничества РК с ЦА является корейская диаспора и миролюбивая политика в регионе. Формируя свой положительный имидж, центрально-азиатские страны добровольно выбирают сотрудничество с Республикой Корея, так как видят в этом большую выгоду.

Республика Корея за последние 30 лет наибольшие инвестиции вкладывала в Казахстан и Узбекистан. Данные действия определенны наибольшим количеством этнических корейцев в этих странах, в то время как Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан являются менее стабильными во внутренней политике, более под-

вержены политическим потрясениям, конфликтам и террористическим атакам, что отталкивает желание инвесторов развивать эти республики. В целях формирования положительного имиджа, Сеул, придерживаясь статуса «средней державы», использует экономические, политические, гуманитарные и «мягкие» инструменты своего влияния на регион.

В 2005 году РК разработала первую стратегию «Всеобъемлющая Центрально-азиатская инициатива», нацеленную на Центральную Азию, а именно на налаживание экономических и энергетических отношений с Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном. Национальные цели РК в рамах данной инициативы были следующие: создать плацдарм для продвижения своих товаров вглубь Евразийского континента; обеспечить бесперебойные поставки энергетических ресурсов; исследовать рынок сбыта и увеличить экспорт до 10 млрд. долларов к 2015 году.

Для реализации поставленной цели -увеличить количество поставок на центрально-азиатский рынок, продвигать корейский бренд, наладить тесные культурные и дипломатические связи Республика Корея решила вовлечь все пять республик вместе и создать одну диалоговую площадку. Таким событием многостороннего формата сотрудничества стало создание Форума Республика Корея - Центральная Азия в 2007 году. Цель данного Форума состояла в том, чтобы путем многостороннего сотрудничества укрепить и расширить экономический потенциал партнеров, развивать сотрудничество по ИКТ, обсудить инфраструктурные и инвестиционные проекты, а также посредством культуры, науки и образования повышать качество специалистов и доверие между сторонами.

В продолжении наращивания многостороннего сотрудничества, в 2013 году Пан Кын Хе выдвинула идею «Евразийская инициатива», которая подразумевала только сотрудничество РК - Центральная Азия, а именно усиление инвестиционного, экономического и культурного влияния на Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, а также создание «Мирного и Единого континента», который преследовал цель

интегрировать все страны данного региона в совместное экономическое евразийское пространство. Планировалось объединить все страны транспортными, энергетическими, торговыми, культурными и гуманитарными связями, тем самым повысив благосостояние каждой из республик. Эта идея носила мирный характер поступательного развития отношений между центрально-азиатскими странами и Южной Кореей.

Далее в 2017 году в Сеуле был создан Секретариат Форума Республика Корея -Центральная Азия, где представители государственных компаний, бизнеса, культуры проводят периодические встречи по ключевым вопросам сотрудничества, а также в этот период продвигалась «Новая северная политика» Мун Чжэ Ином. Одним из примеров такого плодотворного сотрудничества в рамках многостороннего Форума Республика Корея - Центральная Азия является прошедшая в 2021 году бизнес встреча в формате «5+1» в Душанбе, где был подписан План действий на 2022 год по реализации среднесрочных и долгосрочных проектов по развитию транспорта и логистики, энергетики, промышленности, защите окружающей среды, образованию, культуре и туризму.

В рамках данной работы было проведено эмпирическое исследование - контент-анализ. За основу был взят материал заявлений лидеров правительств ежегодного Форума сотрудничества Республика Корея-Центральная Азия. Категории были разбиты на две колонки с названиями «Приоритетные направления с 2007 по

2015 гг.» и «Приоритетные направления с

2016 по 2022 гг.». Такой выбор был обусловлен прежде всего тем, что именно данный Форум сотрудничества РК и ЦА является единой дискуссионной и деловой площадкой со всеми странами ЦА.

Так можно заметить, что градация единиц анализа проходила по принципу прямых экономических интересов и косвенных через инструменты публичной дипломатии. По результатам анализа, можно определить следующее, что с 2007 по 2015 год и РК, и ЦА были нацелены на укрепление экономических связей по добыче

ресурсов, развитию ИКТ, энергетическо-промышленных комплексов, транспорта. Образование и культура занимали высокие позиции. Это свидетельствует о том, что эти две сферы тесно взаимосвязаны не только друг с другом, но и также привязаны к экономическим потребностям (обучение квалицированных работников, расширение гуманитарного присутствия, языка и другое).

Период с 2016 по 2022 показывает, что большее внимание стало уделяться вопросам безопасности, информационным технологий, сотрудничеству с Корейским агентством международного сотрудничества, а также традиционно культурно-образовательной сфере и добывающей промышленности. Стоит отметить, что именно в этот период продвигались идеи «Евразийской инициативы», а также «Новой Северной политики», стратегическая цель которых являлась углубление экономических связей в рамках «5+1», продвижение денуклеаризации Корейского полуострова и попытки создания стабильности и безопасности в ЦАР. Тем самым стоит отметить, что за все время работы Форума внимание вопросам публичной дипломатии уделялось не меньше, а наравне с экономикой, инвестициями и др.

Выводы

В ходе исследования была достигнута цель, которая состояла в том, чтобы охарактеризовать публичную дипломатию Республики Корея в странах Центральной Азии, определить ее особенности и перспективы. Корейская публичная дипломатия стала активным проводником внешней политики Республики Корея. Культурно-гуманитарное сотрудничество повышает уровень доверия партнеров, помогает выходить на новый уровень двустороннего и многостороннего формата взаимоотношений. С каждым годом бюджет РК увеличивается на публичную дипломатию. Исходя из исследования, Республика Корея планирует прикладывать такими же темпами больше усилий в сохранении и повышении уровня отношений с Центральной Азией, если не произойдет каких-либо резких внешнеполитических потрясений в мировой экономике.

Таблица 1. Итоговый бланк анализа

Категории Упоминаемость: Форум сотрудничества РК и ЦА с 2007 по 2022 гг. итоговые заявления

Максимальные значения Минимальные значения

Приоритетные направления с 2007 по 2015 Ресурсы, энергетика, технологии, транспорт, образование, культура промышленность Безопасность, логистика, ИКТ, строительство, туризм, гуманитарные связи, побратимы, Корейское агентство

Приоритетные направления с 2016 по 2022 Ресурсы, энергетика, технологии, безопасность, логистика, транспорт, образование, культура, Корейское агентство, ИКТ Строительство, туризм, гуманитарные связи, побратимы

Библиографический список

1. ^ ЩЖ^ ^^ / ЩЖ^. - 2019. - 2 Щ (План основных мероприятий МИД Республики Корея на 2019 г. - Сеул, 2018. - С. 17.) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mofa.go.kr/www/brd/m_4080/view.do?seq=369060.

2. ^^^ ^^ ЩЖ (Базовый план о публичной дипломатии 2017-2021, 2022-2027). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mofa.go.kr/www/wpge/m_22716/contents.do.

3. -^ЩЦЩ- ^^ЩЖЩ (Состояние системы продвижения публичной дипломатии в Корее). - 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nars.go.kr/report/list.do?cmsCode=CM0156.

4. Ким Г. Перспективы сотрудничества Южной Кореи со странами Центральной Азии.

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://koreans.kz/news/perspektivy-sotrudnichestva-yuzhnoy-korei-so-stranami-centralnoy-azii.html.

5. Country Partnership Strategy // ODA Korea. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odakorea.go.kr/eng.policy.CountryPartnershipStrategy.do.

6. Kosimov A. Soft power of the Republic of Korea to the countries of Central Asia // Eurasian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://geniusjournals.org/index.php/ejhss/article/download/1362/1204/1379.

7. Kwang-jin Choi. The Republic of Korea's Public Diplomacy Strategy: History and Current Status. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uscpublicdiplomacy.org/sites/uscpublicdiplomacy.org/files/The%20Republic%20of%20K orea%27s%20Public%20Diplomacy%20Strategy%20Web%20Ready_2.3.19.pdf.

8. ^^ ^^^ (Средне- и долгосрочная торговая стратегия Кореи Политическая экономия и торговая стратегия «мягкой силы»). - 2023.

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kiep.go.kr/.

- ПомитомогиR -

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PUBLIC DIPLOMACY OF THE REPUBLIC OF KOREA IN CENTRAL ASIA

N.V. Senyakina, Graduate Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The public diplomacy of the Republic of Korea in Central Asia is actively used by Seoul to promote its national interests. During this time, the Republic of Korea has developed a number of initiatives, such as the "Comprehensive Central Asian Initiative", "Eurasian Initiative", "New Northern Policy" and others. In this regard, there is a need to study the prospects for the development ofpublic diplomacy of the Republic of Korea in Central Asia. In this paper, the "Basic Plan on Public Diplomacy 2022-2027" was analyzed, where the directions for the development of public diplomacy of the Republic of Korea were identified, as well as the final statements of the participants of the forum "Republic of Korea-Central Asia", which can provide an up-to-date vision of the future of public diplomacy of the Republic of Korea in Central Asia.

Keywords: Republic of Korea, public diplomacy, Central Asia, development prospects, basic plan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.