Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кениг А.В., Плотников В.А.

Выполнен анализ динамики внедрения инновационных цифровых технологий, ускорившегося в России под влиянием пандемии Covid-19. Показано, что для цифровой трансформации необходимы значительные ресурсы, а также консолидация усилий различных её стейкхолдеров, а это требует активизации государственного регулирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY IN RUSSIA UNDER THE IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC

Analysis of the accelerated introduction of innovative digital technologies dynamic impacted by the COVID-19 pandemic is under consideration. It is shown in the article that digital transformation calls for substantial resources, as well as consolidated effort of all its stakeholders, which requires government regulation in this area

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАНДЕМИИ COVID-19»

А. В. Кениг1, В. А. Плотников2

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАНДЕМИИ COVID-193

Выполнен анализ динамики внедрения инновационных цифровых технологий, ускорившегося в России под влиянием пандемии Covid-19. Показано, что для цифровой трансформации необходимы значительные ресурсы, а также консолидация усилий различных её стейкхолдеров, а это требует активизации государственного регулирования.

Ключевые слова: цифровая трансформация, инновационные цифровые технологии, пандемия Covid-19, государственная экономическая политика.

DOI: 10.37930/1990-9780-2022-1-71-113-119

УДК 330.352

Цифровая трансформация экономики является одним из важных трендов её развития [1-3 и др.], дополнительный импульс которому придала пандемия Covid-19, в результате чего многие рабочие процессы были переведены в формат дистанционного взаимодействия с помощью ИКТ [4, 5]. Опережающее развитие цифровизации социально-экономических процессов - один из индикаторов технологической революции, приводящей к качественному изменению методов ведения бизнеса и производственных моделей, что способствует развитию инноваций и постепенно разрушает традиционные отрасли, готовя переход к новому индустриальному обществу второго поколения [6].

Расширение сферы использования промышленного интернета, интеллектуальных систем, виртуальных цепочек создания стоимости и искусственного интеллекта в производственных процессах ускоряет внедрение инноваций, способствует повышению производительности труда и, как следствие, экономическому росту. Всё это ведёт к трансформации традиционных отраслей за счёт автоматизации, что порождает новые феномены и терминологию. Например, в автомобилестроении возникает новый феномен, получивший наименование «автотех», в сельском хозяйстве - «агритех», в финансовой отрасли - «финтех» и т. д.

1 Андрей Владимирович Кениг, аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета (191023, РФ, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21), e-mail: 1590904@mail.ru

2 Владимир Александрович Плотников, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета (191023, РФ, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21), д-р экон. наук, профессор, e-mail: plotnikov_2000@mail.ru

3 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00942 А.

К доминирующим по темпам цифровизации бизнес-сегментам относятся здравоохранение, промышленность, энергетика и финансовый сектор. При этом лидерами по-прежнему остаются искусственный интеллект, цифровые двойники и дополненная реальность. Эти цифровые инновации способны оптимизировать экономику, сделать её более связной и устойчивой к шокам (что особенно важно на фоне пандемии Covid-19) и поднять её технологический уровень (см.: https://tuleshov.com/bez-innovatsij-nikuda-samye-progressivnye-biznes-otrasli).

Аналогичные процессы протекают в публичном управлении4. Принятие цифровых технологий правительственными учреждениями должно привести к значительному повышению эффективности и результативности предоставления государственных и муниципальных услуг, сделать их «встроенными», интегративными, неразрывно связанными с процессами социально-экономического развития. В итоге может возрасти объём гражданских прав, предоставляемых населению, и повысится прозрачность действий публичной власти.

Современный этап цифровизации строится на принципах расширения сетевого взаимодействия, тем не менее, по нашему мнению, формирование полноценного электронного государства и электронного общества требует единых подходов к управлению созданием, эксплуатацией и развитием лежащих в их основе ИКТ-систем. Так, Минцифры ожидает появления в России уникального государственного ИКТ-архитек-тора, в задачи которого будет входить стандартизация методологии и инструментов, используемых для создания государственных цифровых платформ (см.: https://www. tadviser.m/mdex.php/Статья:Единая_технологическая_архитектура_информацион-ных_систем_органов_исполнительной_власти_(ЕТА_ИС_ОИВ_ РФ)).

Несмотря на сложную эпидемиологическую и экономическую ситуацию в стране в 2020-2021 гг., сектор ИКТ (в отличие от других) показал высокую стабильность. Это обусловлено резко выросшим спросом на товары и услуги, предоставляемые ИКТ-сфе-рой деятельности. В связи с запланированной в рамках национальных проектов масштабной цифровизацией экономической и социальной сфер прогнозируется дальнейший рост сектора ИКТ, который сегодня воспринимается как один из драйверов развития.

Общее падение ВВП РФ в 2020 г. превысило, по данным Росстата, 3 %, при этом доля ИКТ-сектора в экономике страны достигла максимального значения - 3,1 % ВВП (в 2019 г. - 2,9 %), что сопоставимо с показателями ведущих стран мира (см.: https://ria. т/20210226Ле^по1о^-159909327Шт1).

Согласно данным рис. 1, в 2012-2020 гг. темпы роста ИКТ-сектора стабильно превышали темпы роста ВВП (за исключением 2016 г.).

Если исключить выброс 2016 г., то между индексами ВВП и сектора ИКТ прослеживается высокий уровень корреляции (0,85), что хорошо иллюстрирует рис. 2. При этом значение индекса сектора ИКТ устойчиво превышает значение ВВП на 2...5 %, что позволяет ожидать дальнейшего роста первого индекса даже при вероятном некотором снижении ВВП в постпандемийный период.

Ускоренный рост процентных показателей сектора ИКТ совпадал с общемировым. Однако кризис, вызванный пандемией и полным локдауном, радикально изменил ситуацию на мировом рынке. Из-за противовирусных ограничений спрос на товары и услуги (как населения, так и организаций) снизился. По мнению специалистов агент-

4 Государственное регулирование в условиях СОУГО-19. Итоги 2020 года / Минэкономразвития России. М., 2020. 30 с.

110,0 108,0 106,0 104,0 102,0 100,0 98,0 96,0 94,0 92,0 90,0

108,2

98,5

98,3

97,2

2021 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

—•—сектор ИКГ;-*- ВВП

Рис. 1. Индекс физического объёма валовой добавленной стоимости сектора ИКГ и величины ВВП, % к предыдущему году (источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ)

ства Gartner, мировой рынок ИКТ к концу 2020 г. должен был спикировать на 8 % и вернуться к процентным показателям 2015-2016 гг. Но пессимистические прогнозы относительно России не подтвердились (см.: https://www.cnews.ru/reviews/rynok_it_ itogi_2020/articles/mirovoj_rynok_it_v_2020_gsokratilsya).

^

X

а а о

о

Я X

109 108 107 106 105 104 103 102 101

96 97 98 99 100 101 102

Индекс ВВП, %

103 104 105

Рис. 2. Взаимосвязь индексов физического объёма валовой добавленной стоимости сектора ИКГ и величины ВВП (построено А. В. Кенигом

по данным рис. 1)

Пандемия и связанные с ней ограничения на первом этапе вызвали шок. Аналитики предрекали падение мирового рынка по всем показателям, в том числе и в ИКГ-сфере. В апреле 2020 г., в самый разгар первой волны пандемии, аналитики

Enterprise Technology Research на основании опроса 1,3 тысячи ИТ-директоров говорили о сокращении мировых расходов в этой сфере в 2020 г. на 4,6 %. В IDC предсказывали падение мирового рынка ИКТ на 5,1 % (до 2,25 трлн долларов). В Gartner в мае 2020 г., как указано выше, опасались падения на 8 %.

Для российской экономики все эти прогнозы не подтвердились, что свидетельствует о значительном конкурентном потенциале российского ИКТ-сектора и его устойчивости. Но эти преимущества не являются долгосрочными: высокая динамика процессов цифрового развития может очень быстро их нивелировать. Поэтому необходима государственная поддержка проходящих цифровых преобразований, и она оказывается, несмотря на пандемию.

Так, в августе 2020 г. был утверждён паспорт федерального проекта «Искусственный интеллект» (см.: https://www.economy.gov.ru/material/directions/tehnologicheskoe_ razvitie/federalnyy_proekt_iskusstvennyy_intellekt) с бюджетом 36,3 млрд рублей на 2021-2024 гг. Эффективными способами поддержки являются налоговые льготы, применение современных регуляторных инструментов («цифровых песочниц», «живых лабораторий» и т. д.), создание инфраструктуры и нормативной правовой базы, предоставляющей согласованный и удобный ввод цифровых технологий в практику с учётом интересов различных фокусных групп (властей, бизнеса, населения).

Пандемия Covid-19 подтолкнула российских предпринимателей к более активному использованию цифровых платформ и технологий. Ещё совсем недавно многие из них даже не рассматривали электронную торговлю или доставку еды через приложения как стратегически важные направления развития бизнеса. Пандемия поменяла тренды на потребительском рынке [7]. Некоторые сектора, ориентированные на оказание услуг населению, в 2020 г. стремительно развивались, прежде всего образование (здесь произошёл массовый и повсеместный переход на дистанционное обучение) и телемедицина [8, 9].

К настоящему времени уже 15 регионов России участвуют в эксперименте по созданию и внедрению цифровой образовательной среды. В результате стало возможным свободное использование с 2021 г. регионами единой государственной платформы «Сферум» для проведения занятий и встреч в дистанционном формате без ограничений по времени для учителей, учеников и родителей. Появилась система «Моя школа». Также активно развивается «Российская электронная школа» (см.: https://www.fontanka. ru/2021/11/17/70256606).

Результатом цифровых трансформаций явилось фактическое оформление нового технологического направления - CovidTech, базирующегося прежде всего на комплексных цифровых решениях (рис. 3). По нашему мнению, это направление требует целенаправленной поддержки государства, что определяется высокой социальной значимостью эффективного противодействия распространению пандемии, в том числе с использованием цифровых методов.

Технологии CovidTech, по нашему мнению, имеют хорошие шансы на внедрение в экосистемы умных городов, интегрирующие множество информационных и коммуникационных технологий для управления городской инфраструктурой, транспортом, образованием, здравоохранением, системами ЖКХ, безопасностью и т. д. Эффективность этих технологий, доказанная в период пандемии Covid-19, позволяет надеяться на их полезность и в постпандемических условиях.

Подводя итог, отметим, что развитие процессов цифровизации экономики в России под влиянием пандемии Covid-19 существенно ускорилось; и государство, и бизнес, и население приобрели новые цифровые компетенции, формирующие потенциал

1 - искусственный интеллект;

2 - технологии беспроводной связи;

3 - компоненты робототехники;

4 - новые производственные технологии;

5 - система распределённого реестра;

6 - комплексные цифровые решения

Рис. 3. Применение цифровых технологий в области CovidTech, %, от общего числа технологических решений (источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ)

для ускоренной дальнейшей цифровизации. Самое главное - сломлен психологический барьер, выступавший препятствием в её развитии. Сегодня полезные эффекты цифровизации являются бесспорными.

В то же время цифровая трансформация требует существенных ресурсов и консолидации усилий её стейкхолдеров. А для этого необходима активизация государственного регулирования в этой сфере, в частности, чёткая реализация национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Чёткость - это не только согласованность усилий по достижению заявленных в ней целей и непротиворечивость используемой системы индикаторов, но и достаточность ресурсного обеспечения, так как недофинансирование государственных программ (см. http://duma.gov.ru/news/ 49825) в современной России является достаточно распространённым явлением.

Список литературы

1. Вертакова, Ю. В. Трансформация управленческих систем под воздействием цифровизации экономики / Ю. В. Вертакова, Г. О. Толстых, Е. В. Шкарупета, В. В. Дмитриева. - Курск, 2017. - 156 с.

2. Пролубников, А. В. Информационное обеспечение государственного управления экономическим развитием в условиях цифровизации / А. В. Пролубников // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2020. - № 4 (46). - С. 27-31.

3. Салимьянова, И. Г. Цифровая трансформация экономики: анализ трендов в контексте институциональных экономических теорий: ч. 2 / И. Г. Салимьянова, А. С. Погорельцев // Известия СПб гос. эконом. ун-та. - 2019. -№ 1 (115). - С. 11-17.

4. Макарова, И. В. Промышленная политика индустриально развитых регионов РФ: новая реальность / И. В. Макарова, Г. В. Лепеш, О. Д. Угольникова // Известия СПб гос. эконом. ун-та. - 2020. - № 6 (126). - С. 42-47.

5. Юсуфова, А. М. Шоки внешней среды и жизнеспособность организаций / А. М. Юсуфо-ва // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2020. - № 3 (45). -С.23-26.

6. Бодрунов, С. Д. Грядущее. Новое индустриальное общество: перезагрузка / С. Д. Бодру-нов. - М.: Культурная революция, 2016. - 352 с.

7. Плотников, В. А. Пандемия Covid-19, потребительский рынок и цифровизация /

B. А. Плотников // Экономическое возрождение России. - 2021. - № 3 (69). - С. 92-104.

8. Боркова, Е. А. Экономические последствия коронавирусной инфекции для малого бизнеса / Е. А. Боркова, М. В. Доронин, А. С. Мазин // Экономика, предпринимательство и право. -2021. - Т. 11, № 5. - С. 1181-1194.

9. Распутин, А. А. Цифровые технологии и цифровая трансформация под новые реалии бизнеса / А. А. Распутин, Е. А. Боркова // Известия СПб гос. эконом. ун-та. - 2021. - № 4 (130). -

C. 99-104.

References

1. Vertakova Y.V., Tolstykh T. O., Shkarupeta E. V., Dmitrieva V. V. (2017) Transformatsiia upravlencheskikh sistem pod vozdeistviem tsifrovizatsii ekonomiki [Transformation of management systems under the influence of digitalization of the economy]. Kursk, 156 p.

2. Prolubnikov A. V. (2020) Informatsionnoe obespechenie gosudarstvennogo upravleniia ekonomicheskim razvitiem v usloviiakh tsifrovizatsii [Information Support for State Governance of Economic Development in the Conditions of Digitalization]. Teoriya ipraktika servisa: ehkonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii [Service Theory and Practice: Economy, Social Sector, Technologies], № 4 (46). pp. 27-31.

3. Salim'yanova I. G., Pogorel'tsev A. S. (2019) Tsifrovaia transformatsiia ekonomiki: analiz trendov v kontekste institutsionalnykh ekonomicheskikh teorii (chast 2) [Digital Transformation of the Economy: Trend Analysis in the Context of Institutional Economic Theories (part 2)]. Izvestia of St. Petersburg State University of Economics, № 1 (115), pp. 11-17.

4. Makarova I. V., Lepesh G. V., Ugolnikova O. D. (2020) Promyshlennaiapolitika industrialno razvitykh regionov RF: novaia realnost [Industrial Policy of Industrially Developed Regions of the Russian Federation: New Reality]. Izvestia of St. Petersburg State University of Economics, № 6 (126), pp. 42-47.

5. Yusufova A. M. (2020) Shoki vneshnei sredy i zhiznesposobnost organizatsii [Environmental Shock and Viability of Organizations]. Teoriya i praktika servisa: ehkonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii [Service Theory and Practice: Economy, Social Sector, Technologies], № 3 (45). С. 23-26.

6. Bodrunov, S. D. (2016) Griadushchee. Novoe industrial'noe obshchestvo: perezagruzka [The Future. The New Industrial State: Reset]. Moscow: Kul'turnaia revoliutsiia, 352 p.

7. Plotnikov V. A. (2021) Pandemiia COVID-19, potrebitelskii rynok i tsifrovizatsiia [The COVID-19 Pandemic, Consumer Market and Digitalization]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii [Economic Revival of Russia], № 3 (69), pp. 92-104.

8. Borkova E. A., Doronin M. V., Mazin A. S (2021) Ekonomicheskie posledstviya koronavi-rusnoy infektsii dlya malogo biznesa [Economic Consequences of Coronavirus Infection for Small Businesses]. Ekonomika, predprinimatelstvo iparvo [Economy, entrepreneurship and law], Vol. 11, № 5,pp.1181-1194.

9. Rasputin A. A., Borkova E. A. (2021) Tsifrovye tekhnologii i tsifrovaia transformatsiia pod novye realii biznesa [Digital Technologies and Digital Transformation for New Business Realities]. Izvestia of St. Petersburg State University of Economics, № 4 (130). pp. 99-104.

A. V. Kenig5, V. A. Plotnikov6. Prospects for the development of digitalization of the economy in Russia under the impact of the COVID-19 pandemic. Analysis of the accelerated introduction of innovative digital technologies dynamic impacted by the COVID-19 pandemic is under consideration. It is shown in the article that digital transformation calls for substantial resources, as well as consolidated effort of all its stakeholders, which requires government regulation in this area. Keywords: digital transformation, innovative digital technologies, COVID-19 pandemic, state economic policy.

5 Andrey V. Kenig, Graduate Student in the Department of General Economic Theory and History of Economic Thought, St. Petersburg State University of Economics (21 Sadovaya Street, Saint-Petersburg, 191023, Russia), e-mail: 1590904@mail.ru

6 Vladimir A. Plotnikov, Professor in the Department of General Economic Theory and History of Economic Thought, St. Petersburg State University of Economics (21 Sadovaya Street, Saint-Petersburg, 191023, Russia), Doctor of Economics, Professor, e-mail: plotnikov_2000@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.