Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОШЕННИЧЕСТВАМ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОШЕННИЧЕСТВАМ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / НЕЗАКОННОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ НАЛОГОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫМ МОШЕННИЧЕСТВАМ / ORGANIZATION / SOLVING CRIMES / CRIMES OF ECONOMIC ORIENTATION / FRAUDULENT TAX REFUND / TAX FRAUD PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Файзеев Руслан Тахирович

В статье рассматриваются актуальные вопросы выявления преступлений экономической направленности, связанных с мошенничеством при необоснованном возмещении налогов из бюджета Российской Федерации. В статье описывается история подписания в 2018 году Протокола № 3 к Соглашению о взаимодействии между МВД России и ФНС России от 13.10.2010 № 1/8656/ММВ-27-4/11, и проводится анализ влияния подписанного документа на качество взаимодействия МВД России и ФНС России по противодействию налоговым мошенничествам. Автор приводит аргументированные выводы о своевременности его подписания, вместе с тем указывает на сохранившиеся нерешенные вопросы, которые требуют своего правового и организационного разрешения в области противодействия мошенничествам в налоговой сфере подразделениями органов внутренних дел и налоговыми органами. На основе исторического и современного зарубежного и отечественного опыта указаны пути совершенствования мер противодействия преступлениям данного вида

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Файзеев Руслан Тахирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of anti-fraud in the tax sphere

The article examines the topical issues of identifying economic crimes related to fraud with unreasonable reimbursement of taxes from the budget of the Russian Federation. The article describes the history of the signing in 2018 of Protocol 3 to the Agreement on Interaction between the Russian Interior Ministry and the Russian Federal Tax Service of 13.10.2010 No. 1/8656/MMV-27-4/11, and analyzes the impact of the signed document on the quality of cooperation between the Russian Interior Ministry and the Russian Federal Tax Service on countering tax fraud. The author gives reasoned conclusions about the timeliness of its signing, but points to the outstanding issues that require their legal and organizational permission in the area of countering tax fraud by the internal affairs and tax authorities. On the basis of historical and modern foreign and domestic experience, ways of improving measures to counter crimes of this kind are indicated.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОШЕННИЧЕСТВАМ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОШЕННИЧЕСТВАМ

В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

ФАЙЗЕЕВ Руслан Тахирович,

старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела по борьбе с налоговыми правонарушениями Управление «Ф» (по борьбе с правонарушениями в сфере финансовой деятельности), Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. E-mail: rfajzeev@mvd.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы выявления преступлений экономической направленности, связанных с мошенничеством при необоснованном возмещении налогов из бюджета Российской Федерации. В статье описывается история подписания в 2018 году Протокола № 3 к Соглашению о взаимодействии между МВД России и ФНС России от 13.10.2010 № 1/8656/ММВ-27-4/11, и проводится анализ влияния подписанного документа на качество взаимодействия МВД России и ФНС России по противодействию налоговым мошенничествам. Автор приводит аргументированные выводы о своевременности его подписания, вместе с тем указывает на сохранившиеся нерешенные вопросы, которые требуют своего правового и организационного разрешения в области противодействия мошенничествам в налоговой сфере подразделениями органов внутренних дел и налоговыми органами. На основе исторического и современного зарубежного и отечественного опыта указаны пути совершенствования мер противодействия преступлениям данного вида.

Abstract: The article examines the topical issues of identifying economic crimes related to fraud with unreasonable reimbursement of taxes from the budget of the Russian Federation. The article describes the history of the signing in 2018 of Protocol 3 to the Agreement on Interaction between the Russian Interior Ministry and the Russian Federal Tax Service of 13.10.2010 No. 1/8656/MMV-27-4/11, and analyzes the impact of the signed document on the quality of cooperation between the Russian Interior Ministry and the Russian Federal Tax Service on countering tax fraud. The author gives reasoned conclusions about the timeliness of its signing, but points to the outstanding issues that require their legal and organizational permission in the area of countering tax fraud by the internal affairs and tax authorities. On the basis of historical and modern foreign and domestic experience, ways of improving measures to counter crimes of this kind are indicated.

Ключевые слова: организация, выявление преступлений, преступления экономической направленности, незаконное возмещение налогов, противодействие налоговым мошенничествам.

Keywords: Organization, solving crimes, crimes of economic orientation, fraudulent tax refund, tax fraud prevention.

Противодействие налоговым мошенничествам до настоящего времени остается актуальной проблемой, в решении которой активно взаимодействуют правоохранительные и контролирующие органы Российской Федерации. Несмотря на предпринимаемые меры, в последние годы участились случаи незаконного возмещения не только налога на добавленную стоимость (далее - НДС), но и налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).

Изучение данной проблемы показало, что данный вид преступлений распространен и в других странах. Так например, неожиданными оказались выводы, сделанные в отчете Счетной Палаты Соединенных Штатов Америки (далее - Счетная Палата) по проведенному исследованию проблем, связанных с налоговым мошенничеством и несоблюдением налогового законодательства для Конгресса США.

Налоговое управление США (далее - Налоговое управление) продолжает сталкиваться с проблемами мошенничества по возврату налогов, связанных с кражей персональных данных (IDT). По оценкам Налогового управления в 2016 году сумма, запрошенная злоумышленниками, составила не менее 12,24 млрд долларов, выплата 10,54 млрд долларов была предотвращена, но не менее 1,68 млрд долларов было выплачено мошенникам.

В связи с чем с 2017 года в соответствии с законодательством Налоговое управление удерживает все возмещения налогов для налогоплательщиков, заявивших вычеты с подоходного налога (EITC) и дополнительных вычетов на детей (ACTC) до 15 февраля. Оно также проводит проверку данных об оплате труда и иной информации, предоставленной для

возврата налогов, перед выплатой возмещения, что подразумевает под собой системную проверку, однако существуют отдельные ограничивающие факторы. Налоговое управление получило более 214 миллионов форм W-2 к 15 февраля, вдвое больше чем в 2016 году, и отчиталась, что полученные данные помогли улучшить выявление фактов мошенничества и снизить нагрузку на налогоплательщиков. Тем не менее, оно не смогло провести проверку более половины заявлений на возврат к 15 февраля, по которым проведены выплаты. Например, декларации подаются ежедневно, но имеющиеся информационные системы обрабатывают их раз в неделю. В ответ на предписания Счетной палаты Налоговое управление планирует рассмотреть переход на ежедневную обработку деклараций. Кроме того, некоторые работодатели предоставляют отчеты поздно, но Налоговое управление не отслеживает, связано ли это с налоговым мошенничеством или недостоверностью и не рассматривает возможности более раннего наложения штрафов за несвоевременную подачу деклараций.

Также, более 9 процентов (около 23 миллионов) деклараций предоставляются на бумаге, такие декларации доходят до Налогового управления от Управления социального обеспечения (SSA) не раньше марта. В соответствии с законодательством работодатели, которые подают данные о 250 и более сотрудниках, обязаны подавать отчеты в электронном виде, те, которые отчитываются о меньшем количестве - могут подавать на бумаге или в электронном виде на выбор.

В августе 2014 Счетная палата направляла в Конгресс предложение наделить Министерство финансов полномочиями снизить требования к обязательному декларированию в

электронном виде с уровня 250 сотрудников до 5-10. Это бы позволило снизить затраты на обработку SSA бумажных деклараций с 11,3 до 9,7 миллиона долларов в год.

Эти факторы снижают оперативность получения Налоговым управлением доступа к данным, ограничивая его способность бороться с налоговым мошенничеством и недостоверностью до выплаты вычетов по налогам1.

Несмотря на то, что в России суммы даже обосновано возмещенных налогов значительно ниже, чем в США, мошенничества в налоговой сфере наносят бюджету Российской Федерации значительный материальный ущерб.

Таблица № 1 Обосновано возмещенные налоги из бюджета Российской Федерации2:

что размер причиненного материального ущерба по оконченным и приостановленным уголовным делам (из числа находившихся в производстве) за последние 4 года находился в переделах 1 798, 97 млрд руб. - 2 462, 348 млрд руб.

Таблица № 2 Размер причиненного материального ущерба по уголовным делам, связанным с мошенничеством в налоговой сфере3:

мошенничествам в России показало, что внедрение глобальной информатизации в ФНС России привело к подаче большинства документов в электронном виде и сведению бумажного документооборота с налогоплательщиками до минимума. В частности, исчезновение форм налоговой декларации по НДС4 на бумажном носителе привело к изменению фиксации следов совершения налогового преступления, и, как следствие, повлияло на организацию и тактику деятельности органов внутренних дел по документированию мошенничеств в налоговой сфере. При подаче налоговой декларации в электронном виде не происходит непосредственного контакта физического лица - представителя налогоплательщика с сотрудниками налоговых органов. В связи с чем увеличивается скорость обработки данных, снижаются коррупционные риски. Это обстоятельство имеет

1 TAX FRAUD AND NONCOMPLIANCE IRS Can Strengthen Pre-refund Verification and Explore More Uses [Электронный ресурс]: Доступ: https://www.gao.gov/assets/700/693374.pdf.

2 По сведениям ФНС России сайт nalog.ru // Итоги деятельности ФНС России 2015-2018. [Электронный ресурс]

3 Статистическая форма ФКУ «ГИАЦ МВД России» № 5-БЭП за 2015, 2016, 2017, 2018 гг.

4 См. Приказ ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ в ред. Приказа ФНС РФ

от 20.12.2016 № ММВ -7-3/696@

наряду с положительными моментами и отрицательный эффект.

Так, учитывая данное обстоятельство, налоговую декларацию и иные необходимые документы в электронном виде может подать как законный представитель предприятия, так и мошенник, который получил доступ к электронным ключам или использовал украденную информацию о персональных данных генерального директора организации для подделки налоговой декларации и незаконного возврата налога.

Ранее, до 2018 года, после подачи налоговой декларации налоговые органы проводили камеральную налоговую проверку и обращались в органы внутренних дел Российской Федерации после вынесения решения руководителя налогового органа об отказе в возмещении налогов, а в некоторых случаях после вынесения судебного решения в пользу налоговой инспекции. На стадии вынесения решения лица, совершающие налоговые мошенничества, осознавая противоправный характер деяний, принимали меры к уничтожению следов преступления.

Возможно по данной причине с 2016 года выявление лиц, совершающих мошенничество в налоговой сфере, ежегодно снижается.

Таблица № 3 Выявление лиц, совершивших мошенничество в налоговой сфере5:

Однако, несмотря на схожесть проблемы в налоговых системах различных государств, в России до настоящего времени не угасают научные дискуссии по определению места налогового мошенничества в уголовно-правовой системе российского законодательства. Ряд ученых придерживаются точки зрения, что мошенничество, связанное с незаконным возмещением налогов, должно занять свое место среди преступлений в сфере экономической деятельности и должно быть отнесено к налоговым преступлениям6.

Свою позицию ученые аргументируют тем, что во многих странах, где установлена юридическая ответственность за уклонение от налогов, налоговое мошенничество признается одним из наиболее тяжких преступлений и в подавляющем большинстве стран влечет уголовное наказание. Данное утверждение относится как к государствам континентальной системы права, так и англосаксонской. В Германии уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов (Steuerhinterziehung) предусмотрена в § 370 Налогового устава (Abgabenordnung).

5 Статистическая форма ФКУ «ГИАЦ МВД России» № 5-БЭП за 2015, 2016, 2017, 2018 гг.

6 А.Н. Панкратьев Перспективы развития уголовного законодательства в сфере налоговых преступлений // Академическая мысль. 2018. № 2(3). С. 32.

возмещенные налоги 2015 2016 2017 2018

млрд рублей 1 945 2 141,1 2 340 2 525

Проведенный анализ статистических данных показал,

материальный 2015 2016 2017 2018

ущерб

млрд рублей 1 963, 2 462, 1 798, 2 394,

654 348 97 776

Исследование в области противодействия налоговым

выявление лиц (период) 2015 2016 2017 2018

количество лиц 190 244 194 164

Это деяние наказывается также, как и обычное мошенничество - лишением свободы на срок до 5 лет и (или) штрафом, а в «особо тяжких случаях» - лишением свободы на срок от 6 месяцев до 10 лет. В США мошенничество является одним из способов совершения налогового преступления. Именно по способу совершения преступления американский законодатель выделяет несколько составов деяний под общим названием «Обман и недостоверные заявления» (§ 7206 раздела 26 Свода законов США). В законодательстве США понятие «налоговое мошенничество» приобрело довольно широкое толкование. В российском уголовном законодательстве отсутствует понятие «налоговое мошенничество».

Вместе с тем, в действующем уголовном законе (статьи 198 и 199 УК РФ) установлен способ совершения действий по обману налоговых органов - включение заведомо ложных сведений в налоговую декларацию или иные документы, необходимые для налогообложения1.

Альтернативной точкой зрения является мнение о том, что налоговое мошенничество относится к финансовым или экономическим мошенничествам и могло бы занять свое место в преступлениях против собственности, но с дополнительной квалификацией, как например, мошенничество в сфере кредитования, мошенничество в сфере страхования и другие мошенничества (статьи 1591 - 1596 УК РФ).

Еще одна точка зрения связана с тем, что некоторые авторы различают понятия «общеуголовное мошенничество» и «экономическое мошенничество», понимая под последним мошенничество, совершаемое в отношении публичных образований (государства, субъектов федерации, муниципальных образований), предприятий, учреждений, организаций и иных структур, являющихся юридическим лицом, независимо от форм собственности, организационно-правовой формы, объединений (граждан, юридических лиц), не являющихся юридическим лицом, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и официально зарегистрированных в качестве предпринимателей, либо мошенничество, совершаемое в процессе экономической деятельности в отношении большой группы людей.

Другие авторы различают четыре основных типа мошенничества: рыночные мошенничества (мошенничества с использованием законов рыночной экономики); мошенничества, связанные с невыполнением взятых обязательств; мошенничества с использованием подложных документов, дающих право на приобретение либо получение имущества; мошенничества с использованием сводных документов бухгалтерского учета («бухгалтерские мошенничества»).

При том каждая из названных групп правонарушений

1 З. Ю. Татарчук Налоговое мошенничество: сравнительно-правовой аспект // Вестник науки и образования. 2015. № 5. С. 7.

охватывает серию однородных по содержанию преступных дей-ствий2.

Анализируя различные точки зрения, можно сделать вывод о том, что мошенничество в налоговой сфере нуждается в создании специального состава преступления в особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. Квалифицированный состав позволил бы сформировать единый подход к проблеме противодействия налоговым мошенничествам и устранить пробелы уголовного и уголовно-процессуального законодательства в указанной сфере. Вопросы разработки понятия статьи за налоговые мошенничества и отнесения ее к преступлениям против собственности или в сфере экономической деятельности требуют дополнительного изучения и проработки и не относятся к теме нашего исследования.

Проблемы уголовно-правового регулирования отражаются и на практической деятельности сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих противодействие экономической преступности. На практике указанная проблематика частично разрешена межведомственным нормативно-правовым актом, который отнес данный вид мошенничества к налоговым преступлениям3.

Все вышеизложенное обусловило необходимость изменения системы взаимодействия МВД России с налоговыми органами по вопросам противодействия мошенничествам в налоговой сфере и разработке изменений для внесения в нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Межведомственная рабочая группа по подготовке проекта Протокола № 3 к Соглашению о взаимодействии между МВД России и ФНС России от 13.10.2010 № 1/8656/ММВ-27-4/11 пришла к выводу о том, что выходом из сложившейся ситуации может являться привлечение к налоговым проверкам сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов МВД России, специализирующихся на выявлении налоговых преступлений, и использование сведений, предоставленных налоговыми органами в рамках Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ.

При данном подходе при проверке информации о признаках противоправного деяния, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, оперативные подразделения ЭБиПК МВД России имеют возможность провести гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие налоговых мошенничеств, а также вы-

2 Д.А. Камышов Понятие и признаки мошенничества в российском уголовном законодательстве // Пробелы в российском законодательстве. - М.: Медиа-ВАК. 2012. № 2. С. 147-151.

3 Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 12 июля 2019 г. №

487/11/1 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской

Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».

явление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших на стадии покушения на мошенничество. Указанное обстоятельство дает возможность при применении способов и методов оперативно-розыскной деятельности задокументировать не только непосредственного исполнителя противоправного деяния, но и выявить всех членов организованной преступной группы, собрать качественную доказательственную базу для возбуждения уголовного дела.

С учетом анализа нормативно-правовых актов, уголовных дел, деятельности оперативных и следственных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих противодействие мошенничествам в налоговой сфере, а также изучения камеральных налоговых проверок и судебной практики, проведенного межведомственной рабочей группой, в 2018 г. был подписан межведомственный Протокол (далее - Протокол)1, которым закреплена обязанность налогового органа направлять в органы внутренних дел материалы о выявленных признаках предполагаемого мошенничества в налоговой сфере в течение 10 суток с момента выявления.

При подготовке проекта Протокола межведомственной рабочей группой рассматривался вопрос о передаче материалов о признаках мошенничества для рассмотрения в порядке, предусмотренном ст. 144-145 УПК РФ. Но в таком случае сотрудники органа внутренних дел, не имея решения по камеральной налоговой проверке, не имея достаточных для принятия решения первичных финансово-хозяйственных документов организации, должны были бы принять решение о наличии или отсутствии в действиях налогоплательщика признаков состава преступления в течение 3 дней с момента получения сообщения о преступлении. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления2.

Права органа дознания по сбору доказательств (получение объяснений, образцов для сравнительного исследования, истребование и изъятие документов и предметов, назначение судебных экспертиз, производство осмотра места происшествия, документов, предметов, назначение документальных проверок, ревизий, исследований документов и др.), в рамках доследственной проверки, предусмотренной статьей 144 УПК РФ, практически идентичны с правами сотрудников налого-

1 Протокол № 3 к Соглашению о взаимодействии между МВД России и ФНС России от 13.10.2010 № 1/8656/ММВ-27-4/11 (протокол № 1/12490/ММВ-23-15/21 от 06.11.2018).

2 Ст.ст. 144-145 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «Консультант Плюс».

вых органов, проводящих камеральную налоговую проверку, в рамках которой предусмотрены допросы свидетелей, производство осмотров, выемок документов и предметов, назначение экс-пертиз3. В связи с чем преждевременная процессуальная проверка не способствовала бы более качественной фиксации следов преступления, но могла быть расценена бизнес сообществом, как оказание давления правоохранительными органами на предпринимателей и вызвать негативные последствия в обществе.

При отсутствии достаточных данных о наличии в действиях недобросовестных налогоплательщиков признаков преступления могло быть вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, ссылаясь на которое налоговый орган принимал бы решение о возмещении сумм налогов.

Впоследствии, при принятии указанного алгоритма взаимодействия, этим могли воспользоваться налоговые инспекторы, склонные к коррупционным правонарушениям, и использовать этот способ для незаконного возмещения налогов из корыстных побуждений.

При подготовке Протокола авторский коллектив не стал ограничивать его действие лишь признаками мошеннических действий, связанных с необоснованным возмещением налога на добавленную стоимость (далее - НДС), так как в 2017 -2018 годах предметом посягательства стал налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), который также незаконно возмещался из бюджета Российской Федерации. Следует отметить, что во многих эпизодах выявленных преступлений были задействованы сотрудники налоговых органов, которые выполняли роль активных соучастников противоправных деяний либо являлись организаторами преступного посягательства на бюджетные денежные средства.

Так, например, в 2018 году вынесен приговор государственному налоговому инспектору отдела камеральных проверок Межрайонной ИФНС России № 6 по Ставропольскому краю по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159, ч. 1 ст. 285 УК РФ, по фактам мошенничества, связанного с незаконным возмещением НДФЛ и злоупотребления должностными полномочиями. Всего инспектором было совершено 9 эпизодов преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 159 УК РФ, и 3 эпизода, квалифицируемых по ч. 1 ст. 285 УК РФ.4.

В 2016 году Октябрьский районный суд г. Пензы вынес приговор по делу № 1- 364/2016 сотруднику, замещавшему должность старшего государственного налогового инспектора отдела урегулирования задолженности ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы, по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, по факту мошенничества пу-

3 Ст.ст. 92-96 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «Консультант Плюс».

4 Приговор Будённовского городского суда Ставропольского края от 26.01.18 по делу № 1 -337/2018 [Электронный ресурс]: Доступ: Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» интернет-портал.

тем незаконного возмещения налогов на сумму свыше 9 млн. рублей.

По материалам уголовного дела установлено, что налоговый инспектор разработал преступную схему, согласно которой он вносил в электронную базу налогового органа заведомо ложные сведения о наличии у него и его близких связей оснований для возврата переплаты по налогам, после чего незаконно формировал электронный документ для осуществления перечисления бюджетных денежных средств на банковские счета лиц, им указанных (Приговор Октябрьского районного суда г. Пензы от 24.11.16 по делу № 1- 364/2016 [Электронный ресурс]: Доступ: Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» интернет-портал).

Кроме того, при подготовке проекта Протокола резонно вставал вопрос о контроле за материалами, направляемыми в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ. Если при рассмотрении заявлений о преступлении ФНС России могла отследить принятые решения по материалам проверки, то при проверке сведений о признаках противоправных деяний оперативно-розыскная деятельность имеет иной режим регистрации сообщений о признаках преступлений и не предусматривает широкого оглашения хода проверки и проводимых оперативно-розыскных мероприятий. Во избежание волокиты и коррупци-

мого мошенничества, передаваемых в органы внутренних дел для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также для осуществления межведомственного контроля, в Протоколе предусмотрели сверку направленных материалов из налоговых органов и принятых по ним решениям.

Исходя из изложенного, можно сформулировать следующие выводы:

1. На современном этапе развития налоговой системы России можно прогнозировать, что предметом посягательства может стать любой вид налога, возврат сумм которого предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации. В связи с чем необходима комплексная система противодействия незаконным посягательствам на этапе подготовки противоправных действий, в которую входит не только информационно-поисковые системы, но и выстроенный четкий алгоритм межведомственного взаимодействия.

2. Утверждение Протокола создало возможность изучить и проанализировать практику применения указанного алгоритма, а также выработать методику и усовершенствовать тактику противодействия мошенничествам в налоговой сфере.

3. Изучение вопроса противодействия мошенничествам в налоговой сфере предопределяет назревшие изменения в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве по выделению налогового мошенничества в отдельную статью особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации и отнесению ее к налоговым преступлениям.

онных проявлений по материалам о признаках подготавливае Библиография:

TAX FRAUD AND NONCOMPLIANCE IRS Can Strengthen Pre-refund Verification and Explore More Uses [Электронный ресурс]: Доступ: https://www.gao.gov/assets/700/693374.pdf.

По сведениям ФНС России сайт nalog.ru // Итоги деятельности ФНС России 2015-2018. [Электронный ресурс]. Статистическая форма ФКУ «ГИАЦ МВД России» № 5-БЭП за 2015, 2016, 2017, 2018 гг. Приказ ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ в ред. Приказа ФНС РФ от 20.12.2016 № ММВ -7-3/696@.

А.Н. Панкратьев Перспективы развития уголовного законодательства в сфере налоговых преступлений // Академическая мысль. 2018. № 2(3). С. 32. З.Ю. Татарчук Налоговое мошенничество: сравнительно-правовой аспект // Вестник науки и образования. 2015. № 5. С. 7.

Д.А. Камышов Понятие и признаки мошенничества в российском уголовном законодательстве // Пробелы в российском законодательстве. - М.: Медиа-ВАК. 2012. № 2. С. 147-151.

Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 12 июля 2019 г. № 487/11/1 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».

Протокол № 3 к Соглашению о взаимодействии между МВД России и ФНС России от 13.10.2010 № 1/8656/ММВ-27-4/11 (протокол № 1/12490/ММВ-23-15/21 от 06.11.2018).

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «Консультант Плюс». Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «Консультант Плюс».

Приговор Будённовского городского суда Ставропольского края от 26.01.18 по делу № 1-337/2018 [Электронный ресурс]: Доступ: Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» интернет-портал.

Приговор Октябрьского районного суда г. Пензы от 24.11.16 по делу № 1-364/2016 [Электронный ресурс]: Доступ: Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» интернет-портал.

9.

10. 11. 12.

13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.