СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА œNSTRUCTION А^ АRCHITECTURE
УДК 721
doi: 10.52470/2619046X_2022_4_7
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИИ АРХИТЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Е.А. Булгакова
Аннотация. В статье рассмотрены проблема цифровизации архитектурной деятельности и основные этапы интеграции информационно-компьютерных технологий и архитектуры, а также связанные с этим явлением изменения проектной методологии. Анализируются аспекты становления современной проектной технологии, где одним из основных инструментов становится TIM (технологии информационного моделирования), который выступает как интеграционная среда для множества дисциплин. Делается вывод о том, что образовательная среда способствует продвижению информационных технологий и становится стартовой площадкой для апробации новой методологии проектирования.
Ключевые слова: цифровизация, архитектура, экология, технологии информационного моделирования, проектирование.
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE ARCHITECT PROFESSION IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION
E.A. Bulgakova
Abstract. The article considers the problem of digitalization of architectural activity and the main stages of the integration of information and computer technologies and architecture, as well as changes in the design methodology associated with this phenomenon. The aspects of the formation of modern design technology are analyzed, where one of the main tools is TIM (information modeling technology), which acts as an integration environment for many disciplines. It is concluded that the educational environment contributes to the promotion of information technology and becomes a launching pad for testing a new design methodology.
Keywords: digitalization, architecture, ecology, information modeling technologies, design.
По последним данным социологов, в недалеком будущем половина работы, выполняемой людьми, будет выполняться искусственным интеллектом. Трансформации подвергнутся даже те профессии, которые традиционно связаны с прикладными науками [1].
По оценкам аналитиков, за пять лет во всем мире потеряно более 7 млн рабочих мест, поскольку искусственный интеллект и другие социально-экономические факторы заменяют потребность в людях.
Что касается профессии архитектора, то в ней наиболее низкий показатель замещения труда человека машинами - менее 2 %. В схожем положении сегодня находятся представители и других творческих профессий. Все эти профессии требуют высокого уровня человеческого взаимодействия и имеют низкий процент повторяющихся действий. Значительную роль в них играют soft skills - навыки установления эмоционального контакта, навыки распознавания эмоционально насыщенных образов и особенно - навыки создания таких образов [2].
Все эти способности с большим трудом поддаются алгоритмизации. Во многих случаях вообще нет возможности использовать повторяющиеся схемы и приемы, поскольку требуется фактически непрерывная опора на творческий способ решения текущих задач. Заметим, что в данном случае творческими мы называем такие способы, которые подразумевают уникальный характер решаемой задачи - в процессе работы с эмоционально нагруженными образами каждая задача решается так, как будто она возникла впервые и не существует стандартных способов ее решения [3].
Таким образом, рабочие места, связанные с когнитивными навыками, критическим мышлением и творчеством, будут наименее подвержены замене искусственным интеллектом.
Умение критически мыслить и оценивать информацию с глобальной точки зрения будет более ценным, чем то, что сегодня выглядит как самая захватывающая перспектива, - например, работа специалиста направления 1Т.
В этом смысле архитекторы, которые связаны с пространственным восприятием вещей и решением творческих задач, в настоящее время наименее подвержены замене искусственным интеллектом.
Но это вовсе не означает, что профессия архитектора не претерпевает глубоких преобразований: компьютеры и программное обеспечение устраняют утомительные повторяющиеся действия, оптимизируя производство технических материалов и позволяя, среди прочего, уменьшать размеры архитектурных бюро [8]. С каждым разом требуется все меньше архитекторов для разработки все более сложных проектов.
Активное развитие цифровых технологий привело к тому, что на наших глазах изменяется не только технология создания чертежей с помощью пространственного моделирования, внедрение в рабочий процесс большого единого пространства проектной документации с множеством различных разделов, но и меняется принцип и метод работы по созданию самого архитектурного произведения.
miro
Рисунок 1. Модель интеграции традиционных этапов проектирования в процесс технологии информационного моделирования
Цифровые технологии - это уже не способ создания чертежей, это уже определенный метод работы и рождения архитектуры и формирования нового проектного пространства. Это инструмент для обоснования проведения любой творческой деятельности, связанной с архитектурой. Это возможность сбора огромного количества информации, которая формирует и принцип, и стиль проектирования.
В этой связи необходимо осознать, что когда-то просто инструмент для создания чертежей, который прилагался, как и многое другое к процессу архитектурного проектирования, стал полновесным явлением, в котором уже сама архитектура является лишь небольшой частью происходящего внутри него. Таким образом, можно говорить о проектировании в технологиях информационного моделирования зданий и сооружений, где данный инструмент, оптимизирует традиционные этапы проектирования. На рисунке 1 представлена модель интеграции традиционных этапов проектирования в процесс технологии информационного моделирования.
С другой стороны, насыщение рынка труда побудило тысячи архитекторов использовать полученные навыки для освоения смежных и новых сфер деятельности. И хотя некоторые все еще ведут дискуссии о том, следует ли проектировать карандашом или компьютерной мышью, виртуальная и дополненная реальность, 3Б-печать и достижения, которые демонстрирует искусственный интеллект, продолжают формировать дискуссии о профессии архитектора в ближайшие годы [4].
Отдельной темой развития цифровых технологий в архитектурно-строительной сфере является тема эмоционального наполнения архитектурных образов. Эмоционально-образная компонента архитектурного проекта - это как раз та его часть, которая принципиально не может быть передана компьютеру: главным образом потому, что мы до сих пор очень слабо представляем себе, как функционирует эмоциональный интеллект человека, какими путями возникают эмоционально наполненные образы. Эмоциональное наполнение городской среды все еще остается слабо изученным вопросом на пересечении архитектуры, психологии, социологии и урбанистики.
В последние годы настойчиво обсуждаются идеи о возникновении новой науки, трактующей законы построения городской среды, не просто удобной и эффективной, но еще и приятной для обитания. Эта новая наука получила название «гедономика» по аналогии с эргономикой, изучающей закономерности достижения телесного комфорта
Иерархию эргономики и гедономики можно сравнить с пирамидой человеческих потребностей А. Маслоу (рисунок 2).
Эргономические потребности, такие как безопасность, функциональность и удобство использования, будут находиться в нижней части пирамиды, а гедономические потребности, такие как получение удовольствия и личное совершенство, будут на вершине пирамиды.
Технологическая составляющая архитектуры всегда стояла наравне с творчески поиском и сегодня, в период господства цифровизации, междисциплинарный характер направления становится еще более явным. Если обратится к Витрувианской формуле о прочности, пользе и красоте с сегодняшними пользой и прочностью, то в XXI в. экология и цифровизация, как польза и прочность, становятся основными понятиями в проектировании. Стало быть, и преподавание, которое в полном объеме не проводится по этим предметам, лишает будущих архитекторов профессионального будущего.
Создание современных архитектурных проектов и проектов средового дизайна основано на принципах устойчивого развития, сохранения потенциала Земли, экономии ресурсов, социальной устойчивости проекта. Все эти понятия уже формируют не только нормативную базу проектирования, но и, прежде всего, понятийную и концептуальную её сторону. Именно экология становится ведущим предметом для профессионалов в области архитектуры и дизайна в XXI в. Именно её необходимо помещать в качестве основания образовательного
^л ннни 1Н ^^
Рисунок 2. Пирамида человеческих потребностей А. Маслоу
процесса, вокруг которого будут развиваться другие предметы. Без такого кардинального изменения даже не в учебной программе, а в осознании преобладающей образовательной парадигмы, все изменения в структуре и наполненности предметов останутся лишь эпизодами в процессе отставания и деградации архитектурного и дизайнерского образования.
Необходимо создавать обновленную структуру предметов, в которых в разном виде входят современные понятия экологического мышления. Вот небольшой перечень учебных дисциплин, которые формируют мировоззренческий аппарат современного архитектора:
- современное материаловедение;
- устойчивое проектирование;
- социальная типология;
- типология среды;
- городской ландшафт и энергосбережение;
- экономика проектирования;
- экология и ресурсы проектирования.
Без такого рода революционных изменений невозможно менять мировоззрение молодому поколению, которому предстоит пройти экологический переход, связанный с осознанием иного качества жизни и иных принципов ее устройства .
Цифровизация архитектурно-строительной сферы зачастую воспринимается как нечто, возникшее неожиданно и стремительно выросшее до глобальных масштабов вопреки всем прогнозам. Тем не менее, появление и развитие цифровых технологий архитектурного проектирования является логичным и закономерным этапом перехода от кустарно-индивидуального подхода к промышленному, потоковому производству конечного продукта.
Подобный переход испытали уже многие сферы, начиная с текстильной индустрии Великобритании в далеком XVIII в. Теперь пришел черед архитектурно-строительной
сферы, и нет оснований думать, что переход к массовому производству проектов будет протекать каким-либо принципиально иным путем, чем в большинстве предыдущих эпизодов этого глобального тренда. Так каким же будет содержание архитектурного проектирования в цифровую эпоху?
По мере того, как цифровые архитектурно-строительные технологии совершенствуются и получают все более широкое распространение, перемещаются акценты в этапах проектирования и строительства. Конструктивная и сметная часть общего процесса все более специализируется и обзаводится собственным арсеналом программного обеспечения. Но концептуальное проектирование и визуализации также расходятся все дальше - как по функциям, так и по инструментарию.
Соблазны цифровых методов репрезентации проекта заключаются в том, что совершенство техники может легко замаскировать отсутствие оригинальной идеи или ее глубокие недостатки.
Имитация реальности методами компьютерной графики дает огромные возможности для адекватного отображения архитектурной идеи [7] - но она же позволяет незаметно приукрашивать эту идею, сознательно или бессознательно обманывая зрителя. Именно поэтому цифровые методы проектирования не отменяют традиционные методы архитектурного эски-зирования, а напротив, делают их еще более актуальными и необходимыми.
Архитектура, как никакая другая сфера, может и способствовать индивидуализации, и подавлять ее. Сегодня, когда виртуальная и дополненная реальность являются одним из элементов трансформации, возможности архитектора выглядят безграничными [5].
Цифровые технологии могут повысить ценность жизни, но могут и лишить ее ценности. Некоторые этические точки зрения могут быть очевидны, а другие нет. Все должно быть решено так, чтобы цифровая эпоха была хороша и для каждого из нас, и для мира в целом. Этого можно достичь только с помощью эффективных программ обучения и повышения осведомленности в области цифровой этики.
Архитектура - область, где влияние принимаемых решений на состояние множества людей, их комфорт или неудобства, здоровье или болезни, счастье или несчастье особенно заметно. Архитектурные решения, способны повлиять на образ жизни нескольких поколений, сотен тысяч или миллионов людей - жителей города, который будет построен по тому или иному проекту. Цифровые технологии дают в руки архитектора новые возможности [6]. Границы формотворчества расширяются до горизонта и дальше. Скорость воплощения проекта в материал растет фантастическими темпами. В этой, новой реальности архитектурно-строительная сфера просто не имеет права отставать от переднего края цифровой революции.
А преподавание архитектурных дисциплин должно удерживать позицию, расположенную еще дальше в будущем - там, где передний край развития технологий проектирования и строительства окажется через несколько лет [9]. Готовить студентов к сегодняшнему уровню цифровых технологий - означает опаздывать. Не догоняющий, а опережающий режим обучения нужен сегодня.
Библиографический список
1. БулгаковаЕ.А. Дистанционные электронные технологии в архитектурном образовании. М., 2021
2. Булгакова Е.А. Некоторые аспекты цифровизации архитектурно-строительной отрасли на современном этапе // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2022. № 2.
3. Булгакова Е.А. Место, где учат // Проект Байкал. 2020. Т. 17. № 66.
4. Булгакова Е.А. Цифровизация архитектурно-строительного проектирования: проблемы и возможности // Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования Российской академии
архитектуры и строительных наук по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2019 году: сборник научных трудов РААСН. М., 2022.
5. Булгакова ЕА, Меерович М.Г. Учебное пособие для преподавателей вузов по разработке дистанционных курсов обучения по направлению «Архитектура» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов наука и образование. 2016. № 5 (84).
6. Булгакова Е.А. Цифровизация архитектурного образования // Молодая наука-2020: сборник трудов VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции. М., 2020.
7. Ильвицкая С.В., Петрова С.В., Булгакова Е.А. Комплексный подход к интегрированию инновационных методов образования в систему подготовки студентов // Архитектурно-художественное образовательное пространство будущего: сборник Международной научно-методической конференции. Ростов-на-Дону, 2015.
8. Мусаелова С.В., Булгакова Е.А. Процессы преобразования архитектурной деятельности вследствие использования компьютерных технологий // Молодая наука-2020: сборник трудов VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции. М., 2020.
9. Ilvickaja S.K, Petrova L.V., Bulgakova E.A., Koneva E.V. Formation of innovative qualities of the technique of training in system of training of architects // Навигатор в мире науки и образования. 2017. № 1-1 (34).
Е.А. Булгакова
кандидат архитектуры, доцент
заведующий кафедрой архитектуры и дизайна
Московский информационно-технологический университет - Московский
архитектурно-строительный институт
E-mail: traumeels@mail.ru