Научная статья на тему 'Перспективы развития правового государства в РФ'

Перспективы развития правового государства в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7233
936
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / LAW-GOVERNED STATE / CIVIL SOCIETY / DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сплавская Н.В., Горохова В.И.

В статье рассмотрено становление и развитие идеи правового государства в России. Выявлены тенденции формирования российской демократической среды и проблемы формирования правового государства в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prospects of the law-governed state development in Russia

The article deals with the formation and development of the law-governed state idea in Russia. It reveals the tendencies in Russian democratic environment and law-governed state in Russia formation.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития правового государства в РФ»

Научно-практический журнал “Государство и право вXXIвеке" № 2/2015

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Сплавская Н.В., Горохова В.И.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РФ

Каковы на сегодняшний день перспективы развития правового государства в РФ? Для того чтобы верно и точно ответить на поставленный вопрос, современникам необходимо рассматривать саму идею правового государства в историческом контексте, ведь развитие этой идеи на российской почве имеет свои особенности. Невозможно сравнивать и в равной мере соизмерять правовое государство с точки зрения западного общества и с точки зрения российской действительности. Это не значит, что в России устанавливается полный антипод западному представлению правового государства: на политической арене РФ достаточно представителей как западной модели развития, так и внутрироссийской, когда главным ориентиром становится самобытность России.

Социальной основой правового государства является саморегулируемое гражданское общество, объединяющее свободных граждан - носителей прогресса общества в целом. В центре внимания - всегда человек и его интересы. Посредством системы социальных институтов и общественных связей формируются требуемые условия для реализации каждым субъектом своих разнообразных возможностей, а также гарантируется плюрализм мнений, личные права и свободы. Следует отметить, что потребность в модернизации общественно-политического строя России именно на базе общечеловеческих ценностей объясняется не только тем, что в мире непрерывно идут процессы глобализации и международной интеграции, но также и тем, что духовно-нравственное наследие русского народа не смогло уберечь и оградить россиян от кровавой революции 1917 года, пустившей на слом немало храмов в России, а также искоренить известные пороки россиян: воровство, пьянство, коррупцию и пр.

Ярко выраженная религиозно-идеологическая окраска российской культуры -это тот фактор, который необходимо учитывать в строительстве правового государства в РФ. Бесспорно то, что нашему государству, а также обществу необходимы новые ценности, способные отгородить личность от нравственных падений и соблазнов отступить от морали, активизировать поддержку народом политических реформ и усилить стремление к политической грамотности, воспитать уважение к государству и закону как к неразрывным частям одного целого.

В исторической памяти хранится немало поучительных и интересных идей о совместимости государства и права. Правовое государство представляет собой продукт нового времени. Ни в древности, ни в средних веках не знали такого понятия, как правовое государство. Хотя, по предположениям некоторых юристов, идея правового государства глубоко уходит своими корнями еще в античное общество, поскольку истоки идеи разделения властей можно найти еще во взглядах Аристотеля. Революционным шагом в истории формирования политико-правовых отношений можно считать разработанную

5

ISSN 2313-1152

Дж. Локком антиабсолютистскую концепцию правового государства. Она была им сформулирована в 1690 г. Именно он пытался на практике реализовать проект Правового государства путем внесения его в конституцию английской колонии Каролина в Америке в 1669г. Современные концепции правового государства основаны на идеях известного немецкого философа Канта, французского правоведа Монтескье, а также других европейских просветителей XVIII и ХК вв., в число которых входят Гроций, Спиноза, Дидро, Руссо. Вышеназванные ученые верили в то, что полицейское, бюрократическое государство эпохи абсолютизма (по Канту государство произвола), обязательно сменится правовым государством, основанным на идеях независимой личности с неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения между личностью и государственной властью, складывающиеся в рамках правового государства, принципиально отличные от тех, что присущи абсолютистскому государству, поскольку правовое государство характеризуется ограничением государственной власти, «обузданием» ее законом.

Согласно Канту, правовое государство сводится к данным тезисам: практический разум - источник нравственных и правовых законов, человек превращается в моральную личность, когда понимает свою ответственность перед всем человечеством; право очерчивает границы поведения людей, дабы они не противоречили друг другу; право призвано обозначить цивилизованные отношения между людьми; государство соединяет множество людей, подчиненных правовым законам; государство существует для гарантии правопорядка и строится на суверенных началах. По Монтескье, формы правления и формы государственного устройства обусловливают собой дух законов и само содержание законодательства. Они базируются на том, что принцип демократии - это безусловная добродетель, это любовь к общему благу. Формы правления и формы государственного устройства отталкиваются от того, что «правильная» форма государства - это демократия, когда верховная власть принадлежит всей массе народа, а главные законы определяют порядок подачи голосов, что является выражением воли народа. Проповедуется любовь к отечеству, почитание закона, поддержка настоящих порядков, а также равенство и умеренность состояний и охрана семейного достояния.

Теоретическая конструкция правового государства, сформировавшаяся в политико-правовой доктрине XVIII-ХХ вв., использует разделение властей на: законодательную, исполнительную и судебную. Во главе угла стоят: верховенство закона, взаимная ответственность каждой отдельной личности и государства в целом, принцип «дозволено все, что не запрещено законом», реальные гарантии прав и свобод личности. Среди русских философов идеи правового государства также имели хождение. Так в трудах Пестеля, Чернышевского, Шершеневича их можно встретить достаточно часто. Зачастую ключевые понятия, присущие прошлым векам, повторяются на новых витках исторического развития. Совсем еще недавно в СССР строилось «социалистическое правовое государство». Можно назвать данное государство правовым лишь условно, поскольку налицо было отрицание различных форм собственности и идеологий. Даже имея в наличии тот факт, что у большинства населения России о М. С. Горбачеве сложилось негативное мнение, следует отдать должное его небольшому вкладу в развитие правового государства в нашей стране. Во-первых, в общественном сознании укрепилась идеология правового государства, а во-вторых, были созданы такие

6

Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015

механизмы для укрепления правового государства, как разделение властей, а также Парламент, Президент, Конституционный Суд.

Концепция правового государства в развитом буржуазно-демократическом обществе - это социальная ценность человечества в целом, грамотное сочетание общечеловеческих и классовых интересов. Базу правового государства, прежде всего, должна составлять правовая экономика, и лишь потом - развитое гражданское общество. Гражданское общество представляет собой систему экономических, культурных, нравственных, духовных и прочих отношений между индивидами, объединившихся в ассоциации, союзы на добровольных началах для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей. Государство, по сути, лишь форма гражданского общества. Таким образом, правовое государство - концентрированное выражение гражданского общества. Поэтому этапы его развития, в общем, сходятся с этапами развития гражданского общества. Следует заметить, что идеи правового государства формировались, дорабатывались учеными и мыслителями на протяжении многих веков. Значит, существование правовых государств в мире является абсолютно логичным и исторически обоснованным результатом. Стоит, однако, учитывать тот факт, что полноценное правовое государство может функционировать исключительно в многополярном и развитом гражданском обществе.

Прежде чем рассмотреть основные тенденции формирования российской демократической среды, хотелось бы обратиться к основам правового государства: экономической, социальной и нравственной. Экономической основой правового государства можно считать те производственные отношения, что опираются на различные формы собственности (государственную, арендную, частную и прочие) как на равноправные и, в равной мере, защищенные юридически. Социальной основой правового государства является саморегулируемое гражданское общество, объединяющее свободных граждан - носителей прогресса общества в целом. В центре внимания - всегда человек и его интересы. Посредством системы социальных институтов и общественных связей формируются требуемые условия для реализации каждым субъектом своих разнообразных возможностей, а также гарантируется плюрализм мнений, личные права и свободы. Нравственную основу правового государства составляют общечеловеческие принципы: гуманизм, справедливость, равенство и свобода личности. Это отображается в демократических методах государственного управления, в эффективном и справедливом правосудии, в приоритете прав личности перед государством, в терпимости к различным национальным и религиозным мировоззрениям.

Соблюдение и исполнение закона в правовом государстве обеспечивается определенными гарантиями законности. Законность, равно как и правовое государство, во многом тождественны, однако они имеют и отличия. Так, законность требует абсолютного соблюдения имеющегося законодательства всеми субъектами права, а вот правовое государство требует того же от государственных структур, выполняющих функции публичной власти. В результате законность и правовое государство вместе ведут к становлению закона в качестве самостоятельной и объективной силы. Верховенство закона - это приоритет закона, дополненный широким аспектом прав и свобод,

7

ISSN 2313-1152

закрепленных за членами общества в действующем законодательстве. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Весь перечень прав и свобод человека содержится в таких международных актах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах. Во Всеобщей декларации прав и свобод человека, принятой ООН в 1948 году, содержится 30 статей, среди которых сказано: «все люди рождаются свободными и равными по своему достоинству и правам». Также провозглашается, что никто не должен быть подвергнут произвольному аресту или изгнанию, что каждый человек имеет право на равную защиту закона, на справедливый и беспристрастный суд и прочее. Декларация защищает также другие права и свободы человека, которые обязаны быть признанными и уважаться всеми государствами (свобода мысли, религии, право убежища в других странах, право на труд, на равную оплату, право на защиту от безработицы, право на создание профсоюзов и т. п.). Что же можно сказать о приверженности России к данным международным документам и о соблюдении приличествующих любому правовому государству правам и свободам?

С начала XXI в. Российское государство, равно как и в отдельные прежние исторические моменты, оказалась на таком перепутье, когда общественно-политические идеи кардинально разнятся, мечутся между двумя направлениями развития. Вековой спор, который начали еще славянофилы и западники, продолжается и по сей день. Хотя в настоящее время никто себя славянофилами или западниками называть не торопится, явно налицо сторонники глубокого традиционализма и немедленной и бесповоротной модернизации российского общества. Приверженцы традиционализма представили публике некий цивилизационный код России, который ими расшифровывается исключительно как духовно-нравственное наследие русского народа. Именно он должен, по их мнению, определять канву общественно-политического строя России современной. Если же Россия отринет духовно-нравственное наследие своего народа и примет западные демократиче ские ценно сти, то она утратит свою целостность и единство. Русская Православная церковь - во главе современного традиционализма. С ней тесно связаны некоторые общественно-политические движения, а также отдельные ученые и представители действующей власти. Если говорить о приверженцах пути модернизации общественно-политического строя в России, то для них также неотъемлемой частью, базисом в организации и деятельности российского государства должно быть духовнонравственное начало. Однако не обязательно это относится к русскому народу, поскольку духовность и нравственность вообще и духовно-нравственное наследие русского народа в частности - не одно и тоже. Если для русского народа духовность и нравственность - это, прежде всего, православность, соборность, державность, то в теме модернизации современного российского общественно-политического строя это, скорее, общечеловеческие ценности, а именно: гражданско-правовое общество, с

8

Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015

уважительным отношением к правам и свободам человека с признанием верховенства права, законности и правопорядка в обществе.

Следует отметить, что потребность в модернизации общественно-политического строя России именно на базе общечеловеческих ценностей объясняется не только тем, что в мире непрерывно идут процессы глобализации и международной интеграции, но также и тем, что духовно-нравственное наследие русского народа не смогло уберечь и оградить россиян от кровавой революции 1917 года, пустившей на слом немало храмов в России, а также искоренить известные пороки россиян: воровство, пьянство, коррупцию и пр. На сегодняшний день можно смело сказать, что современные граждане России страдают теми же социальными болезнями, что и граждане западных стран: проституцией, наркоманией и пр. Однако было бы несправедливым упущением не сказать о том, что в современной России стали складываться такие тенденции формирования демократической среды, которые не исключают самобытности русской культуры в равной мере, как и того лучшего, что можно перенять у западных цивилизаций. Многочисленные общественные молодежные движения, объединения деятелей культуры, искусства и спорта явно свидетельствуют о том, что Россия в плане демократизации идет вперед, не допуская таких отклонений, свойственных западному обществу, как культивирование неестественных и аморальных ценностей. Складывается мнение, что на сегодняшний день именно подобные «анти» ценности доминируют на просторах «передовых» европейских стран во главе с Соединенными Штатами Америки. Российские демократы пока подобного не допускают на территории нашей страны.

Для того чтобы выявить существующие проблемы формирования правового государства в России, необходимо понять, на каком этапе построения правового государства находится в настоящий момент Россия. Как известно, статус правового государства РФ закреплен в Конституции РФ. Однако, что касается фактического состояния, то здесь существует целый ряд объективных и субъективных причин, способствующих формированию проблем в процессе становления правового государства в России. К объективным причинам относится то наследие исторического пути развития российского государства, которое досталось современным гражданам от образа жизни в социалистическом государстве. Речь идет об устойчивых стереотипах и всех тех ценностях, что были порождены коммунистическим режимом. Они не приемлют большинство экономических, социальных и культурных факторов гражданского общества. Важным моментом является то, что СССР являлся специфическим типом государства, во многом отличающимся от классической империи, в то же время сохраняющим имперские традиции в проводимой политике. Геополитическая уникальность России - это тоже фактор, прямо влияющий на государственное и общественное устройство государства.

Ярко выраженная религиозно-идеологическая окраска российской культуры -это тот фактор, который необходимо учитывать в строительстве правового государства в РФ. Бесспорно то, что нашему государству, а также обществу необходимы новые ценности, способные отгородить личность от нравственных падений и соблазнов отступить от морали, активизировать поддержку народом политических реформ и усилить стремление к политической грамотности, воспитать уважение к государству

9

ISSN 2313-1152

и закону как к неразрывным частям одного целого. Что касается отношения россиян к демократии, то оно достаточно противоречиво. Несмотря на доминирование авторитаризма, в российской истории наблюдаются некоторые традиции демократизма. Это общинное самоуправление, небезызвестное народное вече, а также земский собор, земство, советы и т.д. На сегодняшний день экономические, социальные и политические реальности в России абсолютно отличаются от тех предпосылок формирования правовой государственности, что свойственны западным странам. Поэтому прямые ориентиры процесса политических реформ в России на западные образцы не вполне корректны. Успешное строительство правового государства в РФ вероятно исключительно при подборе собственных путей формирования требуемых предпосылок и элементов гражданского общества.

На развитие правового государства в России также оказывают влияние субъективные причины, зачастую негативного плана. Таковыми можно считать политическую однобокость руководства страны, коррумпированность чиновников всех уровней - неискоренимый бич России, неспособность поставить надежную преграду преступности и пр. В Российской федерации нарушения Конституции и законов встречаются настолько часто, что это можно считать современной нормой. К примеру, разгон конституционных органов власти в октябре 1993 года, развертывание кровавой войны в Чечне, кумовство в правосудии и т.д. Довольно удивительно, но в судебной практике также наблюдаются двойные стандарты, когда за воровство госимущества даются минимальные сроки, и те амнистируются. В России формирование правового государства происходит крайне медленно, и тому есть ряд причин. В данной ситуации важна гражданская позиция каждого отдельно взятого человека, поскольку совершенно точно необходимо защищать элементы правового государства. Потребуется аккумулирование всех созидательных сил - либеральных, демократических, социалистических. Одна из важнейших задач - это не допустить коррозии свободы слова. Если СМИ окажутся в руках нечистоплотных людей, имеющих исключительно свои корыстные интересы, то на демократии можно будет поставить крест. Отдельно стоит отметить укрепление судебно-правовой системы, развитие института суда присяжных и наращивание позитивной практики ведения правопорядка в стране.

10

Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015

Литература

1. Ветрила Е.В. Перспективы совершенствования правового регулирования уголовно-процессуальных правоотношений в стадии возбуждения уголовного дела // Государство и право в XXI веке. 2014. № 2. С. 27-31.

2. Дзодзиев Виктор Проблемы становления демократического государства в России - М., 1996.

3. Дружинина А.В. Правовое положение российских подданных в середине XIX века // Государство и право в XXI веке. 2015. № 1. С. 9-13.

4. Коваленко А.И. Теория государства и права. М., 1994.

5. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000. С.63-64.

6. Селезнев Г.Н. Правовое государство - история и современность // Российская историческая политология: Курс лекций. Ростов н./Д., 1998. С.354.

7. Сплавская Н.В. Значение языка российского законодательства в современной законотворческой деятельности // Государство и право в XXI веке. 2014. № 1. С. 18-21.

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.