В настоящее время российские вузы осуществляют разнообразные виды деятельности, которые обеспечивают поступление дополнительных финансовых средств. В значительной степени это обусловлено недостатком бюджетного финансирования, которое не создает условий нормального функционирования высших учебных заведений. Анализ внебюджетной деятельности вузов показывает большое разнообразие не только ее видов, но и способов, подходов, методик, нормативного оформления, применяемых в этой сфере.
Платные образовательные услуги КрасГМА как один из основных разделов внебюджетной деятельности академии регулируются Законом РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Т иповым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), Постановлением Правительства РФ от 26.06.1993 г. № 597, Уставом КрасГМА, Положением об оказании платных дополнительных образовательных услуг, положениями внебюджетных структурных подразделений академии, оказывающих платные образовательные услуги (институт
последипломного образования, факультет довузовского образования, институт лечебного и профилактического питания).
Говоря о перспективах развития платных образовательных услуг в КрасГМА, проведем краткий анализ этого раздела внебюджетной деятельности:
1. Обучение студентов на основе договоров с оплатой стоимости обучения (коммерческие студенты) осуществляется по установленным ценам на всех факультетах. Для этой деятельности разработаны все виды необходимых договоров.
Количество внебюджетных студентов за три последних года имеют тенденцию к повышению, в среднем их количество составляет 1300 человек в год. На 01.11.2005 год количество внебюджетных студентов 1322 человек
Соотношение коммерческих студентов по факультетам представлено на рисунке 1.
Стоимость обучения изменяется по годам и дифференцирована по факультетам. Самая высокая стоимость по специальности «Стоматология», она составляет 23 900 руб. в семестр; самая низкая на факультете - ВСО (очная форма) 15 600 руб. в семестр.
Надо отметить, что работа деканов по снижению задолженности по оплате студентами за обучение рассматривается как один из критериев качества их деятельности.
2. Почти все структурные подразделения, входящие в состав института последипломного образования, принимают участие в оказании платных образовательных услуг: обучение в интернатуре, клинической ординатуре и по программам дополнительного профессионального образования - повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка.
Количество обучающихся с оплатой обучения в.интернатуре за последние 3 года остается стабильным, в среднем составляет 33 человека.
Стоимость обучения в интернатуре по всем специальностям увеличилась по сравнению с 2003 годом на 7500 руб., что составляет 36,6% и равняется 28 000 руб.
На 01.11.2005 г. количество ординаторов составляет 67 человек. Надо отметить, что прием 2005 года составил 40 человек, чего не наблюдалось за последние 3 года.
Стоимость обучения в ординатуре дифференцирована по видам специальностей и составляет в 2005 году по узким специальностям 35000 руб. в год.
На кафедрах и курсах, обучающих по программам дополнительного профессионального образования, количество слушателей за последние 3 года в среднем соста-атяет около 1000 человек.
Впервые в 2005 году стоимость 1 месяца обучения определена дифференцированно для краткосрочных и долгосрочных курсов: краткосрочные, продолжительностью от 1 до 1,5 месяцев, - 5500 руб., кроме стоматологии, на длительных, продолжительностью два и более месяцев, - 5000 руб.
По результатам проведенного маркетингового исследования в части сравнения цен на обучение в Томске и Новосибирске было выявлено, что цены находятся примерно на одном уровне; в центральных городах значительно выше.
Доходы от данного вида деятельности за 3 последних года представлены на рисунке 2.
Кафедрами, имеющими наибольший доход от оказания платных образовательных услуг за 10 месяцев 2005 года, являются кафедры стоматологии, традиционной медицины, акушерства и гинекологии, лучевой диагностики, терапии.
Мы все знаем, что развитие материально-технической базы имеет большое значение для повышения качества образовательного процесса. Таким образом, за счет средств, заработанных кафедрами, было приобретено основных средств на общую сумму 884 620 руб., из них 3 ноутбука, мультимедийный проектор, компьютер, цифровая камера и др.
На рисунке 3 представлено соотношение доходов и расходов на приобретение основных средств по кафедрам. Из диаграммы видно, что кафедра КЛД приобрела электронный микроскоп с очень хорошей оптикой, в дальнейшем планируется доукомплектовать его цифровой камерой, что позволить получать качественные снимки, а не
сканированные, как было раньше, при этом на зарплату не было выделено средств.
Перспективными направлениями, по мнению руководства института последипломного образования, следует считать следующие:
1) организация обучения по информационным (компьютерным) технологиям (не только врачей);
2) организации обучения принципам оказания первичной экстренной помощи сотрудников милиции, пожарной службы, службы охранников и т.п.;
3) дополнительное обучение участковых терапевтов, участковых педиатров в рамках национального проекта «Здоровье»;
4) проведение существующих циклов повышения квалификации, традиционно осуществляемых на внебюджетной основе.
3. Платные образовательные услуги, связанные с подготовкой к сдаче кандидатских экзаменов и защите диссертационной работы, для сотрудников внешних организаций.
Количество слушателей, которые воспользовались возможностью подготовиться к сдаче кандидатских экзаменов за 2003-2005 годы, остается стабильным и составляет в среднем 160 человек в год по всем наименованиям дисциплин.
Установлена стоимость и других услуг, связанных с подготовкой к защите диссертационной работы (например, проведение индивидуальных занятий с соискателем с целью определения темы диссертационной работы и др.).
По мнению ответственного за организацию данного направления проректора по научной работе, проведение организационных мероприятий и экономических расчетов по данному виду платных образовательных услуг в результате дало:
• систематизацию соискателей и повышение ответственности к подготовке к сдаче кандидатских экзаменов;
• изыскание дополнительных средств кафедрам и сотрудникам отделов как в виде заработной платы, так и для приобретения средств;
а также происходит пополнение внутривузовского фонда науки.
Г оворя о перспективе, сейчас находится в завершающей стадии доработки проект по оказанию платных услуг с соискателями внешних организаций: уточняются законодательные рамки данного проекта и т.п., в дальнейшем планируется утверждение на ученом совете КрасГМА Это даст дополнительные финансовые средства для оплаты работы оппонентов, рецензентов, а также возможность оплачивать работу диссертационного совета по оформлению бумаг в ВАК.
4. В течение одного года в академии существует практика оказания платных образовательных дополнительных услуг студентам всех факультетов с 1-го по 6-й курсы обучения в рамках Положения об оказании платных дополнительных образовательных услуг КрасГМА, утвержденного ученым советом 9 сентября 2004 года.
Работа в этом направлении имеет свои результаты: из 54 кафедр КрасГМА, занимающихся обучением студентов, 33 кафедры участвуют в оказании данного вида образовательных услуг. С 1 января по 1 ноября 2005 года количество обращений составило 4446 часов. Количество студентов, воспользовавшихся этими услугами, составило 670 чел. Количество обращений (часов), а следовательно, и величина дохода кафедр, участвующих в вышеуказанной деятельности и являющихся лидерами, представлено на рисунке 4.
Также выделились имена преподавателей, к которым число обращений (часов) наибольшее: Синдеева, Потылицина, Левкович, Большаков.
Доход, полученный от данного вида деятельности на 01.11.2005 г.,-400 140 руб.
Преимущества оказания платных дополнительных образовательных услуг, как отмечают координаторы этого направления, состоят в том, что студенты, в частности лечебного факультета, стали меньше пропускать практические занятия без уважительных причин; студенты отмечают хорошее качество проведения и результаты дополнительных занятий; родители поддерживают эту инициативу.
Развитие данных видов услуг считаем перспективным направлением, возможен переход на другой вид дополнительных образовательных услуг сверх программы, примеры уже есть: кафедра патофизиологии и институт лечебного и профилактического питания.
5. Факультет довузовской подготовки оказывает платные образовательные услуги, связанные с подготовкой к поступлению в вуз. Это различной продолжительности подготовительные курсы от недельных до 6-месячных, и разной формы заочные и очные, а также 2-годичное обучение в малой медицинской академии и целевой набор.
Количество слушателей по факультету остается стабильным за последние 3 года и составляет в среднем 500 человек в год.
Перспективными направлениями следует считать организацию центров в крупных городах и районных центрах; проведение олимпиад не только на базе КрасГМА, но и на выезде; работу с целевым набором в Бурятии, Хакасии, Эвенкии, Туве.
Считаем, что расширение сферы действия факультета довузовского образования позволит увеличить число абитуриентов, сформирует позитивный имидж вуза и корпоративную культуру, чем целенаправленно занимаются
многие службы КрасГМА, в том числе и вновь созданные, привлечет новых желающих поступить в медицинскую академию и стать врачом.
Заметим, что в сумме внебюджетных средств средства, полученные за оплату обучения студентов, составляют наибольшее количество, приблизительно 70%, а значит, развитие данного вида деятельности позволит реализовать современные проекты КрасГМА на рынке образовательных услуг Красноярского края, России и за рубежом.
Рисунок 1. Количество студентов, обучающихся на основе договоров с оплатой стоимости обучения, по факультетам, чел.
последипломного образования, %.
Рисунок 4- Количество часов и величина доходов (руб.) кафедр по дополнительным образовательным услугам.