Научная статья на тему 'Перспективы развития платных образовательных услуг в КрасГМА'

Перспективы развития платных образовательных услуг в КрасГМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Т. Г., Грицан А. И., Михайлова Л. А., Шилина Н. Г., Алексеева Т. Б.

В современных экономических условиях российские вузы осуществляют разнообразные виды деятельности, которые обеспечивают поступление дополнительных финансовых средств. Основным источником доходов деятельности вуза являются образовательные услуги. В статье излагаются основные виды платных образовательных услуг КрасГМА, их перспективы развития.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n modern economical conditions, Russian institutes of higher education realize different types of activity providing funds' supply. The main source of incomes from institute of higher education activity is educational services. Primary types of paid educational services and their development trends are described in the article.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития платных образовательных услуг в КрасГМА»

В настоящее время российские вузы осуществляют разнообразные виды деятельности, которые обеспечивают поступление дополнительных финансовых средств. В значительной степени это обусловлено недостатком бюджетного финансирования, которое не создает условий нормального функционирования высших учебных заведений. Анализ внебюджетной деятельности вузов показывает большое разнообразие не только ее видов, но и способов, подходов, методик, нормативного оформления, применяемых в этой сфере.

Платные образовательные услуги КрасГМА как один из основных разделов внебюджетной деятельности академии регулируются Законом РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Т иповым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), Постановлением Правительства РФ от 26.06.1993 г. № 597, Уставом КрасГМА, Положением об оказании платных дополнительных образовательных услуг, положениями внебюджетных структурных подразделений академии, оказывающих платные образовательные услуги (институт

последипломного образования, факультет довузовского образования, институт лечебного и профилактического питания).

Говоря о перспективах развития платных образовательных услуг в КрасГМА, проведем краткий анализ этого раздела внебюджетной деятельности:

1. Обучение студентов на основе договоров с оплатой стоимости обучения (коммерческие студенты) осуществляется по установленным ценам на всех факультетах. Для этой деятельности разработаны все виды необходимых договоров.

Количество внебюджетных студентов за три последних года имеют тенденцию к повышению, в среднем их количество составляет 1300 человек в год. На 01.11.2005 год количество внебюджетных студентов 1322 человек

Соотношение коммерческих студентов по факультетам представлено на рисунке 1.

Стоимость обучения изменяется по годам и дифференцирована по факультетам. Самая высокая стоимость по специальности «Стоматология», она составляет 23 900 руб. в семестр; самая низкая на факультете - ВСО (очная форма) 15 600 руб. в семестр.

Надо отметить, что работа деканов по снижению задолженности по оплате студентами за обучение рассматривается как один из критериев качества их деятельности.

2. Почти все структурные подразделения, входящие в состав института последипломного образования, принимают участие в оказании платных образовательных услуг: обучение в интернатуре, клинической ординатуре и по программам дополнительного профессионального образования - повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка.

Количество обучающихся с оплатой обучения в.интернатуре за последние 3 года остается стабильным, в среднем составляет 33 человека.

Стоимость обучения в интернатуре по всем специальностям увеличилась по сравнению с 2003 годом на 7500 руб., что составляет 36,6% и равняется 28 000 руб.

На 01.11.2005 г. количество ординаторов составляет 67 человек. Надо отметить, что прием 2005 года составил 40 человек, чего не наблюдалось за последние 3 года.

Стоимость обучения в ординатуре дифференцирована по видам специальностей и составляет в 2005 году по узким специальностям 35000 руб. в год.

На кафедрах и курсах, обучающих по программам дополнительного профессионального образования, количество слушателей за последние 3 года в среднем соста-атяет около 1000 человек.

Впервые в 2005 году стоимость 1 месяца обучения определена дифференцированно для краткосрочных и долгосрочных курсов: краткосрочные, продолжительностью от 1 до 1,5 месяцев, - 5500 руб., кроме стоматологии, на длительных, продолжительностью два и более месяцев, - 5000 руб.

По результатам проведенного маркетингового исследования в части сравнения цен на обучение в Томске и Новосибирске было выявлено, что цены находятся примерно на одном уровне; в центральных городах значительно выше.

Доходы от данного вида деятельности за 3 последних года представлены на рисунке 2.

Кафедрами, имеющими наибольший доход от оказания платных образовательных услуг за 10 месяцев 2005 года, являются кафедры стоматологии, традиционной медицины, акушерства и гинекологии, лучевой диагностики, терапии.

Мы все знаем, что развитие материально-технической базы имеет большое значение для повышения качества образовательного процесса. Таким образом, за счет средств, заработанных кафедрами, было приобретено основных средств на общую сумму 884 620 руб., из них 3 ноутбука, мультимедийный проектор, компьютер, цифровая камера и др.

На рисунке 3 представлено соотношение доходов и расходов на приобретение основных средств по кафедрам. Из диаграммы видно, что кафедра КЛД приобрела электронный микроскоп с очень хорошей оптикой, в дальнейшем планируется доукомплектовать его цифровой камерой, что позволить получать качественные снимки, а не

сканированные, как было раньше, при этом на зарплату не было выделено средств.

Перспективными направлениями, по мнению руководства института последипломного образования, следует считать следующие:

1) организация обучения по информационным (компьютерным) технологиям (не только врачей);

2) организации обучения принципам оказания первичной экстренной помощи сотрудников милиции, пожарной службы, службы охранников и т.п.;

3) дополнительное обучение участковых терапевтов, участковых педиатров в рамках национального проекта «Здоровье»;

4) проведение существующих циклов повышения квалификации, традиционно осуществляемых на внебюджетной основе.

3. Платные образовательные услуги, связанные с подготовкой к сдаче кандидатских экзаменов и защите диссертационной работы, для сотрудников внешних организаций.

Количество слушателей, которые воспользовались возможностью подготовиться к сдаче кандидатских экзаменов за 2003-2005 годы, остается стабильным и составляет в среднем 160 человек в год по всем наименованиям дисциплин.

Установлена стоимость и других услуг, связанных с подготовкой к защите диссертационной работы (например, проведение индивидуальных занятий с соискателем с целью определения темы диссертационной работы и др.).

По мнению ответственного за организацию данного направления проректора по научной работе, проведение организационных мероприятий и экономических расчетов по данному виду платных образовательных услуг в результате дало:

• систематизацию соискателей и повышение ответственности к подготовке к сдаче кандидатских экзаменов;

• изыскание дополнительных средств кафедрам и сотрудникам отделов как в виде заработной платы, так и для приобретения средств;

а также происходит пополнение внутривузовского фонда науки.

Г оворя о перспективе, сейчас находится в завершающей стадии доработки проект по оказанию платных услуг с соискателями внешних организаций: уточняются законодательные рамки данного проекта и т.п., в дальнейшем планируется утверждение на ученом совете КрасГМА Это даст дополнительные финансовые средства для оплаты работы оппонентов, рецензентов, а также возможность оплачивать работу диссертационного совета по оформлению бумаг в ВАК.

4. В течение одного года в академии существует практика оказания платных образовательных дополнительных услуг студентам всех факультетов с 1-го по 6-й курсы обучения в рамках Положения об оказании платных дополнительных образовательных услуг КрасГМА, утвержденного ученым советом 9 сентября 2004 года.

Работа в этом направлении имеет свои результаты: из 54 кафедр КрасГМА, занимающихся обучением студентов, 33 кафедры участвуют в оказании данного вида образовательных услуг. С 1 января по 1 ноября 2005 года количество обращений составило 4446 часов. Количество студентов, воспользовавшихся этими услугами, составило 670 чел. Количество обращений (часов), а следовательно, и величина дохода кафедр, участвующих в вышеуказанной деятельности и являющихся лидерами, представлено на рисунке 4.

Также выделились имена преподавателей, к которым число обращений (часов) наибольшее: Синдеева, Потылицина, Левкович, Большаков.

Доход, полученный от данного вида деятельности на 01.11.2005 г.,-400 140 руб.

Преимущества оказания платных дополнительных образовательных услуг, как отмечают координаторы этого направления, состоят в том, что студенты, в частности лечебного факультета, стали меньше пропускать практические занятия без уважительных причин; студенты отмечают хорошее качество проведения и результаты дополнительных занятий; родители поддерживают эту инициативу.

Развитие данных видов услуг считаем перспективным направлением, возможен переход на другой вид дополнительных образовательных услуг сверх программы, примеры уже есть: кафедра патофизиологии и институт лечебного и профилактического питания.

5. Факультет довузовской подготовки оказывает платные образовательные услуги, связанные с подготовкой к поступлению в вуз. Это различной продолжительности подготовительные курсы от недельных до 6-месячных, и разной формы заочные и очные, а также 2-годичное обучение в малой медицинской академии и целевой набор.

Количество слушателей по факультету остается стабильным за последние 3 года и составляет в среднем 500 человек в год.

Перспективными направлениями следует считать организацию центров в крупных городах и районных центрах; проведение олимпиад не только на базе КрасГМА, но и на выезде; работу с целевым набором в Бурятии, Хакасии, Эвенкии, Туве.

Считаем, что расширение сферы действия факультета довузовского образования позволит увеличить число абитуриентов, сформирует позитивный имидж вуза и корпоративную культуру, чем целенаправленно занимаются

многие службы КрасГМА, в том числе и вновь созданные, привлечет новых желающих поступить в медицинскую академию и стать врачом.

Заметим, что в сумме внебюджетных средств средства, полученные за оплату обучения студентов, составляют наибольшее количество, приблизительно 70%, а значит, развитие данного вида деятельности позволит реализовать современные проекты КрасГМА на рынке образовательных услуг Красноярского края, России и за рубежом.

Рисунок 1. Количество студентов, обучающихся на основе договоров с оплатой стоимости обучения, по факультетам, чел.

последипломного образования, %.

Рисунок 4- Количество часов и величина доходов (руб.) кафедр по дополнительным образовательным услугам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.