Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПИВНОГО ТУРИЗМА В ЧЕХИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПИВНОГО ТУРИЗМА В ЧЕХИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
99
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПИВНОЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТ / ПИВО / МУЗЕЙ ПИВОВАРЕНИЯ / ПИВНОЕ СПА / ПИВОВАРЕНИЕ / ГАСТРОНОМИЯ / ЧЕХИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зиеба Я.

Данная статья посвящена изучению понятия «пивной туризм» и его развитию в Чешской Республике. Чехия - страна пива, имеющая богатую историю пивоварения. Пивной туризм является частью гастрономического туризма и в Чехии активно развивается. В статье даётся определение понятия «пивной туризм», рассматривается его суть и развитие. Приведены самые значимые объекты, входящие в рамки пивного туризма. Выделяются проблемы, которые связаны с пивным туризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES IN THE DEVELOPMENT OF BEER TOURISM IN THE CZECH REPUBLIC

This article is devoted to the study of the concept of "beer tourism" and its development in the Czech Republic. The Czech Republic is a country of beer with a rich history of brewing. Beer tourism is a part of gastronomic tourism and is actively developing in the Czech Republic. The article defines the concept of "beer tourism", examines its fundament and development. The most significant objects included in the scope of beer tourism are given. The problems associated with beer tourism are revealed.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПИВНОГО ТУРИЗМА В ЧЕХИИ»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПИВНОГО ТУРИЗМА В ЧЕХИИ Я. Зиеба, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-8-3-157-160

Аннотация. Данная статья посвящена изучению понятия «пивной туризм» и его развитию в Чешской Республике. Чехия - страна пива, имеющая богатую историю пивоварения. Пивной туризм является частью гастрономического туризма и в Чехии активно развивается. В статье даётся определение понятия «пивной туризм», рассматривается его суть и развитие. Приведены самые значимые объекты, входящие в рамки пивного туризма. Выделяются проблемы, которые связаны с пивным туризмом.

Ключевые слова: туризм, пивной туризм, турист, пиво, музей пивоварения, пивное спа, пивоварение, гастрономия, Чехия.

Туризм является важной частью мировой экономики и экономики отдельных стран. В развитых странах это обычная часть образа жизни многих людей, а в некоторых странах - это основной источник дохода для жителей. В связи с масштабами туризма постоянно появляются новые виды, в том числе и пивной туризм.

С исторической точки зрения пиво является социальным, культурным, а также экономическим и политическим феноменом. Чехия считается страной пива, поэтому в какую бы часть страны ни отправился турист, он всегда найдет место, где варят хорошее пиво. По данным на 2021 год, Чехия занимает первое место в мире по потреблению пива на человека [1]. В этом и заключается актуальность данной темы.

С экономической точки зрения, производство пива в Чехии представляет собой стабильную часть гастрономической отрасли и возможность трудоустройства значительного числа людей не только в производстве самого пива, но главным образом в услугах гостеприимства, гостиничного менеджмента и развлечений, которые входят в туристскую индустрию.

Крупные пивоваренные компании, а также небольшие региональные или семейные пивоварни всё больше занимаются не только пивоварением, но и туризмом. Это создало новый и динамично развивающийся вид гастрономического туризма -пивной туризм.

По мнению профессора Й. Зеленки и доктора философии М. Пасковой, пивной туризм - это «форма туризма, участников которой мотивирует гастрономический опыт употребления различных сортов пива в типичной пабной среде, также возможно знакомство с историей и современными технологиями производства пива. Маршруты составляются с экскурсиями по пивоварням, посещением типичных пабов и пивных, музеев пива» [2].

Проблема в том, что пивной туризм как отдельный вид туризма официально не выделен, хотя в последние годы этот термин активно используется и сам по себе популярен среди туристов. Из логики дела следует, что пивной туризм является частью гастрономического туризма и переплетается с событийным, индустриальным и культурно-познавательным туризмом.

Сегодня наиболее популярным является посещение пивных погребов, экскурсии и дегустации в пивоварнях, специальных и уникальных ресторанах и посещение пивных фестивалей. В пивном туризме участники в основном узнают о современных технологиях производства пива, истории и мотивируются гурманским опытом употребления пива.

После 1989 года исчез ряд небольших пивоварен, а рынок стали делить крупные компании, в последние годы ситуация стала меняться. Небольшие пивоварни становятся всё более популярными не только как источник чешского национального

напитка, но и как место для туристов. Согласно опросу, проведенному в 2017 году Ассоциацией малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей Чехии, отечественные потребители всё чаще посещают региональные пивоварни семейного типа, которых в Чешской Республике уже более четырехсот [3].

Изучая пивной туризм в Чехии, нельзя не упомянуть два основных пивных центра, а именно города Пльзень и Прагу. Есть возможность посетить крупные пивоварни - пльзеньский «Праздрой» или пражский «Старопрамен», а также посетить музеи пива. Например, в 2019 году пивзавод «Пльзеньский Праздрой» привлекла рекордное количество посетителей. В общей сложности его маршруты в Пльзене посетили 980 000 человек со всего мира. Более половины посетителей составили чешские туристы, 18% - гости из Азии. На мнимом третьем месте с 12% оказались немецкие туристы [4]. С каждым годом количество туристов увеличивается (не учитывая пандемию COVID-19), что свидетельствует о том, что тема пивного туризма действительно популярна.

Регионом с самой длительной традицией пивоварения, несомненно, является Пльзеньский край с центром в городе Пльзень. Чтобы отпраздновать варку первого пива низового брожения, каждый год в городе проводится Pilsner Fest, который является эквивалентом немецкого October Fest. Маленький город Непомук в Пль-зеньском регионе также организует свои пивные фестивали. На них представлены около пятидесяти пивоварен, представляющих необычные сорта пива. Семейная пивоварня в Ходова-Плана с её уникальным лабиринтом пивных погребов также является частым местом для пивных туристов. На его территории также есть музей пивоварения и пивной спа. В саду здания проходят традиционные пивные фестивали и чемпионат Европы по прокатке пивных бочек [5].

К пивному туризму относятся и пивные спа, представляющие собой реабилитационные и лечебные процедуры. В них входят не только ванны, обертывания и массажи, но и распитие пива. Целью этой

процедуры является гармонизация организма, релаксация и психический отдых. Это обеспечивается измельченными травами, которые вместе с пивными дрожжами являются основным ингредиентом пивных ванн. Более высокая температура воды ускоряет работу сердца и, таким образом, способствует циркуляции крови. С 2006 года стало возможным посещать пивные спа и в Чешской Республике. Первой была семейная пивоварня Ходовар в Ходова-Плана [5].

Музеи пивоварения

Чехия может гордиться своей пивной уникальностью. Музей хмеля в Жатце, который сотрудничает с туристическим центром «Храм хмеля и пива», является крупнейшей выставкой в мире. На 4000 квадратных метров представлена история хмелеводства от Средневековья до наших дней. В музее можно увидеть инструменты, используемые в пивоварении, документы о выращивании хмеля и фотографии того времени. Уникальным является и здание музея, являющееся технической памятником и образцом промышленной архитектуры [5]. Также стоит упомянуть музей пивоварения в г. Пльзень, который находится в ведении пивоварни «Пльзеньский Праздрой» и был открыт в 1959 году. Это один из старейших музеев такого рода в мире, расположенный в оригинальном здании пивоварни 15 века [6].

Пивные тропы

Пивные велосипедные дорожки и тропы включены в тематические маршруты, которые характеризуются соединением отдельных пивоварен и микропивоварен и их продукции [2]. Например, прогулку по самым высоким горам Чехии - Крконоше, можно совместить с пивом на Крконош-ской пивной тропе, которая соединяет Врхлаби, Фриесовы буды и Лучни буды. На 22-километровом маршруте туристы смогут попробовать оригинальное пиво в четырех пивоварнях. Аналогично ориентированная поездка находится в горах Бескиды. Здесь туристы проходят через живописные деревни и городки со стильными ресторанами, историческими и природными памятниками, а прежде всего 8 пивоварнями, участвующих в Бескидской

пивной тропе [7]. Пивные тропы направ- что может нарушить местную атмосферу. лены на поддержку региональных пивова- Конфликты могут возникать и между не-рен, повышение узнаваемости своей марки трезвыми туристами, что может привести и знакомство с ней туристов. Пивные тро- к дракам.

пы обычно инициируются пивоварнями, Заключение. В ходе исследования был

которые используют этот маркетинговый определен термин «пивной туризм», а инструмент для расширения своей клиент- также были представлены места и объек-ской базы. ты, которые играют наибольшую роль в

Однако пивной туризм также сталкива- развитии пивного туризма в Чехии. Были ется с рядом проблем. Чрезмерное упо- выделены проблемы, связанные с чрез-требление пива развивает, например, алко- мерным употреблением пива. Чехия счи-голизм (часто к нему приводит употребле- тается страной пива и имеет богатую исто-ние дистиллятов в сочетании с пивом), рию пивоварения. Данное исследование значительно поддерживает аппетит, что показало, что пивной туризм в настоящее может привести к увеличению массы тела время активно развивается и пользуется при неумеренном потреблении пищи или, широкой популярностью среди туристов. например, повреждает печень, поджелу- Главными центрами пивного туризма -дочную железу и нервную систему [8]. города Пльзень и Прага. Существует также Помимо влияния чрезмерного употребле- ряд пивных троп, которые могут быть ния пива на организм человека, можно вы- расширены на несколько краев Чехии и, делить и социальные эффекты. Пьяные ту- таким образом, создать новый уникальный ристы могут создавать чрезмерный шум, туристский маршрут.

Библиографический список

1. Top 10: Countries that drink the most beer. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sciencefocus.com/the-human-body/top-10-countries-that-drink-the-most-beer/ (дата обращения: 28.08.2022).

2. Zelenka J. Cestovní ruch: Vykladovy slovník / J. Zelenka, M. Pásková. - Praha: Linde, 2012. - 768 s.

3. Novy cesky trend: pivní turistika. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.businessinfo.cz/clanky/novy-cesky-trend-pivni-turistika/ (дата обращения: 24.08.2022).

4. Plzeйsky Prazdroj loni navstívil témëf milion nàvstëvnikù! - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.qap.cz/object/plzensky-prazdroj-loni-navstivil-temer-milion-navstevniku-109631 (дата обращения: 28.08.2022).

5. Pivní turistika po CR. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pivniklenoty.cz/vse-o-pivu/zajimavosti-o-pivu/pivni-turistika-po-cr/ (дата обращения: 24.08.2022).

6. Pivovarské muzeum v Plzni. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.prazdrojvisit.cz/prohlidky/pivovarske-muzeum-v-plzni/ (дата обращения: 28.08.2022).

7. Na konci léta je ideální cas pro pivní turistiku. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kudyznudy.cz/aktuality/na-konci-leta-je-idealni-cas-pro-pivni-turistiku (дата обращения: 25.08.2022).

8. Sedlácková P. Vyznam a rozvoj pivní turistiky v Ceské republice. - Ostrava: Technická univerzita Ostrava, 2014. - 92 s.

PERSPECTIVES IN THE DEVELOPMENT OF BEER TOURISM IN THE CZECH

REPUBLIC

J. Zieba, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. This article is devoted to the study of the concept of "beer tourism " and its development in the Czech Republic. The Czech Republic is a country of beer with a rich history of brewing. Beer tourism is a part of gastronomic tourism and is actively developing in the Czech Republic. The article defines the concept of "beer tourism", examines its fundament and development. The most significant objects included in the scope of beer tourism are given. The problems associated with beer tourism are revealed.

Keywords: tourism, beer tourism, tourist, beer, brewery museum, beer spa, brewing, gastronomy, Czech Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.