Научная статья на тему 'Перспективы развития образования в условиях четвертой промышленной революции'

Перспективы развития образования в условиях четвертой промышленной революции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2330
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ (ИНДУСТРИАЛЬНАЯ) РЕВОЛЮЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕДИНОЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / GLOBALIZATION / FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION / TECHNOLOGICAL REVOLUTION / COMPETITION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / DIGITAL ECONOMY / DIGITALIZATION / SCIENCE / EDUCATION / EDUCATIONAL SPACE / A UNIFIED SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Светлана Вениаминовна, Иванов Олег Борисович

Современная цивилизация вступила в эпоху четвертой промышленной революции, отличительными чертами которой являются: роботизация, квантовые компьютеры, цифровая, интернети киберэкспансия, искусственный интеллект, мобильные технологии, виртуализация, глобальные изменения в энергетике, нанои биотехнологиях. Во всех сферах жизнедеятельности человечества возникают глобальные изменения; раздвигаются технологические горизонты; кратно возрастают возможности экономики, производства, медицины, кардинального улучшения качества жизни населения. Однако научно-технический прогресс не только открывает обществу большие перспективы, но и несет с собой новые вызовы и угрозы, такие как техногенные катастрофы, негативное воздействие на человека и всю живую природу электромагнитных и иных излучений, радиационных загрязнений и других побочных факторов. Новая индустриальная революция влечет за собой существенные социальные изменения, возникает массовая потребность в совершенно новых профессиях, а многие традиционные массово отмирают, обостряя проблему безработицы. Это тоже является своего рода вызовом для образования. Кроме того, в современную жизнь плотно вошли массовые хищения персональных данных и их криминальное использование, крупномасштабные кибератаки, применение информационнокоммуникационных технологий для манипулирования общественным сознанием. Новейшие технологии влияют на личность, и не всегда в позитивном направлении; появилась проблема «поглощения» человека виртуальной реальностью, в которую отдельные субъекты погружаются настолько глубоко, что выпадают из реального мира. На межгосударственном уровне транснациональные корпорации, ведущие страны мира находятся в ожесточенной конкурентной борьбе (вплоть до гибридных войн) не только за экономическое и политическое влияние, но и за научно-техническое первенство, за вступление в шестой технологический уклад, за лидерство в цифровых технологиях и создании искусственного интеллекта. Для того чтобы эффективно решать проблемы нашего времени, адекватно реагировать на вызовы современного информационного общества, глобализирующегося мира, вступившего в эпоху постмодерна и масс-медиа, образование должно претерпеть системные трансформации на основе последних достижений науки. Но и это уже не решит задачи сохранения цивилизации, если не будет сформирован гуманитарный базис для всего человечества, не обеспечено в глобальном обществе главенство моральных принципов и нравственных норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of Education Development in the Context of the Fourth Industrial Revolution

Modern civilization has entered the era of the fourth industrial revolution, distinguished by robotics, quantum computers, digital, Internet and cyber expansion, artificial intelligence, mobile technologies, virtualization, global changes in energy sector, nano-and biotechnology. In all spheres of human life there are global changes; technological horizons are expanding; the possibilities of the economy, production, medicine, and a radical improvement in the human life quality are multiplied. However, scientific and technological progress not only opens up great prospects for society, but also brings new challenges and threats, such as man-made disasters, the negative impact on humans and the whole wildlife caused by electromagnetic and other radiation, radiation pollution and other side factors. The new industrial revolution entails significant social changes, there is a massive need for brand new professions, while many traditional ones are massively dying off, exacerbating the problem of unemployment. This is also a kind of challenge for education. In addition, mass theft of personal data and their criminal use, large-scale cyber attacks, information and communication technologies used to manipulate public consciousness, and the deliberate use of the Internet space to spread misinformation have become facts of modern life. The latest technology affects the personality, and not always in a positive way; there is a problem of “absorption” of a person by virtual reality, into which individual subjects plunge so deeply that they fall out of the real world. At the interstate level, transnational corporations, the leading countries of the world are in fierce competition (up to hybrid wars) not only for economic and political influence, but also for scientific and technological superiority, for entering the sixth technological order, for leadership in digital technologies and artificial intelligence creation. In order to solve the problems of our time effectively, to adequately respond to the challenges of the modern information society, the globalizing world, which has entered the era of postmodernism and mass media, education must undergo revolutionary systemic transformations based on the latest scientific achievements. Yet, even this will no longer solve the problem of preserving civilization, unless a humanitarian basis for of the whole humanity is formed, the supremacy of moral principles and moral standards is ensured in the global society.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития образования в условиях четвертой промышленной революции»

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК: 330.3; 37 DOL10.244П/207^6435-2019-Ш20

Перспективы развития образования в условиях четвертой промышленной революции

Современная цивилизация вступила в эпоху четвертой промышленной революции, отличительными чертами которой являются: роботизация, квантовые компьютеры, цифровая, интернет- и киберэкспансия, искусственный интеллект, мобильные технологии, виртуализация, глобальные изменения в энергетике, нано- и биотехнологиях. Во всех сферах жизнедеятельности человечества возникают глобальные изменения; раздвигаются технологические горизонты; кратно возрастают возможности экономики, производства, медицины, кардинального улучшения качества жизни населения. Однако научно-технический прогресс не только открывает обществу большие перспективы, но и несет с собой новые вызовы и угрозы, такие как техногенные катастрофы, негативное воздействие на человека и всю живую природу электромагнитных и иных излучений, радиационных загрязнений и других побочных факторов. Новая индустриальная революция влечет за собой существенные социальные изменения, возникает массовая потребность в совершенно новых профессиях, а многие традиционные — массово отмирают, обостряя проблему безработицы. Это тоже является своего рода вызовом для образования. Кроме того, в современную жизнь плотно вошли массовые хищения персональных данных и их криминальное использование, крупномасштабные кибератаки, применение информационно-коммуникационных технологий для манипулирования общественным сознанием. Новейшие технологии влияют на личность, и не всегда в позитивном направлении; появилась проблема «поглощения» человека виртуальной реальностью, в которую отдельные субъекты погружаются настолько глубоко, что выпадают из реального мира. На межгосударственном уровне транснациональные корпорации, ведущие страны мира находятся в ожесточенной конкурентной борьбе (вплоть до гибридных войн) не только за экономическое и политическое влияние, но и за научно-техническое первенство, за вступление в шестой технологический уклад, за лидерство в цифровых технологиях и создании искусственного интеллекта. Для того чтобы эффективно решать проблемы нашего времени, адекватно реагировать на вызовы современного информационного общества, глобализирующегося мира, вступившего в эпоху постмодерна и масс-медиа, образование должно претерпеть системные трансформации на основе последних достижений науки. Но и это уже не решит задачи сохранения цивилизации, если не будет сформирован гуманитарный базис для всего человечества, не обеспечено в глобальном обществе главенство моральных принципов и нравственных норм.

Ключевые слова: глобализация, четвертая промышленная (индустриальная) революция, технологическая революция, кон© С. В. Иванова, 2019 © О. Б. Иванов, 2019

С. В. Иванова

О. Б. Иванов

куренция, информационно-коммуникационные технологии, искусственный интеллект, цифровая экономика, цифровизация, наука, образование, образовательное пространство, единое научно-образовательное пространство

Введение

Человеческую цивилизацию на современном этапе характеризует активное вхождение в эпоху четвертой промышленной революции.

Если обратиться к истории, то первая промышленная революция началась со строительства железных дорог и изобретения паровой машины, которая обусловила переход от ручного труда к механизированному производству. Второй промышленной революции был присущ переход к повсеместному использованию электричества и других, новых на тот период источников энергии (продуктов нефтепереработки, природного газа), что позволило осуществить концентрацию производства, сделать его крупносерийным и массовым, начал внедряться конвейер. Сфера образования должна была откликнуться на запрос о подготовке квалифицированных рабочих, возникла потребность в большом количестве техников и инженеров. Бурное развитие промышленного производства привело к его безусловному доминированию над аграрным сектором. Общество стало индустриальным. Однако следует отметить, что во многих экономически не развитых и бедных государствах этот этап еще не завершился и в наши дни. В то время как более прогрессивные государственные системы вступили в постиндустриальную эпоху, которой присуща принципиально иная структура общественно-экономической организации.

Основоположники теории постиндустриального общества Д. Белл и Э. Тоффлер в 60-годы прошлого века обобщили основные характеристики новой формации: смена приоритетных видов экономической деятельности (от производства товаров — к услугам); возрастание роли науки, образования, здравоохранения; изменение общественных норм (договор, терпимость, корректность вместо конфронтации и войны); новые основания принятия решений (научное моделирование и прогнозирование); информатизация общества [1; 25]. В результате внедрения высокопроизводительных технологических процессов и масштабной автоматизации производства увеличилась производительность общественного труда, уменьшилась занятость в непосредственном изготовлении товаров; резко возросла доля квалифицированного труда; изменился рынок в сторону востребованности в сфере услуг. Наступила третья промышленная революция — продукт научно-технического прогресса. Ее характеризуют повсеместное внедрение электроники, полупроводников, автоматизация производства и широкое освоение информационных технологий.

Но развитие производительных сил и производственных отношений на этом не останавливается. Современная цивилизация вступает в эпоху четвертой промышленной революции, которую характеризуют роботизация, квантовые компьютеры, цифровизация, интернет- и киберэкспансия, виртуализация, искусственный интеллект, мобильные технологии, глобальные изменения в энергетике, нано- и биотехнологиях.

Этот этап также требует от систем образования революционных изменений. Возникает массовая потребность в принципиально новых профессиях, отвечаю-

щих актуальным запросам общества и вызовы времени, а многие традиционные профессии под влиянием технического прогресса существенно изменяются или даже отмирают, обостряя проблему занятости, выдвигая перед обществом задачу массовой переквалификации.

На этом фоне неизбежно трансформируются подходы к профессиональной подготовке, изменяются системы образования, предъявляются существенно более высокие требования к квалификации кадров, уровню образования и его качеству. Принимая во внимание, с какой скоростью в наше время устаревает информация, в обществе возникает потребность постоянно развивать компетенции и обеспечивать обновление знаний. Система образования, реализуя эту потребность, должна трансформироваться в индустрию, обеспечивающую непрерывную актуализацию образовательных программ, повышение квалификации каждого субъекта на протяжении всей жизни.

Четвертая промышленная революция ведет к росту числа людей, занятых в интеллектуальных сферах; к изменению интересов человечества в сторону творческого развития и роста образовательных потребностей, а, следовательно, к изменению самой структуры общества. В межгосударственном масштабе и международных отношениях, несмотря на некоторые негативные процессы, связанные с протекционизмом, недобросовестной конкуренцией, санкционным давлением, прослеживается четкая тенденция к глобализации. Происходящее требует глубоких изменений образовательного пространства, и, видимо, можно прогнозировать ускорение формирования единого мирового образовательного пространства. Социально-экономические причины, низкий уровень образованности населения, слабое экономическое развитие бедных стран, мешающие этому процессу, отходят на второй план по причине развития информационных технологий, открывающих совершенно новые возможности коммуникаций.

Однако достижения научно-технического прогресса не только обустраивают и улучшают жизнь людей, но и несут новые вызовы и угрозы. Между ведущими государствами мира, международными альянсами, наднациональными группами и транснациональными корпорациями происходит жесткая конкуренция за первенство при вступлении в шестой технологический уклад, за лидерство в военно-технической сфере, цифровых технологиях, за искусственный интеллект. И ставки здесь исключительно высоки: победитель в этой гонке будет править миром, прочие останутся на второстепенных, подчиненных позициях. Такое технологическое и интеллектуальное соперничество требует кардинальных изменений в национальной системе образования, ее тесной интеграции с передовой наукой. Этот вызов сегодня осознается и на уровне государственного управления, и на уровне перестройки организации науки, и, разумеется, на уровне запросов системы образования. Однако практическая реализация осмысленных и даже принятых и нормативно закрепленных решений по обеспечению необходимой трансформации всех звеньев существующей системы образования — это отдельная сфера, требующая целенаправленной правовой, методологической, организационной и иной работы.

Серьезной угрозой новой индустриальной революции становится широкое

использование достижений современной науки и высоких технологий не во благо человечества. В числе глобальных рисков в современную жизнь плотно вошли массовые хищения персональных данных, их использование для краж средств со счетов и в иных криминальных целях, кибератаки, хакерские взломы. Жестокой реальностью сегодняшнего дня стали преступники, подобные вымышленным литературным персонажам (профессор Мориарти, доктор Зло и выдающийся ученый в области высоких технологий — злодей Фантомас). Для того, чтобы эффективно противодействовать обозначенным выше побочным негативным проявлениям научно-технического прогресса, сфера образования (разумеется, совместно с другими заинтересованными партнерами: банками, налоговыми органами, системой госуслуг, социальными фондами, интернет-продавцами) должна обеспечить массовое, фактически повсеместное, овладение всем населением страны основами компьютерной грамотности и кибербезопасности. Конечно, непросто противодействовать хорошо подготовленным и технически вооруженным профессионалам, но иметь представление и элементарный набор инструментов по защите от криминальных посягательств должны все.

Четвертая промышленная революция несет и другие риски. Большой проблемой современного мира становится недооценка гуманитарной составляющей, нравственных ценностей развития общества в условиях научно-технического прогресса. Такое положение дел повышает требования к образованию в этой части: необходимо развитие обучения в совокупности с воспитанием, стремление к формированию гуманистически ориентированного единого образовательного пространства, базирующегося не только на технических достижениях, но и на общечеловеческих нравственных нормах.

Постановка цели исследования

Целями данного исследования являются: во-первых, определение тенденций воздействия научно-технического прогресса на образование; выработка путей адекватного реагирования образования на актуальные запросы общества и вызовы времени; исследование процессов трансформации систем образования под влиянием четвертой промышленной революции; во-вторых, изучение влияния образования и научно-образовательных практик на ускорение научно-технического прогресса. В данной статье также обращается внимание на негативное воздействие на цивилизацию некоторых факторов внедрения достижений современной науки и высоких технологий и, соответственно, рассмотрение мер по их нивелированию, с опорой на прогрессивные системы образования. Особо изучаются вопросы гуманизации образования, а также формирования единого мирового образовательного пространства.

Методы исследования

В исследовании показано, что решение поставленной цели возможно только на основе интеграции теории и практики; осуществления комплексного анализа объективных процессов, фактологической базы, прогнозных оценок, нормативных, методологических, методических и стратегических документов. В рамках

настоящего исследования использовались:

— монографический и абстрактно-логический методы;

— факторный анализ, то есть выявление долговременных детерминант, изменение образовательных тенденций современного мира под влиянием научно-технического прогресса;

— метод выявления причинно-следственных связей;

— метод прогнозирования и пространственный подход, позволяющие отслеживать и прогнозировать направления трансформации систем образования, предвидеть появление новых форматов обучения и воспитания;

— метод экспертных оценок;

— проектный метод и другие формы научного исследования.

Четвертая промышленная революция и образование (соответствовать времени)

Новый этап развития человечества — четвертая промышленная революция, борьба за вступление в шестой технологический уклад — порождают жесткую конкуренцию между государствами, транснациональными корпорациями, экономическими союзами и военно-политическими блоками. Именно в сфере высоких технологий, цифровизации и искусственного интеллекта находится сегодня эпицентр борьбы за господство над миром. В современном мире происходит дальнейшая стратификация государств. Технологические лидеры прочно займут место во главе цивилизации, аутсайдеры останутся на геополитической периферии.

«Борясь за то, чтобы занять достойное место среди развитых стран, необходимо четко представлять свое нынешнее положение и формировать стратегию движения вперед и вверх. Россия сегодня находится в рамках пятого технологического уклада, в то время как США, некоторые европейские страны и Япония уже вступили в новый этап. По оценкам экспертов в США, доля шестого технологического уклада составляет 5%, пятого — более 60% и четвертого — 20%. В России доля пятого технологического уклада лишь немногим более 10%, четвертого — более 50%, остальные почти 40% остаются на уровне третьего технологического передела» [6; 24]. По другим данным доля шестого технологического уклада в США— уже порядка 10% [2].

При этом, академик РАН С. Ю. Глазьев отмечает: «Становление нового технологического уклада в ведущих странах мира пошло привычным путем развертывания гонки вооружений. Стимулирование роста нового технологического уклада, ядро которого составляет комплекс нано-, биоинженерных и информационно-коммуникационных технологий, разворачивается в сфере производства военных роботов, беспилотных летательных аппаратов, когнитивного и кибернетического оружия» [5].

Справедливости ради, следует подчеркнуть, что у России имеется существенный научно-технический ресурс, в том числе в высокотехнологичных отраслях — атомная энергетика, космонавтика, ледокольное судостроение и, конечно, оборонно-промышленный комплекс, где наша страна лидирует по целому ряду направлений (гиперзвуковое оружие, лазерные установки, средства электронной

борьбы и системы ПРО и ПВО). Кроме того, Россия имеет хорошие позиции в мире в аддитивных (фаббер) технологиях, Big Data, цифровом проектировании и моделировании, в области создания и применения оборудования с числовым программным управлением, интеллектуальных систем, робототехники.

Вместе с тем общее технологическое отставание нашей экономики является проблемой, требующей кардинального и незамедлительного решения. Для России сегодня главный вызов — не только не утратить имеющиеся позиции в области науки, техники, образования, а войти в число бесспорных мировых лидеров в сфере высоких технологий, по всем направлениям, определяемым четвертой промышленной революцией: в искусственном интеллекте, повсеместном внедрении цифровой, интернет- и киберсистем, квантовых компьютеров, виртуализации, в мобильных технологиях, роботизации, глобальных изменениях в энергетике, нано- и биотехнологиях.

Для преодоления имеющегося значительного отставания требуется мобилизация как научно-технического, интеллектуального потенциала страны, так и экономических ресурсов. Одним из ключевых комплексных направлений по решению проблемы усиления технологических позиций России является реализация национальных проектов, разработанных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ). К обозначенному периоду предстоит решить следующие задачи: «ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа; обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере; вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых...» [26].

Такие же кардинальные меры должны быть осуществлены и по развитию человеческого капитала, профессионального обеспечения технологического прорыва, подготовки и повышения квалификации кадров. Поэтому имеющаяся система образования также должна быть подвергнута глубоким изменениям. Указом поставлены задачи достижения «глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования. формирования системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики...внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников. модернизация профессионального образования.» [26].

Все национальные проекты нацелены, кроме создания необходимой материально-технической базы социально-экономического развития страны, на формирование кадрового ресурса, который должен обеспечить поставленные

Указом грандиозные задачи. Особое место в научно-техническом, технологическом прорыве отводится национальным проектам «Наука», «Цифровая экономика» и, конечно, «Образование».

Цели — занять достойное место в мировой инновационной инициативе «Индустрия 4.0» — отвечает реализуемая в России с 2016 года «Национальная технологическая инициатива» (НТИ), главными задачами которой являются: определение стратегии выбора оптимальных технологий на ближайшие 10—15 лет, развитие отраслей нового технологического уклада, поиск прорывных для России технологий, сегментов мировой экономики и рынков.

Национальная технологическая инициатива включает 12 проектов по наиболее перспективным направлениям развития глобальных высокотехнологичных рынков. Среди них АШо№1, Аего№1, Мап№1, №иго№1, Епег§у№1 и другие. Например, проект ТесИ№1 направлен на создание «фабрик будущего» — полностью автоматизированного и роботизированного производства с цифровым управлением. По оценке первого замминистра Минпромторга России Глеба Никитина, «к 2020—2030 году цифровое и интеллектуальное производство станет массовым, произойдет изменение архитектуры рынков... Подготовка и переподготовка специалистов для этих производств в 2018 году превысила 1000 человек, в 2019-м — вдвое больше, а к 2035 году достигнет 50000 человек» [16].

В целях формирования системы специальной подготовки для решения задач, которые выдвигает четвертая промышленная революция, в рамках Национальной технологической инициативы создается «Университет 20.35» — первое учебное заведение, которое призвано обеспечить обучение специалистов для работы на современных глобальный рынках в условиях цифровой экономики, где вместо диплома выпускники получат персональный цифровой профиль компетенций. Еще одним значимым образовательным проектом НТИ являются олимпиады кружкового движения — Всероссийские инженерные соревнования для школьников 8—11 классов по 17 профилям самой актуальной научно-технической направленности с одновременными онлайн-курсами по современной инженерии. При этом победители и призеры олимпиад получают право поступать в вузы-организаторы без экзаменов.

Подводя итог всему вышеизложенному, следует констатировать, что успех в современной гонке за индустриально-интеллектуально-технологическое лидерство, на наш взгляд, возможен только на основе объединения науки, производства и образования.

Риски и вызовы современного мира. Пути решения проблем

В эпоху четвертой промышленной революции, как известно, технологические изменения происходят с невероятной скоростью, активно влияя на все цивили-зационные преобразования. Преимущества достижений научно-технического прогресса бесспорны, они повышают качество жизни, открывают перед человечеством колоссальные возможности и пути решения многих глобальных задач.

Но на фоне позитивных тенденций развития современного мира возникают

масштабные проблемы и новые угрозы, которые порождает именно этот технологический прорыв. Они уже достаточно четко обозначились, однако существующие системы управления рисками на всех уровнях и во всех сферах жизни общества (включая сферу образования) оказались не готовыми эффективно реагировать на эти новые глобальные вызовы.

Одна из наиболее авторитетных мировых экспертных площадок по вопросам оценки глобальных рисков — Всемирный экономический форум в Давосе, который в 2019 году посчитал наиболее актуальной для мирового сообщества темой — кризис глобализации и взаимодействие стран в период четвертой индустриальной революции. Доклад о глобальных рисках («Global Risks Report, 2019») [31] обозначил, что главные угрозы человечеству находятся в сферах окружающей среды и технологии.

Группа глобальных экологических рисков включает опасности, связанные с окружающей средой и воздействием на нее человека, «вооруженного техникой и наукой». Наше время характеризуется возрастанием числа чрезвычайных ситуаций, экстремальных погодных катаклизмов, экологических катастроф по вине человеческого фактора: химического и биологического загрязнения, разливов нефти, ядерных аварий. При этом, чем развитее в научно-техническом плане общество, тем масштабнее экологические проблемы. По этой причине исключительно важна консолидация влиятельных сил на всех уровнях (международном, региональном, отдельных стран, корпораций, учреждений, общественных институтов) по продвижению науки в сфере охраны окружающей среды, а также системного обучения вопросам экологии, начиная с дошкольного и семейного уровня до уровней международных организаций, государственного управления и бизнес-структур. Иными словами, система образования должна взять на себя функцию экологического обучения и воспитания всех слоев общества. Необходимо также осуществление масштабной подготовки специалистов-экологов и обязательное включение соответствующих разделов в программы обучения всех школьников и всех студентов, как технического, так и гуманитарного профилей. ООН в своем документе «Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development» — Цели устойчивого развития (ЦУР), продекларировал необходимость вышесказанного, но воплотить в жизнь любые благие цели — это отдельная большая работа.

Другой возрастающей угрозой, порождаемой четвертой индустриальной революцией, является то, что внедрению прогрессивной техники, роботизации, инфокоммуникационных технологий и других достижений присуще широкомасштабное сокращение количества рабочих мест. Безработица уже сегодня является мировой проблемой. По заявлению генерального директора Международной организации труда (МОТ) Г. Райдера, ее уровень в мире фактически не снижается десятилетиями, а незащищенная занятость, в которую вовлечено около 1,5 млрд человек превышает 46% от общей численности занятых в мире [11]. Но ситуация в дальнейшем будет только усугубляться. По оценкам экспертов в ближайшее десятилетие по всему миру автоматы, роботы и технологии искусственного интеллекта вытеснят с рабочих мест не менее 400 млн человек. Многие, даже сложные

квалификации (например, машинист поезда, водитель автомобиля, авиадиспетчер и другие) будут полностью заменены компьютерными и интеллектуальными системами. Через несколько лет исчезнут десятки профессий, сотни специализаций.

При этом негативная тенденция будет развиваться не только вширь, но и вглубь. То есть если совсем недавно автоматические линии и роботизированные комплексы приводили и продолжают приводить сейчас к массовым сокращениям рабочих, то четвертая промышленная революция «замахнулась» на интеллектуальную сферу. Грядут масштабные сокращения специалистов: менеджеров, аналитиков, бухгалтеров, переводчиков, логистов, юристов, нотариусов, а также государственных и муниципальных чиновников, связанных с регистрацией, оформлением разного рода документов.

В России, по данным исследователей РАНХиГС, рабочих мест в результате роботизации, цифровизации и автоматизации уже к 2030 году могут лишиться 20,1 млн человек. «Эксперты предположили, что под риском автоматизации окажутся 73% занятых в гостиничном и ресторанном бизнесе, 60% — в обрабатывающих производствах, 58% — в сельском и лесном хозяйстве, еще 53% в розничной торговле и 51% — в добыче полезных ископаемых» [4].

Проблема занятости, связанная с высвобождением в результате технологической революцией, усугубляется ростом населения планеты (прогноз представлен в таблице 1).

Таблица 1

Прогноз численности населения (2020-2050 годы)

Год Население Прирост населения

2020 7 797 322 395 1.67%

2025 8187482626 5.00%

2030 8553090972 4.47%

2035 8 894 594 868 3.99%

2040 9212224932 3.57%

2045 9506070389 3.19%

2050 9 773 651 653 2.81%

Данные на 1 июля соответствующего года (средний вариант прогноза).

Источник: Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН: Отдел

народонаселения[23].

Но эта тенденция дополняется не менее значительным по своему влиянию трендом — глобальной проблемой старения населения земли. Наиболее остро она выражена в развитых западных странах, где рождаемость уже на протяжении десятилетий падает существенно ниже уровня воспроизводства. Однако тенден-

ция стала проявляться и на других континентах. Это касается Северной Африки, Южной Америки, ряда стран Азии, включая Китай и Южную Индию. Старение населения представляет собой не только социальную, но и экономическую проблему. Без повышения пенсионного возраста объем трудового потенциала стран будет продолжать падение, а численность неработающих пожилых людей возрастать, увеличивая финансовую нагрузку на бюджеты и на работающее население.

Обозначенные выше демографические тенденции, помноженные на тренды научно-технического прогресса, четвертой промышленной революции, меняют всю архитектуру человеческого капитала, его профессионального, квалификационного и компетентностного базиса.

Система образования, сформированная всем предыдущим периодом и представляющая собой «фундаментальное строение», должна оперативно и адекватно реагировать на новые вызовы и в современных условиях приобретать форму «модульного трансформера». Сегодня человек вынужден в течение трудовой жизни несколько раз менять род занятий, профессию, ареал обитания в связи с кардинальными изменениями в окружающей социально-экономической среде. Современная индустриальная революция выдвигает запрос на непрерывное образование в течение всей жизни. Этот запрос не нов, знания во все времена надо было обновлять, актуализировать, но так остро, как на современном этапе научно-технического развития человечества, он еще не стоял.

К тому же, параллельно с обозначенными процессами возникает потребность в носителях абсолютно новых компетенций. Рождаются новые профессии по современным, актуальным направлениям. Следовательно, уже сейчас надо активно пропагандировать и проводить среди молодежи целенаправленную работу, чтобы при выборе жизненного пути приоритет ими отдавался новым современным профессиям, которые связаны с роботизацией, цифровыми технологиями, искусственным интеллектом, и востребованность в которых будет гарантированной на десятилетия.

Кроме уже названных, информационно-коммуникационные технологии, цифровизация несут другие риски. В частности, серьезной проблемой, разрешение которой пока не найдено, является создание особого мира — так называемой виртуальной реальности, в которую субъект погружается нередко настолько глубоко, что полностью «выпадает» из действительности. Особым побочным продуктом современного технического прогресса, который приобретает характер эпидемии и трудно поддается лечению, стала игромания. В болезненную зависимость от интернет-среды, от компьютера попадает все больше людей.

К главным глобальным рискам, связанным с четвертой промышленной революцией, относятся сбои в работе и выход из строя важнейших информационно-коммуникационных систем, от которых зависит нормальное функционирование управленческих, экономических, производственных, инфраструктурных, оборонных и иных ключевых сфер жизнедеятельности страны, региона, объекта. Сюда же относятся опасность намеренного или случайного уничтожения важной информации, массовые хищения персональных данных, крупномасштабные

кибератаки, гибридные воины, использование Интернета для манипулирования общественным сознанием, создание искаженного информационного фона, намеренное использование социальных сетей для распространения дезинформации.

Особую категорию технологических рисков составляют преступления в сфере высоких технологий. Из общего объема экономических преступлений почти половина приходится на киберпространство. О масштабах проблемы достаточно сказать, что, по данным ФБР, потери от киберпреступлений в США составили 2,7 миллиарда долларов, в целом же по миру, по оценкам экспертов, в 2019 году потери от кибермошенничеств превысили 2 триллиона долларов США [17]. При этом прослеживается тенденция к активному росту преступлений в киберпро-странстве. И это еще один вызов обществу, государствам и их образовательным системам, на который, на наш взгляд, следует отвечать мерами по формированию личностных качеств на основе общегуманистических ценностей. Эту проблему мы обсудим ниже.

Технологическая революция и человек. «Отцы и дети» — новый вызов образованию

Прорывные научно-технические достижения, к которым ведет четвертая промышленная революция, открывают человечеству великие перспективы, меняют качество жизни, раздвигают горизонты возможностей. На существенно более высокий уровень выходит сфера образования. Вполне естественно, что новейшие информационные технологии, суперсовременное оборудование представляют собой огромный ресурс для получения, усвоения и контроля значительных объемов знаний, обеспечивают пути эффективного решения образовательных задач в соответствии с актуальными запросами общества.

Однако у медали две стороны — прогресс несет с собой не только достижения, но и риски, проблемы, даже потрясения, как для общества, так и для отдельного человека, в том числе субъекта учебной деятельности.

Объемы информации, с легкостью получаемые человеком с высоким уровнем информационно-коммуникационной грамотности и вооруженным современным 1Т-оборудованием, не являются в дальнейшем определяющим фактором профессионализма и успешности личности.

Знания, кроме того, что имеют свойство забываться, к тому же очень быстро устаревают, по экспоненте растет количество новых знаний. По оценкам экспертов, в наше время объем информации удваивается каждые пять лет. Выпускники университетов сразу же после их окончания приступают к практической деятельности с существенно устаревшими знаниями. Это во многом обусловлено тем, что преподаватели отстают в своей подготовке от современных динамичных изменений, учебные программы не успевают обновляться в соответствии с требованиями времени, учебные заведения в основном не оснащены современным оборудованием, еще более статичны и консервативны учебники и учебные пособия.

Другой проблемой образования является его отрыв от запросов практики. Для оценки современных выпускников часто применима характеристика — «много

знают, но ничего не умеют». А в наше время важно не просто иметь знания, а уметь постоянно их «добывать», уметь своевременно получать информацию, вычленяя нужную и «отсеевая шелуху», не потонуть в ее обилии и эффективно ею распоряжаться. Преобладающей и остро востребованной в современном мире становится деятельность, формирующая эти умения, и информационно-коммуникационные технологии способны обеспечить ее наилучшим образом. Для современного образовательного пространства именно в этом заключается основное значение и влияние компьютера и Интернета.

Серьезные перспективы в наши дни открывает дистанционное обучение, и с развитием этой прогрессивной формы образования плюсов, дающих человеку больше возможностей, создающих при обучении более комфортную среду, будет все больше. Это образовательное направление особенно актуально для такой страны, как наша, с ее обширной территорией и недостаточно развитыми коммуникациями.

Правда, и о негативных ее сторонах (упрощенный формат подачи материала, недостаточно эффективные формы контроля знаний, неразвитость методологии обучения и, соответственно, некоторое недоверие к дипломам, полученным на основании этой формы обучения) тоже нельзя забывать.

Новая индустриальная революция вызывает некоторые серьезные процессы, к которым можно относиться по-разному, но приходится принимать как данность. Под воздействием научно-технического прогресса изменяются личностно-психо-логические качества человека. Если совсем недавно извечный конфликт «отцов и детей» носил в основном возрастной характер, и «дети», подрастая, приобретали качества «отцов», то в настоящее время ситуация в корне иная.

В конце прошлого века американские ученые Н. Хоув и У. Штраус создали теорию поколений, которая в последние годы получила развитие и вошла в большую моду. Хотя следует оговориться, что в некоторых кругах есть позиция, отвергающая теорию поколений. Однако большинство ученых и практиков эту теорию принимают, соглашаясь с бесспорными отличительными признаками поколений. Вместе с тем, следует учитывать, что создатели теории опирались на исследование возрастных групп в США, ориентировались на американскую новейшую историю и англосакскую оценку явлений. Поэтому, безусловно, правильным стало развитие этого научного направления не только в части углубления изучения самих возрастных стратов, но и с учетом национальных, территориальных, политических и иных особенностей среды существования этих групп.

Особенно актуальным представляется разделение на поколенческие группы в наше цифровое время. Это связано, прежде всего, с появлением абсолютно нового, уникального поколения, получившего название «сетевого» или «Z». Его представителей называют еще «digital native» — в свободном переводе «цифровые аборигены» — поколение, родившееся в цифровую эпоху и глубоко погруженное в информационно-коммуникационную среду и в профессиональной сфере, и на бытовом уровне.

Предыдущие поколения, в соответствии с теорией, делились по периодам

и имели свои особенности, но кардинальных отличий по характеристикам не имели.

В настоящее время общепризнанной является следующая градация (если излагать очень кратко). Так называемые бэби-бумеры — родившиеся до 1963 года. Их отличает командный дух и ориентированность на личностное развитие. Поколение «X» (родившиеся с 1963 по 1983 годы) — поколение индивидуалистов с высокой трудоспособностью, карьероориентированных людей. Поколение «У» (родившиеся в 1983—2003 годах) — поколение вольнодумцев, ориентированное на быстрый успех сегодня (не заглядывая в далекую перспективу), самореализацию и карьерный рост; любят свободу и деньги, как новую степень свободы; получают знания и больше доверяют информации, полученной из Интернета, чем из традиционных источников (от преподавателей и из книг).

Новая генерация — поколение (родившиеся после середины 1990-х годов) — в корне отличается от предыдущих. Это «продукт постмодерна». Это поколение, которое срослось с высокими технологиями, Интернетом и погружено в виртуальный мир. Как отмечает большинство экспертов, его представители (в своей массе) имеют поверхностные знания; они индивидуалисты, эгоисты, склонные к завышенной самооценке, нарциссизму, свободолюбивы, не имеют четкой жизненной позиции, ориентированы на мнение авторитетов-кураторов из Интернет-сетей и зависимы от публичных сетевых оценок (отсюда большое значение придается селфи, лайкам и прочим атрибутам, «повышающим популярность»).

Главным в жизни являются эмоции, ощущение нового, мобильность («движу-ха», «тусовки» как самоценность — повод вторичен). Это превалирует над работой, деньгами, комфортом. Главная ценность — свобода, в том числе от семьи, детей, от высокооплачиваемой работы, предполагающей жесткий, ненормированный график и высокую степень ответственности. Модно, в отличие от предшествующих поколений, не обременять себя атрибутами стабильной жизни (жилье — в аренду, машина — каршеринг и тому подобное). Мышление, скорее, образное, чем логическое, но не целостное, клиповое. Ценности трансформируются невербальным способом. Коммуникации часто осуществляются в цифровом формате, то есть устное общение и даже телефонные разговоры заменяются электронной почтой, СМС-сообщениями, пересылаемыми фотографиями, смайликами, визуальными клише и картинками.

Для традиционной педагогики — это очень сложный контингент, который требует значительного изменения всей системы образования. Классический педагог, получивший знания в университете и пытающийся передать их ученикам, уже не отвечает требованиям современного мира. Любой ученик или студент в онлайн-режиме в своем гаджете проверит тезисы, факты и постулаты, сообщаемые преподавателем. Отсюда необходимы новые подходы в преподавании, ориентированные не на передачу знаний напрямую, а на помощь в огромном потоке информации, востребован не учитель-гуру (как египетский жрец, владеющий знанием в мире незнающих), а спутник по дороге к знанию, старший товарищ, помогающий осмыслить цели обучения, найти путь к их достижению

и помочь добиться результата. Сегодня представители нового поколения уже не согласны с нашей традиционной системой образования. Они хотят формировать себя сами, если ценности привнесены, а не добыты самостоятельно, не лично осмыслены — доверие к ним и сила воздействия существенно ниже. С учетом огромного потока информации они готовы принимать на веру не все. И это требует другого качества преподавания. Не только современного технического оснащения учебного процесса, но, прежде всего, другого методологического подхода к подаче знаний, навыков, умений, к воспитательному процессу. Учитель должен опережать ученика в компетенциях, а также быть авторитетом во всех отношениях — профессиональном, личностном, моральном. Сегодня это самое слабое звено системы образования. Учитель (особенно периферийный, сельский), подготовленный по традиционной, классической программе, имеющий высокую учебную нагрузку и не имеющий возможности непрерывного качественного повышения квалификации, уже не может соответствовать запросам «digital native». Кроме того, подготовка преподавателей университетов, в части освоения педагогики и психологии высшей школы не носит сегодня системного характера, а подготовка школьных учителей остается консервативной, не поспевает за запросами новой эпохи. Более того, как отмечала еще полтора десятка лет назад одна из авторов этой статьи С. В. Иванова, учителя проходят двойной негативный отбор. Во-первых, престиж профессии учителя и педагогических вузов ниже, чем многих иных, и, соответственно, в них поступают (за исключением немногих, кто идет по призванию) не попавшие в другие университеты. Во-вторых, выпускники педвузов в большинстве стараются найти работу в более оплачиваемых и привлекательных сферах, в школу зачастую идут те, кто не нашел других вариантов.

Не решив проблемы престижности преподавательского труда, достойной его оплаты, подготовки преподавателей и учителей на современном качественном уровне, обеспечения непрерывного повышения их квалификации и инновационного оснащения учебного процесса невозможно успешно вписаться в орбиту требований к кадрам в эпоху четвертой промышленной революции.

Это, кстати, касается не только «сетевого поколения», но и представителей всех остальных возрастных групп, которые также на протяжении всей жизни должны непрерывно учиться, переучиваться, повышать квалификацию, осваивать новые компетенции. При этом мы сегодня видим, как даже те поколения, которые воспитывались и формировались в годы, когда компьютеров и гаджетов еще просто не было и в помине, сегодня глубоко погружены в информационно-коммуникационные технологии. Это мы наблюдаем и в профессиональной сфере, и в обыденной жизни. Это наглядно видно при скоплении народа, например, в Большом театре (особенно, когда с места в ложе бельэтажа наблюдаешь зал сверху) — за пять минут до начала представления фактически уже все зрители на местах, но еще горит свет, и здесь бросается в глаза, что не менее 80% сидящих в зале погружены в гаджеты. И это за исключением тех, кто делает селфи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но кроме отмеченных выше есть еще одно существенное отличие предыдущих поколений — «цифровых иммигрантов» от «digital native». Первые, даже в совер-

шенстве освоив информационные технологии, знают, что существуют и другие способы решения задач и возникающих проблем. «Аборигены», родившиеся в цифровую эпоху, видят только цифровое их решение. Образование должно это учитывать, в том числе давая новому поколению возможность освоить инструменты управления и организации жизнедеятельности, которые зарекомендовали себя в прежние периоды.

Технологический прорыв и гуманитарный кризис

Казалось бы, морально-нравственные постулаты человечества вечны, они общепризнанны, закреплены в сознании поколений, в священных писаниях (приблизительно близкого содержания в Библии, Коране, Талмуде и других), позиции добра и зла четко разведены.

Однако развитие человеческой цивилизации, колоссальные возможности, которые дает четвертая промышленная революция, не решают нравственных проблем. Напротив, некоторые достижения научно-технического прогресса приводят к новым деформациям.

В частности, если еще несколько лет назад компьютерные взломы были экзотикой, то в наши дни кибератаки стали, если не нормой, то повседневной реальностью, бытовым явлением. Массированные атаки на счета граждан, хищения персональных данных, подпольные колл-центры, тотальные обзвоны от лица банков с целью получения личных данных, иной информации для дальнейшего преступного использования.

Как пример, скандальные масштабные утечки клиентской базы РЖД, Сбербанка, а затем и других банков. Но это — из выявленных, а вообще-то продажа различных баз персональных данных (ГИБДД, налоговых органов, Росреестра и других) — отдельный высокодоходный бизнес, не имеющий серьезных ограничений.

При этом, если бытовые кражи или уличный грабеж вызывают всеобщее осуждение, то к киберпреступлениям, которые по сути являются таким же бессовестным воровством (даже более изощренным), отношение более мягкое. В определенных «узких кругах» это стало своего рода «спортивным» состязанием, компьютерной игрой, а хвалиться созданием вирусных программ, достижениями во взломах и успешными хакерскими атаками, стало проявлением «крутости». Даже в современных фильмах (например, «Кухня. Последняя битва» и «}{отт@бь)ч») хакеры представлены как положительные образы. Такие произведения «киноискусства» размывают представление о том, что «такое хорошо и что такое плохо», и это еще один вызов нашей системе образования и воспитания.

Соблазн криминальных компьютерных действий велик еще и потому, что возникает возможность достаточно легкого получения денег (язык не поворачивается сказать — заработка), на фоне чувства безнаказанности и определенного психологического ощущения власти, если не над миром, то над каким-то значительным массивом киберпространства.

Государство, общество, банки здесь, если не совсем бессильны, то мало эф-

фективны. Для наведения даже элементарного порядка в данной сфере государство должно кратно увеличить численность и оснащенность соответствующих служб по борьбе с кибер-преступностью. При этом сами службы должны быть взяты под жесткий и квалифицированный контроль. А то мы порой видим воплощение в жизнь расхожего выражения «кто что охраняет, тот то и имеет». Достаточно вспомнить, например, о борцах с коррупцией — полковниках-миллиардерах из антикоррупционных подразделений правоохранительных органов и спецслужб. Здесь опять мы упираемся в проблему морально-нравстенного воспитания, которое детям и молодым людям должна дать система образования.

К сожалению, можно констатировать, что сегодня гуманистические провалы ощущаются повсюду. Стало нормой современной деловой жизни, когда политики и бизнесмены собирают компромат на оппонентов и конкурентов. Если не хватает реальных материалов, их фабрикуют, монтируют, провоцируют, создают фейки.

Не отстают от обычных преступников и государства, их специальные службы и ангажированная и аффилированная с властью «свободная пресса». Благодаря различным утечкам, в частности, откровениям Сноудена и Ассанжа, вскрыта целая система целенаправленных провокаций и фальсификаций со стороны западных спецслужб и государственных органов, с использованием современных технологий, интернет-пространства, формированием заведомо ложных вбросов и прочих преступных фактически и ущербных в морально-этическом плане действий. Экономическое, военно-политическое и блоковое противостояние в современном мире переходит в состояние гибридных войн, где главным родом войск становятся пропагандистские аппараты и атакующие киберподразделения.

Сегодня политический, экономический и социальный накал в мире достиг апогея, и чтобы его снизить, нужны не технологическая конкуренция, не гонка вооружений, а диалог, поиск консенсуса, выработка совместных путей по выходу из глобального кризиса; и здесь важно иметь максимально достоверный, объективный прогноз развития событий. Отсюда все возрастающая роль науки, обучения и воспитания на основе принципов гуманизма и общечеловеческих ценностей.

Главной мировой проблемой является разобщенность в современном мире, отсутствие на глобальном уровне взаимопонимания и необходимого взаимодействия, и как следствие — усиление негативных тенденций, обострение противоречий, отсутствие иммунитета для противодействия современным вызовам и угрозам.

Дефицит единых общечеловеческих гуманистических ценностей, общих гуманистических взглядов и морально-этических принципов ведет к недоверию и несоблюдению взаимных обязательств между государствами и гражданами. Решению этой проблемы может способствовать сближение систем образования разных стран, формирование единого образовательного пространства в части применения единых принципов воспитания с учетом длительной цивилизационной истории человечества, воспитание на основе гуманистических ценностей. Конечно, наивно полагать, что это единственный путь решения нравственных проблемы человечества. Сегодня мы видим, как люди «одного круга», одного социального статуса, окончившие одни и те же университеты, занимают диаметрально противо-

положные социально-политические, морально-этические позиции, проповедуют разные ценности и применяют различные методы для достижения своих целей. Но единое мировое образовательное пространство должно стать пространством диалога, общественного договора, общей моральной платформой [8; 29].

Решать проблемы получения не только необходимых знаний, навыков и компетенций, но и нравственного, гуманистического воспитания должна современная система образования, которой требуются постоянные изменения, приспособление к новым условиям, которые выдвигает трансформация современного мира.

Когда население в массе своей было малограмотным — авторитет образованных людей был непререкаем, сейчас ситуация иная, поэтому учитель, преподаватель должен иметь компетенции по предмету и быть, к тому же, моральным авторитетом.

Сегодня школа (конечно, в совокупности с семьей) — основное звено в воспитании ребенка, подростка, человека, так как дошкольный и школьный периоды являются определяющими, главными в психо-физиологическом становлении личности. Тем более 11 лет — это очень продолжительный отрезок жизни каждого индивидуума, приходящийся именно на этап, когда закладываются его моральные, нравственные качества. Как подчеркнул А. А. Фурсенко на конгрессе «Иннопрактика» в декабре 2019 года, когда тебе 70 лет — год это лишь 1/70 прожитого периода жизни, а когда тебе семь лет — это уже 1/7. Здесь очень важно сформировать у личности правильную систему ценностей, иначе этот этап может привести к девиантному состоянию. При этом важно иметь в виду, что если семья, родители не смогли сформировать ценности, требуемые обществом, то постараться восполнить этот пробел должен учитель, хотя это и чрезвычайно сложно.

Итак, семья и школа — это главное место и основной жизненный этап, где и когда формируется личность. Раньше еще и улица была такой средой, которая оказывала немалое воздействие на ценностное развитие субъекта. В наше время ее влияние снизилось, дети мало гуляют без надзора, но появилось иное влияние — в определенной среде это атмосфера ночных клубов, а цифровизация жизни породила новое глобальное явление, когда дети и молодежь подвержены массовому воздействию интернет-среды: здесь и получение информации, и самовыражение, и главная площадка общения. Все большее место занимает виртуальное общение. И это очередной вызов системе образования. Сегодня учителю, преподавателю и без того непросто (в силу современной действительности и особенностей нового поколения) стать бесспорным лидером в своем образовательном пространстве, причем авторитет надо не только завоевать, но необходимо его поддерживать в постоянном режиме. Проблема заключается еще и в том, что сегодня учитель выпадает из ареала общения своих учеников, которые живут активной интернет-жизнью. В современных условиях педагогу важно не только оставаться формальным авторитетом, но и найти соответствующие подходы, вписаться в круг, завоевать доверие, чтобы стать полноправным членом и неформальным лидером сетевого сообщества своих учеников. При этом необходимо создавать морально-этический каркас коллектива, важно не морализаторствовать, а правильно себя проявлять,

показывая пример нравственного поведения. В наше непростое время далеко неоднозначного воздействия на человека, а особенно на молодую, формирующуюся личность, информационных и цифровых технологий очень важно опираться на аксиологический аспект цифровой трансформации, на гуманистические принципы в процессе обучения и воспитания.

Важно четко представлять, что информационно-коммуникационные технологии, роботы, искусственный интеллект раздвигают горизонты возможностей человека, становятся активными помощниками в решении проблем современного мира, но не могут дать системы ценностей, никогда не научатся эмпатии. Поэтому преодолеть процессы дегуманизации, которая присуща эпохе постмодерна, нашему технократическому времени — это прерогатива человека и только человека, сохраняющего и развивающего общегуманистические морально-нравственные ценности.

В этих условиях образовательно-воспитательная функция приобретает ци-вилизационное значение.

Заключение

К будущему всегда важно готовиться в настоящем, тем более, что в наше время — эпоху четвертой промышленной революции — будущее наступает стремительно, при том, что система образования во все времена достаточно консервативна и неповоротлива. Надо сделать все, чтобы образование из догоняющего стало опережающим. Отсюда необходимость активной трансформации образовательной системы под запросы нового времени. Поэтому в целях эффективного использования преимуществ, которые предоставляет человечеству научно-технический прогресс, и для сведения к минимуму негативных влияний и рисков, которые в связи с ним же неизбежно возникают, на наш взгляд, необходимо:

— создать систему стратегического планирования и прогнозирования научно-технического развития в общем комплексе и по ключевым направлениям;

— обеспечить материально-техническую базу для прорывных отраслей и производств нового технологического уклада;

— принять меры к необходимому кадровому обеспечению передовых технологических направлений, развитию системы обучения, формированию актуальных компетенций, непрерывному повышению квалификации;

— разработать систему управления рисками, возникающими в ходе четвертой промышленной революции;

— организовывать специализированное обучение субъектов образовательного пространства и социума умению использовать цифровые и информационные технологии;

— обеспечить меры социальной защиты лиц, высвобождаемых с рабочих мест в связи с внедрением новой техники и высокопроизводительных технологий, организовать систему их переподготовки;

— обеспечить меры по противодействию кибератакам, хищению персональных данных, хакерским взломам и другим киберпреступлениям, на основе широкой пропаганды и обучения методам защиты от них;

— противодействовать использованию информационно-коммуникационных технологий для манипулирования общественным сознанием, дезинформации, искажающей реальное положение дел, для создания «фейко-вых» новостей;

— углублять нравственное воспитание, гуманитарную составляющую обучения и формирование моральных-этических ценностей у всех категорий обучающихся, обратив особое внимание на студентов по специальностям, связанным с информационными технологиями;

— совершенствовать нормативную базу в области цифровизации и применения информационно-коммуникационных технологий, в том числе в системе образования.

В борьбе за технологическое лидерство, в этой бешеной гонке все-таки необходимо «смотреть под ноги». Очень много рисков, которые мы даже не всегда успеваем оценить. Вместе с тем, факт доминирования в современном мире информационно-коммуникационных технологий неоспорим и необратим. И из этих реалий следует исходить, стараясь держать ситуацию под контролем, и влиять на нее, формируя в интересах человека и человечества единое цифровое образовательное пространство. При этом необходимо постоянно помнить, что без решения гуманитарных, морально-нравственных проблем человечество придет к самоуничтожению.

Литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Москва: Академия, 1999.

2. Бодрунов С. Идти за лидером. Как России попасть в шестой технологический уклад // Российская газета. 2019. 10 ноября.

3. Всемирный доклад ЮНЕСКО по мониторингу ОВД (Образование для всех). иКБ8КО, 2017.

4. В России из-за роботов работу могут потерять более 20 млн. человек // ИА ЯБОКиМ. 2019. 10 сентября.

5. Глазьев С. Ю. Битва за лидерство в XXI веке. Россия-США-Китай. Семь вариантов обозримого будущего. М.: Книжный мир, 2017.

6. Иванов О. Б. Роль, место и значение крупных компаний и корпораций в национальной и мировой экономике // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 5. С. 7—17.

7. Иванов О. Б. Современный мир: глобальные тенденции, вызовы и угрозы // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 1. С. 20-36.

8. Иванов О. Б., Иванова С. В. Влияние глобальных рисков и вызовов на системы образования и формирование единого мирового образователь-

ного пространства. Федеральный справочник. Образование в России. Т. 12. М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2017. С. 31—38.

9. Иванова С. В. К вопросу о влиянии инфокоммуникационных технологий на образовательное пространство // Пространство и время. 2013. № 3. С. 72-75.

10. Иванова С. В. Электронное будущее образовательного пространства: плюсы и минусы // Открытая школа. 2014. № 7. С. 19-23.

11. Международная организация труда. Официальный сайт МОТ. URL: http://www.ilo.org/global/lang — en/index.htm (дата обращения: 30 декабря 2019 года).

12. Национальный проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Федеральная деловая сеть.

13. Национальный проект «Наука». Федеральная деловая сеть.

14. Национальный проект «Образование». Федеральная деловая сеть.

15. Национальный проект «Цифровая экономика». Федеральная деловая сеть.

16. Никитин Г. IV промышленная революция в России // Вольная экономика. 2017. Январь-март. С. 45-49.

17. Отчет ФБР «2018 Internet Crime Report» (FBI IC3), по материалам аналитического обзора Сбербанк Страхование. URL: https: www.plusworld. ru/tag?kiberbezopastnost/ (дата обращения: 30 декабря 2019 года).

18. Паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам — протокол от 25 октября 2016 года № 9).

19. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам — протокол от 30 мая 2017 года № 6).

20. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам — протокол от 25 октября 2016 года № 9).

21. Паспорт приоритетного проекта «Цифровая школа» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам — протокол от 30 мая 2017 года № 6).

22. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р и от 12 февраля 2019 года № 195-р).

23. Прогноз численности населения планеты. URL: https://countrymeters. info/ru/World (дата обращения: 30 декабря 2019 года).

24. Ребус Н. А., Спивакова Н. Я. Человеческий капитал в период перехода к VI технологическому укладу // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 4. С. 78-89.

25. Тоффлер Э. Третья волна. URL: http://www.6lib.ru/books/author/elvin-toffler-41139/ (дата обращения: 30 декабря 2019 года).

26. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

27. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».

28. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

29. IvanovO. B., Ivanova S. V. Educational space in the modern world: The interdisciplinary aspect // Revista Espacios, vol. 38 (no. 40), 2017, pp. 19-32. ISSN0798 1015 (Scopus).

30. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Society demands for the quality of education as a factor of modern education space forming // SHS Web of Conferences, vol. 29, 2016. International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016), Moscow, Russia, June 6-7, 2016 / S. V. Ivanova and E. V. Nikulchev (Eds.). URL: http://www.shs-conferences. org/articles/shsconf/abs/2016/07/contents/contents.html DOI: 10.1051/ shsconf/20162901028 (дата обращения: 30 декабря 2019 года).

31. The Word Economic Forum. Global Risk Report 2019. URL: http://www. weforum.org/reports/global-risks-report-2019 (дата обращения: 30 декабря 2019 года).

32. The Word Economic Forum. Annual Meeting. URL: https://www.weforum./ org/events/word-economic-forum-fnnufl-meeting-2019 (дата обращения: 30 декабря 2019 года).

33. WeizsaeckerE., Wijkman A. «Come On! Capitalism, Short-termist, Population and the Destruction of the Planet // Springer, 2018, p. 220 (юбилейный доклад «Римского клуба).

34. Internet Crime Report. (2018). URL: https://pdf.ic3.gov/2018_IC3Report. pdf (дата обращения: 30 декабря 2019 года).

References

1. Bell D. Gryadushchee postindustrial'noe obshchestvo [Coming post-industrial society], Moscow: Akademiya, 1999 (in Russian).

2. Bodrunov K. To follow the leader. How Russia can get into the sixth technological order. Rossiyskaya Gazeta [Russian Newspaper], 2019, 10 November (in Russian).

3. Vsemirnyy doklad YUNESKO po monitoringu OVD (Obrazovanie dlya vsekh)

[UNESCO World Report on ATS Monitoring (Education for all)], UNESKO, 2017.

4. Over 20 Million People In Russia May Lose their Jobs Due to Robots. IA Regnum [Regnum News Agency], 2019, 10 September (in Russian).

5. Glazyev S. Yu. Bitva za liderstvo v XXI veke. Rossiya-SSHA-Kitay. Sem' variantov obozrimogo budushchego [Battle for leadership in the XXI century. Russia-USA-China. Seven options for the foreseeable future], Moscow: Knizhny Mir [Book World], 2017 (in Russian).

6. Ivanov O. B. The Role, Place and Significance of Large Companies and Corporations in the National and World Economy. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2019, no. 5, pp. 7-17 (in Russian).

7. Ivanov O. B. Modern world: global trends, challenges and threats. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2019, no. 1, pp. 20-36 (in Russian).

8. Ivanov O.B., Ivanova S. V. Vliyanie global'nyh riskov i vyzovov na sistemy obrazovaniya i formirovanie edinogo mirovogo obrazovatel'nogo prostranstva. Federal'nyy spravochnik. Obrazovanie v Rossii [The Impact of Global Risks and Challenges on Education Systems and the Formation of a Single Global Educational Space. Federal Directory. Education in Russia], vol. 12, Moscow: NP «Centr Strategicheskogo Partnerstva» [NP "Center for Strategic Partnership"], 2017, pp. 31-38 (in Russian).

9. Ivanova S. V. To the Question About the Impact of Information and Communication Technologies in the Educational Space. Prostanstvo I Vremya [Space and Time], 2013, no. 3, pp. 72-75 (in Russian).

10. Ivanova S. V. Electronic Future of Educational Space: Plus and Minus. Otrytaya Shkola [Open School], 2014, no. 7, pp. 19-23 (in Russian).

11. Mezhdunarodnaya organizaciya truda. Oficial'nyy sayt MOT [International Labour Organization. Official website of the ILO]. Available at: http://www. ilo.org/global/lang — en/index.htm (accessed 30 December, 2019).

12. Nacional'nyy proekt «Povyshenieproizvoditel'nosti truda ipodderzhka zanyatosti». Federal'naya delovaya set' [National project "Improving Labor Productivity and Supporting Employment". Federal Business Network] (in Russian).

13. Nacional'nyy proekt «Nauka». Federal'naya delovaya set' [National Project "Science". Federal Business Network] (in Russian).

14. Nacional'nyy proekt «Obrazovanie». Federal'naya delovaya set' [The National Project "Education". Federal Business Network] (in Russian).

15. Nacional'nyy proekt «Cifrovaya ekonomika». Federal'naya delovaya set' [National Project "Digital economy". Federal Business Network] (in Russian).

16. Nikitin G. IV Industrial Revolution in Russia. Svobodnaya Ekonomika [Free Economy], 2017, January-March, pp. 45-49 (in Russian).

17. Otchet FBR «2018 Internet Crime Report» (FBI IC3), po Materialam analiticheskogo obzora Sberbank Strahovanie [FBI report "2018 Internet Crime

Report" (FBI IC3), based on the analytical review of Sberbank Insurance], Available at: https: www.plusworld.ru/tag7kiberbezopastnost/ (accessed 30 December 2019) (in Russian),

18, Pasport prioritetnogo proekta «Vuzy kak centry prostranstva sozdaniya innovaciy» (utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federacii po strategicheskomu razvitiyu iprioritetnym proektam — protokol ot 25 oktyabrya 2016 goda No. 9) [Passport of the priority project "Universities as centers of innovation creation space" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and priority projects-Protocol No, 9 of October 25, 2016)] (in Russian),

19, Pasport prioritetnogo proekta «Razvitie eksportnogo potenciala rossiyskoy sistemy obrazovaniya» (utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federacii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam — protokol ot 30 maya 2017goda No. 6) [Passport of the priority project "development of the export potential of the Russian education system" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and priority projects-Protocol No, 6 of May 30, 2017)] (in Russian), ,

20, Pasport prioritetnogo proekta «Sovremennaya cifrovaya obrazovatel 'naya sreda v Rossiyskoy Federacii» (utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federacii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam — protokol ot 25 oktyabrya 2016 goda No. 9) [Passport of the priority project "Modern digital educational environment in the Russian Federation "(approved by the Presidium of the presidential Council for strategic development and priority projects-Protocol No, 9 of October 25, 2016)] (in Russian),

21, Pasport prioritetnogo proekta «Cifrovaya shkola» (utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federacii po strategicheskomu razvitiyu iprioritetnym proektam — protokol ot 30 maya 2017 goda No. 6) [Passport of the priority project "Digital school "(approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and priority projects-Protocol No, 6 of may 30, 2017)] (in Russian),

22, Programma «Cifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federacii» (Rasporyazheniya Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 28 iyulya 2017 goda No. 1632-r i ot 12 fevralya 2019 goda № 195-r) [The Digital economy of the Russian Federation program (Orders of the Government of the Russian Federation No, 1632-R of July 28, 2017 and No, 195-R of February 12, 2019)] (in Russian),

23, Prognoz Chislennosti Naseleniya Planety [The Forecast of the Population of the Planet], Available at: https://countrymeters,info/ru/World (accessed 30 December, 2019) (in Russian),

24, Rebus N,A,, Spivakova N, Ya, Human Capital During the Transition to the VI Technological Order, ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2019, no, 4, pp, 78—89 (in Russian),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Toffler E. Trt'ya Volna [Third Wave]. Available at: http://www.6lib.ru/books/ author/elvin-toffler-41139/ (accessed 30 December, 2019) (in Russian).

26. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 7 maya 2018 goda No. 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda» [Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of May 7, 2018 "On National Goals and Strategic Objectives for the Development of the Russian Federation for the Period up to 2024"] (in Russian).

27. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 9 maya 2017goda No. 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federacii na 2017—2030 gody» [Decree of the President of the Russian Federation No. 203 of May 9, 2017 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030"] (in Russian).

28. kaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 1 dekabrya 2016 goda № 642 «O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii» [Decree of the President of the Russian Federation No. 642 of December 1, 2016 "On the Strategy of Scientific and Technological Development of the Russian Federation"] (in Russian).

29. Ivanov O. V., Ivanova S. V. Educational Space in the Modern World: The Interdisciplinary Aspect. Revista Espacios, vol. 38 (no. 40), 2017, pp. 19-32. ISSN0798 1015 (Scopus).

30. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Society Demands for the Quality of Education as a Factor of Modern Education Space Forming. SHS Web of Conferences, vol. 29, 2016. International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016), Moscow, Russia, June 6-7, 2016, S. V. Ivanova and E. V. Nikulchev (Eds.). Available at: http://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2016/07/contents/contents.html DOI: 10.1051/shsconf/20162901028 (accessed 30 December 2019).

31. The Word Economic Forum. Global Risk Report 2019. Available at: http://www.weforum.org/reports/global-risks-report-2019 (accessed 30 December 2019).

32. The Word Economic Forum. Annual Meeting. Available at: https://www. weforum./org/events/word-economic-forum-fnnufl-meeting-2019 (accessed 30 December 2019).

33. Weizsaecker E., A. Wijkman "Come On! Capitalism, Short-termist, Population and the Destruction of the Planet. Springer, 2018, p. 220 (Anniversary Report of the "Club of Rome").

34. Internet Crime Report. (2018). Available at: https://pdf.ic3.gov/2018_IC3Re-port.pdf (accessed 30 December 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.