Научная статья на тему 'Перспективы развития ноэтического сознания и расширения потенциала образовательного роста'

Перспективы развития ноэтического сознания и расширения потенциала образовательного роста Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК НОЭТИЧЕСКИЙ / ДУХОВНОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВЫСШАЯ ОСОЗНАННОСТЬ / HOMO NOETICUS / SPIRITUAL TRANSFORMATION / CREATIVE MIND / HIGHEST REALIZATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Москатова А. К.

Обсуждаются проблемы становления ноэтического сознания, психического и духовного развития молодого поколения и требования к преобразованию содержания высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития ноэтического сознания и расширения потенциала образовательного роста»

А.К. Москатова д.п.н., к.б.н., профессор кафедры физиологии Российского государственного университета физической культуры, спорта,

молодежи и туризма

A.K. Moskatova

Doctor of pedagogic Sciences, candidate of biological Sciences, Professor of the Department of physiology Russian state University of physical culture, sports,

youth and tourism (mos-albina@yandex ru)

Аннотация: Обсуждаются проблемы становления ноэтического сознания, психического и духовного развития молодого поколения и требования к преобразованию содержания высшего образования.

The summary: We discussed some problems of setting of noetic consciousness, as well as psychical and spiritual growth of the younger generation along with requires for transformation the higher education contents.

Ключевые слова: человек ноэтический, духовное преображение, творческое мышление, высшая осознанность.

Keywords: Homo Noeticus, spiritual transformation, creative mind, highest realization.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И РАСШИРЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РОСТА

Актуальность. Определение эффективности использования конкурирующих парадигм (концепций) содержания образования, способных обеспечить перспективу поступательного профессионального и личностного роста учащихся, студентов, будущих специалистов, неизбежно сталкивается с пределами «образовательных стандартов», оплодотворённых «компетентными органами». Несостоятельность «стандартизаторов» обусловлена тем, что их собственный «стандарт образованности» ограждён узкоутилитарным, субъективным, шаблонным «знанием» о человеческой природе. Их разум не вместил понятия о потенциальности необратимой эволюции сознания и разума человечества - непосредственного участника и строителя настоящей и грядущей мировой эпохи. Утверждаемое сегодня содержание стандартных знаний не учитывает, что будущему специалисту предстоит решать не столько известные, «запланированные задачи», но осуществлять не вписанные в

существующие учебники преобразования природной, социальной, энергетической и информационной среды своего земного и галактического обитания, культивировать созидательную, творческую (а не животную, потребительскую) жизнедеятельность.

Представления «элиты», настроенной на внедрение в умы очередного поколения студентов» собственной парадигмы содержания дисциплин, относящихся к чело-векознанию, необходимому для профессиональной «компетентности», не содержат в своей основе никаких принципов, способствующих формированию высших уровней осознанности человеком своего назначения как целенаправленно развивающейся личности, эволюционирующей к вершинам многомерного, многогранного сознания, интеллекта и духа, свойственным генерациям сверхразумных, сверхсоз-нательных существ Галактики. Именно к их сообществу будет принадлежать современное поколение студентов, вступающих

в новую эпоху космического сотрудничества. Для них откроется возможность проявить способность со-творчества с Мировым Разумом, овладеть духовным сознанием и предоставить своей душе, которая осознанно избрала космическую миссию своего воплощения, свободно использовать телесные структуры и функции для её реализации.

Также очевидно, что стандарты содержания высшего образования в государственном масштабе, призванные избавиться от штамповки «профессионалов», но формировать новое человеческое сознание и мышление, никак не учитывают преображающую сущность беспрецедентных мировых эволюционных событий, а именно: 1/ эволюции Земли - живого небесного тела и сознательных компонентов её геофизического организма, которые осваивают энергетическую сферу более высокого измерения и воздействуют энергетически и информационно на жизнеспособность, чувства, разум и поведение людей; 2/ эволюции Солнечной системы, которая совершает закономерный подъём своего пространственного положения в галактической сфере, благодаря чему существенно возрастает приток свето-волновых энергий, стимулирующих запланированную трансформацию поляризованного, эгоцен-трированного сознания человечества во всеобъемлющее, мудрое, космическое сознание доброты, сердечности, миролюбия; 3/ эволюции Галактики, открывающей свои информационные каналы Света и помогающей человеческому сознанию вступать во взаимодействия с Галактическим Разумом и бесконечно расширять свои знания о РЕАЛЬНОМ МИРЕ.

Сочетание этих глобальных процессов создаёт необратимую движущую силу Великого Перехода, в котором преображается сознание человечества, трансформируются все организационные и жизнеобеспечивающие структуры сообществ земной цивилизации, вносится генетическая информация для рождения высокодуховной формы жизни на планете. Следовательно, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РОСТ молодо-

го поколения, принимающего эстафету со-творцов и со-участников Новой Земли и Нового Человечества, должен иметь содержательные ориентиры, направляющие его психическое и духовное развитие в русло вдохновенной НОЭТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ.

Проблемы становления

ноэтического сознания. По определению поэтическое сознание ( от др.греч. -Nous - осознающий, разумный) идентифицируется с изначальными, сущностными свойствами «Мирового Разума» - Высшего Самосознающего, Сверхразумного, Творящего Источника, благодаря которому человек наделён способностью к самопознанию, самосовершенствованию, сознательной эволюции, преодолевающей границы биологической ограниченности вида «Человека Разумного» и трансформирующей человеческое существо (не без участия Мирового Разума!) в новый эволюционный вид - Человека Ноэтического (Homo Noeticus ).

Ноэтику следует рассматривать как особый духовный и ментальный механизм надмирного сознания, вложенный в человека и открывающий ему перспективу духовного и интеллектуального совершенствования, формирования потребности в са-моисследовании, самопознании, самореализации потенциальных возможностей и способностей, одухотворении всех аспектов жизненной и профессиональной деятельности.

О проблемах продвижения образованного, научного сообщества к стезе Человека Ноэтического, можно судить, в частности, по тем идеям, которые освещались в докладах участников международного научного конгресса «ГЛОБАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ - 2045» (Москва, февраль 2012 г.). На конгрессе обсуждались перспективы этического и технологического развития человечества, проблемы вероятного будущего земной цивилизации, а также грядущих вызовов Великой Природы и Мирового Разума.

Показательно, что нескончаемые восторги в адрес ожидаемой фантастической

тотальной технизации, механизации и роботизации всех видов разумной человеческой деятельности, включая «выращивание» новых технических устройств, замену функций мозга интерфейсами, чипами, на-ноимплантами и машиноподобными органами, явно порождались «учёными умами», чьё вдохновение исподволь черпалось из определённых представлений и следствий диалектики материалистического содержания образования, исповедующего и проповедующего «первичность материи и вторичность сознания».

Так, например, удручающие субъективные представления об «ограниченных возможностях природы человека» (заведомо бездушной и бездуховной) и связях его интеллекта с клетками физического мозга, «украсили» выступление психофизиолога, автора парадигмы будущего расцвета интерфейсов - Александра Каплана, который поделился своими нетривиальными идеями:

«В настоящее время критическим ограничением продолжительности биологической жизни индивидуального интеллекта является относительная недолговечность органов, обеспечивающих жизнедеятельность клеток головного мозга: сердца, печени, почек и др.

В этой связи создание искусственных заменителей выходящих из строя биологических структур является перспективным прежде всего, с точки зрения продления жизни индивидуального интеллекта.»

Очевидно, что пониманию материалистически мыслящего нейрофизиолога не доступна природа сверхфизического процесса, скрытой стороны разумной способности, свойственной сознанию души, а не физическому мозгу. Реальность замещается различными наукообразными миражами и «долгожительство» интеллекта предлагается поддержать путём замены недолговечных живых органов искусственными симуляциями. Какими же интерфейсами такие учёные собираются осчастливить человечество?

Исследования высшей модели интеллекта показывают, что человеческий интеллект, несмотря на его бесспорные достоинства, проявленные в научной и технической деятельности, совершенно неэффективен в целом ряде способностей. Например, среди ограничений интеллекта называется отсутствие способностей к самонаблюдению, самопознанию, самосознанию, осознаванию собственных действий, преодолению запрограммированного мышления, сознательной индивидуальной эволюции, к постоянному интеллектуальному обновлению, контролю мышления, получению доступа к универсальному знанию и ещё много других не преодолённых несовершенств [ 1 ].

Отметим, что на пиршестве «научных» грёз о грядущей цивилизации «умных», нестареющих биороботов прозвучала также озабоченность психосоциальными и экологическими последствиями подобного механистичного мыслетворче-ства, чрезмерно увлечённого «передовыми технологиями», уже вогнавшими окружающую среду человеческого обитания в жестокий кризис, угрожающий самому существованию пока ещё живого человека.

« Не исключено, что для выхода из глобальных кризисов, человечеству предстоит осуществить духовную РЕВОЛЮЦИЮ... Потребуется радикальный пересмотр стратегий отношения к природе, организации человеческой деятельности, пересмотр идеалов потребительского общества. Несмотря на значимость науки и технологии, они не смогут быть вечно главными ценностями» - отметил в своём выступлении Вячеслав Степин, доктор философских наук, профессор РАН.

Действительно, предпосылкой для выживания человечества как рода и преодоления кризисов, в которых главным причинным фактором следует признать состояние и содержание индивидуального и коллективного сознания, не имеющих значимой корреляции с образованностью, является интеллектуальная способность человека развить более глубокое осознание своей трансцендентальной природы.

«Человечеству нужно вырабатывать новую парадигму существования, новые смыслы и цели. Эволюция человека встроена в духовную традицию: человек -не венец природы, это несовершенное существо, но в нём заложена возможность развиваться. Человек должен стать совершенным существом» - отметил в своём выступлении известный Мастер йоги, настоятель Монастыря-академии Лайя-йоги, Свами Вишнудэвананда Гири Джи Маха-радж.

Как и в ряде своих исследовательских работ, статей и трактатов Мастер подчеркнул, что научное понимание перспектив развития человека должно опираться на признание реальной композиции человеческой плоти, которая соответствует духовно-материальной основе Вселенной и содержит не только физическую, материальную субстанцию, но также объединяет в ЦЕЛОЕ элементы и оболочки тонких тел сознания - эфирного (пранического, жизненного), ментального, тонкого сознания высшего ума и сверхсознания. Облачаясь в них в своих земных воплощениях, душа направляет развитие сознания и разума человека по Великому пути всеобщего Единства [ 2; 3].

Продолжая мысль Мастера и анализируя космическую историю становления и распространения во Вселенной разумных форм Жизни, следует заново оценить человеческую природу и признать, что мы не просто физические существа, эволюционирующие в направлении духа, но скорее, ДУХОВНЫЕ СУЩЕСТВА, ПОСТЕПЕННО ОСОЗНАЮЩИЕ СВОЮ ДУХОВНУЮ СУТЬ. Благодаря духовной трансформации человечество становится способным расширять свои контакты с Мировым Разумом, изменять своё мировоззрение и переосмысливать свою систему ценностей, формируя таким путём ноэтическую Расу, озарённую высшими состояниями сознания и устремлённую к неутолимому постижению себя и мира как символов Жизни.

ДУХОВНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ является необходимым условием спасения Жизни как таковой, ради чего человеческие особи

должны осознать Истину Всеобщности и Всецелостности Жизни. В своей эволюции человечеству предстоит раздвинуть горизонт сознания и возвысить

САМООСОЗНАННОСТЬ до вершин Вселенского Разума, достичь космически центрированного мировоззрения. Современное человечество претерпевает неизбежное эволюционное преображение присущей ему формы дуального сознания, которое отделяет его от Вселенского Единства. Множится количество индивидуумов, испытавших подлинное просветление самосознания, озаряющее их интеллект пониманием космического Единства Жизни и Высокого Порядка, царящего во Вселенной [4]. Эволюционное преображение плотского сознания современных человеческих существ в КОСМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, позволяющее объединить их в высокоразвитую, галактическую цивилизацию, является Замыслом и проектом Мирового Разума. Майкл Гроссо (M. Grosso) - известный исследователь феноменологии психодуховной эволюции, изучавший истории развития эволюционного опыта целой когорты личностей, чьи души испытали необычные внеземные контакты и визионерские переживания, с которыми он сравнивал собственный опыт, в своём труде «Окончательный выбор» (The Final Choice, 1989) приходит к заключению:

«Человеческое развитие высшего порядка - эволюция - ускорялось в течение нескольких последних столетий. Темпы изменений нашего вида сегодня просто беспрецедентны... - грядёт новый вид. Мы наблюдаем финальную стадию развития Homo sapiens и одновременно зарождение, пока ещё проблематичное из-за ядерной и экологической угроз, того, что я называю Homo noeticus, более развитой формой человечества.» [ 5 ].

В условиях ускоряющегося Великого Перехода к обновлению планеты и её ноо-сферного сознания, человечество неизбежно ожидает ДЕКОНСТРУКЦИЯ ПРИВЫЧНЫХ способов мышления, на которых, в частности, зиждется современное образование. Признавая, что образовательный процесс

должен быть направлен именно на формирование творческого мышления и раскрытие неординарных, продуктивных способностей индивидуального интеллекта, в противовес формально навязанным «баллам» и «кредитам» бездумной «информационной накачки», необходимо направить внимание организаторов и исполнителей учебного процесса на следующие ментальные преобразования: 1/ использовать нетрадиционные методы познания, основанные на честных, недетерминированных принципах, которые исключают обычные решения типа «или/или» и способствуют достижению истинного понимания явлений и процессов; 2/ демонтировать общепринятые структуры линейного мышления и «утверждённые» ценности, чтобы продвигаться к достижению более гибкой, свободной и открытой формы бытия в этом мире; 3/ признать необходимость перекраивания метафизических идей, целых пластов массовой культуры и «социально значимых» знаний, довлеющих в образовательном пространстве; 4/ признать, что эволюция человеческого общества со-причастна целенаправленному развитию сознания планеты, принимающей на себя ответственность за творение новых жизненных форм; 5/ преодолеть давление условностей общепринятых источников знания и учитывать ПРИНЦИП НОВИЗНЫ, как сильный мотивирующий фактор развития интеллектуальных способностей.

Принципы перехода к

ноэтической осознанности. Хотя человечеству суждено испытать закономерный Квантовый Переход к осознанию требований и преимуществ одухотворённой цивилизации Новой Эпохи - Эры Водолея, однако реальная продолжительность периода жизни цивилизации, необходимого для трансформации общественного сознания, обновления мировоззрения и достижения упроченной, а не иллюзорной осознанности собственной природы и картины мира, естественно не может ограничиться предсказанными и космологически обоснованными датами зимнего солнцестоя-

ния 21- 23 декабря 2012 г., когда Солнце пересечет галактический экватор.

В этой пространственно-временной точке несколько галактических циклов достигнут кульминации, перейдут в качественно новую фазу развития, стимулируя ускоренный подъём всей Солнечной системы на более высокий уровень пространственных измерений.

В связи с этим событием станет возможным синхронизации человеческого сознания и жизненных процессов с более тонкими излучениями и полями более тысячи звёздных систем и разумов, объединённых в Галактическую Конфедерацию миролюбивого, добровольного космического сотрудничества. Благодаря их сознательной помощи и безусловной любви, человечество Земли сможет быстрее преодолеть энергии разобщённости, эгоизма, невежества, очиститься от блокирующих, хаотических энергий, раскрыть свои генетические и психические потенции, освоить источники Универсального Знания.

Переход, который можно сопоставить с «квантовым скачком» в самоидентификации - действительно становится временем для принципиальных, необратимых изменений индивидуального сознания. Пока же оно расценивается как сильно развитое чувство собственной личности, движимое эгоцентризмом и самолюбием, в определённой степени основанное на «коллективном бессознательном» и групповом мышлении избранного или преобладающего окружения, но не укреплённое личным представлением о своём месте в этой жизни, о своём назначении и роли в этом мире.

Опросы студентов, слушающих авторский спецкурс «Основы индивидуального развития» показывают, что самоидентификация вызывает искреннее недоумение, не является предметом их размышлений и мотивации. Требуются неоднократные вариации на тему вдохновенной перспективы самопреображения, самораскрытия неожиданных способностей. Обсуждаются исторические примеры выдающихся личностей, которые испытали

просветление сознания и демонстрировали необычайную силу мысли, которой наделена одушевлённая, духовная природа каждого человека. Именно с ней связаны те реальные трансформации разума и сознания личностей, которые будут проявляться в нарождающуюся Эпоху Света, следуя принципам квантовых скачков в развитии ноэтического сознания. Наконец, настаёт момент, когда в глазах и реакциях студентов появляются проблески умственного пробуждения. Следовательно, можно перейти к рассмотрению тех качественных аспектов ВЫСШЕГО УРОВНЯ ОСОЗНАННОСТИ, которые им предстоит освоить и проявить в личностной самореализации, как доказательство овладения обновлённым мышлением, сбалансированными эмоциями и глубинными ресурсами духовного наследия. Каждая индивидуализация может использовать их в качестве ориентиров для самоанализа и оценки своих возможностей, намерений, состояния собственного сознания и принятия адекватных решений в отношении желаемой трансформации на период Великого Перехода земной цивилизации к жизни в многомерной реальности.

Итак, достижение ВЫСШЕГО УРОВНЯ осознанности касается, в частности:

- осмысления собственной многомерной природы и её великих потенций;

- признания своей связи с Всемирным Разумом, мудро управляющим законами вечно сущей Жизни и изъявления благодарности за данную человечеству возможность познания своей реальности; <> приятия грядущих эволюционных изменений мира и непосредственной, важной роли сознания каждой души и личности в его качественных преобразованиях; <> необходимости непрерывного продвижения индивидуальности вперёд, к новым реализациям, без боязни, сомнений, без остановок перед возможными препятствиями и испытаниями; <> признания того факта, что всё, что когда-либо потребуется для продвижения по пути развития, уже содержится в его индивидуальном и видовом генотипе; <> признания несовмести-

мости самоосознания с менталитетом «жертвы» и надеждами на решение индивидуальных проблем кем-то другим; <> понимания отсутствия принципа «случайности» в возникающих событиях на жизненном пути, на котором нет ничего лишнего: все наихудшие ситуации и

встречи с «негативными» субъектами -есть уроки и учителя, наставляющие на путь истины; <> признания действия Закона Привлечения: каждый становится тем, что он либо облагораживает, либо унижает; <> осознания того, что пресс материальности и потребительства, довлеющих над личностью, «эго», есть результат «материального», плотского мышления и нежелания человека взять на себя ответственность за укоренение такой ментальной доминанты; <> признания своим жизненным приоритетом необходимость исправления изъянов мышления и принятия исключительно собственной ответственности за свою жизнь и выбор правильных решений; <> здравой оценки собственных эмоциональных состояний, их подавленности или неуёмности, раскрытия их физических и психических причин для последующей коррекции или устранения; <> понимание того, что окружающая физическая реальность представляет среду, в которой человеческие мысли находят мгновенное воплощение: то, чего нет в мыслях, не может «случиться» с человеком и с миром; <> осмысления необходимости бережного сохранения неповторимой, и потому бесценной индивидуальности, собственной позиции, не связанной с чужими мнениями и «коллективным бессознательным», поскольку. Индивидуальности -основа многообразия Жизни, ограничивающая равнодушный и обезличенный подход к человеку; единообразное, машиноподобное общество с однотипным, «стадным» мышлением становится объектом внешних манипуляций его сознанием, провоцирующих деградацию цивилизации; <> признания того, что весь индивидуальный опыт, накопленный множеством жизней - нейтрален, только индивидуальная реакция сознания определяет его позитив-

ную или негативную полярность; опыт необходимо использовать для познания своей высшей сущности (Я-Сознания души), исследования своих способностей, оценки наличия или отсутствия гармоничности всех составляющих опыта (физического, психического, духовного); склонность фиксировать внимание на удобном, привычном поведении, приводит к повторным, болезненным испытаниям сознания для преодоления эгоизма; <> принятия физической реальности, как сферы испытания взаимоотношений индивидуального сознания и коллективного бессознательного, в которых необходимо достичь высшего уровня самоосознанности и полного контроля над собственным мышлением и потенциями интеллекта; на этой основе становится возможным позитивно использовать групповое сознание, совершенствовать его, не позволяя групповому разуму устанавливать контроль над личностью; <> поддержания своего мышления и сознания в резонансе с центром сознания своей души - чистым, необусловленным Я-СОЗНАНИЕМ, освящённым БОЖЕСТВЕННЫМ Разумом - основополагающего условия стойкого самоконтроля событий собственной жизни и восходящего продвижения по ступеням духовной эволюции; <> утверждения в своей жизни универсального вселенского Закона: « Внешнее отражает ВНУТРЕННЕЕ, А ВНУТРЕННЕЕ ОТРАЖАЕТ ВНЕШНЕЕ», согласно которому ожидаемая эволюция Земли и человечества, вступивших в Новую Эпоху, будет соответствовать качественным, внутренним трансформациям человеческого сознания и разума; внутренние интенции души должны быть приведены в гармоничное состояние посредством выражения любви, мира и просветлённого самосознания; каждый индивидуум мотивируется Я-СОЗНАНИЕМ к обретению мощи и силы духа, преодолевающего внутренний дискомфорт, очищающего и ускоряющего восприятие единства внутренней и внешней реальности и ведущего к преображению окружающего мира в свете всепроникающей Любви.

Методы формирования качества ОСОЗНАННОСТИ. Достижение высших уровней осознанности, как совокупности перечисленных выше элементов преображённого интеллекта и мировоззрения, очищенного от иллюзий коллективного гипноза, означает, что человек, как «Истинное Я», становится неизменным фокусом собственного существования. Именно его Я-Сознание берёт под контроль выражение силы и энергии, сопричастной Высшей Воле.

Очевидно, для наиболее эффективного и адекватного управления своими действиями и способностями недостаточно теоретически ознакомиться с названными качественными характеристиками умственных, эмоциональных и мировоззренческих трансформаций и с концепциями духовных учений. Личности предстоит пройти практическую школу переживания отмеченных когнитивных состояний сознания, убедиться в безусловных преимуществах интуитивного признания «Я ЕСМЬ ТО, ЧТО Я ЕСМЬ», открывающего просветлённое видение своей истинной, целостной природы воплощения Духа в материальную плоть. Формирование субъективного опыта переживания состояний сознания нуждается в соответствующих тренировках способности к самоуспокоению ума и самонаблюдению внутреннего мира. Многочисленные исследования феноменов сознания и нейровизуализации эффектов МЕДИТАЦИИ у опытных практиков этого метода, располагающих личным познавательным, эмоциональным и психологическим опытом, позволяет признать данную технологию как перспективное средство преобразования самосознания и продвижения к развитию ОСОЗНАННОСТИ ВСЕЦЕЛОГО СОВЕРШЕНСТВА [6]. Медитативные упражнения открывают возможность использования ума - формы сознания -для осознавания его непреходящей реальности в жизнедеятельности человека и его эволюции [7; 8; 9]. В практике изучения спецкурса «Основы индивидуального развития» нами также используются медитативные упражнения, помогающие опосре-

довать теоретические концепции в личном опыте.

Заключение. Великий Переход к осознанности высшего, ноэтического уровня не может ограничиваться психофизиологическими трансформациями отдельных личностей. Если мы признаём, что особая, всеохватывающая энергия Разума создаёт Единое Поле Многомерного Сознания всего земного сообщества, всех

Литература:

1. Дарио Салас Соммер Развитие внутреннего мира - /пер. с испанск./ - М.,»Научная книга», 2008, С. 50-53 - Ложные представления об уме и знании.

2. Садгуру Свами Вишну Дэв - Путь растворения пяти элементов. - М., Всемирная община Лайя-йоги, Дивья-лока, 2006.

3.Садгуру Свами Вишну Дэв - Тайны созерцания. - М., Монастырь-академия йоги, Дивья-лока, 2006, С. 27 - Великий Переход - подлинная цель духовной практики.

4.Бёкк Ричард Морис - Космическое Сознание. Исследование эволюции человеческого сознания. - /пер. с франц./ - М., София, 2008.

5. Кеннет Ринг Проект «Омега». Предсмертные переживания, контакты с НЛО и Мировой Разум - /пер. с англ. изд.1992 г./ - М., Трансперсональный Институт, 1998, С. 199-201

- Проект «Омега» как аспект человеческой эволюции.

6.Йонге Мингьюр Ринпоче Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Практическое руководство. - М., Открытый мир, 2009, С. 185 - Найти золотую середину, С. 187 - Мудрость и метод.

7. Наоми Озанец Медитация для начинающих.- /Пер. с англ./ - М., ФАИР-ПРЕСС,

2001.

8. Стефани Клемент Медитация. Активизация Сознания и Внимания,

Релаксация. - М., ФАИР-ПРЕСС, 2004.

9. Азими К.Ш. Учебник Медитации. - М., Амрита-Русь, 2012.

его институтов и сфер жизни, то очевидно, в учебный арсенал содержания высшего образования должны войти рассмотренные проблемы духовного содержания и духовного развития человека, с которыми связано продвижение к эволюционной вершине современного молодого поколения - самой перспективной части планетарной цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.