Научная статья на тему 'Перспективы развития независимых нефтяных компаний на региональных рынках (на примере Приморского края)'

Перспективы развития независимых нефтяных компаний на региональных рынках (на примере Приморского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / РЕГИОН / АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ / ННК / ВИНК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шикунова Ксения Николаевна, Ибрагимова Маргарита Хакимовна

Нефтегазовый комплекс на протяжении долгого времени является движущей силой российской экономики. Только за прошедшие годы ХХI в. он обеспечил поступление в бюджет Российской Федерации более 3 трлн. долл.. Одна из главных проблем отрасли слабо развития конкуренция. От этого, в первую очередь, страдают конечные потребители на внутреннем рынке. В данном исследовании на примере одного субъекта было показано несмотря на большое давление ВИНК независимые операторы могут использовать различные инструменты для поддержания своей конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития независимых нефтяных компаний на региональных рынках (на примере Приморского края)»

Перспективы развития независимых нефтяных компаний на региональных рынках (на примере Приморского Края) SMEs development in oil and gas region market (Primorsky Krai case)

Шикунова Ксения Николаевна

Магистрант кафедры «Экономика и управление на предприятии»,

Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный Федеральный университет, 690050, г. Владивосток, о. Русский, пос. Аякс, 10,

корпус G (22), ауд. 539 (538) e-mail: restante@mail. ru, 89510201583 Shikunova Kseniia Nikolaevna Undergraduate of Economics and Company's Management Department,

School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, P.O Box 690050, Ayax 10, bulding G (22), of. 539 (538),

Russki island, Russia e-mail: restante@mail.ru, 89510201583

Ибрагимова Маргарита Хакимовна

&арший преподаватель кафедры «Экономика и

управление на предприятии», Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный Федеральный университет, 690050, г. Владивосток, о. Русский, пос. Аякс, 10,

корпус G (22), ауд. 539 (538) e-mail: ibragimova.mkh@dvfu.ru,

89024879090 Ibragimova Margarita Khakimovna

Senior Lecture of Economics and Company's Management Department

School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, P.O Box 690050, Ayax 10, bulding G (22), of. 539 (538),

Russki island, Russia e-mail: ibragimova.mkh@dvfu.ru,

89024879090

Аннотация: Нефтегазовый комплекс на протяжении долгого времени является движущей силой российской экономики. Только за прошедшие годы ХХ! в. он обеспечил поступление в бюджет Российской Федерации более 3 трлн. долл..

Одна из главных проблем отрасли - слабо развития конкуренция. От этого, в первую очередь, страдают конечные потребители на внутреннем рынке.

В данном исследовании на примере одного субъекта было показано -несмотря на большое давление ВИНК независимые операторы могут использовать различные инструменты для поддержания своей конкурентоспособности.

Ключевые слова: Конкуренция, регион, автозаправочные станции, ННК, ВИНК

Abstract: Mixed markets - whereby state-owned enterprises ( SOEs) and private firms (SMEs) coexist - are often observed, especially in developing economies. Firms have to make some competitive advantages in the industry landscape. The current situation of the oil and gas industry indicates that only combination of capabilities and such assets like reputation and marketing strategy. This article involves discovering how the SMEs are operating on the market (Primorsky Krai case). The goal is to show that low competition level problem in oil and gas industry can be solve not on the national level, but step by step starting with the individual territory. Through showing that the Oil and gas sector is a core

industry for Russia, this research highlights the importance of developing rival level supported by Russian government.

Key words: Competition, region, gas station, SMEs, Russia, SOEs

Введение

В настоящее время нефтегазовый сектор России и влияние, оказываемое им на экономику страны в целом, широко освещается на разных уровнях: интер-, макро-, мэзо-, микро-. Отрасль сталкивается с множеством вызовов, решать которые необходимо, взвесив все "за" и "против" - неверный либо неоптимальный выбор чреват крупными экономическими потерями и ещё большим отставанием от передовых стран.

Один из самых серьезных барьеров для полноценного развития российского нефтегазового сектора связан с «зашкаливающей» монополизацией и отсутствием реальной конкуренции.

Современная структура российской нефтедобывающей промышленности представлена тремя группами компаний: Вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) - крупные частные холдинги, имеющие полный производственный цикл; Государственные нефтяные компании - такие же крупные нефтяные корпорации, но с участием государственного капитала; Малые и средние независимые нефтяные компании (ННК). К ним относятся небольшие по объему добычи углеводородов компании, с малым числом занятых. Основная ниша для малого бизнеса в нефтегазовой отрасли - это ведение работ и оказание услуг в той сфере, где крупные игроки считают экономически нецелесообразным ведение деятельности. В первую очередь, это относится к разработке месторождений с относительно небольшими запасами полезных ископаемых, а также к трудноизвлекаемым запасам, и дальнейшая их реализация, преимущественно, на внутреннем рынке.1

ННК в противовес ВИНК больше нацелены не на увеличение стоимости акционерного капитала, а на повышение эффективности

разработки месторождений, лицензию на которые они получили, а также на увеличение каналов сбыта, через которые непосредственно происходит процесс реализации.

Анализ нефтегазовой отрасли Российской Федерации

В зарубежных странах, в отличие от России, объемы нефте- и газодобычи ННК достигает трети от общего объёма добычи (США, Канада). Доля российских ННК в структуре общей добычи с 2003 года не превышает 4% .2

Наличие большого числа игроков в нефтегазовой отрасли обеспечивает существенный мультипликативный эффект для её развития - разработка и внедрение новых технологий, ускорение темпов освоения запасов, снижение издержек и увеличение эффективности недропользования.

На сегодняшний день вся территория России поделена на зоны влияния нефтяных компаний. Монополизм был заложен еще на этапе формирования ВИНК, когда в создаваемые нефтяные компании вошли региональные предприятия нефтепродуктообеспечения. В оптовом звене в регионах ВИНК не конкурируют между собой, сложилась ситуация коллективного доминирования ВИНК: через них проходит 80% оптовых поставок на

3

внутренний рынок, независимых игроков практически не осталось.

1 Кадышева О.В. Малые и средние независимые нефтяные компании как носители конкурентных

преимуществ // Региональная экономика: теория и практика, 2008, №27. С. 43

2

Аналитический отдел Сколково: Есть ли будущее у сектора российский независимых нефтяных

компаний?

3

Крюков В.А., Силкин В.Ю., Шмат В.В. На краю пропасти, или как мы заблудились в поисках легких путей?// ЭКО, 2012 год, №8. С. 76

Сейчас на территории РФ из 24-25 тыс. автозаправочных станций (АЗС) только 8 тыс. входят в состав ВИНК, но объемы реализации при этом составляют 50:50. То есть объемы реализации у ВИНК на своих корпоративных заправках в среднем в 3 раза выше, чем на независимых.

Тема доминирования ВИНК на региональных розничных рынках -вечная «головная боль» ФАС ( Федеральная антимонопольная служба). Доля ВИНК превышает 35% на розничных рынках 50 субъектов Федерации. В каждом третьем регионе она достигала 50-60%. «Роснефть» доминирует в 15 регионах, «ЛУКОЙЛ» - в 11, «Сургутнефтегаз» - в четырех, ТНК-ВР и «Газпром нефть» контролируют по три региональных топливных рынка. По оценке ФАС, совокупная доля крупнейших нефтяных компаний на рынке автомобильных бензинов превышает 70%. 4

Анализ рынка автозаправочных станций Приморского края Данным исследованием авторы хотели продемонстрировать, что в Приморском Крае, несмотря на большую численность автомобилей, рынок не представлен большим количеством крупных интегрированных компаний. Используя метод опроса для анализа потребительских предпочтений выявить, что ННК здесь имеют возможность развиваться, так как потребитель не избалован большим количеством предложения ВИНК. Цель - показать, что проблему низкой конкурентоспособности ННК можно решать с регионов, а не в масштабе страны.

Фактор конкуренции на современном этапе развития отрасли - важный инструмент, грамотное использование которого одновременно может простимулировать инновационное развитие нефтегазового сектора экономики России, и полностью законсервировать дальнейшие преобразования в отрасли.

4

Аналитическая служба журнала Нефтегазовая вертикаль. Формула топливной справедливости // Нефтегазовая вертикаль. - 2011. -№ 7. С. 22-26

Отрасль по своей структуре является классическим примером олигополии, с трудным входом на рынок. Однако помимо крупных игроков, заключающих многомиллионные сделки, она также представлена мелкими и средними компаниями.

Многие эксперты отрасли сходятся во мнении, что именно ННК могут сыграть определяющую роль в повышении конкурентоспособности российской экономики [Кадышева О.В., 2008, 45].

1. Малые предприятия более восприимчивы к новым технологиям. Несмотря на различные сырьевые и финансовые возможности, ННК стремятся модернизировать имеющееся оборудование с целью не потерять и без того маленькую долю рынка.

2. Малые ННК обеспечивают работой более 20 тыс.чел. в самом секторе и около 100 тыс.чел. - в смежных отраслях. Для сравнения - ВИНК (как нефтяные, так и газовые) обеспечивает работой около 900 тыс. чел..

3. ННК обеспечивают доработку «брошенных» скважин, независимые производители обеспечивают удельные показатели по инвестициям в нефтедобычу, превышающие отраслевой уровень в 2-3 раза.

Однако для успешного осуществления деятельности в других направлениях, таких как бурение, геолого-разведка и др., компаниям необходимо заботиться и о реализации продукта конечному потребителю.

Основными барьерами входа на рынок розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива Приморского Края новых участников и увеличения объемов реализации уже присутствующих участников рынка являются:

- наличие на территории края крупных ритейлеров, таких как Роснефть, ННК Альянс, что обеспечивает им прямые, бесперебойные поставки

5 Кадышева О.В. Малые и средние независимые нефтяные компании как носители конкурентных преимуществ // Региональная экономика: теория и практика, 2008, №27. С. 43

качественного бензина автомобильного и дизельного топлива, наличие большого количества АЗС и нефтебаз.

- административные барьеры: АЗС - это пожароопасный производственный объект, его строительство и эксплуатация требует согласования с ГОЧС России и Ростехнадзором. Для эксплуатации АЗС

необходимо получить лицензию на строительство АЗС, застраховать АЗС, зарегистрировать в государственном реестре опасных производственных объектов, непрерывно соблюдать правила технической, промышленной, пожарной безопасности.

- барьеры капитальных затрат. Основными статьями затрат на строительство АЗС являются: комплекты аппаратуры, емкости для хранения топлива, здание для оператора, обустройство подъездных путей и соответствующей инфраструктуры.

- ограниченность земельных участков на территориях муниципальных образований, которые могут быть использованы под строительство новых АЗС.

- консерватизм потребителя. Потребители автомобильного топлива привержены к брендированным нефтепродуктам, что также определяет необходимость дополнительных издержек потенциального конкурента на рекламу собственного бренда или за пользование чужого бренда.6

В целях исследования перспектив развития ННК в регионе, проведём анализ ёмкости потенциального рынка Приморского Края.

По данным аналитического агентства «Автостат» на 1 января 2016 года в России было зарегистрировано около 41 миллиона легковых автомобилей, из которых 893 702 были зарегистрированы в Приморском крае [1].

6 Федеральная антимонопольная служба //URL: http://fas.gov.ru/ (дата обращения: 23.11.2016)

7

Аналитическое агентство Автостат //URL: https://www.autostat.ru// (дата обращения: 21.11.2016)

Таблица 1 - Количество автомобилей в расчёте на одного человека, 2016 г.

Кол-во

Кол-во Кол-во авто на

Область зарегистрированных

человек чел.

авто

Москва и Московская область 17 млн. 3,8 млн. 4

Приморский Край 1,9 млн. 893,7 тыс. 2

Кроме того, Приморье - популярное место для автомобильного туризма, и летом сюда прибывают тысячи автомашин со всего дальневосточного региона, что, в свою очередь, увеличивает потенциальный рынок пользователей автомобильно-заправочных станций (АЗС).

Данные о количестве собственных легковых автомобилей на 1000 человек, проживающих в Приморье, представлены на рис.1.

Рисунок 1 - Количество собственных легковых автомобилей на 1000 человек, проживающих в Приморье, 2004-2015 гг.

Рынок АЗС в Приморском Крае представлен различными крупными и мелкими компаниями. Всего в Приморье насчитывается 306 отдельно стоящих АЗС, включая все существующие станции одной и той же торговой

о

марки АЗС по городам Приморского края выглядят следующим образом :

Рисунок 2 - Количество во АЗС по городам Приморского Края на 2016

год

В целом, рынок Приморского Края является динамично развивающимся и привлекательным для такой сферы ведения бизнеса, как розничная продажа ГСМ. Постоянное увеличение числа автомобилей и среднедушевых доходов в крае могут стать решающими критериями при решении компаний нефтяного сектора о расширении существующей сети или вхождении на рынок и стремлении завоевать некую долю у конкурентов.

Для проведения исследования о том, чем руководствуется потребитель при выборе той или иной АЗС для своего автомобиля, был выбран метод опроса, включивший в себя 15 вопросов, 1 из которых был открытым, 4 смешанных и 10 закрытого типа.

Целевая аудитория - автомобилисты, проживающие на территории Приморского Края в настоящее время. Опрошенные были разбиты по следующим критериям: возраст, пол, наличие автомобиля, стаж вождения и

8

По данным сайта Benzin Price //URL: https://www.benzin-price.m/zapravka.php?region_id=25^aTa обращения: 21.11.2016)

город проживания в настоящий момент.

Далее следовали вопросы, относившиеся непосредственно к объекту исследования:

1) Пользуетесь ли вы услугами одной сети АЗС?

2) Вы предпочитаете заправляться на крупных АЗС или у мелких поставщиков?

3) Есть ли у вас карта лояльности одной из АЗС?

4) Услугами каких АЗС вы пользуетесь?

5) На какие критерии вы обращаете внимание при выборе АЗС?

6) Каким видом топлива вы преимущественно заправляете а/м?

7) Удовлетворены ли вы качеством приобретаемого топлива?

8) Почему вы предпочитаете тот или иной вид топлива?

По результатам исследования было опрошено 252 респондента -представителей разных возрастных и социальныхгрупп, которых объединяет одно - наличие личного автомобиля.

По подсчитанным значениям анкет портрет потенциального потребителя выглядит следующим образом: женщина (63,5%) в возрасте от 36 до 45 лет (33,3%) со стажем вождения от трёх и более лет (68,5%), проживающая в Приморском Крае в г. Владивостоке (178 опрошенных) или в другом крупном городе. 77,7% опрошенных предпочитают заправляться на крупных заправочных станциях, 20,3% не видят разницы и ещё 2% утверждают, что пользуются услугами мелких заправок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значимо важные, по мнению авторов, результаты исследования представлены графически и имеют следующее соотношение, представленное на рисунке 3.

В целом на рынке ПК заключение договоров с АЗС на оплату ГСМ сотрудникам развито незначительно, в меньшей степени подобная практика распространяется на всех сотрудников компании в отношении конкретной заправочной станции.

Рисунок 3 - Результаты исследования потребительских предпочтений

по выбору АЗС

В целом потребители удовлетворены качеством предоставляемого топлива несмотря на то, что из крупных ВИНК на рынке края представлена лишь Роснефть (НК Альянс после слияния с West Siberian Resources хоть и считается интегрированной компанией с собственными ресурсами по нефтедобыче, в масштабах страны распространена только на территории Дальневосточного Региона, поэтому в данном исследовании рассматривается скорее как средняя, чем крупная нефтяная компания).

В целом рынок Приморского Края представлен различными компаниями, большинство из которых занимаются только реализацией конечного продукта, а не его добычей. Полным циклом занимаются лишь два игрока: НК Альянс и Роснефть. Несмотря на отсутствие собственной нефтедобычи, популярностью среди респондентов пользуется сеть АЗС Benzo, сделавшая акцент на клиентоориентированность и грамотное управление маркетинговыми инструментами.

Услугами каких АЗС вы пользуетесь? (Возможен выбор нескольких вариантов)

АЗС Арими АЗС Дальнефтепродукт АЗС НК Уссури АЗС Мегатек АЗС Роснефть АЗС Вепио

2.40% 0.40% 2.80% 1.60% э 0% 70%

3.60 2% 16 % .70%

- 7.50%

- 60.30%

30%

0.00% 10.00% 20.00% 30.00% 40.00% 50.00% 60.00% 70.00%

Рисунок 4 - Результаты исследования потребительских предпочтений

по выбору АЗС

Компания успешно внедряет систему карт лояльности, проводит всевозможные акции выходного дня и другие, предоставляет услуги автозаправщиков, безналичный расчёт и располагает на территории дополнительной инфраструктурой. Для юридических лиц также имеются выгодные предложения для заключения договоров по продаже нефтепродуктов посредством пластиковых карт с определённой суммой на счету.

На какие критерии вы обращаете внимание при выборе АЗС? (Возможен выбор нескольких вариантов)

Другое Наличие акций Узнаваемость бренда Наличие автозаправщика Наличие карт лояльности Наличие дополнительной инфраструктуры

Цена топлива Удобное месторасположение

26.20% 31%

21% 11.10%

41.30%

71%

0%

20%

40%

60%

80%

Рисунок 5 - Результаты исследования потребительских предпочтений

по выбору АЗС

Главным конкурентным преимуществом потребители считают удобное месторасположение, затем следует цены на ГСМ и наличие автозаправщика. Действительно, многие респонденты, выбирающие АЗС из определенного списка, выбирали критерий места, но также популярным выбором стала узнаваемость бренда, которая подтверждается цифрой в 77,7% (количество опрошенных, выбирающих для заправки крупные АЗС). Важными критериями при выборе опции «Другое» респонденты назвали: наличие безналичного расчёта; качество топлива.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что ВИНК на рынке края представлены слабо, что даёт возможность малым и средним НК успешнее реализовывать свою деятельность. Однако, такое положение дел может сохраниться ненадолго: регион занимает 5-е место в стране по количеству автомобилей на 1-го человека, с учётом того, что самый крупный город края не насчитывает и 700 тысяч человек.9

Как видно из данных, потребителей, помимо удобного месторасположения, также интересуют и другие критерии, которые ННК вполне могут внедрять на своих АЗС, повышая тем самым общую привлекательность и клиентопоток. Выстраивание доверительных отношений с клиентом - дело трудное, но в условиях всё большего давления со стороны крупных компаний - абсолютно необходимое.

Список использованный источников:

1. Аналитическое агентство Автостат //URL: https://www.autostat.ru// (дата обращения: 21.11.2016)

2. Аналитический отдел Сколково: Есть ли будущее у сектора российский независимых нефтяных компаний ?// URL: http://www.ngv.ru/upload/medialibrary/c96/c9666ddbc82d7b701ff7bcb47c854141 .pdf (дата обращения: 22.11.2016)

По данным сайта Федеральная служба государственной статистики //URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 24.11.2016)

3. Федеральная антимонопольная служба //URL: http://fas.gov.ru/(дата обращения: 23.11.2016)

4. Федеральная служба государственной статистики //URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 24.11.2016)

5. Аналитическая служба журнала Нефтегазовая вертикаль. Формула топливной справедливости // Нефтегазовая вертикаль. - 2011. -№ 7. С. 22-26

6. Кадышева О.В. Малые и средние независимые нефтяные компании как носители конкурентных преимуществ // Региональная экономика: теория и практика, 2008, №27. С. 43-51

7. Крюков В.А., Силкин В.Ю., Шмат В.В. На краю пропасти, или как мы заблудились в поисках легких путей?// ЭКО, 2012 год, №8. С. 71-96

8. Крюков, В.А., Вебер Ш. Время шаблонных решений исчерпано// ЭКО, 2016 год, №2. С. 32-55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.