Научная статья на тему 'Перспективы развития национального и региональных рынков мяса и мясной продукции'

Перспективы развития национального и региональных рынков мяса и мясной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
603
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК МЯСА И МЯСНЫХ ПРОДУКТОВ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НОРМАТИВЫ И СТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ МЯСА / ПРОГНОЗНЫЕ ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА МЯСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серегин С. Н., Панаедова Г. И., Магомедов А-н Д.

В статье проведен анализ развития национального и региональных рынков мяса и мясной продукции: исследоваы сырьевая база, объем рынка, доли рынков субъектов Федерации, нормативы и структура потребления, тенденции развития. Рассмотрены перспективы функционирования и предложены альтернативные сценарии развития рынка мяса и мясопродуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития национального и региональных рынков мяса и мясной продукции»

22 (115) - 2011

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

УДК 338.43 (644)

перспективы развития национального и региональных рынков мяса и мясной продукции

с. н. серегин,

доктор экономических наук, заместитель директора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности министерства сельского хозяйства РФ E-mail: [email protected]

г. и. панаедова,

доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе E-mail: [email protected]

Институт дружбы народов Кавказа, г. ставрополь

а-н. д. магомедов,

кандидат экономических наук, заведующий отделом маркетинга E-mail: [email protected] Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, г. москва

В статье проведен анализ развития национального и региональных рынков мяса и мясной продукции: исследованы сырьевая база, объем рынка, доли рынков субъектов Федерации, нормативы и структура потребления, тенденции развития. Рассмотрены перспективы функционирования и предложены альтернативные сценарии развития рынка мяса и мясопродуктов.

Ключевые слова: рынок мяса и мясных продуктов, продовольственная безопасность, нормативы и структура потребления мяса, прогнозные объемы производства мяса.

Одной из основных и актуальных проблем современности остается вопрос обеспечения населения страны мясом на основе пропорционального развития различных элементов рынка мяса и мясной продукции, который представляет собой специфический механизм экономических отноше-

ний самостоятельных субъектов хозяйствования, способствующих решению проблемы полноценного питания населения. Развитие мясного производства на нынешнем уровне, а также вероятность его дальнейшего сокращения значительно снижают продовольственную независимость страны. Сохраняющийся в стране дефицит мясной продукции и демографические изменения в стране объективно выводят соответствующий круг вопросов на уровень национальной безопасности.

В данном контексте приоритетным направлением является интенсификация отечественного мясного производства, поскольку мясо и мясопродукты являются основным источником полноценного животного белка, микроэлементов и других необходимых пищевых компонентов в рационе питания человека. В соответствии с принятой Доктриной продовольственной безопасности

- 15

Российской Федерации удельный вес мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) отечественного производства должен составлять не менее 85 % в общем объеме товарных ресурсов. В 2009 г. данный показатель составлял 70 %. В сложившихся условиях сохранение и развитие отечественного мясного производства становятся задачей первоочередной важности, и без ее решения вполне вероятны потеря продовольственной независимости по одному из важнейших направлений и утрата технического и кадрового потенциалов для возрождения мясного производства в последующие годы.

Исследование сырьевой базы национального мясного рынка на протяжении 1991—2009 гг. свидетельствует, что показатели производства мяса в России с 1990-х гг. неуклонно снижались, и лишь начиная с 2000-х гг. наметился их некоторый подъем (табл. 1).

В целом в 2009 г. производство всех видов мяса в стране увеличилось в 1,5 раза по сравнению с 2000 г. и составило 6,7 млн т в убойном весе, хотя и не достигло объемов 1990 г. Развитие мясной отрасли в последние годы связано с позитивными факторами: относительной стабилизацией процессов в макроэкономике, усилением роли государственного регулирования — принятием мер в сфере таможенно-тарифного регулирования и поддержки развития

Структура производства мяса (всех

АПК в рамках приоритетных национальных проектов. Анализ динамики основных показателей производства мяса-сырья российского рынка показал некоторые региональные различия (табл. 2).

Исследование проблемы производства мяса по федеральным округам позволяет утверждать, что самые высокие темпы роста объема производства среди регионов России в 2009 г. по сравнению с 2000 г. характерны для Центрального и Приволжского федеральных округов, лидерами в производстве мяса-сырья являются Центральный, Приволжский и Сибирский федеральный округа. Их доля на отечественном рынке составляет28, 26, и 16 % соответственно. Рост мясного производства в Центральном федеральном округе по сравнению с 2000 г. вырос более чем в 2 раза и составил 1 959,0 тыс. т. Удельный вес федеральных округов РФ в производстве мяса на национальном рынке в 2009 г. представлен на рис. 1.

Исследование проблемы продовольственной независимости страны позволяет отметить, что в качестве критериев можно рассматривать достижение определенных нормативов потребления мясных продуктов, в числе которых общеприняты следующие:

— минимальные нормативы, определенные в постановлении Правительства РФ от 12.08.2005

Таблица 1

дов) в России, тыс. т в убойном весе

Мясо Годы 2009 г. к 1990 г., %

1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009

Крупного рогатого скота 4 330 2 733 1 894 1 759 1 705 1 699 1 769 1 728 39,9

Свиней 3 480 1 865 1 569 1 520 1 642 1 929 2 042 2 219 63,8

Птицы 1 800 859 755 1 380 1 624 1 926 2 217 2 540 141,1

Мелкого рогатого скота 400 240 119 150 153 168 174 178 44,5

Всего... 10 010 5 796 4 432 4 897 5 189 5 790 6 268 6 682 66,8

Рейтинг федеральных округов РФ по производству мяса всех видов, тыс. т убойного веса

Таблица 2

Субъект РФ Годы Место

1990 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 в РФ

Центральный 2 360,7 979,1 955,0 1 000,7 1 044,3 1 066,1 1 104,9 1 226,6 1 428,3 1 656,6 1 959,0 1

федеральный округ

Северо-Западный 665,5 231,5 252,5 267,8 279,1 273,0 256,2 278,7 276,6 315,4 354,2 6

федеральный округ

Южный федеральный 1 937,1 779,6 805,5 868,1 937,4 955,3 988,0 1 061,1 1 185,7 1 227,6 880,2 4

округ

Приволжский 2 545,8 1 276,5 1 271,7 1 325,5 1 376,9 1 385,6 1 346,3 1 409,1 1 495,5 1 545,5 1 618,4 2

федеральный округ

Уральский федеральный 660,0 345,2 359,6 372,6 383,2 387,4 370,7 375,6 418,5 463,5 490,3 5

округ

Сибирский федеральный 1 591,4 750,9 747,9 810,5 881,9 881,6 826,6 826,5 883,0 949,0 996,8 3

округ

Дальневосточный 351,1 83,0 85,2 87,4 90,6 97,4 97,1 100,5 102,5 110,5 119,7 7

федеральный округ

Дальневосточный ФО, 2% Сибирский ФО, 16% Уральский ФО, 8%

Приволжский ФО, 26%

Центральный ФО, 28%

Северо-Западный ФО, 6%

Южный ФО, 14%

Рис. 1. Удельный вес федеральных округов РФ в производстве мяса и мясной продукции на национальном рынке в 2009 г.

№ 511 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.1999 № 192»;

— нормы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ООН - 70-75 кг мяса;

— нормы рационального потребления, принятые в России в качестве целевых ориентиров — 81 кг.

Интерпретация данных нормативов достаточно проста и корренспордирует с современными реалиями. Так, нормы минимального потребления лишь незначительно превышают минимум физиологического потребления и используются в России в основном в статистических целях при расчете уровня инфляции и индексации пенсий и пособий. Выход на нормы ВОЗ ООН означает соответствие современному потреблению в постсоциалистических странах Европы. Рациональные нормы отражают уровень современного потребления в западноевропейских странах — членах Европейского Союза. Достижение конкретного норматива естественным образом определяет уровень продовольственной независимости страны.

В соответствии с данными критериями проведем исследование емкости российского рынка мяса и мясопродуктов. Так, емкость российского рынка в 2009 г. в соответствии с численностью населения по минимальным нормам составляла 4 966,5 тыс. т, по нормам ВОЗ ООН — 9 933,05тыс. т, по рациональным нормам 11 493,95тыс. т. Таким образом, фактический объем рынка РФ не насыщен. Однако следует отметить, что для стадии жизненного цикла современного мясного рынка России характерна тенденция подъема. Так, последние три года рынок мяса вырос в натуральном и стои-

мостном выражении и, согласно прогнозам, в ближайшее время может достигнуть 2,3 трлн руб.

Исследование потребления мяса на национальном уровне позволяет констатировать, что в России начиная с 2000-х гг. повышается уровень потребление мяса и мясопродуктов. Так, если в 2000 г. потребление мяса и мясопродуктов составляло 45 кг на человека, то в 2009 г. этот показатель составил 61 кг, т. е. вырос на 26,3 %. Однако уровень среднедушевого потребления мяса в России все еще ниже рекомендуемой ВОЗ нормы, которая в настоящее время составляет 70—75 кг (рис. 2).

Однако анализ потребления мяса и мясопродуктов на душу населения по федеральным округам показывает, что в 7 регионах России в 2009 г. потребление мяса и мясопродуктов на душу населения составляло 50 кг и менее (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Костромская и Архангельская области и Еврейская автономная область). В целом по указанной группе потреблялось 43 кг мясной продукции.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что к основным экономическим проблемам недостаточного развития региональных рынков мяса относятся: низкий уровень доходов населения, диспаритет цен, неэффективное использование имеющегося потенциала развития мясного производства. В Северо-Кавказском регионе специфика потребления мяса и мясопродуктов заключается в том, что здесь наблюдается прямая зависимость потребления мяса от доходов населения. Следовательно, важным средством воздействия на объем и структуру спроса на мясо является централизованно проводимая государством политика роста доходов населения.

Рис. 2. Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения в год в РФ, кг

Исследование уровня самообеспечения федеральных округов мясом и мясной продукцией (уровень объема производства к объему потребления) представлено в табл. 3.

Наиболее высокой обеспеченностью мясом отличаются регионы Юга России, ряд регионов Поволжского и южные регионы Западно-Сибирского экономических районов (см. табл. 3). Во ввозе мяса особенно нуждается большинство регионов Дальневосточного и ряд регионов Северного экономических районов, не имеющих потенциала для развития отрасли, а также отдельные регионы Поволжского и Восточно-Сибирского экономических районов.

В значительном пополнении мясных ресурсов нуждается большинство регионов Центрального и Северо-Западного экономических районов, регионы Западно-Сибирского и Уральского экономических районов, Волго-Вятский район, имеющий достаточный потенциал для производства мясной продукции. Вынуждены пополнять свои мясные ресурсы также и крупнейшие мегаполисы страны.

В целом по стране уровень самообеспечения в 2008 г. составлял 66,2 %. По статистическим данным Министерства сельского хозяйства РФ, в 2009 г. производство мяса в стране на душу населения составило 47 кг в убойном весе, а потребление мяса и мясных продуктов составило 61 кг на душу населения.

Далее необходимо провести анализ структуры потребления мяса в стране. По рациональной норме потребление мяса всех видов должно иметь следующее соотношение: говядина — 32 кг (39 %), свинина — 28 кг (34 %), баранина — 4 кг (5 %), птица — 16 кг (20 %) и мясо прочих видов — 2 кг (2 %). Исследование спроса на мясную продукцию в стране продемонстрировало наметившиеся тренды: уменьшение потребления говядины и рост потребления свинины и мяса птицы. Низкий уровень

Таблица 3

Уровень самообеспечения федеральных округов мясной продукцией (объем производства к объему потребления), %

Субъект РФ Годы

2003 2005 2007 2008

Российская Федерация 67,4 63,0 64,0 66,2

Центральный ФО 50,4 49,3 55,7 61,1

Северо-Западный ФО 37,8 34,0 32,1 35,3

Южный ФО 97,3 90,7 91,8 87,8

Приволжский ФО 86,2 81,4 80,7 80,9

Уральский ФО 61,2 55,9 55,0 58,7

Сибирский ФО 82,5 74,0 70,5 72,3

Дальневосточный ФО 24,1 25,5 23,8 24,4

доходов населения является основной причиной того, что потребление говядины, свинины и баранины в России существенно ниже рекомендуемых норм. Высокие цены на эти виды мяса привели к смещению спроса в сторону мяса птицы, потребление которого более чем на 45 % превышает рекомендуемую норму.

Так, доля мяса птицы составила около 39 % объема рынка, доля свинины — 31 %, говядины — 27 %, баранины — 2,3 %. Снижение объемов потребления говядины за 2010 г. составило 2,7 %, а за последние пять лет оно достигло 15,5 %. В целом уровень потребления в России красного мяса значительно ниже нормы. Эксперты прогнозируют развитие следующих тенденций, проявляющихся в течение последних лет на российском мясном рынке:

— увеличение спроса на мясо птицы, доля которого в 2011 г. составила более 41 %, и постепенный отказ от потребления свинины;

— дальнейшее уменьшение доли говядины в структуре потребления в связи с несомненным продолжением сокращения сырьевой базы.

Сокращение спроса на говядину наблюдается во всем мире, и этот спад спроса обоснован снижением производства говядины из-за сокращения численности стада, роста цен на говядину и увеличения расходов на содержание скота, а также из-за более медленного, чем в птицеводстве и свиноводстве развития генетики (селекция новых пород). По итогам 2009 г. отечественное производство говядины сократилось на 24,2 %, а в целом объем рынка снизился на 16,3 %. Доля импорта в формировании ресурсов говядины в 2009 г. составила 65,8 % по сравнению с 30,1 % в 2006 г. Из-за особенностей производства и продолжительного срока окупаемости инвестиционных проектов конкурировать отечественным товаропроизводителям с импортерами говядины весьма сложно. Эксперты считают, что в 2011 г. говядина продолжит дорожать — рост цен составит 25 %, и потребительский спрос с красного мяса окончательно переключится на мясо птицы и свинину.

В целях повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции была принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг., в рамках которой предусматривается увеличение до 2020 г. производства говядины и свинины до 6 565 тыс. т в убойном весе.

Одним из сдерживающих факторов ускоренного развития отечественного мясного производства является отсутствие современной производствен-

но-технологической базы по убою скота. Имеющиеся производственные мощности не позволяют получать товарное мясо высокого качества с длительными сроками хранения. В 1990-е гг. в связи с нехваткой отечественного сырья и ростом импортных поставок мяса существующие мощности оказались незагруженными, многие предприятия и цехи по убою и переработке скота были выведены из эксплуатации. Подавляющее большинство вновь строящихся мясоперерабатывающих предприятий не имеют убойных цехов и производственных подразделений по переработке сопутствующей продукции. Действующие в отрасли предприятия по убою и переработке скота и обработке побочного сырья оснащены оборудованием в основном отечественного производства со сроком эксплуатации более 10 лет, процент износа холодильного оборудования составляет 70—80 %. Использование среднегодовых мощностей предприятий по производству мяса составляет лишь 57,5 %. В ряде регионов активного производства мяса необходимо осуществить строительство крупных предприятий по производству и переработке мясной продукции общей мощностью около 7 млн голов скота.

Размещение предприятий по производству и переработке мясной продукции планируется преимущественно в Центральном, Приволжском и Уральском федеральных округах. В Центральном ФО предусмотрено строительство комплексов в 8 субъектах Федерации — Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Рязанской, Тамбовской и Тульской областях. Кроме того, в целях интенсификации производства товарного мяса, комплексной переработки всех видов основного, побочного сырья и отходов на современных высокотехнологичных предприятиях необходимо до 2012 г. обеспечить дополнительный ввод мощностей в объеме 420 тыс. т мяса на кости.

Анализ данных состояния производственной базы отрасли требует решения целого ряда задач, направленных на инновационно-технологическое обновление производства и инвестиционных программ как в сфере производства мясного сырья, так и в сфере его переработки. Комплексный подход к решению проблем разнопланового характера нашел свое отражение в отраслевой программе «Развитие первичной переработки скота на 2010—2012 годы» (далее — Программа). Целями программы являются: импортозамещение за счет производства товарного мяса отечественного производства на базе создания современных комплексов; развитие инфраструктуры и логистического обеспечения; расширение возможностей по срокам хранения

сырья и готовой продукции.

Для достижения поставленных целей Программой поставлены следующие задачи:

- строительство современных и увеличение мощностей действующих предприятий по первичной переработке скота;

- внедрение новых технологических процессов по комплексной переработке сырья на основе инновационных ресурсосберегающих технологий с использованием роботов и энергоэффективного оборудования;

- увеличение интегрированного показателя глубины переработки до 90 %;

- формирование дополнительных организационно-экономических механизмов, направленных на повышение эффективности функционирования отечественного рынка мясного сырья;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- расширение ассортимента вырабатываемой продукции, увеличение сроков ее хранения не менее 30 сут. (мясо в тушах, полутушах, отрубах, расфасованное и упакованное для торговых сетей);

- увеличение сбора и переработки побочных сырьевых ресурсов для выработки различных видов продукции;

- снижение экологической нагрузки на окружающую среду в зоне работы предприятий. Внедрение безотходных технологий позволит

максимально извлекать все ценные компоненты сырья, превращая их в полезные продукты, повышая тем самым доходность производства и создавая условия для охраны окружающей среды от антропогенного воздействия материального производства. Основные целевые индикаторы и показатели программы представлены в табл. 4.

Обеспечение прироста производственных мощностей будет осуществляться путем реализации инвестиционных проектов по строительству крупных современных и увеличению мощности действующих предприятий по первичной переработке скота за счет собственных средств инвестора и привлеченных кредитных ресурсов.

Государственная поддержка в рамках Программы предусмотрена в виде субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями на реализацию указанных проектов. Правила распределения и предоставления субсидий в 2010 г. утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 90 «О распределении и предоставлении субси-

- 19

Таблица 4

Основные целевые индикаторы и показатели программы

Целевой индикатор Годы

2008 2010 2011 2012

Потребление мяса и мясных продуктов на душу населения, кг 65,9 65,3 66,1

Прирост производственных мощностей по убою скота, тыс. т 420

Выход мяса в убойном весе с одной тонны живого веса, % 65 — — 90

Увеличение сроков хранения продукции, сутки 7,0 — — 30,0

Создание дополнительных рабочих мест, тыс. чел. — — — 4,5

Рентабельность производства, % 3,0 — — 10,0

Повышение производительности труда, % — — — 30,0

дий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах».

Для исполнения постановления Министерства сельского хозяйства РФ приказом от 04.02.2010 № 41 было утверждено Положение о порядке отбора инвестиционных проектов, реализация которых началась с 2010 г. Отбор инвестиционных проектов осуществлялся созданной Комиссией по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса (далее — Комиссия), в которую вошли представители органов исполнительной власти и финансовых учреждений. Приоритет был отдан инвестиционным проектам, направленным на увеличение объема производства (переработки) сельскохозяйственной продукции, которые наиболее соответствуют целям социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и законодательству в области охраны окружающей среды. Реализация проекта должна быть экономически целесообразна в данном субъекте Российской Федерации с учетом балансов сельскохозяйственной продукции и способствовать достижению положительных социальных эффектов, включая создание и сохранение рабочих мест и улучшение жилищных условий привлекаемых специалистов.

На рассмотрение Комиссии поступило 43 инвестиционных проекта по строительству и увеличению мощности действующих предприятий по производству и первичной переработке мяса. Комиссией рассмотрены и одобрены 12 проектов, в том числе:

20 -

— 4 проекта по увеличению мощности действующих предприятий: ОАО «Восточный» (Удмуртская Республика), ЗАО «Свинокомплекс «Уральский» (Свердловская область), ООО «Старые традиции» (Алтайский край), ЗАО «Агрокомплекс» (Краснодарский край);

— 8 проектов по строительству новых предприятий: ООО «Фирма «Мортадель» (Владимирская область), СХ ЗАО «Приморский» (Иркутская область), ОАО «Надежда» (Курская область), ОАО «Татспиртпром», ООО «Агрофирма «ВАМИН Арча», ООО «Камский Бекон» (Республика Татарстан), ООО ЖК «Надежда» (Ставропольский край), ОАО «Сакмарский элеватор» (Оренбургская область). Реализация указанных проектов обеспечит увеличение мощностей по первичной переработке скота более чем на 110 тыс. т мяса на кости в год.

В последние годы наблюдается повышение доли отечественного производства мяса в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов (табл. 5).

Так, за период с 2007 по 2010 г. наблюдались рост отечественного производства мяса и сокращение объемов его импорта более чем на 25 %. Этому способствовали меры государственной поддержки, осуществляемые Правительством Российской Федерации в рамках национального проекта «Развитие АПК», а с 2008 г. — в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. Развитие сырьевой базы и увеличение доли промышленной переработки скота позволят к 2012 г. сократить импорт мяса и мясопродуктов до 18,7 %, т. е. почти в 2 раза по сравнению с 2008 г.

Важным фактором в развитии мясного рынка России является повышение конкурентоспособности отечественной мясной продукции. С 01.07.2010 вступил в силу таможенный союз Россия — Беларусь — Казахстан. Созданные в Республике

Таблица 5

Доля отечественного производства и импорта мяса в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов в 2007-2012 гг.

Показатель Годы Прогноз

2007 2008 2009 2010 2011 2012

Производство мяса, млн т 5,8 6,3 6,7 7,2 7,6 7,9

Удельный вес в ресурсах мяса и мясопродуктов, % 60,6 61,2 64,5 69,2 72,2 73,7

Импорт мяса, млн т 3,2 3,3 2,9 2,4 2,2 2,0

Доля импорта в ресурсах мяса и мясопродуктов, % 33,9 31,7 27,9 23,1 20,9 18,7

Беларусь национальные институты поддержки АПК предоставляют белорусским производителям конкурентные преимущества. В 2009 г. импорт мяса и пищевых мясных субпродуктов из Республики Беларусь составил 149,3 тыс. т, что на 50,0 тыс. т, или 33 % больше, чем в 2008 г. Доля продукции Республики Беларусь в общем объеме импорта за год увеличилась почти в 2 раза (с 2,8 до 4,9 %).

Выравнивание конкурентной среды в рамках Таможенного союза для отечественных производителей мясной продукции целесообразно осуществлять путем согласования структуры и объемов межгосударственной торговли и разработки на их основе прогнозных балансов мяса и мясопродуктов, которые позволили бы определить оптимизационную схему поставок продукции между странами с учетом ценовой конъюнктуры.

Вопросы снижения стоимости отечественной готовой продукции на потребительском рынке были рассмотрены на совещании Президента Российской Федерации по вопросам развития переработки сельскохозяйственной и рыбной продукции 15.09.2010 (г. Мурманск). По его итогам Правительству Российской Федерации было дано поручение при разработке Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2017 гг. предусмотреть мероприятия по развитию пищевой промышленности, обратив особое внимание на техническую и технологическую модернизацию, на внедрение в производство современных технологий. В связи с этим в Министерстве сельского хозяйства РФ была создана рабочая группа по разработке программных мероприятий развития пищевой промышленности на период до 2017 г.

По данным Росстата, проведенные мероприятия позволили увеличить производство мяса и субпродуктов (в убойном весе). За 2010 г их производство выросло в стране на 15,6 %, или на 1,1 млн т по сравнению с 2009 г. Производство мяса и субпродуктов из птицы за аналогичный период выросло на 14,7 %, или на 2,7 млн т, производство колбасных изделий выросло на 5,4 %, или на 1,6 млн т, производство мясных консервов сократилось на 2,6 % (до 552 млн банок).

Авторами были рассмотрены альтернативные сценарии развития отечественного рынка мяса, конкретизирующие основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (далее — Концепция-2020), утвержденной Правительством РФ от 15.10.2008. В соответствии с этим документом авторами представлены два варианта развития производства в мясной отрасли, сохраняющие предусмотренные темпы роста производства согласно указанному документу, но отражающие различные стратегии развития производства (табл. 6).

Согласно инерционному сценарию, предполагающему сохранение относительно низкой инвестиционной привлекательности отрасли, рост производства мяса (в живом весе) в 2020 г. составит 129 % по отношению к уровню 2007 г. В соответствии с инновационным сценарием предполагается активная государственная поддержка птицеводства как наиболее прибыльной отрасли, и предусматривается более высокий рост производства мяса скота и птицы (в 1,62 раза). Этот сценарий развития событий предусматривает снижение темпов производства мяса после 2020 г. и высокие темпы производства птицы. Прогнозируемые объемы производства говядины по инновационному сце-

Таблица 6

Фактические и прогнозные объемы производства мяса по инерционному и инновационному сценарию, млн т (в убойном весе)

Показатель Годы

2010 2015 2020 2025 2030

Инерционный сценарий

Мясо, всего В том числе: 6,08 6,52 6,99 7,49 8,03

— говядина 1,77 1,85 2,00 2,14 2,30

— свинина 2,07 2,21 2,35 2,49 2,67

— баранина 0,18 0,24 0,26 0,30 0,32

— птица 2,06 2,22 2,38 2,55 2,74

Инновационный сценарий

Мясо, всего В том числе: 6,08 7,41 9,01 9,85 11,77

— говядина 1,81 1,92 2,07 2,26 2,71

— свинина 1,90 2,18 2,47 2,70 3,22

— баранина 0,19 0,25 0,32 0,34 0,41

нарию ниже, чем по инерционному сценарию, и объясняется это различиями в динамике численности и структуре производства продукции животноводства и другими факторами (см. табл. 6). Сопоставление показателей, представленных в табл. 6 и 7 позволяет оценить сроки достижения определенных нормативов потребления мяса и динамику снижения импорта мясных продуктов.

Следует отметить, что рассмотренный инновационный сценарий, прогнозирующий к 2020 г. выход на объемы производства мясной продукции уровня 1990 гг. требует увеличения ресурсной обеспеченности сельского хозяйства. В противном случае реализация сценария, соответствующего инновационному варианту Концепции-2020, представляется весьма проблематичной.

Таким образом, совершенствование российского и региональных рынков мяса и мясной продукции становится необходимым условием для обеспечения продовольственной безопасности страны. Основными направления развития в перспективе являются:

— повышение роли отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке, в том числе за счет их государственной поддержки и их защиты от экспансии импортных товаров;

— использование внутренних резервов для повышения конкурентоспособности продукции;

— переход к сбалансированному экспорту и импорту мясной продукции за счет использования потенциала собственного производства и возможностей российских регионов с наиболее благоприятными условиями для производства мясной продукции;

— совершенствование региональных мясных рынков за счет расширения сырьевой базы, улучшения технологических процессов в перерабатывающей промышленности;

— рост доходов населения и, следовательно,

увеличение потребления мясных продуктов.

Список литературы

1. Агропромышленный комплекс России в 2009 г.: Стат. сб. М., 2010. 542 с.

2. Захаров А. Н, Искаков М. Х. Влияние кризиса на потребительское поведение россиян и ассортиментную политику предприятий // Мясная индустрия. 2010. ноябрь.

3. Концепция аграрной политики по обеспечению устойчивого экономического роста в АПК Российской Федерации на 2011—2015 гг. и на период до 2020 г. М.: РАСХН-ГНУ ВНИИЭСХ. 2009. 66 с.

4. Панаедова Г. И., Магомедов А-Н. Д., Ворошилова И. В. Российский рынок мяса и проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 8 (65).

5. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. М., 2010.

6. Рынок мяса и мясных продуктов в России: состояние и тенденции развития // Мясная сфера. Спецвыпуск IFFA-2010.

7. Титов Е. И., Дубровин И. А, Морозова Е. А. Сырьевое обеспечение малых мясоперерабатывающих предприятий // Мясная индустрия. 2010. ноябрь.

8. ФАО о перспективах мирового рынка мяса // Мясная сфера. 2010. № 4 (77).

9. Фадеева Н. В., Шумский Ю. А., Красуля О. Н. Особенности использования мясного сырья на российском рынке // Мясная индустрия. 2010. декабрь.

10. URL: http://www.foodnewsweek.ru.

11. URL: http: //www.gks.ru/.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки

(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.