Региональное развитие • № 3,4 • 2014
regrazvitie.ru
УДК 336.719
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ РОСКОШИ В РОССИИ
© 2014 Дождева Елена Евгеньевна
кандидат экономических наук, доцент
© 2014 Кутилина М. А.
студент
Самарский государственный экономический университет E-mail: dozhdeva69@mail.ru; Kutilina2009@yandex.ru
Ключевые слова, налог, налогообложение, предметы роскоши, доходы населения.
Рассмотрено понятие «роскошь», определены проблемы и перспективы налогообложения предметов роскоши. Обоснована актуальность введения налога на роскошь с использованием зарубежного опыта.
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF TAXATION LUXURY GOODS IN RUSSIA
© 2014 Dozhdeva Elena Evgenyevna
Candidate of Economic Sciences, associate professor
© 2014 Kutilina M. A.
student
Samara State University of Economics E-mail: dozhdeva69@mail.ru; Kutilina2009@yandex.ru
Keywords: tax, taxation, luxury items, income of the population.
In the article considers the concept of «luxury», identified problems and prospects of taxation luxury items. The urgency of the luxury tax based on foreign experience.
В России наблюдается высокий уровень социального неравенства, нищеты населения, когда доходы ниже 25 000 руб. получают 77% граждан, в связи с чем становится необходимостью перераспределение богатства, ко-
торое является источником приобретения предметов роскоши. Особенно актуальна эта проблема в связи с поручением Президента РФ в своем ежегодном послании Федеральному Собранию реализовать введение налога на роскошь до 1 июля 2013 г.
Таблица 1 - Динамика реальных доходов населения России
Показатели 2007 2008 2009 2010 2011
Реальные располагаемые денежные доходы 193,0 197,6 203,6 215,5 217,6
Реальный размер назначенных пенсий 142,5 168,3 186,3 251,1 254,1
Реальная начисленная заработная плата 232,6 259,3 250,2 263,2 270,6
Источник: сайт федеральной службы государственной статистики URL:http://www.gks.ru/
Данные таблицы 1 свидетельствуют об сравнению с 2010 г. на 12,7%, что вызвано увеличении реальных располагаемых де- увеличением не только реальной начис-
нежных доходов населения в 2011 г. по ленной заработной платы, но и реального
139
regrazvitie@yandex.ru
Финансы и кредит. Бюджет
размера назначенных пенсий. При этом население дифференцируется по среднедушевым денежным доходам (табл. 2) Почти у 3% россиян в 2011 г. такой доход был менее 3500 руб. Нельзя оставить без внимания численность населения с дохо-
дами ниже прожиточного минимума. В 2011 г. данный показатель достиг величины 18 млн чел., что составляет 12,7% общей численности населения. По сравнению с 2010 г. данный показатель увеличился на 1,7%.
Таблица 2 - Распределение населения России по величине _________среднедушевых денежных доходов, % _________
Доход, руб. в месяц 2009 г. 2010 г. 2011 г.
До 3500,0 5,3 3,8 2,8
3500,1-5000,0 7,0 5,6 4,5
5000,1-7000,0 10,9 9,4 8,1
7000,1-10000,0 15,9 14,6 13,4
10000,1-15000,0 20,4 20,2 19,8
15000,1-25000,0 21,9 23,5 24,8
25000,1-35000,0 9,3 10,8 12,1
Свыше 35000,0 9,3 12,1 14,5
Представленные данные обусловливают необходимость введения налога на роскошь на территории Российской Федерации. В 2010 г. «Справедливая Россия» вносила в Государственную Думу законопроект, в котором предлагалось ввести дополнительный налог - налог на роскошь. Однако данный проект требует множества доработок. Так, в нем нет четкого определения понятия «роскошь». Рассмотрим различные трактовки данных понятий.
Роскошь - это:
- товары, которые продаются дороже по сравнению с товарами, обладающими теми же потребительскими свойствами;
- излишества в комфорте, в удовольствиях;
- товары, спрос на которые растет с увеличением доходов.
В документе «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» налог на роскошь представлен в виде налогообложения престижного потребления и выделены основные перспективы его развития. В связи с отсутствием определения понятия роскоши нами предложена следующая формулировка: роскошь - это товары, которые имеют характеристики, превосходящие необходимые и обычные по сравнению с другими товарами их категории, и вклю-
чают в себя относительно высокие цены, качество, эстетику, редкость, необычность и символическое значение1. В соответствии с законопроектом «Справедливой России» объектами налогообложения должны являться:
- недвижимость (квартиры, дачи, дома и т.д.), стоимость которых превышает 30 млн руб.;
- яхты, автомобили, стоимость которых превышает 3 млн руб.;
- предметы антиквариата, искусства, драгоценные металлы, стоимость которых превышает 300 тыс. руб.
Устанавливать стоимость данных объектов необходимо в зависимости от следующих показателей:
- рыночной стоимости каждого объекта налогообложения;
- рыночной стоимости, определяемой по совокупности по двух и более объектов;
- площади объекта, либо мощности транспортного средства2.
При введении налога на роскошь должны быть решены следующие проблемы:
1) проблема двойного налогообложения, поскольку данное имущество уже облагается налогом на имущество, транспортным налогом;
2) проблема учёта имущества российских граждан за границей;
140
Региональное развитие • № 3,4 • 2014
regrazvitie.ru
3) проблема оценки стоимости предметов антиквариата, искусства;
4) проблема привлечения нерезидентов.
Для решения данных проблем обратимся к зарубежному опыту. В Бельгии, Венгрии, Германии каждый работник отдаёт более 50% своей зарплаты на оплату налогов. Что касается предметов роскоши, в разных странах ставки по данному налогу отличаются. В Греции, например, налогом
на роскошь облагаются шубы по ставке 10%. В Северной Корее налогом на роскошь облагаются электротовары. Наиболее успешным считается налог на богатство, принятый во Франции в 1982 г. Сами французы не в восторге от такой государственной меры. Налогом на богатство они облагаются вне зависимости от годового дохода (рисунок 1).
Рисунок 1 - Ставки налога на роскошь во Франции
В итоге Францию ежегодно покидают порядка 350 богачей. В их числе оказался всем известный Жерар Депардье, обвинивший правительство в том, что оно заставляет самых талантливых покидать родину. Актер подчеркнул, что за свою долгую карьеру заплатил 145 млн евро налогов. Слухи о том, что обеспеченные французы собираются покинуть пределы страны и, возможно, даже отказаться от граж-
данства, появились сразу после того, как-новое правительство социалистов заявило о намерении поднять до 75% налоги на самых богатых граждан на три года.
Безусловно, необходимо использовать мировой опыт ведущих зарубежных стран, однако следует внести некоторые коррективы. В России целесообразно введение налога на роскошь со следующими ставками (таблицы 3 и 4).
Таблица 3 - Рекомендуемые ставки налога на роскошь
на объекты недвижимости в России
Стоимость объекта налогообложения, млн. руб. Ставка налога, %
От 30 до 50 0,3
От 50 до 100 0,6
От 100 до 150 1
Свыше 150 5
Таблица 4 - Рекомендуемые ставки налога на роскошь на объекты
транспортных средств в России
Стоимость объекта налогообложения, млн. руб. Ставка налога, %
От 3 до 5 1
От 5 до 20 3
От 20 до 60 5
Свыше 60 7
Предметы антиквариата, искусства, драгоценные металлы, стоимость которых превышает 300 тыс. руб., рекомендуется облагать по ставке 5% .
Чтобы избежать проблем двойного налогообложения, следует:
- ввести повышенный дополнительный коэффициент транспортного налога;
141
regrazvitie@yandex.ru
- для дорогих домов и элитных квартир - предусмотреть "надбавку" к налогу на недвижимость.
Для взимания налога с имущества российских граждан за рубежом, необходимо заключение договоров международного уровня в целях избежание неуплаты налогов российскими гражданами. Например, резиденты Франции декларируют все имущество, которое им принадлежит, независимо от того, в какой стране оно находится.
Также требуется привлечение нерезидентов к уплате налога на роскошь (должно учитываться имущество, которым обладают нерезиденты в РФ).
Для оценки антиквариата необходимо использование сравнительного метода, следует создать дополнительную структуру экспертов (оценщиков).
Очень важна экономическая составляющая данного нововведения. Доходы от введения налога на роскошь (данные по недвижимости и по транспорту):
- недвижимость стоимостью от 30 до 50 млн руб.: 108 000 х 30 млн руб. х 0,3% = от 9,72 млрд. руб;
- недвижимость стоимостью от 50 до 100 млн руб.: 50 000 х 50 млн. руб. х 0,6% = от 15 млрд. руб.;
- недвижимость стоимостью от 100 до 150 млн руб.: 27 000 х 100 млн руб. х 1% = от 27 млрд. руб.;
- недвижимость стоимостью свыше 150 млн руб.: 150 млн руб. х 15 000 х 5% = от 112,5 млрд. руб.
Финансы и кредит. Бюджет
Автомобили стоимостью от 3 до 5 млн руб.: 23 807 х 3 млн руб. х 1% = от 714,2 млн руб.
Автомобили стоимостью от 20 до 60 млн руб.: 230 х 20 млн руб. х 5% = от 230 млн руб. Таким образом, общая сумма - от 65,4 млрд. руб. причем без учёта предметов антиквариата и искусства.
Возможны следующие варианты уплаты налога в бюджет: разово, в момент покупки; ежегодно; на основе комбинированного подхода. Вероятно, наиболее эффективен второй вариант ежегодного взимания налога на роскошь. Введение прогрессивной шкалы налогообложения приведёт к увеличению поступлений в бюджет, несмотря на затраты на налоговое админист-
4
рирование .
Конечно, введение налога на роскошь вызывает большое количество негативных отзывов, но как говорил Уинстон Черчилль, «хороших налогов не бывает». 1 * * 4
1Миляков Н.В Налоги и налогообложение.. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2006.
Маркелов Р. Роскошь по ставке //Рос. газ. - 2012. - № 17
Боброва А.В. О критерии оптимального налогового бремени// Общество и экономика. - 2010. - № 1.
4Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. - М.: Книжный мир, 2009.
142