TPMsvHa молодого vviHoro
УДК 343.1
Сыдыгалиев Максат Абжалбекович Sydygaliev Maksat Abjalbekovich
адъюнкт адъюнктуры (докторантуры)
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) postgraduate student
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoe shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Перспективы развития начала досудебного производства в уголовно-процессуальном законодательстве Кыргызстана и России
Prospects for the development of the early pre-trial proceedings in criminal-procedural legislation of Kyrgyzstan and Russia
В статье проанализировано современное состояние досудебного производства в уголовно-процессуальных законодательствах Кыргызской Республики и Российской Федерации в условиях продолжающегося реформирования.
Ключевые слова: досудебное производство, возбуждение уголовного дела, судебная реформа.
The article analyzes the current state of the pre-trial proceedings in criminal procedural legislation of the Kyrgyz Republic and the Russian Federation in the context of the ongoing reform.
Keywords: pre-trial proceedings, the criminal case, court reform.
Согласно статье 16 Конституции Кыргызской Республики [1, с. 16] и статье 2 Конституции Российской Федерации [2] права и свободы человека являются высшей ценностью правового государства. Важнейшую роль по их обеспечению в законодательстве обеих стран играют Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, принятый 30 июня 1999 года [3] (далее — УПК КР), и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый 18 декабря 2001 года [4] (далее — УПК РФ).
В Кыргызстане Указом Президента № 147 от 12 августа 2012 года «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике» начат новый этап судебной реформы, направленный на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными требованиями, которые провозглашены приоритетным направлением развития правового государства. Кроме того, в рамках проводимой судебной реформы предполагается обновление УПК КР.
Комиссия по выработке согласованных предложений по реформированию судебной системы Кыргызстана рекомендует:
— привести УПК КР в соответствие с требованиями норм международного права;
— расширить судебный контроль на досудебной стадии уголовного судопроизводства;
— внедрить службу медиации на любом этапе уголовного судопроизводства;
— предусмотреть наилучшие варианты дифференциации ускоренной процедуры расследования уголовных дел в зависимости от их сложности, тяжести преступления и других критериев;
— рассмотреть вопрос о целесообразности введения института досудебного соглашения о сотрудничестве между прокурором и обвиняемым;
— принципиально решить проблему существования института возвращения судом уголовных дел для восполнения пробелов следствия согласно международным требованиям [5].
Исходя из вышеперечисленных рекомендаций комиссии, приходим к выводу, что в рамках происходящей судебной реформы досудебному производству отведено особое внимание, так как согласно статистическим данным на эту стадию приходится большое количество нарушений конституционных прав и свобод граждан.
Как отмечает Акыйкатчы (Уполномоченный по правам человека) Кыргызской Республики в своем докладе «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике в 2013 году», на действия сотрудников правоохранительных органов и судей в 2013 году поступило 1 474 заявлений, или 59,8% от их общего числа.
Весомая часть этих обращений касается необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовных дел и других нарушений норм уголовно-процессуального законодательства на начальном этапе расследования преступлений [6].
TPMsvHa молодого ученого
Профессор В.Ш. Табалдиева считает, что вообще решение об отказе в возбуждении уголовного дела не только ограничивает конституционные права граждан на доступ к правосудию, но и в значительной мере нарушает действующее законодательство, так как органами прокуратуры каждое такое третье постановление признается незаконным и необоснованным. Ежегодно из-за принятия таких решений сотрудники правоохранительных органов привлекаются к уголовной и дисциплинарной ответственности [7, с. 43]. Во многих случаях на практике принятие таких решений происходит из-за сжатости сроков рассмотрения заявлений и сообщений, а также большого объема рассматриваемого материала.
Для решения этой проблемы законодателями Кыргызстана был принят Закон от 18 ноября 2014 года № 155. В нем, в частности, говорится, что следователь при рассмотрении материала вправе обратиться к прокурору с мотивированным постановлением о продлении срока доследственной проверки до одного месяца. В целях исключения необоснованных продлений сроков и волокиты по рассматриваемому материалу были определены конкретные перечни обстоятельств:
— проведение служебного расследования, документальных ревизий, назначение экспертиз, производство которых требует продолжительного времени;
— получение объяснений у лиц, находящихся в отдаленных местностях либо уклоняющихся от явки по вызовам;
— проведение дополнительной проверки, без которой невозможно принятие решения [8].
На этапе досудебного производства, кроме сроков рассмотрения заявлений и сообщений, существуют и множество других проблем. Все они, как полагает профессор О.Д. Ким, кроются в наличии института возбуждения уголовного дела. Он полагает, что эта стадия досталась нам в наследство от советской модели уголовной юстиции, которая искусственно разделяла деятельность на процессуальную и непроцессуальную. Отказ от такого института и есть решение проблемы соблюдения законности на самом начальном этапе расследования преступлений [9, с. 4].
Так как доказательствами могут считаться результаты следственных действий, проведенных по возбужденному уголовному делу, есть следственные действия, которые могут производится и до возбуждения, что предусмотрено частью 1 статьи 165 УПК КР. Что касается результатов оперативно-разыскных мероприятий, проводимых оперативными работниками, законодательство всегда требовало дополнительных усилий по их легализации.
В целях преодоления проблем, существующих на первоначальном этапе производства по уголовному делу, при разработке проекта нового УПК КР экспертной группой предложено осуществление досудебного производства по уголовным делам в
форме досудебного следствия, а проступкам — в форме дознания (ст. 165 УПК КР).
Кроме того, учеными и практиками предложено исключить из уголовного судопроизводства процедуру возбуждения уголовного дела и считать началом досудебного производства момент внесения сведений в Единый реестр преступлений и проступков (заявления и сообщения должны быть внесены не позже 24 часов с момента его получения), положение о котором утверждается Генеральным прокурором по согласованию с МВД и другими правоохранительными органами. В Едином реестре должны отражаться сведения о совершенном преступлении либо проступке, предварительная квалификация, автоматически должна фиксироваться дата внесения информации и присваиваться номер досудебного производства (ст. 166 УПК КР).
Что касается легализации сведений, добытых при проведении оперативно-разыскных мероприятий, рабочая группа предлагает придать им статус следственного действия, с включением списка ОРМ в УПК КР как отдельной главы «Специальные следственные действия», с приданием их результатам доказательственного значения. Согласно проекту такие действия должны проводиться под строгим контролем следственного судьи.
В отличие от УПК КР в УПК РФ расширен перечень следственных действий, производимых на стадии доследственной проверки материала: получение объяснений, истребование и изъятие предметов и документов и др.
Учитывая это, можно утверждать, что в уголовно-процессуальном законодательстве России идет тенденция размытия грани между стадией возбуждения уголовного дела и предварительного расследования путем увеличения допустимых следственных действий до возбуждения уголовного дела.
Однако мнения российских ученых и правоприменителей о целесообразности существования института возбуждения уголовного дела далеки от единства. Так, например, Ю.В. Деришев считает данную стадию своеобразным «реликтом социалистической законности» [10, с. 36], но есть и противники такого мнения, которые полагают, что существование этого этапа является оправданным [11, с. 190].
Сложно заранее делать какие-либо прогнозы по поводу исключения стадии возбуждения уголовного дела из системы уголовно-процессуальных стадий. Если законодателем такое решение будет принято, то практика расставит все по своим местам и можно будет судить об эффективности и целесообразности принятых решений.
Примечания
1. Конституция Кыргызской Республики. Принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 г. Бишкек, 2010.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 1 (29)
347
ТРИБУНЙ МОЛОДОГО УЧЕНОГО
2. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием. М., 2013.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики. Бишкек, 2014.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2013.
5. Рекомендации Комиссии по выработке согласованных предложений по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики. URL: http:// www.president.kg/files/docs/ rekomendatsii_komissii.pdf (дата обращения: 10.12.2014).
6. Доклад Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике в 2013 году». URL: http://www.http://ombudsman.kg/ reports/299-doklad-akyykatchy-ombudsmena - kyrgyzskoy-respubliki-o-soblyudenii-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-v-kyrgyzskoy-respublike-v-2013-godu-doklad-akyykatchy-ombudsmena-kyrgyzskoy-respubliki.html (дата обращения: 25.11.2014).
7. Табалдиева В.Ш. Цели и задачи проекта Уголовно-процессуального кодекса КР. Концептуальные вопросы реформирования уголовного cудопроизводства Кыргызской Республики (Стенограмма экспертного форума). Бишкек, 2013.
8. О внесении изменений и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики: закон Кыргызской Республики от 18 ноября 2014 г. № 155. URL: http://www.prezident.kg/ru/ news/zakony/4922_vnesenyi_ izmeneniya_i_dopolnenie_v_ugolovno-protsessualnyiy _kodeks_kyirgyizskoy_respubliki_/ (дата обращения: 11.12.2014).
9. Ким О.Д. Актуальные проблемы реформирования досудебной стадии уголовного процесса в свете ожидаемых и желаемых изменений в уголовном и уголовно-процессуальном законодательствах Кыргызской Республики // Вестник Академии МВД Кыргызской Республики им. генерал-майора милиции Алиева Э.А. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. Вып. 2.
10. Деришев Ю.В. Стадия возбуждения уголовного дела — реликт «социалистической законности» // Российская юстиция. 2003. № 8.
11. Лазарева В.А., Тарасова A.A. Уголовно-процессуальное право. Актуальные проблемы теории и практики: учебник для магистров. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013.
Notes
1. The Constitution of the Kyrgyz Republic. Adopted by referendum (popular vote) June 27, 2010. Bishkek, 2010.
2. The Constitution of the Russian Federation. Adopted on 12 December 1993 popular vote. Moscow, 2013.
3. Criminal procedure code of the Kyrgyz Republic. Bishkek, 2014.
4. Criminal procedure code of the Russian Federation. Moscow, 2013.
5. Recommendations of the Commission on development of coordinated proposals for further reform of the judicial system of the Kyrgyz Republic. URL: http://www.president. kg/files/docs/ rekomendatsii_komissii.pdf (date of access: 10.12.2014).
6. Report of the Akyikatchy (Ombudsman) of the Kyrgyz Republic «On the rights and freedoms of man and citizen in the Kyrgyz Republic in 2013». URL: http://www. http://ombudsman.kg/reports/299-doklad-akyykatchy-ombudsmena-kyrgyzskoy-respubliki-o-soblyudenii-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-v-kyrgyzskoy-re-spublike-v-2013-godu-doklad-akyykatchy-ombudsmena -kyrgyzskoy-respubliki.html (date of access: 25.11.2014).
7. Tabaldieva V.Sh. Goals and objectives of the draft Criminal procedure code of the Kyrgyz Republic. Conceptual issues of reform of the criminal procedure of the Kyrgyz Republic (The transcript of the expert forum). Bishkek, 2013.
8. On amendments and additions to the Criminal procedure code of the Kyrgyz Republic: the law of the Kyrgyz Republic dated November 18, 2014 № 155. URL: http://www. prezident.kg/ru/news/ zakony/4922_vnesenyi _izmeneniya_i_ dopolnenie_v_ugolovno-protsessualnyiy_kodeks_kyirgyizs-koy_ respubliki_/ (date of access: 11.12.2014).
9. Kim O.D. Actual problems of reforming the pre-trial stage of the criminal process in light of the anticipated and desired changes in the criminal and criminal-procedural legislation of the Kyrgyz Republic // Bulletin of the Academy of the Kyrgyz Republic to them. General-major of militia Aliyev E.A. Materials of international scientific-practical conference. 2014. Release 2.
10. Derishev Y.V. Stage of excitation of criminal case — a relic of «socialist legality» // Russian justice. 2003. № 8.
11. Lazareva V.A., TarasovA.A. Criminal procedural law. Actual problems of theory and practice: a textbook for masters. 2nd edition revised and expanded. Moscow, 2013.