Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОДЕЛИ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЙ МЕЖУНИВЕРСИТЕТСКОЙ КООПЕРАЦИИ В ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОДЕЛИ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЙ МЕЖУНИВЕРСИТЕТСКОЙ КООПЕРАЦИИ В ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КИТАЙ / РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОВИНЦИЯ ХЭЙЛУНЦЗЯН / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОБМЕН / УНИВЕРСИТЕТЫ / КООПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айзенберг Ирина Романовна, Скляренко Семен Александрович, Кульбятская София Сергеевна

В статье осуществлен анализ ситуации, сложившейся в системе высшего образования провинции Хейлунцзян под влиянием общих условий экономического развития региона, а также новейших тенденций в виде пандемии коронавируса и санкционных ограничений стран Запада против России. Авторы характеризуют образовательный потенциал сферы высшего образования Хэйлунцзяна, рассматривают геополитические, транспортно-урбанистические и научно-образовательные преимущества провинции, достижения местных вузов, а также нерешенные проблемы. На этой основе определяются перспективы дальнейшего развития межуниверситетского взаимодействия между образовательными учреждениями провинции Хэйлунцзян и Российской Федерации. Отмечено, что большинство университетских кампусов в провинции Хэйлунцзян предлагают широкий спектр подготовки по различным направлениям бакалавриата, специалитета и магистратуры. Однако лишь незначительная часть университетов ориентирована сегодня на межуниверситетские коммуникации с вузами из России, особенно когда идет речь об университетах России не Дальневосточного региона. В этой ситуации для развития конкурентоспособности и образовательной привлекательности провинции Хэйлунцзян целесообразно сосредоточится на привлечении молодежи из различных российских регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE MODEL OF CHINESE-RUSSIAN INTERUNIVERSITY COOPERATION IN HEILONGJIANG PROVINCE

The article analyzes the situation that has developed in the higher education system of Heilongjiang Province under the influence of the general conditions for the economic development of the region, as well as the latest trends in the form of a coronavirus pandemic and Western sanctions against Russia. The authors characterize the educational potential of Heilongjiang's higher education, consider the geopolitical, transport, urban, scientific and educational advantages of the province, the achievements of local universities, as well as unresolved problems. On this basis, the prospects for further development of inter-university cooperation between educational institutions of Heilongjiang Province and the Russian Federation are determined. It is noted that most university campuses in Heilongjiang province offer a wide range of training in various areas of undergraduate, specialist and graduate programs. However, only a small part of universities today is focused on inter-university communications with universities from Russia, especially when it comes to universities in Russia outside the Far East region. In this situation, in order to develop the competitiveness and educational attractiveness of Heilongjiang Province, it is advisable to focus on attracting young people from various Russian regions.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОДЕЛИ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЙ МЕЖУНИВЕРСИТЕТСКОЙ КООПЕРАЦИИ В ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН»

commerce industry experts as part-time teachers to enrich teaching, to participate in the development of cross-border e-commerce talents in Russia. Schools and enterprises work together to develop talent development plans, curriculum systems and talent development models, and train teachers in cross-border e-commerce and other related courses, so that students' knowledge can be integrated with cross-border ecommerce operations. In the "Internet plus" era and the context of national "Belt and Road" construction, the demand for cross-border e-commerce talents is diversified, and the training of cross-border ecommerce talents in higher vocational colleges is guided by the demand for cross-border e-commerce talents, to innovate the training model of cross-border e-commerce talents in Russia, to construct a professional + international training model of innovative talents, so as to enable students to adapt to the needs of cross-border e-commerce talents in Russia in different social environments, and to contribute to the development of cross-border e-commerce in Heilongjiang. Conclusion

The country's "Belt and Road" development opportunities, Heilongjiang's proximity to Russia, and the booming cross-border e-commerce with Russia have all given the e-commerce major in universities a new historical mission, cross-border e-commerce personnel training has put forward new era requirements. Heilongjiang's higher vocational colleges should take this opportunity to deepen their cooperation with Russia by establishing a mechanism for universities and enterprises to jointly train cross-border e-commerce talents with Russia, building an excellent cross-border e-commerce teaching team with Russia, and strengthening the cooperation between universities and enterprises, to build innovative practice platform and other innovative talent training model, to train high-quality cross-border ecommerce talents to Russia.

References

1. FengHaixia, ShangMingxia. Further discussion on the cultivation of cross-border e-commerce talents in Heilongjiang universities based on the orientation cultivation of cross-border e-commerce talents // China. - 2018. - №12.

2. Yang Fang, Yang Yu. Cross-Border E-Commerce talents training in Heilongjiang Universities // Foreign Trade. - 2018. - №7.

3. Liao Zhanhai. Research on the cultivation mode of innovative and Entrepreneurial Foreign Trade talents in the context of cross-border e-commerce // Think tank times. - 2019. - №34.

4. Chi Yuchao. Heilongjiang's approach to Russia's cross-border e-commerce talents // Northern economy and trade. - 2017. - №09.

5. Feng Haixia. Research on the training mode of cross-border e-commerce talents in universities to Russia // Research in educational theory. - 2017. - №08.

6. Xiong Ruochu. An analysis of the development of cross-border e-commerce between China and Russia // China market. - 2019. -№22.

ЦЗЯН СИНТУН - ассистент-исследователь, Институт политических наук Хэйлунцзянской академии социальных наук. JIANG XINTONG - Assistant Researcher, Institute of Political Science, Heilongjiang Academy of Social Sciences (279742991@qq.com).

УДК 378.6(510)«20» DOI: 10.24412/2308-264X-2022-4-298-302

АЙЗЕНБЕРГ И.Р., СКЛЯРЕНКО С.А., КУЛЬБЯТСКАЯ С.С. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОДЕЛИ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЙ МЕЖУНИВЕРСИТЕТСКОЙ КООПЕРАЦИИ В ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН

Ключевые слова: Россия, Китай, российско-китайское сотрудничество, провинция Хэйлунцзян, высшее образование, образовательный обмен, университеты, кооперация.

В статье осуществлен анализ ситуации, сложившейся в системе высшего образования провинции Хейлунцзян под влиянием общих условий экономического развития региона, а также новейших тенденций в виде пандемии коронавируса и санкционных ограничений стран Запада против России. Авторы характеризуют образовательный потенциал сферы высшего образования Хэйлунцзяна, рассматривают геополитические, транспортно-урбанистические и научно-образовательные преимущества провинции, достижения местных вузов, а также нерешенные проблемы. На этой основе определяются перспективы дальнейшего развития межуниверситетского взаимодействия между образовательными учреждениями провинции Хэйлунцзян и Российской Федерации. Отмечено, что большинство университетских кампусов в провинции Хэйлунцзян предлагают широкий спектр подготовки по различным направлениям бакалавриата, специалитета и магистратуры. Однако лишь незначительная часть университетов ориентирована сегодня на межуниверситетские коммуникации с вузами из России, особенно когда идет речь об университетах России не Дальневосточного региона. В этой ситуации для развития конкурентоспособности и образовательной привлекательности провинции Хэйлунцзян целесообразно сосредоточится на привлечении молодежи из различных российских регионов.

AYZENBERG, I.R., SKLYARENKO, S.A., KULBIATSKAIA, S.S.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE MODEL OF CHINESE-RUSSIAN INTERUNIVERSITY

COOPERATION IN HEILONGJIANG PROVINCE

Key words: Russia, China, Russian-Chinese cooperation, Heilongjiangprovince, higher education, educational exchange, universities, cooperation.

The article analyzes the situation that has developed in the higher education system of Heilongjiang Province under the influence of the general conditions for the economic development of the region, as well as the latest trends in the form of a coronavirus pandemic and Western sanctions against Russia. The authors characterize the educational potential of Heilongjiang's higher education, consider the geopolitical, transport, urban, scientific and educational advantages of the province, the achievements of local universities, as well as unresolved problems. On this basis, the prospects for further development of inter-university cooperation between educational institutions of Heilongjiang Province and the Russian Federation are determined. It is noted that most university campuses in Heilongjiang province offer a wide range of training in various areas of undergraduate, specialist and graduate programs. However, only a small part of universities today is focused on inter-university communications with universities from Russia, especially when it comes to universities in Russia outside the Far East region. In this situation, in order to develop the competitiveness and educational attractiveness of Heilongjiang Province, it is advisable to focus on attracting young people from various Russian regions.

1. Постановка проблемы.

Провинция Хэйлунцзян (далее - провинция) имеет для России уникальный потенциал развития межуниверситетской кооперации, обусловленный историческими, геополитическими и экономическими факторами. Однако в настоящее время темпы реализации имеющихся возможностей не соответствуют современным задачам усиления российско-китайских внешнеполитических и внешнеэкономических дружественных отношений. Рассматривая проблемы китайско-российской межуниверситетской кооперации в провинции Хэйлунцзян, авторы считают необходимым исследовать двухфакторную модель, являющуюся, по мнению многих экспертов, основополагающей в развитии межуниверситетской кооперации. В данной парадигме, с одной стороны, должно соблюдаться соответствие фактического спроса заинтересованных сторон, а с другой - ускоренное развитие конкурентоспособности региона на базе выработки в университетской среде провинции духа инноваций и предпринимательства. Однако, по существу, эта модель не приближает к решению поставленных стратегических целей образовательной кооперации двух государств.

В связи с этим авторы считают необходимым принятие системы мер, направленных на усиление межуниверситетской кооперации в провинции Хэйлунцзян, причем не только в её административном центре г. Харбин, но и в малых городах провинции, в том числе приграничных. Также авторами предлагается развивать конкурсные принципы академической мобильности как в среде студенчества, так и в среде преподавательского и административно-технического персонала со стороны Российской Федерации. С учетом видоизменяющейся специфики приграничных районов провинции Хэйлунцзян, на современном этапе предложены новые подходы к межуниверситетской кооперации с целью обеспечения кадровой поддержки для достижения целей ускоренного стратегического взаимодействия России и Китая.

Китайско-российское межуниверситетское взаимодействие в провинции Хэйлунцзян в настоящее время имеет ряд успешных проектов, а также многолетнюю успешную историю их реализации. Пандемийные ограничения, несомненно, внесли множество поправок в реализацию этих проектов. Данные ограничения не сняты с повестки и на момент публикации представленной статьи. Имеет место и ряд иных ограничивающих факторов, в том числе связанных с нестабильностью во внешней среде. Фактор «близости границ» дает провинции Хэйлунцзян потенциальное преимущество в развитии межуниверситетского взаимодействия с образовательными учреждениями Российской Федерации.

Провинция Хэйлунцзян в настоящее время не является регионом с большим количеством значимых на мировом или национальном уровне университетов. Провинция имеет всего 81 высшее учебное заведение, тогда как в КНР их насчитывается 2688 (данные Министерства образования КНР на 15 июля 2019 года). Однако в плане взаимодействия с университетами России данный регион можно считать одним из передовых в области межвузовской китайско-российской кооперации. На всей территории КНР 13 вузов провинции осуществляют около 40 китайско-российских программ обучения, в рамках которых в 2020-2022 гг. обучается наибольшее количество студентов из России, в том числе дистанционно.

По мере расширения российско-китайского взаимодействия потребность в высококвалифицированных специалистах со знанием российской специфики в провинции будет только увеличиваться. Тем не менее в целом по университетам провинции наблюдается значительный недостаток в подготовке специалистов по данным направлениям. Также видны

значительные сложности в удовлетворении потребностей молодежи в получении высшего образования, особенно в приграничных городах. Данное явление является одним из факторов значительного оттока населения из провинции, что показывают данные переписи населения. Так, в период с 2010 по 2020 гг. численность населения в провинции сократилась с 38,33 до 31,85 млн. человек, т.е. на 16,9%. При этом непосредственно в Харбине - административном центре региона, насыщенном большим количеством университетов, в т.ч. известных и высококлассных, такой проблемы нет. В настоящее время в Харбине за указанный промежуток времени, наоборот, произошел прирост населения с 5,28 до 5,87 млн человек, что составляет 11 %. В период пандемии, когда карантинные ограничения в провинции Хэйлунцзян были наиболее жесткими и продолжительными, в КНР отток населения в Харбин и другие регионы КНР только усилилась. По мнению авторов, данная проблема требует срочного решения в короткий срок. И выход из данной ситуации видится, в том числе, и в усилении китайско-российской межвузовской кооперации.

2. Анализ перспектив межуниверситетского взаимодействия между образовательными учреждениями провинции Хэйлунцзян и Российской Федерации.

Рост качественного и количественного экономического сотрудничества России и Китая, в том числе в таких приграничных провинциях, как Хэйлунцзян, приводит к усилению взаимодействия в научно-образовательной сфере. Предпосылками к началу образовательной кооперации между странами служит уже тот факт, что торговый, культурный и социально-экономический обмен между Китаем и Россией в данном регионе начал активно развиваться с конца XIX века. В настоящее время правительства Китая и России уделяют значительное внимание количественному и качественному росту межвузовского взаимодействия, поэтому в настоящее время имеются значительные перспективы для его ускоренного роста. Только за последние годы к ранее имевшимся работающим образовательным программам взаимодействия между вузами Дальнего Востока и Хэйлунцзяна добавились, в частности, масштабные проекты строительства в Харбине двух кампусов Харбинского политехнического университета для реализации совместных образовательных программ с МГТУ им. Баумана и Санкт-Петербургским государственным университетом. Таким образом, наблюдается расширение сотрудничества не только с Дальневосточными вузами (ДВФУ, ВГУЭС, БГПУ, ДВТРУ и другие университеты Благовещенска, Хабаровска и Владивостока), но и с вузами центральных регионов России.

Географические, а также все больше развивающиеся геополитические, транспортно-урбанистические и научно-образовательные преимущества провинции, необходимые для академической мобильности, а также снижение уровня неблагоприятных факторов вызывают усиление потенциала китайского региона, который необходимо реализовывать в кратко- и среднесрочной перспективе.

Рассмотрим подробнее основные факторы, влияющие на развитие регионального потенциала образовательной среды, а также отметим их воздействие.

1. Несомненно, географический фактор имеет положительное влияние на академическую мобильность. Провинция Хэйлунцзян - приграничная территория с Россией, которая в допандемийные времена позволяла чаще и менее затратно передвигаться между Китаем и Россией. В настоящих условиях логистика меняется в сторону транспортной доступности центральных регионов России, и наблюдается увеличение количества образовательных программ с вузами Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.

Недостатком данного фактора являются климатические условия. Это снижает академическую мобильность студентов и преподавателей с научно-образовательными учреждениями провинции Хэйлунцзян.

Одним из предложений к снижению отрицательной стороны данного фактора является подключение к сотрудничеству научно-образовательных учреждений провинции Хэйлунцзян и российских организаций третьей стороны в лице Управления научно-образовательной деятельности провинции Гуандун. Данные форматы сотрудничества уже тестируются образовательными учреждениями городов Хэйхэ, Харбин и ряда иных. Первым в провинции перешел на такую форму образовательного процесса Харбинский политехнический университет (HIT) открыв университетские кампусы в Вэйхае (1985 г.) и Шэньчжэне (2000 г).

2. Существует ряд положительных геополитических факторов. Основным из них является усугубление в последние годы санкционного давления западных стран, в том числе по научно-образовательному направлению, достигшего своего апогея в первом полугодии 2022 года.

Минусом данного фактора является то, что часть учреждений Китайской Народной Республики, пытаясь исключить санкционное давление, ограничивают межвузовскую кооперацию с Россией, особенно с вузами Крыма, Севастополя и освобожденных территорий.

Проработка негативной стороны этого фактора производится в рабочем порядке по мере возникновения проблем;

3. Транспортно-урбанистические. Провинция Хэйлунцзян имеет прямое железнодорожное, а также авто- и авиасообщение со многими приграничными городами Дальнего Востока России, что является несомненным плюсом для различных форм межуниверситетской кооперации России и Китая. Кроме того, наличие многих российско-ориентированных объектов урбанистической и сервисной культуры Хэйлунцзяна также является преимуществом для развития связей.

Однако до сих пор темпы возведения метрообъектов, авиационной инфраструктуры и ввода в эксплуатацию высокоскоростных дорог в регионе значительно отстают от аналогичных темпов как прибрежных, так и центральных провинций КНР, что связано, прежде всего, с климатическим фактором и, в конечном итоге, радикально снижает конкурентоспособность региона для долгосрочного взаимодействия.

Выходом из данной ситуации является как ускорение темпов развития метростроя в Харбине, так и прокладка высокоскоростных железных дорог внутри провинции в самые отдаленные её точки, в том числе в места вечной мерзлоты. Массовое возведение большого количества важных объектов социальной инфраструктуры в перспективе скажется на смене тренда по масштабному оттоку населения из региона.

4. Существует ряд преимуществ и в научно-образовательной среде. Провинция Хэйлунцзян имеет несколько старейших вузов Китая, а также вузы, которые имеют высокий рейтинг как в Китае, так и за рубежом, и считаются локомотивами движения научно-образовательной сферы КНР в мировое пространство. Так, три национальных университета провинции - Харбинский политехнический университет (участник Лиги С9), Харбинский инженерный университет, Северо-Восточный университет лесного хозяйства - имеют давнюю историю и высокий рейтинг в КНР и за рубежом. Их основной целью является подготовка элитных специалистов для осуществления национальных проектов, направленных на развитие промышленности, информатизации и других сфер экономики Китая. Всего в провинции имеется 35 университетов, три из которых - национальные (рисунок 1).

Это фактор является потенциалом для развития вектора межуниверситетской кооперации не только в таких научно развитых городах провинции, как Харбин и Хэйхэ, но и в менее развитых - Суйфэньхэ, Фуюань и других.

Отрицательной тенденцией является низкий уровень вовлеченности институтов и университетов провинции в международные программы. Только 13 из 35 университетов и 81 вуза

■ Национальные

■ Частные

■ Провинциальные

Рисунок 1. Структура университетов провинции Хэйлунцзян по типам.

провинции имеют международные программы.

8,60%

3. Текущие проблемы университетов провинции Хэйлунцзян и возможности усиления проектов межуниверситетской кооперации с образовательными учреждениями России.

Большинство университетских кампусов в провинции Хэйлунцзян предлагают широкий спектр подготовки по различным направлениям бакалавриата, специалитета и магистратуры. Однако лишь незначительная часть данных университетов ориентирована сегодня на межуниверситетские коммуникации с вузами из России, особенно когда идет речь об университетах России не Дальневосточного региона. В этой ситуации для развития конкурентоспособности и образовательной привлекательности провинции Хэйлунцзян целесообразно сосредоточится на привлечении молодежи из различных российских регионов, в том числе молодежи, стремящейся получить языковые навыки, профессиональные знания в области международной торговли, электронной коммерции и иных популярных среди россиян, обучающихся в Китае, сферах.

Необходимо отметить, что с наступлением новой стадии санкционных войн наступает и новый этап изменения форматов международной торговли, до конца пока неоформленный. На данном этапе, среди прочих процессов, трансграничная торговля между Россией и Китаем будет развивается более быстрыми темпами и, вполне возможно, станет новым двигателем международной торговли, экономики и финансовой сферы, как минимум в рамках расширяющегося взаимодействия стран БРИКС. Чтобы удовлетворить спрос на обучающихся в области трансграничной коммерции, многие университеты Китая развивают международные направления в области электронной коммерции. Для высших учебных заведений провинции Хэйлунцзян это направление деятельности также должно стать одним из приоритетных в рамках программ межуниверситетского взаимодействия.

Подводя итоги, необходимо отметить, что новые реалии эволюции модели международной торговли, которые сложились в первой половине 2022 года, новые социально-экономические возможности развития провинции Хэйлунцзян и Дальневосточного региона России, а также бурно развивающееся многофакторное взаимодействие России и Китая - все это открывает большие перспективы для активизации межуниверситетского взаимодействия провинции Хэйлунцзян и России. Высшие учебные заведения провинции Хэйлунцзян должны воспользоваться этой возможностью для углубления сотрудничества с Россией, создав механизмы для ускоренного привлечения специалистов и студентов из России в рамках программ академической мобильности, что позволит в итоге снизить отток населения из региона и сделать провинцию более конкурентоспособной в экономической сфере по отношению к иным провинциям КНР.

Литература и источники

1. Feng Haixia, ShangMingxia. Further discussion on the cultivation of cross-border e-commerce talents in Heilongjiang universities based on the orientation cultivation of cross-border e-commerce talents // China. - 2018. - №12.

2. Yang Fang, Yang Yu. Cross-Border E-Commerce talents training in Heilongjiang Universities // Foreign Trade. - 2018. - №7.

3. Liao Zhanhai. Research on the cultivation mode of innovative and Entrepreneurial Foreign Trade talents in the context of cross-border e-commerce // Think tank times. - 2019. - №34.

4. Chi Yuchao. Heilongjiang's approach to Russia's cross-border e-commerce talents // Northern economy and trade. - 2017. - №09.

5. Feng Haixia. Research on the training mode of cross-border e-commerce talents in universities to Russia // Research in educational theory. - 2017. - №08.

6. Xiong Ruochu. An analysis of the development of cross-border e-commerce between China and Russia // China market. - 2019. -№22.

7. Хисамутдинова Н.В., Юе Ян. Институт Конфуция в Благовещенске как центр российско-китайского сотрудничества // Ойкумена. Регионоведческие исследования. - 2022. - № 2 (61). - С. 162-170.

8. Мэйвэй Я. Российско-китайское взаимодействие в сфере образования в начале XXI в. (на примере амурской области и провинции Хэйлунцзян)// Онтологические и социокультурные основания альтернативного проекта глобализации. Сборник материалов I международной научной онлайн-конференции. - Екатеринбург, 2021. - С. 401-405.

АЙЗЕНБЕРГ ИРИНА РОМАНОВНА - кандидат экономических наук, преподаватель Яньчэнского педагогического университета (г. Яньчэн, КНР) (ira3112@mail.ru).

СКЛЯРЕНКО СЕМЕН АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат экономических наук, заведующий лабораторией НОЦ Биомед, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (sklyarenko.sa@yandex.ru)

КУЛЬБЯТСКАЯ СОФИЯ СЕРГЕЕВНА - студентка Северо-Восточного сельскохозяйственного университета (г.Харбин, КНР) (kulbyatskaya@mail.ru).

AYZENBERG, IRINA R. - Ph.D. in Economics, Lecturer, Yancheng Pedagogical University (Yancheng, China). SKLYARENKO, SEMEN A. - Ph.D. in Economics, Head of Laboratory, REC Biomed, Lomonosov Moscow State University. KULBIATSKAIA, SOFIIA S. - student of the North-Eastern Agricultural University (Harbin, China).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.