Научная статья на тему 'Перспективы развития мировой и российской банковской системы в посткризисный период'

Перспективы развития мировой и российской банковской системы в посткризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1342
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МИРОВАЯ БАНКОВСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ФИНАНСОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ИННОВАЦИИ / КОНСОЛИДАЦИЯ БАНКОВСКОГО КАПИТАЛА / ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РОССИЙСКИЙ БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / GLOBAL BANKING INDUSTRY / FINANCIAL GLOBALIZATION / FINANCIAL INNOVATIONS / CONSOLIDATED BANKING CAPITAL / GLOBAL FINANCIAL CRISIS / ANTI-CRISIS MEASURES / BANKING REGULATION / RUSSIAN BANKING SECTOR / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костин Андрей Леонидович

В статье исследовано влияние глобального финансового кризиса на банковский бизнес, рассмотрены меры государств по поддержке национального банковского сектора, охарактеризованы основные тенденции посткризисного развития мировой банковской индустрии. Особое внимание уделено анализу приоритетных направлений развития банковского сектора России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of world and Russian banking system development in post-crisis period

The article analyses the effect of the global financial crisis on the banking business; it also reviews measures undertaken by the governments to support national banking sectors and outlines major perspectives of the post-crisis development of the global banking industry. A special emphasis is placed on the key development lines of the Russian banking sector.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития мировой и российской банковской системы в посткризисный период»

Ф* АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗБИТИЯ МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

А.Л. КОСТИН

Президент-Председатель Правления ОАО Банк ВТБ

Для мировой банковской системы современный финансово-экономический кризис стал сильным потрясением, восстановление после которого потребует немало времени. В посткризисные годы во многих странах, особенно развитых, следует ожидать замедления темпов роста банковского сектора и снижения показателей рентабельности кредитных организаций. Сократятся масштабы международного банковского бизнеса, ухудшится внешнее финансирование многих развивающихся стран. Однако, несмотря на все трудности, вызванные кризисом, он может оказать и позитивное воздействие на мировую банковскую индустрию, способствуя устранению накопившихся в ней серьёзных дисбалансов и очищению от многочисленных кредитных «пузырей». Кроме того, кризис будет стимулировать государства к принятию решительных мер, в том числе на глобальном уровне, по перестройке регулирования банковской отрасли, что позволит сделать её существенно более стабильной и надёжной.

Кризис, предельно чётко обозначивший «болевые точки» банковского сектора России, способен стать мощным катализатором процессов его глубокой модернизации и структурной перестройки. Как показал кризис, к основным задачам, которые предстоит решать в ближайшие годы, относятся существенное расширение ресурсной и капитальной базы банков за счёт максимального задействования всех имеющихся в стране источников, резкое ускорение процессов консолидации банковского капитала, последовательное укрепление позиций отечественных кредитных институтов на международной арене, всемерное развитие механизмов банковского финансирования приоритетных инвестиционных проектов и программ, направленных на модернизацию и структурную

перестройку российской экономики. Ключевым условием успешного решения этих задач выступает налаживание плодотворного взаимодействия государства и банковского сообщества. Базовые формы государственно-частного партнёрства в финансовой сфере начали активно складываться в ходе нынешнего кризиса, невольно способствовавшего сближению и лучшему взаимопониманию сторон. Это обстоятельство даёт веские основания рассчитывать на быстрый подъём российского банковского сектора в посткризисные годы.

Структурная и функциональная трансформация глобальной банковской

индустрии в докризисный период

Для лучшего понимания причин современного кризиса и более точной оценки перспектив развития банковского бизнеса в посткризисные годы следует хотя бы кратко охарактеризовать процессы, которые происходили в глобальной банковской системе в докризисный период. Мировая банковская система в 1990-2000-е годы бурно развивалась как в количественном, так и в качественном отношении. В большинстве стран уверенно росли активы, капитал и кредитные портфели банков. Темпы роста особенно ускорились в 2000-е годы, чему способствовал подъём глобальной экономики и финансовых рынков. Только за период с 2002 г. по 2007 г. совокупные банковские активы стран мира более чем удвоились, достигнув 95 трлн долл. (см. рис. 1). В ряде государств в 2000-х годах наблюдался настоящий кредитный бум, в результате которого соотношение объёма выданных кредитов к ВВП этих стран за несколько лет выросло на десятки процентов (см. рис. 2).

Одновременно в предшествовавшие кризису 10-15 лет резко активизировались процессы функ-

Рис. 1. Динамика активов коммерческих банков мира в 2002-2007 гг., трлн долл.

Составлено по данным МВФ

циональной и структурной перестройки мировой банковской индустрии. Прежде всего, наблюдалась быстрая диверсификация деятельности банков, что выражалось в активном освоении ими новых направлений финансового бизнеса и расширении спектра предоставляемых услуг. Если ещё в 1980-х годах деятельность коммерческих банков сводилась главным образом к осуществлению де-позитно-кредитных операций и расчётно-кассово-му обслуживанию, то сегодня стандартный продуктовый ряд большинства средних и даже мелких банков за рубежом включает такие виды услуг, как электронный банкинг, брокерское обслуживание на фондовом рынке, продажу паёв инвестиционных фондов и страховых полисов, лизинговые и факторинговые услуги. Крупнейшие банки в последние годы шли по пути максимальной универсализации деятельности, развивая в рамках создаваемых ими многопрофильных холдингов все основные направления финансового бизнеса, включая инвестиционный банкинг, страхование и управление активами.

Диверсификации во многом способствовало дерегулирование финансовой деятельности, произошедшее в 1990-е годы во многих ведущих странах, в результате чего были полностью или частично сняты действовавшие ограничения на выполнение банками различных операций. Наиболее крупные либеральные реформы были проведены в США и Японии. Так, в США в 1999 г. был принят закон Грэмма-Лича-Блайли о финансовой модернизации, отменивший установленный ещё в 1933 г. запрет на участие коммерческих банков в страховом и инвестиционном бизнесе.

Второй важнейшей тенденцией, активно развивавшейся до кризиса, стала глобализация деятельности кредитных институтов. По данным Банка международных расчётов, в 2000-2007 гг. совокупные иностранные активы банков мира

Рис. 2. Прирост объёма выданных кредитов в 2002-2007 гг., п.п. ВВП Составлено по данным МВФ

росли опережающими темпами по отношению к их общим активам, увеличившись с 11 трлн долл. до 33,5 трлн долл., то есть более чем в три раза (см. рис. 3). Наиболее динамично развивалось трансграничное межбанковское кредитование, обеспечивавшее перераспределение глобальных потоков ссудного капитала в пользу тех стран, где банки могли получить наиболее высокую прибыль от инвестиций. В 2007 г. межбанковские ссуды составляли более половины (54%) всех внешних активов банков мира.

Третьей тенденцией стало широкое внедрение в банковскую практику, особенно в развитых странах, финансовых инноваций. К ним, в частности, относятся технологии секьюритизации кредитов и конструирования финансовых деривативов (см. рис. 4). Использование финансовых технологий существенно изменило банковский бизнес, обеспечив банкам новые возможности для расширения кредитной экспансии и управления финансовыми рисками. Инновации, позволяющие перераспределять банковские риски на другие финансовые институты, например, путём секьюритиза-ции ссуд, сделали кредитную политику банков более агрессивной, ориентированной на работу даже в тех областях, куда раньше они шли неохотно. Так, ускоренный рост в США в первой половине 2000-х годов рынка ипотеки низкого качества во многом был связан с тем, что американские банки имели возможность секьюритизировать большую часть выданных ссуд 8иЪрг1те (в 2006 г. секью-ритизировалось порядка 75% таких кредитов). В дальнейшем крах именно этого рынка дал старт нынешнему кризису.

Наконец, ещё одной ключевой тенденцией развития мировой банковской системы в докризисные годы стало ускорение процессов консолидации и концентрации финансово-банковского капитала. Данная тенденция стимулировалась целым рядом

Рис. 3. Динамика иностранных активов банков мира в 2000-2007 гг., трлн долл.

Составлено по данным Банка международных расчётов

факторов, в том числе усилением международной конкуренции на рынках банковских услуг в условиях глобализации экономики. Во многих странах консолидация капитала привела к резкому сокращению количества кредитных институтов (см. табл. 1). Показателен в этом плане пример США, где банковская система в конце 1980-х годов характеризовалась наличием огромного, явно избыточного даже для этой большой страны количества банков (в 1990 г. в США было 12,3 тыс. коммерческих банков и 2,8 тыс. сберегательных банков и ассоциаций). К концу 2007 г., однако, их число снизилось более чем в полтора раза - до 8,5 тыс. Кроме того, в докризисное десятилетие за рубежом прошла волна масштабных сделок слияния и поглощения с участием банков, в результате которых сформировались крупнейшие финансово-банковские холдинги, являющиеся сегодня лидерами глобального банковского бизнеса. Многие из этих сделок носили трансграничный характер.

600 500 400 300 200 100

00 01 02 03 04 05 06 07

Рис. 4. Динамика мирового рынка деривативов в 2000-2007 гг., трлн долл. Составлено по данным МВФ

Так, наиболее крупной в истории сделкой M&A, стоимость которой составила 99 млрд долл., стало поглощение в 2007 г. голландской банковской группы ABN AMRO интернациональным консорциумом в составе RBS (Великобритания), Fortis (Бельгия) и Banco Santander (Испания).

Стремительное развитие процессов диверсификации и глобализации деятельности банков, консолидации и концентрации капитала за относительно короткий срок в корне изменило облик мировой банковской индустрии. Во всех ведущих странах кредитные институты заметно укрупнились и превратились, в зависимости от своего размера, в финансовые супер- или гипермаркеты, способные предоставить клиентам широкий комплекс финансовых услуг из одного источника. Сформировались транснациональные финансово-банковские конгломераты, обеспечивавшие до кризиса уверенный рост глобальных рынков капитала. Благодаря продуктовой и географической диверсифи-

Таблица 1

Динамика численности основных видов национальных банков ряда стран в 1995-2007 гг.

Показатель 1995 2000 2007

США

Коммерческие банки 9 941 8 315 7 283

Сберегательные институты 2 030 1 589 1 251

Япония

Городские банки 11 9 6

Региональные банки 129 124 110

Великобритания

Коммерческие банки 224 189 157

Германия

Кредитные банки 335 294 260

Сберегательные банки 626 562 446

Бразилия

Универсальные банки 205 164 135

Коммерческие банки 35 28 20

Индия

Коммерческие банки н.д. 297 176

Составлено по данным центральных банков и национальных банковских ассоциаций

кации заметно выросла финансовая эффективность деятельности банков. Мировая банковская система в целом стала более интегрированной.

Наряду с этими позитивными эффектами стремительная перестройка банковской отрасли имела, однако, и отрицательные моменты. Быстрая кредитная экспансия и интернационализация операций, широкое применение финансовой инженерии привели к тому, что банкам пришлось столкнуться с множеством новых видов рисков, к работе с которыми они далеко не всегда были готовы. Банковский бизнес до предела усложнился, стал крайне трудным для управления и регулирования. Особенно это было заметно у крупнейших американских и западноевропейских финансово-банковских холдингов, осуществлявших свои операции в глобальном масштабе и располагавших активами в сотни миллиардов и триллионы долларов, превышавшими размер ВВП большинства стран мира.

Ситуацию усугубляло и то обстоятельство, что совершенствование национальной и международной практики государственного регулирования банковской деятельности зачастую не поспевало за стремительным ходом перемен в банковской индустрии. Это объективно ослабляло рычаги воздействия на стратегии банков, которые постепенно становились все более агрессивными и рискованными. В результате уровень рисков в национальных банковских системах многих ведущих стран, особенно США, неуклонно нарастал, а их внутренняя стабильность - снижалась. В конечном итоге это стало одной из главных причин нынешнего кризиса.

Последствия глобального финансово-экономического кризиса для мировой банковской системы

Современный финансово-экономический кризис, продолжающийся уже почти два года, до основания потряс мировую банковскую систему. Спровоцированные кризисом быстрый рост неплатежей по кредитам и резкое падение рыночной стоимости ценных бумаг обернулись колоссальными потерями для глобальной банковской индустрии. В начале 2009 г. их совокупный размер, по экспертным оценкам, составлял около 1 трлн долл. Общие потери банков от кризиса, согласно последнему прогнозу МВФ, могут достигнуть 2,8 трлн долл. Это порядка 80% докризисного капитала первого уровня банков мира.

Более половины всех потерь приходится на банки США - страны, где зародился нынешний кризис. Значительные убытки понесли также западноевропейские банки, активно инвестировавшие в американские ипотечные облигации и корпоративные ценные бумаги. В число наиболее пострадавших институтов входят практически все лидеры

мирового банковского бизнеса (см. табл. 2). Некоторые из них из-за огромных убытков оказались на грани банкротства, избежать которого им удалось главным образом благодаря мощной финансовой поддержке со стороны их государств. Во многом вследствие трудностей, переживаемых крупнейшими кредитными институтами, рыночная капитализация банков мира упала в ходе кризиса более чем в два раза, с 3,6 трлн долл. до 1,6 трлн долл.

Растущие убытки банков, а также усиливающаяся дестабилизация экономики и финансовых рынков привели во второй половине 2008 г. к заметному ослаблению показателей банковского сектора развитых государств. Несмотря на крупные государственные инвестиции, в США, странах еврозоны и Великобритании существенно снизились, вплоть до отрицательных значений, темпы прироста совокупных банковских активов, собственного капитала, объёмов кредитования (см. рис. 5, 6). Серьёзно ухудшилось финансовое состояние банков этих стран: резко упали показатели прибыли и рентабельности их деятельности, значительно увеличилось количество убыточных и проблемных организаций. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в США, где в четвертом квартале 2008 г. впервые с 1990 г. банковская индустрия понесла чистый убыток, а число банкротств банков по итогам года достигло рекордного за последние 15 лет уровня (см. табл. 3).

В развивающихся странах банковский сектор также пострадал от кризиса, хотя и в различной степени. Хуже всего пришлось банковской системе тех государств, кредитные институты которых в значительной степени зависели от притока западного капитала, например, ряда стран Восточной Европы. В то же время в крупнейших развивающихся государствах - Китае, Индии и Бразилии банковский сектор в 2008 г. в целом развивался успешно, сохранив достаточно высокую динамику основных показателей. Некоторое замедление темпов роста наметилось в них лишь в конце 2008 г., когда мировой кризис серьёзно затронул и эти страны (см. рис. 7, 8).

Меры государств по поддержке национального банковского сектора

Для стабилизации ситуации в банковском секторе власти многих ведущих стран приступили к реализации беспрецедентных по масштабам антикризисных мер. Усилия государств концентрировались на нескольких ключевых направлениях.

Прежде всего, были предприняты решительные шаги по повышению уровня текущей ликвидности в банковской системе, резко упавшего в результате сжатия в ходе кризиса межбанковских кредитных рынков. С этой целью центральные банки существенно нарастили масштабы рефи-

Таблица 2

Банки с наибольшим объёмом убытков и списаний, млрд долл.*

Банк Страна Убытки и списания

Wachovia США 97,9

Citigroup США 84,5

UBS Швейцария 48,6

Washington Mutual США 45,6

Bank of America США 40,2

HSBC Великобритания 33,1

JP Morgan Chase США 29,5

National City США 26,2

Wells Fargo США 17,3

Deutsche Bank Германия 15,8

Royal Bank of Scotland Великобритания 14,8

Barclays Великобритания 14,7

* на начало февраля 2009 г. Составлено по данным Bloomberg

-2

1-07 11-07 N1-07 1V-07 1-08 11-08 111-08 IV-08

-США

- Еврозона

Рис. 5. Темпы прироста объёмов банковского кредитования в США и еврозоне в 2007-2008 гг., % к предыдущему кварталу Составлено по данным МВФ

1-07 11-07 ¡11-07 1У-07 1-08 11-08 111-08 IV-08

-США

-Еврозона

Рис. 6. Темпы прироста собственного капитала банков США и еврозоны в 2007-2008 гг., % к предыдущему кварталу Составлено по данным МВФ

Таблица 3

Основные показатели развития банковского сектора США в 2006-2008 гг.

Показатель 2006 2007 2008

Общие активы банков, трлн долл. 12,7 13,0 13,9

Темпы роста активов, % в год 9,0 9,9 6,3

Чистая прибыль банков, млрд долл. 141 103 21

Темпы роста чистой прибыли, % в год 8,5 -27,6 -80,0

Рентабельность активов, % 1,28 0,81 0,12

Рентабельность собственного капитала, % 12,3 7,75 1,24

Доля неприбыльных институтов, % 7,9 12,1 23,4

Число проблемных институтов 50 76 252

Число банкротств 0 3 25

Составлено по данным Федеральной корпорации страхования депозитов США

1-07 11-07 111-07 IV-0 7 1-08 11-08 N1-08 |У-08

-Бразилия -Индия Китай

Рис. 7. Темпы прироста кредитного портфеля банков Китая, Индии и Бразилии в 2007-2008 гг., % к предыдущему кварталу Составлено по данным МВФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-Бразилия -Индия

Рис. 8. Темпы прироста собственного капитала банков Китая, Индии и Бразилии в 2007-2008 гг., % к предыдущему кварталу Составлено по данным МВФ

нансирования коммерческих банков (см. рис. 9). В четвёртом квартале 2008 г. ФРС увеличила объём предоставленных банкам ссуд более чем в 10 раз по сравнению с серединой 2007 г., Евросистема -почти в два раза, Банк Англии - примерно в 3 раза. Одновременно до рекордно низких отметок были снижены ставки рефинансирования. В частности, ФРС в 2008 г. - начале 2009 г. опустила эту ставку с 4% до 0-0,25% годовых - минимального уровня с 1954 г., ЕЦБ - с 4,25% до 1,25% годовых, Банк Англии - с 5,25% до 0,5% годовых (см. рис.10).

Во-вторых, с целью преодоления кризиса доверия и разблокирования рынков капитала во многих странах были значительно расширены масштабы государственной гарантийно-страховой поддержки операций банков. Так, в государствах еврозоны были запущены крупные, объёмом до нескольких сот миллиардов евро, программы гарантирования обязательств банков по межбанковским ссудам и выпущенным долговым ценным бумагам. Во многих странах также был повышен предельный размер страхового покрытия по банковским депозитам населения.

В-третьих, государствами были направлены значительные средства на рекапитализацию системообразующих национальных банков, понес-

ших серьёзные потери от кризиса (см. табл. 4). По оценке МВФ, к середине февраля текущего года из числа первых 50 крупнейших банков в США и ЕС бюджетные вложения в капитал получили соответственно 23 и 15 кредитных организаций. Большая часть инвестиций была осуществлена путём покупки неголосующих привилегированных акций банков или, реже, выпущенных ими гибридных финансовых инструментов, также не дающих права участия в управлении (например, конвертируемых облигаций). По данным бумагам, как правило, предусматривается выплата фиксированных дивидендов или купонов, а также возможность их обмена на обыкновенные акции.

Такой подход к пополнению капитала банков наиболее приемлем для государств. С одной стороны, он обеспечивает получение в бюджет доходов от инвестиций, с другой - позволяет властям избежать излишнего вмешательства в деятельность кредитных организаций. Лишь в единичных случаях государства выкупали значительные пакеты обыкновенных акций банков, становясь тем самым их основными акционерами. В частности, под контроль властей перешли такие банки с глобальным присутствием, как Royal Bank of Scotland и Lloyds Banking Group (Великобритания), близка

Рис. 9. Темпы прироста активов центральных банков в 2007-2008 гг., % к предыдущему кварталу Рассчитано по данным ФРС, ЕЦБ, Банка Англии

Рис. 10. Динамика ставки рефинансирования ФРС США, ЕЦБ и Банка Англии, % годовых Составлено по данным ФРС, ЕЦБ, Банка Англии

Таблица 4

Банки - крупнейшие получатели государственных инвестиций в капитал в 2008 г. - первом квартале 2009 г.

Страна Банк Объём инвестиций

США Citigroup 50 млрд долл.

Bank of America 35 млрд долл.

JP Morgan Chase 25 млрд долл.

Wells Fargo 25 млрд долл.

Великобритания RBS 20 млрд фунт. ст.

Lloyds 17 млрд фунт. ст.

Нидерланды Fortis 16,8 млрд евро

ING 10 млрд евро

Германия Commerzbank 10 млрд евро

Швейцария UBS 6 млрд швейц.фр.

Составлено по данным правительств и центральных банков зарубежных стран, пресс-релизов коммерческих банков

к этому и Citigroup, в которой правительству США к концу первого квартала 2009 г. принадлежало уже почти 40% голосующих акций.

Наконец, ещё одним ключевым направлением господдержки банковского сектора за рубежом выступает организация программ по выкупу у банков проблемных активов. К таким активам относятся, в частности, ипотечные ценные бумаги и корпоративные облигации, чья ликвидность и рыночная стоимость в результате кризиса резко упали. Наличие «плохих» активов ограничивает кредитные возможности банков и снижает уровень доверия к ним. В этих условиях выкуп, даже временный, государством таких активов способствует оздоровлению балансов банков и в целом оживлению кредитных рынков. Наиболее крупные программы по приобретению «плохих» активов заявлены в США (Public Private Investment Programm объёмом 500 млрд долл.), Германии и Великобритании. Выкуп активов планируется производить через создаваемые государствами специальные фонды, своего рода «плохие банки». Однако на данный момент трудности с определением стоимости «плохих активов» и отсутствие спроса на них препятствуют практической реализации заявленных программ.

Всего к концу первого квартала 2009 г. общий заявленный объём средств, направляемых зарубежными странами на поддержку национального банковского сектора (без учета операций рефинансирования), по некоторым оценкам, составлял 6,5-7 трлн долл. (10-12% мирового ВВП). Реализация антикризисных мер привела во многих зарубежных странах к существенному возрастанию роли государства в банковском секторе. По оценкам экспертов, в предстоящие годы это станет одним из важнейших факторов, определяющих развитие банковской индустрии. Как крупный акционер и кредитор государство будет оказывать влияние на ключевые аспекты функционирования банков, включая формирование кредитной политики, развитие международного бизнеса, определение системы оплаты труда. Наряду с ожидаемым ужесточением государственного регулирования и надзора за кредитными организациями это может создать в посткризисный период новую, значительно менее комфортную, чем сегодня, среду для банковского бизнеса.

Возможные тенденции развития мировой банковской системы в посткризисный период

Кризис, как ожидается, внесёт серьёзные коррективы в ход развития мировой банковской системы. Во многом это будет обусловлено изменением глобальной среды для банковского бизнеса. В целом она станет менее комфортной, появятся многочисленные новые барьеры и ограничения, которые

заставят кредитные институты проводить более сдержанную и консервативную политику, чем раньше. На деятельности банков в посткризисные годы будут, в частности, сказываться такие факторы, как ужесточение государственного регулирования и надзора в банковской сфере; усиление во многих странах прямого вмешательства государства в деятельность банков, чьим крупным акционером и кредитором оно стало в ходе кризиса; долгосрочное ослабление конъюнктуры глобальных рынков капитала, серьёзно пострадавших в ходе кризиса; прогнозируемое нарастание протекционизма и изоляционизма в мировой экономике и финансах. Может усилиться налоговое давление на банки, в том числе путём ограничения использования ими схем минимизации налогов с помощью оффшорных зон. Следует отметить, что борьба с «налоговыми гаванями» - странами, помогающими иностранным компаниям и банкам уйти от уплаты налогов у себя на родине, заявлена в итоговой декларации недавнего Лондонского саммита «большой двадцатки» как одно из главных направлений перестройки мировых финансов.

Указанные факторы способны привести в первые годы после кризиса к заметному снижению динамики роста глобальной банковской системы. Масштабы этого снижения сегодня оценить, конечно, довольно сложно. Можно предположить, что наиболее существенным замедление окажется в развитых странах, где, по некоторым оценкам, среднегодовые темпы роста банковских активов в ближайшие 5-7 лет не превысят 10%, то есть будут в полтора-два раза ниже по сравнению с докризисным периодом. В ведущих развивающихся государствах, прежде всего в Китае, Индии, Бразилии, показатели роста банковской системы после кризиса хотя и снизятся, однако, по всей видимости, не столь существенно, как на Западе. Во многом этому будет способствовать сохранение в данных странах достаточно высоких темпов роста экономики. Относительно высокие, на уровне не менее 10-15% в год темпы роста банковского сектора развивающихся стран после кризиса позволят им укрепить свои позиции в мировой банковской системе. В частности, повысится их доля в общем объёме активов мировой банковской индустрии, составляющая сегодня около 20%. В ведущих развивающихся государствах ускорится формирование крупных международных финансовых центров, в которых будет концентрироваться немалая часть мировых финансовых активов.

В посткризисные годы следует также ожидать некоторого замедления ранее активно протекавших процессов институциональной и функциональной перестройки мировой банковской индустрии. Так, уроки кризиса заставят банки осторожнее подхо-

дить к диверсификации своих операций, связанной с проникновением в новые сферы бизнеса. Диверсификация, хотя и открывает дополнительные возможности для увеличения рентабельности, в то же время способна порождать и новые риски. В посткризисных условиях отношение к рискам станет менее толерантным, чем раньше. Это не означает, что коммерческие банки перестанут заниматься инвестиционными операциями или другими высокорентабельными направлениями финансового бизнеса. Однако развивать их они будут более аккуратно и последовательно, уделяя при этом первостепенное внимание риск-менеджменту.

Видимо, не столь активно банки будут использовать и финансовые инновации, которые, как показал кризис, способны представлять определённую опасность для участников рынка. В этой связи можно ожидать некоторого замедления динамики секьюритизации ипотеки и других банковских активов. Так, в ходе кризиса в 2008 г. объёмы секью-ритизации упали в мире почти на 80%, с 2,1 трлн долл. до 440 млрд долл. Восстановление этого рынка будет, вероятнее всего, достаточно долгим, тем более, что во многих странах предполагается усилить регулирование практики секьюритизации.

Особенно могут пострадать в посткризисный период процессы глобализации деятельности банков. Многие банки, понеся крупные убытки по вложениям в иностранные активы, в частности, казавшиеся высоконадёжными американские облигации, скорее всего, пересмотрят свою политику в сторону ограничения объёмов зарубежных инвестиций. Кроме того, вполне возможно, что власти, получившие в ходе кризиса мощные рычаги воздействия на банки своих стран, будут подталкивать их к сокращению объёмов трансграничных операций в пользу кредитования национальной экономики, проводя тем самым политику финансового протекционизма. Ряд экспертов также прогнозирует после кризиса формирование тенденции к регионализации банковской деятельности. Можно ожидать, что некоторые ведущие банки из США и Западной Европы предпочтут ранее реализовывавшейся ими модели глобального банкинга более осторожную модель регионального развития бизнеса и сконцентрируются на работе в ограниченном количестве наиболее приоритетных для них государств. В результате отдельные развивающиеся страны могут оказаться фактически вне сферы интересов западного банковского капитала, что негативно отразится на скорости восстановления их экономик после кризиса.

Прежнюю высокую динамику после кризиса сохранят, очевидно, лишь процессы консолидации банковского капитала, которым кризис повсеместно придаст дополнительный импульс. В посткризисных условиях, когда уровень рентабельности

банковского бизнеса может заметно упасть, объединение кредитных организаций станет одним из приоритетных способов повышения эффективности их деятельности, а в некоторых случаях -и условием их выживания. Увеличению числа сделок слияния и поглощения также будет способствовать резкое, порой многократное снижение в результате кризиса рыночной капитализации многих банков, превращающее их в удобные объекты для покупки. Наиболее активно процессы консолидации будут происходить на национальном уровне. Объем трансграничных сделок М&А, скорее всего, напротив, несколько сократится вследствие отмеченной выше тенденции к замедлению темпов роста международного банковского бизнеса. Ускорение внутренней консолидации капитала во многом будет связано с поддержкой этих процессов со стороны государств, заинтересованных в повышении эффективности и международной конкурентоспособности банковского сектора. Характерно, что почти все крупнейшие банковские сделки слияния и поглощения, реализованные за рубежом в 2008 г. - начале 2009 г., носили именно внутренний характер. При этом большинство из них было осуществлено при финансовом содействии властей, в частности, предоставивших банкам-покупателям средства на пополнение капитала.

В целом, как прогнозирует большинство экспертов, после кризиса произойдет определённая смена приоритетов в работе банков. Они будут в большей степени ориентироваться на минимизацию рисков, повышение прозрачности и управляемости бизнеса, чем на ускоренное наращивание активов и прибыли за счёт использования финансовых инноваций, высоких кредитных рычагов, диверсификации и глобализации операций, что зачастую имело место раньше. Кредитно-инвести-ционная политика банков станет более осторожной и ответственной. Банковские модели приблизятся, по крайней мере в первые посткризисные годы, к своим классическим образцам, основанным на привлечении розничных депозитов и выдаче кредитов населению и корпорациям.

Подобные перемены, хотя и приведут к некоторому сокращению масштабов кредитной экспансии банков, особенно международной, позволят оздоровить ситуацию в мировой банковской системе, избавиться от многих накопившихся за годы бурного роста диспропорций и укрепить её долгосрочную стабильность. Этому же будет содействовать подготавливаемая странами G20 реформа регулирования финансовых рынков. В её рамках планируется, в частности, усилить требования к достаточности собственного капитала и ликвидности банков. Предполагается также сформировать на глобальном уровне систему макропруденциально-

го надзора, которая позволяла бы осуществлять на постоянной основе мониторинг важнейших международных и национальных рынков, в том числе кредитов, ценных бумаг, недвижимости и сырья с целью раннего выявления образующихся на них ценовых «пузырей» и других системных факторов риска, способных привести к рыночной дестабилизации. Основную роль в обеспечении функционирования данной системы будут играть МВФ и Совет по финансовой стабильности - новый орган, созданный по решению Лондонского саммита G20. Кроме того, будет усилен межгосударственный контроль за деятельностью крупнейших транснациональных банков. С этой целью к концу первого квартала 2009 г. для 28 ведущих финансово-банковских групп мира были созданы надзорные коллегии, включающие в себя представителей финансовых регуляторов стран, где эти группы наиболее активно проводят свои операции.

Российский банковский сектор

в условиях глобального кризиса

и государственные меры по его поддержке

Глобальный кризис не мог не отразиться на российском банковском секторе. Из-за быстрого ухудшения конъюнктуры международных рынков капитала отечественные банки уже в начале 2008 г. лишились возможности привлекать в прежних объёмах иностранные займы, которые за последние годы превратились в один из основных источников поддержания их ликвидности и фондирования долгосрочных кредитных операций. К началу 2008 г. примерно каждый четвёртый рубль, формировавший банковские пассивы, был привлечён из-за рубежа. Основной удар по национальному банковскому сектору мировой кризис нанёс в сентябре-октябре минувшего года. Рост напряжённости в глобальной финансовой системе спровоцировал массовый вывод капитала нерезидентов

30 23

1-04 1-05 1-06 1-07 1-03 1-09

ШВПрирост иностранных пассивов, млрд долл. в квартал {левая шкала)

-Иностранные пассивы, % от общего объема

привлеченных ресурсов (правая шкала)

Рис. 11. Иностранные пассивы российских банков в 2004-2008 гг., поквартально Рассчитано по данным Банка России

из России и обвал отечественного фондового рынка, капитализация которого рухнула более чем в четыре раза - до уровня 2003 г. (см. рис. 11, 12). Стремительное обесценение акций и облигаций, активно использовавшихся банками для проведения сделок репо, буквально парализовало работу межбанковского рынка.

Многие российские банки, лишившись привычных источников фондирования кредитных операций, были вынуждены резко сократить их объёмы. К началу 2009 г. темпы прироста совокупного кредитного портфеля отечественных банков упали по сравнению с началом 2008 г. более чем на треть -до 34% в год. При этом только в сентябре-ноябре падение составило более 10 п.п. (см. рис. 13). Ещё одним значимым фактором снижения кредитной активности банков стал повсеместный рост кредитных рисков. Уровень просроченной задолженности вырос за последние полгода более чем в два раза - почти до 4% совокупного кредитного портфеля российских банков (более 725 млрд руб.) (см. рис. 14). Главной причиной повышения кредитных рисков стало существенное ухудшение финансового положения отечественного корпоративного сектора, столкнувшегося в условиях кризиса со снижением спроса и падением цен на выпускаемую продукцию.

В ответ на резкое ухудшение ситуации в отечественном банковском секторе во второй половине 2008 г. государство оперативно реализовало крупный пакет антикризисных мер, сконцентрированный на четырёх основных направлениях. Во-первых, на повышении уровня ликвидности банковского сектора, для чего были кардинально увеличены объёмы рефинансирования кредитных организаций. Во-вторых, на преодолении кризиса доверия путём увеличения максимальной суммы страхового возмещения по вкладам граждан с 400 до 700 тыс. руб., а также предоставления крупней-

янв апр июл окт янв апр

■ Высоколиквидные активы, млрд руб. (левая шкала)

— Высоколиквидные активы, % от совокупных активов (правая шкала}

Рис. 12. Показатели банковской ликвидности в 2008-2009 гг. Рассчитано по данным Банка России

60

янв апр июл окт янв апр

— Кредиты предприятиям

— Кредиты населению

Рис. 13. Темпы прироста банковского кредитования в 2008-2009 гг., % в год Составлено по данным Банка России

шим банкам-кредиторам гарантий частичной компенсации потерь по сделкам на межбанковском рынке. В-третьих, на укреплении капитальной и ресурсной базы системообразующих банков страны за счёт предоставления им через Внешэкономбанк субординированных кредитов, а также размещения в них средств госкорпораций. В-четвёртых, на предотвращении банкротства крупнейших кредитных организаций посредством оказания им адресной поддержки. Общий объём финансовой помощи, предоставленной Правительством РФ и Банком России отечественным кредитным институтам, превысил в начале 2009 г. 5 трлн руб. или 10% российского ВВП (см. табл. 5). В целом программа государственной поддержки отечественного банковского сектора оказалась схожей по характеру и сопоставимой по масштабам с действиями, предпринятыми развитыми странами по стабилизации национальной банковской индустрии. Реализация государством в сжатые сроки широкого пакета антикризисных мер дала возможность банкам восполнить острый дефицит ликвидности, нормализовать работу межбан-

100 1,0 янв апр июп окт янв апр

■I Просроченная задолженность, млрд руб, (левая шкала)

-Просроченная задолженность,

% от всех выданных кредитов (правая шкала)

Рис. 14. Динамика качества банковских активов в 2008-2009 гг. Составлено по данным Банка России

ковского рынка, предотвратить массовый отток вкладов и отчасти компенсировать утрату доступа к внешним источникам финансирования.

Финансовая помощь государства позволила также предотвратить резкое падение основных показателей банковского сектора России в конце 2008 г. - начале 2009 г. Темпы прироста банковских активов по итогам первого квартала текущего года составили 34% в годовом исчислении, кредитования реального сектора - 28%. Вместе с тем, по оценкам экспертов, из-за серьёзного замедления прироста ресурсной базы банковскому сектору России не удастся сохранить указанную динамику. К концу 2009 г. темпы прироста активов могут снизиться по сравнению с нынешними более чем вдвое - до 15-18% в год. Основные ресурсные ограничения, которые будут сдерживать рост национальных банков, связаны с уменьшением притока частных вкладов, обусловленным снижением доходов населения, а также сокращением внешних источников фондирования в результате масштабных выплат по международным займам. В 20092010 гг. банкам предстоит выплатить в счёт пога-

Таблица 5

Меры Правительства РФ и Банка России по поддержке банковского сектора в 2008-2009 гг.

Основные меры Объём выделяемых финансовых ресурсов

Снижение нормативов обязательных резервов 380 млрд руб.

Увеличение объёмов рефинансирования Банком России кредитных организаций 3 трлн руб.

Предоставление субординированных кредитов коммерческим банкам 750 млрд руб.

Размещение Минфином России в банках временно свободных средств федерального бюджета до 1 трлн руб.

Размещение в банках временно свободных средств госкорпораций 430 млрд руб.

Увеличение уставного капитала АСВ, АИЖК, Внешэкономбанка около 500 млрд руб.

Адресная поддержка проблемных кредитных организаций 260 млрд руб.

Государственные гарантии по кредитам предприятиям реального сектора 300 млрд руб.

Составлено по данным Правительства РФ, Минфина России, Банка России, российских информационных агентств

шения обязательств перед иностранными кредиторами более 75 млрд долл., что эквивалентно двенадцатой части всех имеющихся у них активов.

Замедление динамики роста банковского сектора будет сопровождаться уменьшением доходности кредитных организаций и ухудшением качества их активов. Основными факторами снижения рентабельности банков в 2009-2010 гг. будут выступать удорожание ресурсной базы и увеличение расходов, связанных с наращиванием резервов на возможные потери по ссудам. Так, только за последние полгода стоимость фондирования российских банков выросла более чем в полтора раза - до 11-14% годовых в рублях. В свою очередь, уровень проблемной задолженности к концу года может достигнуть 12-15% кредитного портфеля банков. Таким образом, российские банки впереди ждут непростые времена. Осознавая это, ведущие отечественные банки сегодня активно формируют резервные фонды, реструктурируют кредитные портфели, оптимизируют бюджеты. Все это поможет им встретить новые волны кризиса, если они будут, что называется, «во всеоружии». Более того, пройдя через суровые испытания, банковский сектор оздоровится. В нём останутся наиболее устойчивые и жизнеспособные кредитные организации. Кризис стимулирует процессы консолидации и концентрации банковского капитала, которые позволят существенно повысить эффективность национальной банковской системы. В итоге, по мнению экспертов, в 2009-2010 гг. будут сформированы основные контуры посткризисного развития российского банковского сектора.

Стратегические задачи и основные направления развития национального банковского сектора

За предшествовавшие кризису девять лет банковский сектор совершил колоссальный рывок в своём развитии. Активы банков выросли с 2000 г. в 12 раз и достигли к началу 2009 г. 28 трлн руб. (см. табл. 6). Их объём по отношению к ВВП увеличился вдвое - до 68%. Корпоративный кредитный портфель российских банков за последние девять лет вырос почти в 30 раз, кредиты населению - более чем в 100 раз. Банковское кредитование стало важным фактором расширения внут-

ренних инвестиций и потребительского спроса. В результате российские банки начали превращаться в полноценных финансовых посредников, обеспечивающих трансформацию сбережений в долгосрочные инвестиции и кредиты, а банковский сектор в целом стал вносить значительный вклад в обеспечение роста национальной экономики. Однако, несмотря на достижения последних лет, нынешний уровень развития отечественного банковского сектора ещё не соответствует тем масштабным задачам, которые стоят перед российской экономикой. По соотношению банковских активов и кредитов к ВВП Россия по-прежнему заметно уступает большинству ведущих стран мира. Доля кредитов банков в финансировании инвестиций в основной капитал хотя и существенно выросла за последние годы, но пока так и не превысила 10%. Более 50 миллионов россиян лишены доступа к банковским услугам, менее 10% населения пользуется банковскими картами. Банковская ипотека, объём которой в развитых странах достигает 3040% ВВП, а в ведущих развивающихся государствах - 10-15% ВВП, в России не превышает 3%.

Учитывая ключевое значение банковского сектора в экономике страны, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. перед ним поставлены серьёзные задачи. Предусматривается, в частности, повышение уровня банковского кредитования экономики до 80-85% ВВП в 2020 г., а также увеличение вклада банков в финансирование инвестиций до 20-25% в 2020 г. Одновременно банкам предстоит решать такие важнейшие, в том числе с социальной точки зрения, задачи, как повсеместное обеспечение предприятий и населения регионов доступными банковскими услугами, ускоренное развитие массовой ипотеки, кардинальное расширение кредитования малого бизнеса. Решить эти масштабные задачи будет крайне сложно без преодоления сложившихся в банковском секторе России структурных дисбалансов, которые предельно чётко выявил нынешний кризис. В этой связи наиболее значимыми, стратегическими направлениями развития банковской системы страны в посткризисный период станут: расширение ресурсной и капитальной базы отечественных банков за счёт внутренних источников; наращивание их капита-

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Активы, трлн руб. 2,4 3,2 4,1 5,6 7,1 9,7 14 20 28

Активы, % ВВП 32 35 38 42 42 45 52 61 68

Кредиты, трлн руб. 0,8 1,2 1,6 2,3 3,9 5,5 8,0 12 16

Кредиты, % ВВП 10 13 15 17 23 25 30 37 40

Кредиты, % активов 32 37 38 41 55 56 58 61 59

Составлено по данным Банка России

Таблица 6

Ключевые показатели деятельности банковского сектора РФ в 2000-2008 гг.

лизации; развитие механизмов государственно-частного партнёрства при финансировании приоритетных инвестиционных программ; ускорение процессов консолидации национального банковского капитала; укрепление позиций российских банков за рубежом.

Проблема привлечения долгосрочных финансовых ресурсов внутри страны традиционно является одной из наиболее острых для отечественных банков. В последние годы в России менее 50% всех ссуд со сроком свыше 3 лет фондировалось за счёт внутренних источников, остальные обеспечивались иностранными пассивами. Это обстоятельство ставит доступность долгосрочных кредитов для предприятий и населения в прямую зависимость от конъюнктуры глобальных рынков капитала. Дефицит внутренних финансовых источников выступает также одним из главных факторов низкой капитализации отечественных банков, вследствие которой лишь каждая шестая кредитная организация в России способна выдать ссуду объёмом более 300 млн руб. исходя из норматива риска на одного заёмщика. Учитывая это, одной из ключевых задач развития банковского сектора России в посткризисный период становится максимально полное вовлечение в банковский оборот всех имеющихся в стране финансовых ресурсов, в первую очередь сбережений населения. Добиться этого можно, лишь последовательно повышая в обществе уровень доверия к отечественным банкам. Как показал кризис, уровень такого доверия сегодня не столь уж низкий, даже несмотря на весь негатив, выливаемый на банки многими СМИ. Об этом убедительно свидетельствует динамика вкладов населения. В первом квартале 2009 г. они выросли почти на 5%. Для сравнения, в первом квартале 2008 г., когда в России о мировом кризисе еще мало кто слышал, этот показатель составлял только 3%.

Как показывает зарубежный опыт, необходимым условием успешного решения стоящих перед банковским сектором стратегических задач выступает создание эффективных механизмов государственно-частного партнёрства. Такое партнёрство, прежде всего, предполагает совместное участие коммерческих банков и государства в финансировании крупных инвестиционных проектов, приоритетных отраслей и секторов экономики, социальной сферы. Взаимодействие с государством предоставляет банкам возможность укрепить ресурсную базу, нарастить объёмы активных операций и снизить кредитные риски, а государству - стимулировать инвестиционную активность в стране, повысить темпы роста и устойчивость самого банковского сектора. В России полноценные механизмы государственно-частного партнёрства в финансово-банковской сфере начали складывать-

ся лишь в середине 2000-х годов, когда активно заработали Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) и Россельхозбанк, были созданы Инвестиционный фонд РФ и Банк развития. Глобальный кризис невольно сыграл роль катализатора этого процесса, кардинально расширив взаимодействие государства и финансовых институтов. В частности, государство впервые предоставило ведущим банкам крупные субординированные кредиты (в размере более 700 млрд руб.). В результате в России в ходе кризиса были заложены многие важные формы государственно-частного партнёрства в банковской сфере. В посткризисный период требуется их дальнейшее всемерное развитие, в частности, за счёт более активного использования механизмов государственных гарантий по банковским кредитам, в том числе малому бизнесу; организации софинансирования крупных инфраструктурных проектов; создания совместных (гибридных) фондов прямых и венчурных инвестиций; рефинансирования стандартных видов ссуд, прежде всего ипотечных, путём их выкупа у банков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чрезмерная распыленность банковского капитала среди множества зачастую экономически неэффективных банков - ещё одна застарелая проблема национального банковского сектора. Сегодня из 1100 действующих российских кредитных организаций лишь каждая десятая располагает собственным капиталом в 100 и более млн евро - уровнем небольшого европейского банка. В то же время у каждого третьего отечественного банка капитал не превышает 5 млн евро. Такое большое количество мелких институтов резко снижает эффективность всей системы финансового посредничества в России: как показывают расчёты, у небольших кредитных организаций доля не используемых в кредитовании активов в среднем втрое выше, чем у ведущих банков. Развитие процессов консолидации долгое время сдерживалось отсутствием в России жёстких требований к минимальному размеру капитала действующих банков. В этой связи принятие в начале 2009 г. поправок в закон «О банках и банковской деятельности», устанавливающих такие нормы, является хотя и жёсткой, но необходимой мерой, которая должна помочь очистить отечественный банковский сектор от слабых, недокапитализированных кредитных институтов. Взятый государством курс на консолидацию банковского капитала в России необходимо продолжать и в последующие годы. Этому, прежде всего, способствовало бы дальнейшее поэтапное повышение требований к минимальному размеру капитала действующих банков до 15-20 млн евро, что соответствовало бы существующей во многих ведущих странах регулятивной практике. Кроме того, власти могли бы стимулировать совершение

наиболее значимых для развития национального финансового сектора сделок слияния и поглощения отечественных кредитных организаций, в том числе путём предоставления им субординированных кредитов и иных форм господдержки. Такая практика достаточно широко используется за рубежом, в том числе в ходе нынешнего кризиса.

Ещё одной стратегической задачей, которую государству и банковскому сообществу предстоит решать в посткризисный период, выступает всемерное укрепление влияния российских банков в мировой финансовой системе. Несмотря на успехи, достигнутые в последние годы отечественным банковским сектором, его позиции в глобальных финансах остаются ещё весьма непрочными. Это, как убедительно показал нынешний кризис, делает нашу банковскую систему и всю национальную экономику весьма уязвимыми к неблагоприятным внешним воздействиям. Значимость целенаправленной работы в данном направлении определяется ещё и тем, что под влиянием кризиса заметно ускорятся масштабные процессы перераспределения сил в глобальных финансах в пользу новых экономических лидеров - Китая, Индии, Бразилии, других крупнейших развивающихся государств. Для России исключительно важно быть в авангарде этих процессов, чтобы не оказаться после кризиса на периферии финансового мира.

Можно отметить два ключевых направления укрепления международных позиций национальных банков. Во-первых, это создание международного финансового центра в Москве, ядром которого стал бы крупный банковский центр регионального или даже глобального значения. Он притягивал бы к себе капиталы из близлежащих стран, а также средства западных инвесторов, заинтересованных в работе на постсоветском пространстве. Вторым важнейшим направлением повышения роли отечественного банковского сектора в мировых финансах выступает расширение внешней экспансии национальных банков. Освоение новых перспективных рынков необходимо как для самих банков, так и для государства в целом. Усиление присутствия национальных банков за рубежом содействовало бы активному привлечению иностранного капитала в Россию, созданию более комфортных условий для продвижения отечественных предприятий на внешние рынки, ускорению процессов интернационализации рубля. Учитывая это, государство в перспективе могло бы оказывать всестороннюю поддержку национальным банкам, инвестирующим в развитие заграничной сети, в том числе путём предоставления им кредитов и гарантий для приобретения долей участия в иностранных финансовых институтах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

2. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году. - М.: Минэкономразвития РФ, 2009.

3. Обзор финансовой стабильности. 2008 год. - М.: Банк России, 2009.

4. Обзор банковского сектора РФ. № 79. - М.: Банк России, 2009.

5. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2008 году. - М.: Банк России, 2009.

6. 2009 Industry Outlook: Banking & Securities Challenging Times, Emerging Opportunities. - Deloitte, January 2009.

7. Crisis and Recovery // World Economic Outlook. April 2009. IMF.

8. Financial Stability Report. October 2008. Issue No. 24. - Bank of England, 2008.

9. Financial Stability Review. December 2008. - ЕСВ, 2008.

10. Financial Stress, Downturns, and Recoveries // World Economic Outlook. October 2008. IMF.

11. Financial Stress and Deleveraging: Macro-Financial Implications and Policy // Global Financial Stability Report. October 2008. IMF.

12. Responding to the Financial Crisis and Measuring Systemic Risks // Global Financial Stability Report. April 2009. IMF.

13. Segoviano M., Goodhart Ch. Banking Stability Measures // IMF Workng Paper. WP/09/4.

14. The day after tomorrow. A PricewaterhouseCoopers perspective on the global financial crisis. - PWC, 2009.

15. The Future of the Global Financial System. A Near-Term Outlook and Long-Term Scenarios. - World Economic Forum, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.