Система сбапансированныхпоказателей
А.Н.Зайцев
торых будет оцениваться достижение этих целей. Стратегические карты разрабатываются на каждом уровне управления предприятия, учитывая направленность деятельности подразделения (производство, финансы, планирование и др.). Из отдельных карт создается общая стратегическая карта предприятия, что позволяет уввдеть каждому подразделению свою роль в достиже -нии поставленных перед предприятием целей. Повышает ответственность подразделений за невыполнение поставленных перед ним задач.
Неверно понимать концепцию сбалансированных показателей как простое суммирование финансовых и нефинансовых показателей деятельности предприятия. Она подразумевает фокусирование на стратегиях и их деление на стратегические цели Эти цели детально отображают различные аспекты стратегии
Систему сбалансированных показателей успешно используют такие мировые лидеры биз -неса, как Coca-Cola Company, General Electric, L’Oreal, BMW, Boeing, British Petroleum, Samsung
Ексйхга^ и другие. В России систему сбалансированных показателей заметили недавно. Внедрение данной концепции начали российские предприятия. Среди них ОАО «ЛУКойл», ОАО «Северсталь», ОАО «Белгородэнерго».
В России у концепции сбалансированных показателей большое будущее. Однако система должна разрабатываться под каждое конкретное предприятие. Так, для металлургической отрасли, по нашему мнению, четыре авторские проекции! следует дополнить такими группами показа -телей, которые будут оценивать технологию и техническую оснащенность; взаимодействие и отношения предприятия с государством (налоговые платежи, социальная ответственность, экология и др.). Добавление индикаторов, оценива-ющих технологию, обусловлено отраслевыми особенностями металлургии А политическая обстановка в стране обусловливает необходимость анализа индикаторов, отражающих отношение между предприятием и государственными структурами.
УДК 338.45:669.1
С. В. Кучмий, В. И. Кеба
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА СТАЛИ
На протяжении последних лет наблюдается подъем мировой сталелитейной отрасли. Бурный рост спроса стимулирует увеличение производ-ства стали быстрыми темпами. По данным Международного института чугуна и стали в 2004 году мировое производство стали уже превысило рубеж в 1 млрд т и нет никаких сомнений, что этот рост продолжится.
Наибольший вклад в динамичный рост миро -вого производства стали вносят страны ЮгоВосточной Азии. Их удельный вес в мировом производстве составляет около 48%. В частности, крупнейший в мире производитель металла - Китай еще больше укрепил свои позиции лидера, увеличив производство стали в 2004 году на 23,2% до 272,5 млн т. Это составляет 25,8% всего объема произведенной в мире стали Вклад Китая в общемировой годовой прирост ее выплавки составляет около 75%.
Также одним из крупнейших мировых производителей стали является Япония, которая произвела 112,7 млн т (рост 2% по сравнению с показателями 2003 года). Южная Корея -
47,5 млнт (рост 2,6%). Россия занимает 4 место в производстве стали - 64,3 млн т (рост 4,5%)
Среди стран других регионов мира крупнейшими производителями стали являются США -
98,5 млнт (рост 5,2%) и Германия - 46,4 млнт (рост 3,6%).
Рост мировой экономики привел к увеличе-нию выпуска металлопродукции в большинстве развитых стран. На долю Европейского союза с присоединением новых стран-членов теперь приходится более 19% производства стали. Сре-ди стран "восьмерки" наивысший годовой прирост показали черная металлургия Великобритании (8,9%), США (7,1%) и Франции (6,6%).
Тем не менее, даже такой рост производства не в состоянии полностью удовлетворить растущий спрос. Мировое потребление стали неуклонно растет на протяжении последних 5 лет. За 2004 год оно выросло на 8,8% по сравне-нию с 2003 годом, достигнув нового рекордного уровня в 935 млнт готового проката. Китай по-прежнему является крупнейшим потребителем металлопроката - 28% всего проката в мире.
Такой дисбаланс спроса и предложения привел к существенному росту мировых пен на металлопрокат . За последние три года мировой уровень цен вырос более чем в 2 раза. Другим важ-
МАРКЕТИНГ
ным фактором, способствующим росту цен, стал дефицит сырья. Мировая металлургия вступила в новый период своего развития, в котором цены определяются не только балансом спроса и предложения на металлопродукцию, но и балансом спроса и предложения на сырье (металлолом, уголь, руду). В этом черная металлургия становится похожей на производство алюминия и меди.
Рост производства стали в мире растет настолько высокими темпами, что это привело к взлету цен на сырье, в том числе на металлолом. Рост цен на металлолом, в свою очередь, приводит к желанию покупателей и трейдеров держать свои запасы металлопроката на достаточно высоком уровне, несмотря на рост цен. Таким образом, страх покупателей перед дальнейшим ростом пен обеспечивает производителей заказами и позволяет им компенсировать увеличение из -держек за счет потребителей
Но такая ситуация на рынке не может продолжаться долго. Уже сейчас можно заметить признаки замедления темпов роста потребления стали в мире. В 2005-2006 гг. рост мирового потребле-ния стали продолжится, но его темп снизится примерно до 5% и 3,5% соответственно (против 8,8% в 2004 году). Он замедлится во всех регионах мира. В Западной Европе рост практически прекратится к 2007 году, а в Китае и странах бывшего СССР темп прироста снизится, но останется на достаточно высоком уровне. В целом, потребление стали в мире, вероятно, вырастет на 6% в 2005 году против 8,8% в 2004 году.
Темпы роста производства стали в мире также будут замедляться. Но в Китае продолжится ввод новых производственных мощностей, что обеспечит ежегодный прирост производства более 10% в год. В будущем доля Китая в мировом производстве стали только увеличится.
Следующие несколько лет Китай по-прежнему будет определять развитие мировой стальной ивдустрии В 2005 году Китай произведет более 300 млнт стали, хотя в 2000 году его производ-ство составляло 129 млнт. Таким образом, сред -негодовой темп прироста за последние 4 года составил около 20%.
Высокий рост производства стали в Китае стимулируется ростом внутреннего потребления. Однако спрос на металлопродукцию не может расти такими высокими темпами в течение долгого времени По показателю потребления стали на душу населения Китай уже приближается к уровню развитых стран Азии, а при сохранении текущих темпов роста превысит его уже в 2006 году. При этом в мире на протяжении 20 лет прослеживается устойчивая тенденция снижения
среднедушевого потребления стали в развитых ивдустриальных странах.
Разумеется, потребление стали в Китае может превысить и превысит этот средний уровень, но опыт других стран, в частности динамика потреб -ления стали в Японии за последние 30 лет, пока -зывает, что после роста показателя потребления стали на душу населения сверх среднего для развитых стран уровня следует его корректировка в сторону понижения. Поэтому можно предположить , что после проведения летней Олимпиады 2008 года спрос на металлопродукцию в Китае может начать снижаться уже с 2009 года.
Снижение уровня потребления неизбежно приведет к переизбытку металлопродукции на внутреннем рынке Китая, что, в свою очередь, повлечет увеличение экспорта. Уже в 2004 году, несмотря на бурный рост металлопотребления, который из года в год составляет более 20%, Китай впервые стал нетто-экспортером стальных полуфабрикатов и сортового проката. Не вызывает никаких сомнений, что в ближайшие годы Китай станет и нетто-экспортером г/к рулонов.
С высокой долей вероятности можно утверждать, что в скором будущем дефицит металлопроката в мире подовдет к концу. В пользу этого предположения говорит, во-первых, уровень производства стали в мире, который с каждым годом все больше приближается к уровню спроса и в будущем превысит его. Во-вторых, Китай превращается из крупнейшего в мире нетто-импортера металлопродукции в нетто-экспор-тера. В-третьих, уровень спроса на сталь в мире уже нельзя назвать ажиотажным и в будущем рост спроса будет только замедляться. В-четвертых, емкость рынка стабилизируется, в то время как в ивдустрии резко растут издержки.
Эти факторы приведут к тому, что, с одной стороны, мировые цены на металлопрокат могут начать снижаться уже в ближайшие два года, а с другой - все еще растущий спрос и высокие цены на сырье помешают обвалу цен Снижение цен будет достаточно плавным. Вслед за экспортными последуют и внутренние цены на ме -таллопрокат, но их снижение будет более слабым и с заметным временным лагом.
Снижение мировых цен на сталь при высоких издержках производства заставит производителей пересмотреть свои инвестиционные и производ -ственные планы. И в первую очередь это коснется китайских металлургических предприятий. При существенном снижении мировых экспортных цен экспорт Китая будет снижаться. Это произойдет из-за потери прибыли от экспортных поставок, так же как и в остальном мире, но китайские про-
Перспективы развития мирового рынка стали
С.В.Кучмий, В.И.Кеба
изводигели особенно сильно зависят от импорта сырья и нехватки ресурсов внутри страны. Сталелитейная ивдустрия составляет около 11% ВВП Китая, и правительство страны захочет использовать ограниченные энергоресурсы и перегруженную транспортную инфраструктуру для компенсации потерь с помощью других отраслей экономики. Кроме того, может начаться новая волна антидемпинговых процессов против экспортеров металлопроката, и правительство Китая может не захотеть вступать в эту борьбу.
Грядущие перемены на мировом рынке стали окажут сильное воздействие на мировую торгов -лю металлопрокатом. Мировой объем торговли металлопродукцией практически непрерывно рос с 1997 года. В 2004 году он вырос на 4,4% до уровня 263 млн т и составил 28% в мировом потреблении Главным катализатором этого роста был рост импорта со стороны Китая. Но, не -смотря на ожидаемый рост мирового потребле-ния металлопроката, в ближайшие годы объем мировой торговли и ее доля в мировом потреб -лении будут сокращаться в связи с вводом новых мощностей в регионах-импортерах стали Так, импорт стали Китаем сократился за 2004 год на 24% и продолжит снижаться дальше.
Если на протяжении последних нескольких лет мировая торговля была ориентирована на Китай как на крупнейшего потребителя стали, то в настоящее время со снижением Китаем и Азиатским регионом в целом импорта крупнейшими потребителями на мировом рынке становятся развивающиеся страны, прежде всего страны Ближнего Востока. Помимо них в ближайшие годы потребление стали также будет расти в Северной Америке. Западная Европа одновременно является и нетто-экспортером, и крупным потребителем стали, в ближайшие годы импорт проката этим регионом будет расти и практически сравняется с объемом экспорта, который будет сокращаться.
Направления движения металлопотоков в мировой торговли постоянно меняются. Очеред-ное изменение коснется всех крупных экспортеров стали в мире, в том числе России и других стран СНГ. На фоне происходящих в мире изменений страны СНГ демонстрируют стабильное наращивание объемов экспорта, являясь неизменными нетто-экспортерами стальной продукции еще со времен СССР.
В следующие несколько лет привлекательность Юго-Восточного региона Азии как потре -
бигеля российского проката будет постепенно снижаться. Поэтому российским производите -лям, ориентировавшимся на экспорт в этот регион в течение последних лет, уже сейчас необходимо планировать изменение своей региональ -ной структуры экспорта в сторону стран Ближнего Востока. Этот регион демонстрирует высокие темпы роста потребления стали! при низкой обеспеченности собственным прокатом. Кроме того, в этом регионе российские производители получают конкурентное преимущество за счет своего географического положения.
Однако в свете грядущего перенасыщения рынка стального проката следует ожвдать серьезного ужесточения конкуренции среди произ-водителей. В ситуации перепроизводства сильно возрастает влияние потребителей на рынок. Этому способствует и малое число крупных потребителей проката в отдельных отраслях промышленности (например, в автомобильной отрасли). В металлургической отрасли, напротив, очень много производителей, каждый из которых не способен оказывать сколь-либо существенного влияния на рынок. Ситуация также усугубляется высокой степенью консолвдации среди крупнейших мировых поставщиков сырья. Это не позволит металлургическим компаниям снизить издержки! производства при падении мировых цен на сталь и приведет к существенному снижению их прибыли.
Многим металлургическим компаниям, в том числе и российским, уже сейчас стоит задуматься о возможностях интеграции в крупные транс -национальные компании с большой долей рынка и географией сбыта. В перспективе на мировом рынке могут образоваться несколько металлургических компаний с объемом производства до 100 млнт и доходом в десятки миллиардов долларов в год.
В настоящее время примером успешных слияний может служить корпорация Mittal Steel, объем производства которой по прогнозам скоро достигнет 70 млнт стали в год. Предприятия этой ком -пании находятся в 14 странах мира на 4 континентах, которые объединены в единую сеть. Создание системы поставок сырья, при которой можно перенаправлять потоки ресурсов между предприятиями, и развитая система взаимодействия между заводами позволили компании добиться значительного снижения производственных затрат и повысить эффективность сбыта.