ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖХОЗЯЙСТВЕННЫХ
СЕЛЬСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ
УЗБЕКИСТАН
1 2 Салимова Б.Д. , Худайкулов Р.М.
Email: Salimova17162@scientifictext.ru
1Салимова Барно Джамаловна - кандидат технических наук, доцент; 2Худайкулов Рашидбек Мансуржонович - доктор философии в области технических наук,
доцент,
кафедра изысканий и проектирования автомобильных дорог, Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрена роль и перспективы развития транспортной инфраструктуры для агропромышленного комплекса Республики Узбекистан. Обозначена актуальная проблема недостаточно интенсивного развития дорожной сети, что в свою очередь сдерживает темпы социально-экономического развития сельского хозяйства. В статье намечены пути совершенствования строительства межхозяйственных сельских автомобильных дорог. Отмечена необходимость совершенствования норм и правил планирования, строительства и ремонта дорог сельскохозяйственного назначения.
Ключевые слова: дорожное полотно, межхозяйственные автомобильные дороги, сельское хозяйство, транспорт.
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF INTER-FARM RURAL HIGHWAYS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN Salimova B.D.1, Hudaykulov R.M.2
1Salimova Barno Djamalovna - PhD in Engineering, Associate Professor; 2Hudaykulov Rashidbek Mansurzhonovich - PhD in Engineering, Associate Professor, EXPLORATION AND AUTOMOBILE ROAD DESIGNING DEPARTMENT, TASHKENT STATE TRANSPORT UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article examines the role and prospects for the development of transport infrastructure for the agro-industrial complex of the Republic of Uzbekistan. The urgent problem of insufficiently intensive development of the road network is outlined, which in turn hinders the pace of socio-economic development of agriculture. The article outlines the ways to improve the construction of inter-farm rural highways. The need to improve the norms and rules ofplanning, construction and repair of agricultural roads is noted. Keywords: roadbed, inter-farm highways, agriculture, transport.
УДК 691.32
DOI: 10.24411/2304-2338-2021-10509
Сельское хозяйство занимает одно из важнейших мест в экономике Узбекистана. Аграрный комплекс не только обеспечивает население продуктами питания, но и является поставщиком сырья для промышленности страны. Динамично растет численность трудоспособного сельского населения. Обеспечение занятости, рост доходов, повышение благосостояния и качества жизни населения сельской местности зависят от успешного развития сельского хозяйства и предпринимательства на селе. В
свою очередь, темпы и результаты развития инфраструктуры агропромышленного комплекса, уровень экономических достижений сельского хозяйства во многом определяются развитием сети межхозяйственных сельских автомобильных. В Узбекистане только в 2017 - 2018 годах в рамках Программы развития региональных автомобильных дорог было отремонтировано более 4 000 километров межхозяйственных сельских автомобильных дорог [1]. Однако, потребность в развитии и совершенствования сети межхозяйственных сельских автомобильных дорог остается актуальной.
Автомобильный транспорт является важнейшим элементом в составе инфраструктуры агропромышленного комплекса, автомобильный подвижной состав перевозит более 80% сельскохозяйственных грузов. На сегодняшний день основной задачей является полное и своевременное удовлетворение нужд сельскохозяйственного производства и сельского населения в перевозках [2]. Поэтому кроме создания новых сельхозпредприятий, необходима активная работа по ускорению развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
Оптимизация развития межхозяйственной дорожной сети, создание и поддержание ее на высоком уровне в соответствии с потребностями агропромышленного комплекса становится необходимым условием эффективного функционирования транспортного комплекса сельского хозяйства в целом [3].
Сегодня, насущной проблемой в нашей стране является отклонение темпов развития межхозяйственной дорожной сети от темпов социально-экономического развития агропромышленного комплекса, в результате которого предприятия сельского хозяйства и население страны несут значительные экономические потери. Результаты исследований говорят о том, что в районах с неудовлетворительно развитой сетью автодорог показатели аграрного производства оказываются 2-3 раза хуже, в отличие от районов с развитой дорожной сетью [4]. Это приводит к росту части транспортной составляющей в себестоимости продукции, сдерживанию темпов роста производительности труда в сельскохозяйственной отрасли. Отставание в развитии дорожной сети, неудовлетворительное состояние некоторых участков внутрихозяйственных автомобильных дорог становится препятствием для развития национальной экономики.
С целью эффективной оптимизации строительства дорог, необходимо обеспечить уточнения и изменения в существующем подходе к проектированию новых, реконструкции и капитальному ремонту действующих межхозяйственных автомобильных дорог, используемых аграрной отраслью. Нормы и правила при планировании, строительстве и ремонте дорог сельскохозяйственного назначения должны обеспечивать быстрое строительство и высокое качество дорожного полотна, с длительным сроком эксплуатации. Для достижения намеченных целей, при проектировании необходимо:
• обеспечить использование максимально возможного количества местных строительных материалов;
• стремиться к оптимизации количества слоев;
• обеспечивать соответствие конструкции дорожной одежды технологии ее строительства, стремиться к сокращению количества типов дорожных одежд, имеющих схожие характеристики: одинаковые технологии строительства, показатели прочности и технико-экономическим критерии. При расчете дорожных одежд на прочность необходимо рассматривать перспективную интенсивность движения автотранспорта разного вида, которую необходимо приводить к интенсивности воздействия расчетной нагрузки на одну максимально нагруженную полосу проезжей части;
• учитывать категорию дороги, состав транспортного потока, интенсивность движения. Расчетную интенсивность движения при проектировании дороги необходимо принимать в обоих направлениях суммарно на основе данных
экономических изысканий. При этом за расчетную следует принимать среднесуточную интенсивность движения за расчетный сезон (зима, лето);
• учитывать природно-климатические и гидрогеологические [5] характеристики местности (в том числе и при возведении высоких насыпей);
• предусматривать вероятность последующего поэтапного усиления, расширения и повышения класса автомобильной дороги [6];
• для обеспечения высокого качества дорожного полотна, достижения устойчивой прочности покрытия дорог с повышенной интенсивностью движения и активным передвижением крупнотоннажного транспорта необходимо тщательно выбирать составы покрытий, для удовлетворения ряда вышеуказанных условий очевидно преимущество цементобетона [7].
Для того, чтобы внутрихозяйственные автомобильные дороги выдерживали актуальную интенсивность нагрузки, необходима разработка и практическое внедрение в жизнь норм, обеспечивающих грамотное проектирование новых, реконструкцию и капитальный ремонт действующих межхозяйственных сельских автомобильных дорог, что создаст благоприятные условия для дальнейшего успешного развития отрасли агропромышленного хозяйства, станет мощным факторов стимулирования развития национальной экономики в целом.
Список литературы /References
1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию инфраструктуры автомобильных дорог и совершенствованию системы организации дорожного движения» №584 от 26.07.2018 // Национальная база данных законодательства, 27.07.2018 г., № 09/18/584/1590.
2. Громов Е.Ф. Совершенствование транспортного обслуживания сельского хозяйства региона на основе оптимизации развития внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.05. Москва, 1984.
3. Маркарян Т.А. Оптимизация строительства внутрихозяйственных автомобильных дорог сельскохозяйственного назначения / Т.А. Маркарян. Текст: непосредственный // Молодой ученый, 2017. № 14 (148). С. 101-104.
4. Гасанов М.А., Омаров А.З. Проблемы и перспективы развития сельского дорожного строительства // Вопросы структуризации экономики, 2004. № 2.
5. Салимова Б.Д., Худайкулов Р.М. Влияние климатических факторов на выбор типа дорожной одежды // Проблемы современной науки и образования, 2020. №10(155).
6. Малофеев А.Г., Малофеева И.А. Методические указания по проектированию жестких дорожных одежд автомобильных дорог по дисциплине «Изыскания и проектирование автомобильных дорог». Омск: Издательство СибАДИ, 2008. 56 с.
7. Салимова Б.Д., Худайкулов Р.М.Цементобетонные смеси в строительстве автомобильных дорог // Вестник науки и образования, 2020. № 3-3 (81).