Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖХОЗЯЙСТВЕННЫХ СЕЛЬСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖХОЗЯЙСТВЕННЫХ СЕЛЬСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
74
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНОЕ ПОЛОТНО / МЕЖХОЗЯЙСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Салимова Барно Джамаловна, Худайкулов Рашидбек Мансуржонович

В статье рассмотрена роль и перспективы развития транспортной инфраструктуры для агропромышленного комплекса Республики Узбекистан. Обозначена актуальная проблема недостаточно интенсивного развития дорожной сети, что в свою очередь сдерживает темпы социально-экономического развития сельского хозяйства. В статье намечены пути совершенствования строительства межхозяйственных сельских автомобильных дорог. Отмечена необходимость совершенствования норм и правил планирования, строительства и ремонта дорог сельскохозяйственного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF INTER-FARM RURAL HIGHWAYS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article examines the role and prospects for the development of transport infrastructure for the agro-industrial complex of the Republic of Uzbekistan. The urgent problem of insufficiently intensive development of the road network is outlined, which in turn hinders the pace of socio-economic development of agriculture. The article outlines the ways to improve the construction of inter-farm rural highways. The need to improve the norms and rules of planning, construction and repair of agricultural roads is noted.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖХОЗЯЙСТВЕННЫХ СЕЛЬСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖХОЗЯЙСТВЕННЫХ

СЕЛЬСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН

1 2 Салимова Б.Д. , Худайкулов Р.М.

Email: Salimova17162@scientifictext.ru

1Салимова Барно Джамаловна - кандидат технических наук, доцент; 2Худайкулов Рашидбек Мансуржонович - доктор философии в области технических наук,

доцент,

кафедра изысканий и проектирования автомобильных дорог, Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрена роль и перспективы развития транспортной инфраструктуры для агропромышленного комплекса Республики Узбекистан. Обозначена актуальная проблема недостаточно интенсивного развития дорожной сети, что в свою очередь сдерживает темпы социально-экономического развития сельского хозяйства. В статье намечены пути совершенствования строительства межхозяйственных сельских автомобильных дорог. Отмечена необходимость совершенствования норм и правил планирования, строительства и ремонта дорог сельскохозяйственного назначения.

Ключевые слова: дорожное полотно, межхозяйственные автомобильные дороги, сельское хозяйство, транспорт.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF INTER-FARM RURAL HIGHWAYS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN Salimova B.D.1, Hudaykulov R.M.2

1Salimova Barno Djamalovna - PhD in Engineering, Associate Professor; 2Hudaykulov Rashidbek Mansurzhonovich - PhD in Engineering, Associate Professor, EXPLORATION AND AUTOMOBILE ROAD DESIGNING DEPARTMENT, TASHKENT STATE TRANSPORT UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article examines the role and prospects for the development of transport infrastructure for the agro-industrial complex of the Republic of Uzbekistan. The urgent problem of insufficiently intensive development of the road network is outlined, which in turn hinders the pace of socio-economic development of agriculture. The article outlines the ways to improve the construction of inter-farm rural highways. The need to improve the norms and rules ofplanning, construction and repair of agricultural roads is noted. Keywords: roadbed, inter-farm highways, agriculture, transport.

УДК 691.32

DOI: 10.24411/2304-2338-2021-10509

Сельское хозяйство занимает одно из важнейших мест в экономике Узбекистана. Аграрный комплекс не только обеспечивает население продуктами питания, но и является поставщиком сырья для промышленности страны. Динамично растет численность трудоспособного сельского населения. Обеспечение занятости, рост доходов, повышение благосостояния и качества жизни населения сельской местности зависят от успешного развития сельского хозяйства и предпринимательства на селе. В

свою очередь, темпы и результаты развития инфраструктуры агропромышленного комплекса, уровень экономических достижений сельского хозяйства во многом определяются развитием сети межхозяйственных сельских автомобильных. В Узбекистане только в 2017 - 2018 годах в рамках Программы развития региональных автомобильных дорог было отремонтировано более 4 000 километров межхозяйственных сельских автомобильных дорог [1]. Однако, потребность в развитии и совершенствования сети межхозяйственных сельских автомобильных дорог остается актуальной.

Автомобильный транспорт является важнейшим элементом в составе инфраструктуры агропромышленного комплекса, автомобильный подвижной состав перевозит более 80% сельскохозяйственных грузов. На сегодняшний день основной задачей является полное и своевременное удовлетворение нужд сельскохозяйственного производства и сельского населения в перевозках [2]. Поэтому кроме создания новых сельхозпредприятий, необходима активная работа по ускорению развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Оптимизация развития межхозяйственной дорожной сети, создание и поддержание ее на высоком уровне в соответствии с потребностями агропромышленного комплекса становится необходимым условием эффективного функционирования транспортного комплекса сельского хозяйства в целом [3].

Сегодня, насущной проблемой в нашей стране является отклонение темпов развития межхозяйственной дорожной сети от темпов социально-экономического развития агропромышленного комплекса, в результате которого предприятия сельского хозяйства и население страны несут значительные экономические потери. Результаты исследований говорят о том, что в районах с неудовлетворительно развитой сетью автодорог показатели аграрного производства оказываются 2-3 раза хуже, в отличие от районов с развитой дорожной сетью [4]. Это приводит к росту части транспортной составляющей в себестоимости продукции, сдерживанию темпов роста производительности труда в сельскохозяйственной отрасли. Отставание в развитии дорожной сети, неудовлетворительное состояние некоторых участков внутрихозяйственных автомобильных дорог становится препятствием для развития национальной экономики.

С целью эффективной оптимизации строительства дорог, необходимо обеспечить уточнения и изменения в существующем подходе к проектированию новых, реконструкции и капитальному ремонту действующих межхозяйственных автомобильных дорог, используемых аграрной отраслью. Нормы и правила при планировании, строительстве и ремонте дорог сельскохозяйственного назначения должны обеспечивать быстрое строительство и высокое качество дорожного полотна, с длительным сроком эксплуатации. Для достижения намеченных целей, при проектировании необходимо:

• обеспечить использование максимально возможного количества местных строительных материалов;

• стремиться к оптимизации количества слоев;

• обеспечивать соответствие конструкции дорожной одежды технологии ее строительства, стремиться к сокращению количества типов дорожных одежд, имеющих схожие характеристики: одинаковые технологии строительства, показатели прочности и технико-экономическим критерии. При расчете дорожных одежд на прочность необходимо рассматривать перспективную интенсивность движения автотранспорта разного вида, которую необходимо приводить к интенсивности воздействия расчетной нагрузки на одну максимально нагруженную полосу проезжей части;

• учитывать категорию дороги, состав транспортного потока, интенсивность движения. Расчетную интенсивность движения при проектировании дороги необходимо принимать в обоих направлениях суммарно на основе данных

экономических изысканий. При этом за расчетную следует принимать среднесуточную интенсивность движения за расчетный сезон (зима, лето);

• учитывать природно-климатические и гидрогеологические [5] характеристики местности (в том числе и при возведении высоких насыпей);

• предусматривать вероятность последующего поэтапного усиления, расширения и повышения класса автомобильной дороги [6];

• для обеспечения высокого качества дорожного полотна, достижения устойчивой прочности покрытия дорог с повышенной интенсивностью движения и активным передвижением крупнотоннажного транспорта необходимо тщательно выбирать составы покрытий, для удовлетворения ряда вышеуказанных условий очевидно преимущество цементобетона [7].

Для того, чтобы внутрихозяйственные автомобильные дороги выдерживали актуальную интенсивность нагрузки, необходима разработка и практическое внедрение в жизнь норм, обеспечивающих грамотное проектирование новых, реконструкцию и капитальный ремонт действующих межхозяйственных сельских автомобильных дорог, что создаст благоприятные условия для дальнейшего успешного развития отрасли агропромышленного хозяйства, станет мощным факторов стимулирования развития национальной экономики в целом.

Список литературы /References

1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию инфраструктуры автомобильных дорог и совершенствованию системы организации дорожного движения» №584 от 26.07.2018 // Национальная база данных законодательства, 27.07.2018 г., № 09/18/584/1590.

2. Громов Е.Ф. Совершенствование транспортного обслуживания сельского хозяйства региона на основе оптимизации развития внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.05. Москва, 1984.

3. Маркарян Т.А. Оптимизация строительства внутрихозяйственных автомобильных дорог сельскохозяйственного назначения / Т.А. Маркарян. Текст: непосредственный // Молодой ученый, 2017. № 14 (148). С. 101-104.

4. Гасанов М.А., Омаров А.З. Проблемы и перспективы развития сельского дорожного строительства // Вопросы структуризации экономики, 2004. № 2.

5. Салимова Б.Д., Худайкулов Р.М. Влияние климатических факторов на выбор типа дорожной одежды // Проблемы современной науки и образования, 2020. №10(155).

6. Малофеев А.Г., Малофеева И.А. Методические указания по проектированию жестких дорожных одежд автомобильных дорог по дисциплине «Изыскания и проектирование автомобильных дорог». Омск: Издательство СибАДИ, 2008. 56 с.

7. Салимова Б.Д., Худайкулов Р.М.Цементобетонные смеси в строительстве автомобильных дорог // Вестник науки и образования, 2020. № 3-3 (81).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.