Научная статья на тему 'Перспективы развития международно-правового регулирования защиты культурных ценностей в современных вооруженных конфликтах в контексте международного миротворчества'

Перспективы развития международно-правового регулирования защиты культурных ценностей в современных вооруженных конфликтах в контексте международного миротворчества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурные ценности / вооруженные конфликты / ЮНЕСКО / миротворческая деятельность / «культурное миротворчество» / «Голубые каски культуры» / cultural values / armed conflicts / UNESCO / peacekeeping / «cultural peacekeeping» / «Blue Helmets of Culture»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Владимировна Пузырева

Проведен анализ международно-правового регулирования сотрудничества государств на площадке ООН и специализированной организации ЮНЕСКО по формированию актуальных, востребованных и перспективных механизмов защиты культурных ценностей в условиях вооруженных конфликтов в контексте пересмотра подходов к современному международному миротворчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of international legal regulation for the protection of cultural values in modern armed conflicts in the context of international peacekeeping

The scientific article analyzes the international legal regulation of cooperation between states at the UN and the specialized organization UNESCO on the formation of relevant, relevant and promising mechanisms for the protection of cultural property in armed conflicts in the context of revising approaches to modern international peacekeeping.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития международно-правового регулирования защиты культурных ценностей в современных вооруженных конфликтах в контексте международного миротворчества»

Научная статья УДК 341

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-182-187 EDN: https://elibrary.ru/tumoqy NIION: 2003-0059-7/23-918 MOSURED: 77/27-003-2023-07-117

Перспективы развития международно-правового регулирования защиты культурных ценностей в современных вооруженных конфликтах в контексте международного миротворчества

Юлия Владимировна Пузырева

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, yuliya_dugina@mail.ru

Аннотация. Проведен анализ международно-правового регулирования сотрудничества государств на площадке ООН и специализированной организации ЮНЕСКО по формированию актуальных, востребованных и перспективных механизмов защиты культурных ценностей в условиях вооруженных конфликтов в контексте пересмотра подходов к современному международному миротворчеству.

Ключевые слова: культурные ценности, вооруженные конфликты, ЮНЕСКО, миротворческая деятельность, «культурное миротворчество», «Голубые каски культуры»

Для цитирования: Пузырева Ю. В. Перспективы развития международно-правового регулирования защиты культурных ценностей в современных вооруженных конфликтах в контексте международного миротворчества // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 7. С. 182-187. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-182-187. EDN: TUMOQY.

Original article

Prospects for the development of international legal regulation for the protection of cultural values in modern armed conflicts in the context of international peacekeeping

Yuliya V. Puzyreva

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

yuliya_dugina@m ail.ru

Abstract. The scientific article analyzes the international legal regulation of cooperation between states at the UN and the specialized organization UNESCO on the formation of relevant, relevant and promising mechanisms for the protection of cultural property in armed conflicts in the context of revising approaches to modern international peacekeeping.

Keywords: cultural values, armed conflicts, UNESCO, peacekeeping, «cultural peacekeeping», «Blue Helmets of Culture»

For citation: Puzyreva Yu. V. Prospects for the development of international legal regulation for the protection of cultural values in modern armed conflicts in the context of international peacekeeping. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(7):182-187. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-182-187. EDN: TUMOQY.

На протяжении XX в. государства последовательно вырабатывали международно-правовые основы по защите культурных ценностей от угроз, связанных с военными действиями. Начало XXI в. было ознаменовано широкой практикой применения норм об ответственности должностных лиц за нарушения выработанных международных обязательств в данной сфере. В настоящее время, сохраняя приверженность тенденции совершенствования режима защиты культурного наследия от незаконных посягательств в условиях военных столкновений, ЮНЕСКО1 как ключевая специализированная

© Пузырева Ю. В., 2023

организация ООН по вопросам образования, науки и культуры выступает флагманом по разработке новых концепций и стратегий по защите культуры и

1 Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была создана 16 ноября 1945 г. Основная цель Организации заключается в том, чтобы содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии (UNESCO in brief // URL://https://www.unesco.org/en/brief).

JURISPRUDENCE

поощрению культурного плюрализма в случае вооруженного конфликта.

Одним из значимых результатов работы специализированной организации ООН в данной сфере является постановка и успешное разрешение вопроса по укреплению связей между международными миротворческими операциями, экстренной гуманитарной помощью и деятельностью по охране культурного наследия в зонах ведения военных действий. Так, активное взаимодействие ЮНЕСКО с главными органами ООН, в частности с Советом Безопасности ООН (далее — СБ ООН), привело к реализации практики по расширению мандатов проведения миротворческих операций отдельных миссий за счет включения в перечень задач, адресованных миротворческому контингенту из числа полицейских сил, проведение с органами власти принимающей стороны совместной работы в контексте гуманитарной и охранной деятельности по обеспечению безопасности и созданию условий для восстановления объектов культуры.

Отметим, что миротворческая деятельность является одним из инструментов ООН для достижения целей и обеспечению международного мира и безо-пасности2 [4, с. 451-452]. Мандат конкретной миссии определяется соответствующей резолюцией или резолюциями СБ ООН, которые устанавливают политические цели, цели в области безопасности, цели в области гуманитарной деятельности, цели в области развития, а также цели в области миростроитель-ства. В них также обычно содержатся положения, касающиеся взаимодействия и разделения ответственности между учреждениями и другими субъектами в отношении этих целей, включая особо важные области, такие как защита гражданского населения, гуманитарная помощь, разоружение, демобилизация и реинтеграция, реформа сектора безопасности и т. д. [3, с. 8].

Апробация защиты культурного наследия в условиях международной миротворческой деятельности прошла в рамках деятельности Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА). Такие решения были вынужденной мерой на действия террористов «Ансар Дайн», которые захватили в 2012 г. малийский город Тимбукту и совершили ряд преднамеренных противоправных акций по разрушению исторических и религиозных объектов на данной территории, в том числе, нахо-

дящихся под защитой ЮНЕСКО. По мнению некоторых исследователей, «целью террористов было скорее желание вызвать широкий международный резонанс и бросить вызов международному сообществу» [1, с. 75]. Однако реакцией мирового сообщества на происходящие события явилась серьезная полемика о квалификации произошедших событий как «военные преступления», «преступления против культуры», сопровождающаяся конкретными решительными действиями.

Так, в 2012 г. ситуация в Мали была передана Правительством этого государства на рассмотрение в Международный уголовный суд. В рамках данного дела одним из подозреваемых был Аль Махди, в отношении которого был вынесен обвинительный приговор с привлечением к девяти годами лишения свободы за нападения на объекты культурного наследия на территории Мали, которые были квалифицированы Судом как военные преступления.

Вторым важным шагом было решение СБ ООН о принятии Резолюции 2085 (2012) от 20 декабря 2012 г. «Ситуация в Мали», учредившей Международную миссию по поддержке в Мали (АФИСМА) под руководством Африканского союза и Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС), в мандат которой среди прочего входили задачи по поддержке усилий Международного уголовного суда в рамках расследования возбужденных дел в связи с событиями на севере Мали, разрушениями культурных объектов и привлечения виновных лиц к ответственности. В 2013 г. в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН S/RES/2100 (2013) от 25 апреля 2013 г. эта миссия была преобразована в Многопрофильную комплексную миссию ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА). В мандат вновь учрежденной миссии были включены задачи по взаимодействию с экспертами ЮНЕСКО в рамках сохранения культуры Мали и оказания переходным властям Мали по мере необходимости и возможности помощи в охране культурных и исторических объектов от агрессивных действий.

Сотрудники миссии МИНУСМА обеспечивали порядок и безопасность при проведении восстановительных работ экспертами ЮНЕСКО в целях усиле-

2 Справочник по документации Организации Объединенных Наций. Обзор материалов по теме «Поддержание мира» // Официальный сайт ООН // URL://http://www.un.org/ru/docu-ments/resguide/specpk.shtml.

ния защиты объектов Тимбукту, Гробницы Аскии и Древних городов Дженне, внесенных в Список всемирного наследия3. В настоящее время МИНУСМА находится на стадии своего свертывания, контингент должен покинуть страну до 30 декабря 2023 г.4.

Начиная с 2015 г. среди экспертов все чаще стала выдвигаться доктрина о необходимости наращивания усилий на площадке ООН, в том числе в контексте ее международной миротворческой деятельности, по противостоянию возрастающим и усложняющимся угрозам всемирному культурному наследию. На уровне СБ ООН вопрос о необходимости включения в мандаты миротворческих миссий положений о защите культурных ценностей впервые был вынесен на обсуждение в 2015 г. по инициативе Генерального директора ЮНЕСКО И. Боковой5. Так, при поддержке Франции и Иордании члены СБ ООН провели консультации по защите культурного наследия и борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей в рамках вооруженных конфликтов и постконфликтного миростроительства по так называемой «формуле Аррии»6.

Такой подход отражал перемены, происходящие в характере военных действий с участием незаконных военных формирований, международных террористических группировок на территории Сирии, Ливии, ряда африканских государств и государств Ближнего Востока, которые повсеместно используют практику нападения и разграбления культурных ценностей в качестве военной стратегии. Как справедливо отмечают ученые, «уничтожение культурных ценностей и объектов культурного наследия стало важным компонентом военной стратегии отдельных государств и необходимым условием установления нового мирового порядка террористическими организациями. Необходимо принятие мер по противодействию практике своеобразного геноцида культурного наследия целых стран и народов» [2].

Бесспорно, современные вызовы культурному наследию в условиях нестабильности геополитической обстановки, раздробленности и разобщенности многих государств под влиянием внутренних вооруженных противостояний, определяют необходимость пересмотра подходов государств к защите многовекового культурного наследия и признания такой защиты важным элементом поддержания международного мира и безопасности.

Итогом проведенных обсуждений стали решительные действия со стороны Италии по разработке концепции «культурного миротворчества»7 в качестве нового механизма по укрепления существующих международно-правовых режимов защиты культурных ценностей в период вооруженных конфликтов посредством включения в традиционный мандат миротворческих миссий культурной составляющей, востребованность которой в наши дни не подлежит сомнению.

Реализация данной концепции произошла незамедлительно, поскольку весь мир столкнулся с масштабным уничтожением, разграблением и незаконным оборотом культурного наследия Сирии со стороны террористической группировкой ИГИЛ8. В 2015 г. Италия выступила с инициативой по созда-

3 Assistance internationale d'urgence pour la protection renforräe des biens « Tombouctou » le «Tombeau des Askia » et les «Villes anciennes de Djenné» inscrits sur la Liste du patrimoine mondial de l'UNESCO // URL://https://whc.unesco.org/en/intassistance/2477.

4 UN: Resolution 2690 (2023) adopted by the Security Council at its 9365th meeting, on 30 June 2023 // URL://https://digitallib-rary.un.org/record/4014208.

5 Генеральный директор ЮНЕСКО с 2009 г. до 2017 г.

6 «Заседания по формуле Аррии» носят характер весьма неформальных конфиденциальных встреч, которые позволяют членам СБ ООН проводить в частном порядке откровенный обмен мнениями с использованием гибких процедурных рамок и с участием лиц, которых по мнению члена или членов Совета, предлагающих провести встречу (и выступающих также в качестве посредников или организаторов), было бы полезно заслушать и/или которым они хотели бы что-то сообщить. Они предоставляют заинтересованным членам Совета возможность принять участие в прямом диалоге с высокопоставленными представителями правительств и международных организаций, зачастую по просьбе последних, а также с негосударственными субъектами по вопросам, которыми они занимаются и на которые распространяются полномочия Совета Безопасности. Этот процесс назван в честь посла Венесуэлы Диего Аррии, который начал применять эту практику в 1992 г. в качестве представителя Венесуэлы в Совете (в 1992-1993 гг.) (Информационная справка о заседаниях, проводимых членами Совета Безопасности по «формуле Аррии». Справочник о методах работы Совета Безопасности ООН // Официальный сайт Совета Безопасности ООН // URL://https://www.un.org/securi-tycouncil/ru/content/background-note.

7 Следует отметить, что Италия активно участвует в международном сотрудничестве по защите культурного наследия. Так, уже в 1969 г. был создан первый полицейский орган в мире, специализирующийся в этом секторе, их командование по охране культурного наследия действовало на основе Конвенции ЮНЕСКО от 1970 г., где предусматривались меры, которые необходимо было принять для запрещения и предотвращения незаконного импорта, экспорта и передачи права собственности на культурные ценности [5, c. 345].

8 Запрещенная в Российской Федерации международная террористическая организация.

JURISPRUDENCE

нию целевой группы по защите культурного наследия, получившей название «Голубые каски культуры» из-за их отличительных головных уборов. В состав формируемой группы должны входить как специалисты в данной области (искусствоведы, реставраторы, эксперты), так и итальянские карабинеры [5, с. 347].

Идея по разработке такой группы зародилась в рамках проводимой ЮНЕСКО компании Unite4He-ritage Campaign, инициированной в 2015 г. с целями объединения усилий государств по разработке новых идей и концепций, связанных с защитой культурного наследия в период вооруженных конфликтов9.

Согласно стратегии Италии в рамках «культурного миротворчества», так называемые «Голубые каски культуры» должны «оценивать риски и ущерб культурному достоянию в кризисных зонах, разрабатывать план действий и осуществлять срочные меры и технический надзор, заниматься перемещением движимых ценностей в укрытия, а также проводить обучение местного персонала, усиленно бороться с мародерством и незаконным оборотом культурных ценностей» [1, с. 105-106].

Инициатива Италии в рамках формирования и развития «культурного миротворчества» была поддержана в рамках ЮНЕСКО, что привело к оперативному подписанию в феврале 2016 г. соглашения между ЮНЕСКО и Итальянской Республикой по созданию первой специализированной комплексной группы «Голубые каски» [5, с. 7-10]. Согласно установленным договоренностям ЮНЕСКО наделена правом обращения к властям Италии для привлечения в кризисные районы, в том числе в районы военных действий и стихийных бедствий, специалистов из созданной группы для защиты, охраны и восстановления культурного наследия.

Необходимо отметить, что контингент «Голубых касок» не имеет права принимать участия в вооруженном конфликте, хотя и допустимо его присутствие в зонах ведения военных действий для выполнения возложенного мандата. Как правило, задачи специалистов сводятся к каталогизации культурных объектов, требующих защиты, обеспечения таковой защиты поврежденным объектам или объектам, находящимся под угрозой разрушения, уничтожения, осуществления незаконных действий в их отношении с целями противоправного оборота, а также реставрационные работы [1, с. 109].

Кроме того, основания для направления традиционного миротворческого контингента ООН и основания для привлечения миротворческого контингента из «Голубых касок культуры» не одинаковы и в основе своей имеют различную природу. Если мандат миротворческой миссии определяется резолюцией СБ ООН, принимаемой согласно положениям Устава ООН 1945 г., то правовым основанием начала деятельности контингента «Голубых касок культуры» является Меморандум о взаимопонимании между Италией и ЮНЕСКО 2016 г. и согласие принимающего государства, на чьей территории будет развернута так называемая миссия «культурного миротворчества».

«Голубые каски культуры» являются действующим практическим подразделением, их деятельность была развернута непосредственно в Италии, Ираке, Мексике, Ливане, на повестке вопрос о направлении специалистов в Сирию и на Украину.

Развивая концепцию повышения эффективности и совершенствования режима защиты культурного наследия от незаконных посягательств в условиях военных столкновений и в зонах с нестабильной политической ситуацией, Италия выступила с предложением по внедрению элемента «культурного миротворчества» в мандат создаваемых под эгидой ООН миротворческих миссий посредством привлечения специалистов «Голубых касок культуры» в состав контингента формируемых миссий в качестве военно-гражданского подразделения.

Рассматриваемые инициативы были поддержаны на площадке ООН и нашли закрепление в Резолюции СБ ООН 2347 (2017) от 24 марта 2017 г., согласно которой «.. .мандат операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, когда они непосредственно санкционированы Советом Безопасности и осуществляются в соответствии с их правилами применения вооруженной силы, может включать, в надлежащих случаях, оказание, в сотрудничестве с ЮНЕСКО, помощи соответствующим органам власти, по их просьбе, в деле защиты культурного наследия от уничтожения, проведения незаконных раскопок, разграбления и контрабанды в контексте вооруженных конфликтов и что вблизи культурных и исторических объектов такие опера-

9 Unite4Heritage Campaign // UNESCO // URL://https://en.unes-co.org/events/unite4heritage-campaign.

ции должны проводиться с соблюдением мер предосторожности»10.

Таким образом, с учетом пагубных тенденций разрушения культурных ценностей в условиях современных вооруженных конфликтов международное сообщество стремится разрабатывать пропорциональные существующим угрозам ответные меры для защиты культурного наследия в целях поддержания мира и безопасности, которые неотъемлемо связаны с многовековым наследием.

Как представляется, всеобщее одобрение концепции «культурного миротворчества» посредством ее внедрения в традиционные миротворческие операции, проводимые под эгидой ООН, позволит расширить задачи миротворческого контингента без подключения дополнительных ресурсов со стороны государств - членов ООН с учетов специфики профессиональной работы, высокого уровня экспертных знаний и наработанной полицейской практики сотрудников «Голубых касок культуры». К тому же данные сотрудники будут являться гражданско-по-лицейским персоналом, поэтому их включение в состав миссий не вызовет противоречий в свете развивающейся тенденции по минимизации в составе миссии военного контингента за счет повышения численности иных категорий специалистов.

Однако необходимо отметить и потенциальные сложности, с которыми придется столкнуться в рамках реализации данной концепции на практике в миротворческой деятельности. Во-первых, остается открытым вопрос о внутреннем взаимодействии так называемых «археологов, историков и иных специалистов в области культуры» из числа «Голубых касок культуры» с действующим военно-гражданским контингентом любой миротворческой миссии. Как отмечают некоторые специалисты, данный вопрос может вызвать немало затруднений с учетом их первоначальных целей и задач, которые нелегко совместить [1, с. 121]. К тому же данные эксперты, являясь гражданскими специалистами, при выполнении своих задач в зонах ведения военных действий или иных нестабильных политических ситуациях, скорее всего будут нуждаться в личной охране и защите как со стороны принимающего государства, так и со стороны военно-полицейского контингента миссии от потенциальных угроз для жизни и здоровья или нападений. Во-вторых, необходимо помнить, что культурные ценности могут находиться на территориях,

захваченными незаконными вооруженными формированиями, международными террористическими организациями, удерживающими такие объекты с целями создания барьера для наступления правительственных военных формирования и проведения последними атак. Такие ситуации определяют коллизии, с которыми могут столкнуться делегаты-специалисты «Голубых касок культуры»: реализация их мандата будет напрямую зависеть от военной безопасности, в соответствии с которой могут быть как благоприятные, так и неблагоприятные военно-стратегические условия для охраны или защиты культурных объектов.

Однако в целом необходимо отметить, что разработанная стратегия «культурного миротворчества» вносит большой вклад в формирование новой и актуальной международной повестки дня в сфере защиты культурного наследия для будущих поколений с учетом меняющейся природы вооруженных конфликтов, активизации деятельности международных террористических группировок и возрастающих масштабов практики по уничтожению многовекового культурного наследия народов в рамках так называемых «культурных чисток».

Новые подходы государств к защите культурного наследия как средства обеспечения международного мира и безопасности позволили вынести решение этой задачи на уровень международной миротворческой деятельности ООН. Бесспорно, многие вопросы по реализации сложного, но при этом востребованного комплексного взаимодействия традиционных форм миротворчества и его актуальных проявлений в культурной сфере государствам еще предстоит разрешить. Вместе с тем, самые важные шаги и решения в рамках формирования нового подхода к практическому аспекту защиты культурных ценностей в условиях современных вооруженных конфликтов и новых вызовов и угроз государства смогли консенсуально реализовать.

Список источников

1. Воробьева Ю. В. Секьюритизация всемирного культурного наследия: на примере деятельности

10 Резолюция 2347 (2017), принятая Советом Безопасности на 7907-м заседании 24 марта 2017 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций // URL://https://documents-dds-ny.un.org/d0c/UND0C/GEN/N17/079/08/PDF/N1707908.pdf70 репЕ!етеП:.

Итальянской Республики: дисс. ... канд. полит. наук. М., 2021.

2. Егоров С. А., Анисимов И. О. «Культурная чистка» и защита культурных объектов в период вооруженных конфликтов // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». 2019. № 6. С. 1-7.

3. Организационное и правовое обеспечение участия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в миротворческих операциях: учеб.-практ. пособие. М. : МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019.

4. Пузырева Ю. В. Международно-правовое регулирование универсального и регионального миротворчества: сравнительный аспект // Актуальные проблемы современного международного права: мат. XVI междунар. конгресса «Блищенковские чтения». В 3 ч. М. : РУДН, 2019. С. 451-457.

5. Табаринцева-Романова К. М. Участие Италии в структуре «Голубые каски культуры» ЮНЕСКО // Военное право. 2020. № 3 (61). С. 345-351.

6. Фьянкан-Баконга К. Историческая резолюция для защиты культурного наследия // Курьер ЮНЕСКО. 2017. № 3. С. 7-10.

References

1. Vorobyova Yu. V. Securitization of the world cultural heritage: on the example of the activities of the Italian Republic: diss. ... cand. of polit. sciences. M., 2021.

2. Egorov S. A., Anisimov I. O. «Cultural cleansing» and the protection of cultural objects during armed conflicts // Electronic network publication «International Legal Courier». 2019. № 6. P. 1-7.

3. Organizational and legal support for the participation of employees of internal affairs bodies of the Russian Federation in peacekeeping operations: Educational and practical manual. M. : MosU of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2019.

4. Puzyreva Yu. V. International legal regulation of universal and regional peacekeeping: a comparative aspect // Current problem of modern international law: materials of the XVI International Congress «Blishchenko Readings». In 3 parts. M. : RUDN, 2019. P. 451-457.

5. Tabarintseva-Romanova K. M. Participation of Italy in the structure of «Blue Helmets of Culture» of UNESCO // Military Law. 2020. № 3 (61). P. 345-351.

6. Fyankan-Bakonga K. Historical resolution for the protection of cultural heritage // UNESCO Courier. 2017. № 3. P. 7-10.

Информация об авторе

Ю. В. Пузырева — заместитель начальника кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author

Yu. V. Puzyreva — Deputy Head of the Department of Human Rights and International Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 20.11.2023; одобрена после рецензирования 01.12.2023; принята к публикации 18.12.2023.

The article was submitted 20.11.2023; approved after reviewing 01.12.2023; accepted for publication 18.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.