ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Prospects of Management Development: the functional aspect
Александрова Н. Ю.,
старший преподаватель каф. Менеджмента Институт Экономики и Управления ФГБОУ ВПО «МГТУ Г. И. Носова» e-mail: mgtyaleks@mail.ru
Аннотация: Рассмотрены виды менеджмента в разрезе организационной структуры предприятия. Представлены функции и их задачи по видам менеджмента из чего выявлены перспективы новых видов, таких как: прогнозно-плановый менеджмент, менеджмент координации, менеджмент контроля и информационный менеджмент.
Ânnotation: ^nsidered the types management in the context of the organizational structure of the enterprise. Shows the functions and tasks of the management of the species which identified the prospects of new species, such as forecasting and planning management, management coordination, management control and information management.
Ключевые слова: предприятие, менеджмент, организационная структура управления, функция, задачи.
Key words: industrial enterprise, management, organizational structure of management, functions, tasks.
Введение
Развитие научного подхода понятия менеджмент, взяло своё начало с конца XVIII века, и продолжается, по сей день. Динамично развивающийся конкурентный рынок производителей требует более гибкой и совершенной системы управления предприятиями.
За последние сто лет, в привычный обиход вошли такие понятия как производственный менеджмент, менеджмент качества, инновационный менеджмент, финансовый менеджмент и производственно-сбытовой менеджмент. Они стали не только неотъемлемой частью науки менеджмент, но и успешно внедрены в систему управления предприятием.
Увеличение масштабов производственных предприятий, растущее число функций структурных подразделений, с каждым годов усложняют систему управления, что является отрицательной тенденцией. В данной работе
рассмотрены существующие виды менеджмента, и предложены новые основанные на функциональном аспекте.
Для эффективного функционирования предприятия направленного на потребителя, с развитием индустриализации и увеличением производственных мощностей, расширением номенклатуры выпускаемой продукции и растущими потребностями клиентов вначале XIX в. Ф.Тейлором вводиться научное понятие «Менеджмент». Развивая научный подход к менеджменту П. Друкер сформулировал: «Менеджмент — это, специальный инструмент, особая функция, специфический аппарат, который обеспечивает организации возможность достигать нужных результатов»[1].
В словаре иностранных слов менеджмент переводится, как управление производством, совокупность методов, средств и форм управления применяемых с целью повышения эффективности производства и его прибыльности [5].
Менеджмент изучает основные понятия, способы и методы управления позволяющие проанализировать, выбрать действия, спланировать и организовать эффективную деятельность предприятия, что позволяет управлять процессами для достижения поставленных целей организации.
Основополагающий принцип менеджмента: управление процессами для достижения поставленных целей организации.
Задачей данной работы является установление взаимосвязи и определение закономерности, между основными видами менеджмента.
Для решения поставленной задачи в работе уделено внимание организационной структуре управления и функциям структурных подразделений, что позволит предложить новые виды менеджмента.
Организационная структура основана на организационных формах и структурах управления, а так же их взаимосвязях. Первая предопределяет структуру управления, отражая разделение работ между её составляющими, а вторая характеризует механизмы координации, обеспечивающее эффективное достижение целей и решение поставленных задач. Организационная структура управления создается и совершенствуется для эффективного
функционирования предприятия.
Базой всех организационных структур является иерархичность соподчинения структурных звеньев, их количество зависит от организационных форм и масштабов организации. Типичная организационная структура управления производственным предприятием представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Типичная организационная структура управления Каждое структурное подразделение обладает набором функции: планирование, организация, координация, контроль и мотивация.
Рисунок 2.Структурные подразделения и их функции
Функции всех подразделений одинаковые, но направленность их действий различна:
- маркетинг - рынок и продукт;
- персонал - человечек;
- НИОКР - продукт и технологии;
- производство - технологические процессы;
- финансы - денежные средства и их потоки.
Эволюция менеджмента скрыта именно в функциях и взаимосвязях структурных подразделений организации. Что организовывать, планировать координировать, контролировать и мотивировать. Определение сфер, методов и способов управления стало новым витком для развития понятия менеджмент и появления новых видов менеджмента.
Первые виды менеджмента образовались именно в направлении структурных подразделений:
- менеджмент персонала;
- производственный менеджмент;
- инновационный менеджмент;
- финансовый менеджмент;
- маркетинговый менеджмент.
Каждый из этих видов менеджмента нацелен на эффективную работу организации и выполняет одни и те же функции, но направленность их влияния различна.
Далее более подробно рассмотрим функции из перечисленных выше видов менеджмента, обозначив их задачи.
Производственный менеджмент - это направление профессиональной деятельности, связанное с эффективным и рациональным управлением любым производственным процессом [3].
Производственный менеджмент - это единая система производственных составляющих, их совершенствования и развития, внедрение и апробирование новейших методик в управлении технологического процесса [4].
Производственный менеджмент непосредственно направлен на производственную и операционную системы, и является связующим звеном между производственными системами и производством. Именно в производственной системе из отдельных элементов, обладающих собственными характеристиками, создаётся продукт производства.
Сущность производственного менеджмента раскрывается в его функциях
Функции производственного менеджмента делят на две группы стратегические и тактические. Если говорить о стратегических функциях производственного менеджмента, то это стратегия на будущее, так сказать стремление к поставленной цели, а тактические функции, будут задачами, то есть текущая работа на предприятии, направленная на перспективу.
В таблице 1 представлены основные функции производственного менеджмента с точки зрения стратегии и тактики:
Таблица 1
Стратегические и тактические функции производственного менеджмента
№ Функции Задачи функции
Стратегические Тактические
1 Планирование • формирование целей; • определение задач;
2 Организация • определение перспективных направлений развития в производстве, и возможности их внедрения на предприятии; • рганизация текущей работы основного производства и вспомогательных подразделений;
3 Координация • создание эффективной структуры и системы управления производством и человеческими ресурсами; • установка взаимосвязи поставленных задач и закрепление их за структурными подразделениями, корректировка задач;
4 Мотивация -поощрение -наказание (действия направленные на человека, является текущей работой)
5 Контроль • стратегия качества • определение отклонений от поставленных задач
Основной задачей производственного менеджмента является производственный процесс.
Инновационный менеджмент - это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание, распространение и прибыльное использование новых видов конкурентоспособной продукции, современных технологий, внедрение новых организационных форм и методов управления. [10]
Согласно формулировке инновационного менеджмента приведённого выше, мы можем говорить не только о разработке нового продукта, но и о новых технологиях применяемых при выпуске продукта и о инновационных процессах управления, для непосредственной координации работы над инновационными продуктами.
Функции инновационного менеджмента, как и остальных видов менеджмента, заключается в планировании, организации, контроле, координации и стимулировании.
Таблица 2
Функции инновационного менеджмента и их назначение
Функции
№ инновационного менеджмента Назначение функций
1 Планирование - формирование основных направлений инновационного процесса;
- регулирование инновационной деятельности в
целом;
- разработка программ и планов инновационной
деятельности;
- создание проектов новых продуктов;
2 Организация - разработка и доведение их до стадии освоения; - производство и реализация; - обеспечении выполнения плановых заданий; - установление необходимых ресурсов и состав исполнителей; - распределение заданий;
3 Координация - согласованность работ всех участков системы
управления, аппарата управления и отдельных
специалистов
4 Контроль - проверка организации в момент внедрения процесса инноваций на всех этапах управления; - сбор и систематизация информации о состоянии инновационной деятельности и ее результатах; - оценка состояния и полученных результатов деятельности; - анализ причин отклонений и факторов, влияющих на результаты деятельности;
5 Мотивация - воодушевление и стимулирование.
Финансовый менеджмент - управление финансовыми операциями, денежными потоками, призванное обеспечить привлечение, поступление необходимых финансовых ресурсов в нужные периоды времени и их рациональное использование в соответствии с намеченными целями, программами, планами, реальными нуждами [9].
Функции финансового менеджмента подразделяются на два основных блока: функции финансового менеджмента как управляющей системы и функции финансового менеджмента как специальной области управления предприятием.
В данной работе нас интересуют функции финансового менеджмента, как управляющей системы.
Таблица 3
Функции финансового менеджмента как управляющей системы и их
назначение
№ Функции финансового менеджмента Назначение функций
- формирование системы целей и целевых
показателей финансовой деятельности;
1 Планирование - определение приоритетных задач; - разработка политика действий предприятия по финансовому развитию; - бюджетирование;
- реализация управленческих решений
финансовой деятельности предприятия;
2 Организация - интеграция финансового менеджмента в общую организационную структуру управления предприятием;
- созданием систем внутреннего контроля на
предприятии;
- разделением контрольных обязанностей
3 Контроль отдельных служб и финансовых менеджеров; - определением системы контролируемых показателей и контрольных периодов; - контроллинг;
- формирование системы поощрения и санкций в
4 Мотивация отношении руководителей и менеджеров структурных подразделений предприятия за
выполнение или невыполнение установленных целевых финансовых показателей, финансовых нормативов и плановых заданий.
Менеджмент персонала - это повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программы развития кадров.
Как и любой другой вид менеджмента, менеджмент персонала наделён функциями, выполняющими определённые задачи, направленными на эффективное управление человеческими ресурсами.
Таблица 4
Функции менеджмента персонала и их задачи
№ Функции менеджмента персонала Назначение функций
1 Планирование - формирование системы отбора персонала; - определение приоритетных задач управление человеческими ресурсами; - структуры доходов, степени их дифференциации, проектирование систем оплаты труда; - социальная политика предприятия.
2 Организация - организация производственных процессов и труда, - установление оптимальных соотношений между количеством единиц оборудования и численностью персонала различных групп; - производительность труда. - организация изобретательской и рационализаторской деятельности;
3 Контроль - профилактика и ликвидация конфликтов; - текучесть кадров; - профессиональный рост сотрудников;
4 Мотивация - карьерный рост сотрудников фирмы: профессиональный и административный; - разработка систем мотивации эффективной деятельности.
Объем работ по каждой из функций зависит от размеров предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени автоматизации производства, социально-психологической обстановки на предприятии и за его пределами [12].
Маркетинговый менеджмент - целенаправленная координация и формирование деятельности предприятия, на уровне рынка и на уровне общества в целом.
Таблица 5
Функции менеджмента маркетинга и выполняемые ими задачи
№ Функции менеджмент маркетинга Задачи функций
1 Планирование - определение целей,
- формирование структуры и резервов частных планов, характера их взаимной связи; - определение характера исходных данных, необходимых для планирования (рынок, продукция предприятия, прогнозных данных об изменении товарной структуры внешних рынков - уровни компетенции и ответственности управляющих, - права и обязанности организационно-структурных подразделений предприятия.
2 Организация - организация выпуска продукции, с точки зрения номенклатуры и ассортимента (спрос), - организация изобретательской и рационализаторской деятельности; - взаимодействия маркетинговых служб с другими службами организации; - организация сбыта продукции
3 Контроль - механизм контроля достижения цели, выполнения задач.
4 Мотивация - разработка систем мотивации эффективной деятельности.
Все приведённые выше виды менеджмента являются организационной структурой управления предприятия, а выполняемые ими функции взаимосвязанными задачами в системе управления.
Представленная структура управления предприятия с её ключевыми подразделениями и рассмотренные выше виды менеджмента, с и их функциям, позволяют говорить о системе управления предприятием, как о менеджменте предприятия. Менеджмент предприятия, можно представить в виде блок-схемы, рисунок 3.
Рис. 3 Блок-схема менеджмент предприятия
Связующим элементом видов менеджмента, на рисунке 3, являются: планирование, организация, координирование, контроль и мотивация, то есть выполняемые ими функции.
Вторым витком развития менеджмента стали, выполняемые задачи и сферы влияния функций структурных видов менеджмента. Новый блок менеджмента представлен: снабженческо-сбытовой менеджмент, менеджмент качества и эккаунтинг-менеджмент, с тем же набором основных функций. Все они получили свое развитие от решаемых задач той или иной функции видов менеджмента.
Снабженческо-сбытовой менеджмент Понятие данного вида менеджмента в самом названии: снабжать ресурсами и реализовывать продукцию производства.
К задачам, которые выполняет снабженческо-сбытовой менеджмент относятся:
- заключения хозяйственных договоров,
- закупки,
- логистика доставки сырья, материалов, комплектующих изделий;
- логистика отправки готовой продукции покупателям;
- хранения сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции.
Функции и сфера деятельности снабженческо-сбытового менеджмента представлены в таблице 6.
Таблица 6
Функции снабженческо-сбытового менеджмента и их задачи
№ Функции менеджмента качества Задачи функций
1 Планирование - расширение рынка сбыта; - прогнозирование потребностей рынка; - изучение сырьевого рынка; - логистика сбыта и снабжения;
2 Организация - организация «во время и в срок» поставки сырья и материалов на все производственные уровни; - организация «во время и в срок» продукции потребителю; - организация логистичеких взаимосвязей в нутрии организации и за её пределами.
3 Координация - создание эффективной структуры и системы управления снабженческо-сбытовой деятельности
4 Контроль - обеспечение производства необходимыми ресурсами; - учет и отчетность по поступающему и отгруженному продукту;
5 Мотивация - ответственность за неисполнение «во время и в
срок»
Менеджмент качества - это взаимосвязанное и скоординированное функционирование по управлению процессами, направленными на выполнение надежной и бесперебойной работы предприятия.
Менеджмент качества представляет собой систему управления, включающую все аспекты деятельности предприятия, начиная от разработки продукта и заканчивая его доставкой потребителю.
Система менеджмента качества (СМК) — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации [ 11 ]
Функции системы менеджмента качества являются функциями управления, имеющими специфическое, прикладное значение и делятся на несколько групп, в зависимости от уровня решаемых с их помощью задач.
Таблица 7
Функции менеджмента качества и решаемые ими задачи
№ Функции менеджмента качества Решаемые задачи
- формирование проектного качества продукции, планирование потребительского качества
продукции, обеспечение, сохранение, улучшение
1 Планирование качества продукции; - прогнозирование потребностей ранка; - стандартизация и нормирование требований к качеству продукции, планирование повышения ее качества;
- организация технического уровня продукции и
ее качества;
2 Организация - организация взаимоотношений, касающихся качества продукции, с поставщиками сырья, комплектующих, полуфабрикатов и материалов
- внедрение международных стандартов ИСО на
3 Координация всех уровнях и направлениях управления организацией.
- обеспечение продукта стабильно высокого
уровня качества на всех стадиях жизненного
цикла;
- непосредственный контроль качества товара и
4 Контроль проведение испытаний;
- учет и отчетность по качеству продукции, анализ изменения ее качества, профилактика брака; - аттестация технологических процессов, продукции, рабочих мест и работников внутри фирмы;
- сертификация продукции и системы менеджмента качества организации;
5 Мотивация - ответственность за качество
Качество продукции на данный момент развития экономики и возрастающих потребностей клиентов относится продукт не только соответствующий стандартам, но и продукт отвечающий веяниям времени. Новые тенденции и новые технологии, призван обеспечить инновационный менеджмент.
Эккаунтинг-менеджмент - управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнения с исходными и плановыми показателями, результатами других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов более полного использования имеющегося потенциала [ 12] .
Таблица 8
Функции эккаунтинг-менеджмент и их задачи
№ Функции менеджмента качества Решаемые задачи
1 Планирование - использование имеющегося потенциала и возможностей;
2 Организация - организация сбора и анализа информации;
3 Координация - организация структуры управления сбора информации и доведение информации до исполнителя;.
4 Контроль - выявление отклонений от целей и поставленных задач;
5 Мотивация - ответственность за качество
Развивая данное направление можно сказать о появлении следующих видов менеджмента.
1. Прогнозно-плановый менеджмент. Возможность разработки системы управления планами предприятия. И это достаточно перспективное направление, так как классификация планов затрагивает все сферы деятельности организации на всех уровнях структуры управления, во временном пространстве не имея ограничений.
2. Информационный менеджмент. Без него не может существовать ни одна организация. Структура управления информационными потоками позволяет выявлять проблемы и возможности, перспективы развития предприятия, учитывая как внутреннюю, так и внешнюю информацию. Особо важным в предприятии, является получение информации исполнителями.
3. Менеджмент контроля. Контроль одна из основных функций менеджеров на всех уровнях управления. Выработка единой системы
управления контроля может являться приоритетным направлением развития науки менеджмент.
4. Менеджмент координации. Координация, это согласованность действий. На предприятии все взаимосвязано, и как дальше будет работать предприятие, зависит от скоординированности всех звеньев образующих организационную структуру и систему управления организации. Организация живой организм, и если хоть один орган работает быстрее или медленнее, всех составляющих, то эффективность снижается в несколько раз.
Предложенные виды менеджмента имеют достаточно большую перспективу. Увеличение динамики внешней среды: огромный поток информации, новые технологии, новые знания персонала, растущее число конкурентов и конечно же растущие желания потребителей способствуют что бы они развивались, и были внедрены в систему менеджмента предприятия.
Библиографический список:
1. И. А. Орлов, Менеджмент, Учебник. М.: Издательство "Изумруд", 2003.
2. Менеджмент / Под ред. Ж.В. Прокофьевой. - М.: Знание, 2000. - 288 с.
3. http://www.up-pro.ra/encyclopedia/Энциклопедия производственного менеджера
4. В. В. Глухов, Менеджмент. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2002. -528 с.
5. Д. Б. Симаков, З. В. Якобсон, Ю. Г. Терентьева, Менеджмент. Учебное пособие. - Магнитогорск: изд-во Магнитогорский гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2011. - 220 с.
6. Р. А. Фатхутдинов, Производственный менеджмент. Учебник. 4-е изд. -СПб.: Питер, 2003. — 491 с.
7. М. И. Фаенсон, Инновационный менеджмент: Учебное пособие / М: МГУП, 2002. 100 с.
8. М. В. Кудина, Финансовый менеджмент: учеб. пособие / М.В. Кудина. -М.: Издательский дом ФОРУМ:ИНФРА-М, 2006. - С. 270.
9. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2002
10.http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/2006/smagina.pdf Материал из Энциклопедии Пафос - учебной базы знаний для студентов, преподавателей и абитуриентов Сальского индустриального техникума
11.http://psyera.ru/4578/menedzhment-personala. Самыгии С.И., Менеджмент персонала
12. http ://edu. glavsprav.ru/ info/vidy-menedzhmenta/