Перспективы развития малых территорий с учетом зарубежного опыта Prospects for the development of small territories based on foreign experience
Ь Л московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ Ч^Я ЖУРНАЛ
УДК 338.2 DOI 10.24411/2413-046X-2020-10166 Гвоздева Ольга Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры землепользования и кадастров ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064, Москва, ул. Казакова, д.15), [email protected]
Gvozdeva Olga Vladimirovna, candidate of economic sciences, Senior Lecturer of the department of land use and cadastres, Federal State Budgetary Education Institution of Higher Education «State University of Land Use Planning» (105064, Moscow, st. Kazakowa, 15), [email protected]
Синица Юлия Станиславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры землепользования и кадастров ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064, Москва, ул. Казакова, д.15) ORHID: http://orcid.org/0000-0002-0929-5154, [email protected]
Sinitsa Yulia Stanislavovna, candidate of economic sciences, Senior Lecturer of the department of land use and cadastres, Federal State Budgetary Education Institution of Higher Education «State University of Land Use Planning» (105064, Moscow, st. Kazakowa, 15) ORHID: 0000-0002-0929-5154, [email protected]
Аннотация. Проблемы развития и сокращений малых городов затронули Россию и европейские страны. Особое влияние оказали политические потрясения конца 80-х -начала 90-х годов, которые внесли изменения в градостроительные проекты региона. Развитие малых территорий и исторических поселений является ключевой задачей, поставленной Президентом РФ. Представляет большой интерес для возможной адаптации в современных российских условиях опыт развития малых территорий зарубежных стран и его анализ в области методологии стратегического планирования. В статье рассмотрен
российский и зарубежный опыт развития малых городов, в отношении территории которого успешно и эффективно была разработана стратегия его социально-экономического развития с целью повышения качества жизни населения и улучшения уже сложившейся ситуации.
Summary. Problems of development and reduction of small cities have affected Russia and European countries. The political upheavals of the late 80s and early 90s, which introduced changes in the town-planning projects of the region, had a special influence. The development of small territories and historical settlements is a key task set by the President of the Russian Federation. The experience of development of small territories of foreign countries and its analysis in the field of strategic planning methodology is of great interest for possible adaptation in modern Russian conditions. The article considers one of the small towns, on the territory of what the strategy of its socio-economic development was successfully and effectively developed in order to improve the quality of the population life as well as to improve the existing situation.
Ключевые слова: малый город, социально-экономическое развитие, зарубежный опыт развития, стратегия, оценка эффективности, государственная программа. Keywords: small town, socio-economic development, foreign experience of development, strategy, efficiency assessment, state program.
Особое внимание чиновники уделяют затратам в соответствии с осуществляемыми мероприятиями по пространственному развитию территории и финансовым планам. Иностранные специалисты учитывают количество инвестиций, механизмы динамических изменений, происходящие в малых городах при рассмотрении вопросов роста города.
В рамках пространственного территориального развития в составе стран-союзников в 2013 году Европейский совет принял стратегию «Европа 2020» (далее - Стратегия), в которой были определены фундаментальные основы территориального развития с учетом социального аспекта [1].
В качестве приоритетных направлений рассматривались:
1) "Разумный рост" - развитие экономики за счет инноваций;
2) «Устойчивый рост» - содействие ресурсоэффективной, экологической и конкурентноспособной экономики;
3) «Интеграционный рост» - развитие экономики в зонах высокой социальной и территориальной сплоченности.
Ключевыми аспектами Стратегии стали: 1) Инновационный союз;
2) Продвижение молодежи;
3) Установка электронных средств коммуникации;
4) Промышленная политика в эпоху глобализации;
5) Создание новых направлений и рабочих мест;
6) Европейская поддержка и защита населения от бедности.
Для эффективного территориального развития Стратегией были определены следующие целевые индикаторы:
1) 75% населения в возрасте от 20-64 лет должны быть трудоустроены;
2) 3% валового внутреннего продукта в ЕС должны поступать на исследования и разработки;
3) доля выпускников начальных школ должна быть снижена до уровня не ниже 10% и порядка 40% молодого поколения должны иметь высшее образование;
4) 20 млн человек должны быть защищены от риска нищеты.
В рамках Стратегии была разработана Концепция комплексных мер, рассчитанная на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные периоды реализации проектов территориального развития малых городов в следующих областях:
- качественное состояние пригородных зон;
- хозяйство, как экономическая сфера;
- культура, туризм и социальные сферы.
Результаты реализации Стратегии можно посмотреть на примере Южной Чехии, где в разработку Концепции был выбран типичный малый город с демографическими проблемами Славонице. Город расположен в муниципалитете Йиндржихув-Градец, граничащий с Нижней Австрией. Это полностью городская природоохранная зона. На Центральной площади располагаются архитектурные строения с элементами страффито. В прошлом город являлся важным торговым центром.
В рамках Стратегии была разработана Концепция с описанием различных вариантов развития города, которая предполагала изменения в социально-демографической сфере.
Реализации проектных работ началась с обсуждением вопросов развития города с местным населением и с местной администрацией. В результате обсуждений были выявлены проблемы, приводящие к сокращению численности населения, такие как:
- низкая рождаемость, оттоки молодого населения в более крупные регионы;
- минимальные возможности трудоустройства молодого поколения;
- слабое развитие инфраструктуры, особенно транспортного сообщения.
Как следствие город теряет перспективных подготовленных специалистов, снижается привлекательность региона для приезжающего населения.
В процессе анализа полученных социальных, экономических и экологических данных была разработана Концепция, в которых были определены ключевые аспекты, ограничивающих развитие города (таблица 1).
Таблица 1 - Проблемы развития города Славонице и пути решения
Ключевые аспекты Проблемы Решение
1 Население убыль населения; преобладание населения старшего возраста повышение качества уровня жизни в городе; повышение привлекательности общественных мест для разных возрастных категорий; поддержка молодых семей
2 Свободные площадки / браунфилд закрытые, либо частично используемые (вследствие загрязнения окружающей среды) промышленные и коммерческие площадки деконструкция территории с учетом сложившейся городской и собственной инфраструктуры:
3 Транспортное сообщение слабая транспортная инфраструктура строительство объездной дороги дтя уменьшения сквозного движения; оптимизация движения в центре города
В рамках Концепции были определены городские принципы транспортной инфраструктуры малых городов:
- сокращение городского транзитного движения за счет объездных дорог;
- расширение парковочных мест;
- «безбарьерное» развитие центра малого города для лиц различных возрастных категорий;
- создание сети общедоступных культурных и спортивных муниципальных учреждений;
- улучшение и расширение зеленых зон.
Как показывает российский и зарубежный опыт для развития малых городов необходимо создание условий для проживания населения разных возрастных групп, восстановление заброшенных и создание новых «умных» инфраструктур, оказывать поддержку малого местного бизнеса. Также стоит отметить, что для повышения инвестиционной привлекательности малого города необходимо применять формы регионального маркетинга.
Тщательное внимание в зарубежной экономике уделяется рекреационному и промышленному освоению территории малых городов. Во многих странах разработаны и
успешно осуществлены программы развития территории на срок 20-30 лет, причем финансируются исключительно за счет государственных средств. Это такие страны как Япония, Великобритания, США, Франция. Данные программы направлены на создание в малых городах рабочей силы. Финансирование направлено на развитие программ экономического стимулирования, для превращения малых городов в быстроразвивающиеся центры роста экономики [2].
Опыт США показывает, что прежде чем формировать стратегию пространственного развития местные власти изучают совокупность факторов, отражающих естественное качество жизни населения в малом городе, влияющих на перспективы развития малых городов США, определяющих дальнейшие механизмы их развития:
- продолжительность жизни;
- квалификация лиц в возрасте 19 лет;
- количество новых домов, построенных на вновь освоенных землях;
- качество водных источников;
- средний уровень жизни;
- загрязнение воздуха.
Финансирование в США принимает характер комбинированного, решения по реализации программ развития принимаются намного быстрее., поскольку США осуществляют управление намеченными стратегическими планами двумя путями: на уровне муниципалитетов и на уровне развиваемого частного государственного партнерства с привлечением инвестиций.
Германия и Великобритания проводят четкую политику укрепления экономической базы малого города с использованием средств размещения в них инвестиционных предприятий и поддержания традиционных производств для развития рекреационной деятельности на территории малого города.
В Японии создан проект для одного из районов города Токио. В данном проекте сроком на 30 лет предусмотрено развитие Токио и его эколого-ландшафтной и природной зоны [2].
Опыт работы зарубежных стран в области социально-экономического развития малых городов для адаптации к российской действительности необходим. Теории и методики развития малых городов Российской Федерации переплетаются с концепциями развития зарубежных стран., происходит заимствование идей и стратегических планов развития у зарубежных коллег.
Рассмотрим для оценки социально-экономического развития малый город России -муниципальное образование город Данков Липецкой области, имеющий статус городского поселения, и убедимся, что систематизация зарубежного опыта развития малых территорий присутствует в развитии города России.
Данков - типичный малый город России. Его население составляет 19,0 тыс.чел. В соответствии с данными нормативно-правовыми актами администрация Липецкой области совместно с администрацией Данковского муниципального района разработало стратегию социально-экономического развития Данковского муниципального района от 20.09.2018 года. Цель установленной Стратегии - повышение уровня и качества жизни населения Данковского района и его устойчивое развитие, рассматриваемое как необходимая система нововведений для необходимой динамики социально-экономических процессов в районе [3].
Общий объём государственного финансирования данной программы на период 20202025 годы - около 2,3 трлн. рублей, из них за счёт федерального бюджета - 1 трлн. рублей
[3].
В соответствии госпрограммой Липецкой области на реализацию ключевых мероприятий, направленных на устойчивое развитие малых территорий, в 2019 году было выделено свыше 250,7 млн. рублей, из них
58,8 млн. рублей было направлено на развитие малой территории Данковского муниципального района [4].
Протоколом подведения итогов приема предложений от населения и определения перечня мероприятий о выборе общественной территории, опубликованным в газете «Заветы Ильича» Данковского муниципального района от 10 сентября 2019 г., №101, жителями района совместно с членами рабочей группы по подготовки конкурсной заявки и документации для участия во всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях и депутатами городского поселения город Данков были определены мероприятия, предусмотренные в реализации проекта по строительству набережной реки Дон.
Региональное отделение Общероссийской организации «Городские реновации» в Липецкой области и Центр компетенций по благоустройству и созданию комфортной городской среды Липецкого Государственного Технического университета (ЛГТУ) провели сбор предложений от жителей города Данкова о предполагаемых мероприятиях. Жители города внимание уделили устройству освещения вдоль набережной; благоустроенного пляжа с лодочной станцией и катамаранами; устройство открытого
амфитеатра для проведения праздничных мероприятий; летнего кафе и открытого кинозала; устройство открытых пространств для занятий йогой и другими видами спорта; устройство набережной в нескольких ярусов с укреплением береговой линии; установление тематического павильона [4].
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696 общий объём государственного финансирования программы на период 2019-2025 годы составляет около 2,3 трлн. рублей, из них за счёт федерального бюджета - 1 трлн.рублей. Учрежден Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах, целью которого является поддержка проектов по созданию привлекательных городских пространств [5].
Данковский муниципальный район подал заявку на участие с обоснованием комплекса мероприятий по благоустройству территории общего пользования, в частности обустройство набережной реки Дон, что было определено протоколом подведения итогов приема предложений от населения, опубликованным в газете «Заветы Ильича» Данковского муниципального района от 10 сентября 2019 г., №101. Финансирование данного проекта запланировано путем комбинированного бюджета. Одна часть - это средства федерального бюджета в размере 15 млн.руб., другая - это региональный и местный бюджет района в размере 23 млн.руб.
В настоящее время на душу населения Данковского муниципального района инвестиции составляют 168,5 тысячи рублей, четыре года назад эта сумма едва превышала 50,0 тысяч рублей. На территории муниципального образования ведётся систематическая регулярная работа по привлечению инвесторов. Местные органы власти предлагают резидентам льготные налоговые условия.
Развитие территории Данковского муниципального района идет быстрыми темпами. На территории района расположена особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Данков». ОЭЗ ППТ "Данков" создана Постановлением администрации Липецкой области № 300 от 11.11.2008 г. в границах территории г. Данкова [6].
Органы власти муниципалитета при поддержке администрации области привлекли в район инвестиции на сумму около 20 миллиардов. Новые высокоразвитые производства, такие как ООО Тепличный комбинат «ЛипецкАгро», китайский завод по производству сухих дрожжей ООО «АнгелИстРус», ООО «Дримвуд», бройлерный цех в селе Новоникольское, филиал Черкизовского мясоперерабатывающего завода предоставили новые рабочие места с высоким уровнем оплаты труда. Доходы от инвестиций данных
предприятий составили около 57 миллионов рублей, которые перешли в виде подоходного налога в местный бюджет района [3].
Начиная с 2016 года в Данковском районе Липецкой области наблюдается активное развитие в промышленной, экономической и социальной сфере, благодаря системной работе администрации области и органов местного самоуправления.
Введен в действии мониторинг основных социально-экономических показателей, с его помощью выявляются «узкие» места в экономике и социальной сфере, что позволяет вовремя разработать предложения по решению проблем.
Безусловно, в развитии территории Данковского муниципального района Липецкой области имеются слабые стороны и их нельзя отрицать. Экономическая база на территории района недостаточна развита. Несмотря на то, что особая экономическая зона промыщленно-производственного типа «Данков» дает большое количество рабочих мест, в муниципальном образовании остро стоит проблема безработицы. Инвесторы предъявляют ряд требований, необходимый уровень образования и обучения методикам ведения деятельности на предприятиях особых экономических зон.
Черты зарубежного опыта функционирования малых территорий (привлечение инвесторов, участие в госпрограммах, изучение текущих ситуаций в регионе) при развитии Данковского района Липецкой области присутствуют. Обеспечение сбалансированного территориального развития — одно из ключевых направлений политики всех уровней власти как российских, так и зарубежных [7].
Государственная программа, национальные проекты, майские указы президента в совокупности с локальным развитием региона дают эффективную оценку социального и экономического потенциала региона.
Список литературы
1. Urban vision central Europe small town 2020. Handbook. Dresden, October 2013 / URL: www.qualist.eu
2. Бондарская, О. В. Систематизация зарубежного опыта развития малых территорий / Бондарская О. В.; ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, Российская Федерация // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - Т. 10. - № 5. - С. 15-19.
3. Статистические данные. Официальный сайт Данковского муниципального района. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.admdankov.ru/1/245-2010-06-18-08-32-45
4. Статья муниципальной газеты Данковского района «Заветы Ильича» от 10 сентября 2019 г., № 101 (12191) с. 4
5. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. №696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Постановлением администрации Липецкой области от 10.11.2008г. № 300 «О создании ОЭЗ РУ ППТ «Данков»
7. Волков С., Шаповалов Д., Клюшин П. Эффективное управление земельными ресурсами - основа продовольственной безопасности России Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 4. С. 12-15