Научная статья на тему 'Перспективы развития логистики Каспийского региона как важного центра международного сотрудничества'

Перспективы развития логистики Каспийского региона как важного центра международного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
58
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная логистика / Каспийский регион / транзит / производственный потенциал / международные транспортные коридоры / transport logistics / Caspian region / transit / production potential / international transport corridors

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гюлзада Артуровна Ашурбекова, Мадина Низамовна Алиева

В статье рассматриваются перспективы развития логистики Каспийского региона, как важного центра международного сотрудничества. Активизация транспортно-логистической сети региона и его производственных сил способствует увеличению грузоперевозок через развивающиеся международные маршруты, например, реализуемый Китайской Народной Республикой проект «Один пояс, один путь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гюлзада Артуровна Ашурбекова, Мадина Низамовна Алиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of logistics in the Caspian region as an important center of international cooperation

The article discusses the prospects for the development of logistics In the Caspian region, as an important center of international cooperation. The activation of the region's transport and logistics network and its production forces contributes to an increase in freight traffic through developing international routes, for example, the "One Belt, One Road" project being implemented by the People's Republic of China.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития логистики Каспийского региона как важного центра международного сотрудничества»

Закон и право. 2021. № 12. С. 232-234. Law and legislation. 2021;(12):232-234.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья УДК 341.1/8

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-229-231

NIION: 1997-0063-12/21-059 MOSURED: 77/27-001-2021-12-259

Перспективы развития логистики Каспийского региона как важного центра международного сотрудничества

Гюлзада Артуровна Ашурбекова1, Мадина Низамовна Алиева2

1 2 Юридический институт Дагестанского государственного университета,

Махачкала, Республика Дагестан, Россия

1 gulya.ashurbekova97@gmail.com

2 madina_alieva_75@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы развития логистики Каспийского региона, как важного центра международного сотрудничества. Активизация транспортно-логистической сети региона и его производственных сил способствует увеличению грузоперевозок через развивающиеся международные маршруты, например, реализуемый Китайской Народной Республикой проект «Один пояс, один путь».

Ключевые слова: транспортная логистика, Каспийский регион, транзит, производственный потенциал, международные транспортные коридоры.

Для цитирования: Ашурбекова Г.А., Алиева М.Н. Перспективы развития логистики Каспийского региона как важного центра международного сотрудничества // Закон и право. 2021. № 12. С. 232—234. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-232-234.

INTERNATIONAL LEGAL SCIENCES

Original article

Prospects for the development of logistics in the Caspian region as an important center of international cooperation

Gyulzada A. Ashurbekova1, Madina N. Alieva2

Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia

1 gulya.ashurbekova97@gmail.com

2 madina_alieva_75@mail.ru

Abstract. The article discusses the prospects for the development of logistics in the Caspian region, as an important center of international cooperation. The activation of the region's transport and logistics network and its production forces contributes to an increase in freight traffic through developing international routes, for example, the "One Belt, One Road" project being implemented by the People's Republic of China.

Keywords: transport logistics, Caspian region, transit, production potential, international transport corridors.

For citation: Ashurbekova G.A., Alieva M.N. Prospects for the development of logistics in the Caspian region as an important center of international cooperation // Law and legislation. 2021;(12):232—234. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-232-234.

В условиях современного международного грузооборота обеспечение, организация и состояние транспортно-логистической инфраструктуры (ТЛИ) оказывает значительное влияние на торгово-экономические возможно-

© Ашурбекова Г.А., Алиева М.Н. М., 2021.

сти страны. Создание конкурентоспособной мультимодальной ТЛИ в Каспийском регионе обусловлено и выгодным географическим положением, и активным внедрением новых международно-экономических проектов.

Нестабильная мировая обстановка приводит к разветвлению транзитных маршрутов в обход

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

Российской Федерации, например, Транс-каспийский Международный Транспортный Маршрут (ТМТМ, или Срединный коридор), ТРАСЕКА (инициатива Евросоюза и США) и др.

В этих условиях необходимо стать важным центром транспортного и торгового сообщения, наращивать внутренние мощности транспортно-логистических объектов. Юг России располагает всеми удобствами транзитного маршрута как в Азию, так и в Европу.

Таким образом, использование мультимодаль-ных перевозок, включающих каспийский маршрут, превращает данный регион в центры консолидации и расконсолидации грузов. В настоящее время на территории Российской Федерации сформировались и продолжают развиваться несколько мультимодальных транспортных узлов федерального уровня. Они расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде (Самаре), Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке [3, с. 6].

«Узлы и сопряжения» транспортной и складской инфраструктуры Каспийского региона позволяют в непосредственной близости от них размещать производственные мощности. Обустройство таких объектов, как заводы, склады, сервисные компании или, наконец, создание особой экономической зоны и применения процедуры свободной таможенной зоны в Каспийском регионе. Производственная логистика, как правило, менее мощная, чем торговая, но требует большей ритмичности поставок.

Конкурентоспособность портов Махачкала, Оля, Астрахань определяется выходом на внутренние водные пути и в морские порты Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов; муль-тимодальностью перевозок; автомобильными и железнодорожными подходами к портам; наличием свободных производственных мощностей портов и резервом провозной способности железных дорог.

Создание портовой особой экономической зоны на территории Астраханской области и Рес -публики Дагестан, предусматривающей модернизацию существующих и строительство новых высокотехнологичных объектов транспортно-логистической инфраструктуры [1], способствует развитию территорий, созданию рабочих мест, оказанию комплекса услуг с добавленной стоимостью: операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества).

Таким образом, часть добавленной стоимости от логистических операций будет оставаться

у России. Наибольшая экономическая эффективность обеспечивается за счет комплексного логистического обслуживания, при котором центры одновременно предоставляют различный спектр логистических услуг, сокращая расходы на доставку груза [5].

Активное вовлечение «околотаможенных» структур также создаст четкую координацию, обеспечит высокую оперативность, надежность и полноту контроля хода внешнеторгового процесса [4]; упростит и оптимизирует процесс перемещения товаров (например, услуги таможенного брокера, таможенного консультанта, экспедитора, уполномоченного экономического оператора).

При перемещении товаров из Европы в Западный Китай следует рассматривать не только сырьевые, но и технологические товары, обеспечить логистику и производство, направленные на последующий экспорт готовых изделий в Центральную Азию, на Ближний и Средний Восток и т.д.

Например, объектом инвестиций на пути из Европы в Западный Китай могут стать металлургическое производство, сборочные, деревообрабатывающие предприятия, комплектация которых оборудованием может идти с Запада, продукция предназначена на Восток, а основа добавленной стоимости — российская.

Для российской промышленности с учетом «приплюсовывания» к ней иностранного оборудования и комплектующих появляется возможность не только дополнить логистическую цепочку за счет прикаспийского региона, но и создать там экспортно-производственные зоны на Иран, Пакистан, Афганистан и т.д.

Вывод: активизация внешней торговли будет иметь мультипликативный эффект: с появлением новых особых экономических зон, а именно промышленно-производственных, развиваются и внутренние мощности региона: технические, сырьевые, перерабатывающие, агропромышленные, инженерные, научные и т.д.

Американские санкции в отношении Ирана не спугнули китайские власти: Китай и Иран заключили инвестиционное соглашение на 25 лет (27 марта 2021 г.). И этим подчеркивается преобладание экономического интереса над политическим. Российская Федерация может стать в этой цепочке не просто импортером-логистом, но и экспортером, т.е. национальный интерес состоит в наращивании производственной транспортной мощности.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

Таким образом, повышение значимости и модернизация транспортной и таможенной логистики в современных условиях дает возможность контроля международной логистики путем отслеживания внешнеторговых потоков груза во время пересечения таможенных границ, прохождения ими таможенной проверки [2]. Тем самым можно регулировать и улучшать схемы доставки грузов, оптимизировать процесс, минимизировать затраты и привлекать инвестиции в регион.

Список источников

1. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года // URL: https://www.rosmorport.ru/media/File/State-Private_Partnership/strategy_2030.pdf (Дата обращения: 31.08.2021)

2. Левкин Г.Г. Основы логистики: Учеб. пособие. М.; Вологда: Инфра-Инженерия, 2018 // URL: http://business-library.ru/book_493832_ levkin_g_g_osnovyi_logistiki_uchebnoe_posobie/ (Дата обращения: 01.09.2021)

3. Пасечная Е.В. Основы проектирования инфраструктуры мультимодальных перевозок: Тексты лекций. Ростов н/Д, 2016.

4. Тихонович Э.А., Завгородняя Е.Н. Субъектная структура рынка околотаможенных услуг для малого и среднего бизнеса // Вестник ВолГУ. Сер. 3: Экономика. Экология. 2009. № 1: URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/subektnaya-struktura-rynka-okolotamozhennyh-uslug-dlya-malogo-i-srednego-biznesa (Дата обращения: 01.09.2021)

5. Шведов В.Е. Транспортно-логистические системы перевозки грузов: Учебник для вузов.

СПб.: Интермедия, 2020 // URL: https:// www.studentlibrary.ru/en/book/ISBN97854383 01905.htmlhttps://www.rosmorport.ru/media/File/ State-Private_Partnership/strategy_2030.pdf (Дата обращения: 31.08.2021)

References

1. Strategy for the development of the Russian sea port infrastructure until 2030 // URL: https://www. rosmorport.ru/media/File/State-Private_Partnership/ strategy_2030.pdf (Accessed: 08/31/2021)

2. Levkin G.G. Fundamentals of logistics: Textbook. M.; Vologda: Infra-Engineering, 2018 // URL: http://business-library.ru/book_493832_ levkin_ g_g_osnovyi_logistiki_uchebnoe_posobie/ (Accessed 01.09.2021)

3. Pasechnaya E. V. Fundamentals of multimodal transportation infrastructure design: Lecture texts. Rostov-on-don, 2016.

4. Tikhonovich E.A., Zavgorodnaya E.N. The subject structure of the market of customs services for small and medium-sized businesses / / Bulletin of the Volga. Series 3: Economics. Ecology. 2009. № 1: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ subektnaya-struktura-rynka-okolotamozhennyh-uslug-dlya-malogo-i-srednego-biznesa (Accessed: 01.09.2021)

5. Shvedov V.E. Transport and logistics systems of cargo transportation: Textbook for universities. St. Petersburg: Intermedia, 2020 // URL: https:// www.studentlibrary.ru/en/book/ISBN97854 38301905.htmlhttps://www.rosmorport.ru/media/ File/State - Private_Partnership / strategy_2030.pdf (Accessed: 08/31/2021)

Информация об авторах

Ашурбекова Г.А. — магистрант

Алиева М.Н. — кандидат юридических наук

Information about the authors

Ashurbekova G.A. — master's student Alieva M.N. — candidate of law

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 06.09.2021; одобрена после рецензирования 08.10.2021; принята к публикации 14.10.2021.

The article was submitted 06.09.2021; approved after reviewing 08.10.2021; accepted for publication 14.10.2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.