Научная статья на тему 'Перспективы развития логистической отрасли Республики Корея'

Перспективы развития логистической отрасли Республики Корея Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1047
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Корея / логистика / Интернет-торговля / Северный морской путь / эффективные цепочки поставок / Republic of Korea / logistics / e-commerce / Northern Sea Route / efficient supply chains

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лешакова Наталья Павловна

Логистика является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. На Азиатскотихоокеанский регион приходится более 30 % оборота логистической отрасли. Для Республики Корея, экономика которой ориентирована на экспорт, логистика начинает играть все более важную роль. Логистика стано вится не просто обслуживающей отраслью промышленности, а са мостоятельной быстро меняющейся отраслью, опирающейся на вы сокие технологи. Республика Корея ставит перед собой амбициоз ные задачи развития Кореи как мирового логистического узла, используя географическое положение и инновационные разработ ки, стремится занять лидирующие положение, как в международ ных перевозках, так и в сфере Интернетторговли. Статья посвяще на обзору текущего состояния отрасли, перспектив развития и по тенциальному сотрудничеству Республики Корея и Российской Федерации в данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лешакова Наталья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development Prospects of the Logistics Industry of the Republic of Korea

Logistics is one of the fastest growing businesses. The AsiaPacific region accounts for more than 30 % of the turnover of the logistics industry. For the exportoriented economy of the Republic of Korea logistics has been playing an increasingly important role. Logistics is not just a serving industry, but an independent rapidly changing indust ry, based on high technology. The Republic of Korea sets ambitious goals for the development of Korea as a global logistics hub, using its geograp hical location and innovative developments to occupy a leading position both in international transportation and in the field of Internet commer ce. The article reviews the current state of the logistics industry, develop ment prospects and potential cooperation of the Republic of Korea and the Russian Federation in this area

Текст научной работы на тему «Перспективы развития логистической отрасли Республики Корея»

DOI: 10.24411/9999-043A-2020-10032

Н.П. Лешакова

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

Аннотация. Логистика является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. На Азиатско-тихоокеанский регион приходится более 30 % оборота логистической отрасли. Для Республики Корея, экономика которой ориентирована на экспорт, логистика начинает играть все более важную роль. Логистика становится не просто обслуживающей отраслью промышленности, а самостоятельной быстро меняющейся отраслью, опирающейся на высокие технологи. Республика Корея ставит перед собой амбициозные задачи развития Кореи как мирового логистического узла, используя географическое положение и инновационные разработки, стремится занять лидирующие положение, как в международных перевозках, так и в сфере Интернет-торговли. Статья посвящена обзору текущего состояния отрасли, перспектив развития и потенциальному сотрудничеству Республики Корея и Российской Федерации в данной отрасли.

Ключевые слова: Республика Корея, логистика, Интернет-торговля, Северный морской путь, эффективные цепочки поставок.

Автор: Лешакова Наталья Павловна, аспирантка Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: Shiningn@ynadex.ru

N.P. Leshakova

Development Prospects of the Logistics Industry of the Republic of Korea

Abstract. Logistics is one of the fastest growing businesses. The Asia-Pacific region accounts for more than 30 % of the turnover of the logistics industry. For the export-oriented economy of the Republic of Korea logistics has been playing an increasingly important role. Logistics is not just a serving industry, but an independent rapidly changing industry, based on high technology. The Republic of Korea sets ambitious goals for the development of Korea as a global logistics hub, using its geographical location and innovative developments to occupy a leading position both in international transportation and in the field of Internet commerce. The article reviews the current state of the logistics industry, development prospects and potential cooperation of the Republic of Korea and the Russian Federation in this area.

Keywords: Republic of Korea, logistics, e-commerce, Northern Sea Route, efficient supply chains.

Author: Natalia P. LESHAKOVA, postgraduate student, Institute of Asian and African Countries, Moscow State University (e-mail: shiningn@yandex.ru).

Экономика Республики Корея ориентирована на экспорт. Доля экспорта в ВВП страны составляет 43 % на конец 2017 г. Поэтому для Республики Корея задачи оптимизации товарных потоков и расширения транспортно-логистической системы являются важными с точки зрения развития экономики страны в целом. В современных условиях глобализации и регионализации, транспортно-логистиче-ская система становится обязательным условием для сохранения конкурентоспособности страны и является ключевым фактором для поддержания устойчивой занятости и экономического роста. В данной статье будут рассмотрены основные направления развития логистической системы Республики Корея, а также перспективы и сложности, связанные с развитием логистики в регионе. Помимо этого, вопрос развития логистики будет рассмотрен с точки зрения перспектив расширения двусторонних отношений между Республикой Корея и Российской Федерацией.

Республика Корея разрабатывает комплексные планы логистики и правила с 1990-х годов. До этого логистические планы несли вспомогательную функцию, и были ориентированы на развитие определенного вид транспорта или транспортных услуг. С 2000-х годов государственная политика была сосредоточена на развитии логистики как отрасли промышленности, а Республика Корея рассматривалась как основной логистический узел в своем регионе. Этому способствовал рамочный Акт о государственной политике в логистической сфере, принятый в 2007 г. В рамках акта было предусмотрено создание пятилетнего плана по развитию отрасли, а также создание стратегии развития на ближайшие 10 лет с возможностью ежегодной корректировки. Уже сейчас Республика Корея занимает 25-е место в мире по качеству логистических услуг согласно рейтингу Всемирного Банка [Country Score Card].

Хорошо выстроенная логистика помогает не только сокращать время доставки, но и оптимизировать стоимость самих товаров. Рассматривая Республику Корея, можно выделить 2 направления транс-портно-логистических потоков страны. Первый поток — это внешняя логистика, направленная на внешние рынки грузоперевозок, способствующая экспорту и импорту товаров в страну. Азия становится центром рынка контейнерных перевозок, на который приходится 45 % общего трафика в мире (контейнерные перевозки в Северо-Восточной Азии составляют 34 % от общего объема). Второй поток — это внутренняя логистика, направленная на внутреннего покупателя и грузоперевозки внутри станы/города, способствующая росту внутреннего спроса.

Можно выделить несколько основных тенденций, связанных с этими потоками:

• увеличение инвестиций в железные дороги. Корейское правительство планирует снизить инвестиции в автомобильные дороги и направить больше усилий на развитие железнодорожного сообщения. Около 9—10 триллионов вон собирается ежегодно в качестве транспортного налога, на сегодняшний момент 65,6 % от сборов было инвестировано в автодороги и менее 20 % в железные дороги. Согласно обновленному плану по развитию инфраструктуры будет внесена корректировка,

инвестиции в железную дорогу будут увеличены до 20—30 %, а инвестиции в автомобильные дороги снизятся до 54—60 %;

• корейское правительство выполнило второй этап реконструкции международного аэропорта Инчхон. Инвестиции в проект аэропорта в общей сложности составили 5,9 трлн вон, была достроена 3-я взлётно-посадочная полоса, расширена парковка, а также построен новый грузовой терминал общей площадью 30 000 м2;

• продолжение развития порта Пусан. Порт Пусан является первым по величине портом перевалки грузов в Северо-Восточной Азии и вторым в мире после Сингапура. Объем грузоперевозок в 2004 г. составлял 4,25 млн TEU, а в 2018 г. достиг 11,46 млн TEU, увеличившись в 2,7 раза после реконструкции 2012—2016 годов. В ходе реконструкции количество доков для судов было увеличено с 17 до 41. Добавленная стоимость, полученная в результате переработки перевалочных грузов, выросла в 3,4 раза до 1,719 трлн вон с 501,5 млрд вон в 2004 г. Доля перевалки грузов среди всех грузов, поступающих в порт Пусан, также увеличилась с 40,8 % до 52,8 % [Чон Хён Чхоль]. За территорией порта была создана развитая офисная и складская инфраструктура, которая привлекла крупные логистические компании, предоставляющие полный спектр логистических услуг. Помимо этого перед управляющей компанией стоит задача сделать порт не только эффективным с точки зрения морских перевозок, но и комфортным для использования пассажирами, то есть привлечь туристические потоки, тем самым расширив спектр предоставляемых услуг.

• расширение и интеграция в единую систему основных логистических узлов страны. Корейское правительство построило 5 логистических узлов в стране для обеспечения единой государственной системы снабжения. Логистические узлы появились в следующих регионах: Jungbu regions, Youngnam regions, Honam regions, Seoul regions and Busan regions, там были созданы логистические комплексы для доработки, фасовки и отправки грузов. При этом правительство инвестировало в создание общей информационной системы на всех 5 узлах.

Последние десять лет отрасль логистики в Корее стремительно развивалась. Это развитие поддержали крупные транснациональные компании Республики Корея. Корейские ТНК, как крупные производственные и оптовые компании сосредоточились на внутренней и внешней эффективности, а также на эффективности цепочек поставок и снижении логистических издержек. С этой целью некоторые компании создали свои собственные логистические компании: second-party logistics (2PL) (дочерние компании, принадлежащие через слияния и поглощения материнским компаниям), которые с помощью понимания специфики товара и поставленного процесса смогли, не снижая качества услуг, снизить издержки. Базируясь на обслуживании основной компании, дочерние логистические компании углубляли свой опыт в логистике, с помощью инвестиций материнской компании разрабатывали собственные информационные решения, а затем расширяли линейку клиентов. Такие компании растут вслед за материнской компанией и фактически всегда защищены от потери товарооборота в случае снижения рыночного спроса со стороны конечных заказчиков. Именно поэтому такие компании растут гораздо быстрее, чем другие логистические компании, в среднем на 20 %. Самыми крупными из них являются Glovis, Pantos, and Samsung-Logitech. Ниже, в табл. 1 можно оценить темпы роста 2PL логистических компаний и 3PL, для которых логистические услуги являются профильным бизнесом.

Таблица 1. Рост оборота логистических компаний РК

Category 2001 2005 2009 2010 CAGR

2PL Glovis (Hyundai-KiaMotors) 15,408 31,928 58,340 41,0%

Pantos (LG Electronics) 1,867 10,009 11,346 14,576 16,7%

Samsung-Ligitech 1,621 8,256 11,012 14,667 26,3 %

3PL Korea Express 9,597 11,717 18,317 20,977 8,6 %

Hanjin 6,061 7,427 9,032 10,847 8,0 %

Источник: ежегодные отчеты логистических компаний.

Как видно из таблицы, темпы роста дочерних логистических компаний крупных ТНК гораздо выше, чем у профильных логистических компаний, которые участвуют в конкурентной борьбе. При этом лишь одна из логистических компаний РК входит в 10 крупнейших логистических компаний Азиатско-тихоокеанского региона, это компания Korea Express, с долей рынка в 2,1 %.

Важно отметить, что логистика также тесно связана с развитием высоких технологий, так как современные системы учета и отслеживания, все больше опираются на инновации в сфере ИТ. Точность и быстрота доставки зависит от качества технологий, используемых исполнителем. Сегодня клиенты логистических компаний не только хотят получать товар в указанное время, но и иметь возможность отслеживать весь путь движения товара. Этот сервис требует высокой интеграции всех участников процесса, а также гибкости информационной системы. В РК, по инициативе правительства, специально создана школа логистики, на базе которой ведутся разработки и тесты усовершенствованных систем учета и отслеживания грузов.

Глобализация и достижения в области информационных технологий стали катализатором беспрецедентного роста государственно-частных проектов в логистике, включая интермодальные транспортные системы (например, воздушные, морские и наземные перевозки). Появляется возможность интегрировать территориально рассредоточенные производственные системы. Появляются специализированные 3PL—4PL поставщики логистических услуг, которые могут разрабатывать цепочки поставок не только в рамках одной страны, но мира. Использование услуг 3PL провайдеров, дает возможность фирме сосредоточиться на своем основном бизнесе и улучшить общую эффективность затрат в цепочке поставок.

Одним из важнейших геополитических аспектов развития логистики в Республике Корея является расширение контактов между Северной Кореей и Республикой Кореей, так как эксперты считают строительство железнодорожного сообщения между странами выгодным проектом с точки зрения экономики, и крайне важным с точки зрения выстраивания двусторонних отношений.

Для Российской Федерации открытие железной дороги Хасан — Раджин очень выгодно, так как проект потенциально расширяет

возможности доставки грузов из Азии в Европу через РФ. Несмотря на просчитанную экономическую эффективность данного проекта, и возможность снижения стоимости доставки контейнера в Европу в 2 раза дешевле, из-за нестабильных отношений между КНДР и РК, проект пока остается проектом. Хотя является крайне привлекательным для инвестиций.

Специалисты выделяют ряд проблем, решение которых позволит приблизиться к реализации проекта:

• существующая, но недостаточно развитая транспортная инфраструктура;

• недостающие звенья транспортных магистралей;

• отсутствие интермодальных транспортных средств;

• отсутствие технической совместимости в пунктах пересечения границ;

• задержки на таможне;

• проблемы безопасности и надежности.

Решение указанных проблем не только повысит логистическую ценность и уровень транспортных услуг, но и поможет становлению отношений между двумя странами.

Одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества между Россией и Республикой Корея в обозримом будущем, является развитие «Северного Морского Пути», который является альтернативой традиционному пути доставки товаров из восточного полушария в западное, при этом маршрут на месяц короче и безопасней (в связи с участившимися нападениями пиратов). Для РК это не только возможность оптимизировать цепочки поставок, но и возможность расширить производственные возможности судостроительных верфей.

Уже сейчас между странами началось сотрудничество, на корейских верфях сейчас строится 15 танкеров-ледоколов для перевозки СПГ по арктическому маршруту. В 2019 г. также был подписан контракт между судостроительным комплексом «Звезда» и южнокорейской компанией Samsung Heavy Industries Co Ltd на проектирование судов-газовозов для проекта «Арктик СПГ-2».

«Россия планирует ежегодно перевозить по СМП 50 миллионов тонн грузов к 2024-му году — это закреплено в майском указе Влади-

мира Путина. По словам главы дирекции СМП «Росатома» Вячеслава Рукши, такого показателя удастся достичь и, возможно, превысить его благодаря экспорту энергоресурсов со строящегося комплекса «Арктик СПГ-2» (оттуда ежегодно будет отгружаться 18 миллионов тонн сжиженного газа), таймырской грузовой базы «Вос-токУголь» (20 млн т угля) и Паяхского месторождения (более пяти миллионов тонн нефти)» [Мельников].

В связи с этим важно отметить еще один пункт данного проекта, который в перспективе сможет оказать влияние на расширение сотрудничества между странами, — это увеличение экспорта в РК энергоресурсов.

В заключение хотелось бы отметить, что перспективы развития логистической отрасли в РК вполне благоприятны, и правительство РК, понимая важность развития отрасли, предпринимает важные шаги на пути становления логистики как отрасли промышленности. При этом существует ряд проектов, которые в долгосрочной перспективе могут значительно расширить интерес к РК как к мировому логистическому и распределительному центру. Однако важно отметить, что эти проекты смогут быть реализованы только при решении ряда политических проблем. Если говорить о сотрудничестве РК и РФ, то тут также существуют перспективные проекты, однако для их реализации, с точки зрения автора, не хватает как государственных гарантий, так и положительно опыта сотрудничества.

Библиографический список

Мельников В. «Арктическая доктрина» США: Северный морской путь будет заблокирован. URL: https://ria.ru/20191018/1559911797.html (дата обращения: 30.10.2019).

Чон Хён Чхоль. Порт Пусана до 2025 г. должен превратиться в международный логистический хаб. URL: https://primamedia.ru/news/826458/ (дата обращения: 27.10.2019).

Country Score Card: Korea, Rep. 2018. The World Bank. URL: https://lpi.world bank.org/international/scorecard/radar/254/C/KOR/2018#chartarea (дата обращения: 12.10.2019).

References

Chon Heng Chol. (2019). Port Pusana do 2025 goda dolzhen prevratit'sya v mezhdunarodnyy logisticheskiy khab [Busan Port to become international logistics hub by 2025]. URL: https://primamedia.ru/news/826458/ (accessed: 27 October, 2019) (In Russian).

Country Score Card: Korea, Rep. 2018. The World Bank. URL: https://lpi.world bank.org/international/scorecard/radar/254/C/K0R/2018#chartarea (accessed: 12 October, 2019).

Melnikov V. (2019). "Arkticheskaya doktrina" SShA: Severnyy morskoy put' budet zablokirovan [Arctic Doctrine of the USA: Northern Sea Route will be blocked]. URL: https://ria.ru/20191018/1559911797.html (accessed: 30 October, 2019) (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.